<< Пред.           стр. 107 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 И. рассматривают
 как формальный аналог логического следования. В случае материальной И. при этом
 оказываются
 верными утверждения: «из ложного высказывания следует любое высказывание» и
 «истинное
 высказывание следует из любого высказывания», называемые парадоксами
 материальной И.
 ИМЯ в логике, выражение естественного или искусственного, формализованного
 языка, обозначаю-
 щее предмет (собственное, или единичное, И.) или класс, множество предметов
 (нарицательное, или
 общее, И.). Обозначаемый (называемый) И. предмет или класс, по терминологии
 традиц. логики, есть
 объём (экстенсионал) понятия, «носящего» это И. В совр. формальной логике,
 придерживаясь
 терминологии Г. Фреге — А. Чёрча, принятой в логич. семантике, этот предмет
 (класс) наз.
 денотатом данного И., или его значением, отличая эту объёмную характеристику И.
 от
 содержательной (интенсиональной), представляющей совокупность характеризующих
 данное И.
 признаков и называемой его смыслом (и н т е н с и о-н а л о м; по традиц. логич.
 терминологии —
 содержанием данного понятия). Формализов. языки строятся обычно так, что денотат
 есть
 однозначная функция смысла (в естеств. языках это условие может и нарушаться),
 но не наоборот (из
 чего и следует необходимость различения этих двух «способов реализации» И.).
 Напр., И. «утренняя
 звезда» и И. «вечерняя звезда» имеют очевидным образом различный смысл
 (фиксирующий время
 нахождения обозначаемого этими И. светила на небосводе), но общий денотат —
 планета Венера.
 См. также Семантика.
 ИНВАРИАНТНОСТЬ (от лат. invarians, род. падеж irivariantis — неизменяющийся),
 свойство нек-
 рых существенных для системы соотношений не меняться при её онредел.
 преобразованиях. Отражая
 неизменное и постоянное в однородных системах (или в состояниях одной и той же
 системы), И.
 выступает как определяющий момент её структуры; в этом смысле структуру
 правомерно
 рассматривать как инвариант системы. Понятие И. используется для обоснования
 универсальности
 категории причинности: причинно-следственная структура нек-рой области мира (т.
 е. набор
 характерных для неё причинно-следственных отношений) инвариантна при
 преобразованиях
 пространственно-временных координат. Фундаментальное значение для науч. познания
 имеют
 принципы сохранения, выражающие идею И. вещей, свойств и отношений природы.
 Молекулярная
 биология исследует инвариант-
 ные, сохраняющиеся при любых изменениях характеристики живых систем. В
 психологии И.
 выражает общность важнейших аспектов ряда восприятий одного и того же объекта
 различными
 познающими субъектами. Составляя объективное содержание этих восприятий, И.
 служит основой
 адекватного отражения сущности объекта.
 Соотношения, действительные для низших (но в то же время и более
 распространённых) форм
 движения материи, выступают в качестве инвариантных для высших форм движения
 (напр., хпмич.
 законы инвариантны для всех биологич. и геологич. систем). Универс. формы
 познания инвариантны
 для специализиров. форм (напр., логич. законы — инвариант для познания
 математич., физич.,
 химич. реальности). Одиако в ряде случаев при переходе на более высокий уровень
 сущ-ностный
 характер И. законов низшего уровня снижается; так, в процессе социальной
 эволюциимн. биологич.
 закономерности (выживание наиболее приспособленного, единство организма со
 средой и т. д.)
 потеряли свой универс. характер и, т. о., утратили И. Понятие И. имеет важное
 значение для
 понимания изоморфизма (см. Изоморфизм и гомоморфизм), гомеостаза и др. общенауч.
 принципов
 и категорий, связанных с исследованием систем и структур. Выделение инвариантных
 отношений
 даёт возможность применения структурного подхода к объекту исследования, а в
 более широком
 плане составляет необходимое условие построения теоретич. знания.
 * Эшби У. Р., Введение в кибернетику, пер. с англ., М., 1959; Александров А. Д.,
 Теория относительности как теория
 абс. пространства-времени, в кн.: Филос. вопросы совр. физики, М., 1959;
 Овчинников ?. ?., Принципы сохранения. М.,
 1966.
 ИНГАРДЕН (Ingarden) Роман (5. 2.1893, Краков,— 15.6.1970, там же), польск.
 философ,
 феноменолог, действит. чл. Польск. АН (1957). Ученик Гуссерля. В 1933—41
 преподавал в
 Львовском, с 1945 — в Ягел-лонском ун-тах. В 1938—48 ред. журн. «Sludia Philo-
 sophica». Развил
 свой вариант феноменологии, отличный от феноменологии Гуссерля. Наибольшую
 известность
 приобрели работы И. в области эстетики. Автор трудов по проблемам теории
 познания, логики и т. н.
 формальной онтологии, а также ряда работ о направлениях совр. бурж. философии
 (феноменологии,
 бергсониан-стве, неопозитивизме).
 • Spur о istnienio swiata, t. 1—2, Warsz., 1961— 622; Dziela iilozoficzne. Z
 badan nad fuozofia. wsDolczesna, Warsz., 1963;
 Studia z estetyki, t. l—2, [Warsz.], 1966; в рус. пер.—Исследования по эстетике,
 М., 1962.
 * ? a p б е p M., Субъективизм и проблема объективного мира (памяти Р. И.),
 «ФН», 1974, М 6; Fenomenologia R.
 Ingarde-na, Warsz., 1972.
 ИНДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. in — приставка, означающая отрицание, и детерминизм),
 филос.
 учение и методологич. позиция, к-рые отрицают либо объективность причинной связи
 (онтологич.
 П.), либо по-знават. ценность причинного объяснения в науке (методологич. И.). В
 истории
 философии, начиная с др.-греч. философии (Сократ) вплоть до наст. времени, И. и
 детерминизм
 выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли
 человека, его
 выбора, проблеме ответственности человека за совершённые поступки. И. трактует
 волю как
 автономную силу, утверждает, что принципы причинности не применимы к объяснению
 человеч.
 выбора и поведения, обвиняет сторонников детерминизма в фатализме. Марксизм
 исходит из того,
 что «детерминизм не только не предполагает фатализма, а, напротив, именно и дает
 почву для
 разумного действования» (Л е-н и н В. П., ПСС, т. 1, с. 440), «...нимало не
 уничтожает ни разума, ни
 совести..., ни оценки... действий» человека (там же, с. 159).
 В совр. бурж. философии получили распространение различные формы И. Так,
 баденская школа
 неокан-
 ИНДЕТЕРМИНИЗМ 205
 тианства ограничивала принцип детерминизма только областью наук о природе и
 отрицала его
 применимость к «наукам о духе» (Виндельбанд, Риккорт). Неопозитивизм, прагматизм
 и
 персонализм пытаются ограничить детерминизм только логич. сферой.
 Проблема И. и детерминизма стала особенно актуальной в связи с развитием совр.
 квантовой физики.
 Было установлено, что принципы классич. детерминизма не пригодны для
 характеристики процессов
 микромира. В связи с этим предпринимались попытки истолкования осн. законов
 квантовой теории в
 духе И. и агностицизма. При этом одна из историч. форм детерминизма, а именно
 механистич.
 детерминизм, отождествлялась с детерминизмом вообще. Трудности в осмыслении
 проблем
 причинности в совр. физике имели своим следствием усиление тенденций к И. в
 совр. бурж.
 философии. Так, Б. Рассел, X. Рейхенбах, Ф. Франк утверждают, что детерминизм
 вообще не имел
 науч. ценности; аксиома причинности, по их мнению, не входит в состав даже
 классич. физики, ибо
 утверждение о причинности не может быть сведено к отношению между наблюдаемыми
 фактами,
 поскольку результаты измерения носят характер вероятностного распределения.
 Выражением И.
 были идеи о «свободе воли» электрона, о том, что единичные микроявления
 управляются телеологич.
 силами и пр.
 Диалектич. материализм, отвергая И., в то же время показывает недостаточность
 прежних
 механистич. представлений о детерминизме и на основе достижений совр. естеств. и
 обществ. наук
 формирует новое обобщённое представление о детерминизме. ИНДИВИД (от лат.
 Individuum —
 неделимое), первоначально — лат. перевод греч. понятия атом (впервые у
 Цицерона), в дальнейшем
 — обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. живое существо,
 особь, отд.
 человек — в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом (в этом
 смысле
 противопоставление И. и общества образует исходный пункт различных концепций
 индивидуализ-
 ма). И., рассматриваемый в его специфич. особенностях, не сводимых к к.-л.
 родовым и всеобщим
 характеристикам,— синоним индивидуальности. ИНДИВИДУАЛИЗМ (франц.
 individualisme), тип
 мировоззрения, сутью к-рого является в конечном счёте абсолютизация позиции отд.
 индивида в его
 противопоставленности обществу, причём не какому-то определ. социальному строю,
 а обществу
 вообще. И. проявляется как в реальной жизненной позиции — в поступках, так и в
 различных
 концепциях — этич., филос., идеологич., политич. и т. п. Концепции И. изображают
 человека как
 изначально несоциальное и даже антисоциальное существо (см. также Эгоизм,
 Анархизм). И. не
 характерен для примитивных, архаич. обществ. где индивиды ещё настолько
 неразвиты и незрелы,
 что непосредственно принадлежат своему социальному целому как несамостоятельные
 его частицы
 (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 46, ч. 1, с. 18). И.
 возникает и упрочивается лишь
 в развитых классово антагонистич. формациях, где почва для него расширяется по
 мере того, как, с
 одной стороны, индивиды обретают самостоятельность, но, с другой — их культурно-
 историч. силы
 получают отчуждённую и безличную форму существования, в противовес их
 непосредственному
 бытию (см. Отчуждение). Таковы частнособственнические, особенно бурж.,
 отношения, к-рые
 Маркс называл «чисто атомистическими» (см. там же, т. 23, с. 103); они порождают
 т. зр.
 изолированного одиночки, создают видимость изначальной обособленности индивида
 от всякого
 социального целого.
 Уже ранние концепции И. возникали как следствие противоречий развития культуры
 в антич.
 обществе
 206 ИНДИВИД
 (киники, киренская школа). Для эпохи Возрождения характерен культ
 индивидуальности,
 переходящий в И.Идеологи Просвещения часто делают своим исходным пунктом
 абстрактного
 индивида. С углублением социальной атомизации в условиях развитого бурж.
 общества
 формируются концепции более резкого и отчётливого И. Так, младогегельянец
 Штирнер («Един-
 ственный и его достояние», рус. пер., в. 1, 1906) провозгласил отречение «Я» от
 всего того, что не
 дано как «моё» (критику см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 3). В условиях
 монополистич.
 капитализма преобладают след. тенденции: 1) на смену претерпевшей кризис
 идеологии либерализма
 и И. приходит антииндивидуализм, связанный с апологией манипуляции людьми со
 стороны бурж.
 социальных институтов, с утверждением «человека организации»; 2) усиливается
 утилитаристское
 отношение к культуре, уход человека от широких проблем обществ. жизни в
 потребительство. На
 почве анархистской и нигилистич. ультралевой «революционности») возникает
 бунтовщический И.
 Марксизм объяснил природу, историч. роль И. и показал пути его преодоления.
 Критикуя И.,
 марксизм не противопоставляет ему безличные обществ. формы, оторванные от
 индивидов, а
 ориентирует на практич. устранение социальной почвы И. и полное гуманизи-рующее
 преобразование индивидами сложного и противоречивого содержания их обществ.
 жизни. Целостное
 развитие самостоят. личности осуществимо лишь вместе с подлинной коллективностью
 и через неё,
 следовательно, лишь с изживанием всех «суррогатов коллективности» (см. там же,
 с. 75). При этом
 условием свободного развития всех является свободное развитие каждого индивида
 (см. там же, т. 4,
 с. 447). Эта идея стала программным положением Коммунистич. партии: «Всё для
 человека».
 Коммунистич. воспитание направлено на полное преодоление пережитков И.
 (стяжательство,
 высокомерие, эгоизм и т. п.), на утверждение всесторонне, целостно развитой
 личности, исполненной
 глубокой ответственности и творч. отношения ко всем аспектам социальной жизни.
 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, одно из направлений глубинной психологии, основанное
 на
 учении австр. психолога А. Адлера. Исходит из концепции Адлера о наличии у
 индивида комплекса
 неполноценности и стремления к его преодолению как гл. источника мотивации. В
 отличие от
 психоанализа, И. п. считает, что в основе социального характера лежит врождённое
 социальное
 чувство (Gemeinschaftsgefuhl), нуждающееся, однако, в воспитании для своего
 полного развития. У
 невротиков и асоциальных элементов (наркоманов и т. п.) это чувство отсутствует,
 заменяясь
 стремлением к неосознанным фиктивным целям. Цель терапии И. п. видит в выявлении
 связанных с
 этим искажений в жизненном стиле пациента. Сам Адлер, принадлежавший к австр.
 социал-демокра-
 тии, видел в И. п. реформистскую программу достижения гармонии в человеке и
 обществе. И. п.
 обращалась к изучению творчества, исходя из своего учения о компенсаторной
 деятельности как
 преодолении био-логич. и социальной неполноценности. И. п. занималась также
 психологией групп с
 выраженным чувством социальной неполноценности (преступники, люмпен-пролетарии и
 т. п.).
 Наибольшее распространение получила в 1920-х гг., особенно в области педагогики
 и психотерапии.
 Позднее И. п. как направление по существу сошла на нет, дав, однако, сильный
 стимул к развитию
 социально-психологич. и групповых методов терапии и социологич. направлений в
 психологии и
 медицине гл. обр. в США (К. Хорни, X. Сал-ливан, Э. Фромм, Ф. Александер и др.).
 • Handbuch der
 Individualpsychologie, Bd 1—2, Munch., 1926; Essays in individual psychology, N.
 ?., 1959.
 ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, неповторимое своеобразие к.-л. явления, отд. существа,
 человека. В
 самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего
 данную единичность в её качеств. отличиях, противопо-ставляется типичному (см.
 Тип) как общему,
 присущему всем элементам данного класса или значительной части их.
 Идея И. в антич. философии была связана прежде всего с разработкой др.-греч.
 атомистами
 Левкиппом и Демокритом понятия атома, или индивида. Начиная с эпохи Возрождения,
 акцентирование И. отд. человека в противоположность традиц. обществ. связям и
 установлениям
 становятся исходной точкой новоевроп. индивидуализма. В философии 17 в. понятие

<< Пред.           стр. 107 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу