<< Пред. стр. 38 (из 449) След. >>
logie, P., 1963; в рус. пер.—От действия к мысли, М., 1950; Психич. развитиеребенка, М., 1967.
• Тутунджян О. М., Психологич. концепция А. В., Ер., 1966; Zazzo R., Psychologie
et marxisme. La vie et l'oeuvre de Henri
Wallon, P., 1975.
BAH ФУЧЖИ, Ван Эрнун, Ван Чуань-ш а н ь (7.10.1619, Хэнъян, пров. Хунань, —
18.2.1692,
Шичуаньшань, ок. Хэнъяна), кит. философ-материалист, учёный. Занимался
астрономией, матема-
тикой, географией, историей, литературой. Автор св. 100 работ (до сих пор опубл.
ок. 70), важнейшие
из них — комм. к работе Чжан Цзая «Наставление непросвещённым», основной и
дополнит. комм. к
«И цзин», «Подробное истолкование "Четверокнижия"», «Жёлтая книга», «Зловещий
сон», «Полное
замешательство», «Читая „Зеркало истории"» и др.
В основе филос. воззрений В. Ф. лежали понятия ци — материальной силы, ци —
конкретных вещей
и явлений (пишется др. иероглифом), ли — объективного закона всех ци и тайсюй —
великой
пустоты. Ци (материальная сила) — это вещество, из к-рого построена Вселенная;
соединение
материальных частиц ци
ВАН 73
создает всё многообразие природы, весь мир конкретных вещей и явлений , (второе
ци), к-рый
находится в постоянном процессе изменений и обновления путём возникновения одних
и
исчезновения др. вещей, в результате бесконечного взаимодействия сил инь и ян.
Ци (материальные
частицы) пребывают в тайсюй в своём «естеств. состоянии» отдельно друг от друга
и в таком виде
незаметны для человеческого глаза; поэтому пространство, окружающее нас,
представляется
«прозрачным» — «пустым».
Концепция постоянно обновляющейся и меняющейся Вселенной лежала в основе
социальной
философии В. Ф., его представления об истории как процессе непрерывного
движения. В. Ф. бросил
вызов утверждениям ортодоксального конфуцианства, согласно к-рому «золотой век»
был в
прошлом и движение общества есть постепенный регресс. По В. Ф., человек есть
часть природы,
«небесные законы» не противоречат «человеческим желаниям», свобода воли — это
свободное
следование законам природы.
* Буров В. Г., Мировоззрение кит. мыслителя 17 в. Ван Чуань-шаня, М., 1976
(библ.); Forke ?., fieschichte der neueren
chinesischen Philosophie, Hamb., 1938, S. 484—89; Wing-tsit С h a n, A source
book in Chinese philosophy, Princeton, 1963, p.
692-702.
BAH ЧУН, Чжун-жэиь (27 — ок. 98), др.-кит, мыслитель Вост.-ханьского периода
(25—220). Автор
ряда трактатов, из к-рых до нас дошёл только «Лунь хэн» («Критич. рассуждения»)
— самое большое
и главное произведение В. Ч.
Как мыслитель В. Ч. не принадлежал ни к одной из др.-кит. филос. школ, хотя в
его учении
прослеживаются следы влияний даисизма и идей «Ицзин» о взаимодействии сил инь и
ян. В. Ч.—
оригинальный мыслитель, материалист, скептик, полемист, критик идеали-стич.
концепций, в
особенности конфуцианских. Небо— это не высшее, божеств. существо, определяющее
возникновение и развитие вещей и явлений; оно материально, неодушевлённо и
лишено органов
чувств, не может действовать, а все вещи и явления возникают естественно и
спонтанно. Важное
место в учении В. Ч. занимает понятие ци ·— изначальной субстанции мира,
первоосновы и
источника вещей, возникающих в результате сгущения этой субстанции. Так же
порождается и
человек, к-рый в принципе не отличается от животного, поатому после смерти тело
его разлагается, а
жизненный дух рассеивается. Источник познания реального мира — чувств.
восприятие, созерцание
вещей и явлений. В то же время В. Ч. присуща вера в предзнаменования, почитание
авторитета
мудрецов древности и фатализм в обществ.-политич. взглядах.
* ? е т p о в А. А., В. Ч.— др.-кит. материалист и просветитель, М., 1954; Forke
?., Geschichte der mittelalterlichen
chinesischen Philosophie, Hamb., 1934, S. 110—30.
BAH ЯНМИН, Ван Шоужэнь, Ван Боань (31.10.1472, Юэчэн, пров. Чжэцзян,— 9.1.1529,
Нань-ань,
пров. Цзянси), ср.-век. кит. философ, представитель конфуцианства. Род. в
аристократич. семье.
Занимал ряд крупных гражд. и воен. постов. У себя на родине создал школу,
приобретшую
приверженцев по всей стране; позднейшие исследователи выделили в ней семь
направлений,
делавших упор на к.-л. одно положение В. Я.: внезапное просветление; тихая
медитация; презрит.
отношение к обычаям, соединённое с экс-центрич. поведением, и т. д.
Среди многочисл. соч. В. Я.— «Да-сюе гу-бэнь пан-ши» («Второстепенные пояснения
к древнему
тексту Великого учения»), комментарии к пяти конфуцианским классикам —- «У-цзин
ишо»
(«Догадки относительно пяти канонич. книг») и филос. беседы с учениками —
«Чуань-силу»
(«Записи переданных поучений»). Выступая против дуализма Чжу Си, В. Я. развивал
монистич.
учение, в к-ром идеальное ли, дух, является первопричиной
74 ВАН
мира, а материальное ци — лишь производное от ли. Оба же они (а вместе с ними
все принципы и
вещи, весь мир) существуют, согласно субъективно-идеалистич. концепции В. Я.,
лишь в нашем
сознании («душе»), ибо наш дух является осн. началом всего мира и заключает его
в себе. В области
гносеологии В. Я. выдвинул теорию интуитивного познания, основанного на
обнаружении идей,
изначально заложенных в нашем разуме, в связи с чем процесс познания является
прежде всего
самопознанием. Политич. доктрина В. Я. провозглашала единство всего Китая и всей
Вселенной:
«Вся Вселенная — одна семья, весь Китай — один человек».
* Forke ?., Geschichte der neueren chinesischen Philosophie, Hamb., 1938, S.
380—09; ?, a r s u n С h a n g, Wang Yang-ming:
Idealist philosopher of sixteenth-century China, N. Y., 1962; Wing-tsit Chan, A
source book in Chinese philosophy, Princeton,
196Я, p. 654—91.
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (???????? ? ?????), Василий К е с a р и й с к и й (ок.
330, Кесария Каппа-
докийская, —1.1.379, там же), греч. церк. деятель, мыслитель и писатель. Один из
виднейших
представителей патристики, глава т. н. каппадокийского кружка. С 370 епископ г.
Кесарии,
организатор ортодоксальной оппозиции официально насаждавшемуся в этот период
арианству.
Испытал воздействие платонизма, отчасти неоплатонизма (мотивы Плотина в трактате
«О святом
Духе»); однако в целом для него характерна апелляция к популярным, общедоступным
пластам
антич. культурной традиции (доктрина Посидония о симпатии всех вещей, ходовой
морализм). Его
толкования на рассказ библейской кн. Бытия о шести днях творения основали
богатую традицию ср.-
век. «Шестодневов» и повлияли на распространённые космо-логнч. и естеств.-науч.
представления
последующих столетий (в частности, у слав, народов). В православной традиции —
один из трёх
главных «святителей» вост. церкви (наряду с Григорием Богословом и Иоанном
Златоустом).
• Migne PL, t. 29-32; Lettres, v. 1—3, P., 1957—66; Творения..., в кн.: Творения
святых отцов, т. 5—11, М., 1843-1915
* AIlard P., Saint Basile, P., 1903«; T r e u с k e r В., Politische und
soziaigeschichtliche Studien zu den Basilius-Briefen,
Munch., 1961; Dehnhurd H., Das Problem der Abhangigkeit des Basilius von Plolin,
B., 1964.
ВАСУБАНДХУ (OK. 320—400 или неск. позднее), инд. философ-буддист. Брат Асанги.
Сначала
разделял взгляды вайбхашики — одной из школ хинаяны, потом стал приверженцем
махаяны,
явившись одним из учителей школы йогачара. Гл. соч. «Абхидкармакоша» — компендий
системы
вайбхашики и хинаяны вообще (обнаружена в переводе на кит. яз.). Став
приверженцем школы
йогачара, В. написал множество самостоят. работ и комментариев на соч. Майтреи и
Асанги, в т. ч.
изложение филос. учения йогачара — «Виджнаптиматрата-сиддхи» и др. Для В.
характерен интерес к
проблеме наименований (оказал влияние на логич. исследования школы).
* Р о з е и б e p г О. О., Введение в научение буддизма по япон. и кит.
источникам, ч. 2 — Проблемы буддийской фило-
софии, П., 1918; К i t а у a m a J., Metaphysik des Buddhismus; Versuch einer
philosophischen Interpretation der Lehre
Vasuband-hus und seiner Schule, Stuttg,— B., 1934; FrauwallnerE, On the date of
the Buddhist master of the law Vasubandhu,
Roma, 1951; см. также лит. к ст. Йогачара.
ВАХДАТ АЛЬ-ВУДЖУД (араб. - единство бытия), учение арабско-мусульм. философии о
единстве
мира и его членении на ряд ступеней (табакат) в последовательности процесса
творения. Бытие мира
в своей совокупности коренится в бытии бога, ежемгновенно уничтожаясь и
возобновляясь им. Бог и
телесная субстанция (араб. хайула, от греч. ??? — сырой материал, вещество) —
два полюса
реальности; лишь бог существует сам по себе, порождая из себя первый разум,
небесные души,
формы и др. Т. о., реальность, будучи по сути единой, множественна в логич.
определениях. Идеи В.
а.-в. разрабатывались прежде всего в суфизме. Систематич. их изложение дали Абу-
ль-Баракат аль-
Багдади, Айн аль-Кузат Хамадани, Ибн аль-Араби,
Руми, а в богословии шиизма — представители исфа-ханской школы. С В. а.-в. тесно
связано учение
об архетипах вещей, в частности принцип «имкан аль-аш-раф» (букв.— возможность
превосходящего), согласно к-рому каждому предмету на низшей ступени необходимо
соответствует
его идеальный аналог на высшей. Каждое творение есть порождение оиредел.
архетипа и «призвано»
последним к бытию, будучи его ничтожным подобием. Миру в целом соответствует его
архетип —
«книга бытия», небесная скрижаль, написанная богом. Поэтому каждому элементу
бытия
предопределено его место, срок появления и связь с др. элементами.
«ВВЕДЕНИЕ», работа К. Маркса, см. в ст. «Критика политической экономии»,
ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (1856, Тамбов,— 7.3.1925, Ленинград), рус.
философ-идеалист
и психолог, крупнейший представитель рус. неокантианства. Пред. Санкт-Петерб.
филос. об-ва (с
1899). В соч. «О пределах и признаках одушевления» (1892) и «Психология без
всякой метафизики»
(1914) В. ставил вопрос о необходимости вывести учение о душе и о сущности
психического за
пределы психологии. Всякая душевная жизнь, по В., подчинена закону отсутствия
объективных при-
знаков одушевления; признание чужой духовности диктуется человеку только его
нравств. чувством.
Последнее связано с нравств. долгом, постулирующим свободу воли, бессмертие
души,
существование бога. Полагая, что науч. психология возможна лишь как описат.
наука, В. считал её
огн. методом интроспекцию (самонаблюдение). В этой связи В. скептически
относился к
возможностям экспериментальной психологии, получившей развитие в то время.
Логич. учение В.
связано с его гносеологией; функция логики, по В.,— проверять истинность
познания, а не открывать
новое. В 20-х гг. активный участник философских диспутов, где выступал против
материализма и
марксизма.
* Спор о свободе воли перед судом критич. философии, «Журнал Мин-ва нар.
просвещения», 1901, ч. 337, октябрь;
Судьбы философии в России, «Вопросы философии и психологии», 1898, кн. 2 (42);
Логика как часть теории познания,
П., 19173.
* Из истории рус. психологии, M., 1961, с. 384—90.
ВЕБЕР (Weber) Альфред (30.7.1868, Эрфурт,—2.5. 1958, Гейдельберг), нем. буря«,
экономист и
социолог. Брат М. Вебера. «Социология истории и культуры» В. сформировалась под
влиянием М.
Вебера и В. Диль-тея. Историю, по В., можно расчленить на социальный
(формирование социальных
институтов и структуры), цивилизационный (поступат. развитие техники и
естествознания, ведущее
к унификации цивилизации) и культурный (творчество — иск-во, религия и
философия) процессы.
Они связаны, но протекают по различным законам. Специфичность историч. и
социальных изме-
нений определ. эпохи В. связывал с иррациональным характером культурного
процесса, творцом к-
рого является интеллектуальная плита. Т. о., историю, по В., направляет игра
духовных сил, что
означало отрицание объективных закономерностей в истории и её познаваемости.
• Ideen zur Staats- und Kultursoziologie, Karlsmhe, 1927; Kulturgeschichte als
Kultursoziologie, Munch., 1950!; Prinzipien der
Geschichts- und Kultursoziologie, Muncli., 1951; Der dritte oder der vierte
Mensch, Miinfh., 1953; Einfuhrung in die Soziologie,
Mtinch., 1955 (соавтор); в рус. пер.—Теория размещения пром-сти, М.—Л., 1926.
• К е p e s z с z u k .Т., A. Weher. Schriften und Aufsatze. 1897— 1955.
Bibliographie, Munch., 1956.
ВЕБЕР (Weber) Макс (21.4.1864, Эрфурт, —14.6.1920, Мюнхен), нем. социолог,
философ и историк.
Взгляды В. сформировались под влиянием неокантианства. Совместно с Риккертом и
Дильтеем В.
разрабатывал концепцию идеальных типов. Смысл идеальной типологии — в
конструировании нек-
рых образов-схем, позволяющих наиболее удобным способом упорядочивать эмпирич.
материал,
поставляемый конкретными исследованиями и жизненными впечатлениями учёного. Так,
античность, феодализм, капитализм для В. не объек-
тивно существующие отношения, а способы идеальной типизации. Концепция идеальных
типов
направлена против идеи объективной закономерности историч. развития и служит
методологич.
обоснованием плюрализма как принципа исследовательской деятельности.
Во всех исследованиях В. проводил мысль о рациональности как определяющей черте
совр. европ.
культуры. Рациональность противостоит традиционному и харизматич. (см. Харизма)
способам
организации об-
ществ. отношений. Наиболее яркими проявлениями рациональности, по В., являются:
в экономике —
изобретение двойной бухгалтерии, стимулировавшей развитие капиталистич.
организации произ-ва;
в политике — утверждение институтов формального права, парламентаризма и совр.
администрации;
в этике — честность отношений, в особенности между кредитором и должником; в
музыке —
распространение европ. нотной системы и соответствующего ей тонич. лада.
Центр. проблема В.— анализ связи хоз. жизни общества, материальных и идеологич.
интересов
различных социальных групп и религ. сознания. В работе «Протестантская этика и
дух капитализма»
(«Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus», 1904—05, рус. пер.
1928) В. пытался
обосновать мысль, что европ. капитализм обязан своим происхождением
протестантскому религ.-
зтич. комплексу, якобы обеспечившему воспитание таких черт личности, как
трудолюбие,
бережливость, честность, расчётливость. В работе «Истории х-ва» (рус. пер. 1923)
В. полнее
прослеживает влияние экономич. факторов на возникновение капитализма.
Осн. черту капитализма В. усматривает в наличии pa-ционально организованного
предприятия. Он
оценивает капитализм как наиболее рациональный тип хозяйствования. В то же время
«это
чудовищный космос, в который каждый отдельный человек ввергнут с момента своего
рождения и
границы которого остаются для отдельного индивида как такового раз навсегда