<< Пред.           стр. 102 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 создаваемой
 ими условной ситуации, беря на себя роль взрослых, воспроизводят (моделируют) их
 деятельность и
 систему отношений в обществе. Был показан социально-историч. характер И. по её
 происхождению и
 содержанию (Д. Б. Эльконин). Ролевая И. на протяжении дошкольного детства
 постепенно перера-
 стает в игры с правилами — обобщённые и сокращённые выражения социальных
 отношений.
 • Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 5, М., 1958; Шиллер Ф., Письма об
 эстетич. воспитании человека. Собр. соч., т.
 6, М., 1957; Спенсер Г., Соч., т. 3— Основания психологии, ч. 1—5, СПБ, 1897;
 Грос К., Душевная жизнь ребенка, пер. с
 нем., К., 1916; Стерн (Штерн) В., Психология раннего детства до шестилетнего
 возраста, [пер. с нем.], П., 19222; Игры
 народов СССР. Сб. материалов, М.— Л., 1933; Выготский Л. С., И. и ее роль в
 психич. развитии ребенка, «Вопр.
 психологии», 1966, № 6; Каган М. С., Человеч, деятельность, М., 1974; Эльконин
 Д. Б., Психология И., М., 1978; В u у t e
 n d i j k F. J. J., Wesen und Sinn des Spiels, B., [1934].
 ИДЕАЛ (франц. ideal, от греч, ????—идея, первообраз), идеальный образ,
 определяющий способ
 мышления и деятельности человека или обществ. класса. Формирование природных
 предметов
 сообразно И. представляет собой специфически человеч. форму жизнедеятельности,
 ибо
 предполагает спец. создание образа цели деятельности до её фактического
 осуществления.
 Проблема И. была разработана в нем. классич. философии. Она была поставлена
 Кантом прежде
 всего в связи с проблемой «внутр. цели». Согласно Канту, явления, не имеющие
 цели, к-рая могла бы
 быть представлена образно, не могут иметь и идеала. Единств, существом,
 действующим по «внутр.
 цели», является человек. В животном внутр. целесообразность осуществляется
 бессознательно и
 поэтому не обретает форму И., особого образа цели. Согласно Канту, И. как
 воображаемое
 (достигнутое в воображении) совершенство человеч. рода характеризуется полным и
 абс. преодоле-
 нием всех противоречий между индивидом и обществом, т. е. между индивидами,
 составляющими
 «род». Т. о., осуществление И. совпадало бы с концом истории. В силу этого И.,
 по Канту,
 принципиально недостижим и представляет собой только «идею» регулятивного
 порядка. Он
 указывает скорее направление на цель, чем создаёт образ самой цели, и поэтому
 руководит челове-
 ком скорее как чувство верного направления, чем как ясный образ результата.
 Только в иск-ве И.
 может и должен быть представлен в виде образа — в форме прекрасного. И. науки
 («чистого
 разума») задаётся в виде принципа «запрета противоречия», моральный И.
 («практич. разума») — в
 форме категорического императива. Однако в обоих случаях наглядно представить
 себе состояние,
 соответствующее И., нельзя, ибо оно неосуществимо в течение сколь угодно
 длительного, но
 конечного времени. Поэтому И. и «прекрасное» становятся синонимами, и жизнь И.
 допускается
 только в иск-ве. Эти идеи Канта получили развитие в соч. Шиллера, Фихте,
 Шеллинга и нем.
 романтиков.
 Гегель, остро понявший бессилие кантовского представления об И., развенчал его
 как абстракцию,
 вы-
 ИДЕАЛ 195
 ражающую на деле один из моментов развивающейся действительности «духа» (т. е.
 истории
 духовной культуры человечества) и противопоставленную другой такой же абстракции
 — «эмпирич.
 действительности», якобы принципиально враждебной И. и несовместимой с ним. И.
 становится у
 Гегеля моментом действительности, образом человеч. духа, вечно развивающегося
 через свои
 имманентные противоречия, преодолевающего свои собств. порождения, свои
 «отчуждённые»
 состояния. И. науки (науч. мышления) поэтому может и должен быть задан в виде
 системы логики, а
 И. практич. разума — в виде образа разумно устроенного гос-ва, а не в виде
 формальных и
 принципиально неосуществимых абстрактных императивных требований, обращённых к
 индивиду.
 И. как таковой поэтому всегда конкретен, и он постепенно реализуется в истории.
 Любая достигнутая
 ступень развития предстаёт с этой т. зр. как частично реализованный И., как фаза
 подчинения
 эмпирии власти мышления, силе идеи, творч. мощи понятия. В виде И. всегда
 оформляется образ
 конкретной цели деятельности «рода», т. е. человечества на данной ступени его
 интеллектуального и
 нравств. развития. Поскольку И. определяется Гегелем в духе традиций нем.
 классич. философии как
 наглядно созерцаемый образ цели, дальнейшая разработка проблемы И. переходит у
 него в эстетику,
 в систему определений «прекрасного». Осуществление И. как «прекрасного»
 относится Гегелем,
 однако, не к будущему, а к прошлому — к эпохе античного «царства прекрасной
 индивидуальности».
 Подвергнув критике идеализм Гегеля, основоположники марксизма материалистически
 переработали
 диа-лектич. идеи Гегеля относительно И., его состава, его роли в жизни общества
 и возможностей его
 конкретной реализации. Понимая под И. образ цели деятельности объединённых
 вокруг общей
 задачи людей, К. Маркс и Ф. Энгельс гл. внимание обратили на исследование
 реальных условий
 жизни осн. классов совр. им (бурж.) общества, на анализ тех реальных всеобщих
 потребностей, к-рые
 побуждают эти классы к деятельности и преломляются в их сознании в форме И.
 Идеал был впервые
 понят с т. зр. отражения противоречий развивающейся социальной действительности
 в головах лю-
 дей, находящихся в тисках этих противоречий. В виде И. в сознании всегда
 своеобразно отражается
 противоречивая социально-историч. ситуация, чреватая назревшими, но не
 удовлетворяемыми
 потребностями более или менее широких масс людей, обществ. классов, групп. В
 виде И. эти группы
 людей и создают для себя образ такой действительности, в рамках к-рого наличные,
 гнетущие их
 противоречия представляются преодоленными, «снятыми», и действительность
 предстаёт
 «очищенной» от этих противоречий, свободной от них. И. выступает как активная,
 организующая
 сознание людей сила, объединяющая их вокруг решения вполне определ., конкретных,
 исторически
 назревших задач. Для господствующих классов, стремящихся увековечить изжившие
 себя
 социальные порядки, характерна идеализация существующего обществ. состояния.
 Классы, реализующие прогресс всего общества, формируют соответственно
 прогрессивные И.,
 собирающие под свои знамёна всех активных людей, ищущих выхода из кризисных
 ситуаций.
 Таковыми были, напр., идеи Великой франц. революции. Таковыми являются в совр.
 эпоху идеи ???.
 революции 1917. В наши дни единств. системой идей, представляющей прогрессивный
 И., является
 коммунистич. мировоззрение, и именно потому, что оно указывает людям единственно
 возможный
 выход в будущее из тупика неразрешимых при капитализме противоречий: построение
 коммунизма,
 в условиях к-рого осуществляется свободное и всестороннее развитие человека.
 196 ИДЕАЛИЗАЦИЯ
 • Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; Муриан В. М., Эстетич. И.,
 М., 1966; Ильенков Э. В., Об идолах и
 идеалах, М., 1968
  Э. B. Ильенков.
 ИДЕАЛИЗАЦИЯ (франц. idealisation, от ideal »- идеал), процесс идеализации,
 мысленное
 конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в
 действительности, но
 таких, для к-рых имеются прообразы в реальном мире. Процесс И. характеризуется
 отвлечением от
 свойств и отношений, необходимо присущих предметам реальной действительности и
 введением в
 содержание образуемых понятий таких признаков, к-рые в принципе не могут
 принадлежать их
 реальным прообразам. Примером понятия, являющегося результатом И., может быть
 «точка»:
 невозможно найти в реальном мире объект, представляющий собой точку, т. е.
 объект, к-рый не имел
 бы измерений. Аналогичный характер имеют понятия «прямая линия», «окружность»,
 «абсолютно
 чёрное тело», «инерция». О понятиях, являющихся результатом И. (их часто
 называют просто
 идеализациями), говорят, что в них мыслятся идеализированные (или идеальные)
 объекты. Образовав
 с помощью И. понятие о такого рода объекте, можно в дальнейшем оперировать с ним
 в
 рассуждениях как с реально существующей вещью и строить абстрактные схемы
 реальных
 процессов, служащие для более глубокого их понимания; в этом смысле И. тесно
 связана с методом
 моделирования.
 Признаком науч. П., отличающим её от бесплодной фантазии, является то, что
 порождённые в ней
 идеализированные объекты в определ. условиях находят истолкование в терминах
 неидеализированных (реальных) объектов. Подтверждением правомерности тех
 отвлечений, к-рые
 порождают понятия об идеализированных объектах, служит практика (включая
 практику систематич.
 науч. наблюдений и экспериментов) — критерий плодотворности И. в познании. *
 Горский Д. П.,
 Вопросы абстракции и образование понятий, М., 1961.
 ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБЪЕКТ, мысленная по-знават. конструкция, являющаяся
 результатом
 идеализации. Будучи элементами науч. теории, И. о. служат важнейшими средствами
 познават.
 деятельности в науке. Теоретич. утверждения, как правило, непосредственно
 относятся не к
 реальным объектам, а к И. о., нознават. деятельность с к-рыми (мысленный
 эксперимент. их
 осмысление в различных теоретич. схемах и моделях) позволяет устанавливать
 существ. связи и
 закономерности, недоступные при изучении реальных объектов, взятых во всём
 многообразии их
 эмпирич. свойств и отношений.
 Характер И. о. зависит от степени развитости науч. знания. Выделяют И. о., к-рые
 образуются путём
 идеализации эмпирич. представлений об объектах. Однако, как правило, введение И.
 о. связано с
 возможностью теоретич. анализа изучаемых явлений.
 В развитых науч. теориях обычно рассматриваются не отд. И. о. и их свойства, а
 структуры и
 системы И. о. При построении и развёртывании теорий И. о. выступают в контексте
 целостной и
 вместе с тем внутренне дифференцированной теоретич. модели реальности (напр.,
 «идеальный газ» в
 контексте его молекулярно-кинетич. модели). См. также Теория, Эмпирическое и
 теоретическое,
 Абстрактный предмет.
 • Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 543—44; Кузнецов И. В., Избр. труды по
 методологии физики М., 1975, с. 30—31;
 С т с ? и н В. С., Становление науч теории Минск, 1976, с. 21—56; Ш в ы p e в В.
 С., Теоретическое и эмпирическое в
 науч. познании, М., 1978, с. 321—22; 324—54.
 ИДЕАЛИЗМ (франц. idealisme, от греч. ???? — идея), общее обозначение филос.
 учений,
 утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично,
 основоположно, а
 материя, природа, физическое вторично, нроизводно, зависимо, обусловленно. И.
 противостоит
 материализму в решении основного вопроса-философии — об отношении бытия и
 мышления, духов-
 ного и материального как в сфере существования, так
 и Б сфере познания. Хотя И. возник более двух с поло-виной тысячелетий назад,
 термин, как
 обозначение одного из двух лагерей, борющихся в философии, появился лишь в нач.
 18 в. В 17U2
 Лейбниц писал об Эпикуре и Платоне как о самом крупном материалисте и самом
 крупном
 идеалисте. В 1749 франц. материалист Дидро назвал И. «...самой абсурдной из всех
 систем» (Избр.
 соч., т. 1, М.- Л., 1926, с. 28).
 Филос. термин «И.» не следует смешивать с употреб-ляемым в обыдённом языке, в
 повседневных
 рассуждениях на моральные темы словом «идеалист», к-рое происходит от слова
 «идеал» и
 обозначает бескорыстного человека, стремящегося к достижению возвышенных целей.
 В филос.
 смысле И. в этич. области означает отрицание обусловленности морального сознания
 обществ.
 бытием и признание его первичности. Смешение этих понятий нередко использовалось
 идеалистами
 в целях дискредитации филос. материализма.
 При всём фундаментальном единстве идеалистич. лагеря в решении осн. вопроса
 философии внутри
 этого лагеря следует различать две его гл. формы: объек-тивньй и И субъективный.
 Для первого
 характерно признание духовного первоначала вне и независимо от сознания, для
 второго
 неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего
 сознания.
 История, прообраз объективного И. можно усмотреть уже в религиозно-художеств.
 построениях др.-
 инд. упанишад (материальный мир — покрывало майи, за к-рым скрывается истинная
 реальность
 божеств.
 первоначала — брахмана). В концептуальной форме объективный И. получил первое
 законченное
 выражение в философии Платона. В c.-век. философии его представлял схоластич.
 реализм, в новое
 время крупнейшие мыслители — Лейбниц, Шеллинг, Гегель. Субъективный идеализм
 получил
 наиболее яркое выражение в учениях англ. идеалистов 18 в. Беркли и Юма.
 Наличие двух гл. форм И. не исчерпывает многообразия различных вариантов
 идеалистич. филос.
 систем. В пределах этих двух форм в истории философии существовали их вариации,
 определяемые
 тем, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или
 мировая воля
 (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистич. монизм) или множество
 духовных
 первоэлементов (монадология), как разумное логически постигаемое начало
 (идеалистич.
 рационализм), как чувств. многообразие ощущений (идеалистич. эмпиризм,
 сенсуализм,
 феноменализм) или как незакономерное, алогичное «свободное» начало, не могущее
 быть объектом
 науч. понимания (иррационализм).
 Поскольку идеалистич. или материалистич. решения осн. вопроса философии являются
 взаимоисключающими, истинным может быть лишь одно из них. Таковым является
 материалистич.
 решение, что подтверждается историей науки и развитием обществ. практики. Одна-
 ко И. существует
 на протяжении тысячелетий и имеет) свои глубокие социальные и гносеологич.
 корни. Исто-рич.
 истоками И. являются присущий мышлению первобытного человека антропоморфизм,
 одушевление
 всего окружающего мира и рассмотрение его движущих сил по образу и подобию
 человеч. поступков
 как обусловленных сознанием и волей. В дальнейшем гносеологич. истоком И.
 становится сама
 способность абстрактного мышления. Возможность И. дана уже в первой элементарной
 абстракции.
 Образование общих понятий и возрастающая степень абстрагирования — необходимые
 моменты
 прогресса теоретич. мышления. Однако превратное пользование абстракцией влечёт
 за собой

<< Пред.           стр. 102 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу