<< Пред.           стр. 37 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 1927; Farrington B., Francis Bacon: philosopher of industrial science, N. Y.,
 [19491; A n-(1 e r s o n F. H., Francte Bacon. His
 career and his thought, Los Ang., 1962. А. Л. Субботин.
 БЮРОКРАТИЯ (франц. bureaucratic, букв.— господство канцелярии, от франц. bureau
 — бюро,
 канцелярия и греч. ?????? — сила, власть, господство), специ-фич. форма
 социальных организаций в
 обществе (политич., экономич., идеологич. и др.), существо к-рой заключается в
 отрыве центров
 исполнит. власти от воли и решений большинства членов этой организации, в
 главенстве формы над
 содержанием деятельности, в подчинении правил и задач функционирования
 организации целям её
 сохранения и укрепления; ведёт к возникновению привилегированного слоя,
 оторванного от масс и
 стоящего над ними (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 33, с. 115). Б. присуща обществу,
 построенному на
 социальном неравенстве и эксплуатации, когда власть сосредоточивается в руках
 той или иной узкой
 правящей группы.
 Формы Б. менялись па протяжении истории в связи со сменой эксплуататорских
 обществ.-экономич.
 фор-
 БЮРОКРАТИЯ 71
 маций. Если в докапиталистич. формациях Б. существовала прежде всего как форма
 политич.
 организации, то в период господства капиталнстич. отношений она становится
 формой организации
 экономич. жизни. С развитием гос.-монополистич. капитализма Б. превратилась в
 универсальную
 форму социальной бурж. организации, начиная с монополий и кончая различного рода
 добровольными орг-циями.
 Б. не тождественна организации и организованности вообще. В 20 в. в развитых
 индустриальных
 странах отмечается рост организованности во всех сферах жизни. В экономич.
 области это
 выразилось в возникновении производств. комплексов и централизации управления
 ими, в
 политической — в формировании но-литич. партий, в области культуры — в
 возникновении
 централизов. сети средств массовой коммуникации, и т. д. Объективный ход
 социально-экономич.
 развития в 20 в. приводит к выработке общих принципов работы социальных
 организаций, к-рые
 включают структуру управления, иерархию должностей и постов, строгое разделение
 функций,
 правила информации руководства на различных ступенях, дисциплину. Все эти
 правила необходимы
 для работы организации и сами по себе ещё не означают Б. Бюрократия — это
 независимость
 аппарата власти от исполнителей, подавление инициативы отд. частей организации.
 Условия
 бюрократия, организации формируют специфпч. тип личности, главными
 психологическими и
 моральными чертами к-рой являются политический, идейный и моральный конформизм,
 ориентация
 на выполнение формальных обязанностей, стандартизация потребностей и интересов.
 Впервые науч. понимание природы и существа Б. дал К. Маркс. В работе «К критике
 гегелевской
 философии нрава» Маркс показал, что Б. заключается прежде всего в потере
 организацией содержат.
 цели своей деятельности, в подчинении правил её функционирования, деловых
 принципов задаче
 сохранения и укрепления её как таковой (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1,
 с. 270). Именно
 отсюда Маркс выводил такие черты Б., как формализм, бездушие, крючкотворство,
 бю-рократич.
 произвол. Как писал Маркс, бюрократия «...вынуждена ...выдавать формальное за
 содержание, а
 содержание — за нечто формальное. Государственные задачи превращаются в
 канцелярские задачи,
 или канцелярские задачи — в государственные» (там же, с. 271). Строгие правила и
 жёсткие
 предписания в Б. уживаются с возможностью принимать волюнтаристские решения, что
 особенно
 ярко демонстрирует прак-тика работы буржуазной полицейско-бюрократпч. машины.
 Маркс впервые в истории вскрыл классовые основы Б. как формы политич. жизни. В
 работе
 «Восемнадцатое брюмера Лун Бонапарта» Маркс сформулировал задачу слома бурж.
 бюрократич.
 машины как первое условие победы социалистич. революции. В. И. Ленин в работе
 «Гос-во и
 революция» разработал принципы ликвидации Б. в ходе победоносной социалистич.
 революции.
 Явление Б. привлекает особое внимание бурж. учёных с нач. 20 в., когда рост
 бюрократич. орг-ций
 принял огромный размах. Основы бурж. социологич. концепций Б. были заложены в
 работах нем.
 социолога М. Вебера, к-рый рассматривал Б. как естеств. и необходимую форму
 всякой социальной
 организации. Сам термин «Б.» приобрёл у Вебера позитивный характер и относился к
 организации
 вообще. В таком же смысле он употребляется во многих немарксистских социологич.
 работах.
 Безличность, рациональность, строжайшая регламентированность, ограниченность
 ответственности в
 атих работах считаются идеалом всякой организации.
 72 БЮХНЕР
 Непосредств. итогом развития Б. являются процессы роста отчуждения во всех
 сферах жизни бурж.
 общества, атмосфера конформизма. Б совр. бурж. общества и защищающие её
 концепции вызывают
 резкую критику со стороны марксистов. Она также подвергалась критике со стороны
 либерально
 настроенных учёных в бурж. странах.
 ?кт. революции 1917 в России разрушила старую полицейско-бюрократпч. машину.
 Ленин в
 качестве одной из осн. задач по созданию демократич. аппарата власти выдвинул
 задачу изгнать из
 гос. аппарата «...все следы излишеств, которых в нем осталось так много от
 царской России, от
 еебюрократическо-капиталистиче-ского аппарата» (ПСС, т. 45, с. 405). Борьбу с
 бюрократизмом
 Ленин рассматривал не только как борьбу с пережитками старого социального строя,
 но и как
 предупреждение извращений, возможных в условиях социализма в результате
 нарушения норм
 социалистич. демократии. Гл. орудием предотвращения бюрократич. стиля
 руководства в условиях
 социализма Ленин считал всестороннее развитие внутрипарт., гос. и хоз.
 демократии на основе
 принципа демократического централизма. В условиях социализма вырабатывается не
 только
 принципиально иной, в отличие от буржуазного, тип социальной организации,
 постоянно осущест-
 вляется контроль за соблюдением норм и принципов социалистич. демократии.
 Развивая и расширяя
 сеть орг-ций (экономич., политич., культ.-просвет, и др.), укрепляя централизм и
 единоначалие,
 борясь за дисциплину и ответственность в выполнении своих обязанностей каждым
 членом орг-ций,
 социалистич. общество одновременно решительно борется с бюрократич.
 извращениями, расширяет
 возможность для привлечения масс к управлению обществ. жизнью и отд. орг-циями.
 • M a p к с К., К критике гегелевской философии права, M a p к с К. и Э н г с л
 ь.с Ф., Соч., т. 1; е г о ж е, Восемнадцатое
 брюмера Луп Бонапарта, там же, т. 8; Л е н и н В. И., Заключит, слово по докладу
 о партийной программе 19 марта. [VШ
 съезд РКП(б) 18—23 марта 1919 г.], ПСС, т. 38; е г о ж е, Странички из дневника.
 2 января 1923 г., там же, т. 45; 3 а-м о
 ш к b y Ю. А., Кризис бурж. индивидуализма и личность, М., 1960; его же, Идейно-
 теоретич. дискуссии вокруг проб-
 лемы Б., «ВФ», 1970, № 11; М и л л с Р., Властвующая элита, пер. с англ., М.,
 1959; Weber M., The theory of social and
 economic organization, L.— N. Y., 1947; M e r t o n R. [a. o.] (eds), Reader in
 bureaucracy, Glencoe, 1952; E t z i o n i A., A
 comparative analysis ?? complex organizations, ?. ?., 1961; Blau P. M.,
 Bureaucracy in modern society, N. Y., 1961.
 БЮХНЕР (Buchner) Людвиг (29.9.1824, Дармштадт,— 1.5.1899, там же), нем. философ
 и врач,
 естествоиспытатель. Представитель вульгарного материализма. Первоначально
 находился под
 сильным влиянием философии Фейербаха, которую, однако, трактовал упрощённо,
 ориентируясь на
 антропологизм и отрицательное отношение Фейербаха к диалектике Гегеля. Другим
 источником
 философских взглядов Б. были идеи Ка-баниса. Исходным у Б. является понятие
 материи,
 тождественной веществу и обладающей рядом свойств, пли сил, среди к-рых наиболее
 важное —
 движение. Утверждая, что мысль, сознание (понимаемое как зеркало природы)
 является продуктом
 высокоорганизованной материи — мозга, Б. рассматривал духовное лишь как
 совокупность функций
 мозга (см. «Сила и материя», СПБ, 1907, с. 178). Вера в безграничные возможности
 науки и критика
 агностицизма сочетались у Б. с нек-рыми оговорками о непознаваемости материи
 самой по себе.
 Защищал идеи социального дарвинизма, провозглашал борьбу за существование
 (капиталистическую
 конкуренцию) основой социального развития. Передовые учёные 19 в. критически
 использовали нек-
 рые идеи Б. для борьбы с идеализмом.
 • в рус. пер.: Природа и наука. К., 1881; Психическая жизнь животных, СПБ, 1902;
 Дарвинизм и социализм, СПБ, 1913.
 • История философии, т. 3, М., 195Я (см. именной указатель); Б а к p а д з е К.,
 Очерки по истории новейшей и совр.
 бурж. философии, Тб., 1960, гл. 1, с. 26—56.
 в
 ВАЙБХАШИКА (санскр.), вначале носившая назв. сарвастивада, позднее иногда
 называвшаяся
 муласар-вастивада, одна из крупных школ хинаяны. Близка к тхераваде (учению
 старейших). По
 решению собора в нач. н. э. в Кашмире (т. н. 4-го буддийского собора) были
 составлены
 комментарии к канону (вибхаша) — отсюда назв. школы. Осн. источником для
 изучения В. служит
 трактат крупнейшего представителя школы (впоследствии перешедшего и махаяну)
 Васубандху
 «Абхидхармакоша».
 Основа воззрений В.— учение о дхармах, ставшее фундаментом хинаяны и принятое
 буддизмом
 вообще. Схоластич. реализм В. приводит к утверждению неизменного постоянного
 числа дхарм,
 разделяющихся на настоящие, прошлые и будущие, в связи с чем бытие дхарм, их
 возникновение и
 исчезновение — это только странствие имеющихся данностей с одной временной
 ступени на другую.
 В. предполагает многочисл. классификации дхарм, наиболее значимые среди них —
 ст. зр. течения
 процесса познания — классификации на сканд-хи, аятаны, или основы сознания, и
 дхату, группы
 элементов сознания. Нирвана как абс. реальность предстаёт в В. совершенно
 отделённой от нирваны
 как пси-хологич. состояния и, оказавшись неподвижным, неизменным элементом,
 означающим
 безличный материальный остаток, выступает как некая вещная данность — дравья
 (букв.— вещь).
 Этот примитивный реализм В. смягчается указанием на то, что «материальный» не
 означает
 «телесный», а только «непсихический» («угашены феномены сознания»).
 • см. к статьям Хинаяна, Дхарма, Нирвана.
 ВАЙШЕШИКА (санскр., от вишеша — различие, особенность), др.-инд. филос. школа,
 признающая
 авторитет Вед, но опирающаяся в своей теории на независимые основания. Близка к
 нъяе, с к-рой
 образовала позднее единую школу; по происхождению отражает, видимо, более ранний
 этап, чем
 ньяя. Основателем В. считается Канада (он же Улука), его соч. «Вайшешика-сутра»
 — первое
 систематич. изложение теории В. Др. важные источники: «Падартха-дхарма-санграха»
 Пра-
 шастапады, труды Удаяны, Шридхары, Валлабхачарьи и др. Согласно В., существует
 семь видов
 реальности, выступающих как объекты познания. Из них шесть положительны —
 субстанция
 (дравья), качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность
 (вишеша),
 присущность (самавая) и одна отрицательна — небытие (абхава — см. Бхава).
 Субстанция, пред-
 ставляющая собой субстрат качества и действий, но отличная от них, выступает в
 девяти формах,
 пять из к-рых (земля, вода, огонь, воздух, эфир-акаша) являются физич.
 элементами,
 воспринимаемыми органами чувств, а четыре других неощутимы (как и акаша, к-рая,
 однако,
 является субстратом звука), едины, вечны и все-проникающи [пространство, время,
 душа как
 субстрат сознания и ум (манас), предназначенный для восприятия индивидуальной
 души и
 трактуемый как внутр. чувство]. Субстанция несёт в себе качество, к-рое не
 существует вне неё и не
 проявляет к.-л. активности; оно определяет природу вещей (В. выделяет 24
 качества). Действие
 понимается В. как физич. движение пяти видов — вверх (поднятие), вниз
 (опускание), внутрь
 (сжатие), вовне (расширение), с места на место (хождение, перемещение). Нек-рые
 действия не
 воспринимаются (напр., ума-манаса). Всеобщность представляет собой вечную
 сущность, общую
 всем элементам данного класса (напр., «коровность» — то, что обще всем коровам и
 существует
 независимо от рождения или смерти любой из коров). Противоположна всеобщности
 категория особенности (вишеша, отсюда назв. школы), индивидуализирующая вечные
 сущности
 мира, дифференцирующая их. Под присущностью (или нераздельностью) В. понимала
 нерасторжимую и постоянную связь (целое и его части, качество или действие и
 субстанция, общее и
 особенное).
 Наиболее выдающейся частью учения В. является атомистич. теория, объясняющая ту
 часть
 Вселенной, к-рая состоит из физич. элементов и подвержена возникновению и
 разрушению. Все
 составные физич. объекты состоят из четырёх видов атомов, соединяющихся в
 двойки, тройки и
 иные типы организации. Сами атомы понимаются как несотворённые и вечные
 элементы,
 указывающие предел членения материального объекта. Мир создан из атомов, по
 движущей силой
 является бог, действующий в соответствии с законом кармы. В системе В. была
 детально разработана
 теория создания и разрушения Вселенной (мировой цикл).
 • Радхакришнан С., Инд. философии, пер. с англ., т. 2, М., 1957, с. 153—217; Ч а
 т т е ? д ж и С., Д а т т а Д. Древняя инд.
 философия, пер. с; англ., М., 1954, с. 40—42, 211— 235; Гостеева Е. И.,
 Философия В., Таш., 19СЗ; U i H., The Vaiaesika
 philosophy, L., 1917; Faddegon В., The Vaicesjka system, Arast., 1918; Keith А.
 В., Indian logic and atomism, Oxf., 1921; M i s
 h r a U., Conception of matter according to Nyaya-Vaicesika, Allahabad, 1936; D
 i x i. t S h., A critical evaluation of the
 Vaisesika categories, «Philosophical Quarterly», 1958, v. 31, № 1; D a s g u p l
 a S., A history of Indian philosophy, v. l, Delhi,
 1975; см. также лит. к ст. Ньяя.
 ВАЛЛОН (Wallon) Анри (15.3.1879, Париж,— 1.12. 1962, там же), франц. психолог,
 философ,
 обществ. деятель. Чл. ФКП с 1942. Участник Движения Сопротивления. Специалист по
 детской и
 генетич. психологии и прикладной психологии; основал во Франции первую
 лабораторию детской
 психологии (1927) и первый в этой области жури. «Enl'ance» (1948). На основе
 трудов В. о генезисе и
 стадиальном развитии детского сознания в норме и патологии, о характере,
 эмоциях, постуральных
 функциях у детей возникла пси-хологич. школа, носящая его имя. Опираясь на
 философию
 диалектич. материализма, В. отвергал как физиологизм, так и абстрактный
 социологизм в психо-
 логии, применял принцип историзма к анализу психики.
 • Principes de Psychologie appliquee, P., 19505; Psychologie et education de
 Penfance, P., 1959; Buts et methodes de la Psycho-

<< Пред.           стр. 37 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу