<< Пред. стр. 407 (из 449) След. >>
процессов»(там же, с. 222, 539).
Опираясь на труды Гегеля, Гизо, Нибура, Шлоссера, Ч. разрабатывает «идею
всеобщей истории» с
упором на значение в историч. событиях «...материальных условий быта, играющих
едва ли не
первую роль в жизни...» (там же, т. 3, 1947, с. 357). Хотя вполне
последовательно эта идея им не
выдерживается, устойчивая тенденция к материалистич. истолкованию истории
приводит Ч. к
оригинальному пониманию историч. прогресса. Особенно тщательно прорабатывается
им проблема
«громадной» силы «зла» в истории (см. там же, т. 15, с. 26—27). Не ограничиваясь
абстрактной
постановкой вопроса о «гораздо сильнейшем» влиянии на ход
772 ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
историч. прогресса отрицат. качеств человека, Ч. разгадку «тайны всемирной
истории» — господства
«плутов» вроде Меттерниха или Наполеона над людьми, ищет в деятельности
эксплуататорского,
отчуждённого от народа гос-ва (см. там же, т. 11, с. 61), а также в особой роли
людей и классов,
находящихся в «специальном положении» но отношению к др. классам и людям (см.
там же, т. 16, с.
555, 556). Важность классового подхода подтверждается и анализом экономич.
структуры общества.
Из изучения «трёхчленного распределения продукта» Ч. делает вывод о
закономерностях классовой
борьбы в новое время: «...Интересы ренты противоположны интересам прибыли и
рабочей платы
вместе. Против сословия, которому выделяется рента, средний класс и простой
народ всегда были
союзниками. Мы видели, что интерес прибыли противоположен интересу рабочей
платы. Как только
одерживает в своем союзе верх над получающим ренту классом сословие капиталистов
и сословие
работников, история страны получает Главным своим содержанием борьбу среднего
сословия с
народом» (там же, т. 9, с. 516).
Неизбежным, хотя и отдалённым результатом этой борьбы будет, по Ч., социалистич.
устройство —
«союзное производство и потребление», соединение труда и собственности в одних
руках.
Социализм Ч. лишён тех фантастич. черт, к-рые были свойственны великим утопистам
(фаланстер
Фурье он помещает в романе «Что делать?» в мечтательный «сон» Веры Павловны). В
предсказаниях
будущего он, как правило, не выходит за рамки «отвлечённых» определений,
даваемых экономич.
наукой.
Важнейшим элементом историч. концепции Ч. является идея цикличности историч.
процесса с
закономерной сменой восходящей и нисходящей фаз развития в революциях нового
времени. «Таков
общий вид истории: ускоренное движение и вследствие его застой и во время застоя
возрождение
неудобств, к отвращению которых была направлена деятельность... и потом опять
движение, и такая
очередь до бесконечности» (там же, т. 6, с. 13—14 и т. 9, с. 145, 252—54, 351,
616 и др.). Однако в
бесконечных круговоротах кратких «минут творчества» и длит. «периодов реакции»
Ч. выделял те
поворотные пункты, когда менялся сам характер циклов. Это было связано, по Ч., с
изменением
«...общего (характера.— Ред.) национального устройства» (там же, т. 13, с. 242—
43), т. е. с
утверждением в странах, переживших периоды революций и реставраций,
представительной формы
правления. По той же циклич. схеме мыслилось Ч. и утверждение социализма (см.
там же, т. 9, с.
832—33).
Ч. понимал, что революционерам в России предстоят величайшие жертвы, на первых
порах — верная
гибель (см. там же, т. 11, с. 144—45). Этика «разумного эгоизма» (осн. её
принцип состоял в том, что
поступки человека должны строго согласовываться с его внутр. побуждениями) была
призвана
внушать каждому, что иного пути к отдалённому счастью нет. Развитого человека,
«разумного
эгоиста», его собств. личный интерес толкает на акты самопожертвования, ибо это
необходимо для
торжества избранного им идеала. Будучи уязвимой в формально-теоретич. смысле,
этика Ч. помогала
формированию «новых людей», делала их силой, способствующей изменению
действительности.
В целом движение Ч. к созданию науч. революц. теории осталось незавершённым.
Однако его поиск и особенно
трезвость в политике («Исторический путь — не тротуар Невского проспекта...»,
там же, т. 7, с. 923) высоко
ценили классики марксизма-ленинизма. • К. Маркс, Ф. Энгельс и революц. Россия.
[Сб.], М., 1967; В. И. Ленин и
рус. обществ.-политич. мысль 19 —нач. 20 вв., Л., 1969; Плеханов Г. В., Соч., т.
5, 6, М., [1925]; Стеклов Ю. M.,
H. Г. Ч. Его жизнь и деятельность, т. 1—2, М.—Л., 19282; Скафтымов А. П., Жизнь
и деятельность Н. Г. Ч.,
Саратов, 19472; Розенталь ?. ?., Филос. взгляды Н. Г. Ч., М., 1948; Замятин В.
Н., Экономич. взгляды Н. Г. Ч.,
М., 1951; Зевин В. Я., По-литич. взгляды и политич. программа Н. Г. Ч., ?.,
1953; Азнауров А. А., Этич. учение
Н. Г. Ч.. М., 1960; Б е-
лик А. П., Эстетика Ч., М., 1961; Водолазов Г. Г., От Ч. к Плеханову. (Об
особенностях развития социалистич. мысли в
России), М., 1969; Пантин И. К., Социалистич. мысль в России: переход от утопии
к науке, М., 1973; Володин А. И., К а
р я к и н Ю. Ф., Плимак Е. Г., Ч. или Нечаев? О подлинной и мнимой
революционности в освободит. движении России
50—60 гг. 19 в., М., 1976; Н. Г. Ч. в обществ. мысли народов заруб. стран, М.,
1981.
И. К. Пантин, Е. Г. Плимак.
ЧЁРЧ (Church) Алонзо (р. 14.6.1903, Вашингтон), амер. логик и математик. Работы
Ч. относятся к
различным областям логики. Он развил мысль об отделении понятия функции от
понятия множества.
В 1936 выдвинул осн. гипотезу теории вычислимых функций (т. н. тезис Чёрча). В
1935 привёл
пример неразрешимой массовой проблемы, а в 1966 доказал, что проблема разрешения
для
исчисления предикатов неразрешима. Эти результаты оказали большое влияние на
развитие
математич. логики. Ч. внёс существ. вклад в развитие комбинаторной логики; ему
принадлежат
исследования в области логич. семантики и модальной логики.
• в рус. пер.: Введение в математич. логику, т. 1, М., 1960.
ЧЖАН ЦЗАЙ, Чжан Цзыхоу, Чжан Хэн-цюй, Чжан-цзы (учитель Чжан) (1020 — 9.1.
1078), кит.
философ, один из основоположников неоконфуцианства. Род. в Чанъане (ныне Сиань,
пров.
Шэньси). В юности изучал буддизм и даосизм, затем стал заниматься конфуцианством
и особенно
«Ицзином» и «Чжун юном» («Рассуждения о соблюдении срединного пути»), ставшими
основой его
учения. Среди его учеников — братья Чэн, племянники Ч. Ц. Автор трактатов «Си
мин» («Зап.
надпись»), «Дун мин» («Вост. надпись»), «Чжэн мэн» («Наставления для несведущей
юности»),
первый из к-рых высоко ценился неоконфу-цианцами. Ч. Ц. выдвинул концепцию
рассеянной во
Вселенной и способной принимать форму материальной силы (ци) — основы бытия,
начальной
субстанцией к-рой является лишённая физич. формы великая пустота (сюй). В
согласии с принципом
(ли-законом) ци то соединяется, образуя тьму вещей, то распадается, возвращаясь
к сюй. И то, что
великая пустота состоит из ци, и то, что материальная сила то возникает, то
исчезает, является
следствием объективной необходимости, вызываемой «изменением». Второй осн. идеей
Ч. Ц. была
мысль о том, что с каждым из межчеловеч. отношений связано специфич. моральное
требование,
однако любовь охватывает всех их, поэтому человек любви отождествляет себя с
небом и землёй —
родителями всего и всех. В социально-политич. области Ч. Ц. выступал за
осуществление идеала
классич. конфуцианства — равного распределения земли среди крестьян.
* см. к ст. Неоконфуцианство.
ЧЖОУ ДУНЬИ, Чжоу Маошу, Чжоу Лянь-си, Чжоу-цзы (учитель Чжоу) (1017, Индао, ныне
в уезде
Даосянь, пров. Хунань,—14.7.1073, Лушань, пров. Цзянси), кит. философ, один из
основоположни-
ков неоконфуцианства. Среди учеников Ч. д. были братья Чэн, а также крупный
политич. деятель
Ван Аньши (1019—86). В трактатах «Тайцзи ту шо» («Объяснения к диаграмме
Великого предела») и
«Тун шу» («Книга проникновения»), гл. комментарий к к-рым был написан Чжу Си, Ч.
Д.,
основываясь на положениях «Ицзин и нек-рых идеях даосизма, дал космологич. и
онтологич.
обоснование этич. концепций. Он разработал идею закона (ли), космич. сил инь и
ян и пяти дви-
жущих начал (у син), т. е. противоположностей и первоэлементов материальной
природы.
Беспредельный великий предел (тайцзи), двигаясь, порождает ян — свет (к-рый Ч.
Д. понимал как
«движение», приводящее к «изменению»), а находясь в неподвижности — инь — тень
(покой,
ведущий к «соединению»). При этом ян, достигая своего предела, переходит в инь,
а инь — опять в
ян. Их взаимодействие производит у син (вода, огонь, дерево, металл, земля).
Последние, действуя во
времени, в таинств. союзе с тайцзи, инь и ян, через
посредство мужского (небо) и женского (земля) начал порождают тьму вещей,
непрерывно себя
воспроизводящих. Венцом этого процесса является человек, обладающий пятью
моральными
принципами (человечность, справедливость, приличие, знание, верность) и
отличающий добро от
зла. Основой моральных качеств и источником всякой деятельности является
искренность (честность
— чэн), тождественная бездействию. В теории гос. устройства Ч. Д. центр. место
отводил правителю,
к-рый должен быть образцом правильного поведения: правитель с чистым сердцем, не
нарушающий
моральных принципов, речью, внешностью, взглядом и слухом привлекает к себе
добродетельных и
талантливых людей, с помощью к-рых легко управлять страной.
• Chow Ylh-chlng.La Philosophie morale dans le neO-confucianisme (Tcheou Touen-
Yi), P., 1954; см. также лит. к ст.
Неоконфуцианство.
ЧЖУАН-ЦЗЫ (учитель Чжуан), Чжуан Чжоу (ок. 369—286 до н. э.), др.-кит. философ,
один из осно-
воположников даосизма, автор значит. части трактата «Чжуан-цзы». Род. в Мэн
(вероятно, в юго-зап.
части нынешней пров. Шаньдун); занимал мелкий пост в Цию-ани, в родном уезде.
Впоследствии
резко выступал против чиновничьей карьеры и отклонил предложение чуского Вэй-
вана (339—329
до н. э.) стать первым министром в Чу, считая, что «лучше беззаботно веселиться
и развлекаться,
валяясь в грязной канаве, чем находиться в ярме у правителя».
Из 33 глав трактата «Чжуан-цзы» самыми достоверными считаются первые семь.
Значит. интерес
представляет 33-я глава — обзор др.-кит. философии, составленный, по-видимому,
вскоре после
смерти Ч.-ц. Кроме изложения положений даосизма, трактат содержит критич. оценку
конфуцианства и моистов, философию к-рых Ч.-ц. считал несостоятельной. [«То, что
(Конфуций)
вначале провозглашал правильным, в конце (своего жизненного пути) объявил
ложным. ...Можно ли
различить пять устоев и шесть основ, (слушая) лживые речи конфуцианцев и
(разглагольствования)
моистов о всеобщей любви?.. Занимаясь лишь цветистыми речами, (Конфуций)
достижение
второстепенного выдает за достижение главного».]
В центре учения Ч.-ц. концепция дао — пути, неактивного и бесформенного,
существовавшего
издревле, являвшегося началом и основой для самого себя и породившего небо и
землю; принцип
недеяния, переплетающийся с идеей великого порядка, великой естественности, к-
рым подчиняются,
следуют и с к-рыми сливаются все вещи и явления; мысль о единстве
противоположностей, их
взаимообусловленности и естеств. взаимозаменяемости; положение о естественности
и неизбежности
жизни и смерти. Эти и др. идеи Ч.-ц. во многом стимулировали развитие др.-кит.
философии.
• Ч.-ц., в кн.: Др.-кит. философия, т. 1, М., 1972, с. 248— 294, 337—53;
Атеисты, материалисты, диалектики древнего
Китая, вступ. ст., пер. и коммент. Л. Д. Позднеевой, М., 1967.
ЧЖУ СИ, Чжу Юаньхуэй, Чжу-цзы (учитель Чжу) (18.10.1130, Юци, пров. Фуцзянь,—
23.4. 1200,
Каотин, пров. Фуцзянь), кит. философ, представитель неоконфуцианства,
завершивший процесс его
формирования. Был талантливым и энергичным администратором, выдающимся учёным-
энциклопедистом, комментатором классич. книг, педагогом. В 1179—80, будучи
правителем области
Нанькан (пров. Цзянси), восстановил школу «Бай-лу дун» («Пещера белого оленя»),
ставшую
благодаря его лекциям известнейшей школой Сунской империи.
Ч. С. синтезировал идеи конфуцианских мыслителей от Конфуция до Чжоу Дуньи, Чжан
Цзая и бр.
Чэн, произведения к-рых он снабдил собств. комментарием и написал о них
исследование «Цзинь сы
лу» («Записи о совр. мыслителях и идеях»). В учении Ч. С. система-
ЧЖУ 773
тизированы и развиты все шесть осн. идей неоконфуцианства. При этом Ч. С. пошёл
дальше, чем Чэн
И, в развитии дуалистич. концепции двух начал — идеального, первичного, «ли» и
материального,
вторичного, «ци»: ли нуждается в прикреплении к определ. ци, ци же нуждается в
ли как законе
своего существования, поэтому они неразделимы. Все принципы, действительные и
возможные, а
также и ци содержатся в лишённом физич. формы великом пределе, существующем во
всех вещах,
взятых в совокупности (Вселенная) и в отдельности. Ли человека (или вещи)
является его природой,
реальной и конкретной, причём ли его первонач. природы, ничем не затронутой и
совершенной,
является моральным разумом, тогда как ли его природы, смешанной с человеч.
желаниями и физич.
элементом, является человеч. разумом, подверженным как добру, тан и злу. Жэнь в
трактовке Ч. С.
обрело форму «характера человеч. разума и правила любви». Обобщающее учение Ч.
С. стало
впоследствии гл. течением кит. философии, а через систему гос. экзаменов,
базировавшихся на
классич. трактатах с его комментариями, играло важную роль в образовании и
воспитании молодёжи
вплоть до нач. 20 в. Ч. С. оказал также сильное воздействие на философию Корей и
Японии. • Bruce J.
P., Chu Hsi and his masters, L., 1923; Philosophy of Chu Hsi, ed. and transl. by
D. Bodde, Camb., 1942; см.
также лит. к ст. Неаконфуцианство.
ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА в социологии, группа исследователей, сложившаяся в 20-х гг. 20
в. на фа-
культете социологии Чикагского ун-та, объединённая единством теоретико-
методологич. подхода и
общностью исследоват. интересов.
В основе подхода Ч. ш. лежали идеи её основателя Р. Э. Парка, определявшего
социологию как
«науку о коллективном поведении», как «точку зрения и метод исследования
процессов, благодаря
которым индивиды побуждают и побуждаются к сотрудничеству в том коллективном
существовании, которое мы именуем обществом» (Park R. E., Burgess E. W.,
Introduction to the science
of sociology, Chi., 1921). В основе всех социальных процессов и явлений лежат,
как полагал Парк,
испытавший сильное влияние Зиммеля, четыре типа взаимодействий: соревнование,
конфликт, при-
способление, ассимиляция. Эти типы представляют собой четыре стадии развития