<< Пред.           стр. 148 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 философии кон. 19 — 1-й трети 20 вв., К.,
 1978; ,Т я w o r s k i M., T. Kotarbinski, Warsz.,1971; Philosophy of T.
 Kotarbinski, «Dialectics and humanism», 1977, v. 4, M
 1.
 КРАСОТА, см. Прекрасное.
 КРАТИЛ (????????) из Афин (2-я пол. 5 в.—нач. 4 в. до н. э.), др.-греч. философ.
 По преданию,
 последователь Гераклита и учитель Платона; гл. персонаж платоновского диалога
 «Кратил» (осн.
 источника о его жизни наряду с «Метафизикой» Аристотеля). Согласно Платону и
 Аристотелю, К.
 признавал всеобщую изменчивость вещей и высказывался о природе имени, но если,
 по Платону, он
 заявлял, что всякое имя обладает правильностью, обусловленной природой именуемой
 им вещи, то,
 по Аристотелю, К., ссылаясь на изменчивость («В одну и ту же реку нельзя
 вступить и единожды»,—
 говорил он, возражая Гераклиту), вообще отрицал к.-л. возможность правильно
 назвать вещь и
 предпочитал указывать на неё пальцем. Это противоречие, вероятно, отражает
 эволюцию во взглядах
 К. под влиянием (сократовской или платоновской) критики чувств. познания: иных
 вещей, кроме
 чувственных, К. не признавал. По Платону, К. также утверждал, что все законы
 правильны и что
 всякое высказывание истинно. Близкие этому идеи встречаются у Антисфена и нек-
 рых софистов.
 282 КОТАРБИНЬСКИЙ
 * Фрагменты: DK II, S. 69—70. Kirk G. S., The problem of Cratylus, «American
 Journal ut Philology», 1951, v. 72, p. 225—
 53; Allan D. .!., The problem of Cratylus, там же, 1954, v. 75, p. 271—87;
 MondolfoR II problema di Cratilo e la interpretazione
 di Eraclito, «Rivista critica di storia della filosofia», 1954, anno 9, fasc. 9,
 p. 221—31
 КРАУЗЕ (Krause) Карл Кристиан Фридрих (6.5.1781 i Айзенберг, Тюрингия,—
 27.9.1832, Мюнхен),
 нем. философ-идеалист. Учился в Йенском ун-те (1797—1802) у Фихте и Шеллинга.
 Пытался
 объединить теизм и пантеизм в системе т. н. панентеизма (К. впервые ввёл этот
 термин): мир
 покоится в боге, к-рый, однако, не сливается с ним, а есть изначальная сущность
 всего; мир —
 создание бога, способ его проявления. Значит.
 известность получило также учение К. о естеств. праве, основанном на
 нравственности, и его призыв
 к всемирному союзу народов. В Испании и Лат. Америке возникла школа
 последователей К. (исп.
 крау-сизм; Сане дель Рио, Хинер де лос Риос и др.).
 • System der Sittenlelire, Bd l, Lpz., 1810; Vorlesungen uber das System der
 Philosophie, Gott., 1828; Abriss des .Systems der
 Philosophie des Hechts oder Naturrechts, Gott., 1828; Das Urbild der Menschheit,
 Lpz., 19032.
 • История философии, т. 3, ?., 1959, с. 560—61; L e o n h a r-d i H. v., K. Ch.
 F. Krause's Leben und Lehre, Lpz., 1902; M o r
 i l l a s J. L., El Krausismo espanol, Мех., 1956.
 КРЕАЦИОНИЗМ (от лат. creatio — сотворение), ре-лиг. учение о сотворении мира
 богом из ничего.
 Характерен для теистич. религий — иудаизма, христианства, ислама.
 КРЕСТЬЯНСТВО (от рус. «крестьянин», первоначально — христианин, человек; в совр.
 значении
 — с кон. 14 в.), в досоциалистич. формациях — совокупность мелких с.-х.
 производителей, ведущих
 индивидуальное х-во силами своей семьи; при социализме — совокупность членов с.-
 х. производств.
 кооперативов, совместно владеющих средствами произ-ва и ведущих крупное
 коллективное х-во.
 К. сформировалось в ходе разложения первобытнообщинного строя; материальной
 предпосылкой его
 возникновения послужило выделение семейного парцеллярного х-ва в качестве гл.
 формы
 организации производит. сил. По мере обособления различных форм обществ. произ-
 ва и укрепления
 семейно-индивидуаль-ного х-ва, становящегося осн. экономич. ячейкой общества,
 происходила
 замена кровнородств. общины территориальной (соседской) общиной, складывалась
 частная
 собственность, а вместе с ней шла имущественная и социальная дифференциация
 общинников,
 основная масса которых становилась зависимым и эксплуатируемым слоем,
 превращалась в особый
 общественный класс.
 Мелкое крест. х-во было широко распространено как в антич. обществе в пору его
 расцвета, так и в
 эпоху феодализма, и продолжает существовать наряду с капиталистич. способом
 произ-ва (см. К.
 Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 87—88, 346, 513—14). В
 классич. форме крест. х-
 во характеризуется натурально-потребит. направленностью, сочетанием сел. х-ва с
 домашней пром-
 стью, простым воспроиз-вом. В рамках парцеллярного х-ва существует лишь
 половозрастное
 распределение трудовых функций. Труд выступает в своей специфич. конкретной
 форме, а продукт
 труда — как потребит. стоимость. По словам К. Маркса, «каждая отдельная
 крестьянская семья
 почти что довлеет сама себе, производит непосредственно большую часть того, что
 она потребляет,
 приобретая таким образом свои средства к жизни более в обмене с природой, чем в
 обмене с общест-
 вом» (там же, т. 8, с. 207).
 По мере прогресса производит. сил и развития обществ.
 разделения труда К. вовлекалось в более широкую обществ. связь, создаваемую
 растущими товар-но-
 ден. отношениями. Это постепенно подрывало натуральность и замкнутость крест. х-
 ва, но даже
 капитализм не сразу разрушает его автаркизм. Вместе с сохранением натурально-
 потребит.
 парцеллярного х-ва сохраняется и К. как специфич. обществ. слой. При
 всей многоликости К. разных эпох и регионов, различии его места в обществ.
 системе ему
 свойственны такие черты, как патриархальность, приверженность к традиции в
 произ-ве, быту и
 сознании, узость интересов, местная замкнутость, изолированность от внеш. мира и
 раздробленность.
 «Крестьяне,— писал В. И. Ленин,— это есть класс патриархальной эпохи...» (ПСС,
 т. 38, с. 354).
 Социально-экономич. природа К. двойственна: с одной стороны, это неносредств.
 производители,
 труженики, с другой — мелкие хозяева, частные собственники. Способ произ-ва и
 весь образ жизни
 крестьян изолируют их друг от друга. Маркс писал: «Поскольку миллионы семей
 живут в
 экономических условиях, отличающих и враждебно противопоставляющих их образ
 жизни, интересы
 и образование образу жизни, интересам и образованию других классов,— они
 образуют класс.
 Поскольку между парцелльными крестьянами существует лишь местная связь,
 постольку тождество
 их интересов не создает между ними никакой общности, никакой национальной связи,
 никакой по-
 литической организации,— они не образуют класса. Они поэтому неспособны защищать
 свои
 классовые интересы от своего собственного имени...» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч.,
 т. 8, с. 208).
 В условиях классового общества К. неизбежно является подчинённым,
 эксплуатируемым, социально
 приниженным классом. В докапиталистич. эпоху К., как и все классы, представляет
 собой класс-
 сословие, к-рое характеризуется не только определ. местом в обществ.
 произ-ве с вытекающими отсюда отношениями к средствам произ-ва и произведённому
 продукту, но
 и с фиксированными традицией или законом правами и обязанностями.
 В др.-вост. обществах осн. масса К. являлась низшим социальным слоем и была
 организована в
 общины, объединявшиеся гос-вом, к-рое присваивало часть их прибавочного продукта
 и подчиняло в
 форме поголовного рабства. Крестьяне-общинники платили ден. и натуральные
 налоги, выполняли
 большой объём обществ.
 работ (стр-во ирригац. сооружений, храмов, дворцов, воен. укреплений и т. п.).
 Усиление бремени
 налогов и повинностей разоряло значит. часть крестьян, к-рые теряли связь с
 общиной и попадали в
 зависимость от частных лиц, храмов и др. корпораций господствующего класса.
 В Др. Греции и Др. Риме времён классич. античности общинная (гос.) собственность
 на землю и по-
 лисная организация сдерживали социальное расслоение и обеспечивали сохранение
 личной свободы
 осн. массы крестьян. Подвергаясь эксплуатации со стороны гос-ва и господствующих
 слоев,
 античное К. в то же время присваивало часть прибавочного продукта, создаваемого
 классом рабов и
 покорёнными народами. Утверждение рабовладельч. способа произ-ва и рост частной
 собственности
 подорвали экономич. базу свободного К. В поздних антич. обществах К. заметно
 дифференцируется.
 Растёт контингент зависимых людей. Получает распространение колонат,
 предшествующий феод.
 формам зависимости К.
 При феодализме К. — один из двух осн. обществ. классов, гл. антагонист
 господствующего класса
 феодалов. Эксплуатация К., отчуждение у него прибавочного продукта (или труда)
 осуществлялись
 через монополию собственности на осн. средство произ-ва — землю. Но поскольку
 крестьянин
 оставался владельцем не только орудий, скота и построек, но и зем. наделов,
 изъятие прибавочного
 продукта осуществлялось путём внеэкономич. принуждения, на основе личной
 зависимости крестьян
 от зем. собственников. Прибавочный продукт у феодально-зависимого крестьянина
 изымался в виде
 докапиталистич. зем. ренты — отработочной, продуктовой и денежной. Переход от
 натуральных
 форм ренты к денежной был результатом развития товарно-ден. отношений и
 сопровождался смяг-
 чением феод. зависимости. Однако в ряде вост.-европ. стран под влиянием
 становления капитализма
 в Зап. Европе происходило и усиление барщины (отработочной ренты) и
 крепостничества.
 Социальные противоречия феодализма находили выражение в классовой борьбе между
 К. и
 феодалами, особенно в крест. восстаниях, нередко перераставших в длит. крест.
 войны. Антифеод.
 борьба К. играла прогрессивную роль, ограничивая эксплуататорские устремления
 господствующих
 классов, а в эпоху разложения феодализма — расшатывала устои последнего,
 подготавливая его
 гибель, и стала важной движущей силой бурж.-демократич. революций.
 С утверждением капитализма К. утрачивает роль осн. обществ. класса. Оно
 освобождается от личной
 зависимости, юридически уравнивается в правах с др. обществ. слоями. Мелкокрест.
 уклад
 постепенно принимает торг.-предпринимат. характер. К. «раскрестья-нивается»,
 подвергаясь
 постоянному расслоению на социально неоднородные группы, в конечном итоге — на
 пролетариат и
 буржуазию. Однако процесс разложения парцеллярного х-ва длителен и сложен. Лишь
 в
 Великобритании каниталистич. произ-во полностью вытеснило парцеллу ещё в ходе
 своего
 становления, результатом чего было и исчезновение К. как специ-фич. обществ.
 слоя.
 Наиболее радикальная и быстрая капиталистич. перестройка сел. х-ва происходила
 при отсутствии
 или революц. ликвидации феод. землевладения на основе свободного втягивания
 крест. х-в в
 рыночные отношения («американский» путь агр.-капиталистич. развития). Там, где
 «...
 средневековые отношения землевладения не ликвидируются сразу, а медленно
 приспособляются к
 капитализму, который надолго сохраняет в силу этого полуфеодальные черты» (Ленин
 В. И., ПСС, т.
 17, с. 129), имеет место консервативный («прус-ский») путь агр.-каниталистич.
 эволюции. Его отли-
 чает широкое использование внеэкономич. принуждения и кабальной эксплуатации К.
 со стороны
 господствующих классов и нарождающейся буржуазии. В деревне развёртываются
 процессы
 массовой пауперизации, «непролетарского обнищания», представляющие «...низшую и
 худшую
 форму разложения крестьянства» (Ленин В. И., там же, т. 4, с. 56). В России до
 1917 шла борьба двух
 путей агр.-капиталистич. эволюции. «Поскольку в нашей деревне крепостное
 общество вытесняется
 „современным" (буржуазным) обществом,— писал Ленин,— постольку крестьянство
 перестает быть
 классом, распадаясь на сельский пролетариат и сельскую буржуазию... Поскольку
 сохраняются еще
 крепостные отношения,— постольку "крестьянство" продолжает еще быть классом, т.
 е. повторяем,
 классом не буржуазного, а крепостного общества» (там же, т. 6, с. 312).
 С развитием капитализма, по мере углубления обществ.
 разделения труда и роста специализации в сел. х-ве, усиливается зависимость
 крестьян от рынка, их
 х-ва всё более подчиняются законам капиталистич. конкуренции, превращаются в
 коммерч.
 предприятия. В условиях совр. науч.-технич. революции создаются условия для
 полного перевода
 сел. х-ва на пром. основу. Крест. х-ва в развитых капиталистич. странах или
 полностью подчиняются
 монополиям и превращаются в простое технология, звено процесса крупного произ-ва
 или просто
 вытесняются и исчезают. Это находит своё выражение в резком падении уд. веса
 самодеят. насе-
 ления, занятого с.-х. трудом,— с нач. 50-х гг. до нач. 70-х гг. 20 в. в 2—3
 раза.
 Социалистич. революция коренным образом изменяет обществ.-экономич. положение К.
 Помещичье
 и крупное капиталистич. землевладение ликвидируется; осн. масса земель переходит
 трудящимся
 крестьянам.
 КРЕСТЬЯНСТВО 283
 Социалистич. гос-во оказывает помощь бедняцко-се-редняцким слоям К.,
 ограничивает
 эксплуататорские возможности и развитие кулачества, используя налоговую
 политику,
 землеустройство, снабжение машинами и орудиями, кредит и т. п.
 Однако до перехода к социалистич. формам произ-ва крест. х-ва в массе своей
 остаются
 мелкотоварными и продолжают порождать «... капитализм и буржуазию постоянно,
 ежедневно,
 ежечасно, стихийно и в массовом масштабе» (Ленин В. И., там же, т. 41, с. 6).
 Так, в сов. деревне
 эпохи нэпа численно уменьшались бедняцкие, полупролетарские слоя, росло и
 укреплялось среднее,
 мелкобурж. К., при одновременном, хотя и более медленном, чем при капитализме,
 росте бат-
 рачества и кулачества.
 Коренное отличие развития деревни в условиях строительства социализма состоит в
 образовании и
 развитии социалистич. и переходных к социалистическим производств. отношений.
 Широкое
 распространение получают различные формы кооперирования крест. х-в в сфере
 товарно-ден. обмена
 и обслуживания мелкого произ-ва. Кооперация связывает крест. х-во с социалистич.
 пром-стью и
 постепенно меняет его обществ.-экономич. отношения, внедряя и усиливая в них
 элементы
 коллективизма. Возникают и растут социалистич. формы с. х-ва — госхозы и
 производств. коопе-
 ративы (в СССР — совхозы и колхозы).
 Осн. звеном социалистич. преобразования с. х-ва явилось массовое производств.
 кооперирование
 крест. х-в, означавшее глубочайшую революцию в экономич. отношениях, во всём
 укладе жизни К.
 Мелкотоварный уклад в деревне уступает место социалистическому; индивидуальный
 труд
 заменяется коллективным; развёртывается процесс коренной технич. реконструкции
 с. х-ва,
 создаются основы для его перевода на индустриальную основу. В СССР производств.

<< Пред.           стр. 148 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу