<< Пред. стр. 148 (из 449) След. >>
философии кон. 19 — 1-й трети 20 вв., К.,1978; ,Т я w o r s k i M., T. Kotarbinski, Warsz.,1971; Philosophy of T.
Kotarbinski, «Dialectics and humanism», 1977, v. 4, M
1.
КРАСОТА, см. Прекрасное.
КРАТИЛ (????????) из Афин (2-я пол. 5 в.—нач. 4 в. до н. э.), др.-греч. философ.
По преданию,
последователь Гераклита и учитель Платона; гл. персонаж платоновского диалога
«Кратил» (осн.
источника о его жизни наряду с «Метафизикой» Аристотеля). Согласно Платону и
Аристотелю, К.
признавал всеобщую изменчивость вещей и высказывался о природе имени, но если,
по Платону, он
заявлял, что всякое имя обладает правильностью, обусловленной природой именуемой
им вещи, то,
по Аристотелю, К., ссылаясь на изменчивость («В одну и ту же реку нельзя
вступить и единожды»,—
говорил он, возражая Гераклиту), вообще отрицал к.-л. возможность правильно
назвать вещь и
предпочитал указывать на неё пальцем. Это противоречие, вероятно, отражает
эволюцию во взглядах
К. под влиянием (сократовской или платоновской) критики чувств. познания: иных
вещей, кроме
чувственных, К. не признавал. По Платону, К. также утверждал, что все законы
правильны и что
всякое высказывание истинно. Близкие этому идеи встречаются у Антисфена и нек-
рых софистов.
282 КОТАРБИНЬСКИЙ
* Фрагменты: DK II, S. 69—70. Kirk G. S., The problem of Cratylus, «American
Journal ut Philology», 1951, v. 72, p. 225—
53; Allan D. .!., The problem of Cratylus, там же, 1954, v. 75, p. 271—87;
MondolfoR II problema di Cratilo e la interpretazione
di Eraclito, «Rivista critica di storia della filosofia», 1954, anno 9, fasc. 9,
p. 221—31
КРАУЗЕ (Krause) Карл Кристиан Фридрих (6.5.1781 i Айзенберг, Тюрингия,—
27.9.1832, Мюнхен),
нем. философ-идеалист. Учился в Йенском ун-те (1797—1802) у Фихте и Шеллинга.
Пытался
объединить теизм и пантеизм в системе т. н. панентеизма (К. впервые ввёл этот
термин): мир
покоится в боге, к-рый, однако, не сливается с ним, а есть изначальная сущность
всего; мир —
создание бога, способ его проявления. Значит.
известность получило также учение К. о естеств. праве, основанном на
нравственности, и его призыв
к всемирному союзу народов. В Испании и Лат. Америке возникла школа
последователей К. (исп.
крау-сизм; Сане дель Рио, Хинер де лос Риос и др.).
• System der Sittenlelire, Bd l, Lpz., 1810; Vorlesungen uber das System der
Philosophie, Gott., 1828; Abriss des .Systems der
Philosophie des Hechts oder Naturrechts, Gott., 1828; Das Urbild der Menschheit,
Lpz., 19032.
• История философии, т. 3, ?., 1959, с. 560—61; L e o n h a r-d i H. v., K. Ch.
F. Krause's Leben und Lehre, Lpz., 1902; M o r
i l l a s J. L., El Krausismo espanol, Мех., 1956.
КРЕАЦИОНИЗМ (от лат. creatio — сотворение), ре-лиг. учение о сотворении мира
богом из ничего.
Характерен для теистич. религий — иудаизма, христианства, ислама.
КРЕСТЬЯНСТВО (от рус. «крестьянин», первоначально — христианин, человек; в совр.
значении
— с кон. 14 в.), в досоциалистич. формациях — совокупность мелких с.-х.
производителей, ведущих
индивидуальное х-во силами своей семьи; при социализме — совокупность членов с.-
х. производств.
кооперативов, совместно владеющих средствами произ-ва и ведущих крупное
коллективное х-во.
К. сформировалось в ходе разложения первобытнообщинного строя; материальной
предпосылкой его
возникновения послужило выделение семейного парцеллярного х-ва в качестве гл.
формы
организации производит. сил. По мере обособления различных форм обществ. произ-
ва и укрепления
семейно-индивидуаль-ного х-ва, становящегося осн. экономич. ячейкой общества,
происходила
замена кровнородств. общины территориальной (соседской) общиной, складывалась
частная
собственность, а вместе с ней шла имущественная и социальная дифференциация
общинников,
основная масса которых становилась зависимым и эксплуатируемым слоем,
превращалась в особый
общественный класс.
Мелкое крест. х-во было широко распространено как в антич. обществе в пору его
расцвета, так и в
эпоху феодализма, и продолжает существовать наряду с капиталистич. способом
произ-ва (см. К.
Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 87—88, 346, 513—14). В
классич. форме крест. х-
во характеризуется натурально-потребит. направленностью, сочетанием сел. х-ва с
домашней пром-
стью, простым воспроиз-вом. В рамках парцеллярного х-ва существует лишь
половозрастное
распределение трудовых функций. Труд выступает в своей специфич. конкретной
форме, а продукт
труда — как потребит. стоимость. По словам К. Маркса, «каждая отдельная
крестьянская семья
почти что довлеет сама себе, производит непосредственно большую часть того, что
она потребляет,
приобретая таким образом свои средства к жизни более в обмене с природой, чем в
обмене с общест-
вом» (там же, т. 8, с. 207).
По мере прогресса производит. сил и развития обществ.
разделения труда К. вовлекалось в более широкую обществ. связь, создаваемую
растущими товар-но-
ден. отношениями. Это постепенно подрывало натуральность и замкнутость крест. х-
ва, но даже
капитализм не сразу разрушает его автаркизм. Вместе с сохранением натурально-
потребит.
парцеллярного х-ва сохраняется и К. как специфич. обществ. слой. При
всей многоликости К. разных эпох и регионов, различии его места в обществ.
системе ему
свойственны такие черты, как патриархальность, приверженность к традиции в
произ-ве, быту и
сознании, узость интересов, местная замкнутость, изолированность от внеш. мира и
раздробленность.
«Крестьяне,— писал В. И. Ленин,— это есть класс патриархальной эпохи...» (ПСС,
т. 38, с. 354).
Социально-экономич. природа К. двойственна: с одной стороны, это неносредств.
производители,
труженики, с другой — мелкие хозяева, частные собственники. Способ произ-ва и
весь образ жизни
крестьян изолируют их друг от друга. Маркс писал: «Поскольку миллионы семей
живут в
экономических условиях, отличающих и враждебно противопоставляющих их образ
жизни, интересы
и образование образу жизни, интересам и образованию других классов,— они
образуют класс.
Поскольку между парцелльными крестьянами существует лишь местная связь,
постольку тождество
их интересов не создает между ними никакой общности, никакой национальной связи,
никакой по-
литической организации,— они не образуют класса. Они поэтому неспособны защищать
свои
классовые интересы от своего собственного имени...» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч.,
т. 8, с. 208).
В условиях классового общества К. неизбежно является подчинённым,
эксплуатируемым, социально
приниженным классом. В докапиталистич. эпоху К., как и все классы, представляет
собой класс-
сословие, к-рое характеризуется не только определ. местом в обществ.
произ-ве с вытекающими отсюда отношениями к средствам произ-ва и произведённому
продукту, но
и с фиксированными традицией или законом правами и обязанностями.
В др.-вост. обществах осн. масса К. являлась низшим социальным слоем и была
организована в
общины, объединявшиеся гос-вом, к-рое присваивало часть их прибавочного продукта
и подчиняло в
форме поголовного рабства. Крестьяне-общинники платили ден. и натуральные
налоги, выполняли
большой объём обществ.
работ (стр-во ирригац. сооружений, храмов, дворцов, воен. укреплений и т. п.).
Усиление бремени
налогов и повинностей разоряло значит. часть крестьян, к-рые теряли связь с
общиной и попадали в
зависимость от частных лиц, храмов и др. корпораций господствующего класса.
В Др. Греции и Др. Риме времён классич. античности общинная (гос.) собственность
на землю и по-
лисная организация сдерживали социальное расслоение и обеспечивали сохранение
личной свободы
осн. массы крестьян. Подвергаясь эксплуатации со стороны гос-ва и господствующих
слоев,
античное К. в то же время присваивало часть прибавочного продукта, создаваемого
классом рабов и
покорёнными народами. Утверждение рабовладельч. способа произ-ва и рост частной
собственности
подорвали экономич. базу свободного К. В поздних антич. обществах К. заметно
дифференцируется.
Растёт контингент зависимых людей. Получает распространение колонат,
предшествующий феод.
формам зависимости К.
При феодализме К. — один из двух осн. обществ. классов, гл. антагонист
господствующего класса
феодалов. Эксплуатация К., отчуждение у него прибавочного продукта (или труда)
осуществлялись
через монополию собственности на осн. средство произ-ва — землю. Но поскольку
крестьянин
оставался владельцем не только орудий, скота и построек, но и зем. наделов,
изъятие прибавочного
продукта осуществлялось путём внеэкономич. принуждения, на основе личной
зависимости крестьян
от зем. собственников. Прибавочный продукт у феодально-зависимого крестьянина
изымался в виде
докапиталистич. зем. ренты — отработочной, продуктовой и денежной. Переход от
натуральных
форм ренты к денежной был результатом развития товарно-ден. отношений и
сопровождался смяг-
чением феод. зависимости. Однако в ряде вост.-европ. стран под влиянием
становления капитализма
в Зап. Европе происходило и усиление барщины (отработочной ренты) и
крепостничества.
Социальные противоречия феодализма находили выражение в классовой борьбе между
К. и
феодалами, особенно в крест. восстаниях, нередко перераставших в длит. крест.
войны. Антифеод.
борьба К. играла прогрессивную роль, ограничивая эксплуататорские устремления
господствующих
классов, а в эпоху разложения феодализма — расшатывала устои последнего,
подготавливая его
гибель, и стала важной движущей силой бурж.-демократич. революций.
С утверждением капитализма К. утрачивает роль осн. обществ. класса. Оно
освобождается от личной
зависимости, юридически уравнивается в правах с др. обществ. слоями. Мелкокрест.
уклад
постепенно принимает торг.-предпринимат. характер. К. «раскрестья-нивается»,
подвергаясь
постоянному расслоению на социально неоднородные группы, в конечном итоге — на
пролетариат и
буржуазию. Однако процесс разложения парцеллярного х-ва длителен и сложен. Лишь
в
Великобритании каниталистич. произ-во полностью вытеснило парцеллу ещё в ходе
своего
становления, результатом чего было и исчезновение К. как специ-фич. обществ.
слоя.
Наиболее радикальная и быстрая капиталистич. перестройка сел. х-ва происходила
при отсутствии
или революц. ликвидации феод. землевладения на основе свободного втягивания
крест. х-в в
рыночные отношения («американский» путь агр.-капиталистич. развития). Там, где
«...
средневековые отношения землевладения не ликвидируются сразу, а медленно
приспособляются к
капитализму, который надолго сохраняет в силу этого полуфеодальные черты» (Ленин
В. И., ПСС, т.
17, с. 129), имеет место консервативный («прус-ский») путь агр.-каниталистич.
эволюции. Его отли-
чает широкое использование внеэкономич. принуждения и кабальной эксплуатации К.
со стороны
господствующих классов и нарождающейся буржуазии. В деревне развёртываются
процессы
массовой пауперизации, «непролетарского обнищания», представляющие «...низшую и
худшую
форму разложения крестьянства» (Ленин В. И., там же, т. 4, с. 56). В России до
1917 шла борьба двух
путей агр.-капиталистич. эволюции. «Поскольку в нашей деревне крепостное
общество вытесняется
„современным" (буржуазным) обществом,— писал Ленин,— постольку крестьянство
перестает быть
классом, распадаясь на сельский пролетариат и сельскую буржуазию... Поскольку
сохраняются еще
крепостные отношения,— постольку "крестьянство" продолжает еще быть классом, т.
е. повторяем,
классом не буржуазного, а крепостного общества» (там же, т. 6, с. 312).
С развитием капитализма, по мере углубления обществ.
разделения труда и роста специализации в сел. х-ве, усиливается зависимость
крестьян от рынка, их
х-ва всё более подчиняются законам капиталистич. конкуренции, превращаются в
коммерч.
предприятия. В условиях совр. науч.-технич. революции создаются условия для
полного перевода
сел. х-ва на пром. основу. Крест. х-ва в развитых капиталистич. странах или
полностью подчиняются
монополиям и превращаются в простое технология, звено процесса крупного произ-ва
или просто
вытесняются и исчезают. Это находит своё выражение в резком падении уд. веса
самодеят. насе-
ления, занятого с.-х. трудом,— с нач. 50-х гг. до нач. 70-х гг. 20 в. в 2—3
раза.
Социалистич. революция коренным образом изменяет обществ.-экономич. положение К.
Помещичье
и крупное капиталистич. землевладение ликвидируется; осн. масса земель переходит
трудящимся
крестьянам.
КРЕСТЬЯНСТВО 283
Социалистич. гос-во оказывает помощь бедняцко-се-редняцким слоям К.,
ограничивает
эксплуататорские возможности и развитие кулачества, используя налоговую
политику,
землеустройство, снабжение машинами и орудиями, кредит и т. п.
Однако до перехода к социалистич. формам произ-ва крест. х-ва в массе своей
остаются
мелкотоварными и продолжают порождать «... капитализм и буржуазию постоянно,
ежедневно,
ежечасно, стихийно и в массовом масштабе» (Ленин В. И., там же, т. 41, с. 6).
Так, в сов. деревне
эпохи нэпа численно уменьшались бедняцкие, полупролетарские слоя, росло и
укреплялось среднее,
мелкобурж. К., при одновременном, хотя и более медленном, чем при капитализме,
росте бат-
рачества и кулачества.
Коренное отличие развития деревни в условиях строительства социализма состоит в
образовании и
развитии социалистич. и переходных к социалистическим производств. отношений.
Широкое
распространение получают различные формы кооперирования крест. х-в в сфере
товарно-ден. обмена
и обслуживания мелкого произ-ва. Кооперация связывает крест. х-во с социалистич.
пром-стью и
постепенно меняет его обществ.-экономич. отношения, внедряя и усиливая в них
элементы
коллективизма. Возникают и растут социалистич. формы с. х-ва — госхозы и
производств. коопе-
ративы (в СССР — совхозы и колхозы).
Осн. звеном социалистич. преобразования с. х-ва явилось массовое производств.
кооперирование
крест. х-в, означавшее глубочайшую революцию в экономич. отношениях, во всём
укладе жизни К.
Мелкотоварный уклад в деревне уступает место социалистическому; индивидуальный
труд
заменяется коллективным; развёртывается процесс коренной технич. реконструкции
с. х-ва,
создаются основы для его перевода на индустриальную основу. В СССР производств.