<< Пред. стр. 430 (из 449) След. >>
исключительнопутём совершенствования законов. В условиях общего кризиса капитализма и
развития мирового
революц. процесса Ю. м. теряет господствующие позиции в бурж. идеологии. Вместе
с тем усиление
роли гос-ва в условиях гос.-монополистич. капитализма и связанная с этим
активизация законодат.
деятельности вызвали оживление установок Ю. м., в т. ч. выдержанных в духе
«юридич.
социализма».
• Туманов В. А., Бурж. правовая идеологич. М., 1971, гл. 1; Мольнау К., Суеверия
юридич. мировоззрения, в кн.:
Критика бурж. политико-правовых концепций (в марксистской лит. ГДР), пер. с
нем., М., 1977.
ЮРИДИЧЕСКОЕ 815
я
ЯВЛЕНИЕ, см. в ст. Сущность и явление.
ЯЗЫК, система знаков, служащая средством человеч. общения, мышления и выражения.
С помощью
Я. осуществляется познание мира, в Я. объективируется самосознание личности. Я.
является
специфически социальным средством хранения и передачи информации, а также
управления
человеч. поведением.
Марксизм рассматривает Я. как обществ.-историч. явление, служащее средством
выражения и
объективации идеального, поскольку «идеи не существуют ото-рванно от языка»
(Архив К. Маркса и
Ф. Энгельса, т. 4, 1935, с. 99). Формирование и развитие категориальной
структуры Я. отражают
формирование и развитие категориальной структуры человеч. мышления.
Как факт духовной культуры человечества Я. в своём функционировании и развитии
обусловлен
всей совокупностью процессов духовного и материального про-из-ва, обществ.
отношений людей.
Вместе с тем Я. характеризуется относит. самостоятельностью, выражающейся в
наличии специфич.
внутр. закономерностей его функционирования и развития.
С т. зр. материализма, Я. возник одновременно с возникновением общества в
процессе совместной
трудовой деятельности первобытных людей. «Язык так же древен, как и сознание;
язык есть
практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее
также и для
меня самого, действительное сознание и, подобно сознанию, язык возникает лишь из
потребности, из
настоятельной необходимости общения с другими людьми» (Маркс К.иЭнгельс Ф.,
Соч., т. 3, с. 29).
Биологич. предпосылками человеч. Я. явились сложные двигат. и звуковые формы
сигнализации,
существовавшие у высших животных. В процессе перехода от животных предков к
человеку, когда
возник труд в собств. смысле, связанный с изготовлением орудий, начинает
формироваться вторая,
речевая сигнальная система; звуки из средства выражения эмоций постепенно
становятся средством
обозначения вещей, их свойств и отношений, начинают выполнять функции
преднамеренного
сообщения; складывается относительно устойчивая связь между представлением о
предмете и
кинестетич. ощущениями ре-чедвигат. аппарата со слуховым образом звука. От
элементарных,
нечленораздельных звуковых комплексов первобытные люди — по мере усложнения
процесса
материального произ-ва, обществ. отношений и сознания — постепенно переходили ко
всё более
сложным обобщённым звуковым комплексам.
Возникновение членораздельной речи явилось мощным средством дальнейшего развития
человека,
общества и сознания. Благодаря Я. осуществляется специфически человеч. форма
передачи
социального опыта, культурных норм и традиций, через Я. реализуется
преемственность различных
поколений и историч. эпох.
История каждого отд. Я. неотделима от истории народа, владеющего им. Совр. языки
складывались в
связи с формированием совр. народов. Первоначальные родо-племенные Я. по мере
слияния племён
и образования народностей трансформировались в Я. народностей, в дальнейшем, с
образованием
наций, возникают единые нац. языки.
Я. участвует в осуществлении практически всех высших психич. функций, будучи
наиболее тесно
связан с мышлением. Связь эта нередко трактуется как параллелизм речевых и
мыслит. процессов
(соот-
816 ЯЗЫК
ветственно устанавливается взаимоотношение единиц Я. и мышления — чаще всего
слова и понятия,
предложения и суждения), что связано с упрощенным толкованием языкового значения
как
непосредств. отражения объекта в зеркале Я. Значение же есть система констант
речевой
деятельности, обеспечивающих относит. постоянство отнесения её структуры к тому
или иному
классу; тем самым значение, поскольку оно полностью усвоено носителем Я., есть
как бы
потенциальный заместитель всех тех деятельностей, к-рые оно опосре-дует для
человека. Я.
участвует в процессе предметного восприятия, является основой памяти в её
специфически человеч.
(опосредствованной) форме, выступает как орудие идентификации эмоций и в этом
плане опосредует
эмоциональное поведение человека. Можно сказать, что наряду с обществ.
характером труда Я.
определяет специфику сознания и человеч. психики вообще.
Звуковой Я., как и пластика человеч. тела, является «естественной» системой
знаков — в отличие от
искусственных Я., специально создаваемых в науке (напр., логике и математике),
иск-ве и т.п.
Специфич. особенностью человеч. Я. является наличие в нём высказываний о самом
Я.,
обусловливающей способность Я. к самоописанию и описанию др. знаковых систем.
Др. особенность
Я.— его членораздельность, внутр. расчленённость высказываний на единицы разных
уровней
(словосочетания, слова, морфемы, фонемы — в структурной лингвистике принято
вычленять на
материале ин-доевроп. языков фонологич., морфологич., лексич. и син-таксич.
уровни). Это связано с
аналитизмом Я. — дискретностью смысла его единиц и способностью их к
комбинированию в речи
по известным правилам.
Аналитизм Я. позволяет ему строить тексты — сложные знаки, обладающие развитой
системой
модальности, временной мерой (разделением прошлого, настоящего и будущего) и
выражением
лица. Все эти осо- бенности языковых вначений обусловливают универсальность Я.
по сравнению с
др. знаковыми системами, позволяют Я. описывать мир как целое, называть предметы
мира,
описывать поведение людей и давать личные имена людям и коллективам, определяя
тем самым
строение коллективов людей. Многообразные аспекты Я. составляют предмет изучения
различных
наук: лингвистики, логики, психологии (психолингвистика), антропологии
(этнолингвистика),
истории культуры, литературоведения, социологии (социолингвистика и лингвистич.
социология),
семиотики, теории массовой коммуникации. Перерабатывая данные конкретных наук,
философия
даёт им определ. истолкование в контексте решения таких общих проблем, как
происхождение Я.,
взаимоотношение Я. и сознания, место Я. в процессе духовного освоения мира и т.
д.
ЯКОБИ (Jacobi ) Фридрих Генрих (25.1.1743, Дюссельдорф,— 10.3.1819, Мюнхен),
нем. писатель и
философ-идеалист, представитель т. н. философии чувства и веры. Друг Гёте, автор
филос. романов
«Из писем Эдуарда Альвиля» («Allwills Briefsammlung», 1775—76) и «Вольдемар»
(«Woldemar»,
1779). Президент Баварской АН (1807—12). В полемике с Мендельсоном о пантеизме
Спинозы
(1785) выступил против «рассудочного» рационализма Просвещения, классич.
выражением к-рого
считал спинозизм. Согласно Я., «рассудочное мышление» не в состоянии открыть в
человеке
изначальный и безусловный источник его личности и присущей ей свободы и
неизбежно ведёт к
натурализму, атеизму и детерминизму
(Спиноза) или субъективному идеализму (Кант). Критикуя Канта, выявил одно из
осн. противоречий
его учения: без предпосылки «вещи в себе» нельзя войти в философию Канта, а с
этой предпосылкой
нельзя внутри неё оставаться. Вслед за Юмом Я. полагал, что реальное
существование вещий дано
человеч. сознанию непосредственно. Эту непосредств. достоверность Я. называл
«верой»,
«откровением», «чувством», а также «разумом», противопоставляя его «рассудку».
Содержание.«
веры у Я. является как реальность чувственного мира земных вещей, так и
реальность абсолютного и
вечного, и к-ром человек чувствует себя одновременно и поглощённым в абсолюте, и
спасённым в
изначальной основе своей субъективности.
Кантовскому категорич. императиву Я. противопоставлял нравств. автономию
личности,
возвышающейся над ригоризмом моральных заповедей. Критиковал учения Фихте,
Шеллинга,
Гегеля, усматривая в развитии послекантовского идеализма тенденции к пантеизму и
«нигилизму»
(ввёл сам термин). Иррациона-листич. философия Я. предвосхитила мн. мотивы
философии жизни и
экзистенциализма.
* Werke, Bd 1—6, Darmstadt, 1968; в рус. пер.— О трансцендентальном идеализме, в
кн.: Новые идеи в философии, сб.
12, СПБ, 1914.
• Кожевников В. А., Философия чувства и веры..., ч. 1, М., 1897; Асмус В. Ф.,
Проблема интуиции в философии и
математике, M., 19652; Фейербах Л., Я. и философия его времени, в его кн.:
История философии, т. 2, М., 1967; Levу -
Вruhl L., La Philosophie de F. Ja-cobi, P., 1894; Bollnow 0. F., Die
Lebensphilosophie F. H. Jacobis, Stuttg.—B., I960; Baum
G., Vernunft und Erkenntnis. Die Philosophie F. H. Jacobis, Bonn, 1969.
ЯМВЛИХ (?????????) из Халкиды (Сирия) (не позже 280, вероятно в 245,— ок. 330),
антич.
философ-неоплатоник, ученик, а затем оппонент Порфирия. Находился под сильным
влиянием
пифагореизма и халдейских оракулов, соединял неоплатонизм с интенсивно
разрабатывавшейся им
теургией. Согласно Дж. Диллону, соч. Я. можно разбить на 3 группы: пифа-
горейско-герметические
[компилятивный «Свод пифагорейских учений в 10 кн.» (до нас дошло пять),
написанный для
школьного обихода], порфириево-платони-ческие (комм. к Платону и Аристотелю) и
соч., соста-
вившие оригинальный вклад Я. в неоплатонич. философию и написанные после смерти
Порфирия:
«О богах», «О речи Зевса в "Тимее"», «Халдейская теология», «Платонова
теология», «О символах» и
др. Вероятно, Я. принадлежит соч. «О египетских мистериях».
Я. осуществил школьную разработку неоплатонич. доктрины. В едином Плотина Я.
различает единое
полностью неизречённое и просто единое, или «благо», к-рое через
противоположности предела и
беспредельного соединено с единым—сущим. В сфере ума (нуcа) Я. твёрдо различает
намеченную
Плотином и развитую Пор-фирием триаду бытие-жизнь-ум, т. е. мыслимое (бытие),
мыслящее (ум) и
тождество того и другого — жизнь, к-рая в триаде помещена между полюсами
«немыслящего» бытия
и «не-сущего» мышления. Т. о., наряду с «умопостигаемым космосом» Я. вводит
«космос
мыслящий», объединяя их в сфере ума. Душа при-частна уму в меру своей разумности
и помещена
над всеми внутрикосмич. душами как монада. Я. строго отличал души людей, вечно
связанные
умопостигаемой природой, от душ животных и не допускал их взаимоперехода. Богов
Я. разделял на
надкосмических, относя их к сферам сущего, ума и души, и внутри-космических,
деля последних на
создающих, одушевляющих, сочетающих и сохраняющих. Я. проводит учение о времени
и вечности,
полагая, что вечность есть мера умопостигаемого мира, а время — реальная
сущность, истекающая
от ума (тогда как пространство есть только врождённое свойство тел).
Я. провёл реформу неоплатонич. комментария, суть её — в нахождении единственной
«цели»
(??????) диалога, с к-рой согласуется всё толкование, а также в установлении
иерархии типов
толкования, к-рая
начинается с физич. и этич. интерпретации, восходит к математической и
завершается
метафизической. Под влиянием Я. сформировались пергамская и афинская школы
неоплатонизма,
авторитет Я. был чрезвычайно велик вплоть до флорентийской Академии в Италии 15
в.
• Do vita pythagorica liber, ed. A. Naurk, Petropoli, 1884; то же, ed. L.
Deubner, Lpz., 1937; Protrepticus, ed. H. Pistelli, Lpz.,
1888; De communi mathematica seientia liber, ed. N. Festa. Lpz., 1891; In
Nicoraachi arithmeticam mtroduetianem liber, ed. H.
Pistelli, Lpz., 18Л4; Theologounieria aritlinietirae, ed. V. de Falco, Lpu.,
1922 (эти пять трактатов — l,2,.'i,4 п 7-я кн. «Свода
пифагорейских учений»); De rnysteriis liber, ed. (i. Par they, В., 18??7;
lamblichi C.halcidensis in Platonis dialogos
commentariorum fragmenta, ed. with traust, and cuinm. by J. M. Dillon, Leiden
1973.
ЯН. см. Инь и ян.
ЯНОВСКАЯ Софья Александровна [19 (31). 1. 1896, Пру-жаны Брестской обл.,—24. 10.
1960,
Москва], сов. математик, логик и философ. Чл. КПСС с 1918. Осн. труды по
вопросам оснований
математики, сё методологии и истории. Исследования Я. посвящены теории
абстракции и познават.
роли абстрактных понятий в науке, аксиоматич. методу, теоретич. и практич.
значению логики,
диалектике отображения движения в науч. понятиях и др. методологич. и философ,
проблемам.
• Методологич. проблемы науки, М., 1972 (лит.).
• Башмакова .И. Г. [и др.], Математич. жизнь в СССР. С. А. Я. (к 70-летию со дня
рождения), «Успехи мате-матич.
наук», 1966, т. 21, в. ,4; Г о p с к и й Д. П., С. А. Я., в сб.: Исследование
логич. систем, М., 1970.
ЯНСЕНИЗМ, неортодоксальное течение во франц. и ни-дерл. католицизме. Я. явился
частью той
волны инди-видуалистич. мистицизма, к-рая прошла в Зап. Евро-. пе в 17—18 вв.,
затрагивая нреим.
образованных горожан (ср. пиетизм в лютеранском протестантизме и др.). Толчком к
возникновению
Я. послужила публикация в 1640 труда голл. теолога К. Янсения (С . Jan-senius)
об Августине. Резко
противопоставляя истинно верующих массе формально приемлющих церк. учение,
Янсений
утверждал, что Христос пролил свою кровь не за всех людей (мотив, близкий к
кальвинистской
доктрине о предопределении). Книги Янсения была в 1642 осуждена папой Урбаном
VIII, а в 1653
булла Иннокентия X осудила отд. тезисы его учения. Во Франции Ж. Дювержье де
Оран (известен
как аббат Сен-Сиран) сделал оплотом Я. столичное аббатство Пор-Рояль, ставшее во
2-й пол. 17 в.
важным центром франц. культуры. Репрессии против янсенистов и проявленная ими
стойкость перед
лицом королевского деспотизма и иезуитской церк. политики, а также этич.
бескомпромиссность Я.
сделали его привлекательным для Б. Паскаля и А. Арно, руководившего пор-
рояльской общиной и
вместе с П. Нико-лем создавшего логику Пор-Рояля. После Великой франц. революции
Я. исчезает
из жизни Франции; в Нидерландах янсенистская церковь, формально отделившаяся от