<< Пред. стр. 125 (из 449) След. >>
время позитивно оценивая нек-рые его диалек-тич. идеи), Шопенгауэра, Э.Гартмана, Вл. Соловьёва
и др. идеалистов, а также материалистич. системы и материалистически толкуемый
позитивизм.
Вместе с тем его критика «отвлечённого идеализма» доходила иногда до признания
зависимости
психического от материального, что давало основание (Ю. Ф. Самарину, в
частности) обвинять его в
уступках материализму, тогда как материалисты (Сеченов) видели в нём
реставратора увядающего
идеализма.
К.— один из основателей гос. школы в историографии России, усматривавшей
существо росс.
историч. процесса в создании и упрочении гос-ва. Согласно К., до 18 в. Россия и
Зап.Европа
развивались путями, противоположными по форме, но тождественными по цели,
задачам,
стремлениям. Закон историч. развития рус. общества он видел в постепенном
образовании и
упрочении «начала личности» и соответственно в постепенном упадке
патриархального, родового
строя, в исчерпании исключительно нац. элементов и сближении России с Зап.
Европой. К. признавал
только постепенный прогресс в истории, движущими силами к-рого выступают два гл.
фактора:
складывающееся на основании различных интересов групп людей «положение вещей» и
«обществ.
нравы» обладающих свободной волей людей. К. отвергал роль отвлечённых идей и
революц.
действий.
В 40-х гг. К. был близок Белинскому, к-рый высоко ценил нек-рые его филос.-
историч. идеи, в 60-х
гг. он стал символом либерального пресмыкательства перед самодержавием и
отступничества от
идеалов освободит. движения.
• Собр. соч., т. 1—4, СПБ, 1897 — 1900.
• Ленин В. И., ПСС, т, 5, с. 31—33; т. 20, с. 165; т. 21, с. 259—60; т. 22, с.
84; Г. К., как психолог, «Отеч. зап.», 1872, ??
8, 10, 11; Т p о и ц к и и М., К. Д. К. (Страница из истории философии в
России), «Рус. мысль», 1885, кн. 11; Г о л ь ц е в
В., Нравств. идеи К. Д. К., там же, 1892, кн. 6; К о p с а к о в Д., К. Д. К.
Очерк жизни и деятельности, СПБ, 1898;
История философии, т. 4, М-, 1959, с. 75—76; История философии в СССР, т. 3, М.,
1968, с. 393—406; Галактионов ?.
?., Н и-к а н д p о в П. Ф., Рус. философия 11 —19 вв., Л., 1970, с. 368— 371;
Кантор В. К., Рус. эстетика 2-й пол. 19
столетия и обществ. борьба, M., 1978, гл. 3.
КАДАР (араб. — власть, могущество), термин арабо-исламской философии, имевший
разные
значения: в раннем исламе — божеств. повеление, могущество, предопределение; с
нач. 8 в. также —
власть человека над своими делами, один из синонимов свободы воли. Выражение
«када и К.»
означало в исламе повеление бога, при этом «када» (повеление) чаще всего
рассматривался как
синоним извечного универсального веления, атрибут сущности бога,
противопоставляясь К. как кон-
кретному проявлению воли бога, его отд. приказанию и решению (согласно Ашари,
Бакиллани и др.).
Согласно Ибн Сине, каждая вещь получает от первого бытия К.— частное определение
его «када»,
согласно разуму, из к-рого необходимо порождается всё сущее. В учении «Братьев
чистоты» (Ихван
ас-Сафа) К.— это удел, назначенный каждой душе согласно движению звёзд, а «када»
— вечный
разум, порождающий эти небесные закономерности.
Неоднозначно понимался и термин «кадариты» (истолкователи божеств. К.):
кадаритами называли
тех, кто впервые затронул вопрос о божеств. К. (Мабад ибн Халед ибн Джухани,
Гайлан ад-Димашки,
Хасан аль-Басри и др.); в уничижит. смысле ортодоксальные богословы называли
кадаритами
сторонников учения о К. как власти человека, над своими действиями. Послед-
ние, однако, не были склонны принимать это название, относя его к сторонникам
учения о
предопределении — джабаритам. Большинство авторов-традиционалистов 9—11 вв.
ставят рядом
или отождествляют кадаритов и мутазилитов как еретиков и «отклоняющихся». Однако
один из
основателей мутазилитской школы Амр ибн Убайд (ум.762) написал в своё время
«опровержение
кадаритов», явно высказав нежелание защитников свободы воли пользоваться этим
названием. Ибн
Тай-миййа (ум. 1328) подразделяет кадаритов на две группы: последователи Джахма
ибн Сафвана ?
Абу-ль-Хасана аль-Ашари, согласно к-рым божеств. Ь*. предваряет всякое человеч.
действие;
мутазилиты, «философы» и шииты, отстаивающие свободу воли ц моральную
ответственность
человека (впоследствии за ними и закрепился этот термин).
• Nallino G. ?., SuJ nome di «qadariti», «Rivista degli Studi oriental!», 1916—
18, v. 7; W a t t H. M., Free will and predestination in
early Islam, L., 1948; см. также лит. к статьям Калам, Касб.
«КАЗАРМЕННЫЙ КОММУНИЗМ», понятие, к-рым К. Маркс и Ф. Энгельс обозначали
предельно
вульгаризированные, примитивные представления о коммунизме как о строе, для к-
рого характерны
аскетизм в удовлетворении человеч. потребностей, деспотизм узкого слоя «революц.
лидеров»,
бюрократизация всей системы обществ. связей, отношение к человеку как к слепому
орудию
выполнения воли вышестоящих инстанций. Поводом для введения такого понятия
послужила статья
С. Г. Нечаева «Главные основы будущего обществ. строя» (1870). В этом «будущем»,
скроенном по
нечаевской мерке, господствует принцип «...производить для общества как можно
более, и
потреблять как можно меньше», труд обязателен под угрозой смерти, царствует
дисциплина палки.
«Какой прекрасный образчик казарменного коммунизма! Все тут есть: общие столовые
и общие
спальни, оценщики и конторы, регламентирующие воспитание, производство,
потребление, словом,
всю общественную деятельность, и во главе всего, в качестве высшего
руководителя, безыменный и
никому неизвестный „наш комитет"» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 18, с.
414). Методы, к-рые
предлагались для достижения этого «казарменного рая», основоположники науч.
коммунизма
характеризовали как апологию вероломства, лжи, запугивания, насилия, как
доведённую до
крайности бурж. безнравственность.
Беспощадная критика «К. к.», нечаевщины во всех её проявлениях — выражение
глубокой
гуманистич. сущности марксизма. Уже в первых своих работах Маркс выступал против
«...грубого и
непродуманного коммунизма», к-рый под флагом иллюзорного отрицания частной
собственности на
деле отрицает личность человека. «Всякая частная собственность как таковая,—
писал Маркс,—
ощущает — по крайней мере по отношению к более богатой частной собственности —
зависть и
жажду нивелирования... Грубый коммунизм есть лишь завершение этой зависти и
этого
нивелирования, исходящее из представления о некоем минимуме. У него —
определенная
ограниченная мера. Что такое упразднение частной собственности отнюдь не
является подлинным
освоением ее, видно как раз из абстрактного отрицания всего мира культуры и
цивилизации, из
возврата кнеестественной простоте бедного, грубого и не имеющего потребностей
человека, который
не только не возвысился над уровнем частной собственности, но даже и не дорос
еще до нее» (там
же, т. 42, с. 114—15).
Этот тонкий и глубокий анализ истоков уравнительного «К. к.» и ныне не утратил
своей актуально-
сти. Марксизм-ленинизм связывает появление подобных тенденций с определ.
социально-политич.
явления-
КАЗАРМЕННЫЙ 239
ми: прежде всего с отсталостью, неразвитостью, мелкобуржуазностью той обществ.
среды, к-рая
сформирована веками эксплуатации, унижений, забитости, произвола властей и к-рая
может
сохраняться известное время и после социалистич. революции. Давление такой
среды,
проникновение её настроений и предрассудков в психологию политич. лидеров, в
идеологию
политич. орг-ций создаёт реальную возможность для возникновения (в теории и на
практике)
различных проявлений «К. к.» (напр., в полпотовской Кампучия).
Концепция «К.к.» находится в непримиримом противоречии с объективными
тенденциями развития
социалистич. общества, она категорически отвергается теорией науч. коммунизма.
КАЗУИСТИКА (от лат. casus — случай), рассмотрение отд. случаев в их связи с
общими
принципами (права, морали и т. д.). В этике — обсуждение «казусов совести»,
нравств. затруднений,
напр. при конфликте между различными обязанностями. В теологии (в т. н. нравств.
богословии) —
формализов. учение о пределах и мере греха в различных ситуациях (получило
особенное развитие в
католицизме в 17—19 вв.).В обыденном словоупотреблении — ловкость,
изворотливость в
доказательствах (обычно ложных или сомнит. положений).
КАЛАМ (араб., букв.— речь, беседа), общее обозначение мусульм. схоластич.
теологии. В развитии
К. можно выделить три этапа: ранний, домутазюгатский (кон. 7 — нач. 8 вв.);
период мутазилитов
(кон. 8 — сер. 10 вв.); классич. период (10—12 вв.). К. раннего периода близок
его буквальному
значению диалога с противником, особенно с последователями христианства и
иудаизма,
причисляемых исламом к «людям Писания» (ахль аль китаб). Воздействие подобных
контактов на
развитие К. можно усмотреть из «Спора христианина и сарацина» Иоанна Дамаскина:
в этом соч.
фатализму раннего К. противопоставлен христ. принцип свободы воли. По мере
усложнения
взаимоотношений между религ.-политич. группировками в исламе (мурд-жииты,
хариджиты, шииты)
определение ортодоксальных позиций значительно затруднилось. В период
возникновения К. гл.
объектами споров были вопросы о больших и малых грехах, о предопределении
(кадар). Произошло
разделение на джабаритов, сторонников предопределения, и кадаритов, склонных
признавать
определ. свободу действия человека.
В основе К. мутазилитов лежал дух сомнения: «Когда спорят учёные, то правы обе
стороны».
Мутазилиты расширили круг обсуждаемых в К. проблем, включив в него вопросы о
первом
творении, о единстве бога (таухид) и его атрибутах (сифат), развили учение об
атомах и о
«присвоении» (касб).
Идейными основоположниками ортодоксального К. явились Ашари и Матуриди (ум.
944). По словам
одного из современников, «мутазилиты некогда высоко держали голову, но их
царство кончилось,
когда бог послал Ашари». Ашари, к-рый первоначально был мутази-литом, защищал
ортодоксальные
воззрения ислама доводами, введёнными в оборот мутазилитами, и называл своё
учение «средним
направлением» (мазхаб аусат), отвергая всякие «крайности» (фатализм джабаритов,
волюнтаризм
мутазилитов и т. п.). Наиболее известными последователями Ашари были аль-
Бакиллани (ум. 1013),
Газали, аль-Джувайни (ум. 1085). Учение Матуриди принципиально мало отличалось
от учения
Ашари (знатоки насчитывали ок. полутора десятков формальных различий между
ними); они
получили распространение в разных областях халифата.
Окончат. оформление К. относится к сер. 11 в.: в 1041 халиф аль-Кадир издал указ
с изложением
канонич. символа веры, запретив спорить о взглядах, отклоняющихся от него.
Последние излагались
после-
240 КАЗУИСТИКА
дователями К.— мутакаллималп в соответствии с прин-ципом «била кайфа» («не
спрашивай как»).
В то же время наличие различных школ и постоянные к?нтакты с представителями
христианства,
иудаизма и др. ве роучений способствовали развитию сравнит. теологии в рамках К.
[труды по
истории других религий и му-сульм. ересей Абу Майсура аль-Багдади (ум.
1031), Ибн Хазма
(ум. 1064), аш-Шахрастани (ум. Ибн Таймиййа (ум. 1328) и др.].
Усвоение каламом в 10—12 вв.— в эпоху расцвета араб. философии — неоплатонич.
онтологии и
аристо-телевской силлогистики сопровождалось в то же время выработкой отрицат.
отношения к
философии в целом нашедшего своё законченное выражение в соч. Газали. К. отверг
прежде всего
представления о вечности мира и смертности души в аристотелизме и саму традицию
независимого
комментирования антич. философов.
После периода общего упадка, связанного с монг. нашествием (сер. 13 —кон. 14
вв.), происходит
извест-ное возрождение и консервация формальных мыслит. схем классич. К. Поздний
К. (15 в.)
развивается в русле мистики суфизма (исфаханская школа и др. течения шиитского
К.).
• Wolfson H. ?., The philosophy of the Kalam, Camb/ (Mass.) — L., 1076; см.
также лит. к ст. Ислам.
КАЛОКАГАТЙЯ (греч. ???????????, от ????? -прекрасный и ? ????? —
хороший), идеал
физич. и нравств. совершенства. Идеал К. сложился в среде аристократии
гомеровской и архаич.
эпохи, где физизич. сила и ловкость, приносившие успех в атлетич. состя-заниях,
ставились в один
ряд с высшей добродетелью -доблестью воина. Идеал К. был затем усвоен греч. де
мократией и ярко
проявился в классич. эпоху (5 в. до н. э.) в скульптуре, в частности в
творчестве Поликлета и Фидия,
и в поэзии, в особенности в эпиникиях ?ин-дара и в трагедиях Софокла.
* Лосев ?. ?., Классич. К. и ее типы, в кн.: Вопросы эстетики, в. 3, М.,
1960, с. 411—75.
КАЛЬВИН (Calvin, латинизиров. Calvinus, франц. Cauvin — К о в е н)
Жан (10.7.1509,
Нуайон, Фран-ция,— 27.5.1564, Женева), деятель Реформации, осно-ватель
кальвинизма
(пуританства). Получил богослов-ское и юридич. образование, в 1533 под влиянием
идей Лютера
отрёкся от католицизма и примкнул к протестантскому движению.
В осн. соч. «Наставления в христ. вере» К. не выдвинул принципиально новых идей,
но
систематизировал идеи Лютера, Цвингли и др. реформаторов. К. дополнял и
совершенствовал
«Наставления» в течение всей жизни: в 1-м изд. (1536, Базель) — 6 глав, в
последнем прижизненном
изд. (6-е, 1559, Женева) — 80 глав.
К. наиболее последовательно развил учение об «абс. предопределении», к-рое
является основой всей
протестантской теологии. По К., бог ещё до сотворения мира предопределил одних к
спасению,
других — к гибели; никакие усилия человека не могут изменить этого, но каждый
должен быть
уверен, что он — «божий избранник». Успех в профессиональной деятельности —
признак,
подтверждающий богоизбранность. Профессия выступает как призвание, место
служения богу,
поэтому профессиональный успех становится самоценностью, а не средством
достижения мирских
благ, но он должен дополняться мирским аскетизмом. Эта установка стала
оправданием
капиталистич. предпринимательства, а «весь секрет» мирского аскетизма, по словам
Ф. Энгельса,
состоял в «буржуазной бережливости» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 7, с.
378).