<< Пред. стр. 431 (из 449) След. >>
католицизма,существует до настоящего времени.
* Gazier ?., Histoire generalc du uioiivement janseniste depuis ses origines
Jusqu'a nos jours, t. 1—2, P., 1023—243; Cognet L.,
Le jansenisine, P., 1961.
ЯН ЧЖУ, Ян Цзыцзюй, Ян Шэн (прибл. 440— 360 или 414—334 до н. э.), др.-кит.
мыслитель-
вольнодумец. Происходил, по-видимому, из бедной крест. семьи. Много
путешествовал,
распространяя при этом своё учение, приобрёл, видимо, значит. число
последователей. Соч. Я. Ч. не
сохранились и о его взглядах можно судить лишь по фрагментам в произв. его
идейных противников
Мэн-цзы и Чжуан-цзы и по главе «Я. Ч.» даоского трактата «Ле-цзы». Я. Ч.
провозглашал идеи
себялюбия, ценности земной жизни, естеств. страстей и наслаждений, пренебрежения
к славе,
почестям и внеш. вещам. Исходя из наивно-мате-риалистич. представлении, Я. Ч.
выступал против
веры в бессмертие, считая смерть столь же естествен-
ЯН ЧЖУ 817
ной и неизбежной, как и жизнь. Был резким противником Конфуция, «самого
бестолкового и
суетливого из всех людей», что, вероятно, и вызвало отрицат. отношение к Я. Ч.
со стороны
представителей офиц. идеологии — конфуцианства.
* Др.-кит. философии, т. 1, М., 1972, с. 212—24; Петров А., Я. Ч.— вольнодумец
древнего Китая, «Сов. востоко-
ведение», 1940, № 1, с. 174—211; Атеисты, материалисты, диа-лектики древнего
Китая, вступ. ст., пер. и комм. Л. Д.
Позднсе-вой, ?., 1967, с. 106 — 18.
ЯРОШЕВСКИЙ (Jaroszewski) Тадеуш (р. 11.7.1930, Варшава), нольск. философ-
марксист. Чл. ПОРП с 1950. Осн.
работы посвящены проблемам историч. материализма, критике бурж. философии и
ревизионизма. * Nauka spoleczna
ko.iciola a socializm, Warsz., I960; Rene-sans scholastyki, jego zrodia
spoleczne i intelektualtie, Warsz., 1961; Alienacya?,
Wars/., 1966; Traktat o naturze ludzkiej, Warsz., 1980; в рус. пер.— Личность и
общество (Проблемы личности в совр.
философии — марксизм, экзистенциализм, структурализм, христ. персонализм), М.,
1973; Размышления о практике. По
поводу интерпретации К. Маркса, М., 1976.
ЯСПЕРС (Jaspers) Карл (23.2.1883, Ольденбург, — 2(3.2.1969), Базель), нем.
философ-
экзистенциалист и психиатр. С 1908 ассистент психиатрич. клиники в Гейдельберге;
с 1916 проф.
психологии, с 1921 проф. философии Гейдельбергского уп-та (в 1937 был отстранён
от преподават.
деятельности, к к-рой вернулся в 1945); с 1948 — в Базельском ун-те. В «Общей
психопатологии»
(«Allgemeine Psychopathologie», 1913) Я. на основе анализа переживаний
психически больных
предложил пересмотр и уточнение понятий, применяемых в психиатрии. После 1915
отошёл от ис-
следования проблем психиатрии; в последующем ряд работ посвятил патографии
(анализу развития
личности и её творчества в психопатологическом аспекте) А. Стриндберга и В. ван
Гога (1922),
Ницше (1936).
После разгрома фашизма Я. получил большую популярность в кругах либеральной
интеллигенции
ФРГ; в ряде работ, начиная с нашумевшего трактата о «немецкой вине» («Die
Schuldfrage», 1946),
выступал как политич. моралист. Если в 50-х гг. консервативный либерализм Я.
имел
антикоммунистич. направленность, то в кон. 60-х гг. Я. выступил с резкой
критикой антидемократич.
и реваншистских тенденций в политич. жизни ФРГ (см. «Куда движется ФРГ?», пер. с
нем., 1909).
Место Я. в истории мысли двойственно. Его исходный идеал — бюргерский гуманизм;
идею
интеллектуальной честности для него символизирует имя Канта, идею культурной
широты — имя
Гёте. С этой установкой, резко отличающей его от Хайдеггера, связаны и
преклонение Я. перед
гражд. и умств. свободолюбием антич. Греции, и его симпатии к Спинозе, и его
выпады против
клерикализма. Однако важнейшее интеллектуальное переживание Я. в начале его
филос. пути —
ощущение кризиса «бюргерской» культурной традиции. Несмотря на антипатию к
«мрачному
фанатизму» Кьеркегора и к «экстремизму и неистовству» Ницше, Я. испытал влияние
их идей. Свой
труд мыслителя Я. называл не философией, а философствованием, делая акцент на
незавершённости,
открытости умств. процесса, в к-ром вопросы преобладают над ответами. По мнению
Я., наше время,
уже не об-
ладающее духовной мощью, позволявшей Платону, Спинозе или Гегелю выводить
стройные системы
«из истока», вынуждено довольствоваться фрагментарными прозрениями; но, с др.
стороны, только в
философствовании Я. видит возможность постижения реальности человека кризисной
эпохи.
Бытие в концепции Я. имеет троякое членение: 1) предметное бытие, или «бытие-в-
мире»; 2) экзис-
тенция, т. е. необъективируемая человеч. самость; 3) трансценденция как
«объемлющее» —
непостижимый предел всякого бытия и мышления. Мышление перед лицом «бытие-в-
мире» есть
«ориентация-в-мире»; мышление перед лицом экзистенции — «высветление
экзистенции»;
мышление перед лицом трансценденции — «метафизика», выражающая свой невыразимый
предмет
при посредстве «шифров» (Я. избегает понятия символа, связывая его с отвергаемой
им
традиционно-ре-лиг. практикой опредмечивания трансценденции). Несмотря на
конфликт Я. с
теологией (к-рой он противопоставляет идеал «филос. веры»), очевидна близость
его онтологии к
традиции теизма. Согласно Я., соотнесённость экзистенций осуществляется в акте
«коммуникации»,
т. е. глубоко интимного и личностного общения в «истине». «Коммуникация» —
центр. понятие
миропонимания Я. — возводится им в ранг критерия филос. истины и отождествляется
с разумом.
Моральное, социальное и интеллектуальное зло есть для Я. прежде всего глухота к
чужой
экзистенции, неспособность к «дискуссии», принимающая облик фанатизма, но также
и
поверхностного, обезличенного массового общения. Этот тезис равнозначен с поли-
тич. позицией
индивидуалистич. либерализма. Смысл философии, по Я.,— в создании путей
общечеловеч.
«коммуникации» между странами и веками поверх всех границ культурных кругов.
Возможность
этой связи времён обеспечена достижениями «осевого времени» (8—3 вв. до н. э.),
когда
одновременно действовали первые греч. философы и основатели важнейших ре-лиг.-
филос.
традиций Азии. «Осевое время», как полагает Я., создало для всех времён
общечеловеч. завет личной
ответственности, послужив общим истоком для культур Востока и Запада; поэтому
необходимо
обновлять свою связь с этим заветом, подыскивая для утрачиваемой и вновь
обретаемой старой ис-
тины новые «шифры».
В целом философия Я.— выражение кризиса традиц. либерально-индивидуалистич.
гуманизма и
вместе с тем — попытка осмысления этого кризиса и осознание невозможности выхода
из него.
• Die geistige Situation der Zeit, В.—Lpz., 19323; Philosophie, Bd 1—3, B.,
1932; Vernunft und Existerr/,, Bremen, 1949; Vorn
Ursprung und Ziel der Geschichte, Munch., 19523; Rechenschart und Ausblick,
Munch., 1951; Die gro?en Philosophen, Bd l,
Munch., 1957; Die Atombombe und die Zukunft des Menschen, Munch., 1962; Der
philosophische Glaube angesichts der
Offenbarung, Munch., 1962; Gesammelte Schriften zur Psychopathologie, B.— [u.
a.], 1963; Chiffren der Transzendenz,
Munch., 1970.
• Гайденко П., Философия культуры К. Я.., «Вопр. литературы», 1972, № 9; Совр.
бурж. философия, М., 1978, гл. IV, с.
311—38; Т и п с и н а А. Н., Философия религии К. Я., Критич. анализ, Л., 1982;
Karl Jaspers, hrsg. v. P. A. Schupp, Stuttg.,
1957; Karl Jaspers, Werk und Wirkung, hrsg. v. K. Piper, Munch., 1963; Saner H.,
Karl Jaspers in Selbstzeugnissen und
Bilddokumenten, Reinbek bei Hamburg, 1970. С. С. Аверинцев.
ИНОСТРАННЫЕ ТЕРМИНЫ И ВЫРАЖЕНИЯ
А
Abditum mentis (лат.) — сокровенное ума. Выражение Августина. У Дитриха
Фрайбергского (ср. Эк-
харх и Таулер) скрытая часть ума, к-рая тождественна разуму, действующему в мире
(см. Intellectus
agens).
Ab o?? (лат.) — с самого начала (букв.— с яйца).
Accidens (лат.); ?????????? (sym-bebekos) (греч.) — несущественное, случайное,
привходящее
свойство.
Actu; in actu (лат.) — актуально, в действии, в действительности.
Ad hoc (лат.) — для данного случая. Напр., гипотеза ad hoc.
Ad hominem, argumentum ad homi-nem (лат.) — аргумент, апеллирующий к личным
свойствам
того, о ком идёт речь или к кому обращено доказательство.
???????? (adiaphora) (греч.) — безразличное (морально). Понятие стоич. этики.
A dicto secundum quid ad dictum simpliciter (лат.) — логич. ошибка, состоящая в
том, что средний
термин силлогизма входит в одну посылку с ограничением (secundum quid), а в
другую — без
всякого ограничения (simpliciter).
Ad mfinitum (лат.) — до бесконечности; невозможность установить последнее
основание в цепи
рассуждений или последнюю причину в цепи причин.
Ad oculos (лат.) — наглядно, воочию.
Ad геm (лат.) — к делу, по существу дела.
Aequilibrium indifferentiae (лат.) — равновесие двух противоположных побуждений.
Aequo animo (лат.) — равнодушно, спокойно. Выражение Сенеки.
Affirmo (лат.) — утверждаю. Термин Боэция, обозначающий утвердит. суждение.
Первой гласной А
обозначают общеутвердит., второй гласной I — частноутвердит. суждения.
A fortiori (лат.) — тем более. В логике — доказанное для менее очевидного, тем
более признаётся
для более очевидного.
Agens (лат.) — движущая сила, действующая сущность.
Agere sequitur esse (лат.) — действовать, следовательно быть. Заключение от
активности к бытию
(схола-стич. тезис).
"A ??????? (agrapha dogmata) (греч.) — неписаное учение; тайное знание. Так
называли якобы
имевшуюся у Платона эзотерич. философию, к-рую он преподавал узкому кругу
учеников. ???????
(ainigma) (греч.); aenigma (лат.) — иносказание, загадка, символ, энигма.
???? (aion) (греч.); Aon (нем.) — век, вечность, эпоха, жизненный цикл. См. Эон.
???? (akme) (греч.) — вершина, расцвет. Высшая степень чего-либо.
A limine (лат.) — с порога. Сразу, решительно (иногда — поверхностно) отвергать
или критиковать.
Aliunde (лат.) — из другого (источника); из другого места того же источника.
Als ob (нем.) — как если бы. Кант в «Критике способности суждения» утверждает,
что разум должен
мыслить природу так, как если бы в ней была осуществлена система целей. См.
также Фикционализм.
Amicus Plato, sed magis amica ve-ritas (лат.) — Платон — друг, но больший друг —
истина.
Amor dei intellectualis (лат.) — интеллектуальная любовь к богу. Выражение
Спинозы.
Amor fati (лат.) — любовь к року. Выражение стоиков. У Ницше — радостное приятие
судьбы
сверхчеловеком.
Analogie entis (лат.) — аналогия сущего. См. Аналогия.
Analogen rationis (лат.) — подобное разуму. Низшие формы знания, присущие, по
Лейбницу,
животным. ????????? (anamnesis) (греч.) — припоминание. См. Анамнесис.
A nescire ad non esse (лат.) — от незнания — к несуществованию. Ошибочное
заключение.
Anima, animus (лат.) — душа, дух, жизненное и чувственное начало. В учении Юнга
— архетипы
коллективного бессознательного: ввиду бисексуальности человека в бессознательном
мужчины
присутствует персонифицированный женский образ (анима), в бессознательном
женщины —
мужской (анимус).
Anima mundi (лат.) — мировая душа (Цицерон).
Animo deliberato (лат.) — надлежаще обдумав.
Anschauung (нем.) — интуиция, созерцание.
An sich (нем.) — в себе; (само) по себе. Так Вольф перевёл латинское in se. У
Канта «Ding an sich» —
«вещь в себе» (см.). У Гегеля — нераскрытое и неосознанное содержание.
Antecedens — consequens (лат.) — предыдущий — последующий.
???'Aitcmataatewig(apokatastasis)(rpe4.)— восстановление. У Оригена —
воссоединение отпавших
духов с богом, завершающее каждый мировой эон. См. также Палингенесия.
A posse ad esse non valet consequentia
(лат.) — от возможного не следует заключать к действительному.
A posteriori (лат.) — см. Апостериори и априори.
A potiori (лат.) — на основании предыдущего, главного.
A priori (лат.) —см. Апостериори и априори.
Arbitrium liberum (лат.) — свобода воли (выбора).
???? (arche) (греч.) — начало. См. Архе.
A realibus ad realiora (лат.) — от реального к реальнейшему.
Argumenta adversaria (лат.) — доводы противной стороны.
Argumenta ponderantur, non nume-rantur (лат.) — сила доказательств в
вескости, а не в
количестве. Argumentum ad hoc — см. Ad hoc.
Argumentuni ad hominem (лат.) — см. Ad hominem.
Argumentum ad ignorantiam (лат.) — аргумент к незнанию. Доказательство,
рассчитанное на
невежество убеждаемого.
Argumentum ad ran (лат.) — см. Ad rem.
Argumetum ambiguum (commune) (лат.) — аргумент обоюдный, или общий.
Доказательство, к-рое
можно повернуть против доказывающего.
Argumentum baculinum (лат.) — «палочный» довод. Убеждение силой; в переносном
смысле —
осязаемое доказательство.
819
Argumentum ex contrario (лат.) — доказательство от противного. Argumentum
ex silentio (лат.)
— доказательство, выводимое из умалчивания.
Argumentum externum (лат.) — аргумент, взятый из области, лежащей вне
спорного вопроса.
Argumentum internum (лат.) — аргумент, указывающий на саму спорность
вопроса.
Argumentum Icgis (лат.) — законный
довод.
Argumentum nimium probans (лат.) — довод, страдающий избыточностью
доказательств.
Argumentum primarium (palmarium)
(лат.) — решающее (приносящее победу) доказательство.
Ars conjecturalis (лат.) — искусство толкования.
Ars magna (лат.) — великое искусство. Название логич. труда Луллия.
Artes liberales (лат.) — свободные искусства. Позднеантич. и ср.-век. название
семи светских наук.
См. Trivlum и Quadrivium.
Aseitas (лат.) — от-себя-(бытие). Бог как абсолютная самостоятельность; как
совершенное благодаря
себе. Ср.-век. термин.
Asylum ignorantiae (лат.) — убежище невежества. Понятие, на к-ром
останавливаются, чтобы
избежать дальнейших размышлений. ???????? (ataraxia) (греч.) —
невозмутимость. Состояние
душевного покоя, достигаемое мудрецом (Демокрит, Эпикур, скептики).
Auctoritas nasum cereum habet (лат.) — у авторитета — восковой нос (т. е. его
можно повернуть
куда угодно). Схоластич. афоризм. Aufhebung (нем.) — см. Снятие.
Aurea mediocritas (лат.) — золотая середина (Гораций). ???AutOQxeict
(autarkeia) (греч.) — автар-
кия, самоудовлетворение. Внутренняя самодостаточность, автономность,
независимость (Демокрит,
киники, стоики, Платон, Аристотель).
Automaton spirituale (лат.) — духовный механизм (Лейбниц). ????? ?'?? (autos