<< Пред.           стр. 399 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 А. С. X., т. 1 (кн. 1—2)—2, К., 1902—13 (лит.); История философии в СССР, т. 2,
 М., 1968; Gratieux ?., A. S. Khomiakov.
 1804—1860, t. 1—2, P., 1939; Christoff P. K., An introduction to nineteenth-
 century Russian slavophilism, v. l — A. S.
 Homjakov, s'-Gra-venhage, 1961.
 ХОРКХАЙМЕР (Horkkeimer) Макс (14.2.1895, Штутгарт,— 7.7.1973, Нюрнберг), нем.
 философ и
 социолог (ФРГ), один из основателей франкфуртской школы. Директор Ин-та
 социальных
 исследований (1931—65), в 1934—49 в эмиграции в США. Издатель журн. «Zeitschrift
 fur
 Sozialforschung» (1932—41) и серии публикаций по исследованию нац. и расовых
 предрассудков
 («Studies in prejudice», v. l—5, 1949—50). Написанная X. совместно с Адорно
 «Диалектика просве-
 щения» («Dialektik der Aufklarung», 1948) явилась программным выражением филос.-
 социологич.
 идей франкфуртской школы. В развитой им т. н. критич. теории общества X. пытался
 соединить
 почерпнутые у К. Маркса мотивы критики бурж. общества с идеями гегелевской
 диалектики и
 психоанализа Фрейда, а также этики Шопенгауэра. В центре внимания X.— проблемы
 историч.
 антропологии, прежде всего исследование характера как сложившейся системы
 реакций, играющей,
 по X., решающую роль в поддержании изживших себя обществ. систем («Studien uber
 Autoritat und
 Familie», P., 1936, S. 3—77), анализ семьи как первичного проводника обществ.
 авторитета и
 одновременно источника возможной оппозиции ему и т. п. Выступал с критикой
 «массовой
 культуры». Отмечая много-числ. черты стагнации и регресса совр. «индустриального
 общества»,
 связывал их с тенденцией к тотальному управлению и исчезновению свободной
 инициативы.
 Сознание неизбежности этой тенденции приводило X. к пессимистич. выводам: задачу
 социальной
 теории и практики он видел лишь в том, чтобы избежать тоталитаризма и
 содействовать сохранению
 определ. культурных моментов, созданных либерально-бурж. эпохой. Считая движущим
 импульсом
 критич. социологии восходящую к теологич. истокам внутр. «устремлённость к
 иному», исходил из
 принципиальной невозможности к.-л. позитивного изображения идеала. Оказал
 значит. влияние на
 идеологию леворадикального сту-денч. движения в ФРГ, от к-рого, однако, сам X.
 отмежевался.
 • The eclipse of reason, N. ?., 1947; Sociologica, Bd 2, Рг./М., 1962 (совм, с
 Th. W. Adorno); Kritische Theorie, Bd 1—2,
 Fr./M., 1968.
 • см. к ст. Франкфуртская школа.
 ХРИСИП (?????????) из Сол в Киликии (281/277—208/205 до н. э.), др.-греч.
 философ. Третий
 архонт школы стоиков после Зенона из Китиона и Клеан-фа. Развил и
 систематизировал учение
 Зенона; автор более 705 соч. Гл. заслуга X.— разработка логики стоицизма.
 Изменения, внесённые X.
 в систему Зенона, во многом не ясны; в физике X., по-видимому, принадлежит
 различение судьбы и
 необходимости, а также учение об основных и содействующих причинах; в этике он
 утверждал
 единство души и в отличие от Зенона видел в страстях не следствия ошибочных
 суждений, а сами
 ошибочные суждения.
 • Фрагменты: Arnim H. P. A. v., Stoicorum ve-terum fragraenta, v. 2—3, Stuttg.,
 1968.
 • Brehier E., Chrysippe et l'ancien stoicisme, nouv. ed., P., 1951; Gould J. В.,
 The philosophy of Chrysippus, ?. ?., [1970]; см.
 также лит. к ст. Стоицизм.
 ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ, направление обществ.
 мысли, стремящееся придать христ. религии социалистич. окраску. Возник в 30—40-х
 гг. 19 в. как
 разновидность феодального социализма. С самого начала X. с. отличался
 разнообразием форм, к-рое
 было следствием различия во взглядах его представителей: Ф. Ламенне (Франция),
 Ф. Д. Мориса, Ч.
 Кингсли (Великобритания), Ф. Баадера, И. Хубера, В. Э. Кеттелера (Германия) и
 др. Так, если
 Ламенне придерживался демократич. убеждений, то взгляды епископа Кеттелера были
 крайне
 консервативны. Многие деятели Х.с. стремились и стремятся избавить
 эксплуатируемых от их
 бедствий, подневольного состояния, но указывают при этом нереальные пути и
 средства
 (партнёрство классов, нравственно-религ. самосовершенствование). В ходе эволюции
 X. с.
 сформировался в одну из осн. разновидностей бурж. идеологии, противостоящей
 науч. социализму и
 рабочему революц. движению.
 Особую роль в попытке придать христ. религии новую социальную окраску и
 приспособить её к
 совр. историч. условиям играют католич. церковь и выступающие под флагом
 католицизма христ.-
 демократич. партии, профсоюзы и др. светские католич. орг-ции. Модернизация
 социальной
 программы церкви (пасторская конституция «О церкви в совр. мире», принятая 2-м
 Ватиканским
 собором 1962—65; энциклика Павла VI — «Populorum progressio», 1967 и др.),
 признание не-
 обходимости осуществить ряд социальных реформ представляют собой попытку
 выработать
 альтернативу коммунистич. программе преобразования мира. Вместе с тем идеи X. с.
 в
 трансформированном виде присущи массам верующих, к-рые в совр. условиях всё
 активнее
 участвуют в общедемократич., особенно в антивоен. и классовых движениях, облекая
 свои
 стремления к социальному благоденствию, миру, социализму в ре-лиг. формы.
 В условиях растущей популярности идей науч. социализма идеологи Х.с. вынуждены
 критически
 оценивать мн. стороны капиталистич. действительности. Однако они выступают в
 конечном итоге
 как социал-
 ХРИСТИАНСКИЙ 757
 реформисты, ратующие за совершенствование бурж. обществ. отношений.
 • Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 59; Ленин В. И., ПСС, т. 12, с. 142—43,
 т. 20, с. 103; Левада Ю. А., Совр.
 христианство и социальный прогресс, М., 1962; Андреев М. В., Католицизм и
 проблемы совр. рабочего и нац.-
 освободит, движения, М., 1968; Шейн-ман М. М., X. с., М., 1969; Великович Л. Н.,
 Религия и политика в совр.
 капиталистич. обществе, М., 1970; Гpи-гулевич И. Г., Мятежная церковь в Лат.
 Америке, М., 1972; Ковальский ?. ?.,
 Католицизм и мировое социальное развитие, М., 1974; Daujat J., Cathplicisrae et
 socialisine. Textes pontificayx et
 commentaires, P., 1951s.
 ХРИСТИАНСТВО (от греч. ??????? — «помазанник», «мессия»), одна из трёх мировых
 религий
 (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в 1 в. в Палестине в контексте мистико-
 мессианистских
 движений иудаизма, с к-рым, однако, вступило в острый конфликт. Первоначально
 распространялось
 в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, во уже в первые
 десятилетия получало
 все больше последователей из др. народов («язычников»). До 5 в. распространение
 X. происходило
 гл. обр. в географич. пределах Рим. империи, а также в сфере её политич. и
 культурного влияния
 (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-й пол. 1-го тыс.)
 — среди герм. и
 слав. народов, позднее (к 13—14 вв.) — также среди балт. и фин. народов. В новое
 и новейшее время
 распространение X. вне Европы происходит за счёт колон. экспансии и деятельности
 миссионеров.
 Число приверженцев X. во всём мире превышает 1 млрд., из них в Европе — ок.475
 млн., в Лат.
 Америке — ок. 250 млн., в Сев. Америке — ок. 155 млн., в Азии — ок. 100 млн., в
 Африке — ок. 110
 млн.; католиков — ок. 660 млн., протестантов — ок. 300 млн. (вместе с сектами,
 среди к-рых 42 млн.
 методистов и 37 млн. баптистов), православных и приверженцев «нехалкидонских»
 вероисповеданий
 Востока (монофиситов, несториан и т. п.) — ок. 120 млн.
 Возникновение и распространение раннего X. происходили в условиях углублявшегося
 кризиса
 антич. цивилизации, основанной на рабовладении, и упадка её ценностей: гражд.
 этики,
 дополнявшейся презрением к чужакам и игнорировавшей духовные запросы индивида;
 филос.
 рационализма, сдавшего позиции под натиском астрологии, неопифагорейства и т. п.
 проявлений
 оккультизма; наконец, антич. мировоззрения в целом, к-рое, по замечанию Ф.
 Энгельса, было «...по
 существу абстрактно, всеобщие, субстанциально...» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч.,
 т. 1, с. 604) и не
 отвечало новому уровню человеч. самосознания. Отказываясь от политич.
 активности, X. избрало
 путь «...внутреннего спасения от испорченного мира...» (Энгельс Ф., см.тамже, т.
 19, с. 314); грубой
 чувственности паразитич. верхов и деморализованных низов оно противопоставило
 принцип
 аскетизма; высокомерию господ и сановников, культу славы — призыв «будь из всех
 последним и
 всем слугою» (Евангелие от Марка 9, 35) и обещание «будут первые последними и
 последние
 первыми» (в евангелиях неоднократно). Раннехрист. общины имели много сходства с
 товари-
 ществами и культовыми сообществами, характерными для быта Рим.империи; но в
 отличие от
 последних они приучали своих членов думать не только о своих нуждах и локальных
 интересах, но о
 (мистически понятых) судьбах всего мира. Раскинутые по всей империи и за её
 пределами общины
 ощущали своё единство как члены «вселенской» церкви. «Отрицая ... все
 национальные религии и
 общую им всем обрядность, и обращаясь ко всем народам без различия, христианство
 само ста-
 новится первой возможной мировой религией» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс
 Ф., Соч., т. 19, с.
 313). В этом отношении была особенно важна победа универсалистской тенденции
 758 ХРИСТИАНСТВО
 над иудеохристианством, державшимся за обрядность иудаизма.
 Администрация цезарей долго рассматривала X. как полное отрицание офиц.
 идеологии,
 инкриминируя христианам (обычно выходцам из презираемых низов общества)
 «ненависть к роду
 человеческому»; отказ участвовать в языч. религ.-политич. церемониях (прежде
 всего в культе
 императора) навлекал на христиан репрессии. Влияние этого факта на мировоззрение
 и специфич.
 эмоциональную атмосферу X. оказалось глубоким и универсальным: лица,
 подвергшиеся за свою
 приверженность X. казни («мученики») или заключению и пыткам («исповедники»),
 первыми в
 истории X. почитались как святые, идеал мученика (соотнесённый с образом
 распятого на кресте
 Иисуса Христа) стал центр. парадигмой христ. этики, рассматривающей весь мир как
 стоящий под
 неправой властью «князя мира сего» (сатаны), а должное поведение — как драма-
 тич. конфликт с
 миром и непременно принятие страдания. Однако позиция пассивного сопротивления
 рим. го-
 сударственности (Тертуллиан: «для нас нет дел более чужих, чем государственные»)
 уже в этот
 период сосуществует с тенденциями к лояльности по отношению к существующему
 порядку во всём,
 кроме вопросов веры («противящийся власти противится божьему установлению», Рим.
 13, 2);
 тенденции эти усиливались по мере того, как в христ. общинах возрастал удельный
 вес состоят.
 членов. Кроме того, космополитизм империи был созвучен универсализму X.,
 обращающегося ко
 веем людям; христ. полемисты 2—3 вв. (т. н. апологеты) призывали к примирению
 между церковью
 и империей. Так же двойственно отношение раннего X. к греко-рим. культурной
 традиции. Христ.
 авторы в резких выражениях критикуют самоцельные дискуссии философов, внеш.
 характер
 риторич. образованности, гедонизм поэзии, музыки, театра и пластич. иск-в, а
 также связь всего
 этого с языч. культом. С др. стороны, историч. облик X. навсегда получает
 отпечаток греко-рим.
 культуры: особенно велика роль антич. филос. идеализма в формировании
 понятийного аппарата
 христ. догматики.
 X., как и ислам, наследует созревшую в иудаизме идею единого бога, обладателя
 абс. благости, абс.
 знания и абс. могущества, имеющего свою причину в себе самом, по отношению к к-
 рому все
 существа и предметы являются его творениями: всё создано богом из ничего. Бог не
 нуждается в
 мире и сотворил его не в ходе к.-л. необходимого процесса, но в свободном акте
 воли. Личностное
 понимание абсолюта, свойственное библейской традиции, доведено в X. до новой
 стадии, что выра-
 жено в двух центр. догматах X., составляющих его важнейшее отличие от иудаизма и
 ислама,—
 триединства и боговоплощения. Согласно догмату триединства, внутр. жизнь
 божества есть личное
 отношение трёх «ипостасей», или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или
 Логоса
 (смыслового и оформляющего принципа), и св. Духа («животворящего» принципа). Сын
 «рождается»
 от Отца, св. Дух «исходит» от Отца (по правосл. учению) или от Отца и Сына (по
 католич. учению),
 но как «рождение», так и «исхождение» имеет место не во времени, а в вечности:
 все три лица
 существовали всегда («предвечны») и равны по достоинству («равночестны»). Христ.
 доктрина
 требует «не смешивать лиц и не разделять сущности»; в чётком размежевании
 уровней сущности и
 «ипостаси» — специфика триединства в X. сравнительно с триадами др. религий и
 мифологий (напр.,
 тримурти индуизма). Учение о Троице, установившееся в т. н. тринитарных спорах 4
 в. (в полемике с
 арианством), принимается большинством христ. церквей и групп.
 Образ посредника между божеств. и человеч. планами бытия известен самым
 различным
 мифологиям и религиям. Однако Иисус Христос не есть полубог, т. е. промежуточное
 существо ниже
 бога и выше человека: согласно догмату боговоплощения, он совмещает в личност-
 ном единстве всю полноту как божеств., так и человеч. природы («не через
 смешение сущностей, но
 через единство лица», текст «Quieumque», 4—5 вв.). Богово-площение понимается
 как еджнократное
 — отсюда значение историч. времени, к к-рому прикреплено явление надвременного
 (историч.
 датировка в символе веры — «при Понтии Пилате»; мистич. периодизация истории
 человечества —
 время «до рождества Христова» и «после рождества Христова», обстоят. членение
 времени от
 сотворения мира до страшного суда в ср.-век. христ. теологии).
 Ситуация человека мыслится в X. крайне противоречивой. Человек сотворён как
 носитель «образа и
 подобия» бога; в этом изначальном состоянии и в конечном замысле бога о человеке
 мистич.
 достоинство принадлежит не только человеч. духу (как в антич. идеализме, в
 гностицизме и
 манихействе), но и телу. «Грехопадение» (первый акт непослушания богу,
 совершённый первыми
 людьми) разрушило богоподобие человека — в этом вся тяжесть вины «первородного
 греха»,
 описанного в Ветхом зарете, но никогда не игравшего в концепциях иудаизма такой
 центр. роли; X.
 создало развитое иск-во усмотрения собств. виновности (ср., напр., «Исповедь»
 Августина): самые
 почитаемые христ. святые считали себя великими грешниками, и с т. зр. X. они
 были правы. Христос
 победил силу греха, «искупил» людей, как бы выкупил их из рабства у сатаны,
 приняв истязания и

<< Пред.           стр. 399 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу