<< Пред.           стр. 101 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 соч.: «Образ жизни уединившегося», «Прощальное послание», «Послание о соединении
 разума с
 человеком», «Книга о душе». В первом произв. И. Б. рисует картину нравств.
 самосовершенствования человека. Вслед за Фараби он противопоставляет философов
 окруже-
 
 нию «невежественных городов», призывая к созерцат. жизни. В то же время И. Б.
 считает, что
 человек и в несовершенном обществе может достичь счастья, слившись с
 универсальным активным
 умом. В др. произв. И. Б. писал о противоположном эманации восхождении человеч.
 души через
 иерархию «духовных образов» к активному уму. В духе аристотелизма утверждал
 извечность мира;
 воспринял также мн. идеи неоплатонизма. Оказал сильное влияние на Ибн Туфайля, а
 также на Ибн
 Рушда.
 • в рус. пер.: Книга о душе, в сб.: Избр. произв. мыслителей стран Бл. и Ср.
 Востока 9—14 mi., M., 1961.
 • Григорян С. ?., Ср.-век. философия народов Бл. и Ср. Востока, М., 1966; P a r
 r u k h O.A., Ihn Bajja
 (Avempacn) and the philosophy in the Moslem West, Beirut, 1945.
 ИБН ГЕБИРОЛЬ Соломон бен Иегуда [араб. Абу Айюб Сулейман ибн Яхья ибн Джебироль,
 латинизированное — Авицеброн (Avicebron, Avencebrol, Avi-cebrol)] (ок. 1021,
 Малага,— 1055 или
 1070, Валенсия), евр. поэт и философ. Его филос. трактат «Источник жизни» был
 написан на араб.
 яз.; оригинал не сохранился (лат. пер. «Fons vitae», ed. С. Baumker, iasc.. 1—3,
 1892—95). И. Г.
 тяготел к неоилатонич. пантеизму, но, н отличие от неоплатоников, придавал
 гораздо большее
 значение материи, к-рую рассматривал как субстанцию не только телесного, но и
 духовного. Заим-
 ствованное из антич. филос. традиции противоположен ние материи и формы
 доводится И. Г. вплоть
 до уровня бога, причём если форма интерпретируется как творение воли бога (И. Г.
 принадлежит
 учение о природе волн), то материя оказывается непосредств. истечением сущности
 бога и потому
 божественнее, чем форма. Это сближение бога и материи у И. Г. было воспринято
 впоследствии Дж.
 Бруно. Трактат И. Г. не получил резонанса в евр. и исламском мире и продолжал
 жить лишь и христ.
 схоластич. традиции как соч. загадочного араба или христианина Авицеброна; лишь
 в 19 в. было
 доказано тождество этого философа с евр. поэтом И. Г.
 ИБН РУШД, Ибн Pошд Абу-ль-Валид Мухаммед ибн Ахмед [латинизированной — Аверроэс
 (Aver-
 roes)] (1126, Кордова,— 1198, Марракеш, Марокко),
 ИБН РУШД 193
 араб. философ, представитель вост. аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко,
 занимал должности су-
 дьи и придворного врача, незадолго до смерти подвергался гонениям как еретик.
 Автор энциклопедия, мед.
 труда в 7 кн. Большинство филос. соч. И. Р. представляет собой комментарий к
 трудам Аристотеля;
 получил почётное прозвище Комментатора. В трактате ((Опровержение опровержения»
 И. Р. отверг
 нападки Газа ли и др. теологов на философию, отстаивая права разума в познании.
 Высказанное им
 разграничение т. н. рациональной религии (доступной немногим образованным) и
 образно-аллегорич.
 религии (доступной всем) явилось в дальнейшем одним из источников теории
 двойственной истины.
 Утверждая вечность мира и без-начальность первоматерии, он понимал сотворённость
 мира богом в том
 смысле, что бог, «совечный» миру, превращает в действительность потенциальные
 формы первоматерии.
 Абстрактный мировой ум (нус) в аристотелевском его понимании рассматривается И.
 Р. как единая
 безличная субстанция, общая для всех людей и воздействующая на отд. души извне.
 В соответствии с этим
 он отрицал бессмертие индивидуальной души. Эти рационалистич. тенденции
 аристотелизма И. Р. оказали
 большое влияние на развитие европ. ср.-век. философии (см. Аверроизм). Обществ.
 идеалы И. Р.
 основывались на «Государстве» Платона. • Избр произв. мыслителей стран Бл. и Ср.
 Востока 9—14 вв., М.
 1961, с. 397—554; Averroes' Tahafut al-Tahafut, v. l—2, L., 1954; Averroes'
 Commentary on Plato' Republic,
 Camb., 1956.
 * P e н а н 3., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц., К., 1903; агадеев А. В., И.
 Р. (Аверроэс), М., 1973; G a u-
 thier L., Ihn Rochd (Averroes), P., 1948; Сorbin H., Histoire de la Philosophie
 islamique, v. l, P., 1964. ИБН
 СИНА Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (латинизированное — Авиценна (Avicenna)] (980,
 с. Афша-на, близ
 Бухары,—18.6.1037, Хамадан), учёный, философ, врач, представитель вост.
 аристотелизма. Жил в Ср.
 Азии и Иране, занимал должности врача и вези-ра при различных правителях. И. С.
 приписывается св. 400
 соч. на араб. яз. и ок. 20 на фарси по всем известным тогда разделам науч. и
 филос. знания. Гл. эн-
 циклопедич. труд «Книга исцеления» (в сокр. изложении — «Книга спасения»)
 состоит из четырёх
 разделов, посвящённых проблемам логики, физики (б-я кн. «Физики» — «Книга о
 душе»), математич. наук
 (геометрия, арифметика, музыка и астрономия) и метафизики. К этому труду
 примыкает написанная на
 фарси «Книга знания» («Даниш-намэ»). «Книга указаний и наставлений», написанная
 в последние годы
 жизни,— итоговое изложение его филос. идей (т. н. вост. философии), отмеченное,
 в частности,
 воздействием идей суфизма (учение об «озарении» — ишрак, и др.).
 Философия И. С. продолжает традиции вост. аристотелизма в области метафизики,
 гносеологии и логики,
 отчасти — онтологич. концепции неоплатонизма. И. С. отрицает сотворённость мира
 во времени, объясняя
 его как вневременную эманацию бога — «первой причины», «необходимо-сущего само
 по себе»
 (аналогичное неопла-тонич. единому), из к-рого в иерархич. порядке истекают умы,
 души и тела небесных
 сфер. Т. о., ум (нус) и «мировая душа» неоплатонизма дробятся у него на отд. умы
 и души согласно
 аристотелевской космологич. схеме. Один бог, по И. С., обладает абс.
 существованием, всё же остальное
 само по себе только возможно, а действительно лишь благодаря богу. Однако
 природа, истекшая от бога
 через иерархию эманации, в дальнейшем развивается по принципу самодвижения,
 будучи вместе с тем
 замкнутой во времени и пространстве. В социальном учении И. С. примечательна
 мысль о до-
 зволительности вооруж. восстания против несправедливого правления.
 Мусульм. богословы (в частности, Газали) обвиняли И. С. в ереси и атеизме, тогда
 как Ибн Рушд критико-
 194 ИБН СИНА
 вал его с позиций более последоват. натурализма. Филос. и естеств.-науч.
 трактаты И. С. пользовались
 большой популярностью на Востоке и на Западе (лат. пер. с 12 в.) в течение ряда
 столетий, в т. ч. его
 «Канон врачебной науки» — медицинская энциклопедия в 5 частях, итог опыта греч.,
 рим., инд. и ср.-
 азиат. врачей (ок. 30 лат. изданий в Европе; рус. пер. 1954—60).
 • Данишнамэ, [Душанбе], 1957; в рус. пер,— Математич. главы «Книги знания»,
 Душанбе, 1967; Избр. филос. произв.,
 М. 1980.
 * Т e p н о в с к и й В. Н., И. С. (Авиценна), М., 1969 (лит.); Завадовский Ю.
 Н., Абу Али И. С. Жизнь и творчество,
 Душанбе, 1980 (лит.); С а г а д е е в А. В., И. С. (Авиценна), М., 1980; Ш и д ф
 а р Б. Я., И. С., М., 1981; G o i s h o n A.-
 M., La Philosophie d'Avicenne et son influence en Europe medievale, P., 19512; A
 n a w a t i G.G., Essai de bibliographie
 d'Avicenna, Cairo, 1952; С о r h i n H., Avicenne et le ricit visionnaire, v. l,
 Teheran — P., 19542; Afnan S. M., Avicenna. His
 life and works, L., 1958.
 ИБН ТУФАЙЛЬ Абу Бекр Мухаммед ибн Абд-аль-Ма-лик [латинизированное — Абубацер
 (Abubacer)]
 (нач. 12 в., Гуадикс, Испания,— 1185—86, Марракеш, Марокко), араб. философ,
 учёный, гос. деятель. Был
 врачом и секретарём правителей Гренады, Сеуты, Танжера, затем врачом и
 придворным альмохадского
 халифа вплоть до 1184, когда его сменил в этом качестве Ибн Рушд. Переписывался
 с Ибн Рушдом. До нас
 дошло единств. произв. И. Т,— получившая широкую известность филос. повесть о
 Хайе ибн Якзане (рус.
 пер. 1920, 1978). Название и имена героев романа заимствованы у Ибн Сины. Во
 введении к роману И. Т.,
 разъясняя своему другу «вост. мудрость», критически оценивает своих
 предшественников — араб.
 философов, считая «самым мудрым» Ибн Баджу. В романе заброшенный на уединённый
 остров ребёнок
 самостоятельно с помощью разума постигает мир, а затем созерцает божество через
 мистич. откровение. В
 познании героем романа различных ступеней мироздания заметно влияние идей
 эманации. В 17 в. роман
 был переведён на лат., а затем на мн. европ. и вост. языки.
 • Григорян С. Н., Ср.-век. философия народов Бл. и Ср. Востока, М., 1966.
 ИБН ХАЛЬДУН, Ибн Халдун Абдаррахман Абу Зейд (27.5.1332, Тунис,—17.3.1406,
 Каир), араб. гос. и
 обществ. деятель, социальный философ и историк. Играл видную роль в политич.
 жизни мусульм. гос-в
 Сев. Африки, был воспитателем, советником, канцлером, послом и судьёй у ряда
 правителей. Неоднократ-
 ные попытки И. X. воплотить в жизнь идеи справедливого обществ. строя во главе с
 «правителем-
 философом» завершились, однако, неудачей. В философии И. X. был последователем и
 комментатором
 Ибн Рушда, отстаивал рациональный и объективный характер истины,
 противопоставлял практич. и
 политич. знания, приобретённые эмпирич. путём, религиозно-мистич. мудрости, хотя
 и признавал за ней
 определ. авторитет в обществе. Большинство ранних филос. произведений И. X.,
 трактаты по логике,
 математике, комментарии к Ибн Рушду считаются утерянными. Осн. соч. И. X.—
 многотомная «Книга
 поучительных примеров и сведений из истории арабов, персов, берберов и др.
 современных им могу-
 ществ. народов» (араб. название работы допускает различные переводы) — ценный
 историч. источник. В
 пространном теоретич. «Введении» («аль-Мукаддима») к ней И. X. изложил свою
 социальную философию.
 В истории обществ. мысли — это первая попытка создания самостоят. науки об
 обществе, или как её
 называл И. X., «науки о культуре», служащей руководством для поли-тич.
 деятельности. И. X. утверждал
 закономерный характер обществ. развития, обусловленный географич. средой и
 проявляющийся в циклах
 подъёма и упадка цивилизации в процессе смены поколений. Согласно И. X., уровень
 развития культуры и
 характер правления в гос-ве определяются обществ. разделением труда, взаимным
 обменом экономич.
 деятельностью и вытекающей отсюда социальной солидарностью правителей и
 подданных.
 Автобиография И. X., в к-рой он подробно описал свою жизнь и деятельность,
 является ценным история, и лит.
 памятником эпохи. И. X. оказал большое влияние на развитие обществ. мысли,
 особенно историографии, в
 Египте и Оттоманской империи 15— 18 вв. После 2-й мировой войны творчество И. X.
 привлекает возрастающее
 внимание философов, социологов и историков как в араб. странах, так и на Западе,
 многие из них склонны
 усматривать в нём мыслителя, предвосхитившего идеи просвещённого абсолютизма,
 трудовой теории стоимости,
 классовой борьбы, социологии знания. * Китаб-аль-Ибар... (Книга поучительных
 примеров...), т. 1—7, Булак,
 1867; аль-Тариф би-Ибн Халдун (Новое об И. X.), Каир, 1951; аль-Мукаддима,
 (Введение. История), т. 1—3,
 Бейрут, 1967; Histoire des Derberes et des dynasties musulmanes de
 l'Afrique...,nouv. ed., v. l—4, P., 1925—56; The
 Muqaddimah; An introduction to history, v. 1—3, N. ?., 1958; Discours sur
 l'histoire universelle (al-Muqaddima), v. i—
 3, Beyrouth, 1967— 1968; в рус. пер.— фрагменты из «Введения», в кн.: Избр.
 произв. мыслителей стран Бл. и Ср.
 Востока 9—14 вв., М., 1961, с. 559—628.
 * Б а ц и е в а С.М., Историко-социологич. трактат И. X. «Мукаддима», М., 1965;
 Игнатенко A.A., И. X., М., 1980
 (библ.); Mandi Muhsin, Ibn Khaldun's philosophy of history, L., 1957; S i in o n
 H., Ibn Khaldun's Wissenschaft von der
 menschlichen Kultur, Lpz., 1959; Lacoste I., Ibd Khaldoun. Naissance de
 l'histoire passe du Tiers-Monde, P., 1966; F i s с h e l
 W. J., Ibn Khaldun in Egypt (his public functions and his historical research.
 1382—1406), Berk.— Los Ang., 1967 (лит.); N a s
 s a r N., La pensee realiste d'Ibn Khaldun, P., 1967; MegherbiA.,La pensee
 sociologique d'Ibn Khaldoun, Alger, 19772.
 ИГРА, термин, обозначающий широкий круг деятельности животных и человека,
 противопоставляемой обычно утилитарно-практич. деятельности и характеризующейся
 переживанием удовольствия от самой деятельности. Феномен И. привлекал внимание
 философов,
 эстетиков, этнографов, биологов, этологов, психологов. Начало разработки общей
 теории И. связано
 с работами Шиллера и Спенсера. Шиллер утверждал эстетич. природу И. и видел в
 ней
 характеристику существа человека вообще. И. для Шиллера — наслаждение, связанное
 со свободным
 от внеш. потребности проявлением избытка сил. Спенсер внёс в понимание И.
 эволюц. подход,
 указав на распространение И. у высших животных и на её упражняющую функцию. К.
 Гросс вслед за
 Спенсером считал И. специфически присущей высшим видам животных, проистекающей
 из внутр.
 потребности в деятельности формой упражнения, укрепления и развития наследств.
 форм поведения.
 Эта теория господствовала до 30-х гг. 20 в. Осн. её недостатки — те-леологизм,
 выведение И. из
 усложнения организма животного вне всякого анализа отношений животного к среде
 обитания,
 отождествление И. человека и животного. Эта теория была подвергнута критике Ф.
 Бёй-тендейком,
 указавшим на то, что инстинктивные формы поведения не нуждаются в упражнении. В
 основе И., по
 Бёйтендейку, лежат три исходных влечения, к-рые он заимствовал из теории Фрейда:
 к освобожде-
 нию, к слиянию и тенденция к воспроизведению. Вместе с тем Бёйтендейк относит И.
 к категории
 ориентиро-вочно-исследоват. деятельности: И. есть действие с предметом, к-рый
 обладает для
 животного элементами новизны. В совр. этологии большое внимание уделяется
 описанию игрового
 поведения животных и его дифференциации от др. видов поведения, в особенности от
 ис-следоват.
 поведения; единой т. зр. на природу и функции И. у животных пока ещё нет.
 Попытка
 универсализиро-вать понятие И. была предпринята голл. историком и философом
 культуры
 Хёйзингой: всё многообразие че-ловеч. деятельности сводится у него к И.,
 рассматриваемой как осн.
 источник и высшее проявление человеч. культуры.
 Основы историко-материалистич. подхода к И. человека были заложены Г. В.
 Плехановым. По его
 мысли, И. является деятельностью, возникающей в ответ на потребности общества, в
 к-ром живут
 дети и активными членами к-рого они должны стать. Сов. историки культуры (В.
 Всеволодский-
 Гернгросс) рассматривали И. как разновидность обществ. практики, состоящую в
 действ.
 воспроизведении жизненных явлений вне реальной практич. установки; они видят
 социальную зна-
 чимость И. на ранних ступенях развития общества в её коллективизирующей и
 тренирующей роли;
 указывают на происходящее в ходе истории постепенное вытеснение И. из жизни
 взрослых
 драматич. иск-вом и спортом. Нек-рые философы (М. С. Каган), разрабатывающие
 проблемы
 человеч. деятельности, рассматривают И. ребенка как синкретически-художеств.
 деятельность.
 В сов. психологии разрабатывались преим. вопросы о природе И. и её значении для
 психич. развития.
 Основы теории детской И. были заложены Выготским. Осн. внимание уделялось
 ролевой И.—
 ведущему типу деятельности детей дошкольного возраста, в к-рой дети в специально

<< Пред.           стр. 101 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу