<< Пред.           стр. 406 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 детерминируется единой системой условий, в к-рую входят как биологич., так и
 социальные
 элементы. При этом биологич. составляющие этой единой системы играют роль лишь
 необходимых
 условий, а не движущих сил развития. Действия Ч., образ его мыслей и чувств
 зависят от
 объективных йсторич. условий, в к-рых он живёт, от особенностей той социальной
 группы, класса,
 интересы к-рых он сознательно или бессознательно представляет. Содержание
 духовной жизни Ч. и
 законы сто жизни наследственно не запрограммированы. Но этого никак нельзя
 сказать о нек-рых
 потенциальных способностях к творч. деятельности, об индивидуальных особенностях
 дарования, к-
 рые формируются обществом, но на основе наследств. задатков. Наследств. моменты
 в той или иной
 степени, прежде всего через особенности высшей нервной системы, влияют и на
 характер развития
 наклонностей и способностей Ч.
 Перед каждым вступающим в жизнь Ч. простирается мир вещей и социальных
 образований, в к-рых
 воплощена, опредмечена деятельность предшествующих поколений. Именно этот
 очеловеченный
 мир, в к-ром каждый предмет и процесс как бы заряжен человеч. смыслом,
 социальной функцией,
 целью, и окружает Ч. При этом достижения человеч. культуры не даны Ч. в готовом
 виде в
 воплощающих их объективных условиях, а лишь заданы в них. Освоение социальных,
 исторически
 сложившихся форм деятельности — гл. условие и решающий механизм индивидуального
 становле-
 ния Ч; Чтобы сделать эти формы своими личными спо-собностями и частью своей
 индивидуальности, Ч. с раннего детства вводится в такое общение со взрослыми, к-
 рое выражается в
 виде подражания, учения и обуче-ния. В результате этого индивидуально
 развивающийся Ч.
 овладевает способностями разумно действовать с орудиями труда, с различного рода
 символами,
 словами, с представлениями и понятиями, со всей совокупностью социальных норм.
 Осваивая
 очеловеченную природу, ребёнок приобщается к бытию культуры разнообразными
 способами, В
 этом приобщении участвует каждое из «...человеческих отношений к ми-ру — зрение,
 слух,
 обоняние, вкус, осязание, мышление, созерцание, ощущение, желание, деятельность,
 любовь, словом,
 все органы его индивидуальности...» (М а рк с К., там же, т. 42, с. 120).
 В процессе приобщения к культуре у Ч, вырабатываются механизмы его самоконтроля,
 выражающиеся в способности волевыми усилиями регулировать широкий диапазон
 влечений,
 инстинктов и т. п. Этот самоконтроль по существу является социальным контролем.
 Он подавляет
 неприемлемые для данной социальной группы импульсы и составляет необходимое
 условие жизни
 общества. Чем более интенсивно развивается человечество, тем всё более сложными
 оказываются
 проблемы образования и воспитания, формирования Ч. как личности.
 Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и
 грамматики, эстетич.
 вкусы и т. д. формируют поведение и разум Ч., делают из отд. Ч. представителя
 определ. образа
 жизни, культуры и психологии: Ч, «,..только в обществе может развить свою
 истинную природу, и о
 силе его природы надо судить не по силе отдельных индивидуумов, а по силе всего
 общества»
 (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 2, с. 146). Критикуя представления о Ч. как
 изолированной монаде,
 Маркс подчёркивал, что Ч. всесторонне включён в контакт, общение с обществом,
 даже когда
 остаётся наедине с собой. Осознание Ч. себя как такового всегда опосредствовано
 его отношениями к
 др. людям. Каждый отд. Ч. представляет собой неповторимую индивидуальность и
 вместе с тем он
 несёт в себе некую родовую сущность. Он выступает как личность, когда достигает
 самосознания,
 понимания своих социальных функций, осмысления себя как субъекта йсторич.
 процесса.
 Становление личности связано с процессом обществ. дифференциации, выделением
 отд.
 индивида из коллектива по мере развития личных прав и обязанностей. Марксистское
 понимание Ч.
 исходит из того, что Ч. может быть свободным лишь в свободном обществе, где он
 не только
 является средством осуществления обществ. целей, но выступает прежде всего как
 самоцель. Идеал
 такого общества марксизм видит в коммунистич. обществе, т. к. только в нём Ч.
 получит средства,
 дающие ему возможность полностью выявить свою индивидуальность. См. также
 Личность.
 • Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; Проблема Ч. в совр.
 философии. [Сб. ст.], M., 1969; Г p и-г о p ь я н
 В. Т., Философия о сущности Ч., М., 1973; Соотношение биологич. и социального в
 Ч.. М., 1975; Дубинин Н. П.,
 Шевченко Ю. Г., Нек-рые вопросы био-социальной природы Ч., М., 1976; Смирнов Г.
 Л., Сов. Ч., M., 19803; Корнеев П.
 В., Критика совр. бурж. и ревизионистских концепций Ч., М., 1981 (лит.). А. Г.
 Спиркин.
 «ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ» ТЕОРИЯ, бурж. концепция принципов и методов
 управления в орг-циях (прежде всего промышленных), система морально-пси-хологич.
 стимулирования трудящихся к повышению производительности труда.
 Возникновение «Ч. о.» т. связано с экспериментом, проведённым в 1927—32 на
 заводах компании
 «Уэстерн электрик» в Хоторне (близ Чикаго), в ходе ?-poгo пси-холог Мэйо и его
 сотрудники
 добились повышения про-изводительности труда в одном из цехов, экспериментально
 создав в нём
 психологич. климат, в корне отличный от деспотич. режима, существовавшего в
 других цехах,
 «Ч. о.» т. развивалась в оппозиций к тейлоризму, как слишком биологизированному,
 машинизированному, «социально некомпетентному». Источники трудовых конфликтов
 Мэйо и его
 последователи видели в психич. комплексах, расценивая выступления трудящихся как
 отклонение от
 нормы, ?-pоe можно устранить с помощью социопсихич. приёмов. Тем самым проблема
 эксплуата-
 ции превращалась в проблему «психологич. благополучия работающих по найму».
 Согласно «Ч. о.»
 т., антагонизм труда и капитала может быть преодолен искусной политикой
 предпринимателей, нек-
 рыми реформами в стиле управления, в результате к-рых будут вскрыты новые
 резервы повышения
 производительности труда, профсоюзы станут ненужными, а установление
 «социального мира»
 обеспечат просвещённые управляющие.
 В нач. 60-х гг. Д. Макгрегор дополнил «Ч. о.» т. учением о стилях обращения с
 подчинёнными, или
 теорией «управления через соучастие», в к-рой утверждал, что при надлежащем
 обращении человек
 проявляет инициативу и изобретательность и работает лучше там, где
 «ориентируются на людей», а
 не просто «на продукцию». Соответственно наёмному рабочему пытаются внушить, что
 он
 «социальный партнёр», «член заводского сообщества», заинтересованный в успехе
 капиталистич.
 предприятия.
 Вместе с тем «Ч. о.» т. содержит рациональные черты, обусловленные потребностями
 совр. крупного
 про-из-ва, к-рым нельзя управлять без учета Социально-психологич. аспектов,
 комплекса факторов,
 воздействующих на человека в процессе произ-ва.
 «Ч. о.» т. подвергается критике бурж. психологами и социологами (Ф. Херцберг — в
 США, Ж.
 Фридман — во Франции, группа сотрудников Тэвистокского ин-та— в Великобритании),
 ибо
 основанные на ней действия не дают желаемого результата, а «эффект Хоторна», по
 сути основанный
 лишь на новизне, оказывается недолговечным.
 Марксисты подчёркивают, что «Ч. о.» т. является ре-акц. утопией и служит одной
 из наиболее
 распространённых форм борьбы монополий против рабочего класса. Производств.
 отношения
 капитализма не имеют ничего общего с человечностью. «Отношение фабриканта к
 рабочему — не
 человеческое, а чисто экономическое» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с.
 497). Подлинная
 гуманизация труда невозможна там, где человек является только средством
 извлечения наживы.
 • Вяльховченко Э. Д., Критика совр. бурж. теории «человеч. отношений в пром-
 сти», М., 1971; Эпштейн С.,
 Индустриальная социология в США, М., 1972; Яковлева С. И., Особенности методой
 капиталистич. эксплуатации в
 совр. эпоху, Л., 1972; McGregor D., Human side of enterprise, N. Y., 1960;
 Herzberg F., Work and the nature of man, N. Y.,
 1966; см. также лит. к ст. Мэйо
 ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович [12(24) 7 1828, Саратов,—17(29).10.1889,
 там же],
 рус. революц. демократ, просветитель-энциклопедист, писатель, лит. критик,
 «...великий социалист
 домарксова периода..». (Л е н и н В. И., ПСС, Т. 41, с. 55).
 Ч. род. в семье протоиерея, учился в Петерб. ун-те, где познакомился с
 «...новыми началами и
 идеями, проповедуемыми в Западной Европе...» (ПСС, т. 1, 1939, С. 33). С сер.
 50-х гг. занимает
 руководящее место в журн. «Современник». В 1855 защищает магистерскую дисс.
 «Эстетич.
 отношения иск-ва к действительности», в к-рой, применяя к эстетике принципы
 Фейербаха,
 обосновывает Тезис: «Прекрасное есть жизнь» (там же, т. 2, 1949, с. 10). В годы
 подготовки «крест.
 реформы» Ч. придерживается тактики подталкивания и одновременно разоблачения
 «верхов», ведет
 линию на создание широкого антикрепостнич. фронта. Высказав ещё в работе
 «Лессинг» (1856—57)
 мысль о негодности абсолю-тистской системы для проведения преобразований, Ч.
 вместе с тем
 участвует в обсуждении условий освобождения, публикует в «Современнике» проект
 Кавелина. Под
 предлогом рассуждений О грядущих судьбах крест. общины начинает пропаганду
 социалистич. идей.
 По мере выявления грабительского характера реформы в публицистике Ч. всё сильнее
 звучат
 антиабсолютист-скйе и антилиберальные ноты, постепенно обосновывается
 необходимость
 революции. Критика Ч. самодер-жавно-бюрократич. реформы нашла завершение в
 «Письмах без
 адреса» (задержаны цензурой, печатались за границей): «...Изменены были формы
 отношений между
 помещиками и крестьянами с очень малым, почти незаметным изменением существа
 прежних
 отношений»,— писал Ч. и далее указывал на необходимость для народа «...самому
 прййяться за
 устройство своих дел» (там же, т. 10, 1951, с. 99, 92). Вопрос о непосредств.
 участии Ч. в
 деятельности «Земли и воли» не выяснен, но идейно эта организация подготовлена
 безусловно им.
 Вместе с тем Ч. предупреждал, что народ нас «...не знает даже и по именам» и его
 протест примет
 стихийный, разрушительный характер (там же, с. 90).
 В 1862 Ч. был арестован царским пр-вом; за так и не доказанную причастность к
 написанию
 прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон» был приговорён к
 каторге и
 последующей ссылке в Сибирь. В период заточения в Петропавловской крепости Ч.
 публикует роман
 «Что делать?» (1863), где ставит проблему раскрепощения женщины, воспитания
 «новых» и
 «особенных» людей, проводит идею революции и необходимости создания организации
 проф.
 революционеров. После отбытия в Нерчинском окр. 7-летнего срока каторжных работ
 Ч. ссылают в
 Вилюйск — одно из самых глухих мест Сибири. С 1883 он был переведён На
 жительство в
 Астрахань, затем в Саратов. Оставался под надзором полиции, в обществ. жизни не
 участвовал. Из
 огромного количества сочинений, написанных в Сибири, наибольшую ценность
 представляет «Про-
 лог», посвящённый осмыслению уроков эпохи 1861; большинство др. произведений Ч.
 было
 уничтожено.
 Направленность и характер» теоретич. поисков Ч. во многом определили европ.
 революции 1848—
 49, приведшие к краху бурж. революционности и надклассового социализма, а также
 реформа 1861.
 Эти события наложили на мировоззрение Ч. печать скептицизма, к-рый, как и у
 Герцена, был формой
 перехода к созданию науч. теории революц. борьбы.
 Формально Ч. не создал особой науч. школы. Свои идеи он редко излагал в
 систематизиров. форме,
 они
 ЧЕРНЫШЕВСКИЙ 771
 разбросаны по статьям и рецензиям, написанным по различным поводам, искажены
 необходимостью
 подлаживаться к цензуре. Однако принципиальное единство теоретич. взглядов Ч.
 несомненно; в
 целом он неуклонно, хотя и не без противоречий, двигался от старого,
 идеалистического к новому,
 материалистич. пониманию истории.
 Науч. подход к изучению природы и общества Ч. связывал с антропологич.
 материализмом
 Фейербаха, к-рого считал отцом новой философии. Критика Фейербахом философии
 Гегеля
 представляется Ч. наиболее полным и радикальным преодолением идеализма и
 «метафизич.
 трансцендентальности». Вместе с тем Ч. вычленяет и определ. позитивное
 содержание философии
 Шеллинга и Гегеля — раскрытие «...общих форм, по которым двигался процесс
 развития» (там же, т.
 5, 1950, с. 363). Ч. отличается от Фейербаха и в др. отношении. «Природа
 человека» фиксируется им
 уже не только в биологич., но и в социальных категориях. По Ч., она находится не
 внутри индивида
 как такового, а в его единстве с природными и социальными силами, в центр
 антропологии Ч. ставит
 изучение не только «принципа эгоизма», но и феноменов «богатства» и «силы или
 власти» (см. там
 же, т. 7, 1950, с. 292). Т. о., первонач. границы антропологич. философии
 раздвигаются: она должна
 не только ответить на вопрос, что такое «человек вообще», но и определить
 социально-экономич. и
 политич. условия, к-рые обеспечили бы присвоение индивидом его собств. сил,
 свойственное ему
 стремление к «счастью». Главный вопрос антропологич. учения Ч.— «...не могут ли
 быть отношения
 между людьми устроены так, чтобы способствовать потребностям человеческой
 натуры» (там же, т.
 9, 1949, с. 334) вёл, т. о., к критике бурж. строя, проблеме освобождения труда.
 Как критик капитализма Ч. находится в русле со-циалистич. течений (Оуэн,
 социалисты-
 рикардианцы). «Теория трудящихся» Ч., созданная в противовес «теории
 капиталистов», призвана
 устранить «непоследовательность» классич. политэкономии. Опираясь на одну
 сторону, «научно»
 развиваемую А. Смитом,— представление об абстрактных условиях всякого
 материального произ-ва,
 Ч. подвергает критике др. сторону наследия классиков — конкретно-апологетич.
 воззрения на
 капиталистич. экономику. Последовательное, логическое развитие идей А. Смита о
 труде как «един-
 ственном производителе всякой ценности» приводит Ч. к выводу о том, что
 «...произведение должно
 принадлежать тому, кто произвел его»; с этой т. зр. и «...самый капитал есть
 произведение труда»
 (там же, т. 7, с. 41, 44, 37). Вместе с тем у Ч. есть — хотя бы в качестве
 тенденции — приближение к
 пониманию объективной логики развития бурж. общества, к пониманию того, что сама
 «...экономическая история движется к развитию принципа товарищества...» (там же,
 т. 9, с. 643). В
 общем и целом мыслитель сознаёт: гибель «...последней формы невольничества,
 называющейся
 покупкою труда», заключается уже в самом «изменении характера производительных

<< Пред.           стр. 406 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу