<< Пред.           стр. 143 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 представление о К.
 даётся знанием присущей ему меры, к-рая предполагает возможность выхода за неё,
 т. е. отрицания
 данного К., перехода или превращения его в другое. Учёт этого приводит к
 диалектич. концепции К.,
 согласно к-рой оно может быть понято только как единство собств. бытия с
 небытием, как
 взаимопереход их друг в друга, как нечто изменяющееся, преходящее. Рассмотрение
 процесса
 изменения К., в ходе к-рого совершается постоянный выход за его границу, ведёт к
 идее
 бесконечного. Связь К. с бесконечным носит двоякий характер: во-первых, всякий
 конечный объект
 связан с бесконечным многообразием др. конечных объектов «вне себя»
 (экстенсивная
 бесконечность); во-вторых, он содержит бесконечное в себе как выражение
 всеобщих, инвариантных
 характеристик (интенсивная бесконечность). Следовательно, при познании любого
 материального
 объекта обнаруживается единство К. и
 бесконечного. Познание «заключается в том, что мы находим и констатируем
 бесконечное в
 конечном, вечное — в преходящем» (Э н г о л ь с Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф.,
 Соч., т. 20, с. 548).
 КОНКРЕТНОЕ, см. в ст. Восхождение от абстрактного к конкретному.
 КОНСЕРВАТИЗМ (франц. conservatisme, от лат. con-servo — охраняю, сохраняю),
 обозначение
 идейно-по-литич. течений классово антагонистич. общества, противостоящих
 прогрессивным
 тенденциям социального развития. Носителями идеологии К. выступают обществ.
 классы и слои, заинтересованные в сохранении существующих обществ. порядков.
 Характерные осо-
 бенности К.— враждебность и противодействие прогрессу, приверженность
 традиционному и
 устаревшему.
 Впервые термин «К.» был употреблён франц. писателем Ф. Шатобрианом и означал
 идеологию
 феод.-ари-стократич. реакции периода франц. бурж. революции кон. 18 в., критику
 идей
 Просвещения «справа», апологию феод. устоев и дворянско-клерикальных привилегий
 (Э. Берк, С.
 Колридж, У. Вордсворт, Ф. Новалис, Ж. де Местр, Ф. Ламенне, Л. Вональд и др.). В
 20 в. К. в
 капиталистич. странах стал выражать интересы нек-рых бурж. кругов, выступающих
 за сохранение
 свободы рыночных отношений и сопротивляющихся наступлению гос.-монополистич.
 капитализма.
 Сторонники К. ведут борьбу против либерализма и против социализма.
 В зап. лит-ре распространено также расширит., т. н. ситуационное понимание К.
 (С. Хантингтон, Ф.
 Мейер и др.) как системы идей, используемой для оправдания и стабилизации любой
 обществ.
 структуры, независимо от её объективного значения и места в социально-исто-рич.
 процессе.
 Марксистское понимание К. основывается на методо-логич. принципах историч.
 материализма,
 признании необратимости отд. этапов обществ. процесса. К. Маркс и Ф. Энгельс
 рассматривали К.
 как тенденцию к стабилизации, упрочению условий существования вытесняемых с
 историч. арены
 обществ. слоев (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 4, с. 453—54).
 Идеология К. выступает в двух различных формах: как апология существующих
 порядков; как
 ностальгия по утерянному социальному статусу. В различных формах К.
 обнаруживаются общие
 идейные установки: признание существования всеобщего морально-религ. «порядка»,
 несовершенства человеч. природы, убеждение в прирождённом неравенстве людей,
 ограниченных
 возможностях человеч. разума, необходимости классовой иерархии, предпочтение
 устоявшихся
 обществ. институтов и др. Эти элементы периодически воспроизводятся в различных
 формах К.
 Хотя специфика К. не определяется какой-то единой консервативной идеологич.
 традицией, нередко
 «устаревшая» идеология усваивает комплекс идейных элементов, присущих к.-л.
 предшествующей
 форме консервативной идеологии (напр., т. н. совр. традиционализм заимствует
 нек-рые положения
 феод.-аристократич. К.). В новых обществ. условиях изменяются социальные функции
 той или иной
 идеологии (напр., в условиях гос.-монополистич. капитализма идеология классич.
 либерализма
 приобретает консервативную функцию).
 Переход от прошлого к настоящему идеологами К. мыслится как стабилизация не
 подлежащей
 изменению социальной формы. К. объявляет социальной утопией и отвергает
 возможность
 вмешательства субъекта в ход историч. процесса, скептически относится к
 возможностям волевых
 решений социальных проблем. В то же время идеология К. произвольно вводит
 прошлое во всём его
 историч. объёме в настоящее, создавая консервативную утопию.
 Идеология К. в зап. идейно-политич. жизни заметно уступала по влиянию
 либерализму. Осн.
 расхождения между ними касались роли и функции гос-ва. Начиная
 с 30-х гг. 20 в. либералы (особенно в США) настаивали на гос. регулировании
 экономики и передаче
 гос-ву ряда социальных функций, тогда как консерваторы продолжали выступать за
 свободу
 рыночных отношений. В 70-х гг. на Западе (США, ФРГ и др. страны) появился и
 приобрёл влияние т.
 н. неоконсерватизм, представляющий собой специфич. реакцию на тенденции
 либерального
 реформизма 60-х гг. Неоконсерваторы в принципе признают необходимость гос.
 вмешательства в
 экономику, но отводят значит. роль рыночным механизмам регулирования. Во внеш.
 политике
 неоконсерваторы занимают аитикоммунистич. позиции, настаивают на обеспечении
 воен.
 превосходства Запада, выступают против разрядки междунар. напряжённости.
 • Мельвиль А. Ю., Социальная философия совр. амер. неоконсерватизма, М., 1980;
 Эльм Л., «Новый» К., пер. с нем., М.,
 1980; The wisdom of conservatism, ed. hy P. Witonski, New Rochelle, 1971; Nash
 G. H., The conservative intellectual
 movement in America, since 1945, N. Y., 1976; O'S u l l i-van N.. Conservatism,
 L., 1976; Greiffenhagen M., Das Dilemma des
 Konservatismus in Deutschland, Munch., 1977; Steinfels P., The Neoconservatives.
 The men who are changing America's
 politics, N. Y., 1979. А. Ю. Мелъвилъ.
 КОНСТАНТИНОВ Фёдор Васильевич [р. 8(21).2.1901, с. Новосёлки, ныне Арзамасского
 р-на
 Горьковской обл.], сов. философ, акад. АН СССР (19U4, чл.-корр. 1953). Чл. КПСС
 с 1918. Окончил
 Институт красной профессуры (1932) и вёл преподават., науч. и парт. работу. В
 1945—51 работал в
 Ин-те философии АН СССР, в 1952—54 гл. редактор журн. «Вопросы философии», в
 1954—55
 ректор Академии обществ. наук при ЦК КПСС. Кандидат в чл. ЦК КПСС (1956—61).
 Зав. Отделом
 агитации и пропаганды по союзным республикам ЦК КПСС (1955—58), гл. редактор
 журн.
 «Коммунист» (1958—62). Директор Ин-та философии АН 'СССР (1962—67). Президент
 Филос. об-ва
 СССР (с 1971). Гл. редактор «Философской энциклопедии» (т. 1—5, 1960— 1970).
 Редактор кн.:
 «Борьба идей в совр. мире», т. 1—3, 1975—78. Руководитель авторского коллектива
 кн. «Основы
 марксистско-ленинской философии», 19826.
 Осн. работы посвящены проблемам обществ. развития: предмет историч.
 материализма, общие и
 специфич. законы обществ.-экономич. формаций, философия и политика, социология и
 политика,
 критика бурж. идеологии и ревизионизма.
 • За большевизацию работы на филос. фронте (соавтор), в сб.: За поворот на
 филос. фронте, М.— Л., 1931; Значение
 личных способностей и труда при социализме, [M.], 1938; Роль идей в обществ.
 развитии, [M.J, 1940; Что такое
 марксистско-ленинская философия, [М], 1941; Материалистич. и идеалистич.
 понимание истории, М., 1946; Историч.
 материализм как наука, М., 1949; О движущих силах развития социалистич.
 общества, М., 1951; Формы обществ.
 сознания, М., 1951; В. И. Ленин. Биография, М., 19806 (соавтор); Марксистско-
 ленинская философия и современность,
 М., 1982.
 КОНСТИТУТИВНЫЙ И РЕГУЛЯТИВНЫЙ м е т о-
 д ы, в философии Канта различные способы применения понятий, категорий, идей в
 познании и
 нравств. практике. Предпосылкой различения К. и Р. служило представление Канта о
 том, что
 собственно познано может быть нечто обозримое, созерцаемое, чувственно
 охватываемое опытом
 отд. субъекта либо совокупным, интерсубъективным опытом. Напр., мы способны
 обозревать,
 обобщать и вследствие этого познавать количеств., каузальные и др. конкретно
 наблюдаемые зави-
 симости, тем самым соответств. категории (количество, причина и др.) получают
 реальное,
 «конститутивное», применение, они как бы соразмерны познаваемым явлениям.
 Напротив, напр.,
 мир в целом, ввиду его бесконечности и неисчерпаемости, не может служить
 предметом
 завершённого чувств. обозрения ни индивидуально, ни антропоисторически. Попытки
 реально,
 опытно, «конститутивно» интерпретировать идею мира в целом непродуктивны и ведут
 к науч.
 фикциям и заблуждениям, неразрешимым противоречиям. Однако идея мира в целом,
 равно как и др.
 предельные, «сверхчувств.»
 КОНСТИТУТИВНЫЙ 273
 понятия играют позитивную роль в познават. процессе, если они выступают как
 идеалы,
 организующие и направляющие силы, регулятивные принципы этого процесса, выражая
 его
 устремлённость к окончат., абсолютной, предельной завершённости, т. е.
 символизируя высшие цели
 познания. В сфере нравственности вопрос о возможности чувств., эмпирич.
 реализации высших,
 предельных нравств. принципов-идеалов, по Канту, не играет роли, т. к. здесь
 речь идёт не о вос-
 приятии-овладении предзаданным (природой), не о подчинении и приспособлении, а о
 творении
 иного, сверхприродного миропорядка, в нек-ром смысле несоразмерного природе. В
 сфере морали
 идеалы обретают конститутивное применение.
 • см. к ст. И. Кант.
 КОНСТРУКТИВНАЯ ЛОГИКА, 1) то же, что и интуиционистская логика; 2) ветвь логики,
 в к-рой
 изучаются финитные (см. Финитизм) рассуждения о конструктивных объектах и
 процессах (см.
 Конструктивное направление) и строится соответств. семантика. В К. л.
 отвергается исключённого
 третьего принцип и закон снятия двойного отрицания (т. е. закон, согласно к-рому
  А влечёт А
 для любого суждения А; есть знак отрицания). От интуиционистской логики,
 также отвергающей
 названные логич. положения, К. л. отличает использование при задании смысла
 логических операций
 понятия алгоритма и ряд особых логико-семантич. принципов, в частности
 сформулированный А. А.
 Марковым принцип конструктивного подбора, согласно к-рому если к.-л.
 конструктивный процесс
 не является неограниченно продолжаемым, он на нек-ром шаге неизбежно оборвётся.
 КОНСТРУКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в математике и логике, подход в основаниях этих наук,
 при к-ром их сфера ограничивается конструктивными объектами и такими
 рассуждениями об этих
 объектах, в к-рых не присутствует идея актуальной бесконечности. Конструктивными
 наз. объекты,
 являющиеся либо элементарными знаковыми образованиями (т. е. не построенными из
 др. знаков),
 относительно к-рых предполагается, что они однозначно опознаваемы — различаемы и
 отождествляемы, как, напр., буквы нек-рого алфавита (см. Абстракция
 отождествления), либо
 сложными (но обязательно конечными) знаковыми конструкциями, возникающими в
 результате к.-л.
 конструктивного процесса. Последний представляет собой основанный в конечном
 счёте на
 оперировании с элементарными конструктивными объектами и протекающий по чётким
 правилам
 дискретный (по шагам) процесс построения новых конструктивных объектов
 [примерами объектов,
 возникающих в конструктивных процессах, являются слова (формулы) в к.-л.
 алфавите, конечные
 таблицы и графы, деревья логич. выводов]. Конструктивные процессы задаются либо
 исчислениями
 как системами порождающих правил, либо алгоритмами. К. н. в применении к таким
 процессам
 допускает абстракцию потенциальной осуществимости (позволяющую, напр.,
 рассуждать о фор-
 мулах с любым конечным числом знаков, о сколь угодно сложных формальных логич.
 выводах), но
 не абстракцию актуальной бесконечности. Это приводит к финитной установке (см.
 Финитизм),
 состоящей в отказе от рассмотрения «завершённых» бесконечностей типа множеств
 всех
 натуральных, всех действит. чисел, всех формул к.-л. логич. исчисления. В логич.
 плане подобная
 установка влечёт отказ от применения исключённого третьего принципа к
 бесконечным
 совокупностям объектов, а также отказ от правила снятия двойного отрицания
 (позволяющего
 умозаключать от опровержения допущения о несуществовании нек-рого объекта к
 утверждению о
 его существовании). Эти черты К. н. определяют его отличие от подходов классич.
 (теорети-
 274 КОНСТРУКТИВНАЯ
 ко-множественной) математики и классич. логики, сближая его с математикой и
 логикой,
 реализуемой в системах «искусств. интеллекта».
 Конструктивные процессы и соответств. им конструктивистские тенденции неотделимы
 от истории
 математики и дедуктивной логики, однако как самостоят. подход К. н. начинает
 складываться в
 первые десятилетия 20 в. в связи с концепцией формализма Гильберта и появлением
 интуиционизма
 (с к-рым его сближает ряд общих черт). Чёткий вид К. н. приобрело после
 возникновения совр.
 теории эффективной вычислимости (теории алгоритмов) в 30-х гг. Начиная с 40-х
 гг. в СССР
 сложилась оригинальная форма К. и., созданная А. А. Марковым и развитая его
 учениками (Н. А.
 Шанин и др.). См. также Конструктивная логика.
 • M a p к о в А. А., Теория алгоритмов, М.— Л., 1954 (Тр. Математич. ин-та АН
 СССР, т. 42); его ж е, О логике
 конструктивной математики, М., 1972; Шанин ?. ?., Ветуп. ст., в кн.: Гудстейн Р.
 Л., Рекурсивный математич. анализ,
 М., 1970, с. 7—76.
 КОНТ (Comte) Огюст (19.1.1798, Монпелье,—5.9.1857, Париж), франц. философ, один
 из
 основоположников позитивизма и бурж. социологии. В 1817—22 был секретарём Сен-
 Симона, затем
 — экзаменатором и репетитором Политехнич. школы в Париже. Главные соч. К.,
 излагающие основы
 философии позитивизма, относятся к первому периоду творчества К. (до сер. 40-х
 гг.). Наибольшую
 известность К. принёс «Курс позитивной философии» (v. l — 6, 1830—42; рус. пер.
 под назв. «Курс
 положительной философии», т. 1—2, 1899—1900). Позитивизм К. рассматривал как
 среднюю линию
 между эмпиризмом и мистицизмом: по К., ни наука, ни философия не могут и не
 должны ставить
 вопрос о причине явлений, а только о том, «как» они происходят. В соответствии с
 этим наука, по К.,
 познаёт не сущности, а только феномены. Вслед за Сен-Симоном К. развил идею т.
 н. трёх стадий
 интеллектуальной эволюции человечества (равно как и отд. индивида), определяющих
 в конечном
 счёте всё развитие общества. На первой, теологич., стадии все явления
 объясняются па основе религ.
 представлений; вторая, метафизич., стадия заменяет сверхъестеств. факторы в
 объяснении природы

<< Пред.           стр. 143 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу