<< Пред.           стр. 393 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 социализма в коммунизм, осуществляемое постепенно и планомерно, как сознательно
 направляемый
 закономерный процесс.
 Марксистско-ленинское учение о Ф. о.-э. даёт ключ к пониманию единства и
 многообразия истории
 человечества. Последоват. смена названных формаций образует магистральную линию
 прогресса
 человечества, к-рая определяет её единство. В то же время развитие отд. стран и
 народов отличается
 значит. многообразием, к-рое проявляется, во-первых, в том, что не каждый народ
 проходит
 обязательно через все классовые формации, во-вторых, в существовании
 разновидностей или
 локальных особенностей, в-третьих, в наличии различных переходных форм от одной
 Ф. о.-э. к
 другой. Переходные состояния общества обычно характеризуются наличием различных
 обществ.-
 экономич. укладов, к-рые, в отличие от утвердившейся полностью системы х-ва, не
 охватывают всей
 экономики и быта в целом. Они могут представлять собой как остатки старой, так и
 зародыши новой
 Ф. о.-э.
 Многообразие историч. развития связано не только с различием конкретных условий
 стран мира, но
 и с од-новрем. существованием в нек-рых из них разных обществ.
 порядков, как результатом неравномерности темпов историч. развития. На всём
 протяжении истории
 имело место взаимодействие между странами и народами, ушедшими вперёд и
 отставшими в своём
 развитии, ибо новая Ф. о.-э. всегда утверждалась сначала в отд. странах или
 группе стран. Это
 взаимодействие носило весьма различный характер: оно ускоряло или, наоборот,
 замедляло ход
 историч. развития отд. народов. У всех народов общий исходный пункт развития —
 первобытнообщинный строй. Все народы Земли придут в конечном счёте к коммунизму.
 Вместе с
 тем ряд народов минует те или иные классовые Ф. о.-э. (напр., древние германцы и
 славяне, монголы
 u др. племена и народности — рабовладельч. строй как особую Ф. о.-э.; некоторые
 из них — также и
 феодализм; в совр. эпоху мн. народы, не пережившие стадии капитализма, проходят
 некапиталистич.
 путь развития, осуществляя постепенный переход к социализму). При этом следует
 различать
 историч. явления неодинакового порядка: во-первых,— такие случаи, когда естеств.
 процесс
 развития тех или иных народов насильственно прерывался завоеванием их более
 развитыми гос-вами
 (как было, напр., прервано вторжением европ. завоевателей развитие индейских
 племён в Сев.
 Америке, народностей Лат. Америки, аборигенов в Австралии и т. д.); во-вторых,—
 такие процессы,
 когда ранее отставшие в своём развитии народы получали возможность в силу тех
 или иных
 благоприятных историче-
 746 ФОРМАЦИЯ
 ских условий догнать ушедших вперёд. В условиях общего кризиса капитализма и
 существования
 стран, в которых утвердился социализм, появилась возможность для ряда народов
 миновать
 капиталистическую Ф. о.-э. и осуществить прямой переход от феод. и до-феод.
 отношений к
 социализму (такой путь прошла, напр., МНР).
 Открытие последовательности смены Ф. о.-э. дало объективную основу для
 периодизации историч.
 процесса и его деления на осн. историч. эпохи. Переход от одной Ф. о.-э. к
 другой или смена фаз
 одной и той же Ф. о.-э. всегда означает переход к новой историч. эпохе. Однако
 между этими
 понятиями имеется и различие. Ф. о.-э. обозначает определ. ступень в развитии
 общества, а историч.
 эпоха — определ. отрезок истории, в течение к-рого, в силу неравномерности
 историч. процесса,
 могут временно существовать рядом друг с другом различные формации. При этом,
 однако, осн.
 смысл и содержание каждой эпохи характеризуется тем, «...к акой класс стоит в
 центре той или иной
 эпохи, определяя главное ее содержание, главное направление ее развития, главные
 особенности
 исторической обстановки данной эпохи и т. д.» (Л е-н и н В. И., ПСС, т. 26, с.
 142). В то же время
 каждая историч. эпоха характеризуется многообразием социальных явлений, содержит
 в себе
 типичные и нетипич-ные явления, в каждой эпохе бывают отд. частичные движения то
 вперёд, то
 назад, различные уклонения от среднего типа и темпа движения. Бывают в истории и
 переходные
 эпохи от одной Ф. о.-э. к другой. Так, напр., осн. содержанием совр. эпохи
 является переход от
 капитализма к социализму в мировом масштабе; это эпоха крушения капитализма и
 рождения социа-
 лизма, эпоха социалистич. и нац.-освободительных революций.
 Важнейшее значение марксистско-ленинской теории Ф. о.-э. заключается в том, что
 она признаёт
 поступательный, прогрессивный характер обществ. развития и приводит к выводу о
 неизбежности
 гибели капитализма и торжества коммунизма. Именно потому бурж. философы и
 социологи
 выступают против этой теории. Мн. бурж. философы и историки (напр.,
 представители фрейбургской
 школы неокантианства — Виндельбанд, Риккерт) противопоставляли обществоведение
 естест-
 вознанию, утверждали, что если естествоиспытатель исследует повторяющиеся
 явления, то историк
 имеет дело с неповторимыми, индивидуальными событиями. Это служит основанием для
 отрицания
 существования объективных историч. законов, что закрывает путь к науч.
 объяснению историч.
 событий. Характерны также попытки подменить понятие Ф. о.-э. др. понятиями. Так,
 М. Вебер
 предлагал ввести понятие «идеальный тип», конструируемое историком в зависимости
 от
 признаваемых им «культурных ценностей». Эта идея направлена против признания
 объективного
 характера категории Ф. о.-э. как отражения реальных ступеней в развитии
 общества. Тойнби
 выдвинул понятие «цивилизации», к-рых он насчитывал в истории до 21. Сорокин
 предлагал
 выделять в истории «суперсистемы», в основе к-рых лежит тот или иной
 господствующий тип
 мировоззрения. Наряду с подобными идеалистич. теориями в бурж. социологии
 распространены
 концепции, выдвигающие на первый план при определении стадий развития общества
 технологич.
 факторы. К ним относятся, напр., теории стадий экономич. роста Ро-стоу, «единого
 индустриального» обшества и «постиндустриального общества» и т. д. Коренной
 порок подобных
 концепций состоит в игнорировании производств. отношений как решающего признака
 типа
 общества, коренных различий в социальном строе капиталистич. и социалистич.
 стран, выдвижение в
 авангард историч. прогресса наиболее индустриально развитых капиталистич. стран,
 в к-рых
 сохраняется отжившая социальная система. В действительности же социалистич.
 страны первыми
 прокладывают в нашу эпоху пути
 историч. прогресса, т. к. в них уже утвердился самый передовой обществ. строй. В
 силу
 неравномерности историч. развития преобразование различных сторон жизни общества
 но совпадает
 целиком во времени. Так, в совр. эпоху социалиетич. преобразование общества
 первоначально
 развернулось в странах, относительно менее развитых, вынужденных догонять
 ушедшие вперёд в
 технико-экономич. отношении наиболее развитые капиталистич. страны, где
 социальная революция
 ещё остаётся делом будущего.
 Становление новой, прогрессивной Ф. о.-э. в конечном счёте обязательно
 предполагает достижение
 качественно более высокой ступени материально-технич. базы общества, новой
 системы хозяйства,
 социального строя, культуры. Для социалиетич. стран такой закономерной ступенью
 в становлении
 коммунистич. формации является развитое социалиетич. общество. Перед странами
 социалиетич.
 содружества возникла историч. задача: органически соединить достижения науч.-
 технич. революции
 с преимуществами социалиетич. системы хозяйства. Только в условиях социализма
 научно-тех-нич.
 революция обретает верное, отвечающее интересам человека и общества направление.
 В свою
 очередь, только на основе ускоренного развития науки и техники могут быть решены
 конечные
 задачи революции социальной — построено коммунистич. общество. Процесс рождения
 этого
 общества полностью подтверждает марксистско-ленинское учение о Ф. о.-э.
 • Маркс К., Нищета философии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4; его же,
 [Письмо] П.В.Анненкову, там же, т. 27; его
 же, Наемный труд и капитал, там же, т. 6; его же, Предисловие «К критике
 политич. эконо-мии», там же, т. 13; его же,
 Экономич. рукописи 1857 — 1859 годов, там же, т. 46, ч. 1—2; его же, Капитал, т.
 1 — 3, там же, т. 23—25; его же,
 Конспект книги Л. Г. Моргана «Древнее общество», там же, т. 45; его же, Брит.
 владычество в Индии, там же, т. 9; его
 же, Будущие результаты брит. владычества в Индии, там же; его же, Письмо в
 редакцию «Отечеств, записок», там же, т.
 19; Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, там же, т. 4; Энгельс
 Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его
 же, Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии, там же, т. 21; его же,
 Происхождение семьи, частной
 собственности и гос-ва, там же, т. 21; его ж е, Франкский период, там же, т. 19;
 Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и
 как они воюют против социал-демократов?, ПСС, т. 1; его же, Эко-номич.
 содержание народничества и критика его в
 книге г. Струве, там же; его же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3;
 его ж е, Агр. программа рус. с.-д-тии, там
 же, т. 6; его ж е, К. Маркс, там же, т. 26; его же, Гос-во и революция, там же,
 т. 33; его ж е, О гос-ве, там же, т. 39;
 Глезерман Г. Е., Историч. материализм и развитие социалиетич. общества, M.,
 19732; Проблемы социально-эконо-мич.
 формаций. Историко-типологич. исследования. [Сб. ст.], М., 1975; Никифоров В.
 Н., Восток и всемирная историч. M.,
 19772;
 Келле В. Ж., Ковальзон М. Я., Теория и история (Проблемы теории историч.
 процесса), М., 1981. Г. Е. Глезерман.
 ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ, см. в статьях Материя, Движение.
 ФОРРЕСТЕР (Forrester) Джей Райт (р. 14.7.1918, Ансел-мо, США), амер. кибернетик.
 В кн.
 «Мировая динамика» (рус. пер., 1971) изложил основы «пределов роста» теории. Ф.—
 один из
 ведущих зап. теоретиков и практиков социального моделирования с помощью ЭВМ. В
 работах по
 теории управления и системному анализу развивал идею детерминизма
 («контринтуитивности»)
 поведения социальных систем и пытался формализовать в своих моделях
 обусловленность этого
 поведения внеш. факторами. Известен крайне пессимистич. взглядами на будущее
 человечества.
 • Principles ol systems, Camb. (Mass.), 1968; Collected papers, Camb. (Mass.),
 1975; в рус. пер.— Основы кибернетики
 предприятия (индустриальная динамика), М., 1971; Динамика развития города, М.,
 1974.
 ФОХТ, Фогт (Vogt) Карл (5.7.1817, Гисен,—5.5. 1895, Женева), нем.
 естествоиспытатель и философ,
 представитель вульгарного материализма. Участник Революции 1848, член
 Франкфуртского нац.
 собрания; был заочно приговорён к смертной казни и до конца жизни жил в
 эмиграции в Швейцарии.
 Ф., популяризируя идеи естеств.-науч. материализма, дарвинизма и атеизма, в то
 же время
 отождествлял со-
 знание с материей и полагал, что мозг выделяет мысль так же, как печень — жёлчь.
 Соч. Ф.
 переведены на мн. еврол. языки; они оказали влияние на развитие материализма и
 атеизма в России
 60-х гг. 19 в. (Д. И. Писарев и др.). Ф.. враждебно относился к рабочему
 движению и социализму.
 Резкую критику личности Ф. и его политич. позиции дал К. Маркс в работе
 «Господин Фогт» (см. К.
 Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 14, с. 395—691).
 • Kohlerglaube und Wissenschaft, Gie?en, 18564; Aus meinem Leben, Stuttg., 1896;
 в рус. пер.— Человек и место его в при-
 роде, т. 1—2, СПБ, 1865—662; Физиологич. письма, в. 1—2, СПБ, 18672; Естеств.
 история мироздания, M., 18682.
 • Vogt W., La vie d'un liomme: Carl Vogt, P., 1896.
 ФРАНК Семён Людвигович [16(28).1.1877, Москва,— 10.12.1950, близ Лондона], рус.
 религ.
 философ и психолог. Проф. Саратовского (1917—21) и Московского (с 1921) ун-тов.
 В 1922 выслан
 из Сов. России; жил в Германии (до 1937), во Франции (1937—45) и Великобритании
 (с 1945). От
 «легального марксизма» эволюционировал в направлении религ. идеализма,
 соприкасающегося с
 экзистенциализмом и феноменологией. Участвовал в сб. «Проблемы идеализма» (1902)
 и «Вехи»
 (1909). Осн. мотив философии Ф.— стремление примирить рациональную мысль и
 религ. веру,
 причём образцы синтеза он ищет в традициях апофатической теологии и христ.
 платонизма, в
 частности под влиянием учений Николая Кузанского и Вл. Соловьёва (особенно
 концепции
 всеединства). В «онтологич. гносеологии» Ф., строящейся в духе интуитивизма,
 рациональное
 знание восполняется в религ. «знании — жизни» как некоей форме цельного
 существования
 человека, так что подлинная «реальность» и «глубина» бытия непосредственно
 открываются
 человеку изнутри лишь в меру достижения им единства личности. Познание
 осуществляется, по Ф.,
 не через активность познающего субъекта, а в акте самоуглубления — через
 активность
 направленной на субъект реальности, т. е. «абсолютного» («абсолютно-
 непостижимого»). С позиций
 своего «сверхрационализма» резко выступал против социализма как якобы крайней
 степени
 «морально-обществ. рационализма».
 • Философия и жизнь, СПБ, 1910; Предмет знания, П., 1915; Душа человека, М.,
 1917; Очерк методологии
 общественных наук, М., 1922; Живое знание, Берлин, 1923; Духовные основы
 общества, Париж, 1931); Непостижимое,
 Париж, 1939; Реальность и человек. Метафизика человеч. бытия, Париж, 1956.
 • Памяти С. Л. Франка, Мюнхен, 1954; История философии в СССР, т. 4, М., 1971.
 ФРАНКЛИН (Franklin) Бенджамин (17.1.1706, Бостон,—17.4.1790, Филадельфия), амер.
 мыслитель,
 представитель амер. Просвещения, учёный, экономист, публицист и политич.
 деятель. Один из
 авторов Декларации независимости (1776) и составителей Конституции США 1787.
 По политич. взглядам Ф.— бурж. демократ, выступавший за совершенствование
 существующего
 строя с помощью реформ. В своих памфлетах Ф. решительно осуждал рабовладение и
 работорговлю,
 выступая в защиту прав негров и индейцев. Филос. взгляды Ф. сложились под
 влиянием Локка,
 Шефтсбери, У. Коллинза, Пристли. Признавая движение имманентным свойством
 материи и
 объективную закономерность в природе, Ф. вместе с тем не был последоват.
 материалистом. Его
 просветит. идеи основывались на деизме. Ещё в юности Ф. выступил с брошюрой,
 отвергающей не
 только догму предопределения, но и бессмертие души (к-рое он впоследствии
 признавал). В
 дальнейшем Ф. обрушивался на суеверия и религ. ханжество, требуя веротерпимости
 и свободы
 совести. Церк. догме Ф. противопоставлял «естеств. религию», сводящую функцию
 бога к
 сотворению мира. В памфлете «О переработке Библии» («Proposed new version of the
 Bible», 1779) он
 подверг остроумной критике библейские мифы.
 ФРАНКЛИН 747
 Деистич. характер носили и этич. воззрения Ф. Осн. требования «естеств. религии»

<< Пред.           стр. 393 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу