<< Пред. стр. 131 (из 449) След. >>
13.4.1945, Принстон,Нью-Джерси), нем. философ-идеалист, представитель мар-бургской школы
неокантианства. Проф.
(1919—33) и ректор (1930—33) Гамбургского ун-та. С 1933 в эмиграции: в Оксфорде
(Великобритания), в 1935—41 в Гстеборге (Швеция), с 1941 в США. В начале своей
деятельности
занимался фйлос. проблемами естествознания, разработал теорию понятий, или
«функций»; после
1920 создаёт оригинальную философию культуры. Вслед за Ко геном и Наторпом К.
устраняет из
кантов-ской системы понятие «вещи в себе» как одного из двух (наряду с субъектом
познания)
факторов, созидающих мир опыта; материал для построения опыта («многообразие»)
создастся у К.
самой мыслью. Соответственно пространство и время перестают быть созерцаниями
(как у Канта) и
превращаются в понятия. Вместо кан-товских двух сфер — теоретич. и практич.
разума, по К.,
существует единый «мир культуры», идеи практич. разума из регулятивных
становятся, как и
категории, конститутивными, т. о. созидающими мир принципами. К. называет их
«символич.
функциями», поскольку они представляют высшие ценности, связанные для Канта с
«божественным»
в человеке. Разнообразные сферы культуры, называемые К. «символич. формами»
(язык, миф,
религия, иск-во, наука, история), рассматриваются им как самостоятельные,
несводимые друг к другу
образования. Философия культуры К. определяет и понимание им человека как
«животного,
созидающего символы». Автор историко-фи-лос. работ о Лейбнице, Канте, Декарте,
философии Воз-
рождения, Просвещения и др.
В Das Erkenntnisproblem in der Philosophie und Wissenschaft der neueren Zeit, Bd
1 — 4, B., 1908—57; Freiheit und Form, B.,
1916; Philosophie der symbolischen Formen, Bd 1—3, B., 1923— 1929; An essay on
man, New Haven — L., [1945]; The myth
of the state, L., 1946; в рус. пер.— Познание и действительность, СПБ, 1912;
Теория относительности Эйнштейна, П.,
1922.
250 КАСБ
• Buczynska H., Cassirer, Warei., i963; E. · Cassirer, hrsg. v. P.
A. .Schupp, В., 1960.
КАСТЫ (португ. casta — род, поколение, происхождение, от лат. caslus — чистый;
санскр.
эквивалент — джати), эндогамные наследств, группы людей, занимающие оцредел.
место в
социальной иерархии, связанные с традиц. занятиями и ограниченные в общении друг
с другом. В
той или иной форме признаки касто-вого деления имелись в обществ. строе многих
древних и ср.-
век. гос-в (привилегиров. К. жрецов в Др. Египте, Др. Иране, сословие самураев в
Японии и т. д.), но
только в Индии кастовая организация превратилась во всеобъемлющую социальную
систему. Здесь
она возникла в древнем и раннесредневековом обществе первоначально в рамках
четырёх сословий
— варн — в процессе складывания этнич. общностей из родо-плем. групп и
формирования феод.
социально-классовой структуры. Образование новых К. (гл. обр. ремесленных и
торговых) было
связано с дальнейшим обществ. разделением труда. «Примитивная форма, в которой
осуществляется
разделение труда у индусов и египтян, порождает кастовый строй в государстве и в
религии этих
народов», — отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс (Соч., т. 3, с. 38). Система К. —
важный составной эле-
мент всей религ. системы индуизма. Индуизм способствовал развитию
универсальности кастовой
организации: раз возникнув, К. вбирали в себя любую группу — сословную,
профессиональную,
этническую или религиозную. Поэтому наряду с осн. массой К., выражавших
сословно-классовое и
проф. деление индийского феодального общества, возникли К. на основе религиозных
сект (госаин,
йоги, лингаяты) и ассимилированных крупными этническими общностями племён.
В пределах расселения каждой инд. народности К. образуют иерархич. структуру.
Верх, слой
кастовой иерархии составляли брахманские и воен.-земледельч. К., из к-рых
формировался класс
феодалов. Высокое место занимали гор. торгово-ростовщич. К. Ниже стояли К.
арендаторов и
ремесленников нек-рых специальностей (ткачей, ювелиров, горшечников, плотников,
кузнецов и др.).
Самые низшие ступени сословно-кас-товой иерархии занимали К., члены к-рых не
обладали правами
общинного владения и пользования землёй. Большинство их составляло слой
полурабов-полукре-
постных, контакт с ними считался оскверняющим для лиц более высоких К. Поэтому
они получили
назв. «неприкасаемых».
К. функционируют в оиредел. терр. границах (деревни, группы деревень, гор.
квартала, всего города).
Во главе К. стоят советы - панчаяты, к-рые контролируют экономич. и обществ.
деятельность членов
К., следят за выполнением кастовых правил, отправляют правосудие.
К. оказали влияние на формирование классов в инд. обществе. Так, осн. часть инд.
буржуазии —
выходцы из торгово-ростовщич. К., осп. часть верх. слоев крестьянства, а также
чиновничества и
интеллигенции — из воен.-земледельч. и брахманских К. «Неприкасаемые» стали
одним из гл.
источников формирования с.-х. пролетариата.
По инд. конституции (1950) К. равноправны, кастовая дискриминация запрещена
законом (1955).
Однако кастовые различия, прежде всего в деревне, всё ещё используются в
политич. борьбе,
поскольку политич. структура совр. Индии своеобразно адаптировала К. как
наиболее
универсальную в стране форму традиционной обществ. организации. Коммунистич.
партий Индии и
др. прогрессивные силы борются за фактич. равенство К.
• К. в Индии, М., 1965; Кудрявцев М. К., Община и К. в Хиндустане, М., 1971; S e
na r t E., Les castes dans Plndc P., 1927;
? ? 11 o n .Т.Н., Caste in India, I;., 19613; G h u-ryc G. S., Caste, class and
occupation, Bombay, 19614· Kar ye I., Hindu society
— an interpretation, Poona, 1961; S r i n i v a s M. N., Caste in modern
India,Bombay,1962; D u -m o n t L., Homo hierarchicus,
P., 1966.
КАТАРСИС (греч. — очищение), термин др.-греч. философии и эстетики для
обозначения сущности эстетич. переживания. Восходит к древнему пифагореизму, к-
рый
рекомендовал музыку для очищения души. Гераклит, по свидетельству стоиков,
говорил об
очищении огнём. Платон выдвинул учение о К. как освобождении души от тела, от
страстей или от
наслаждений. Аристотель отмечал воспитат. и очистит. значение музыки, благодаря
к-рой люди
получают облегчение и очищаются от своих аффектов, переживая при этом
«безвредную радость».
Знаменитое определение Аристотелем трагедии как очищения от аффектов, развитое в
не дошедшей
до нас части «Поэтики», вызвало появление целой лит-ры о том, как следует
понимать здесь К. (см.
«Поэтика»).
В учении Фрейда термин «К.» употреблялся для обозначения одного из методов
психотерапии, • Л о
с е в А. Ф., История антич. эстетики, [т. 4] — Аристотель и поздняя классика,
М., 1975, с. 178—215;
Eise G. F., Aristotle's Poetics. The argument, Camb., 1957; B r u n i u s T.,
Inspiration and Katharsis,
Uppsala, 1966.
КАТАФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ (от греч. ??????????? — утвердительный), теология,
описывающая бога посредством позитивных утверждений, атрибутов и обозначений,
употребление
к-рых в силу трансцендентности бога мыслится неизбежно метафорическим, но в силу
т. н. аналогии
бытия (см. Аналогия) признаётся оправданным. См. Апофатическая теология.
КАТЕГОРИИ (от греч. ????????? — высказывание, обвинение; признак) в философии,
предельно
общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные
связи и
отношения реальной действительности и познания. Будучи формами и устойчивыми
организующими
принципами процесса мышления, К. воспроизводят свойства и отношения бытия и
познания во
всеобщей и наиболее концентрированной форме.
Ранние формы филос. анализа К. возникли в древности в учениях, пытавшихся
выявить осн.
принципы бытия. Впервые учение о К. было систематически изложено в трактате
Аристотеля
«Категории», обобщившем попытки предшествующей филос. мысли выделить наиболее
общие
понятия о мире и способах его познания. Составленная Аристотелем таблица
включала та-кие К., как
сущность (субстанция), количество, ка-чество, отношение, место, время,
положение, состоя-ние,
действие и страдание; она оказала определяющее влияние на развитие учения о К.
вплоть до нового
вре-мени, когда были предприняты попытки изменить её состав в связи с
достижениями философии
и конкрет-ных наук.
Новый этап в анализе К. открыло учение Канта, к-рый рассматривал К. как
априорные формы
рассудка, характеризующие не мир «вещей в себе», а познающего субъекта,
структуру его мышления.
У Канта К. делятся на следующие разряды: качество (реальность, от-рицание,
ограничение),
количество (единство, множест-во, цельность), отношение (субстанция и свойство,
причина и
действие, взаимодействие), модальность (возможность и невозможность,
действительность и
недействительность, необходимость и случайность). Категориальная таблица Канта,
связанная с его
априоризмом, игнорировала отражат. характер К.: последние рассматривались у
Канта как
неизменные формы мышления, упорядочивающие опыт.
Новый подход к К. и диалектич. трактовку их на основе объективного идеализма
выдвинул Гегель.
Представляя взаимосвязи и взаимопереходы К. как порож-дения абс. идеи, он свёл
их в следующую
таблицу: бы-тие (качество, количество, мера), сущность (основание, явление,
действительность;
причём в эту последнюю входят субстанция, причина и взаимодействие), понятие
(субъект, абс. идея,
объект).
В совр. бурж. философии отрицается объективной значение К., их диалектич.
взаимосвязь,
обусловлен-ность их развития науч. познаниим и обществ.-историч.
практикой. В логич. позитивизме (Р. Карнап, О. Ней-
рат) филос. анализ К. подменяется формально-логич. анализом терминов языка,
соотношений между
ними в связи с изучением таких областей науч. знания, как логика, математика,
физика.
Экзистенциализм (Хайдеггер, Сартр, Ясперс), отражая кризис личности в условиях
совр. бурж.
общества, возводит в ранг онтологич. К. чувства страха, «заброшенности»,
«заботы» и т. п. Попытки
преодолеть субъективно-идеа-листич. установки неопозитивизма приводят нек-рых
представителей
бурж. философии к использованию категориального аппарата объективного идеализма
(Поп-пер).
Представители неотомизма выдвигают религ.-идеалистич. толкование К., утверждая,
что они су-
ществовали изначально в божеств. разуме как прообразы реальных вещей, свойств,
отношений.
В системе диалектич. материализма К. рассматри-ваются как результат обобщения
опыта историч.
развития познания и обществ. практики. К. (такие, как единичное и особенное,
часть и целое, форма
и содер-жание и др.) являются узловыми пунктами познания, «ступеньками»,
моментами
проникновения мышления в сущность вещей. Характеризуя познават. значение К.,
В. И. Ленин
писал: «Перед человеком сеть явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь,
не выделяет себя
из природы. Сознательный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения,
т. е. познания
мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладевать ею» (ПСС, т.
29, с. 85). В
процессе ис-торич. развития общества и познания изменяется роль и место отд. К.
Филос. мышление
обогащается новыми К. (напр., структура, система и др.). Вместе с тем
происходит дальнейшее
развитие уже сложившихся ?.
Развитие науч. знания привело к вычленению ряда фундаментальных понятий, к-рые
приобретают
кате-гориальный смысл, поскольку они выполняют по от-ношению к конкретным
областям знания
функцию, сходную c K. филocoфии. Сyществуют приcyщиe мн. наукам (т.н.
общенаучные — напр.,
информация, са-морегуляция, симметрия). В науч. познании выделяют К., к-рые
определяют предмет
конкретной науки (напр., вид, организм в биологии и др.). В совр. философии
анализируется науч.-
категориальный аппарат, имеющий свою специфику и не совпадающий с системой
филос. К., хотя и
неразрывно связанный с ней. Выяв-ление осн. элементов категориального аппарата
кон-кретной
науки позволяет раскрыть логику её разви-тия, закономерного преобразования строя
сё понятий. К.
философии1 постоянно аккумулируя в себе резуль-таты развития отд. наук,
способствуют выделению
и синтезу мировоззренч. и общеметодологич. моментов в содержании науч. мысли.
К. филос. науки находятся в определ. связи между собой и представляют собой
систему, к-рая
строится на основе единства исторического и логического. Каж-дая из К. может
быть осмыслена
лишь как элемент всей системы К. Важной задачей марксистско-ленинской
философии является
построение такой системы К., к-рая в сокращённом виде отражала бы
формирование и историч.
развитие категориальной структуры че-ловеч. мышления. См. также
Диалектический мате-
риализм, Диалектика.
• Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Эн-гельс Ф., Соч., т. 20; Ленин В.
И,, Филос. тетради, ПСС, т. 29;
Георгиев Ф. И., К. материалистич. диалектики, М., I960; Шептулин А. П., Система
К. диалектики, М., 1967; К.
диалектики как ступени познания, М., 1971; Сага-товский В. Н., Основы
систематизации всеобщих К., Томск, 1973;
Материалистич. диалектика. Краткий очерк теории, М., 1980, гл. 1. А. Г. Спиркин,
М. Г. Ярошевский.
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ (от лат. impera-tivus — повелительный), термин,
введённый
Кантом в «Критике практического разума» (1788) и обозначающий,в отличие от
условного
«гипотетич. императива»,
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ 251
основной закон его этики. Имеет две формулировки: «... поступай только согласно
такой максиме,
руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала
всеобщим законом»
(Кант И., Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965, с. 260) и «... поступай так, чтобы ты
всегда относился к
человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда
не относился бы к
нему только как к средству» (там же, с. 270). Первая формулировка выражает
характерное для Канта
формальное понимание этики, вторая ограничивает этот формализм. Согласно Канту,
К. и. является
всеобщим общеобязательным принципом, к-рым должны руководствоваться все люди
независимо от
их происхождения, положения и т. д. Отвлечённо-формальный характер К. и. был
подвергнут
критике Гегелем.
Характеризуя постулаты кантовской этики, К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что Кант
«... превратил
материально мотивированные определения воли французской буржуазии в чистые
самоопределения