<< Пред.           стр. 410 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 начинает соперничать с Парижем в последние годы епископства Ива Шартрского
 (1090—1116). Иск-
 вом преподавания прославился Бернард Шартрский (ум. до ИЗО), магистр школы в
 1114—26 и её
 канцлер в 1119—24; он отстаивал абс. примат нравственности над учёностью («без
 этики нет
 философа»); философия его сохранилась только по упоминаниям в «Металогике»
 Иоанна
 Солсберийского. Учениками Бернарда были Гильом из Конша (1080—1154, деятель III.
 ш. с 1120),
 учитель Иоанна Солсберийского, и Жильбер Порретанский (1076—1154, магистр и
 канцлер в 1124—
 37, с 1141 преподавал в Париже). В 1115—50 в школе учил, с 1141 был канцлером
 Тьерри (Теодорик)
 Шартрский, с к-рым связан расцвет Ш. ш.
 Если гл. парижские школы оставались оплотом логики, а сен-викторская школа —
 центром
 догматич. мистицизма, то Ш. ш. явилась центром метафизич., космо-логич. и
 естеств.-науч.
 «платонизма», точнее говоря — синтеза Платона (известного в основном по «Тимею»и
 комм. к нему
 Халкидия) и Аристотеля (известного по «Физике», «О душе», почти всем логич.
 трактатам). Ду-
 ховным «патроном» школы был Боэций, предметом подражания служил Марциан Капелла,
 почитался Иоанн Скот Эриугена и его перевод соч. Псевдо-Дионисия Ареопагита. Ш.
 ш.,
 допускавшая игру поэтич. образа и филос. построения, интегрировала христ. и
 внехри-стианские
 антич., араб., «еретич.» источники. Трактат Аделарда из Бата «О тождественном и
 различном»
 (1108—09) как бы задал тон платонич. настроениям Ш. ш. Утверждался союз мудрости
 и
 красноречия, в образцовом тексте видели «образ всех иск-в», цветущее поле
 «грамматики (т. е.
 языка) и поэзии», пронизанное «золотыми стрелами логики», украшенное «серебром
 риторики». В
 свою очередь, в синтезе иск-в видели модель космоса, а в космосе, по «Тимею»,—
 цельное,
 просвеченное гармонией (а потому поддающееся науч. исследованию), одухотворённое
 и
 осмысленное существо, тело «мировой души». Как природа прячет свою суть в
 одеждах чувств.
 мира, так смысл таится в аллегориях, символах и образах (теория «облачений» —
 involucre или
 integumenta). От каждого слова Платона или Боэция заранее ждали таинств.
 глубины. Но вкус к
 символу, «фабуле» уживался с рационализмом, логикой и даже «геометричностью»
 развёртывавших
 смысл толкований; «платонизм» восполнялся аристоте-
 778 ШАРТРСКАЯ
 левской позитивностью не только в проблеме универсалий, решённой в плане
 «реалистич.
 номинализма» (идеи реальны в уме бога, где они нераздельно слиты с этим умом и с
 богом), но и во
 всём филос. стиле.
 Комментарий — осн. форма творчества философов Ш. ш.; «цветом философии» считался
 «Тимей»,
 комментировались гл. обр. «О Троице» и др. соч. Боэция. Тьер-ри, получивший
 прозвище «осёл» за
 выносливость в учёной работе, первым в Европе прокомментировал «Топику» и
 «Софистич.
 опровержения» Аристотеля. «Философия мира» (или «Сноп филос. колосьев») Гильо-ма
 из Конша
 написана по типу компиляций Исидора и Беды; Гильом полагает в основе мировой
 природы
 неощутимые, «понимаемые лишь через дробление разумом», т. е. умопостигаемые
 атомы, однако не
 со-веч-ные богу. Жильбер Порретанский допустил в своих комментариях больше
 авторской
 «независимости», часто обходясь без ссылок на авторитеты. Духовную связь с Ш. ш.
 обнаруживает
 Бернар из Тура (Бернард Сильвестр, ум. ок. 1167) в поэтико-филос. трактате «О
 совокупности мира»
 («Космография», между 1143 и 1148), посвящённом Тьерри; эта аллегорич. драма в
 прозе и стихах
 вплотную подводит к универсализму и возвеличению человека у Алана Лилльского и к
 поэтич.
 платонизму «Романа о розе». Отмечено воздействие Ш. ш. на естествознание 13 в.,
 но ещё более
 важной представляется недавно установленная зависимость Николая Кузанского от Ш.
 ш. (так, идея
 бога как максимума и одновременно минимума принадлежит Тьерри) и её подспудное
 влияние на
 философию раннего Возрождения, особенно Северного.
 • Wetherbee W., Platonism and poetry in the twelfth century. The literary
 influence of the School of Chartres, Prince-ton, 1972;
 Historia filozofii oredniowiecznej, Warsz., 1979.
 В. В. Бибихин.
 ШВЕЙЦЕР (Schweitzer) Альберт (14.1.1875, Кайзер-сберг, Эльзас,—4.9.1965,
 Ламбарене, Габон),
 немецко-франц. мыслитель, близкий философии жизни; теолог, врач, музыковед и
 органист;
 всемирно известен анти-воен. выступлениями. В 1913 вместе с женой — сестрой
 милосердия Элен
 Бреслау — на собств. средства основал больницу в Ламбарене, к-рая стала для Ш.
 гд. делом жизни и
 трибуной проповеди его идей. В 1928 Ш. присуждена франкфуртская пр. Гёте, в 1952
 — Нобелевская
 пр. мира.
 Исходный принцип мировоззрения Ш.— факт жизни (противопоставляемый факту мысли
 как
 производному). Возражая декартовскому «я мыслю, следовательно, существую», Ш.
 предлагал
 формулу: «я — жизнь, которая хочет жить среди жизни, к-рая хочет жить». Отсюда
 Ш. выводил свой
 осн. этич. принцип «благоговения перед жизнью», требующий сохранения и
 совершенствования
 жизни. Поэтому нравственность, по Ш., — не только закон, но и коренное условие
 существования и
 развития жизни. «Благоговение перед жизнью» должно, по мысли Ш., стать основой
 этич.
 обновления человечества, выработки норм универс. космич. этики.
 Отстаивая идею свободного и нравств. индивида, Ш. выступал против господства
 «всеобщего» над
 «конкретно-личным». В экзистенциальном духе он противополагал два жизненных
 принципа: волю,
 как выражение свободного и нравств. существа человека,— знанию (пониманию), как
 такому
 отношению к жизни, в основе к-рого лежит стремление к подчинению внеш.
 необходимости. По
 мысли Ш., «понимающее» отношение к миру приводит к скептицизму, выражающему
 «духовное
 банкротство цивилизации». Ш. противопоставлял куль-туру цивилизации, критиковал
 «технич. эру»
 и «внеш. прогресс». Согласно Ш., этика призвана органично сливаться с культурой.
 Достижение
 этого единства способно обеспечить прогресс человечества. Критерием развития
 культуры он считал
 уровень гуманизма, достигнутый обществом. Ш. ставил своей задачей создание
 философски
 обоснованного и практически применимого оптимистич. мировоззрения, способного
 утвердить
 человеч. личность в неблагоприятных усло-
 виях и восстановить её творч. активности. С этой гуманистич. позиции Ш.
 критиковал нравств.
 состояние совр. бурж. общества, переживающего глубокий духовный кризис.
 • Kulturphilosophie, T1 1—2, Munch., 19293; Le Probleme de I'ethique dans
 Involution de la pensoe 1щта(пе, Р., 1952; Das
 Christentun} und die Weltreligionen, Munch., 1962; Die Lehre der Ehrfurcht vor
 dem Leben, В., 19632; в рус. пер,— И. С. Бах,
 М., 1864; Культура и этика, М., 1973; Письма из Ламбарене, Л., 1978.
 • Левада Ю- А., А. Ш.—мыслитель и человек, «ВФ», 1965, № 12; А. Ш.— великий
 гуманист XX в., М., 1970; ? е тр и ц к
 и й В. А., Этич. учение А. Ш., Л., 1971; A. Schweitzer Sein Denken und sein Weg,
 hrsg. v. H. W. Bahr, Tub., 1962; Clark H.,
 The philosophy of A. Schweitzer, L., 1964; Win-nubst B., Das Friedcnsdenken A.
 Schweizers, Amst., 1974; S p e а г O., A.
 Schweizers Ethik, Hamb., 1978.
 ШЕЛЕР (Scheler) Макс (23.8.1874, Мюнхен,-19.5. 1928, Франкфурт-на-Майне), нем.
 философ-
 идеалист, один из основоположников аксиологии, социологии познания и философской
 антропологии как самостоят. дисциплин. Испытал значит. влияние философии жизни и
 феноменологии Гуссерля, с сер. 1910-х гг. обратился к католич. религ. философии
 («О вечном в
 человеке» — «Vom Ewigen im Menschen», 1921, и др.), в дальнейшем эволюционировал
 к
 персоналистич. метафизике пан-теистич. типа.
 Для Ш. характерно острое ощущение кризиса европ. культуры, источник к-рого он
 видел в торжестве
 бурж. духа с его культом выгоды и расчёта. Отвергая социализм, к-рый он
 рассматривал как
 «конденсированную форму» того же утилитаризма бурж. духа, III. в своей этич.
 системе возлагал
 надежды на «третий путь» — пробуждение чувства нравств. ценности в сознании
 индивида. Ставя
 задачей преодолеть с помощью феномено-логич. метода абстрактность и формализм
 кантонской
 этики, Ш. попытался построить иерархию объективных ценностей («формализм в этике
 и
 материальная этика ценностей» — «Der Formalismus in der Ethik und die materielle
 Wertethik», T I 1—
 2, 1913—16) и ввёл различие между абс. ценностями и «эмпирическими переменными»:
 относительны, по Ш., не ценности как таковые, а историч. формы их существования.
 Опираясь на
 Августина и Паскаля, Ш. противопоставил логике интеллекта логику чувства, к-рое
 истолковывалось
 им как пнтенциональный (см. Интенция) акт, с помощью к-рого осуществляется
 познание ценности.
 Любовь, согласно Ш., это акт восхождения, сопровождающийся мгновенным прозрением
 высшей
 ценности объекта; специфика любви в том, что она может быть направлена лишь на
 личность как
 носителя ценности, но не на ценность как таковую («Сущность и формы симпатии» —
 («Wesen und
 Formen der Sympathie», 1923). Подлинная симпатия есть встреча и соучастие в
 жизни другого (ср.
 коммуникацию, напр., у Ясперса), не нарушающая его истинной экзистенции, что
 отличает её от
 неподлинных форм симпатии, таких как вчув-ствование, эмоцион. заражение,
 идентификация с др.
 объектом. Феноменологич. редукция у Ш. означает не путь к чистому
 трансцендентальному
 сознанию Гуссерля, но скорее акт сопричастности бытию, к-рый ближе к импульсу
 или жизненному
 порыву. Феноменологич. подход Ш. рассматривает не как способ превращения
 философии в
 «строгую науку», но как экзистенциальную возможность «прорыва к реальности» (что
 делает его
 предшественником «фундаментальной онтологии» Хайдеггера). В работах по
 социологии познания
 («Формы знания и общество» — «Wissens-formen und die Gesellschaft», 1926) Ш.
 рассматривал
 многообразие историч. условий, препятствующих или способствующих осуществлению
 различных
 «жизненных», «духовных» и религ. ценностей. Характерный для Ш. дуализм мира
 ценностей как
 идеальных заданий и наличного реального бытия достигает особой остроты в его
 незавершённой
 работе по филос. антропологии («Место человека в космосе» — «Die Stellung des
 Menschen im
 Kosmos», 1928), где могущественный, но сле-
 пой жизненный «порыв» и всепостигающий, но бессильный дух выступают как осн.
 принципы
 человеч. бытия. Ш. оказал большое влияние на последующее развитие идеалистич.
 философии, став
 связующим звеном между философией жизни и экзистенциализмом.
 Ш Gesammelte Werke, Bd 1—13, Bern, 19665; Gesammelte Werke, Bd l — Fruhe
 Schriften, hrsg. v. M. Scheler und M. S.
 Frjn.gs, Bern — Munch., 1971.
 • Чужяна Д. ?., Феноменология, аксиология М. Ш., в сб.: Проблема дойности в
 философии. [Сб. ст.З, М.— Л., 1966; D u
 p u у M., La Philosophie de M. Scheler, v. 1—2, P., 1959; M. Scheler.
 Bibliographie, hrsg. v. W. Hartmann, Stuttg.— Bad
 Cannstatt, J963; Frings M. S., M. Scheler, Pittsburgh,
 ШЕЛЛИНГ (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (27.1.1775, Леонберг,—20.8.1854,
 Рагац,
 Швейцария), нем. философ, представитель нем. классич. идеализма. С 1790 учился в
 Тюбингенском
 теологич, ин-те вместе с Гёльдерлином и Гегелем. Проф. в Йене (1798—1803), где
 сблизился с
 кружком романтиков (А. В. и Ф. Шле-гели и др.). С 1806 в Мюнхене; проф.
 Эрлангенского (1820—
 26), Мюнхенского (с 1827), Берлинского (с 1841) ун-тов.
 В философии Ш. выделяют неск. периодов: натурфи-лософия (с сер. 1790-х гг.),
 трансцендентальный, или эстетич., идеализм (1800—01), «философия тождества» (до
 1804),
 философия свободы (до 1813), «положительная философия», или «философия
 откровения» (до конца
 жизни). Сильное влияние на Ш. оказал Фихте. Однако вскоре наметилось расхождение
 между III. и
 Фихте в понимании природы, к-рая перестаёт быть у Ш. только средством для
 реализации нравств.
 цели, материалом, на к-ром практич. разум пробует свои силы, и становится
 самостоят. реальностью
 — «интеллигенцией» в процессе становления. Ш. ставит перед собой задачу
 последовательно
 раскрыть все этапы развития природы в направлении к высшей цели, т. е.
 рассмотреть природу кан
 целесообразное целое, как форму бессознат. жизни разума, назначение к-рой —
 порождение
 сознания. Проблема соотношения сознания и бессознательного стоит в центре
 внимания Ш. на всех
 этапах его развития. Диалектич. метод, применённый Фихте при анализе
 деятельности «Я»,
 распространяется у Ш. и на анализ природных процессов; всякое природное тело
 .понимается как
 продукт деятельности динамич. начала (силы), взаимодействия. противоположно
 направленных сил
 положит. и отрицат. заряд электричества, положит. и отрицат. полюсы магнита и т.
 д.). Толчком для
 этих размышлений Ш. были открытия А. Гальвани, А. Вольта, А. Лавуазье в физике и
 химии, работы
 А. Галлера и А. Брауна в биологии. Натурфилософия Ш. носила антимеханич.
 характер. Принцип
 целесообразности, лежащий в основе живого организма, стал у Ш. общим принципом
 объяснения
 природы в целом; неорганич. природа предстала у него в качестве недоразвитого
 организма.
 Натурфилософия Ш. оказала значит. влияние на мн. естествоиспытателей (X. Стеф-
 фенс, К. Г. Карус,
 Л. Окен и др.), а также на поэтов-романтиков (Л. Тик, Новалис и др.). Уже в этот
 период Ш.
 оказывается ближе к традициям неоплатонизма («О мировой душе» — «Von der
 Weltseele», 1798),
 чем к этич. идеализму Фихте.
 Ш. рассматривал натурфилософию как органич. часть трансцендентального идеализма,
 показывающую, как. развитие природы увенчивается появлением сознат. «Я». Онa
 дополняется др.
 частью, исследующей уже развитие самого «Я» («Система трансцендентального
 идеализма», 1800,
 рус. пер. 1936). Деятельность «Я» распадается, по Ш., на теоретич. и практич.
 сферы. Первая
 начинается с ощущения, затем переходит к созерцанию, представлению, суждению и,
 наконец, на
 высшем уровне — разума — достигает пункта, где теоретич. «Я» сознаёт себя
 самостоятельным и
 самодея-
 ШЕЛЛИНГ 779
 тельным, т. е. становится практич. «Я», волей. Воля, в свою очередь, проходит
 ряд ступеней
 развития, высшей из к-рых является нравств. действие, имеющее целью самоё себя.
 Если в теоретич.
 сфере сознание определяется бессознат. деятельностью «Я», то в практич. сфере,
 напротив,
 бессознательное зависит от сознания и им определяется. У Фихте эти два
 разнонаправ-ленных
 процесса совпадают только в бесконечности, куда и оказывается отнесённым
 осуществление позна-
 ват. и нравств. идеала. По-новому интерпретируя кан-товскую «Критику способности
 суждения» и

<< Пред.           стр. 410 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу