<< Пред.           стр. 394 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 — добродетель и
 справедливость. Вместе с тем, согласно Ф., нравственность освобождается от
 религ. санкций,
 приобретая естеств., утилитарный характер.
 • The writings, v. l —10, N. ?., 1905—07; The papers, v. 1—21, New Haven, 1960—
 78: в рус. пер.— Избр. произв., М.,
 1956; в сб.: Амер. просветители, т. 1, М., 1968.
 • Владимиров В. Н., Ф., fM.], 1934; ? a p p и н г-тон В. Л., Осн. течения амер.
 мысли, пер. с англ., т. 1, кн. 2, М., 1962, гл.
 3; Радовский М. И., В. Ф. (1706— 1790), М.—Л., 1965; Гольдберг ?. ?.,
 Свободомыслие и атеизм в США, М.—Л., 1965,
 гл. 1; В е с k е г С. L., В. Franklin, Ithaca (?. ?.), 1946; Crane V. W., B.
 Franklin and a rising people, N. ?., 1954; К е у е s N.
 В., В. Franklin, Kingswood, [1956].
 ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА, направление в нем. философии и социологии 20 в., к-рое
 сложилось
 в 30— 40-х гг. вокруг возглавлявшегося с 1931 Хоркхаймером Ин-та социальных
 исследований при
 ун-те во Франк-фурте-на-Майне. В 1934—39, после эмиграции из Германии
 Хоркхаймера и
 большинства его сотрудников в связи с приходом к власти нацистов,— в Женеве и
 Париже (при
 Высшей нормальной школе), с 1939 — в США при Колумбийском ун-те, с 1949 в ФРГ —
 во
 франкфурте-на-Майне (после возвращения Хоркхаймера, Адорно и др.). Гл.
 представители —
 Хоркхаймер, Адорно, Фромм, Маркузе, Хабермас. Осн. орган — журн. «Zeitschrift
 fur
 Sozialforschung».
 В развитой в 1930-х гг. филос.-социологич. «критич. теории общества»
 (Хоркхаймер, Маркузе) Ф. ш.
 пыталась сочетать элементы критич. подхода К. Маркса к бурж. культуре с
 гегельянскими и
 фрейдистскими идеями. Восходящее к М. Веберу понятие «рационализации»
 трансформируется в
 одно из центр. понятий философии культуры Ф. ш.: анализ внутр. противоречий
 «просвещения»,
 отождествляемого с рациональным овладением природой вообще, становится ключом к
 пониманию
 культуры и общества нового времени, и в частности — «массовой культуры» и
 «массового общест-
 ва» 20 в. («Диалектика просвещения» — «Dialektik der Aufklarung», 1948, М.
 Хоркхаймера и Т.
 Адорно). Гегелевская диалектика преобразуется в антисистематич. «отрицат.
 диалектику»; одно из
 центр. мест занимает проблематика отчуждения.
 Послевоен. период характерен углублением противоречий среди представителей Ф.
 ш.,
 отразившихся, в частности, в спорах между Фроммом и Маркузе (1950— 1960-е гг.),
 в отходе мн.
 молодых представителей Ф. ш. от идей её основоположников (эволюция Хабер-масса и
 др.), что
 привело по существу к распаду школы в нач. 70-х гг. Ф. ш. оказала значит.
 влияние на развитие
 немарксистской социальной и филос. мысли в ФРГ и США и на теоретич. оформление
 идеологии т.
 н. «новых левых» (хотя Адорно и Хоркхаймер, а также Хабермас отмежевались от
 леворадикальных
 тенденций этого движения).
 • Давыдов Ю. Н., Критика социально-филос. воззрений Ф. ш., М., 1977; Социальная
 философия Ф. ш., M., 19782; Совр.
 бурж. философия, М., 1978, гл. 8, § 2; Die «Frankfurter Schule» im Lichte des
 Marxismus, Fr./M., 1970; R o h r m o-ser G.,
 Das Elend der kritischen Theorie, Freiburg, 1970; Connerton P., The tragedy of
 enlightenment: An essay on the Frankfurt
 School, Camb., 1980.
 ФРАНЦОВ, Францев Георгий (Юрий) Павлович [18.9(1.10).1903, Москва,—18.4.1969,
 там же], сов.
 философ, социолог и обществ. деятель, акад. АН СССР (1964; чл.-корр. 1958). Чл.
 КПСС с 1940.
 Окончил отделение языковедения и лит-ры ф-та обществ. наук Ле-нингр. ун-та
 (1924). С 1931 на
 преподавательской работе в вузах Ленинграда. В 1945—49 директор Ин-та меж-дунар.
 отношений в
 Москве. С 1949 на руководящей работе в МИД СССР и в парт. печати. В 1959—64
 ректор Академии
 обществ. наук при ЦК КПСС. В 1964—68 шеф-редактор журн. «Проблемы мира и
 социализма», с
 1968 зам. директора ИМЛ при ЦК КПСС. Осн. труды
 748 ФРАНКФУРТСКАЯ
 по истории религии и атеизма, проблемам историч. материализма и науч.
 коммунизма, методологии
 исто-рии, критике бурж. социологии. Канд. в чл. ЦК КПСС с 1961.
 • Философия и социология. Избр. труды, М., 1971; Борьба за мир. Избр. труды, М.,
 1971; Науч. атеизм. Избр. труды, М.,
 1972.
 • Георгий Павлович Ф. (1903—1969), М., 1974.
 ФРЕГЕ (Frege) Готлоб (8.11.1848, Висмар,—20.7.1925, Бад-Клайнен), нем. логик и
 математик. В
 фундаментальном труде «Осн. законы арифметики» («Grundgesetze der Arithmetik»,
 Bd 1—2, 1893—
 1903) Ф. построил систему формализованной арифметики на основе разработанного им
 расширенного исчисления предикатов с целью обоснования идеи о сведении
 математики к логике (т.
 е. концепции логицизма). Однако система Ф. оказалась противоречивой, что было
 обнаружено
 Расселом. Сформулировал ряд идей и понятий, разработка к-рых во многом
 предопределила развитие
 логики в 20 в.: ввёл понятие логич. функции и различение свойств и отношений как
 соответственно
 одноместных и многоместных логич. функций; впервые стал употреблять кванторы;
 ввёл понятие
 истинностного значения и др. Ф. систематически исследовал отношения между
 языковыми
 выражениями и обозначаемыми ими предметами, а также провёл важное различие между
 значением
 и смыслом языковых выражений. Работы Ф. заложили основы логич. семантики.
 • Begriffsschrift..., Halle, 1879; Ober Sinn und Bedeutung, «Zeitschrift fur
 Philosophie und philosophische Kritik», 1892, Bd
 100, H. 1.
 • Бирюков Б. В., Теория смысла Г. Ф., в кн.: Применение логики в науке и
 технике, [М., I960]; его же, О взглядах Г. Ф.
 на роль знаков и исчисления в познании, в кн.: Логич. структура науч. знания,
 М., 1965; С т я ж к и н Н. И.,
 Формирование математич. логики, М., 1967 (лит.).
 ФРЕЙБУРГСКАЯ ШКОЛА, см. Баденская школа.
 ФРЕЙД (Freud) Зигмунд (6.5. 1856, Фрайберг, Австро-Венгрия,—23.9.1939, Хэмпстед,
 близ
 Лондона), австр. невропатолог, психиатр, психолог, основоположник психоанализа.
 Проф. Венского
 ун-та (с 1902). После захвата Австрии фаш. Германией (1938) эмигрировал в
 Великобританию.
 Ранние работы Ф. посвящены физиологии и анатомии головного мозга. Под влиянием
 франц. школы
 (Шарко, Бернхайм) с кон. 80-х гг. занимался проблемами неврозов, с сер. 90-х гг.
 разрабатывал
 психоанализ — пси-хотерапевтич. метод лечения неврозов, основанный на технике
 свободных
 ассоциаций и анализе ошибочных действий и сновидений как способе проникновения в
 бессознательное. Одним из первых начал изучать психологич. аспекты развития
 сексуальности, в к-
 ром выделил ряд стадий. В 1900-х гг. выдвинул общепси-хологич. теорию строения
 психич. аппарата
 как энер-гетич. системы, в основе динамики к-рой лежит конфликт между сознанием
 и бессознат.
 влечениями, в 1920-х гг.— учение о психич. структурах личности («Я и Оно», 1923,
 рус. пер. 1924).
 Неправомерно расширяя сферу применения психоанализа, Ф. попытался распространить
 его
 принципы на сферу социальной психологии («Психология масс и анализ че-ловеч. Я»,
 1921, рус. пер.
 1925) и различные области человеч. культуры — мифологию («Тотем и табу», 1913,
 рус. пер. 1923),
 фольклор, художеств. творчество и т. д., вплоть до истолкования религии как
 особой формы
 коллективного невроза («Будущность одной иллюзии», 1927, рус. пер. 1930).
 Сублимация — центр.
 понятие у Ф. в его психологич. трактовке культуры, к-рая рассматривается им как
 результат
 неизбежного компромисса между стихийными влечениями и требованиями реальности
 («Неудовлетворённость в культуре», 1930). В целом идейная эволюция взглядов Ф.
 шла от
 «физиологич. материализма» к утверждению автономии психического и антропологич.
 построениям,
 близким натуралистич. разновидностям философии жизни. Влияние идей Ф. сказалось
 на самых
 различных направлениях бурж. философии, социологии, социаль-
 ной психологии, лит-ры ? иск-ва .(см... Фрейдизм, Неофрейдизм).
 • Gesammelte Werke, Bd l—18, Stufig., 1966—69; в русском пер.— Избранное, т. 1—
 2, Лондон, 1969—; Психопатология
 обыденной жизни, М., 1910; Толкование сновидений, М., 1913; Лекции по введению в
 психоанализ, т. 1—2, М., 1922;
 Осн. психологич. теории в психоанализе, М.— П., 1923; Очерки по психологии
 сексуальности, М.— П., [б. г.];
 Остроумие и его отношение к бессознательному, ?., 1925.
 • Виттельс ?., ?. Его личность, учение и школа, пер. с нем., Л., 1925; У о л л с
 Г., Павлов и Ф., пер. с англ., М., 1959;
 Jones E., Sigmund Freid, life and work, new ed., v. 1—3, L., 1954—57; S nil о
 way F. J., Freud biologist of the mind, N. Y.,
 1979; Clark R. W., Freud. The man and the cause, N. Y., 1980. Д. H. Ляликов.
 ФРЕЙДИЗМ, общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить
 психологич.
 учение Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в
 целом. Ф. как
 социальную и филос.-антропологич. доктрину следует отличать от психоанализа как
 конкретного
 метода изучения бессоя-нат. психич. процессов, принципам к-рого Ф. придаёт
 универс. значение, что
 приводит его к психологизации общества и личности.
 Ф. с самого начала своего существования не представлял собой чего-то единого;
 двойственное
 отношение самого Фрейда к бессознательному, в к-ром он видел источник
 одновременно как
 творческих, так и разрушит. тенденций, обусловило возможность различного, иногда
 прямо
 противоположного истолкования принципов его учения. Уже среди ближайших учеников
 Фрейда в
 1910-х гг. возник спор о том, что следует считать осн. движущим фактором
 психики. Если у Фрейда
 таковым признаётся энергия бессознат. психосексуальных влечений, то у А. Адлера
 и в основанной
 им индивидуальной психологии эту роль играет комплекс неполноценности и
 стремление к
 самоутверждению, в школе «аналитической психологии» К. Г. Юнга первоосновой
 считается
 коллективное бессознательное и его архетипы, а для U. Ранка (Австрия) вся
 человеч. деятельность
 оказывалась подчинённой преодолению первичной «травмы рождения». Широкое
 распространение
 Ф. началось после 1-й мировой войны и было связано как с общим кризисом бурж.
 общества и куль-
 туры, так и с кризисом ряда традиц. направлений психологич. науки. При этом
 различные
 направления Ф. стремились восполнить отсутствующее у Фрейда фи-лос. и
 методологич.
 обоснование положений его учения, опираясь на разные филос. и социологич.
 доктрины. Выделилось
 биологизаторское течение, клонящееся в сторону позитивизма и бихевиоризма и
 особенно
 влиятельное в США; оно оказало значит. воздействие на развитие психосоматич.
 медицины
 (психосоматика); к этому же направлению примыкают и опыты сближения Ф. с
 рефлексологией,
 кибернетикой и т. д. Получил распространение т. н. социальный Ф.; в своей
 традиц. форме он
 рассматривает культурные, социальные и по-литич. явления как результат
 сублимации психосек-
 суальной энергии, трансформации первичных бессознат. процессов, играющих во Ф.
 роль базиса по
 отношению к социальной и культурной сфере. В кон. 1930-х гг. возник неофрейдизм,
 к-рый
 стремится превратить Ф. в чисто социологич. и культурологич. доктрину, порывая
 при этом с
 концепцией бессознательного и с биологич. предпосылками учения Фрейда;
 наибольшее
 распространение он получил в США после 2-й мировой войны (Э. Фромм, К. Хорни, Г.
 Салливан). С
 кон. 40-х гг. 20 в. под воздействием экзистенциализма возникли т. н.
 экзистенциальный анализ (Л.
 Бисвангер, Швейцария) и мед. антропология (В. Вайцзеккер, ФРГ). Характерны
 попытки
 использования Ф. со стороны протестантских (Р. Нибур, П. Тиллих) и отчасти като-
 лич. теологов (И.
 Карузо в Австрии и др.). Специфич. преломление Ф. получил в 1960-х гг. в
 идеологии «новых левых»
 (Г. Маркузе, «Эрос и цивилизация» — «Eros and civilization», 1955, и др.) через
 посредство ученика
 Фрейда В. Райха. Влияние Ф. особенно проявилось в социальной психологии,
 этнографии (амер.
 культур-антропология, тесно связанная с неофрейдизмом), литературоведении, лит.
 и художеств.
 критике. Наряду с этим воздействие Ф. сказалось в теории и практики различных
 модернистских
 художеств. течений (сюрреализм, претендовавший на расширение сферы иск-ва через
 привлечение
 бессознательного, и т. д.).
 •Волошинов В. Н., Фрейдизм, М.—Л., 1927 Ярошевский М. Г., История психологии,
 M., 19762 гл. 12, 13; Браун К. - X.,
 Критика фрейдо-марксизма... пер. с нем., М., 1982; Freud and the 20th century,
 Cleve land, 1963; В г о w n J. А. С., Freud
 and post-freudians Harmondsworth, 1967; см. также лит. к статьям Фрейд, Пси-
 хоанализ, Неофрейдизм.
 ФРИЗ (Fries) Якоб Фридрих (23.8.1773, Барби, Саксония, — 10.8.1843, Йена), нем.
 философ-
 идеалист. В 1818—24 лишён профессуры за участие в студенч. движении.
 Истолковывал учение
 Канта в духе психологизма, считая, что априорные элементы познания могут быть
 установлены
 эмпирически. Основой философии считал психологич. антропологию. Рассматривал мир
 как
 организм, построенный по законам механики и математики. Оказал влияние на Л.
 Нельсона,
 основавшего т. н. неофризскую школу.
 • Handbuch der practischen Philosophie, Bd 1—2, Hdlb., 1817—32; Wissen, Glauben
 und Ahndung, В., 19312; Neue oder
 anthropologische Kritik der Vernunft, Bd 1—3, В., 19352; Handbuch der
 psychischen Anthropologie, Bd 1—2, Jena, 1837—392.
 • Henke E. L. T., J. F. Fries, Lp/.., 1867; B l ?c h i n g K. H., J. F. Fries'
 Philosophie als Theorie der Subjektivitat, [Munster],
 1969.
 ФРОЛОВ Иван Тимофеевич (р. 1.9.1929, с. Доброе, ныне Липецкой обл.), сов.
 философ, чл.-корр.
 АН СССР (1976). Чл. КПСС с 1960. Окончил филос. ф-т л аспирантуру МГУ им. М. В.
 Ломоносова
 (1956). В 1952—65 на редакторской работе, сначала в Москве, затем в Праге. В
 1965—68 на парт.
 работе. В 1968—77 гл. ред. журн. «Вопросы философии». В 1977—80 отв. секретарь
 журн.
 «Проблемы мира и социализма». С 1980 пред. Науч. совета при Президиуме АН СССР
 по филос. и
 социальным проблемам науки и техники. Осн. работы в области диалектич.
 материализма и филос.
 вопросов совр. естествознания, социально-филос. проблем науч.-технич. революции.
 • О причинности и целесообразности в живой природе. (Филос. очерк), М., 1961;
 Очерки методологии биологич. иссле-
 дования. (Система методов биологии), М., 1965; Генетика и диалектика, М., 1968;
 Проблема целесообразности в свете
 совр. науки, М., 1971; Мендель, менделизм и диалектика, М., 1972 (совм. с С. А.
 Пастушным); Методологич. принципы
 теоретич. биологии, М., 1973; Совр. наука и гуманизм, М., 1974; Прогресс науки и
 будущее человека, М., 1975;
 Менделизм и филос. проблемы совр. генетики, М., 1976 (совм. с С. А. Пастушным);
 Перспективы человека, М., 1979;
 Жизнь и познание, М., 1981; Глобальные проблемы современности; науч. и
 социальный аспекты, М., 1981 (совм. с В. В.
 Загладиным).
 ФРОММ (Fromm) Эрих (23.3.1900, Франкфурт-на-Май-не,— 18.3.1980, Муральто,
 Швейцария),
 немецко-амер. психолог и социолог, представитель неофрейдизма. В 1929—32
 сотрудник Ин-та

<< Пред.           стр. 394 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу