<< Пред.           стр. 131 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 13.4.1945, Принстон,
 Нью-Джерси), нем. философ-идеалист, представитель мар-бургской школы
 неокантианства. Проф.
 (1919—33) и ректор (1930—33) Гамбургского ун-та. С 1933 в эмиграции: в Оксфорде
 (Великобритания), в 1935—41 в Гстеборге (Швеция), с 1941 в США. В начале своей
 деятельности
 занимался фйлос. проблемами естествознания, разработал теорию понятий, или
 «функций»; после
 1920 создаёт оригинальную философию культуры. Вслед за Ко геном и Наторпом К.
 устраняет из
 кантов-ской системы понятие «вещи в себе» как одного из двух (наряду с субъектом
 познания)
 факторов, созидающих мир опыта; материал для построения опыта («многообразие»)
 создастся у К.
 самой мыслью. Соответственно пространство и время перестают быть созерцаниями
 (как у Канта) и
 превращаются в понятия. Вместо кан-товских двух сфер — теоретич. и практич.
 разума, по К.,
 существует единый «мир культуры», идеи практич. разума из регулятивных
 становятся, как и
 категории, конститутивными, т. о. созидающими мир принципами. К. называет их
 «символич.
 функциями», поскольку они представляют высшие ценности, связанные для Канта с
 «божественным»
 в человеке. Разнообразные сферы культуры, называемые К. «символич. формами»
 (язык, миф,
 религия, иск-во, наука, история), рассматриваются им как самостоятельные,
 несводимые друг к другу
 образования. Философия культуры К. определяет и понимание им человека как
 «животного,
 созидающего символы». Автор историко-фи-лос. работ о Лейбнице, Канте, Декарте,
 философии Воз-
 рождения, Просвещения и др.
 В Das Erkenntnisproblem in der Philosophie und Wissenschaft der neueren Zeit, Bd
 1 — 4, B., 1908—57; Freiheit und Form, B.,
 1916; Philosophie der symbolischen Formen, Bd 1—3, B., 1923— 1929; An essay on
 man, New Haven — L., [1945]; The myth
 of the state, L., 1946; в рус. пер.— Познание и действительность, СПБ, 1912;
 Теория относительности Эйнштейна, П.,
 1922.
 250 КАСБ
 • Buczynska H., Cassirer, Warei., i963; E. · Cassirer, hrsg. v. P.
 A. .Schupp, В., 1960.
 КАСТЫ (португ. casta — род, поколение, происхождение, от лат. caslus — чистый;
 санскр.
 эквивалент — джати), эндогамные наследств, группы людей, занимающие оцредел.
 место в
 социальной иерархии, связанные с традиц. занятиями и ограниченные в общении друг
 с другом. В
 той или иной форме признаки касто-вого деления имелись в обществ. строе многих
 древних и ср.-
 век. гос-в (привилегиров. К. жрецов в Др. Египте, Др. Иране, сословие самураев в
 Японии и т. д.), но
 только в Индии кастовая организация превратилась во всеобъемлющую социальную
 систему. Здесь
 она возникла в древнем и раннесредневековом обществе первоначально в рамках
 четырёх сословий
 — варн — в процессе складывания этнич. общностей из родо-плем. групп и
 формирования феод.
 социально-классовой структуры. Образование новых К. (гл. обр. ремесленных и
 торговых) было
 связано с дальнейшим обществ. разделением труда. «Примитивная форма, в которой
 осуществляется
 разделение труда у индусов и египтян, порождает кастовый строй в государстве и в
 религии этих
 народов», — отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс (Соч., т. 3, с. 38). Система К. —
 важный составной эле-
 мент всей религ. системы индуизма. Индуизм способствовал развитию
 универсальности кастовой
 организации: раз возникнув, К. вбирали в себя любую группу — сословную,
 профессиональную,
 этническую или религиозную. Поэтому наряду с осн. массой К., выражавших
 сословно-классовое и
 проф. деление индийского феодального общества, возникли К. на основе религиозных
 сект (госаин,
 йоги, лингаяты) и ассимилированных крупными этническими общностями племён.
 В пределах расселения каждой инд. народности К. образуют иерархич. структуру.
 Верх, слой
 кастовой иерархии составляли брахманские и воен.-земледельч. К., из к-рых
 формировался класс
 феодалов. Высокое место занимали гор. торгово-ростовщич. К. Ниже стояли К.
 арендаторов и
 ремесленников нек-рых специальностей (ткачей, ювелиров, горшечников, плотников,
 кузнецов и др.).
 Самые низшие ступени сословно-кас-товой иерархии занимали К., члены к-рых не
 обладали правами
 общинного владения и пользования землёй. Большинство их составляло слой
 полурабов-полукре-
 постных, контакт с ними считался оскверняющим для лиц более высоких К. Поэтому
 они получили
 назв. «неприкасаемых».
 К. функционируют в оиредел. терр. границах (деревни, группы деревень, гор.
 квартала, всего города).
 Во главе К. стоят советы - панчаяты, к-рые контролируют экономич. и обществ.
 деятельность членов
 К., следят за выполнением кастовых правил, отправляют правосудие.
 К. оказали влияние на формирование классов в инд. обществе. Так, осн. часть инд.
 буржуазии —
 выходцы из торгово-ростовщич. К., осп. часть верх. слоев крестьянства, а также
 чиновничества и
 интеллигенции — из воен.-земледельч. и брахманских К. «Неприкасаемые» стали
 одним из гл.
 источников формирования с.-х. пролетариата.
 По инд. конституции (1950) К. равноправны, кастовая дискриминация запрещена
 законом (1955).
 Однако кастовые различия, прежде всего в деревне, всё ещё используются в
 политич. борьбе,
 поскольку политич. структура совр. Индии своеобразно адаптировала К. как
 наиболее
 универсальную в стране форму традиционной обществ. организации. Коммунистич.
 партий Индии и
 др. прогрессивные силы борются за фактич. равенство К.
 • К. в Индии, М., 1965; Кудрявцев М. К., Община и К. в Хиндустане, М., 1971; S e
 na r t E., Les castes dans Plndc P., 1927;
 ? ? 11 o n .Т.Н., Caste in India, I;., 19613; G h u-ryc G. S., Caste, class and
 occupation, Bombay, 19614· Kar ye I., Hindu society
 — an interpretation, Poona, 1961; S r i n i v a s M. N., Caste in modern
 India,Bombay,1962; D u -m o n t L., Homo hierarchicus,
 P., 1966.
 КАТАРСИС (греч. — очищение), термин др.-греч. философии и эстетики для
 обозначения сущности эстетич. переживания. Восходит к древнему пифагореизму, к-
 рый
 рекомендовал музыку для очищения души. Гераклит, по свидетельству стоиков,
 говорил об
 очищении огнём. Платон выдвинул учение о К. как освобождении души от тела, от
 страстей или от
 наслаждений. Аристотель отмечал воспитат. и очистит. значение музыки, благодаря
 к-рой люди
 получают облегчение и очищаются от своих аффектов, переживая при этом
 «безвредную радость».
 Знаменитое определение Аристотелем трагедии как очищения от аффектов, развитое в
 не дошедшей
 до нас части «Поэтики», вызвало появление целой лит-ры о том, как следует
 понимать здесь К. (см.
 «Поэтика»).
 В учении Фрейда термин «К.» употреблялся для обозначения одного из методов
 психотерапии, • Л о
 с е в А. Ф., История антич. эстетики, [т. 4] — Аристотель и поздняя классика,
 М., 1975, с. 178—215;
 Eise G. F., Aristotle's Poetics. The argument, Camb., 1957; B r u n i u s T.,
 Inspiration and Katharsis,
 Uppsala, 1966.
 КАТАФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ (от греч. ??????????? — утвердительный), теология,
 описывающая бога посредством позитивных утверждений, атрибутов и обозначений,
 употребление
 к-рых в силу трансцендентности бога мыслится неизбежно метафорическим, но в силу
 т. н. аналогии
 бытия (см. Аналогия) признаётся оправданным. См. Апофатическая теология.
 КАТЕГОРИИ (от греч. ????????? — высказывание, обвинение; признак) в философии,
 предельно
 общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные
 связи и
 отношения реальной действительности и познания. Будучи формами и устойчивыми
 организующими
 принципами процесса мышления, К. воспроизводят свойства и отношения бытия и
 познания во
 всеобщей и наиболее концентрированной форме.
 Ранние формы филос. анализа К. возникли в древности в учениях, пытавшихся
 выявить осн.
 принципы бытия. Впервые учение о К. было систематически изложено в трактате
 Аристотеля
 «Категории», обобщившем попытки предшествующей филос. мысли выделить наиболее
 общие
 понятия о мире и способах его познания. Составленная Аристотелем таблица
 включала та-кие К., как
 сущность (субстанция), количество, ка-чество, отношение, место, время,
 положение, состоя-ние,
 действие и страдание; она оказала определяющее влияние на развитие учения о К.
 вплоть до нового
 вре-мени, когда были предприняты попытки изменить её состав в связи с
 достижениями философии
 и конкрет-ных наук.
 Новый этап в анализе К. открыло учение Канта, к-рый рассматривал К. как
 априорные формы
 рассудка, характеризующие не мир «вещей в себе», а познающего субъекта,
 структуру его мышления.
 У Канта К. делятся на следующие разряды: качество (реальность, от-рицание,
 ограничение),
 количество (единство, множест-во, цельность), отношение (субстанция и свойство,
 причина и
 действие, взаимодействие), модальность (возможность и невозможность,
 действительность и
 недействительность, необходимость и случайность). Категориальная таблица Канта,
 связанная с его
 априоризмом, игнорировала отражат. характер К.: последние рассматривались у
 Канта как
 неизменные формы мышления, упорядочивающие опыт.
 Новый подход к К. и диалектич. трактовку их на основе объективного идеализма
 выдвинул Гегель.
 Представляя взаимосвязи и взаимопереходы К. как порож-дения абс. идеи, он свёл
 их в следующую
 таблицу: бы-тие (качество, количество, мера), сущность (основание, явление,
 действительность;
 причём в эту последнюю входят субстанция, причина и взаимодействие), понятие
 (субъект, абс. идея,
 объект).
 В совр. бурж. философии отрицается объективной значение К., их диалектич.
 взаимосвязь,
 обусловлен-ность их развития науч. познаниим и обществ.-историч.
 практикой. В логич. позитивизме (Р. Карнап, О. Ней-
 рат) филос. анализ К. подменяется формально-логич. анализом терминов языка,
 соотношений между
 ними в связи с изучением таких областей науч. знания, как логика, математика,
 физика.
 Экзистенциализм (Хайдеггер, Сартр, Ясперс), отражая кризис личности в условиях
 совр. бурж.
 общества, возводит в ранг онтологич. К. чувства страха, «заброшенности»,
 «заботы» и т. п. Попытки
 преодолеть субъективно-идеа-листич. установки неопозитивизма приводят нек-рых
 представителей
 бурж. философии к использованию категориального аппарата объективного идеализма
 (Поп-пер).
 Представители неотомизма выдвигают религ.-идеалистич. толкование К., утверждая,
 что они су-
 ществовали изначально в божеств. разуме как прообразы реальных вещей, свойств,
 отношений.
 В системе диалектич. материализма К. рассматри-ваются как результат обобщения
 опыта историч.
 развития познания и обществ. практики. К. (такие, как единичное и особенное,
 часть и целое, форма
 и содер-жание и др.) являются узловыми пунктами познания, «ступеньками»,
 моментами
 проникновения мышления в сущность вещей. Характеризуя познават. значение К.,
 В. И. Ленин
 писал: «Перед человеком сеть явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь,
 не выделяет себя
 из природы. Сознательный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения,
 т. е. познания
 мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладевать ею» (ПСС, т.
 29, с. 85). В
 процессе ис-торич. развития общества и познания изменяется роль и место отд. К.
 Филос. мышление
 обогащается новыми К. (напр., структура, система и др.). Вместе с тем
 происходит дальнейшее
 развитие уже сложившихся ?.
 Развитие науч. знания привело к вычленению ряда фундаментальных понятий, к-рые
 приобретают
 кате-гориальный смысл, поскольку они выполняют по от-ношению к конкретным
 областям знания
 функцию, сходную c K. филocoфии. Сyществуют приcyщиe мн. наукам (т.н.
 общенаучные — напр.,
 информация, са-морегуляция, симметрия). В науч. познании выделяют К., к-рые
 определяют предмет
 конкретной науки (напр., вид, организм в биологии и др.). В совр. философии
 анализируется науч.-
 категориальный аппарат, имеющий свою специфику и не совпадающий с системой
 филос. К., хотя и
 неразрывно связанный с ней. Выяв-ление осн. элементов категориального аппарата
 кон-кретной
 науки позволяет раскрыть логику её разви-тия, закономерного преобразования строя
 сё понятий. К.
 философии1 постоянно аккумулируя в себе резуль-таты развития отд. наук,
 способствуют выделению
 и синтезу мировоззренч. и общеметодологич. моментов в содержании науч. мысли.
 К. филос. науки находятся в определ. связи между собой и представляют собой
 систему, к-рая
 строится на основе единства исторического и логического. Каж-дая из К. может
 быть осмыслена
 лишь как элемент всей системы К. Важной задачей марксистско-ленинской
 философии является
 построение такой системы К., к-рая в сокращённом виде отражала бы
 формирование и историч.
 развитие категориальной структуры че-ловеч. мышления. См. также
 Диалектический мате-
 риализм, Диалектика.
 • Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Эн-гельс Ф., Соч., т. 20; Ленин В.
 И,, Филос. тетради, ПСС, т. 29;
 Георгиев Ф. И., К. материалистич. диалектики, М., I960; Шептулин А. П., Система
 К. диалектики, М., 1967; К.
 диалектики как ступени познания, М., 1971; Сага-товский В. Н., Основы
 систематизации всеобщих К., Томск, 1973;
 Материалистич. диалектика. Краткий очерк теории, М., 1980, гл. 1. А. Г. Спиркин,
 М. Г. Ярошевский.
 КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ (от лат. impera-tivus — повелительный), термин,
 введённый
 Кантом в «Критике практического разума» (1788) и обозначающий,в отличие от
 условного
 «гипотетич. императива»,
 КАТЕГОРИЧЕСКИЙ 251
 основной закон его этики. Имеет две формулировки: «... поступай только согласно
 такой максиме,
 руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала
 всеобщим законом»
 (Кант И., Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965, с. 260) и «... поступай так, чтобы ты
 всегда относился к
 человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда
 не относился бы к
 нему только как к средству» (там же, с. 270). Первая формулировка выражает
 характерное для Канта
 формальное понимание этики, вторая ограничивает этот формализм. Согласно Канту,
 К. и. является
 всеобщим общеобязательным принципом, к-рым должны руководствоваться все люди
 независимо от
 их происхождения, положения и т. д. Отвлечённо-формальный характер К. и. был
 подвергнут
 критике Гегелем.
 Характеризуя постулаты кантовской этики, К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что Кант
 «... превратил
 материально мотивированные определения воли французской буржуазии в чистые
 самоопределения

<< Пред.           стр. 131 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу