<< Пред.           стр. 429 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 толковал как
 психологич. ассоциации простых идей друг с другом. С убеждением Ю. в каузальном
 характере
 процессов ассоциирования связан центр. пункт его гносеологии — учение о
 причинности. Поставив
 проблему объективного существования причинно-следственных связей. Ю. решал её
 агностически:
 он полагал, что их существование недоказуемо, т. к. то, что считают следствием,
 не содержится в
 том, что считается причиной, логически из неё невыводимо и не похоже на неё.
 Психологич.
 механизм, вызывающий убеждение людей в объективном существовании причинности,
 основан, по
 Ю., на восприятии регулярного появления и следования во времени события Б после
 пространственно смежного с ним события А; эти факты принимаются за свидетельство
 необходимого
 порождения данного следствия причиной; но это — ошибка, и она перерастает в
 устойчивую ас-
 социацию ожидания, в привычку и, наконец, в «веру», что в будущем всякое
 появление А повлечёт за
 собой появление Б. Если, по Ю., в науках о природе убеждение в существовании
 причинности
 основано на вне-теоретич. вере, то в области наук о психич. явлениях
 каузальность бесспорна, ибо
 она действует как порождение идей впечатлениями и как механизм ассоциирования.
 Согласно Ю.,
 каузальность сохраняется в тех науках, к-рые удаётся превратить в ветвь
 психологии, что он и
 стремился осуществить в отношении гражд. истории, этики и религиоведения.
 Отвергая свободу воли с позиций психич. детерминизма и используя критику понятия
 субстанции,
 выдвинутую Беркли, Ю. выступил с критикой понятия духовной субстанции. Личность,
 по Ю., есть
 «... связка или пучок... различных восприятий, следующих друг за другом...»
 (Соч., т. 1, М., 1965, с.
 367). Критика духовной субстанции перерастала у Ю. в критику церкви и религ.
 веры, к-рой он
 противопоставлял привычки обыденного сознания и расплывчатую «естеств. религию».
 В основе этики Ю.— концепция неизменной человеч. природы. Человек, по Ю., —
 существо слабое,
 подверженное ошибкам и капризам ассоциаций; образование приносит ему не знания,
 но привычки.
 Вслед за Шефтсбери и Хатчесоном Ю. считал, что моральные оценки проистекают из
 чувства
 удовольствия. От этого гедонистического принципа Ю. перешёл к утилитаризму, но в
 поисках
 мотивов, которые заставили бы людей следовать требованиям «общественного блага»,
 обратился к
 альтруистическому чувству общечеловеческой «симпатии», которое противопоставлял
 индиви-
 дуализму.
 Эстетика Ю. сводилась к психологии художеств. восприятия; прекрасное он
 преимущественно
 толковал как эмоциональную реакцию субъекта на факт практич. целесообразности
 объекта.
 В социологии Ю. был противником как феод.-аристо-кратич. идеи «власти от бога»,
 так и бурж.
 договорных концепций происхождения гос-ва. Общество, по Ю., возникло в
 результате разрастания
 семей, а по-литич. власть — из института воен. вождей, к-рым народ «привык»
 подчиняться.
 Согласно Ю., степень законности власти зависит от продолжительности правления и
 последовательности соблюдения ею принципа частной собственности.
 Под влиянием идей Ю. развивалось большинство позитивистских учений 19—20 вв.,
 начиная с Дж.
 С. Милля и вплоть до эмпириокритицизма, неопозитивизма и лингвистич. философии.
 • The philosophical works, v. 1-2, L., 1898; Political dis-cources, Edin., 1752;
 The life of D. Hume, esquire, written by himself,
 L., 1777; The letters of D. Hume, v. 1—2, Oxf., 1932; в рус.
 814 ЮМОР
 пер.—Сочинения, т. 1—2, М., 1065; Хатчесон Ф., Ю. Д., Смит А., Эстетика, М.,
 1973.
 • Энгельс Ф., Положение Англии. Восемнадцатый век, Маркс К.
 и Энгельс Ф., Соч., т. 1; его же,
 Развитие социализма от утопии к науке, там же, т. 19; его ж е, Л. Фейербах
 и конец классич. нем. философии, там же
 т. 21; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм ПСС, т. 18;
 Виноградов Н. Д., Философия Д. Ю. ч.
 1—2, М., [1905—И]; Нарский И. С., Философия Д.Ю. М., 1967; его же, Д.
 Ю., М., 1973; Kemp-Smith N. The
 philosophy of D. Hume, L., 1949; Mac N a h b G. С. D. Hume. His theory
 of knowledge and morality, L., 1951; L e-r о у
 A. - L., D. Hume, P., 1953; B a s s o n A. H., D. Hume, Harmondsworth,
 1958; Z a b е е h F., Hume, precursor of mo-
 dern empiricism, The Hague, 1960; F o r b e s D., Hume's philosophical
 politics, Camb., 1975; Jessop T. E., A biblio-
 graphy of D. Hume and of Scottish philosophy from Francis Hu-tcheson to .lord
 Balfour, L., 1938. И. С. Нарский.
 ЮМОР (англ. humour — причуда, нрав, настроение, от лат. humor — влага, жидкость:
 согласно
 антич. учению о соотношении четырёх «жидкостей» человеч. тела, определяющем
 четыре
 темперамента, или характера), особый вид комического, переживание
 противоречивости явлений,
 соединяющее серьёзное и смешное и характеризующееся преобладанием позитивного
 момента в
 смешном. Как форма переживания Ю., в отличие от иронии и остроумия,
 интеллектуальных по своей
 природе, относится не только к сфере сознания, но ко всему душевному строю
 человека, выступает
 как свойство его характера.
 Своеобразие Ю. связано с тем, что в противоположность др. формам комического,
 исходящим из
 интеллектуально постигаемого несоответствия между претензией явления и его
 действит.
 сущностью, сводящим мнимо значительное к ничтожному, Ю. предполагает умение
 увидеть
 возвышенное в ограниченном и малом, значительное в смешном и несовершенном. Если
 ирония
 обнаруживает за видимой серьёзностью ничтожное или смешное, то Ю., наоборот,
 раскрывает серьё-
 зность и значительность того, что кажется смешным. В истории эстетики
 неоднократно отмечался
 «субъективный» характер Ю. в противоположность «объективному» характеру др. форм
 комического. Действительно, в Ю. смеющийся не отделяет себя от смешного как
 чего-то чуждого и
 враждебного ему (как в иронии, сатире, остроте и т. п.), но скорее отождествляет
 себя с ним. Внутр.
 участие в том, что представляется смешным, — специфич. черта Ю. В нём нет той
 конвульсивной
 напряжённости отталкивания, к-рая характеризует др. виды смеха: внеш. выражением
 Ю. является
 скорее улыбка, чем собственно смех. Смех в Ю. не носит уничтожающего или
 амбивалентного хара-
 ктера: это не осмеяние, свойственное сатире, не ре-лятивистич. парение иронии, а
 примиряющая
 улыбка, часто улыбка «сквозь слезы» (Жан Поль Рихтер), выражающая внутр.
 принятие мира,
 несмотря на все его несовершенства.
 Значение филос.-эстетич. категории Ю. получил в 18 в. Теория Ю. была подробно
 разработана в
 зстети-ке романтизма, прежде всего Жан Поль Рихтером, к-рый видел в Ю.
 специфически
 «романтич.» форму комического, выражающую контраст между бесконечной идеей и
 конечным
 миром явлений. Согласно Жан Полю, Ю. — это возвышенное «наизнанку», он
 соразмеряет и
 связывает бесконечное с малым; в юморис-тич. смехе содержится и скорбь, и
 величие. Ю. универ-
 сален — это взгляд на мир в целом, а не отд. его явления, и субъективен — это
 рефлексия субъекта,
 способного поставить себя на место комич. объекта и приложить к себе мерку
 идеала.
 Зольгер рассматривает Ю. как двойственное чувство величия и несовершенства
 бытия, отмечая
 взаимную связь трагического и комического в юморе. Шопенгауэр видит источник Ю.
 в конфликте
 возвышенного умонастроения с чужеродным ему низменным миром: при попытке мыслить
 одно
 через другое обнаруживается двойное несоответствие и возникает Ю. — впечатление
 намеренно
 смешного, через к-рое просвечивает серьёзное. Кьеркегор связывает Ю. с
 преодолением тра-
 гического и переходом личности от «этической» к «религиозной» стадии: Ю.
 примиряет с «болью»,
 от к-рой на этич. стадии пыталось абстрагироваться «отчаяние».
 В эстетике Гегеля Ю. связывается с заключит. стадией художеств. развития
 (разложением последней,
 «романтич.» формы иск-ва). Характеризуя «субъективный Ю.» как произвольную
 ассоциативную
 игру художеств.
 фантазии, Гегель но существу отождествляет его с критикуемой им романтич.
 иронией и противо-
 поставляет ему «объективный Ю.» как внутр. движение духа, всецело отдающегося
 своему предмету.
 Гегельянец Ф. Т. Фишер, подчёркивая «примиряющую» функцию Ю., видит в нём
 «абсолютную»
 форму комического. Для эстетики 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. характерно это
 гипостазирование Ю. как
 «эстетич. формы метафизического» (Ю. Банзен), как «самой глубокой» формы
 комического,
 приближающейся к трагическому (И. Фолькельт), или даже как единственно
 эстетической формы
 смешного (К. Грос и особенно Т. Липпс) и т. д.
 В сов. эстетике Ю. рассматривается в его общест-венно-историч. обусловленности:
 вычленение Ю.
 из безличного древнейшего типа комического, становление и развитие его в
 культуре нового времени
 начиная с эпохи Возрождения и т. д. (?. ?. Бахтин, Л. Е. Пинский и др.).
 * ? и н с к и й Л., Комедии и комическое начало у Шекспира, в кн.: Шекспировский
 сб. 1967, М., [1968]; R i с liter J. Р.,
 Vorschule der Asthetik, Hamli., 1804, S. 166—220; B a h n s e n J. F. A., Das
 Tragische als Weltgesetz und der Humor als
 asthetische Gestalt des Metaphysischen, Lauenburg, 1877; H o f f d i n g H.,
 Humor als Lebensgelulil, Lpz., 19302; G r o t j a h n
 M., Beyond laughter; humor and the subconscious, N. Y., 1966; см. также
 литературу к ст. Комическое.
 Ю. H. Попов
 ЮНГ (Jung) Карл Густав (26.7.1875, Кесвиль, близ Базеля,— 6.6.1961, Кюснахт,
 Цюрих), швейц.
 психолог и психиатр, основатель одного из направлений глубинной психологии —
 «аналитич.
 психологии».
 В 1900-х гг. сотрудник Э. Блейлера в Цюрихе, разработал технику свободных
 ассоциаций, превратив
 её в один из осн. методов психиатрич. исследования. В 1907—12 один из ближайших
 сотрудников
 Фрейда. Пересмотр Ю. осн. положений психоанализа (трактовка либидо как психич.
 энергии вообще,
 отрицание сексуальной этиологии неврозов, понимание психики как замкнутой
 автономной системы,
 функционирующей по принципу компенсации, и др.) привёл к разрыву с Фрейдом.
 В работе «Метаморфозы и символы либидо» («Wandlungen und Symbole des Libido»,
 1912) Ю.
 исследовал спонтанное появление фольклорных и мифологич. мотивов в снах
 пациентов. Исходя из
 этого, постулировал существование в психике человека, помимо индивидуального
 бессознательного,
 более глубокого слоя — коллективного бессознательного, к-рое, по Ю., есть
 отражение опыта
 прежних поколений, запечатлевшееся в структурах мозга. Содержание его составляет
 общечеловеч.
 первообразы — архетипы (напр., образ матери-земли, героя, мудрого старца, демона
 и т. п.),
 динамика к-рых лежит в основе мифов, символики художеств. творчества, сновидений
 и т. д.
 Архетипы недоступны непосредств. восприятию и осознаются через их проекцию на
 внеш. объекты.
 Центр. роль среди архетипов Ю. отводил архетипу «самости» (das Selbst) как
 потенциальному центру
 личности в отличие от «Эго» («Я») как центра сознания. Интеграция содержаний
 коллективного
 бессознательного — цель процесса становления личности (самореализации,
 индивидуации). Осн.
 задача психотерапии — восстановление нарушенных связей между различными уровнями
 психики; в
 традиц. культурах динамич. равновесие между ними осуществляется, по Ю., с
 помощью мифов,
 обрядов, ритуалов как средств активизации архетипов. В целом в трактовке природы
 архетипов и
 коллективного бессознательного позитивистские идеи переплетаются у Ю, с
 метафизич.
 представлениями о
 психике как некой безличной субстанции и т. п., граничащими с оккультизмом.
 Ю, разработал типологию характеров («Психологич. типы», 1921, рус. пер. 1924), в
 основе к-рой
 лежит выделение доминирующей психич. функции (мышление, чувство, интуиция,
 ощущение) и
 преобладающей направленности на внеш. или внутр. мир (экстравертивный и
 интровертивный типы).
 Оказал большое влияние на сравнит. изучение религий, мифологии, фольклора (К.
 Кереньи, М.
 Элиаде, Р. Вильгельм, Г. Циммер; меж-дунар. ежегодник по проблемам культуры
 «Eranos-Jahr-buch»,
 изд. с 1983 в Цюрихе), а также эстетику и лит.-художеств. критику (X. Рид и
 др.). В 1948 был создан
 Ин-т Ю. в Цюрихе, в 1958 — Междунар. об-во аналитич. психологии (изд. «Journal
 of Analytical
 Psychology», с 1955).
 • Gesammelte Werke, Bd l —17, Z.— Sluttg., 1958—76; Post-hume Autobiographie,
 Z., 19674; и рус. пер.— Психоз и его со-
 держание, СПБ, 1909.
 • Аверинцев С. С., «Аналитич. психология» К. Г. Ю. и закономерности творч.
 фантазии, «Вопр. лит-
 ры», 1970, № 3; J а с о b i J., Die Psychologie v. C. G. Jung, Z,— Stuttg.,
 19675; Meier C. A., Experiment
 und Symbol. Arbeiten zur komplexen Psychologie C. G. Jungs, Z., 1975; Ford h am
 F., An introduction to
 Jung's psychology, Harmondsworth, 19783.
 ЮРИДИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ, система взглядов на право и гос-во как основу,
 главный
 движущий фактор обществ. развития, возникшая в ходе борьбы буржуазии против
 феод. отношений
 и абсолютизма. Ф. Энгельс называл Ю. м. «классическим мировоззрением буржуазии»,
 к-рое
 приходит на смену теологич. мировоззрению ср. веков (см. К. Маркс и Ф. Энгельс,
 Соч., т. 21, с. 496).
 Суть его может быть выражена словами Гельвеция «законы могут всё». Появление
 представления о
 праве как первооснове общества было связано с тем, что правовые формы простого
 товарного произ-
 ва, отражённые ещё рим. правом, оказались необходимыми и для капиталистич.
 товарного х-ва. Эти
 правовые формы, пережившие смену обществ. формаций и политич. систем, были
 признаны
 наиболее прочной и совершенной основой общества. Кроме того, в период
 становления
 капиталистич. общества существенно возрастает роль права как в экономике, так и
 в политике. Это
 также способствовало развитию юридико-мировоззренч. представлений. Положительным
 в Ю. м.
 является подчёркивание важности правовых начал и законности в жизни общества,
 антифеод.
 требование «заменить правление людей правлением законов». Вместе с тем Ю. м. в
 перевёрнутом и
 смещённом виде изображает действит. закономерности обществ. развития; оно ведёт
 к правовому
 фетишизму, когда реальное социальное содержание обществ. отношений скрывается за
 юридич. фор-
 мой (напр., за формальным равноправием фактич. неравенство, за свободой договора
 — экономич.
 принуждение, и т. д.). В действительности «... общество основывается не на
 законе. Это — фантазия
 юристов. Наоборот, закон должен основываться на обществе, он должен быть
 выражением его
 общих, вытекающих из данного материального способа производства интересов и
 потребностей...»
 (Маркс К., там же, т. 6, с. 259). На идеях Ю. м. был основан и т. н. «юридич.
 социализм» (А. Менгер и
 др.), реформистская теория о возможности превращения капитализма в социализм

<< Пред.           стр. 429 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу