<< Пред.           стр. 368 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 Так, революции он
 считал «дитём общего возбуждения». В основном историч. труде «Происхождение
 совр. Франции»
 (v. 1—3, 1876— 1893, рус. пер., т. 1—5, 1907) Т. нарисовал неприглядный
 социальный портрет
 якобинца, пользуясь случайно подобранными фактами; он не понимал историч.
 значения Парижской
 Коммуны. Критикуя позитивизм, он не выходил за рамки позитивистской методологии.
 * Sa vie et sa correspondence, v. i—2, P., 1908—144; в рус. пер.— Англ.
 позитивизм, СПБ, 1866; Критич. опыты, СПБ,
 1869; Очерки совр. Англии, СПБ, 1872; Бальзак. Этюд, СПБ, 1894; Франц. философия
 1-й пол. 19 в., СПБ, 1896; О
 методе критики и об истории лит-ры, СПБ, 1896; История англ. лит-ры, т. 5, М.,
 1904; Путешествие по Италии, т. 1—2,
 М., 1913—16; Лекции об иск-ве, ч. 1—3, 5, М., 1919.
 • Плеханов Г. В., Лит-pa и эстетика, т. 1—2, М., 1958; Луначарский А. В., Собр.
 соч., т. 5, 8, М.,1965 — 1967; Моравский
 С., Концепция искусства Т. и бурж. эстетика, в сб.: О совр. бурж. эстетике, в.
 2, М., 1965; Предвечный Г. П., Франц.
 бурж. эстетика, Ростов н/Д., 1967; Новиков А. В., От позитивизма к интуитивизму,
 М., 1976; L а с о m Ь е P., Taine
 historien et sociologie, P., 1909; Ehevrillon ?., Taine; formation de sa pensee,
 P., 19323; Cresson A., Hippolyte Taine. Sa vie,
 son oeuvre, avec im expose de sa Philosophie, P., 1951.
 ТЮБИНГЕНСКАЯ ШКОЛА, 1) направление в нем. протестантской теологии, развивавшееся
 в ун-
 те г. Тюбингена (отсюда назв.). Первый период в истории Т. ш. (1777—97) связан с
 деятельностью X.
 Г. Шторра и характеризуется сочетанием супранатурализма с просветит.
 тенденциями; эти умонастроения были господствующими в Тюбингенском теологич. ин-
 те, когда в
 нём учились Гегель, Шеллинг, Гёльдерлин. В 1830 возникла т. н. новая Т. ш.,
 основанная
 гегельянцем Ф. X. Бауром. Его последователи, стремясь выявить в текстах Нового
 завета диалектику
 противоборствующих тенденций, перешли к их критике, идущей «...настолько далеко,
 насколько это
 возможно для теологической школы» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
 т. 22, с. 473).
 Именно в работах представителей Т. ш. выкристаллизовался ряд положе-
 ний библейской критики, впоследствии воспринятых мифологяч. школой (регистрация
 противоречий
 между различными Евангелиями, гипотеза о Евангелии от Марка как самом раннем,
 предположение
 о позднем происхождении ряда посланий апостола Павла, интерпретация раннего
 христианства как
 синтеза между стоицизмом и эллинизированным иудаизмом и т. п.). Особое значение
 имели работы
 Д. Ф. Штрауса и Б. Бауэра, оказавшие влияние на Э. Ренана, на либеральную нем.
 теологию кон. 19
 — нач. 20 вв.; материал этих работ широко использовал Ф. Энгельс. Против Т. ш.
 выступили теологи
 консервативного направления во главе с Генстенбергом. К 60-м гг. 19 в. Т. ш.
 распалась. 2)
 Направление в нем. католич. теологии 19 в., развивавшееся в ун-те г. Тюбингена
 (И. А. Мелер, И.
 Кун, К. И. Хефеле и др.); испытало влияние нем. идеализма и романтизма,
 характеризовалось
 известной оппозиционностью офиц. схоластич. направлению, подготовило идеологию
 отколовшейся
 от Ватикана старока-толич. церкви.
 • Энгельс Ф., Бруно Бауэр и первоначальное христианство, Маркс К. и Энгельс Ф.,
 Соч., т. 19; Lе-ube M., Geschichte des
 Tubinger Stifts, Bd 1—3, Stuttg., 1921—36; Geiselmann J. B., Die katholische
 Tubinger Schule, Freiburg — Basel — W., 1964.
 ТЮРГО (Turgot) Анн Робер Жак (10.5.1727, Париж,— 20.3.1781, там же), франц. гос.
 деятель,
 философ-просветитель и экономист. Окончил теологич. ф-т Сорбонны, но отказался
 от духовной
 карьеры. С 1751 чиновник Парижского парламента, в 1761—74 интендант в Лиможе. На
 посту ген.
 контролёра финансов в 1774— 1776 провёл ряд антифеод. реформ, к-рые вызвали
 сопротивление
 привилегиров. сословий и после отставки Т. были отменены. Филос. воззрения Т.
 формировались под
 воздействием идей просветителей, с к-рыми он сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро
 и Д'Аламбера.
 Материалистич. и сенсуалистские взгляды сочетались у Т. с признанием роли бога-
 творца как
 первоисточника бытия. Доказывая постоянство действия законов природы, Т.
 сформулировал один
 из первых вариантов рационалистич. теории обществ. прогресса, предвосхитив
 концепцию Кондорсе.
 Он высказал мысль о трёх стадиях культурного прогресса человечества:
 религиозной, спекулятивной
 и научной; впоследствии эту идею развивал Конт.
 Осн. соч. Т.— «Размышления о создании и распределении богатства» (1766, рус.
 пер. 1905). Вслед за
 Ф. Кенэ и др. физиократами Т. отстаивал принцип свободы экономич. деятельности.
 Т. впервые
 подошёл к пониманию значения собственности на средства произ-ва в классовом
 делении общества,
 различая внутри «зем-ледельч. класса» и «класса ремесленников» предпринимателей
 и наёмных
 работников. Т., идеолог нарождавшегося капитализма, по словам К. Маркса, «...был
 одним из
 интеллектуальных героев, свергнувших старый режим...» (Маркс К. и Энгельс Ф.,
 Соч., т. 15, с. 384).
 • Oeuvres, v. l—5, P., 1913—23; в рус. пер.— Избр. филос. произв., М., 1937;
 Избр. экономич. произв., М., 1961.
 • Волгин В. П., Развитие обществ. мысли во Франции в 18 в., М., 1958; Фор Э.,
 Опала Т. 12 мая 1776, пер. с франц., М.,
 1979.
 У
 УАЙТ (White) Лесли Алвин (19.1.1900, Салида, шт. Колорадо,— 31.3.1975, Дет-
 Валли, шт. Кали-
 форния), амер. культурантрополог и культуролог.
 Для эволюционистской концепции У. характерно стремление обосновать объективный
 характер
 культуры. Выступая против различных попыток предста-
 вить понятие «культура» лишь как удобную методоло-гич. абстракцию, У.
 рассматривает его как
 объективную категорию, выражающую специфич. «надсомати-
 УАЙТ 699
 ческую» систему действительности, к-рая имеет собств. закономерности
 функционирования и
 развития. Культура подразделяется У. на три подсистемы: технологическую,
 социальную и
 идеологическую. Первая включает орудия произ-ва, средства существования,
 материалы для
 постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.; вторая охватывает типы
 коллективного и
 индивидуального поведения; третья состоит из идей, верований, знаний.
 Главной и определяющей является технологич. подсистема, поскольку человеку в
 первую очередь
 необходимы пища, жильё, одежда, а также средства защиты от врагов. Социальная и
 идеологич.
 подсистемы являются вторичными и производными. Т. о., систему взглядов У. можно
 расценить как
 концепцию технологич. детерминизма, ограниченность к-рой обусловлена прежде
 всего тем, что
 выделяемые подсистемы культуры рассматриваются У. в отрыве от социально-практич.
 деятельности
 людей. Поэтому понятие «культура», а не «общество» выступает, по У., предельно
 широкой
 категорией, охватывающей предметы всех обществ. наук. Несостоятельна также и
 однозначная
 детерминация «социальной» и «идеологич.» подсистем культуры её «технологич.»
 подсистемой.
 Вместе с тем нек-рые частные положения концепции У. заслуживают внимания (напр.,
 для экологии
 — попытка рассмотрения культуры в качестве специфического «термодинамического»
 механизма
 аккумуляции, хранения, передачи и преобразования энергии общества) .
 • The science of culture, N. ?., 1949; The evolution of culture, N. Y., 1959;
 The concept of culture, Minneapolis, 1973 (совм. с
 В. Dillingham); The concept of cultural systems: a key to understanding tribes
 and nations, N. Y., 1975.
 • Маркарян Э. С.,0 генезисе человеческой деятельности и культуры, Ер., 1973;
 Аверкиева Ю. П., История теоретич.
 мысли в амер. этнографии, М., 1979.
 УАЙТХЕД (Whitehead) Алфред Норт (15.2.1861, Рамсгит, Кент,—30.12.1947, Кембридж,
 Массачусетс), англ. логик, философ и математик. Совместно с Расселом У.—
 основатель логицистич.
 школы в философии математики (см. Логицизм), соавтор «Principle Mathematica» (?.
 1—3, 1910—13)
 — книги, к-рая в значит. степени определила последующее развитие математической
 логики.
 Филос. эволюция У. происходила в рамках неореализма. В филос. воззрениях У.
 выступает
 стремление к связи и согласованию философии с естеств.-науч. открытиями 19—20
 вв. В первый
 период своего творчества (до сер. 20-х гг.) У. ставит задачу преодоления т. н.
 удвоения природы,
 пытаясь представить природу как единство «событий» — «элементарных факторов
 чувственного
 опыта» и «объектов» — «непреходящих элементов в природе», устойчивой стороны
 преходящих,
 текучих событий. Такая картина мира позволяет, по мысли У., понять природу как
 «процесс» и
 совместить утверждение, что природа независима от мысли, с утверждением о
 тождественности
 природы и опыта. Второй период творчества У. связан с переходом его к
 объективному идеализму,
 родственному платонизму. У. исходит из онтологич. принципа: всё существующее
 должно являться
 частью опыта — индивидуального для конечных вещей, божественного для мира в
 целом. Мировой
 процесс понимается как «опыт бога», в к-ром осуществляется переход «вечных
 объектов» из идеаль-
 ного мира в физический, обеспечивающий качеств. определённость «действит.
 событий» (к-рые есть
 процессы опыта, индивидуальные акты). Поскольку «событие» имеет временной
 характер и
 постоянно изменяется, оно органично. Поэтому понятие материи, по У., подлежит
 замене понятием
 организма: «наука... становится изучением организмов». Для социологич. взглядов
 У. характерно
 признание идей движущими силами об-
 700 УАЙТХЕД
 щества и абсолютизация роли личностей, к-рые, по У., в конечном счёте управляют
 миром.
 • An enquiry concerning the principles of natural knowledge, Camb., 1919; Modes
 of thought, N. Y., 1938; The concept of na-
 ture, Camb., 1955; Adventures of ideas, N. Y., 1959; Process and reality, N. Y.,
 1960.
 • Богомолов А. С., Англ. бурж. философия XX в., ?., 1973, гл. 4; е г о ж е,
 Бурж. философия США XX в., М., 1974, гл. 5;
 Хилл Т. И., Совр. теория познания, пер. с англ., М., 1965, гл. 9; Philosophy of
 A. N. Whitehead, ed. by P. Schupp, Evanston,
 1941; Lawrence N., White-head's philosophical development, Berk.— Los Ang.,
 1956; Mays W. H., The philosophy of
 Whitehead, N. Y., 1959; Jordan M., New shapes of reality. Aspects of A. N.
 White-head's philosophy, L., [1968] (лит.).
 УАРТЕ (Huarte) Хуан (ок. 1530, Сан-Хуан-де-Пье-дель-Пуэрто, Наварра,— не позднее
 1592, Баэса),
 исп. врач и философ-материалист. Автор «Исследования способностей к наукам»
 (1575, рус. пер.
 I960, вступит. ст. Р. Бургете), в к-ром способности души ставятся в зависимость
 от телесных
 особенностей человека, его темперамента, определяющегося преобладанием в мозгу
 одного из
 четырёх первоэлементов природы (огня, воздуха, земли, воды), а также от
 климатич. условий и
 пищи. Основой изменений в природе и чело-веч. организме является активный
 элемент — огонь. У.
 одним из первых пытался создать классификацию наук, основанную на человеч.
 способностях —
 памяти, разуме и воображении. В теории познания подчёркивал роль наблюдения.
 Оказал большое
 влияние на исп. гуманизм 16—17 вв.
 • Iriarte M. de, El doctor Huarte de San Juan у su Examen de ingenios, [Madrid,
 1948s].
 УЙСДОМ (Wisdom) Джон (р. 12.9.1904, Лондон), англ. философ, представитель
 лингвистич.
 философии. В духе философии лингвистич. анализа усматривает задачу филос.
 исследования в
 прояснении отд. выражении обыденного языка. Согласно У., абстрактные филос.
 понятия (в т. ч.
 понятие материи) являются логич. конструкциями, к-рые следует сводить к
 конкретным понятиям,
 описывающим «чувств. данные», телесные и психич. проявления. Особое место в
 работах У. зани-
 мает исследование парадоксов, связанных с проблемой знания о событиях прошлого и
 будущего, а
 также с проблемой познания сознаний других людей. Источник возникновения традиц.
 филос.
 проблем У. видит в бессознат. влечениях и стремлениях человека. Сближаясь с
 психоанализом, У.
 развивает т. н. терапевтич. направление в лингвистич. философии, рассматривающее
 филос. теории
 как своеобразные «заболевания», нуждающиеся в лечении.
 • Other minds, Oxf., 1952; Philosophy and psychoanalysis, Oxf., 1953; The
 unconscious origin of Berkeley's philosophy, L.,
 1953.
 * Хилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, с. 474—77;
 Богомолов А. С., Англ. бурж. философия XX в.,
 М-, 1973, с. 265—67.
 УКЛАД ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ (система обществ. произ-ва, обществ. х-ва),
 целостная система производств. отношений определ. типа, образующая обществ.
 форму произ-ва.
 Социально-экономич. строй того или иного общества может вклюжать в себя как
 один, так и неск. У.
 о.-э. В многоукладном обществе один У. о.-э., как правило, является
 господствующим,
 доминирующим. Объединяя и подчиняя все остальные У. о.-э., он определяет
 характер социально-
 эконо-мич. строя общества в целом, а тем самым и его принадлежность к определ.
 общественно-
 экономической формации. В этом смысле господствующий У. о.-э. служит основой
 всего общества в
 целом. Господствующий в данную эпоху в определ. социальном организме У. о.-э. в
 процессе
 дальнейшего развития может стать подчинённым, и, наоборот, подчинённый уклад
 превратиться в
 господствующий. Более фундаментально деление У. о.-э. на формационные, основные,
 и нефор-
 мационные, неосновные. К первым относятся: первобытнообщинный,
 рабовладельческий,
 феодальный, капиталистический и коммунистический У. о.-э. Ко вторым — такие У.
 о.-э., к-рые в
 принципе не могут быть господствующими, напр. патриархальный (мелкое на-
 туральное х-во) и мелкобуржуазный (мелкое товарное х-во при капитализме). Те или
 иные
 производств. отношения могут не составлять в данном обществе целостной системы,
 а существовать
 лишь в качестве более или менее значит. придатка к У. о.-э., образованному
 производств.
 отношениями другого типа [напр., наёмный труд в Др. Вавилонии, антич. Риме;
 рабство (холопы) в
 России]. В истории тех или иных обществ возможны такие периоды, когда ни один из
 существующих
 У. о.-э. не является господствующим, напр. общества, вступившие на путь перехода
 от капитализма к
 социализму. В частности, в Сов. России 20-х гг. наряду с ведущим социалистич. У.
 о.-э. сущест-
 вовали патриархальное крест. х-во, мелкое товарное произ-во, частнохоз.
 капитализм, гос.
 капитализм (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 36, с. 296 и т. 43, с. 158, 207, 221). В
 совр. условиях отсутствие
 безраздельно господствующего У. о.-э. характерно для многих развивающихся стран
 Азии и
 особенно Африки.
 • Ленин В. И., Развитие капитализма в России, ПСС, т. 3; его же, Рецензия. А.
 Богданов. Краткий курс экономич. науки,
 там же, т. 4; его же, Три источника и три составных части марксизма, там же, т.
 23; его же, О «левом» ребячестве и о
 мелкобуржуазности, там же, т. 36; его же, Великий почин, там же, т. 39; его же,
 О продовольственном налоге, там же, т.
 43; Семенов Ю. И., Значение категории «общественно-экономич. уклад» для анализа

<< Пред.           стр. 368 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу