<< Пред.           стр. 120 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 структурно-
 функционального анализа социальных систем. Такое единство предполагает вместе с
 тем вычленение
 различных аспектов И. м., выступающего как материалистич. понимание истории, как
 общая
 социоло-гич. теория, как методология всех обществ. наук.
 И. м. конкретизировался и развивался, превращаясь в строгую науч. теорию, в ходе
 детального
 анализа социальной действительности. Разрабатывались осн. категории И. м., его
 методологич.
 принципы и ведущие закономерности историч. развития, уточнялся предмет И. м.,
 его структура и
 функции, его взаимоотно-
 ИСТОРИЧЕСКИЙ 229
 шение с др. обществ. науками. Классики марксизма в формулировании общих законов
 развития и
 функционирования общества использовали достижения разных обществ. дисциплин,
 нередко
 выступая в качестве основоположников их науч. интерпретации и понимания, тем
 самым раскрывая
 методологич. функции И. м.
 Сжатая и целостная формулировка осн. принципов И. м. дана Марксом в Предисловии
 к «Критике
 политич. экономии»: «В общественном производстве своей жизни,— писал он,— люди
 вступают в
 определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные
 отношениях
 которые соответствуют определенной ступени развития их материальных
 производительных сил.
 Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру
 общества,
 реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и
 которому
 соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства
 материальной
 жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.
 Не сознание
 людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их
 сознание» (Маркс К.
 и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 13, с. 6—7).
 Становление и развитие И. м., как и всей философии марксизма, происходит в
 острой идеологич.
 борьбе с различными бурж. и мелкобурж. теориями обществ. процесса. В этой борьбе
 сформировался
 принцип партийности, классовости И. м. и его идеологич. функция. Наиболее важной
 задачей
 обществ. науки Маркс и Энгельс считали её практически-преобразующую функцию, её
 роль в
 изменении мира. Именно на основе ма-териалистич. понимания истории марксизм
 научно доказал
 неизбежность гибели капитализма, замены его коммунистич. формацией, роль
 пролетариата как мо-
 гильщика капитализма, т. е. были заложены осн. принципы теории научного
 коммунизма.
 Дальнейшее развитие И. м. было осуществлено соратниками, учениками и
 последователями Маркса
 и Энгельса — П. Лафаргом, Ф. Мерингом, В. Либкнехтом, Г. В. Плехановым и др.
 Новую эпоху в
 развитии И. м. составила теоретич. деятельность В. И. Ленина, к-рый обогатил И.
 м. анализом
 историч. фактов и закономерностей эпохи империализма, пролет. революций и
 перехода к
 социализму. На конкретном анализе новых явлений в развитии капитализма и опыта
 рсволюц.
 борьбы рабочего класса за социализм он сделал выдающийся вклад в разработку
 науч. принципов И.
 м., его методологии, категории и законов (соотношение объективных условий и
 субъективного
 фактора — деятельности масс, классов, партий и отд. личностей; роль науч. теории
 в революц.
 движении; руководящая роль партии рабочего класса в революц. движении и в борьбе
 за социализм и
 коммунизм; теория классовой борьбы, социалистич. революции и диктатуры
 пролетариата; пути
 социалистич. преобразования общества; теория наций и нац.-освободит. движения;
 теория
 культурной революции и культуры в целом, и др.).
 Развитие совр. общества поставило перед И. м. задачу осмысления целого ряда
 новых социальных
 процессов. ???. революция 1917 в России ознаменовала собой начало качественно
 нового этапа в
 развитии человеч. истории — переход к коммунистич. формации. Под воздействием
 социализма
 осуществились и осуществляются революц. преобразования во мн. странах Европы,
 Азии, Африки и
 Лат. Америки. Социализм как ведущий фактор совр. истории оказал определяющее
 влияние на
 ликвидацию колон. системы империализма и определяет осн. содержание совр.
 прогрессивного
 развития человечества. Становление и развитие коммунистич. формации связано с
 глубокими
 изменениями в жизнедеятельности людей социалистич. общества,
 230 ИСТОРИЧЕСКИЙ
 его структурных элементов. Важные проблемы связаны с совр. научно-технической
 революцией.
 Сознательный и целенаправленный характер социальных изменений в условиях
 социализма
 определил роль обществ. наук как теоретич., науч. платформы руководства
 строительством нового
 общества и основы науч. мировоззрения. Возникла необходимость разработки и
 углубления таких
 фундаментальных проблем, как филос. осмысление обществ.-историч. процесса,
 модификация общих
 закономерностей развития в новых социальных условиях, раскрытие содержания новых
 социальных
 законов, т. е. конкретизация теории обществ.-экономич. формации. Исследование
 таких проблем
 невозможно без дальнейшей разработки методологич. принципов социального познания
 —
 восхождения от абстрактного к конкретному, принципа историзма, определения осн.
 противо-
 речия и источника самодвижения, учёта взаимосвязи и взаимодействия различных
 социальных
 явлений, системного подхода и структурно-функционального метода исследования и
 др. Проблемы
 методологии социального познания в И. м.актуализировались не только как ответ на
 усложнение
 объекта исследования, но и как результат усложнения и развития самого И. м, и
 социологич. знания
 вообще.
 Развитие И. м. и спец. обществ. дисциплин ведёт к их сближению, появлению
 стыковых или
 комплексных проблем, в решении к-рых принимают участие неск. обществ. наук, что
 также ведёт к
 более высоким методологич. требованиям этих наук к И. м. (примером может служить
 проблема
 человека в совр. общество-знании). Методологич. проблемы возникают и в отд.
 обществ. науках в
 связи с появлением и накоплением новых фактов, с попытками их адекватного
 описания в теории.
 Решение этих проблем ведётся в И. м. но неск. взаимосвязанным направлениям.
 Прежде всего более
 детально разрабатываются категории материального и идеального в обществ.
 развитии и диалектики
 их взаимоотношения, категорий и понятий, к-рые непосредственно связаны с данной
 проблемой
 (обществ. бытие и обществ. сознание, материальное и духовное произ-во,
 объективный и
 субъективный факторы, материальные и идеологич. отношения и т. д.).
 Предпринимаются попытки
 дать более строгую классификацию и субординацию законов развития и
 функционирования
 общества, категорий и понятий И. м.
 Совр. проблемы и задачи развития И. м.не означают «пересмотра» его коренных
 мировоззренч.
 принципов, как это пытаются представить бурж. и ревизионистские идеологи. Науч.
 плодотворность
 этих принципов доказана в ходе исследований, проведённых в различные историч.
 периоды, и
 подтверждена историей, в к-рой осуществлены прогнозы, выработанные на основе И.
 м.
 Абсолютизация отд. трудностей науч. познания, их субъективная интерпретация
 выступают
 гносеологич. корнями идеалистич. понимания обществ. развития и стали характерной
 особенностью
 борьбы бурж. идеологов с И. м. Социально-политич. контекст таких концепций
 направлен на
 дискредитацию марксизма-ленинизма, на идейное разоружение рабочего класса.
 Решит. борьба
 марксистов-ленинцев против идеалистич., волюнтаристских взглядов на историч.
 процесс, попыток
 ревизии И. м. сочетается с борьбой против вульгаризации и догматизации его
 принципов.
 И. м. выражает интересы рабочего класса в неразрывной связи с его политикой. Он
 служит
 руководством к познанию общества, к-рое позволяет определить роль и место
 рабочего класса и
 широких нар. масс в борьбе за мир, демократию и социализм как гл. направления
 обществ. развития.
 Ф Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; их ж е, Манифест
 Коммунистич. партии, там же, т. 4; Маркс К.,
 Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; е г о ж е, Предисловие [«K
 критике политич. экономии»], там же,
 т. 13; его же, Гражд. ввойна по Франции, там же, т. 17; его же, Критика Готской
 программы, там же, т. 19; eго же,
 Капитал, там же, т. 23—25; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; е г о же
 Происхождение семьи, частной
 собственности и гос-ва, там же, т. 21; е г о ж е, Роль насилия в истории, там
 же; Ленин В. И., Что такое «друзья народа»
 и как они воюют против социал-демократов?, ПСС, т. 1; его ж е, Что делать?, там
 же, т. 6; его ж е, Две тактики социал-
 демократии в демократии, революции, там же, т. 11; е г о же, Материализм и
 эмпириокритицизм, там же, т. 18; его же.
 Три источника и три составных части марксизма, там же, т. 23; его же,
 Империализм, как высшая стадия капитализма,
 там же, т. 27; его же, Воен. программа пролет. революции, там же, т. 30; его же,
 Гос-во и революция, там же, т. 33; его
 же. Очередные задачи Сов. власти, там же, т. 36; его же, Пролет. революция и
 ренегат Каутский, там же, т. 37; его же,
 Экономика и политика в апоху диктатуры пролетариата, там же, т. 39; его же,
 Детская болезнь «левизны» в коммунизме,
 там же, т. 41; его же, О нашей революции, там же, т. 45; Программа КПСС (Принята
 XXII съездом КПСС), М., 1976;
 Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Документы
 совещания коммунистич. и
 рабочих партий, М., 1969; Л а ф а р г П., И. м. Маркса, [пер. с франц.],
 Иваново-Вознесенск, 1923; Плеханов Г. В., К
 вопросу о развитии монистич. взгляда на историю, Избр. филос. произв., т. 1, М.,
 1956; Грамши А., Избр. произв., пер. с
 итал., т. 1—3, М., 1957—59; Люксембург Р., Социальная реформа или революция, М.,
 1959; Меринг Ф., К. Маркс и Ф.
 Энгельс — создатели науч. коммунизма, [пер. с нем.], М., 1960; Лабриола А.,
 Очерки материалистич. понимания
 истории, пер. с итал., М., 1960; И. м., M., 19542; Горохов ?. ?., Ленин и И. м.,
 M., 19583; Глезер-ман Г. Е., О законах
 обществ. развития, М., 1960; е г о ж е, И. м. и развитие социалистич. общества,
 M., 19732; Ч е с н о-к о в Д. И., И. м., M.,
 19652; Социология и идеология, М., 1969; Келле В. Ж., Ковальзон М. Я., И. м.,
 М., 1969; и ? же, Теория и история.
 (Проблемы теории историч. процесса), М., 1981; Актуальные проблемы развития И.
 м. (Материалы Всес. межвуз. науч.-
 теоретич. конференции 25—28 янв. 1972 г.), М., 1974; Трапезников С. П., Обществ.
 науки — могучий идейный
 потенциал коммунизма, М., 1974; Ф е д о с е-е в П. Н., Коммунизм и философия,
 М., 1975г; Фурманов Г. Л., И. м. как
 общесоциологич. теория, М., 1979; И. м. как социально-филос. теория, М., 1982.
 Л. Ф. Ильичев.
 ИСТОРИЧЕСКОГО КРУГОВОРОТА ТЕОРИИ, см. Круговорота исторического теории.
 ИСТОРИЧЕСКОЕ И ЛОГИЧЕСКОЕ, филос. категории, характеризующие отношение между
 исторически развивающейся объективной действительностью и её отражением в
 теоретич. познании.
 Историческое — процесс становления и развития объекта; логическое — теоретич.
 воспроизведение
 развитого и развивающего объекта во всех его существенных, закономерных связях и
 отношениях.
 Категории И. и л. являются конкретизацией марксистского принципа историзма,
 требующего
 «...смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в
 истории возникло, какие
 главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого
 развития смотреть,
 чем данная вещь стала теперь» (Ленин В. И., ПСС, т. 39, с. 67).
 Отражение исторического в логическом но сводится к простому воспроизведению
 временной
 последовательности исторического развития объекта и связано с рассмотрением
 объективной
 диалектики процесса становления (генезиса) объекта и результата его развития,
 служащей основой
 двух способов исследования — историч. и логич. методов. Характеристику этих
 методов
 исследования и их роли в марксистской методологии дал Ф. Энгельс. Рассматривая
 метод
 политэконо-мич. исследования К. Маркса, он отмечал, что историч. форма анализа
 связана с рядом
 трудностей, поэтому единственно уместным был логич. метод. «Но этот метод в
 сущности является
 не чем иным, как тем же историческим методом, только освобожденным от
 исторической формы и от
 мешающих случайностей. С чего начинает история, с того же должен начинаться и
 ход мыслей, и его
 дальнейшее движение будет представлять собой не что иное, как отражение
 исторического процесса
 в абстрактной и теоретически последовательной форме; отражение исправленное, но
 исправленное
 соответственно законам, которые дает сам действительный исторический процесс,
 причем каждый
 момент может рассматриваться в той точке его развития, где процесс достигает
 полной зрелости,
 своей классической формы» (Э н г е л ь с Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т.
 13, с. 497). Т. о.,
 логич. метод представляет собой способ воспроизведения исторически
 развивающегося объекта как
 итога, результата определ. процесса, в хо-
 де к-рого сформировались необходимые условия его дальнейшего существования и
 развития в
 качестве устойчивого системного образования. Маркс отмечал, что временная
 последовательность в
 истории может соответствовать последовательности рассмотрения при помощи логич.
 метода; в
 таких случаях «... ход абстрактного мышления, восходящего от простейшего к
 сложному,
 соответствует действительному... историческому процессу» (там же, т. 46, ч. 1,
 с. 39). Однако сама по
 себе временная последовательность историч. явлений не может служить ориентиром
 для теоретич.
 анализа их взаимоотношений в сложившейся и воспроизводящейся системе.
 Несовпадение И. и л.
 обусловлено тем, что далеко не все явления, выступающие в качестве факторов
 генезиса системы,
 входят в необходимые условия её воспроиз-ва и развития: многие из них
 устраняются в ходе
 историч. процесса. Временная последовательность историч. явлений часто не
 предопределяет реаль-
 ной генетич. связи явлений в процессе формирования того или иного историч.
 образования. Маркс
 подчёркивал, что последовательность рассмотрения сторон исследуемого объекта
 (совр. ему
 капиталистич. общества) определяется «... тем отношением, в котором они
 находятся друг к другу в
 современном буржуазном обществе, причем это отношение прямо противоположно тому,
 которое
 представляется естественным или соответствует последовательности исторического
 развития» (там
 же с. 44).
 Исследование функционирования, воспроиз-ва и развития исторически сложившегося
 объекта при
 помощи логич. метода предполагает выявление его историч. перспективы,
 рассмотрение его в
 единстве настоящего, прошлого и будущего. Маркс в «Капитале» не только исследует
 совр. ему

<< Пред.           стр. 120 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу