<< Пред. стр. 409 (из 449) След. >>
«Что такое „друзья народа" и как онивоюют против социал-демократов?», М., 1975s.
Н. Н. Каримская.
ЧУВСТВА в психологии, особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчётливо
выражен-
ный предметный характер и отличающихся сравнит. устойчивостью. В этом смысле Ч.
связаны с
представлением о нек-ром объекте — конкретном или обобщённом (напр., чувство
любви к
человеку, к Родине). Как устойчивое эмоциональное отношение к объекту Ч. может
не совпадать с
эмоциональной реакцией на него в конкретной преходящей ситуации. Ч. у человека
носят культурно-
историч. характер, существ. роль в их формировании и развитии играют особые
знаковые системы
(социальная символика, обряды, ритуальные действия и т. п.). См. Эмоции.
ЧЭН, братья: Хао (Чэн Бочунь, Чэн М и н-д а о; 1032, Лоян,—7.7.1085, там же) и И
(Чэн Чжэшу, Чэн
И чу а н ь; 1033, Лоян,—5.10.1107, там же), основоположники неоконфуцианства,
совместно
разработавшие ряд его осн. идей. Племянники Чжан Цзая. Занимали ряд чиновничьих
постов. И Ч.
резкой критикой высокопоставленных сановников нажил себе врагов, в 1097 был
сослан, в 1100
помилован, однако распространение его идей до 1155 было большей частью под
запретом. Несмотря
на значит. общность, взгляды Ч. впоследствии положили начало двум школам в
неоконфуцианстве:
субъективно-идеалистич. школе Лу — Ван (от фамилий Лу Цзююаня и Ван Янмина), или
синь сюе
(учение о сознании), идущей от Хао, и рационалистич. школе объективного
идеализма Чэн — Чжу
(Чэн И — Чжу Си), или ли сюе (учение о принципе, законе), восходящей к И. Их
филос. труды
собраны в «Эр-Чэн цюань-цзи» [Полн. собр. (трактатов) обоих Ч.], а лит. соч. в
«Эр-Чэн вэнь-цзи»
(«Собр. произведений обоих Ч.»). Ч. разработали одну из осн. идей
неоконфуцианства — концепцию
ли-закона, единого и многообразного, присущего всем людям, вещам и явлениям и
управляющего
ими. Ли является самоочевидным и самостоятельным, оно не может быть ни
увеличено-усилено, ни
уменьшено-ослаблено, совмещает в себе все принципы — естественные и моральные,
общие и
единичные. Ли тождественно сознанию и природе, это универсальная истина, порядок
и закон,
универсальный процесс создания и творения. И подчёркивал гармоничное сочетание
единства и
многообразия ли, а его положение «принцип — один, но его проявления — различны»
стало одной
из самых известных филос. идей в Китае. Хао уделял значит. внимание идее бытия
как постоянного
процесса рождения и возрождения — гл. атрибута Вселенной; все вещи обладают
«животворящим
началом», им является жэнъ (человечность, гуманность), устраняющее преграды
между «Я» и всем
остальным и объединяющее небо, землю и человека. С нек-рыми оговорками Хао можно
считать
монистом (нет ли вне материальной силы ци и нет ци вне ли), а И — дуалистом; в
то же время И
считал, что силы инь и ян не существуют вне ли и что каждая вещь обладает как
телесным (ци), так и
нематериальным (ли) аспектами.
• см. к ст. Неоконфуцианство.
ш щ
ШАКТИ (санскр., букв.— мощь, сила), в инд. религ.-филос. мысли божеств. сила,
энергия, с
помощью к-рой творится мир; выступает в персонифицированной и безличной
ипостасях. Особенно
известна Ш. как жена Шивы, мать мира, высшая творч. сила в её жен. форме (в
шиваизме);
почитается шиваитами под разными именами и в разных формах, в шактизме
почитается как богиня,
практически совпадающая с брахманом. Если Шива выступает как чистое сознание, а
материя как
чистая бессознательность, то воздействие божеств. силы на материю возможно
только с помощью
Ш., к-рая понимается как сознат. сила, посредствующее звено между чистым
сознанием и материей,
как причина становления, то, посредством чего божество воздействует на мир.
Поэтому Шива
отличается от Ш. как абсолютное в самом себе от абсолютного в отношении к
объектам мира [в этом
последнем аспекте Шива характеризуется рядом признаков — сознанием, интел-
776 ЧУВСТВА
лектом (чит), знанием (джняна), творч. силой (крия), волей (иччха), блаженством
(ананда) и т. п.]. В
«Бха-гавадгите» Ш. понимается как энергия творца ишвары, сочетающего в себе
неизменность
брахмана и изменчивость становления и создающего изменчивую природу с помощью
особой силы
— майи, сливающейся с Ш. В шактизме подробно разработана классификация
принципов, связанных
с Ш. (тридцать шесть таттв).
• Frauwallner E., Aus der Philosophie der sivaiti-schen Systeme, B., 1962; G on
da J., Visnuism and Sivaism. A comparison, L.,
1970.
ШАНКАРА (кон. 8—9 вв.; традиц. даты 788—820 маловероятны), инд. мыслитель,
ведущий
представитель веданты, создатель системы религ.-филос. умозрения индуизма;
религ. реформатор и
полемист, мистик и поэт. Род. в Малабаре. Учился у Говинды, ученика Гаудапады.
Гл. труды:
комментарии к «Брахма-сутре» («Веданта-сутре») Бадараяны, к 11 упанишадам, к
«Бхагавадгите», а
также «Упадешасахасри», «Вивека-чудамани», «Атмабодха» и др. В условиях, когда
тра-
диц. инд. умозрение, укоренённое в Ведах, было сильно поколеблено буддизмом, Ш.
создал
последовательно монистич. систему — адвайта-веданту.
По Ш., единая и всепроникающая реальность — брахман (бог), им пронизано всё и он
есть всё. В
субъективном аспекте душа, «Я», атман, выступает как бог, как бесконечное
сознание (джняна),
ведущее к блаженству (ананда) от слияния познающего (атман), познаваемого
(брахман) и познания.
Видимая множественность мира объясняется майей, особой силой божества,
являющейся
отражением божеств. свободы воли. Майя — это иллюзия, к-рая то скрывает истину,
то искажает её.
Незнание (авидъя, аджняна) препятствует постижению единого брахмана, создаёт мир
множест-
венности и связанное с ним движение, изменение. Отрицая реальность изменений, Ш.
объясняет их
видимостью. Точно так же нереален, по Ш., и эмпирич. мир, хотя он и объективен,
ибо за любой
видимостью кроется её субстрат — чистое бытие (брахман). Равновесие между
максималистской
программой монизма и плюрализмом опытных данных достигается Ш. путём последоват.
различения
эмпирич. и трансцендентной т. зр., дающих две разные картины, и с помощью правил
перехода от
одной т. зр. к другой, приводящих к устранению всех тех атрибутов (сотворение,
движение,
изменение, качества и т. п.), к-рые суть функции человеч. незнания. Путь знания
(джняна-марга)
ведёт, по Ш., к преодолению авидьи и освобождению: пребывая в собств. теле и
продолжая жить в
мире, человек становится свободным и от тела, и от мира. Система Ш. завершается
учением об
имманентном божестве, творящем мир (сагуна брахман), о трансцендентном божестве,
лишённом
признаков (ниргуна брахман), и о спасении (мокша), достигаемом не уничтожением
«Я», а
осуществлением бесконечности и абсолютности этого «Я», осознанием его «сверх-
эмпиричности» и
еди-носущности брахману, что приводит к освобождению от зависимости ещё при
жизни
(дживанмукти), прекращению повторных рождений и бессмертию.
Универсальный характер философии Ш., сочетание напряжённого интеллектуализма с
постоянным
вниманием к миру опыта обусловили её исключит. место в истории инд. мысли; она
учитывалась
всеми последующими истолкователями веданты (Рамануджа, Мадхва, Валлабха,
Нимбарка и др.) и
образует один из существенных компонентов религ.-филос. концепций совр. Индии.
Труды Ш.
положили начало многочисл. комм. внутри веданты: «Панчападика» Падмапады,
ученика Ш., а также
«Бхамати» Вачаспатимишры (9 в.), «Виварана» Пракашатмана (ок. 1100),
«Кханданакхан-да-кхадья»
Шрихарши (12 в.), «Панчадаши» Видья-раньи (14 в.) и др. Ш. повлиял и на мн.
неведантистские
направления инд. мысли; с деятельностью его связывают победу учений, исходящих
из Вед, над
буддизмом, вскоре после Ш. вытесненным из Индии.
• Upanishads and Sri Sankara's commentary, v. 1—5, Madras, 1898—1901; Srimad
bhagavad-glta with the commentaries, ed.
W. Laxman, Bombay, 1912; Select works of Sri Sankara-charya, Madras, 1947;
Prolegomenes au Vedanta, ed. L. Renou, P.,
1951; Vedanta explained. Sankara's commentary on the Brah-masutras, ed. by V. H.
Date, v. 1—3, New Delhi, 19732; в рус.
пер.— Атмабодха, в сб.: Идеологии, течения совр. Индии, М., 1965 (пер. А. Я.
Сыркина).
• Чаттерджи С., Датта Д., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954;
Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с
англ., т. 2, М., 1957; Исаева Н. В., Полемика Ш. с неортодоксальными учениями в
коммент. на «Брахма-сутры», «ВДИ»,
1979, № 4, с. 126—52; Glase-n a p p H. v., Der Stufenweg zum Gottlichen.
Shankaras Philosophie der All-Einheit, Baden-
Baden, 1948; Hacker P., Untersuchungen uber Texte des fruhen Advaitavada, Mainz
— Wiesbaden, 1951; его же, Vivarta,
Wiesbaden, [1953]; S e n H. K., Acharya Sankara, [Dakshineswar, 1957]; M e-n o n
Y. K., Allen R. F., The pure principle. An
introduction to the philosophy of Shankara, East Lansing, 1960; К a r-markar R.
D., Sankara's Advaita, Dharwar, [1966]; M a r-
tin-Dubost P., gankara et le Vedanta, P., [1973]; D a s-g u p t a S., A history
of Indian philosophy, v. 1, Delhi, 1975; см. также
лит. к статьям Веданта, Адвайта-веданта.
ШАН ЯН, Гунсунь Ян, Вэй Ян (390— 338 до н. э.), др.-кит. гос. деятель, один из
основопо-
ложников легизма. Происходил из обедневшего ари-стократич. рода из царства Вэй.
Был первым
советником циньского царя Сяо-гуна (361—338 до н. э.), провёл серию реформ,
основанных на
концепциях легизма и способствовавших консолидации власти в руках царя.
Учение Ш. Я. изложено в трактате «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»),
составленном его учениками в 3 в. до н. э. Ш. Я. первый в истории кит. политич.
мысли создал
теорию деспотич. гос-ва и разработал осн. концепции легизма об управлении
обществом и гос-вом:
концепция равных возможностей, гос. регулирование экономич. процессов, теория
единого
(сосредоточения усилий людей на земледелии и войне) как гл. сферы деятельности
народа, система
рангов знатности, теория «клещей» — наделение общинников правом контроля над
деятельностью
чиновничества, принцип коллективной ответственности перед законом и т. п. Сразу
же после смерти
Сяо-гуна по настоянию наследств. аристократии был казнён вместе с семьёй.
• Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу), пер. с кит., вступ. ст. и коммент.
Л. С. Переломова, М., 1968; Др.-кит.
философия, т. 2, М., 1973, с. 210—23.
ШАО ЮН, Шао Яофу, Шао Канцзе (1011, Хэнчжан, пров. Хэбэй,— 1077), кит. философ,
предста-
витель неоконфуцианства. Был другом Чжан Цзая и братьев Чэн. Автор филос.
трактатов «Хуан-цзи
цзин-ши» («Высшие принципы, управляющие миром») и «Юй цяо вэнь-дуй» («Вопросы и
ответы
рыбака и дровосека»). В учении Ш. Ю. можно выделить три гл. идеи: существуют
высшие принципы,
управляющие Вселенной; они имеют числовое выражение; постичь их можно
объективным путём, т.
е. рассматривая все вещи с их т. зр. Как и др. неоконфуцианцы, считал, что
возникновение вещей
является результатом действия тайцзи, инь и ян, однако добавлял при этом
концепцию «числа»:
«изменение» (см. Чжоу Дунъи) управляется духовным началом, к-рое создаёт числа;
числа образуют
формы, а из форм возникают вещи. «Изменение» происходит в согласии с законом и
является
естественным. Человек — самый разумный среди созданий естеств. процесса, но, как
и тьма вещей,
управляется числами.
• H a r l e z С h. de, L'ecole philosophique moderne de la Chine ou Systeme de
la nature (Sing-Li), Brux., 1890, p. 77 — 110; см.
также лит. к ст. Неоконфуцианство.
ШАРРОН (Charron) Пьер (1541, Париж,— 16.11.1603, там же), франц. философ-
скептик. В трактате
«О мудрости» («De la sagesse», livre l—3, 1601), выступая против догматизма и
схоластики, Ш.
требовал «свободы ума», сопоставления разных т. зр. и принятия к.-л. из них
«только по указанию
разума» («De la sagesse», P., 1820, p. LVIII). Надо также покончить с книжным
характером учёности,
изучать не тексты, а вещи. По Ш., разум человека —гл. познават. сила. Касаясь
роли ощущений, Ш.
отвергал и тезис об их непогрешимости, и тезис об их ложности, считая, что хотя
они сообщают
лишь о внеш. форме вещей, но весьма полезны при первом знакомстве с вещами.
Разум способен
«через посредство чувств познавать все вещи, предстающие перед ним, и судить о
них» (там же, р.
148). Однако в разуме от природы заложены «семена всех знаний», он может их
развивать даже без
содействия органов чувств. Сомнение не итог познания, а его исходный пункт: оно
побуждает, не
успокаиваясь на достигнутом, продолжать исследование, чтобы «мы сумели знать
больше и лучше».
Указывая, что все существующие религии — это суеверия, Ш. оговаривает, что это
не касается
христианства. Ш. считал себя защитником христианства, но его понимание
христианства далеко от
ортодоксальности. Он полагал, что разум приводит к выводу о существовании
всемогущей
первопричины всех вещей и что нет нужды в регламентированных формах поклонения
этой
первопричине.
ШАРРОН 777
Для постижения догм христианства — откровения, бессмертия души, таинств —
«нужно, чтобы
человек был сдвинут, выбит из нормального состояния болезнью..., или безумием,
экзальтацией»
(там же, р. 294) и не мог пользоваться своим умом. Источник нравственности — не
религия, а
природа и разум. Религия лишь дает свою санкцию этич. принципам, соблюдения к-
рых требуют
природа и разум. Трактат Ш., многое заимствовавшего у своего учителя Монтеня,
оказал большое
влияние на франц. мысль 17 в., особенно на Гассенди, Паскаля, Бейля. Нападая на
Ш., ортодоксы-
клерикалы не без основания видели в нём одного из вдохновителей рационализма,
материализма и
деизма нового времени.
* Toutes les Oeuvres, v. l, P., 1635. * Popkin R. Н., The history of
scepticism from Erasmus to Descartes, Assen, i960;
Charron J. D., The «Wisdom» of P. Charron, Chapel Hill, [1961].
ШАРТРСКАЯ ШКОЛА, школа ср.-век. схоластич. философии при Шартрском соборе,
виднейший
центр «франц. возрождения» 12 в. Основанная в 990 учёным епископом Фульбером по
прозвищу
«Сократ» (ум. 1028), чьим учителем и покровителем был философ и математик
Герберт из Орийака
(ок. 945—1003; с 999 — папа Сильвестр II), школа с самого начала получила
гуманитарное и
энциклопедич. направление. Через Фуль-бера, знатока права, математики, логики,
медицины, она
приобрела переводы логич. соч. Аристотеля, греч. и араб. соч. по математике,
естествознанию. Ш. ш.