<< Пред.           стр. 138 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 математика выступает у К. в качестве фундамента естеств. наук, учение о праве
 служит основой наук
 о духе.
 Сохраняя характерный для Канта приоритет прак-тич. разума по отношению к
 теоретическому, К.
 утверждает примат этики над наукой в логич. отношении. Этику К. рассматривает
 как логику воли.
 Религии, следуя Канту, он даёт моральное толкование, будучи при этом
 приверженцем иудаизма.
 Теоретич. познание и право, наука и правовое (либеральное) гос-во составляют, по
 К., фундамент
 культуры и условие свободы человеч. личности — важнейшей цели историч. развития.
 Социально-
 политич. воззрения К. выражали позиции либеральной буржуазии. Его теория
 «этического
 социализма» способствовала распространению ревизионизма в нем. социал-
 демократии.
 • Kants Begrundung der Asthetik, В., 1889; Kants Begrundung der Ethik, B.,
 I9102; System der Philosophie, Tl 1—3, B., 1922—
 1923; Kants Theorie der Erfahrung, B., 1925*.
 •Яковевко В., О теоретич. философии Г. К., «Логос», 1910, кн. 1; Б а к |> а д э
 е К. С., Очерки по истории новейшей и
 совр. бурж. философии, Тб., I960; Бурж. философия кануна и начала империализма,
 М., 1977; N a t o r p Р., H. Cohen als
 Mensch, Lehrer und Forscher, Marburg, 1918; Kinkel W H. Cohen. Einfuhrung in
 sein Werk, Stuttg., 1924.
 КОГНИТИВНЫЙ (от лат. cognitio - знание, познание), познаваемый, соответствующий
 познанию.
 КОЗИНГ (Kosiiig) Альфред (р. 15.12.1928, Вольф-дорф), нем. философ-марксист
 (ГДР), действит. чл.
 АН ГДР (1971). Чл. СЕПГ с 1948. Зав. сектором диа-лектич. материализма АОН при
 ЦК СЕПГ. Нац.
 пр. ГДР (1975). Область науч. деятельности: осн. мировоз-зренч. проблемы
 марксистско-ленинской
 философии, теории познания, теории науки, историч. материализма, теории нации.
 • Die nationale Lebensfrage des deutschen Volkes, B., 1962; в рус. пер.— Эрнст
 Фишер — совр. марксист?, М., 1971; Нация
 в истории и современности. (Исследование в связи с историко-материалнстич.
 теорией нации), М., 1978.
 КОЛИЧЕСТВО, категория материалистич. диалектики, к-рая отображает общее и единое
 в вещах и
 явлениях, характеризуя их с т. зр. относит. безразличия к конкретному содержанию
 и качеств.
 природе. Поскольку количеств. сравнение становится возможным только после
 качеств. познания
 предметов, исследование количеств.
 отношении связано с процессом абстрагирования (см. Абстракция). Первые попытки
 спец. анализа
 проблемы К. восходят к пифагорейцам и связаны с изучением природы чисел и их
 применением для
 познания мира. Как особую категорию К.рассматривал Аристотель: «Количеством
 называется то, что
 делимо на составные части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть
 по природе что-то
 одно и определённое нечто. Всякое количество есть множество, если оно счис-лимо,
 а величина —
 если измеримо» (Met. V 13, 1020 а 7—10; рус. пер., Соч., т. 1, М., 1975).
 В новое время, в связи с исследованием движения и введением переменных величин в
 математику,
 Декарт, и в особенности Ньютон и Лейбниц, развивали более общее представление о
 К., включая в
 последнее не только постоянные, но и переменные величины, а также отношения
 порядка и
 сравнения. Впервые диалектич. взаимосвязь К. и качества и их различие выявил
 Гегель: если при
 изменении качества происходит превращение данной вещи в другую вещь, то
 количеств. изменение в
 известных границах не вызывает подобного превращения.
 В работах классиков марксизма-ленинизма К. рассматривается прежде всего в связи
 с объективной
 характеристикой реально общих, однородных и единых моментов, присущих различным
 по своей
 качеств. природе вещам. «...Различные вещи становятся количественно сравнимыми
 лишь после того,
 как они сведены к одному и тому же единству. Только как выражения одного и того
 же единства они
 являются одноименными, а следовательно, сравнимыми величинами» (Маркс К., см.
 Маркс К. и
 Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 58—59). В. И. Ленин связывал прогресс в физике с
 приближением «...к
 таким однородным и простым элементам материи, законы движения которых допускают
 мате-
 матическую обработку...» (ПCC, т. 18, с. 326). Подобная математич. обработка
 связана с
 абстрагированием общего и однородного в исследуемых вещах и явлениях; именно
 поэтому
 математику нередко определяют как науку об абстрактных структурах (напр.,
 концепция школы Н.
 Бурбаки).
 С целью установления количеств. определённости предмета сравниваются
 составляющие его
 элементы — пространств. размеры, скорость изменения, степень развития — с
 определ. эталоном как
 единицей измерения. Чем сложнее явление, тем труднее его подвергнуть изучению
 количеств.
 методами (напр., явления в сфере нравственности, политики, эстетич. восприятия
 КОЛИЧЕСТВО 263
 мира и т. п.); в этих случаях часто прибегают к различного рода шкалам. Процесс
 познания реального
 мира как исторически, так и логически совершается таким образом, что познание
 качества
 предшествует познанию количеств. отношений. Наука движется от качеств. оценок и
 описаний
 явлений к установлению количеств. закономерностей; опираясь на последние, она
 получает
 возможность глубже исследовать качество.
 К. находится в единстве с качеств. определённостью явлений, вещей, процессов;
 это единство
 составляет их меру. Изменение количеств. определённости вещей в границах меры не
 затрагивает их
 качества. За этими пределами количеств. изменения сопровождаются изменением
 качества. См.
 Переход количественных изменений в качественные.
 • Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; его же,
 Диалектика природы, там же; Ленин В. И.,
 Филос. тетради, ПСС, т. 29; Т и м о ф е-ев И. С., Методология, значение
 категорий «качество» и «К.», М., 1972.
 КОЛЛЕКТИВ (от лат. collectivus — собирательный) социалистический, одна из
 важнейших ячеек
 социалистич. общества; относительно компактная социальная общность, объединяющая
 людей, за-
 нятых решением конкретной обществ. задачи. К. сочетает интересы индивида и
 общества и основан
 на общности целей, принципах социалистич. сотрудничества, выступающих для его
 членов в виде
 ценностных ориентации и норм деятельности.
 В соответствии с видом деятельности различаются К. трудовые, учебные, военные,
 бытовые,
 спортивные, художеств. самодеятельности и др. Осн. место в обществе принадлежит
 трудовым К.,
 среди к-рых важнейшими являются производств. К.
 Социалистич. революция создаёт материальные и духовные условия (обществ.
 собственность на
 средства произ-ва, социалистич. нормы отношений, идеалы, ценности и др.),
 обеспечивающие
 создание различного рода К. С развитием социалистич. общества происходят
 изменения в функциях
 и структуре К., его движение от первоначальных к более зрелым формам
 коммунистич. типа.
 Главными функциями К. являются: предметная — непосредств. осуществление той
 задачи, ради к-
 рой он возник и существует; социально-воспитательная — обеспечение сочетания
 интересов
 общества и индивида путём развития разнообразных способностей индивида. Размер и
 задача К.
 обусловливают его органи-зац. структуру: она может быть одно-, двух- или
 многоступенчатой (напр.,
 бригада, цех, завод). В качестве первичного уровня К. выступает малая группа,
 где существуют
 непосредств. отношения между индивидами. К. обладает как официальной
 (формальной) структурой,
 так и социально-психологич. (неформальной) структурой, складывающейся на основе
 личных
 симпатий и антипатий. Поскольку личностные отношения существенно влияют на
 поведение людей,
 в т. ч. и на их отношение к труду, установление оптим. отношения между
 формальной и
 неформальной структурами имеет большое значение для успешного функционирования
 К.
 В каждом К. наблюдается определ. степень изменения состава. Это вызывается как
 объективными
 причинами, обусловленными научно-технич. прогрессом, законом перемены труда,
 демографич. и
 иными законами, так и субъективными, зависящими от характера отношений внутри К.
 Нек-рые К.
 периодически изменяют свой состав (уч. заведения, армейские подразделения).
 Существуют также
 временные К. (напр., К. строителей ГЭС).
 Важнейшую роль в К. играют ячейки массовых обществ.
 орг-ций — партийных, комсомольских, профессиональных и др., к-рые призваны
 активно влиять на
 264 КОЛЛЕКТИВ
 деятельность К., поднимать сознание его членов до уровня требований,
 предъявляемых обществом,
 противодействовать возникновению местничества, т. н. коллективного эгоизма.
 Серьёзное значение
 для создания здорового нравственно-психологич. климата в К. имеет деятельность
 руководителей
 разных уровней, призванных сочетать организаторскую и воспитат. работу.
 Положение и ценность человека в К. определяются преим. его личными качествами и
 способностями,
 от к-рых зависит в значит. степени и характер его отношений с др. членами К.
 Каждый человек
 обычно принадлежит к неск. К. (трудовому, бытовому, спортивному или др.), где
 развиваются его
 различные способности.
 Оценка К. — могучий стимул деловой и обществ. активности индивида, побуждающий
 его к
 постоянному совершенствованию, способствующий развитию коллективизма. Член К.
 нравственно
 ответствен не только за свою деятельность, но и за деятельность др. членов К. и
 всего К. в целом. Он
 должен соотносить свои действия с действиями К. и подчиняться требованиям
 коллективной
 дисциплины. Отд. индивид иногда может лучше понимать задачи, объективно стоящие
 перед К.,
 нежели большинство его членов. В таком случае индивид может и морально обязан
 выступить перед
 К. с обоснованием своих взглядов, отстаивать их, что служит интересам общества,
 а в конечном
 счёте и самого К. Показателями уровня развития К. служат: степень единства
 индивида и К. при
 условии возрастающей обществ. активности индивида и его требований к самому себе
 и к К.
 (включая его руководителей); степень единства К. и общества при условии растущей
 самостоятельности действий К., предполагающей высокую сознательность его членов.
 В развитом социалистич. обществе возрастает соответствие интересов общества,
 трудового К. и
 индивида. Важная роль в этом принадлежит социалистич. соревнованию, одна из осн.
 функций к-
 рого состоит в том, чтобы поднимать менее развитые в социальном отношении К. до
 уровня
 передовых. Примером таких К. является К. коммунистич. труда. Движение за
 коммунистич.
 отношение к труду становится делом соз-нат. творчества всё более широких масс
 трудящихся и
 находит яркое выражение в разработке и осуществле-нии планов социального
 развития трудовых К.
 Широкие права трудовых К. в обсуждении и решении гос. и обществ. дел, вопросов
 управления и
 социального развития, труда и быта, использования средств предприятий и
 учреждений и др.
 закреплены в Конституции СССР. К. играют огромную роль в формировании у сов.
 людей
 коммунистич. мировоззрения, воспитании коммунистич. отношения к труду и сознат.
 дисциплины,
 преодолении пережитков прошлого в сознании и поведении. В трудовых К.
 осуществляется одна из
 центр. задач партии — всё более широкое вовлечение трудящихся в управление
 произ-вом и
 обществом.
  Н. И. Лапин.
 КОЛЛЕКТИВИЗМ, характерная черта социалистич. и коммунистич. обществ. отношений и
 принцип коммунистич. морали, раскрывающий взаимоотношения отд. человека и
 общества в целом,
 личности и коллек-тива. К. противоположен индивидуализму. Исторически К. как
 нравств. принцип
 зарождается ещё в условиях бурж. общества в среде рабочего класса в объединённых
 действиях
 пролетариев против капитала. Но лишь в социалистич. обществе К. становится
 всеобщим принципом
 отношений людей во всех сферах обществ. жизни, важнейшим требованием нравств.
 поведения
 человека. Социальной основой социалистич. К. является обществ. собственность на
 средства произ-
 ва, уничтожение эксплуатации человека человеком. К. предполагает такие отношения
 между
 обществом и личностью, при к-рых развитие общества в целом создаёт благоприятные
 условия для
 всестороннего разви-тия личности, а развитие последней есть условие прог-ресса
 всего общества.
 Осн. требования, вытекающие
 из принципа К. в отношениях между людьми: товарищеская взаимопомощь, осознание и
 выполнение
 долга перед обществом, сознат. сочетание обществ. интересов с личными, уважение
 коллектива и его
 интересов. Принцип К. предполагает высокую меру личной ответственности человека:
 каждый
 отвечает не только за свой собств. образ жизни и поступки, но и за судьбы
 коллектива, в конечном
 счёте за судьбы общества.
 Программа КПСС ставит целью утверждение коллективистских начал во всех сферах
 жизни.
 Моральный кодекс строителей коммунизма включает как важнейший принцип
 «коллективизм и
 товарищескую взаимопомощь: каждый за всех, все за одного». «Совместный,
 планомерно
 организованный труд членов общества, их повседневное участие в управлении
 государственными и
 общественными делами, развитие коммунистических отношений товарищеского
 сотрудничества и
 взаимной поддержки ведут к преобразованию сознания людей в духе коллективизма,
 трудолюбия и
 гуманизма» (Программа КПСС, 1972, с. 117).
 КОЛЛИНГВУД (Collingwood) Робип Джордж (22. 2.1889, Картмел-Фелл, Ланкашир,—
 9.1.1943,
 Конис-тон, Ланкашир), англ. философ-идеалист и историк, представитель
 неогегельянства;
 специалист по древней истории Британии. Испытал влияние Кроче. К. стремился
 установить связь
 между философией и историей, считая, что философия должна усвоить методы истории
 и что обе
 дисциплины имеют общий предмет — исторически развивающееся человеч. мышление.
 Историк изу-
 чает его, анализируя продукты духовной и материальной культуры, а философ — на
 основе
 истолкования данных самосознания и рефлексии. Мышление образует, по К.,
 восходящую иерархию
 «форм духовной активности», к-рая основывается на воображении, символизации и
 абстракции (иск-
 во, религия, наука, естествознание, история и философия). В противовес
 неопозитивизму К.
 отстаивал традиции идеалистич. метафизики, восходящей к Платону и Гегелю.
 • Speculum mentis, Oxf., 1924; An essay on philosophical method, Oxf., ?1933];
 The new Leviathan, Oxf., 1942; The idea of
 nature, Oxf., 1960; в рус. пер.— Идея истории, M., 1980. ? Кисеель ?. ?.,
 «Критич. философия истории» D Велико-
 британии, «ВИ», 1968, ?? 5; е г о же, Учение о диалектике в бурда, философии 20
 в., [Л.], 1970; D o n a g a n ?., The later
 philosophy of R. G. Collingwood, Oxf., 1962; Mink L. O., Mind, history and

<< Пред.           стр. 138 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу