<< Пред.           стр. 112 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 373). Началом объединения рабочего класса стал 1-й Интернационал, к-рый «...
 заложил фундамент
 международной организации рабочих для подготовки их революционного натиска на
 капитал»
 (Ленин В. И., ПСС, т. 38, с. 302). Дело интернац. сплочения мирового
 пролетариата было продолжено
 2-м Интернационалом. Вместе с тем его крах, наступивший после начала 1-й мировой
 войны в
 результате шовинистич. политики его оппортунистич. лидеров, показал, как
 неизбежно наказывается
 измена пролет. И.
 И. получил развитие в деятельности ленинской партии, выступившей инициатором
 создания 3-го,
 Ком-мунистич. Интернационала. После ???. революции 1917 В. И. Ленин открыл новые
 формы И.
 «Мы, действительно, выступаем теперь не только как представители пролетариев
 всех стран, но и как
 представители угнетенных народов», — говорил он и одобрил лозунг: «Пролетарии
 всех стран и
 угнетенные народы, соединяйтесь!» (там же, т. 42, с. 71).
 С победой социализма И. становится И. социалистическим и охватывает все сферы
 взаимоотношений
 со-циалистич. стран и наций. Объективными основами со-циалистич. И. являются
 социалистич.
 образ жизни, общность интересов и целей трудящихся различных национальностей в
 деле
 строительства нового общества. Социалистич. И. — это новый тип межнац.
 отношений,
 складывающийся и развивающийся на основе дружбы, равноправия, взаимоуважения,
 всестороннего
 братского сотрудничества, политич., экономия.,
 воен. и культурной взаимопомощи наций и народностей, ставших на путь социализма.
 Социалистич.
 И. способствует расцвету и сближению наций, совпадает с социалистич.
 патриотизмом и
 противоположен космополитизму, нац. нигилизму.
 Объективность основ И. не означает, однако, что люди становятся
 интернационалистами стихийно.
 Коммунисты считают своей первостепенной обязанностью воспитывать трудящихся в
 духе
 интернационализма и социалистического патриотизма, непримиримости к любым
 проявлениям
 национализма и шовинизма. Интернациональное воспитание трудящихся — важнейшая
 составная
 часть коммунистического воспитания. Идейной основой И. является марксизм-
 ленинизм. И.
 несовместим с национализмом. «Буржуазный национализм и пролетарский
 интернационализм — вот
 два непримиримо-враждебных лозунга, соответствующие двум великим классовым
 лагерям всего ка-
 питалистического мира и выражающие две политики (более того, два миросозерцания)
 в националь-
 ном вопросе» (Ленин В. И., ПСС, т. 24, с. 123). Ленин словесному И.
 противопоставлял И. на деле, И.
 цельный, действенный, обеспечивающий беззаветную работу над развитием
 революционной борьбы
 в своей стране и всестороннюю поддержку такой же борьбы во всех странах. И. на
 деле можно
 осуществить под руководством класса, осознающего международный характер условий
 своей жизни,
 борьбы и освобождения, а потому и наиболее заинтересованного в интернац.
 сплочении всех
 трудящихся и способного возглавить этот процесс. Такой гл. революц. силой,
 объединяющей все
 освободит. течения современности, выступает рабочий класс. И. по охвату
 социальных классов и
 слоев непрерывно обогащается в ходе развития мирового революционного процесса.
 Возникают
 новые формы проявления И., новые задачи, которые он решает.
 Опыт показывает, что правый оппортунизм и «левый» ревизионизм, проводящие в
 теории и политике
 национализм и шовинистич. гегемонизм, представляют большую опасность, особенно
 если на
 определ. этапе из уклона отд. лиц и групп они превращаются в основу политики
 правящей партии.
 Именно в подобных случаях И. становится словесным, сводится на деле к
 национализму. Это может
 привести к деформации социализма в данной стране и ослабить тем самым позиции
 мирового
 социализма.
 И. в совр. эпоху предполагает борьбу как против абсолютизации нац. особенностей,
 так и против их
 игнорирования; использование вклада каждой нации в обществ. прогресс, решение
 нац. и интернац.
 задач в единстве. Развитие содружества социалистич. стран, борьба прогрессивных
 сил мира против
 империализма показывают, что все крупные нац. проблемы успешно решаются
 интернац. усилиями.
 И. — важнейшее условие борьбы против воен. опасности и войны, развития мирового
 революц.
 процесса, эффективного строительства социализма и коммунизма. * см. к статьям
 Нация,
 Национальный вопрос.
  С. Т. Калтахчян.
 ИНТЕРПОЛЯЦИЯ (от лат. interpolatio — изменение, подновление), 1) нахождение
 промежуточных
 значений по ряду логич. или статистич. данных. Применяется при анализе,
 диагнозе, прогнозе.
 Классич. пример — открытие новых элементов по периодич. системе Д. И.
 Менделеева. См. также
 Экстраполяция. 2) Вставка в первонач. текст, не принадлежащая автору (особенно
 часто встречалась
 в «священных книгах» древности у разных народов). ИНТЕРПРЕТАЦИЯ [от лат.
 interpretatio —
 разъяснение, (ис)толкование] научная и в логике, совокупность значений
 (смыслов), придаваемых к.-
 л. образом элементам нек-рой теории (выражениям, формулам и отд. -символам);
 каждое такое
 значение также наз. И. данного выражения, формулы или символа.
 Понятие И. играет важную роль в теории познания, характеризуя соотношение науч.
 теорий и
 областей объективного мира.
 В содержат. естеств.-науч. и математич. теориях всегда подразумевается нек-рая
 И.: такие теории ис-
 пользуют лишь осмысленный выражения, т. е. смысл каждого выражения
 предполагается с самого
 начала известным. Однако интерпретирующая (разъяснительная) функция таких И.
 неизбежно
 ограничена. В общем случае понятия и предложения естеств.-науч. теорий
 интерпретируются
 посредством образов сознания, совокупность к-рых должна быть адекватна,
 изоморфна (см.
 Изоморфизм и гомоморфизм) интерпретируемой теории относительно описываемых
 свойств
 объектов и отношений между ними. Отношение между реальными объектами и их
 образами, всегда
 приблизительное и неполное, может претендовать лишь на гомоморфизм. Отношение
 между
 интерпретируемой теорией и её И. не взаимно-однозначно: кроме «естественной» И.
 (для
 формализованного описания которой данная теория строилась), у теории могут быть
 и др. И., как
 изоморфные первой, так и не изоморфные ей; и наоборот, одна и та же область
 физических явлений
 может описываться различными теориями, то есть служить их И.
 И. теоретич. построений развитых областей науч. знания носит, как правило,
 опосредованный харак-
 тер и включает в себя многоступенчатые, иерархич. системы промежуточных И. Связь
 начального и
 конечного звеньев таких иерархий обеспечивается тем, что интерпретация
 интерпретаций к.-л.
 теории даёт и непосредственную её И. Т. о., И. есть инструмент науч.
 моделирования (см. также
 Модель). Многочисл. примеры того, как две или более науч. теории могут служить
 И. друг для друга,
 дают математика и логика. В математике интерпретируемость различных систем
 аксиом с помощью
 др. аксиоматич. теорий служит традиц. средством установления их относит.
 непротиворечивости
 (начиная с доказательств непротиворечивости неевклидовой геометрии Лобачевского
 — Бойаи
 посредством её И. в терминах обычной геометрии Евклида). Эта функция понятия И.
 особенно важна
 для математич. логики, различные аксиоматич., алгебро-логич. и др. системы к-рой
 многообразными
 и сложными путями интерпретируются в терминах друг друга. Благодаря той или иной
 И. чисто
 формальные, синтаксические (см. Синтаксис) системы математич. логики становятся
 формализованными языками, описывающими различные системы содержательно
 понимаемой
 логики. В частности, различным системам логики высказываний и логики предикатов
 могут
 соответствовать различные И. (см. Интуиционизм, Конструктивное направление,
 Формализм)
 употребляемых в них логических операций и кванторов. * см. к статьям
 Аксиоматический метод,
 Модель, Семиотика.
 ИНТРОВЕРТИВНЫЙ (от лат. intro — внутрь и verto — поворачиваю, обращаю),
 обращённый
 внутрь; психологич. характеристика личности, направленной на внутр. мир мыслей,
 переживаний и т.
 п., самоуглублённой. Понятие введено К. Г. Юнгом. См. Экстра-вертивный.
 ИНТРОЕКЦИЯ (от лат. intro — внутрь и jacio — бросаю, кладу), 1) в теории
 познания — введённое
 Авенариусом понятие о недопустимом, с его т. зр., вкладывании образов
 воспринимаемых объектов в
 сознание индивида. Это проистекает у Авенариуса из недопустимости, по его
 мнению, разделения
 идеального и реального вообще, т. к. основой своей философии он делает понятие
 опыта, растворяя в
 нём противоположность Духовного и материального и пытаясь, т. о., опровергнуть
 материализм
 вообще. Критика этих понятий опыта и И. дана В. И. Лениным в работе «Материализм
 и
 ИНТРОЕКЦИЯ 215
 эмпириокритицизм» (см. ПСС, т. 18). 2) В психологии — включение индивидом в свой
 внутр. мир
 воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок др. лю-дей, что является основой
 идентификации. Противоположностью И. является проекция. В глубинную психологию
 понятие И.
 было введено венг. психоаналитиком Ш. Ференци; И. рассматривается здесь как
 психология,
 механизм, играющий важную роль в процессе формирования «сверх-Я», совести и др.
 ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, одно из ведущих направлений в психологии кон. 19 —
 нач. 20 вв., положившее в основу психологич. исследования метод самонаблюдения
 (интроспекции).
 Гл. представители — Вундт и Титченер. В развитой ими концепции «аналитич.
 интроспекции»
 собственно самонаблюдение как наблюдение, осуществляемое в условиях психологич.
 эксперимента
 и удовлетворяющее осн. принципам науч. метода, было противопоставлено «внутр.
 восприятию»,
 протекающему в естеств. условиях (Вундт, 1888). С др. стороны, самонаблюдению,
 проходящему при
 наивной, обыденной установке наблюдателя, противопоставлялось наблюдение при
 особой
 «психологич.» установке («интроспекция» в узком смысле, Титченер, 1912),
 позволяющей
 непосредственно постигать само переживание в его психологич. реальности. При
 этом в силу
 сенсуализма и атомизма вундтовско-титченеровской концепции психологически
 реальным
 признавалось только то, что могло быть описано в терминах осн. элементов
 сознания (ощущения,
 представления, чувства) и их атрибутов (качества, интенсивности и т. д.). Всё,
 что не укладывалось в
 эту жёсткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как
 «ошибка стимула»
 (Титченер).
 Кризис «аналитич. интроспекции» наметился уже после работ вюрцбургской школы. Но
 коренному
 пересмотру её положения подверглись в гештальтпсихо-логии. Возникла
 необходимость заменить
 расчленяющую «аналитич.» установку наблюдателя на естественную,
 «феноменологическую»,
 предполагающую свободное и непредвзятое описание характера переживаемого во всей
 полноте и
 конкретности способов, к-рыми оно обнаруживает себя наблюдателю. Как самостоят.
 направление И.
 п. перестала существовать к нач. 20-х гг. 20 в.
 • Ярошевский М. Г., История психологии, M., 19762; см. также лит. к ст.
 Самонаблюдение.
 ИНТРОСПЕКЦИЯ (от лат. introspecto — смотрю внутрь), в широком смысле — то же,
 что
 самонаблюдение; в более узком, спец. смысле — то же, что аналитич. «И.», (см.
 Интроспективная
 психология). ИНТУИТИВИЗМ, идеалистич. течение в философии, усматривающее в
 интуиции
 единственно достоверное средство познания. Хотя интуитивистские тенденции
 присущи мн.
 философам и филос. направлениям прошлого, как специфич. течение И. возникает на
 рубеже 19—20
 вв. и представляет собой, в частности, своеобразную реакцию на распространение
 рассудочного
 мышления и сциентизм. Будучи разновидностью иррационализма, И. противоположен
 диалектическому материализму.
 Для И. характерно противопоставление интуиции и интеллекта. Вместе с тем нек-рые
 сторонники И.
 пытаются сочетать интеллектуальное познание с интуицией (рус. философы Н. О.
 Лосский, С. Л.
 Франк, Е. Н. Трубецкой, франц. неотомисты Жильсон, Мари-тен и др., отчасти
 Гуссерль и
 феноменологич. школа — Шелер, Н. Гартман и др.). Бергсон противопоставляет
 интуицию
 дискурсивному, логич. мышлению, рациональному знанию, истолковывая её как
 непосредств.
 слияние субъекта с объектом, преодоление противоположности между ними. В
 биологич. вариантах
 фидо-
 216 ИНТРОСПЕКТИВНАЯ
 софии жизни (напр., у Клагеса) И. сближается с инстинктом, дающим непосредств.
 знание предмета.
 Мотивы И. свойственны также представителям экзистенциализма (напр., Марсель), к-
 рьте стремятся
 выйти за пределы непосредств. чувств. опыта и предлагают философии опереться на
 опыт особого
 рода — духовный (в частности, религиозный, мистический) «опыт». См. также
 Интуиция.
 ИНТУИЦИОНИЗМ, направление в основаниях математики и логики, признающее главным и
 единственным критерием правомерности методов и результатов этих наук их
 интуитивную —
 наглядно-содержат. убедительность («интуицию»). И. отвергает использование в
 математике и
 логике идеи актуальной бесконечности (см. Абстракция актуальной бесконечности) и
 взгляд на
 логику как на науку, «предшествующую» математике. Гл. объектом интуиционистской
 критики стал
 широко используемый в классич. математике исключённого третьего принцип. Идеи
 И..,
 высказывавшиеся ещё нем. математиком Л. Кронекером и А. Пуанкаре, в явном виде
 были
 сформулированы в нач. 20 в. голл. учёным Л. Э. Я. Брауэром и развиты Г. Вейлем
 (Германия) и ?.
 Гейтингом (Нидерланды). Гл. причину парадоксов (противоречий, антиномий)
 классич. математики и
 логики И. усматривает в представлении, что математику можно «обосновать» какими
 бы то ни было
 логич. средствами. С т. зр. И. математику надлежит строить исключительно
 посредством тех её
 средств (удовлетворяющих, в частности, требованию эффективности,
 конструктивности получаемых
 с их помощью абстрактных понятий), интуитивная убедительность (в случае
 доказательств и
 выводов) или интуитивная ясность (в случае конструкций, построений) к-рых не
 вызывает никаких
 сомнений. Для И. понятия «доказательство» и «построение» (как и понятие
 «интуиция») не могут
 быть охвачены к.-л. одним «точным» определением. Поэтому никакая система
 интуиционистски
 приемлемых правил рассуждений, умозаключений и доказательств не может и не

<< Пред.           стр. 112 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу