<< Пред.           стр. 408 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 всякого
 социального явления, его «естеств. историю».
 С т. зр. такого подхода Парк и др. исследователи Ч. ш. (Н. Андерсон, Э.
 Бёрджесс, Л. Вйрт, Г. Зорбо,
 Р. Макензи, Э. Маурер, Ф. Трешер, С. Шоу и др.) истолковывали проблемы расовых
 отношений,
 социальной стратификации, развития семьи, массовых коммуникаций, стиля жизни и
 т. д. Особое
 внимание Ч. Ш. сосредоточила на проблемах социальной экологии. Социальная среда
 большого
 города (объектом исследования были районы трущоб Чикаго, где с особой силой
 проявлялись пороки
 капиталистич. урбанизации) рассматривалась имя как арена борьбы за
 существование, где различные
 социальные, проф., этнич. группы в ходе «естественноисторич.» процесса своего
 развития
 формировали экологич. структуру, отвечающую природе определяющего их
 существование
 социального конфликта. Социально-экологич. подход стал в рамках Ч. ш. основой
 исследования
 таких социальных проблем, как бродяжничество, преступность, особенно
 несовершеннолетних,
 трущобы и др. Жизнь различных социальных групп рассматривалась как с т. зр.
 пространств.
 структур их обитания, так и с т. зр. их социальных характеристик, под к-рыми
 подразумевались свой-
 ственные той или иной группе нормативные «коды» и системы ценностей.
 Поскольку Ч. ш. игнорировала объективные, классовые основы социальных проблем,
 ей не удалось
 предложить действ. средства их решения. Однако она за-
 774 ЧИКАГСКАЯ
 ложила основы таких исследоват. направлений, как социальная экология и
 социальная патология,
 сыграла важную роль в разработке и углублении социологич. методов (проблемы
 построения
 выборки, методы опроса, включённого наблюдения и т. д.). Ч. ш. ознаменовала для
 амер. социологии
 переход от спекулятивно-филос. к эмпирич. стадии её развития.
 • Совр. социологич. теория..., сост. Г. Беккер и А. Босков, пер. с англ., М.,
 1961; Андреева Г. М., Совр. бурж. эмпирич.
 социологич. М., 1965.
 ЧИТТА (санскр.— мышление, мысль, умств. фиксация, наблюдение; память, сердце, от
 чит —
 воспринимать, замечать), понятие др.-инд. теории познания и психологии,
 означающее совокупность
 модификаций ума, к-рые определяют разные состояния духовной жизни. Ч.
 соотносится с умом
 (манасом), как внешнее с внутренним. Будучи связана с к.-л. объектом через
 манас, Ч. принимает
 форму этого объекта; Ч. Лишена сознания, но способна, будучи вблизи «Я»,
 отражать сознание этого
 «Я» и представляться разумной (др. аспект этого же явления — «Я», по незнанию
 отождествляющее
 себя с Ч.). В йоге различают пять модификаций Ч.: истинное познание (восприятие,
 логич. вывод,
 устное свидетельство), ложное познание, знание слов (чисто лингвистич. знание),
 сон (его
 возникновение объясняется преобладанием в Ч. гуны тамаса) и память
 (воспроизведение
 переживаний прошлого опыта). Прекращение этих модификаций Ч. и есть йога,
 препятствующая «Я»
 отождествлять себя с ними. Разные соотношения гун объясняют пять ступеней Ч.:
 кшипта — беспо-
 койство (переключение Ч. с одного объекта на другой, исключающее контроль над
 умом и
 чувствами), мудха — бездеят. притуплённое состояние (тенденция к сну,
 невежеству, пороку),
 викшипта — рассеянность, умиротворённое состояние, экагра — сосредоточенность на
 одном
 объекте, нироддха — прекращение мыслит. деятельности, самоограничение,
 сдержанность (полное
 прекращение модификаций Ч. и погружение в состояние абс. покоя).
 Ч. В йоге соответствует махат в санкхье; в веданте слово «Ч.» — синоним буддхи,
 и его
 модификаций, а также аспект единого внутр. органа; в ряде концепций (напр., у
 Гаудапады) акцент
 ставится на нереальности Ч. Буддийская школа йогачары, напротив, отстаивала
 реальность Ч. как
 первоисточника всех вещей; Ч. имеет 8 дхарм, пять из к-рых связаны с органами
 чувств. три — не
 связаны (дхармы внутр. чувства, виджняны и алая-виджняны, т. е. чистого бытия).
 Духовный аспект
 существования — нама (см. Нама-рупа), наряду с манасом и виджняной включает в
 себя и Ч.,
 понимаемую как эмоциональное начало, связанное с сердцем (в буддийских соч. Ч.
 может означать
 не только мысль и ум, но также волю, намерения, эмоции, сердце).
 ЧИЧЕРИН Борис Николаевич [26.5(7.6).1828, Тамбов,—3(16).2.1904, с. Караул
 Тамбовской губ.],
 рус. философ-гегельянец, теоретик гос-ва и права, историк, публицист и обществ.
 деятель. С сер.
 1850-х гг. Ч.—· один из лидеров либерально-западнич. крыла в рус. обществ.
 движении. Крупнейший
 представитель правого гегельянства в России, Ч. выступал как против пози-тивизма
 («Положит.
 философия и единство науки», 1892), так и против мистич. теократич. идей Вл.
 Соловьёва.
 Пересматривал ряд положений гегелевской диалектики (замена триады «тетрадой» и
 др.), к-рая стала
 у Него в целом не методом получения нового знания, а только средством
 систематизации
 существующего. Ставя религию как форму конкретного постижения выше философии как
 формы
 абстрактного созерцания, Ч. намечал переход к религ. философии («Наука и
 религия», 1879).
 Соединение гегелевского монизма с утверждением свободы воли определяет
 противоречие системы
 Ч., сказавшееся прежде всего в его социальной этике. Ч. стремился разделить
 сферы нравственности
 и права; как гарантия личной свободы право является ограничением внеш. свободы.
 Идеальная
 форма право-
 вого гос-ва для Ч.— конституц. монархия. Он отстаивал принцип частной
 собственности и
 невмешательства гос-ва в экономику. Взгляды Ч. явились источником идеологии
 кадетов.
 В историографии — один из основателей т. н. юри-дич. (гос.) школы, исходящей из
 ведущей роли гос. и юридич. форм в
 историч. процессе. * История политич. учений, ч. 1—5, М.. 1869—1902; Мистицизм в
 науке, М., 1880; Собственность и
 гос-во,ч. 1—2,М., 1882— 1883; Основания логики и метафизики, М., 1894; Курс гос.
 науки, ч. 1—3, М., 1894—98;
 Философия права, М., 1900; Вопросы философии, М., 1904; Воспоминания, [т. 1—4,
 М.], 1929—34.
 • Гульбинский И., Б. Н. Ч., Биобиблиографий, очерк, «Библиографич. известия»,
 1914, .1Mb 1—2; Галактионов А. А.,
 Никандров П. Ф., История рус. философии, М., 1961, с. 387—95; Зорькин В. Д., Из
 истории бурж.-либеральной политич.
 мысли России 2-й пол. 19 — нач. 20 в. (Б. Н. Ч.), М., 1975.
 «ЧТО ДЕЛАТЬ? Наболевшие вопросы нашего движения», книга В. И. Ленина,
 посвящённая
 анализу и обобщению тактич. и организац. принципов, к-рые были выработаны газ.
 «Искра» в 1901—
 02 и в 1903 победили на 2-м съезде партии. Написана осенью 1901 — февр. 1902;
 впервые напечатана
 в Штутгарте, в марте 1902. В «Ч. д.?» всесторонне обоснована важнейшая роль
 революц. теории в
 рево-люц. движении, идея создания пролет. партии нового типа, принципиально
 отличающейся от
 реформистских партий 2-го Интернационала, партии социалистич. революции и
 диктатуры
 пролетариата. Книга представляет собой развёрнутую программу организации такой
 марксистской
 партии и план борьбы за её создание. В ней Ленин идейно разгромил «экономизм»
 как разновидность
 междунар. оппортунизма — бернштейни-анства.
 Бернштейнианцы на Западе и «экономисты» в России, делая акцент на «стихийности»
 историч.
 процесса, недооценивали роль политич. борьбы рабочего класса, сводя эту борьбу к
 чисто экономич.
 требованиям. В работе «Ч. д.?» Ленин показал, что «...основной экономический
 интерес пролетариата
 может быть удовлетворен только посредством политической революции, заменяющей
 диктатуру
 буржуазии диктатурой пролетариата» (ПСС, т. 6, с. 46, прим.). В этой связи Ленин
 видел сущность и
 центр. задачу марксистской партии в соединении рабочего движения с социализмом.
 Продолжая
 вслед за Ф. Энгельсом разработку проблемы относит. самостоятельности идеологии,
 Ленин в своей
 книге конкретизировал вопрос о закономерностях в развитии идеологии рабочего
 класса в эпоху
 капитализма, рассматривая социализм как идеологию, возникшую вне стихийного
 рабочего
 движения (см. там же, с. 79—80). Ленин показал, что идеология науч. социализма
 продолжает и
 развивает лучшие традиции человеч. культуры и может быть привнесена в рабочее
 движение
 «...только извне, то есть извне экономической борьбы...» (там же, с. 79).
 Собств. силами рабочие спо-
 собны выработать в классовой борьбе только тред-юнионистское сознание, т. е.
 понимание
 необходимости объединяться в профсоюзы, сообща вести экономич. борьбу с
 хозяевами, настаивать
 на рабочем законодательстве и т. п. Однако подобный уровень сознания рабочих не
 позволяет им
 добиться решающих революц. преобразований и приводит постепенно к подчинению
 рабочего
 движения бурж. идеологии, к оппортунизму. А поскольку «...о самостоятельной,
 самими рабочими
 массами в самом ходе их движения вырабатываемой идеологии не может быть и речи,
 то вопрос
 стоит только так: буржуазная или социалистическая идеология. Середины тут нет...
 Поэтому всякое
 умаление социалистической идеологии, всякое отстранение от нее означает тем
 самым усиление
 идеологии буржуазной» (там же, с. 39—40).
 Обращая в полемике с «экономистами» особенное внимание на значение политич.
 борьбы
 пролетариата, Ленин подчеркнул органич. связь всех форм его классовой борьбы:
 теоретической,
 экономической, политиче-
 ской. «Без революционной теории не может быть и революционного движения» (там
 же, с. 24).
 «...Роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой
 теорией» (там
 же, с. 25).
 Книга Ленина «Ч. д.?» имеет важное политич. и тео-ретич. значение в совр.
 условиях острой борьбы
 марксизма-ленинизма против бурж. идеологии, против совр. оппортунистов и
 ревизионистов.
 • Ч а г и н Б. А., Из истории борьбы В. И. Ленина за развитие марксистской
 философии, М., 1960; Суслова Ф. М. О кн. В.
 И. Ленина «Ч. д.?», M., 19662; Галиев Г. С, Книга В. И. Ленина «Ч. д.?»,
 Куйбышев, 19673.
 «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА" И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-
 ДЕМОКРАТОВ? (Ответ на статьи „Русского богатства" против марксистов)»,
 произведение В. И.
 Ленина, в к-ром осуществлён окончат. идейный разгром народничества и разработаны
 важнейшие
 проблемы марксистской теории в условиях перехода рус. революц. движения к
 пролет. этапу. Книга
 написана летом и издана (нелегально) осенью 1894 в виде трёх выпусков: 1-й и 3-й
 выпуски найдены
 в берлинском с.-д: архиве и в Б-ке им. M. E. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде;
 второй выпуск пока
 не обнаружен.
 Книга содержит анализ и критику филос. и социоло-гич. воззрений, политико-
 экономич. концепций,
 программы и тактики рус. народничества 90-х гг. Характеризуя народничество как
 разновидность
 утопич. крест. социализма, Ленин показал, что в результате капита-листич.
 развития России
 «...раскололся и старый русский крестьянский социализм, уступив место, с одной
 стороны, рабочему
 социализму; с другой — выродившись в пошлый мещанский радикализм» (ПСС, т. 1, с.
 272).
 Центр. мысль книги — идея об органич. единстве всех составных частей марксизма.
 Опровергая
 тезис Михайловского о том, что марксистская диалектика сводится к гегелевской
 триаде, Ленин
 вскрыл противоположность марксистского метода гегелевской диалектике и дал
 глубокий анализ
 марксистского диалектич. метода, подчеркнув внутр. единство материализма и
 диалектики,
 охарактеризовав диалектику как метод исследования и изображения действит.
 процесса в его гл.
 тенденциях, как метод воспроизведения в теории объективных законов
 возникновения,
 существования, развития и гибели изучаемых объектов. Ленин показал, почему лишь
 материалистич.
 понимание истории превратило социологию в науку. Во-первых, выделив из всей
 системы обществ.
 отношений производственные в качестве основы идеологических, марксизм вскрыл
 природу и
 генезис политико-юридич. форм и обществ. идей. Во-вторых, вычленив производств,
 отношения в
 качестве экономич. структуры общества, материаяи-стич. социология выдвинула
 объективный
 критерий для различения существенного и второстепенного в обществ.
 явлениях, для открытия историч. закономерностей, положив конец субъективизму в
 оценке историч.
 событий. В-третьих, обнаружение зависимости идеологич. обществ. отношений от
 производственных, а последних — от развития производит. сил дало твёрдое
 основание для
 понимания обществ. развития как естеств.-историч. процесса смены обществ.
 формаций. Ленин
 выступил против попытки Михайловского трактовать марксистскую социологию как
 «экономич.
 материализм», показав, что именно марксизм впервые исследовал общество в
 единстве всех его
 сторон. Ленин подчеркнул, что только историч. детерминизм позволяет выяснить
 действит. роль
 личности в истории и покончить с метафизич. противопоставлением, во-первых,
 сознательной и
 целеустремленной деятельности — историч. необходимости, во-вторых — «героев» —
 «толпе».
 Вскрывая строгую закономерность человеч. поступков,
 ЧТО 775
 идея детерминизма не только не умаляет роли разума и свободной воли человека, но
 впервые даёт
 возможность правильно оценить их, исходя из анализа тех конкретных объективных
 обстоятельств, в
 к-рых вынужден действовать человек. С др. стороны, «...идея исторической
 необходимости ничуть не
 подрывает роли личности в истории: история вся слагается именно из действий
 личностей,
 представляющих из себя несомненно деятелей. Действительный вопрос, возникающий
 при оценке
 общественной деятельности личности, состоит в том, при каких условиях этой
 деятельности
 обеспечен успех?» (там же, с. 159).
 Исходя из анализа тенденций социального развития и расстановки классовых сил в
 России кон. 19 в.,
 Ленин пришёл к выводу о руководящей роли пролетариата в надвигающейся бурж.-
 демократич.
 революции и о крестьянстве как о союзнике пролетариата.
 Научно обоснованная Лениным программа действий рус. социал-демократии выдвигала
 задачу
 соединения рабочего движения с науч. социализмом, создания ре-волюц.
 марксистской партии,
 объединения всех демо-кратич. сил во главе с пролетариатом для свержения
 абсолютизма. Все эти
 идеи получили развитие в последующих трудах Ленина.
 Книга Ленина продолжает служить идейным и мето-дологич. оружием в борьбе против
 совр. бурж.
 субъек-тивно-идеалистич. социологии и псевдореволюц. лозунгов.
 • Гидиринский В. И., Вопросы исторического материализма в книге В. И. Ленина
 «Что такое „друзья народа" и как они
 воюют против социал-демократов?», М., 1972; Куликов Е. С., О кн. В. И. Ленина

<< Пред.           стр. 408 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу