<< Пред.           стр. 12 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 обозначающий состояние человеч. души, припоминающей в здешнем мире виденное ею в
 мире
 потустороннем. Объекты припоминания — сверхчувств, идеи — образцы того, что в
 чувств, мире
 выступает только в виде подобий. Учение об А. опирается на орфико-пифагорейское
 представление о
 бессмертии души (псюхе) и объясняет возможность правильного представления
 (???&??? ?????), к-
 рое есть неосознанное знание. Концепция познания и обучения как припоминания
 развита Платоном
 в «Меноне» (81b—86b) и «Федоне» (72е—76е), привлекается в «Федре» (250 b-d).
 • H u b е г С. Е., Anamnesis bei Plato, Munch., 1964; E b e r t T h., Plato's
 theory of Recollection Reconsidered, «Man and
 World», 1973, p. 163—81.
 АНАРХИЗМ (от греч. ??????? — безначалие, безвластие), мелкобурж. общественно-
 политич.
 течение, провозглашающее своей целью освобождение личности от всех
 разновидностей политич.,
 экономич. и духовной власти. Основой анархистского мировоззрения является бурж.
 индивидуализм,
 субъективизм и волюнтаризм. «Анархизм,— писал В. И. Ленин,— вывороченный
 наизнанку
 буржуазный индивидуализм. Индивидуализм, как основа всего мировоззрения
 анархизма» (ПСС, т.
 5, с. 377). Характерным для А. является: враждебное отношение ко всем
 разновидностям гос. власти
 (в т. ч. пролетарской), защита мелкой частной собственности, мелкого
 землепользования, непо-
 нимание роли крупного произ-ва, отказ от всех легаль-
 ных форм политич. борьбы и проповедь тактики «прямого действия», «пропаганды
 фактом»,
 требование немедленной социальной революции и установления без-гос. коммунистич.
 строя,
 отрицание всемирно-историч. роли пролетариата и его политич. власти, его гос-ва
 в построении
 социализма. Будущий строй А. представляет в виде федерации производств,
 ассоциаций, коммун, к-
 рая якобы только одна может гарантировать политич. и экономич. свободу личности.
 А. никогда не существовал как единая идеология. Идея А. высказана Платоном в
 «Республике». Отд.
 фрагменты А. содержатся в философии Зенона и стоиков, в христ. движении 9 в.
 (Армения), в
 идеологии гуситских движений 15 в., в утопиях Ф. Рабле и Ф.Фе-нелона, в трудах
 философов-
 просветителей Руссо и Дидро, в идеологии «бешеных» эпохи Великой франц.
 революции. Впервые
 сделал попытку изложить политич. и экономич. формы А. в кон. 18 в. англ,
 писатель У. Годвин.
 Как общественно-политич. течение А. сложился в 40—70-х гг. 19 в. в Зап. Европе.
 Теоретич.
 обоснование А. связано с именами М. Штирнера, П. Ж. Прудо-на, М. А. Бакунина,
 утопич.
 мелкобурж. теории к-рых были подвергнуты резкой критике К. Марксом и Ф.
 Энгельсом. В 19 в. А.
 распространился во Франции, Швейцарии, Италии, Испании и США. Большую роль в
 пропаганде
 идей А. сыграл П. А. Кропоткин, к-рый для обоснования доктрины А. использовал
 позитивистскую
 философию и данные естествознания. После короткого подъёма в 1872—79 А. входит в
 полосу
 кризиса, к-рый выразился в переходе многих его сторонников на позиции террора
 или бурж.
 республиканизма. В эпоху империализма недовольство рабочих оппорту-нистич.
 тактикой вождей 2-
 го Интернационала вызвало оживление деятельности анархия, групп. В годы 1-й
 мировой войны
 анархич. лидеры окончательно себя дискредитировали, заняв шовинистич. позиции
 (Кропоткин, Г.
 Эрве, Ж. Грав и др.).
 В России в 19 в. А. пользовался определ. влиянием среди части народников. Однако
 «хождение в
 народ» обнаружило неподготовленность крестьянства к рево-люц. выступлениям.
 Ленин писал, что в
 70-х гг. А. смог «...развиться необыкновенно пышно и обнаружить до конца свою
 неверность, свою
 непригодность, как руководящей теории для революционного класса» (ПСС, т. 41, с.
 15). Нек-рое
 оживление А. наблюдалось в годы рус. Революции 1905—07. Большое значение в
 идейном разгроме
 А. имели работы Ленина, вскрывшего порочность анархистских теоретич. положений и
 практики.
 ???. революция 1917 показала всю несостоятельность А., к-рый выродился в
 антисоциалистич.,
 контрреволюц. течение, нередко — в прямой бандитизм («махновщина»).
 Совр. А. не прибавил ничего нового к «традиционному» А. Он лишь ревизовал осн.
 положения его
 творцов: Прудона, Бакунина, Кропоткина, сосредоточив осн. внимание на проблемах
 личной
 свободы и насилия как единственной форме перехода к либертарному (свободному,
 вольному)
 обществу. Идеологию совр. А. характеризует враждебное отношение как к бурж., так
 и к
 социалистич. формам гос-ва, частично воспринимаемое нек-рыми левоэкстремистскими
 группами.
 Но попытки преодолеть перманентное противоречие между теорией и приложением её к
 формам
 человеческого общежития, а также выработать организац. основы либер-тарного
 движения не
 увенчались успехом. А. сохраняется в ряде стран Зап. Европы и Америки
 (федерации, группы и иные
 формы организации анархистов существуют в США, Франции, Италии, Великобритании и
 нек-рых
 др. странах), но влияние его все более утрачивается.
 • Маркс К. иЭнгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; Маркс К., Нищета философии,
 там же, т. 4; е г о ж е, Конспект книги
 Бакунина «Государственность и анархия», там же, т. 18; Энгельс Ф., Бакунлсты за
 работой, там же; Ленин В.И., А. и
 социализм, ПСС, т. 5; его же, Социализм и А., там же, т. 12; е г о ж е, Гос-во и
 революция, там же, т. 33; ? л е х а н о в Г.
 В., Наши разногласия, в его кн.: Избр. филос. произв., т. 1, М., 1956; его ж е,
 А. исоциализм, Соч., т. 4, М.— Л., 1923; К о
 м и н В. В., А. в России, Калинин, 1969; К а н е в С. Н., Окт. революция и крах
 А., М., 1974; Корноухов ?. ?., Борьба
 партии большевиков против А. в России, М., 1981; С о-m i n С о l o m е г Е.,
 Historia del anarquismo espanol, v. 1—2,
 Barcelona, [1956]; M a i t r o n J., Le mouvement anarchiste en France, t. 1—2,
 P., 1975; The anarchist reader, ed. by G. Wood-
 cock, N. ?., 1977; A r v o n H., L'anarchisme au XX siede, P 1979; Reinventing
 anarchy: what are anarchists thinking these
 days?, L., 1979. Е. В. Старостин.
 АНИМИЗМ (от лат. anima, animus — дух, душа), термин, обозначающий религ.
 представления о
 духах и душе. Введён в этнографич. науку англ, учёным Э. Б. Тайлором, к-рый
 считал веру в
 отделимых от тела духов древнейшей основой («минимумом») возникновения религии,
 созданной
 «дикарём-философом» в результате размышлений над причинами сновидений, смерти и
 т. п. В
 соответствии с характерным для архаич. верований антропоморфизмом (наделение
 явлений окру-
 жающего мира свойствами человека), духи персонифицировали природные явления
 (гром, ветер и т.
 п.) и объекты (деревья, источники и т. п.), наделялись собств. волей,
 способностью вредить людям
 (духи болезней). Духи, однако, не противопоставлялись этим объектам как их
 духовные сущности —
 дух мог отождествляться с фетишем, погибать вместе со своим вместилищем и т. п.
 Душа человека
 воплощалась в важнейших процессах жизнедеятельности организма (дыхание), его
 органах (сердце,
 голова) — ср. представления о «телесной» душе, погибающей со смертью человека и
 отличной от
 духа умершего, множественности душ и т. п. Для первобытного сознания
 существенным было
 противопоставление видимого («своего», освоенного) и невидимого миров
 (потустороннего мира
 духов), живого и мёртвого, но не телесного и бестелесного, одушевлённого и
 неодушевлённого (ср.
 обычай «убивать» вещи на похоронах, чтобы их души отправились вслед за
 владельцем). Анимистич.
 представления — элемент всякой религии. См. также Дух, Душа. АНОМИЯ (франц.
 anomie —
 отсутствие закона, организации, от греч. ? — отрицат. частица и ????? — закон),
 понятие бурж.
 социологии. Выражает отношение индивидов к нормам и моральным ценностям
 социальной
 системы, в к-рой они действуют, и означает: 1) состояние общества, при к-ром для
 его членов
 утрачена значимость социальных норм и предписаний и потому относительно высока
 частота
 отклоняющегося и саморазрушит, поведения вплоть до самоубийства; 2) отсутствие
 эталонов,
 стандартов сравнения с др. людьми, позволяющих оценить своё социальное положение
 и выбрать
 образцы поведения, что оставляет индивида в неопредел., «деклассированном»
 состоянии, без чувст-
 ва солидарности с конкретной группой; 3) несоответствие, разрыв между
 универсальными целями и
 ожиданиями, одобряемыми в данном обществе, и социально приемлемыми,
 «санкционированными»
 средствами их достижения, что в силу практич. недоступности для всех этих целей
 толкает многих
 людей на незаконные пути их достижения.
 Термин «А.» ввёл Дюркгейм, к-рый рассматривал её как постоянное и нормальное
 состояние
 «промышленного», т. е. капиталистич., общества. Поскольку это общество поощряет
 одинаковые для
 всех цели и ценности индивидуального успеха, то большинство людей, лишённых
 богатства, власти,
 высокого престижа, неизбежно оказываются в конфликте с социальными нормами или
 расценивают
 свою жизнь как неудавшуюся. Но А., порождая система.тич. отклонения от
 социальных норм,
 подготовляет и ускоряет перемены в обществе.
 Совр. бурж. социология значительно психологизи-ровала понятие А. Она, в первую
 очередь,
 рассматривается как следствие личных свойств и лишь затем — социальных условий.
 В социологии
 преступности, откло-
 АНОМИЯ 25
 няющегося поведения и массовых движении эмпирически изучаются такие
 противоречивые
 элементы сознания аномич. личности, как чувство беспомощности, изоляции,
 пустоты,
 безответственность и отсутствие моральной цели, с одной стороны, а с другой —
 авторитаризм,
 этноцснтризм и политич. экстремизм. Появление множества противоречивых
 определений А. делает
 это понятие весьма расплывчатым.
 • Дюркгейм Э., Самоубийство, пер. с франц., СПБ, 1912; Социология преступности,
 пер. с англ., М., 1966; Merton R.К.,
 Social theory and social structure, Glencoe (111.), 1957; Ano-mie and deviant
 behavior: a discussion and critique, ed. by M.
 Clinard, N. Y., 1964; М с С l o s k у H., S с h a a r J., Psycfiolo-
 gical dimensions of anomy, «Amer. Sociol. Rev.», 1965, v. 30, № 1; F r o m m
 E., Escape from freedom, N. ?., 1971.
 АНСEЛЬМ (Anselm) Кентерберийский (1033, Аоста, Италия,— 21.4.1109, Кентербери,
 Англия), тео-
 лог, представитель схоластики. С 1093 архиепископ Кентерберийский. Понимал веру
 как
 предпосылку рационального знания: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую,
 дабы
 уразуметь». В противоположность умозаключениям к бытию бога от бытия вещей
 развил т. н.
 онтологич. доказательство бога, выводящее его бытие из самого понятия бога как
 всесовершен-ной
 сущности, необходимо включающей бытийствен-ность. Проявившиеся в этом
 рассуждении
 понимание бытия как некоего «совершенства» и устремление к непосредственному
 интеллектуальному созерцанию бога характерны для традиции августинианства. В
 полемике об
 универсалиях А. стоял на позициях схоластич. реализма. Крайний теологич.
 рационализм А. проявил-
 ся в его трактате «Почему бог вочеловечился?», где он пытался чисто логически
 доказать
 необходимость воп-лощения бога в человеке.
 • Opera omnia, v. 1—5, Edin.— Roma, 1946—51; Monologion, lateinisch-deutsche
 Ausg. v. F. Schmitt, Stuttg.— Bad, 1964.
 • История философии, т. 1, M., 1940, с. 425—30; B a r t h K., Fides quaerens
 intellectum. Anselms Beweis der Existenz
 Gottes..., Munch., 1931; Jaspers K., Die grossen Philosophen, Bd l, Munch.,
 1957.
 АНТАГОНИЗМ (от греч. ??????????? — спор, борьба), одна из форм противоречий,
 характеризующаяся острой непримиримой борьбой враждующих сил, тенденций. Термин
 «А.» в
 значении борьбы противоположных сил употреблялся в религ. системах (борьба добра
 и зла), в
 филос. учениях Канта, Шопенгауэра и др. В таком же значении он применяется в
 биологии, матема-
 тике (теория игр). Марксизм-ленинизм, анализируя А. между классами в
 рабовладельч., феод.,
 капиталистич. формациях, в переходный период от капитализма к социализму,
 показал, что А.
 разрешаются путём классовой борьбы, формы и содержание к-рой определяются
 конкретно-историч.
 условиями их развития. К. Маркс отмечал, что бурж. производств, отношения
 являются «...
 последней антагонистической формой общественного процесса производства...»
 (Маркс К. и Энгельс
 Ф., Соч., т. 13, с. 7). В.И.Ленин подчёркивал, что «антагонизм и противоречие
 совсем не одно и то
 же. Первое исчезнет, второе останется при социализме» (Ленинский сб. XI, 1929,
 с. 357). См. также
 Противоречие.
 «АНТИ-ДЮРИНГ», название, под к-рым вошло в историю классич. произв. Ф. Энгельса
 «Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом». Эта полемич.
 работа,
 направленная против нем. мелкобурж. идеолога Дюринга, содержит всестороннее
 изложение трёх
 составных частей марксизма — диалектич. и историч. материализма, политич.
 экономии, теории
 науч. коммунизма. «Здесь разобраны величайшие вопросы из области философии,
 естествознания и
 общественных наук... Это удивительно содержательная и поучительная книга» (Л е н
 и н В. И., ПСС,
 т. 2, с. И, прим.).
 Создание «А.-Д.» было обусловлено не только теоре-тич., но и прямой политич.
 необходимостью. В
 1875
 26 АНСЕЛЬМ
 Дюринг, взгляды к-рого в философии представляли собой эклектич. смесь
 вульгарного
 материализма, позитивизма и идеализма, выступил с собств. разновидностью
 мелкобурж.
 социализма. Нападки Дюринга на марксизм нашли отклик среди части членов только
 что
 объединившейся с.-д. партии Германии. При таких обстоятельствах В. Либкнехт
 обратился к
 Энгельсу с настойчивой просьбой выступить против этого нового течения. Энгельс
 счёл своим парт,
 долгом дать бой новоявленному учению и тем самым уберечь партию от наметившейся
 ревизии
 марксизма. Разнообразие вопросов, о к-рых рассуждал в своих сочинениях Дюринг,
 дало Энгельсу
 возможность, наряду с обстоят, критикой взглядов Дюринга, развить в положит,
 форме марксистские
 взгляды в самых различных областях. Так возникло произведение страстно-полемич.
 по форме и
 энциклопедически-универсальное по содержанию. Энгельс начал работать над ним в
 сер. 1876. В
 рукописи он прочитал его К. Марксу, а главу, касающуюся истории политич.
 экономии, написал
 Маркс. С янв. 1877 по июль 1878 «А.-Д.» был опубликован в виде большой серии
 статей в центр,
 органе с.-д. партии газ. «Vorwarts». После введения в 1878 исключит, закона
 против социалистов
 книга в Германии была запрещена.
 Соответственно трём составным частям марксизма «А.-Д.» состоит из трёх осн.
 отделов:
 «Философия», «Политич. экономия», «Социализм». Осн. содержанием книги является

<< Пред.           стр. 12 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу