<< Пред.           стр. 122 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 И. ф. как наука, ее предмет, метод и значение, М., 1960; Ойзерман Т. И.,
 Проблемы историко-филос. науки, M., 1969; его
 же, Гл. филос. направления, М., 1971; его же, Диалектич. материализм и И. ф.,
 М., 1979; Малинин В. А., Теория И. ?.,
 ?., 1976; La Philosophie de Phistoire de la Philosophie, Rome — P., 19S6; Etudes
 sur l'hlstoire de la Philosophie, P., 1964;
 Ehrlich W., Philosophie der Geschichte der Philosophie, Tub., 1965; Braun L.,
 Histoire de l'histoire de la Philosophie, P., 1973.
 T. И. Ойзерман.
 ИСФАХАНСКАЯ ШКОЛА, филос.-теологич. школа в исламе, пользовавшаяся большим
 влиянием
 в Иране в 16—17 вв. Крупнейшие представители — Мир Дамад (Мухаммед Бакир Дамад)
 и Мулла
 Садра (Садрад-Дин аш-Ширази).
 Традиции суфизма (учение об ишрак и др.) сочетались в И. ш. с идеями
 аристотелизма (особенно в
 логике), неоплатонизма, пифагореизма. Согласно учению И. ш., истина постигается
 через обращение
 к имамам и мистич. единение с ними — носителями универсального разума и духовно-
 аскетич.
 практики. Логико-фи-лос. рассуждению отводится вспомогат. роль по сравнению с
 непосредств.
 восприятием божеств. разума (хикмат), сообщаемым в откровении. Истина
 раскрывается, как в
 зеркале, в божеств. именах, тождественных сущности бога, но отличающихся между
 собой. Творение
 мира — это явление божественных имён, каждое имя в качестве архетипа даёт жизнь
 определ.
 предмету. Высшему имени (аллах) соответствует универсальный человек — пророк,
 или святой
 имам. Свой небесный архетип есть и у Корана, поэтому для понимания его
 сокровенного смысла
 надо уметь интерпретировать его с помощью слов и чисел. Влияние наследия И. ш.
 сильно
 сказывается в совр. шиитской теологии Ирана и Ирака.
 • Берте лье Е. Э., Избр. труды, т. 3, М., 1965; А г а-х и А. Г. М., Из истории
 обществ. и филос. мысли в Иране, Баку, 1971;
 A history of Muslim philosophy, ed. and introd. by M. M. Shixrif, v. 2,
 Wiesbaden, I960; см. также лит. к статьям Ишрак,
 Сухраварди, Суфизм.
 ИСЧИСЛЕНИЕ, основанный на чётко сформулированных правилах формальный аппарат
 оперирования со знаниями определ. вида, позволяющий дать исчерпывающе точное
 описание нек-
 рого класса задач, а для нек-рых подклассов этого класса — и алгоритмы решения.
 Примерами И.
 могут служить совокупность арифметич. правил оперирования с цифрами (т. е.
 числовыми знаками),
 «буквенное» И. элементарной алгебры, дифференциальное И., интегральное И. и др.
 ветви
 математич. анализа и теории функций.
 С развитием математич. логики возникла потребность в общей теории И. и в
 уточнении самого
 понятия И., к-рое подверглось более последоват. формализации. В большинстве
 случаев, однако,
 оказывается достаточным следующее (идущее от Гильберта) представление об И.
 Рассматривается
 нек-рый алфавит, из элементов к-рого, именуемых буквами, с помощью чётко
 сформулированных
 правил образования строятся формулы рассматриваемого И. (наз. также иногда
 словами или
 выражениями). Нек-рые из таких формул объявляются аксиомами, а из них с помощью
 правил
 преобразования (правил вывода) выводятся новые формулы, наз. теоремами данного
 И. Иногда
 термин «И.» относят лишь
 ИСЧИСЛЕНИЕ 233
 к словарной (выразительной) части описанного построения, говоря, что
 присоединение к ней
 дедуктивной части (т. р. добавление к алфавиту и правилам образования аксиом и
 правил вывода)
 даёт формальную систему. Если такое не интерпретированное И. сопоставить с нек-
 рой
 интерпретацией (т. е. дополнить чисто син-таксич. рассмотрение нек-рой
 семантикой), то получают
 формализованный язык.
 • К л и н и С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957, § 14—20;
 Карри X. В., Основания математич.
 логики, пер. с англ., М., 1969, гл. 2.
 ИСЧИСЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЙ, исчисление предложений, формализованная система, в к-
 рой
 задаётся способ доказательства нек-рых высказываний (формул), наз. теоремами. И.
 в. может быть
 формализовано различными способами: с помощью задания аксиом и правил вывода, т.
 е.
 посредством аксиоматического метода; с помощью одних только правил (натуральное
 исчисление)
 и др. Формализация И. в. (интуиционистского, классического, минимального и др.)
 является
 адекватной, если всякая истинная во всех интерпретациях формула доказуема в
 данном исчислении
 (в этом случае говорят, что соответств. исчисление полно относительно данной
 семантики; см.
 Полнота, Семантика). Так, в известных полных формализациях классич. (двузначной)
 логики все
 тавтологии являются доказуемыми формулами.
 ИСЧИСЛЕНИЕ КЛАССОВ, аксиоматич. (см. Аксиоматический метод) описание логики
 классов.
 И. к. рав-нообъёмно исчислению одноместных предикатов (см. Логика предикатов): у
 этих
 исчислений совпадают классы как исходных формул, так и выводимых формул
 (теорем); однако
 интерпретации этих исчислений различны: исчисление одноместных предикатов
 интерпретируется
 как логика содержаний понятий, а И. к.— как логика объёмов понятий. И. к.
 равносильно в определ.
 смысле исчислению высказываний и обладает (как и последнее) свойствами
 непротиворечивости,
 дедуктивной полноты и разрешимости.
 ИСЧИСЛЕНИЕ ПРЕДИКАТОВ, раздел математич. логики, совокупность логико-математич.
 исчислений, формализующих те разделы совр. логики, в к-рых отображаются и
 изучаются (в связи с
 рассмотрением субъ-ектно-предикатной структуры предложений) правила оперирования
 с
 кванторами. См. Логика предикатов.
 ИТАЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, см. в ст. Досократики.
 ИХВАН АС-САФА (араб.), «Братья чистоты», тайное религ.-политич. и науч.-филос.
 сообщество,
 близкое к исмаилитам (разновидность шиизма — см. Ислам), возникшее в Басре в
 сер. 10 в.
 «Послания „Братьев чистоты"» (общее число — 51, изданы в 12 тт.— Бейрут, 1957) —
 энциклопедич.
 свод математич., ал-химич., филос. и теологич. знаний, получивший широкое
 распространение в
 исламском мире. Среди авторов — Абу Мухаммед ябн Машар аль-Бусти, Абу-ль-Хасан
 Али ибн
 Харун аз-Занджани, Абу Ахмед ан-На-храджури, аль-Ауфи, Мухаммед ибн Аби-ль-
 Багль, Зайд ибн
 Рифаа. Цель посланий, выдержанных в духе враждебности к теологии суннитского
 ислама (мутази-
 литов, Ашари и др.) — наставление последователей ис-маилизма («истинной веры»)
 во всех сферах
 человеч. деятельности. В посланиях ощущается сильное влияние халдейской
 астрологии, герметич.
 воззрений и нео-платонич. учения об эманации.
 • Закуев А. К., Философия «Братьев чистоты», Баку, 1961; А б д а н - Н у p д ж а
 б б у р, Ихван ас-сафа, Каир, 1954; A w
 a Adel, L'esprit critique des freres «de la pureti», Beyrouth, 1948; L a n e-P o
 o l e S., The Brotherhood of purity, Lahore, 1960;
 Nasr S. H., An introduction to Islamic cosmological doctrines, L., 1978 (библ.).
 «ИЦЗИН», И ц з и н («Каноническая книга перемен»), иначе «Чжоу и» («Чжоуская
 книга перемен»),
 одна (по традиции — древнейшая) из книг, входящих в конфуцианское
 «Тринадцатикнижие», самая
 сложная и
 234 ИСЧИСЛЕНИЕ
 многослойная па них, оказавшая наибольшее влияние на всю кит. философию. Состоит
 из «канонич.
 текста» (дайн) и комментариев (чжуанъ).
 Цзин — это 64 гексаграммы, графич. знака особой формы, образованные путём
 соединения в разных
 комбинациях к.-л. двух из восьми триграмм (ба гуа) — восьми первооснов мира.
 Согласно традиции,
 ба гуа были ниспосланы небом мифич. императору Фуси (2852—2738 до н. э.), к-рый
 их
 расшифровал и, удвоив, превратил в гексаграммы. Выраженные в них идеи, возможно,
 зародились в
 конце эпохи Инь — начале Чжоу (11—10 вв. до н. э.), но были оформлены позднее,
 ок. сер. 1-го тыс.
 до н. э. Ба гуа представлены в таблице (по Ю. К. Шуцкому), целая черта
 символизирует силу ян,
 прерванная — инь (см. Инь и ян):
 знак
 
 название
 
 образ
 
 свойство
 
 
 
 цянь (творчество)
 кунь (исполнение)
 чжэнь (возбуждение)
 кань (погружение)
 гэнь (пребывание)
 супь (уточнение)
 ли (сцепление) дуй
 (разрешение)
 
 небо
 земля
 гром вода
 гора
 ветер
 (дерево)
 огонь
 водоём
 
 крепость самоотдача
 подвижность
 опасность
 незыблемость
 проникновенность
 ясность радостность
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Чжуань — семь текстов, объясняющих цзин; три из них разделены на две части, так
 что в итоге они
 образуют десять комментариев, именуемых «Десять крыльев» («Ши и»). Они
 приписывались
 Конфуцию, однако совр. исследования показали, что они создавались разными
 авторами примерно в
 5—3 вв. до н. э. Суть философии «И.» изложена в «Сицы-чжуане» (одном из «Ши и»)
 и в «канонич.
 тексте»: в основе её — постоянно изменяющаяся Вселенная, в к-рой взаимодействие
 сил инь и ян
 порождает все вещи и явления. О происхождении ба гуа говорится: «(Процесс)
 перемен начинается в
 Тайцзи. Великий предел рождает две изначальные сущности (т. е. силы инь и ян или
 небо и землю)...
 (к-рые) порождают четыре символа..., дающих начало восьми триграммам. Восемь
 триграмм
 определяют счастье (удачу) и несчастье (неудачу)». Праисточииком всех явлений и
 вещей считаются
 триграммы цянь и кунь: цянь их порождает, а кунь их взращивает.
 • Чжоу и чжэн-и (Чжоуская книга перемен с филологич. пояснениями), т. 1—2, Пекин
 — Шанхай, 1957 (в серии Ши-
 сань цзин чжушу); Ш у ц к и и Ю. К., Кит. классич. «Книга перемен», М-, 1960;
 Быков Ф. С,, Зарождение обществ.-
 политич. и филос. мысли в Китае, M., 1966, с. 38—46; Sung Z. D., The symbols ot
 Yi King, or The symbols of the Chinese
 logic of changes, Taipei, 1971.
 ИШВАРА (санскр.— господин), понятие др.-инд. ре-лиг.-филос. мысли. В веданте —
 форма
 воплощения брахмана как повелителя явленного мира, его верховной личности. В
 адвайта-веданте
 понятие И. связывается с эмпирич. т. зр., исходящей из реальности мира и
 предполагающей образ
 творца, зиждителя, руководителя и разрушителя этого мира, т. е. всемогущего
 бога, обладающего
 многими качествами (сагуна); Шанкара называет его сагуна-брахманом, или И. За
 пределами
 эмпирич. т. зр. понятие И. исчезает; на трансцендентной т. ар., отрицающей
 реальность мира, оно
 заменяется бескачеств. богом — ниргуна-брахманом.
 И. выступает как творч. причина мира во всём его многообразии и как причина
 осознания этого мира
 как реального; ему приписываются атрибуты всемогущества (магич. силой майи И.
 вызывает все
 вещи к существованию; он же обладает особой энергией — шак-ти) и всеведения. И.—
 обладатель
 недифференцированной майи (причинная стадия, уподобляемая семени растения),
 существующий до
 действит. сотворения ми-
 pa, но способный к творению; он противопоставлен как брахману, обладающему тонко
 дифференцированной майей (прорастание семени), так и брахману, обладающему
 полностью
 дифференцированной майей (растение во всей его полноте я многообразии) и
 называемому
 вайшванарой (также — вират). Все эти три имманентных аспекта бога отличны от его
 трансцендентного аспекта — чистого сознания-бытия (парабрахман).
 В учении ньяи об адриште, т. е. невидимом качестве, И. выступает как её
 верховный руководитель;
 мудрость, желание и волевое действие И. объясняют упорядоченность и
 организованность всего, что
 совершается в мире. Вайшешика проводит различие между И. как верховной душой и
 дживой как
 индивидуальной душой.
 • Чаттерджи С.,Датта Д., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954, с. 359
 и ел., 365 и ел.; P а д х а к ? и ш-н а н С.,
 Инд. философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957, с. 487 и ел.; Dasgupta S.,A
 history of Indian philosophy, v. 1—5, Dehli, 1975.
 ИШРАК (араб., букв.— сияние, блеск), мусульм. «метафизика света», религ.-филос.
 учение о свете
 и мистич. озарении, развитое суфийским мыслителем Сух-раварди и его
 последователями; символ
 сокровенного знания, истинного пути и спасения. Восходит к доисламской религ.
 традиции Востока,

<< Пред.           стр. 122 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу