<< Пред. стр. 112 (из 449) След. >>
373). Началом объединения рабочего класса стал 1-й Интернационал, к-рый «...заложил фундамент
международной организации рабочих для подготовки их революционного натиска на
капитал»
(Ленин В. И., ПСС, т. 38, с. 302). Дело интернац. сплочения мирового
пролетариата было продолжено
2-м Интернационалом. Вместе с тем его крах, наступивший после начала 1-й мировой
войны в
результате шовинистич. политики его оппортунистич. лидеров, показал, как
неизбежно наказывается
измена пролет. И.
И. получил развитие в деятельности ленинской партии, выступившей инициатором
создания 3-го,
Ком-мунистич. Интернационала. После ???. революции 1917 В. И. Ленин открыл новые
формы И.
«Мы, действительно, выступаем теперь не только как представители пролетариев
всех стран, но и как
представители угнетенных народов», — говорил он и одобрил лозунг: «Пролетарии
всех стран и
угнетенные народы, соединяйтесь!» (там же, т. 42, с. 71).
С победой социализма И. становится И. социалистическим и охватывает все сферы
взаимоотношений
со-циалистич. стран и наций. Объективными основами со-циалистич. И. являются
социалистич.
образ жизни, общность интересов и целей трудящихся различных национальностей в
деле
строительства нового общества. Социалистич. И. — это новый тип межнац.
отношений,
складывающийся и развивающийся на основе дружбы, равноправия, взаимоуважения,
всестороннего
братского сотрудничества, политич., экономия.,
воен. и культурной взаимопомощи наций и народностей, ставших на путь социализма.
Социалистич.
И. способствует расцвету и сближению наций, совпадает с социалистич.
патриотизмом и
противоположен космополитизму, нац. нигилизму.
Объективность основ И. не означает, однако, что люди становятся
интернационалистами стихийно.
Коммунисты считают своей первостепенной обязанностью воспитывать трудящихся в
духе
интернационализма и социалистического патриотизма, непримиримости к любым
проявлениям
национализма и шовинизма. Интернациональное воспитание трудящихся — важнейшая
составная
часть коммунистического воспитания. Идейной основой И. является марксизм-
ленинизм. И.
несовместим с национализмом. «Буржуазный национализм и пролетарский
интернационализм — вот
два непримиримо-враждебных лозунга, соответствующие двум великим классовым
лагерям всего ка-
питалистического мира и выражающие две политики (более того, два миросозерцания)
в националь-
ном вопросе» (Ленин В. И., ПСС, т. 24, с. 123). Ленин словесному И.
противопоставлял И. на деле, И.
цельный, действенный, обеспечивающий беззаветную работу над развитием
революционной борьбы
в своей стране и всестороннюю поддержку такой же борьбы во всех странах. И. на
деле можно
осуществить под руководством класса, осознающего международный характер условий
своей жизни,
борьбы и освобождения, а потому и наиболее заинтересованного в интернац.
сплочении всех
трудящихся и способного возглавить этот процесс. Такой гл. революц. силой,
объединяющей все
освободит. течения современности, выступает рабочий класс. И. по охвату
социальных классов и
слоев непрерывно обогащается в ходе развития мирового революционного процесса.
Возникают
новые формы проявления И., новые задачи, которые он решает.
Опыт показывает, что правый оппортунизм и «левый» ревизионизм, проводящие в
теории и политике
национализм и шовинистич. гегемонизм, представляют большую опасность, особенно
если на
определ. этапе из уклона отд. лиц и групп они превращаются в основу политики
правящей партии.
Именно в подобных случаях И. становится словесным, сводится на деле к
национализму. Это может
привести к деформации социализма в данной стране и ослабить тем самым позиции
мирового
социализма.
И. в совр. эпоху предполагает борьбу как против абсолютизации нац. особенностей,
так и против их
игнорирования; использование вклада каждой нации в обществ. прогресс, решение
нац. и интернац.
задач в единстве. Развитие содружества социалистич. стран, борьба прогрессивных
сил мира против
империализма показывают, что все крупные нац. проблемы успешно решаются
интернац. усилиями.
И. — важнейшее условие борьбы против воен. опасности и войны, развития мирового
революц.
процесса, эффективного строительства социализма и коммунизма. * см. к статьям
Нация,
Национальный вопрос.
С. Т. Калтахчян.
ИНТЕРПОЛЯЦИЯ (от лат. interpolatio — изменение, подновление), 1) нахождение
промежуточных
значений по ряду логич. или статистич. данных. Применяется при анализе,
диагнозе, прогнозе.
Классич. пример — открытие новых элементов по периодич. системе Д. И.
Менделеева. См. также
Экстраполяция. 2) Вставка в первонач. текст, не принадлежащая автору (особенно
часто встречалась
в «священных книгах» древности у разных народов). ИНТЕРПРЕТАЦИЯ [от лат.
interpretatio —
разъяснение, (ис)толкование] научная и в логике, совокупность значений
(смыслов), придаваемых к.-
л. образом элементам нек-рой теории (выражениям, формулам и отд. -символам);
каждое такое
значение также наз. И. данного выражения, формулы или символа.
Понятие И. играет важную роль в теории познания, характеризуя соотношение науч.
теорий и
областей объективного мира.
В содержат. естеств.-науч. и математич. теориях всегда подразумевается нек-рая
И.: такие теории ис-
пользуют лишь осмысленный выражения, т. е. смысл каждого выражения
предполагается с самого
начала известным. Однако интерпретирующая (разъяснительная) функция таких И.
неизбежно
ограничена. В общем случае понятия и предложения естеств.-науч. теорий
интерпретируются
посредством образов сознания, совокупность к-рых должна быть адекватна,
изоморфна (см.
Изоморфизм и гомоморфизм) интерпретируемой теории относительно описываемых
свойств
объектов и отношений между ними. Отношение между реальными объектами и их
образами, всегда
приблизительное и неполное, может претендовать лишь на гомоморфизм. Отношение
между
интерпретируемой теорией и её И. не взаимно-однозначно: кроме «естественной» И.
(для
формализованного описания которой данная теория строилась), у теории могут быть
и др. И., как
изоморфные первой, так и не изоморфные ей; и наоборот, одна и та же область
физических явлений
может описываться различными теориями, то есть служить их И.
И. теоретич. построений развитых областей науч. знания носит, как правило,
опосредованный харак-
тер и включает в себя многоступенчатые, иерархич. системы промежуточных И. Связь
начального и
конечного звеньев таких иерархий обеспечивается тем, что интерпретация
интерпретаций к.-л.
теории даёт и непосредственную её И. Т. о., И. есть инструмент науч.
моделирования (см. также
Модель). Многочисл. примеры того, как две или более науч. теории могут служить
И. друг для друга,
дают математика и логика. В математике интерпретируемость различных систем
аксиом с помощью
др. аксиоматич. теорий служит традиц. средством установления их относит.
непротиворечивости
(начиная с доказательств непротиворечивости неевклидовой геометрии Лобачевского
— Бойаи
посредством её И. в терминах обычной геометрии Евклида). Эта функция понятия И.
особенно важна
для математич. логики, различные аксиоматич., алгебро-логич. и др. системы к-рой
многообразными
и сложными путями интерпретируются в терминах друг друга. Благодаря той или иной
И. чисто
формальные, синтаксические (см. Синтаксис) системы математич. логики становятся
формализованными языками, описывающими различные системы содержательно
понимаемой
логики. В частности, различным системам логики высказываний и логики предикатов
могут
соответствовать различные И. (см. Интуиционизм, Конструктивное направление,
Формализм)
употребляемых в них логических операций и кванторов. * см. к статьям
Аксиоматический метод,
Модель, Семиотика.
ИНТРОВЕРТИВНЫЙ (от лат. intro — внутрь и verto — поворачиваю, обращаю),
обращённый
внутрь; психологич. характеристика личности, направленной на внутр. мир мыслей,
переживаний и т.
п., самоуглублённой. Понятие введено К. Г. Юнгом. См. Экстра-вертивный.
ИНТРОЕКЦИЯ (от лат. intro — внутрь и jacio — бросаю, кладу), 1) в теории
познания — введённое
Авенариусом понятие о недопустимом, с его т. зр., вкладывании образов
воспринимаемых объектов в
сознание индивида. Это проистекает у Авенариуса из недопустимости, по его
мнению, разделения
идеального и реального вообще, т. к. основой своей философии он делает понятие
опыта, растворяя в
нём противоположность Духовного и материального и пытаясь, т. о., опровергнуть
материализм
вообще. Критика этих понятий опыта и И. дана В. И. Лениным в работе «Материализм
и
ИНТРОЕКЦИЯ 215
эмпириокритицизм» (см. ПСС, т. 18). 2) В психологии — включение индивидом в свой
внутр. мир
воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок др. лю-дей, что является основой
идентификации. Противоположностью И. является проекция. В глубинную психологию
понятие И.
было введено венг. психоаналитиком Ш. Ференци; И. рассматривается здесь как
психология,
механизм, играющий важную роль в процессе формирования «сверх-Я», совести и др.
ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, одно из ведущих направлений в психологии кон. 19 —
нач. 20 вв., положившее в основу психологич. исследования метод самонаблюдения
(интроспекции).
Гл. представители — Вундт и Титченер. В развитой ими концепции «аналитич.
интроспекции»
собственно самонаблюдение как наблюдение, осуществляемое в условиях психологич.
эксперимента
и удовлетворяющее осн. принципам науч. метода, было противопоставлено «внутр.
восприятию»,
протекающему в естеств. условиях (Вундт, 1888). С др. стороны, самонаблюдению,
проходящему при
наивной, обыденной установке наблюдателя, противопоставлялось наблюдение при
особой
«психологич.» установке («интроспекция» в узком смысле, Титченер, 1912),
позволяющей
непосредственно постигать само переживание в его психологич. реальности. При
этом в силу
сенсуализма и атомизма вундтовско-титченеровской концепции психологически
реальным
признавалось только то, что могло быть описано в терминах осн. элементов
сознания (ощущения,
представления, чувства) и их атрибутов (качества, интенсивности и т. д.). Всё,
что не укладывалось в
эту жёсткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как
«ошибка стимула»
(Титченер).
Кризис «аналитич. интроспекции» наметился уже после работ вюрцбургской школы. Но
коренному
пересмотру её положения подверглись в гештальтпсихо-логии. Возникла
необходимость заменить
расчленяющую «аналитич.» установку наблюдателя на естественную,
«феноменологическую»,
предполагающую свободное и непредвзятое описание характера переживаемого во всей
полноте и
конкретности способов, к-рыми оно обнаруживает себя наблюдателю. Как самостоят.
направление И.
п. перестала существовать к нач. 20-х гг. 20 в.
• Ярошевский М. Г., История психологии, M., 19762; см. также лит. к ст.
Самонаблюдение.
ИНТРОСПЕКЦИЯ (от лат. introspecto — смотрю внутрь), в широком смысле — то же,
что
самонаблюдение; в более узком, спец. смысле — то же, что аналитич. «И.», (см.
Интроспективная
психология). ИНТУИТИВИЗМ, идеалистич. течение в философии, усматривающее в
интуиции
единственно достоверное средство познания. Хотя интуитивистские тенденции
присущи мн.
философам и филос. направлениям прошлого, как специфич. течение И. возникает на
рубеже 19—20
вв. и представляет собой, в частности, своеобразную реакцию на распространение
рассудочного
мышления и сциентизм. Будучи разновидностью иррационализма, И. противоположен
диалектическому материализму.
Для И. характерно противопоставление интуиции и интеллекта. Вместе с тем нек-рые
сторонники И.
пытаются сочетать интеллектуальное познание с интуицией (рус. философы Н. О.
Лосский, С. Л.
Франк, Е. Н. Трубецкой, франц. неотомисты Жильсон, Мари-тен и др., отчасти
Гуссерль и
феноменологич. школа — Шелер, Н. Гартман и др.). Бергсон противопоставляет
интуицию
дискурсивному, логич. мышлению, рациональному знанию, истолковывая её как
непосредств.
слияние субъекта с объектом, преодоление противоположности между ними. В
биологич. вариантах
фидо-
216 ИНТРОСПЕКТИВНАЯ
софии жизни (напр., у Клагеса) И. сближается с инстинктом, дающим непосредств.
знание предмета.
Мотивы И. свойственны также представителям экзистенциализма (напр., Марсель), к-
рьте стремятся
выйти за пределы непосредств. чувств. опыта и предлагают философии опереться на
опыт особого
рода — духовный (в частности, религиозный, мистический) «опыт». См. также
Интуиция.
ИНТУИЦИОНИЗМ, направление в основаниях математики и логики, признающее главным и
единственным критерием правомерности методов и результатов этих наук их
интуитивную —
наглядно-содержат. убедительность («интуицию»). И. отвергает использование в
математике и
логике идеи актуальной бесконечности (см. Абстракция актуальной бесконечности) и
взгляд на
логику как на науку, «предшествующую» математике. Гл. объектом интуиционистской
критики стал
широко используемый в классич. математике исключённого третьего принцип. Идеи
И..,
высказывавшиеся ещё нем. математиком Л. Кронекером и А. Пуанкаре, в явном виде
были
сформулированы в нач. 20 в. голл. учёным Л. Э. Я. Брауэром и развиты Г. Вейлем
(Германия) и ?.
Гейтингом (Нидерланды). Гл. причину парадоксов (противоречий, антиномий)
классич. математики и
логики И. усматривает в представлении, что математику можно «обосновать» какими
бы то ни было
логич. средствами. С т. зр. И. математику надлежит строить исключительно
посредством тех её
средств (удовлетворяющих, в частности, требованию эффективности,
конструктивности получаемых
с их помощью абстрактных понятий), интуитивная убедительность (в случае
доказательств и
выводов) или интуитивная ясность (в случае конструкций, построений) к-рых не
вызывает никаких
сомнений. Для И. понятия «доказательство» и «построение» (как и понятие
«интуиция») не могут
быть охвачены к.-л. одним «точным» определением. Поэтому никакая система
интуиционистски
приемлемых правил рассуждений, умозаключений и доказательств не может и не