<< Пред. стр. 11 (из 449) След. >>
рич. модельВселенной (наглядно иллюстрированную небесным глобусом), от него берут начало
геоцентрич.
гипотеза (см. Геоцентризм) и «теория сфер» в астрономии, связанные с открытием
Южного
небесного полушария, А. создал первую географич. карту (возможно, по
вавилонскому образцу).
Учение А. о происхождении «первых людей» «из животных другого вида» (типа рыб),
при всех
существ, различиях, делает его антич. предшественником Дарвина.
В Фрагменты: DK I, 81—90; lonici. Testimonianze e frammenti, ed. A. Maddalena,
Firenze, 1970; С ? l l i G., La sapienza
greca, V. 2, Mil., 1977, p. 153—205.
* K a h n С h., Anaximander and the origins of Greek cosmology, N.?., 1960;
Classen С. J., Anaximandros, a кн.: RE. Suppl.
12, 1970, col., 30—69 (лит.); Л е б е д е в А. В., TO ???????:
не ?., а Платон и Аристотель, «ВДИ», 1978, № l, с. 39—54, № 2, с. 43—58; его же,
Геометрич. стиль и космология А., в
кн.: Культура и иск-во антич. мира, М., 1980, с. 100—24.
АНАКСИМЕН (??????????) из Милета (2-я пол. 6 в. до н. э.), др.-греч. философ,
третий и последний
представитель т. н. милетской школы. В единственном (не дошедшем до нас) соч.
развил строго
монистич. концепцию, согласно к-рой все вещи возникли из воздуха и представляют
собой его
модификации («порождения»), образующиеся путём его сгущения или разрежения.
Другие
изменчивые свойства вещей (напр., тепло и холод) являются производными от этого
осн. процесса. В
космогонич. учении А. в результате сгущения воздуха (наглядно сопоставляемого с
валянием
шерсти) первой возникла очень плоская («столообразная») Земля, к-рая висит в
воздухе как бы
«оседлав» его. Затем образуются моря, облака и др. вещи. Небесные светила
возникают из земных
испарений, к-рые, поднимаясь вверх и разрежаясь, приобретают огненную природу.
Неподвижные
звёзды вбиты в твёрдый небосвод подобно гвоздям, другие (планеты?), а также
Солнце и Луна
плавают в воздухе, подобно огненным листьям. «Беспредельный» воздух у А.—
источник дыхания и
жизни, весь мир окружён и сдерживается воздухом, подобно тому, как тело
сдерживается душой. А.
широко пользовался методом аналогий.
• Фрагменты: DK I, 90—96.
• Рожанский И. Д., Развитие естествознания в эпоху античности, М., 1979; G u t h
г 1 е W. К. С., A
history of Greek philosophy, v. l, Camb., 1971; K i r k G. S., R a v e n J. E.,
The presocratic philosophers,
Camb., 1957, p. 143—62.
АНАЛИЗ (от греч. ???????? — разложение, расчленение), процедура мысленного, а
часто также и
реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета
(предметов) или отношения
между предметами на части (признаки, свойства, отношения); процедурой, обратной
А., является
синтез, с к-рым А. часто сочетается в практич. или познават. деятельности.
Процедуры А. входят
органич. составной частью во всякое науч. исследование и обычно образуют его
первую стадию,
когда исследователь переходит от нерасчленённого описания изучаемого объекта к
выявлению его
строения, состава, а также его свойств, признаков. Как познават. процесс А.
изучается психологией, а
также теорией познания и методологией науки.
А. присутствует уже на чувств, ступени познания и, в частности, включается в
процессы ощущения и
восприятия; в своих более простых формах он присущ животным. Однако аналитико-
синтетич.
деятельность даже высших животных непосредственно включена в их внеш. действия.
У человека к
чувств.-наглядным формам А. присоединяется высшая форма А.— мыслительный, или
абстрактно-
логич., А., к-рый возник вместе с навыками материально-практич. расчленения
предметов в процессе
труда; постепенно человек овладел способностью предварять материально-практич.
А. мыс-
лительным.
Существует неск. видов А. как приёма науч. мышления. Мысленное (а часто, напр, в
эксперименте, и
реальное) расчленение целого на части, выявляющее строение (структуру) целого,
предполагает не
только фиксацию частей, из к-рых состоит целое, но и установление отношений
между частями. При
этом особое значение имеет случай, когда анализируемый предмет рассматривается
как
представитель нек-рого класса предметов: здесь А. служит установлению одинаковой
(с т. зр. нек-
рых отношений) структуры предметов класса, что позволяет переносить знание,
полученное при
изучении одних предметов, на другие. Др. видом А. является А. общих свойств
предметов и
отношений между предметами, когда свойство или отношение расчленяется на
составляющие
свойства или отношения. В результате А. общих свойств и отношений понятия о них
сводятся к
более общим и простым понятиям. Видом А. является также разделение классов
(множеств) пред-
метов на подклассы (такого рода А. наз. классификацией).
Описанному смыслу понятия А. родственно более спец. понятие формально-логич. А.—
уточнение
логич. формы (строения, структуры) рассуждения, осуществляемое средствами совр.
формальной
логики. Такое уточнение может касаться как рассуждений (логич. выводов,
доказательств,
умозаключений и т. п.) и их составных частей (понятий, терминов, предложений),
так и отд. областей
знания. Наиболее развитой формой логич. А. содержат, областей знания, содержат,
понятий и
способов рассуждения является построение формальных систем, интерпретируемых на
этих областях
или с помощью данных понятий,— т. н. формализованных языков.
• Мама ? д а ш в и л и М. К., Процессы А. и синтеза, «ВФ», 1958, № 2; Проблемы
мышления в совр. науке, М., 1964; Г о
?с к и й Д. П., Проблемы общей методологии наук и диалектич. логики, М., 1966.
АНАЛИТИКА (от греч. ??????????— аналитический, от ???????? — разложение,
расчленение),
исследование начал, элементарных принципов, в силу к-рых рассуждение принимает
доказательный
характер. В этом значении термин «А.» был введён Аристотелем как назв. раздела
логич. науки. В
«Топике» и «Второй Аналитике» логика (или в широком смысле слова диалектика)
выступает как
учение о словесном выражении, т. е. рассуждении вообще, тогда как А.
ограничивается строгими
силлогистич., т. е. доказательными, рассуждениями. У Канта смысл термина
изменяется: А. есть
часть его трансцендентальной философии, излагающая начала рассудочного знания,
при этом А.
толкуется как расчленение самой способности рассудка, т. е. как гносеология,
анализ рассудочного
познания.
• Аристотель, Аналитики, пер. с греч., Соч., т. 2, М., 1978; А х м а н о в А.
С., Логич. учение Аристотеля, [М., 1960], с.
82—84; Кант И., Критика чистого разума, Соч., т. 3, М.,
1964. с. 159—65; его же, Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей
появиться как наука, Соч., т. 4, ч. 1,М.,
1965. с. 89—91; Асмус В. Ф., Антич. философия, ?., 19762, гл. 5, § 8.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, направление бурж. философии 20 в., к-рое сводит
философию к анализу употребления языковых средств и выражений, толкуемому как
подлинный
источник постановки филос. проблем. Этот анализ рассматривается в А. ф. в
качестве единственно
правомерного метода филос. исследования и направлен на то, чтобы выявить
действит. ситуации
употребления языковых средств, порождающие филос. проблемы. Его цель состоит в
том, чтобы
показать, что не существует реальных филос. проблем, а соответств. проблема,
выступающая как
философская, является либо псевдопроблемой, либо носит логико-лингвистич.
характер, либо
предполагает конкретное содержат, исследование. Отрицая, т.о., правомерность
философии как
самостоят, вида познават. деятельности и рассматривая свою задачу как своего
рода разоблачение и
преодоление самостоятельности философии, А. ф. выражает тенденцию неопозитивизма
в совр.
философии. А. ф. получила распространение гл. обр. в США и Великобритании; отд.
представители и
группы А. ф. имеются в скандинавских странах и Австралии.
Внутри А. ф. можно выделить два направления: логического анализа философию, к-
рая в качестве
средства анализа применяет аппарат совр. математич. логики, и лингвистическую
философию,
отвергающую логич. формализацию как осн. метод анализа и занимающуюся
исследованием типов
употребления выражений в естеств., обыденном языке, в т. ч. когда он применяется
при
формулировке филос. понятий. Единые в своих претензиях на совершение
позитивистской
«революции в философии», оба эти течения выражают, однако, различные
умонастроения: в то время
как философия ло-
АНАЛИТИЧЕСКАЯ 23
гич. анализа считает себя философией науки и представляет линию сциентизма в
совр. бурж.
философии, сторонники философии лингвистич. анализа выступают против к.-л.
культа науч. знания
и отстаивают «естественное» отношение к миру, выраженное в обыденном языке.
Понятие анализа, принятое в А. ф., появилось в бурж. философии 20 в. у Рассела и
Мура как определ.
метод разработки филос. проблематики в противоположность спекулятивному
системосозиданию,
характерному, в частности, для абс. идеализма Ф. Брэдли и Б. Бозанкета. Большую
роль в
формировании исходных установок А. ф. сыграл «Логико-филос. трактат»
Витгенштейна,
оказавший значит, влияние на формирование логического позитивизма. Хотя
последний и можно
рассматривать как форму А. ф., сами его представители не считали анализ
самоцелью, а
использовали его как средство реализации программы общенауч. синтеза в т. н.
унифициров, науке.
Само понятие «А. ф.» получает распространение только после 2-й мировой войны,
охватывая
различные течения бурж. философии, предметом анализа к-рых были языковые
средства науки,
обыденного языка и самой философии. Распространение термина «А. ф.»,
вытесняющего термин
«неопозитивизм», связано в основном с неудачами реализации программы
неопозитивизма, с
невозможностью упразднить классич. филос. проблематику, осуществить
всеохватывающий анализ
«языка науки» на основе непозитивистских принципов, полностью «де-
идеологизировать»
философию. Для А. ф. характерна тенденция, сохранив идею анализа как
«антиметафизики»,
максимально освободиться от к.-л. содержат, предпосылок филос. характера, в т.
ч. от гносеологич.
постулатов раннего неопозитивизма (напр., принципа верификации), рассматривать
анализ как
чистую технику и не ограничивать его к.-л. формами, связанными с определ.
концепциями знания.
Тем самым совр. А. ф. приходит либо к полной ликвидации себя как философии,
подмене филос.
исследования логико-лингвис-тич., логико-семантич. анализом, либо к возвращению
в
завуалированной форме к проблемам филос. характера. При этом для совр. А. ф.
характерно
стремление сочетать анализ с идеалистич. филос. концепциями, которые традиционно
считались
антитезой неопозитивизма.
• Бегиашвили А. Ф., Метод анализа в совр. бурж. философии, Тб., 1960; Геллнер
Э., Слова и вещи, пер. [с англ.], М.,
1962; X и л л Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, ч. 5; К о з
л о в а М. С., Философия и язык, М., 1972;
Бурж. философия 20 в., М., 1974; Совр. бурж. философия, М., 1978, гл. 2; P a p
A., Elements of analytic philosophy, ?. ?.,
1949; The revolution in philosophy, with an introd. by G. Ryle, L., 1956; Urmson
J. O., Philosophical analysis, Oxf., 1956;
Classics of analytic philosophy, ed. by R. Ammerman, N. Y., 1965.
АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ, разделение суждений (утверждений,
предложений) в зависимости от способа установления их истинности; аналитическими
наз. такие
суждения, истинность к-рых устанавливается путём чисто логич. анализа (терминов,
элементарных
высказываний), синтетическими наз. такие, истинность к-рых обосновывается
посредством
обращения к внеш. информации, к знаниям о внелогич. действительности.
Разделение на А. и с. с. намечается уже у Лейбница, различавшего «истины разума»
и «истины
факта», а также у Юма, разграничившего «отношение идей» и «положение дел». Явную
формулировку этого разделения и сами термины «А. и с. с.» дал Кант по отношению
к суждениям с
субъектно-предикатной структурой (см. Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965, с. 80).
Синтетич. суждения, по
Канту, могут быть как апостериорными, так и априорными (см. Апостериори и
априори).
Противопоставив свою позицию Канту, логич. позитивисты отож-
24 АНАЛИТИЧЕСКИЕ
дествили класс синтетич. истин с классом эмпирич. «предложений наблюдения», а
аналитические
истолковали на основе конвенционально устанавливаемых правил языка (не
содержащих знания о
мире).
В совр. логике и методологии науки, использующих идеи логич. семантики,
аналитичность
понимается как возможность обоснования утверждений при помощи лишь исходных
семантич.
правил данного языка, а синтетичность предполагает обращение к внеязыко-вым
факторам. При этом
аналитичность связана с исходными предпосылками рассмотрения мира,
постулируемого семантикой
данного языка, а синтетичность — с возможностью выражения в рамках семантики
данного языка
нового знания, порождённого освоением внеш. информации о мире. Т. о., различение
аналитичности
и синтетичности фиксирует реальную методологич. проблему — выделение исходных
оснований
построения языков науки и той эмпирич. информации, к-рая в них используется.
* Витгенштейн Л., Логико-филос. трактат, пер. с нем., М., 1958; К а р н a n Р.,
Филос. основания физики, пер. с англ.,
[М., 1971]; Ш в ы ? ё в В. С., Теоретическое и эмпирическое в науч. познании,
М., 1978, гл. 1, § 3, гл. 2, § 5.
АНАЛОГИЯ (греч. ???????? — соответствие, сходство), 1) сходство предметов
(явлений, процессов
и т. д.) в к.-л. свойствах. При умозаключении по А. знание, полученное из
рассмотрения к.-л. объекта
(«модели»), переносится на другой, менее изученный (менее доступный для
исследования, менее
наглядный и т. п.) в к.-л. смысле объект. По отношению к конкретным объектам
заключения,
получаемые по А., носят, как правило, лишь правдоподобный характер; они являются
одним из
источников науч. гипотез, индуктивных рассуждений (см. Индукция) и играют важную
роль в науч.
открытиях. Если же выводы по А. относятся к абстрактным объектам, то они при
определ. условиях
(в частности, при установлении между ними отношений изоморфизма или
гомоморфизма; см.
Изоморфизм и гомоморфизм) могут давать и достоверные заключения. См. также
Моделирование.
2) Аналогия сущего, аналогия бытия (лат. analogia entis), один из принципов
католич. схоластики,
получил особое развитие в неосхоластике (Пшивара и др.); обосновывает
возможность познания —
путём А.— бытия бога из бытия сотворённого им мира, несмотря на принципиальное
различие их
природ.
АНАМНЕСИС (греч. ????????? — припоминание), термин платоновской философии,