<< Пред. стр. 15 (из 449) След. >>
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА в социологии, см. Расово-антропологическаяшкола.
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП, см. Антропологизм.
АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. ???????? — человек и ????? — форма, вид), уподобление
человеку, наделение человеч. психич. свойствами предметов и явлений неживой
природы, небесных
тел, животных, мифич. существ. А. возникает как первонач. форма мировоззрения и
выражается не
только в наделении животных человеч. психикой, но и в приписывании
неодушевлённым предметам
способности действовать, жить и умирать, испытывать переживания и т. д. (земля
спит, небо
хмурится и т. п.). Эта форма А. господствовала на ранних ступенях развития
общества. Отголоски та-
30 АНТИЦИПАЦИЯ
кого понимания мира представлены в языке совр. культурных народов (напр.,
безличные глаголы
типа «моросит», «светает» и др.), в иск-ве, особенно в поэзии, где известная
антропоморфность ряда
образов связана с требованием высокой эмоциональной выразительности. А.
характерен для религ.
мировоззрения, что выражается в перенесении облика и свойств человека на
вымышленные
предметы, присущем большинству религ. представлений о богах и др. сверхъестсств.
существах.
Антропоморфными, в частности, являются обычно боги т. п. высших религий, хотя в
теологии это
обстоятельство отрицается. А. несовместим с науч. мировоззрением. В совр.
научно-технич., в
частности кибернетич., лит-ре употребляются антропоморфные понятия (машина
«запоминает»,
«решает задачу» и т. п.), но при этом, конечно, учитывается существ. различие
деятельности
человека и действий машины. См. ст. Религия и лит. к ней.
АНТРОПОСОФИЯ (от греч. ???????? — человек и ????? — мудрость), оккультно-мистич.
учение
о человеке как носителе «тайных» духовных сил, развитое в нач. 20 в. Штейнером.
Выделилось из
теософии, к-рую Штейнер стремился превратить в «экспериментальную» науку,
ставящую целью
раскрытие скрытых способностей человека с помощью системы особых упражнений
(занятия
эвритмией, музыкой, постановки мистерий, медитация и др.). Этой цели должна была
служить
предложенная Штейнером система воспитания, получившая известное распространение
в странах
Зап. Европы и США. Традиц. учения оккультизма и религий древности и
средневековья (антич.
мистерии, христианство) эклектически объединялись в А. с элементами
естествознания и
идеалистич. философии нового времени. Влияние Платона сказалось на социаль-но-
политич. утопии
А., в основе к-рой лежит расчленение социального организма на три независимые
сферы — гос-во,
правосудие и экономику. Для А. характерны также утопич. идеи о преодолении
бездушно-механич.
хозяйствования на основе земледелия через постижение биоритмов растений и т. п.
Антропософское
об-во было основано Штейнером в 1913 с центром в г. Дорнах (Швейцария). В 1-й
трети 20 в. учение
А. получило распространение в ряде стран Европы, имело определ. воздействие На
круги художеств,
интеллигенции (А. Белый, В. В. Кандинский, X. Моргенштерн, Бруно Вальтер и др.).
С 1960-х гг.
происходит нек-рое оживление А. в Зап. Европе и США (в частности, в педагогике и
медицине). • см.
к статьям Штейнер, Теософия.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от греч. ???????? — человек и лат. centrum — центр), воззрение,
согласно
к-рому человек есть центр и высшая цель мироздания. А. представляет собой одно
из наиболее
последоват. выражений точки зрения телеологии. В антич. философии А.
формулировал Сократ,
позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики и
нек-рые
философы нового времени (напр., нем. философ X. Вольф). Нек-рые элементы А. как
исходной
теоретич. установки присущи экзистенциализму и ка-толич. философии Тейяра де
Шардена. См.
также Философская антропология.
АПАТИЯ (греч. ???????, букв.— отсутствие страданий, бесстрастие, от ? — отрицат.
частица и
????? — страдание, чувство, страсть), термин др.-греч. филос. школы стоиков,
обозначавший
способность мудреца, носителя стоич. нравств. идеала, не радоваться тому, что
вызывает
наслаждение у обычных людей, и не испытывать страданий от всего того, чего
страшатся люди,
вплоть до обращения в рабство, пыток и самой смерти. Мудрец, достигший А.,
управляет собой,
руководствуясь одним только разумным нравств. законом. См. Стоицизм.
АПЕЙРОН (греч. ???????, от ? — отрицат. частица и ??????—конец, предел), термин
др.-греч.
философии, означающий «бесконечное»; в пифагорейско-платоновском
словоупотреблении означает также «неопределённое, неоформленное» (отсутствие
внутр. границ).
Как космогонич. принцип бесконечное занимает существ, место в древнейших
мифологич. картинах
мира. Уже в «Огдоаде» (Восьмерице) — др.-егип. Гермополь-ской теогонии (2-е тыс.
до н. э.) в
качестве одной из четырёх космогонич. прапотенций выступает олицетворение
бесконечного (Хух и
Хаухет). Др.-инд. ведич. традиция (см. Веды) учит об Адити (персонифицированная
бесконечность)
как о матери богов Адитьев — охранителей космич. закона «рта». В др.-греч.
орфич. (см. Орфизм)
теогонии мировое яйцо зарождается в «бесконечном хаосе» (пространстве). Проблема
А., в частности
бесконечности Вселенной и праматерии, обсуждалась в науч.-филос. традиции
начиная с милетской
школы и, по свидетельству Аристотеля (О небе 1,5. 271 b2— 8), оказалась едва ли
не осн.
источником всех противоречий между теориями Вселенной, выдвигавшимися его
предшественниками. Предметом последоват. осмысления А. впервые стало в элейской
школе,
прежде всего в апориях Зенона Элейского, причём негативное отношение к А. у
Парменида и Зенона
(регресс в бесконечность, как впоследствии и у Аристотеля, здесь принимается за
доказательство
абсурдности и, следовательно, нереальности соответствующего объекта) сменяется
признанием А.
атрибутом «бытия» у Мелисса Самосского.
Классич. антич. анализ понятия А. дан Аристотелем в «Физике» (кн. III, гл. 4—8):
А. возможно лишь
акци-дентально и потенциально, но не субстанциально и актуально. Разбирая
воззрения своих филос.
предшественников, Аристотель замечает, что «все они полагают А. неким онтологич.
принципом»
(Физика 203а 3, 203b4), но при этом одни (большинство досократич.
натурфилософов)
рассматривают его лишь как «атрибут другой субстанции», тогда как Платон и
пифагорейцы
гипостазируют А. и рассматривают его само по себе. Это наблюдение Аристотеля
подтверждается
текстами милетских философов (Анаксимандр, Анаксимен), Диогена Аполлонийского и
Анаксагора.
А. выступает как атрибут (на грамматич. уровне — прилагательное) космогонич.
праматерии,
объемлющей извне оформленный космос и поглощающей его после гибели: отсюда
утверждение
Аристотеля, согласно к-рому большинство натурфилософов, включая Анаксимандра,
принимали А.
за первоначало (архе).
Существенно иным было понимание А. в пифагорей-ско-платоновской традиции: здесь
А.
(беспредельное) рассматривается только как член оппозиции предел— беспредельное,
но в то же
время гипостазируется и потому грамматически выражается субстантивированным
прилагательным
среднего рода (?? ???????, ср. нем. Das Unendliche). В пифагорейской таблице
осн. онтологич.
противоположностей у Аристотеля (Метафизика 1, 5. 98ба 23 слл.) оппозиция предел
— беспредель-
ное (А.) занимает первое место, причём А. оказывается в одном понятийном ряду с
чётным,
множеством, левым, женским, движущимся, кривым, тьмой, злом и неправильным
прямоугольником
— см. «пределопола-гающие» (активные) и «беспредельные» (пассивные) элементы в
подлинных
фрагментах Филолая. Платон включил эту оппозицию в систему четырёх онтологич.
принципов
«Филеба» (23 с) наряду с «причиной» и результатом их «смешения»; позднее, в
«неписанном
учении» она развилась в оппозицию одно — неопределённая двоица. Пифагорейско-
платоновская
оппозиция предел — А. (параллельная оппозиция эйдос — пространство «Тимея») —
прямая
предшественница формы и материи Аристотеля; показательно, что Аристотель сам
осознавал
понятийную близость платоновского А.— бесконечности, неопределённости,
неоформленности и те-
кучести — тому онтологич. принципу, к-рому он впервые дал имя «материала,
материи» (Физика 207
b 35). Плотин (Эннеады II, 4, 15) принимает отождествление А. и «материи», но
последоват. монизм
заставляет его подчинить А. единому в качестве момента его эманации.
• Л е б е д е в А. В., ТО АП EIRON: не Анаксимандр. а Платон и Аристотель,
«ВДИ», 1978, № 1, с.
39—54, № 2, с. 43—58; Edel ?., Aristotle's theory of the infinite, N. Y., 1934;
? ? n d о 1 f о R., L'infinito
nel pensiero dell' antichita classica' Firenze, 1956; Sinnige T h. G., Matter
and infinity in the presocratic
schools and Plato, Assen, 1968· Sweeney L., Infinity in the Presocratics, The
Hague, 1972. А. В Лебедев'
АПОДИКТИЧЕСКИЙ (от греч. '???????????? - доказательный, убедительный), филос.
термин,
обозначающий высшую степень логич. достоверности знания и характеризующий
непреложную
необходимость содержания тех или иных суждений и высказываний. Достоверность
аподиктич.
суждений вытекает из доказат. обоснования, восходящего к истинным положениям, и
поэтому не
может быть усмотрена непосредственно из формы суждения. Специфику аподиктич.
суждений
впервые исследовал Аристотель, к-рый отличал от них суждения «диалектические»,
т. е.
вероятностные, указывающие на возможность противоположного тому, что в них
утверждается.
Последующая эволюция понятия А. связана с развитием формальной (в частности,
модальной)
логики.
• Аристотель, Аналитики, пер. с греч., Соч т 2 ?., 1978; Асмус В. Ф.,
Логика, [М.], 1947, с. 87—91; А х м а н о в
А. С., Логич. учение Аристотеля, М., 1960, с. 89—90,
АПОЛЛОНОВСКОЕ И ДИОНИСИЙСКОЕ, филос.-эстетич. понятия, введённые Ницше
(«Происхождение трагедии из духа музыки» —«Die Geburt der Tragodie aus dem
Geiste der Musik»,
1872) для характеристики двух типов культуры и одновременно — двух начал бытия,
олицетворения
к-рых Ницше видел в образах Аполлона и Диониса. Аполлоновское — это светлое,
рациональное
начало, дионисийское — тёмное, экстатически-страстное, хаотическое,
оргиастически-ирра-
циональное. Понятия А. и Д. были намечены в эпоху нем. романтизма (Ф. Шлегель,
Шеллинг и др.) и
стоят в ряду таких типологич. противопоставлений, как наивное и сентиментальное
у Шиллера,
классическое и романтическое и т. д. Хотя Ницше видел идеал иск-ва в определ.
равновесии А. и Д.,
однако предпочтение архаически-неоформленного (дионисийского) связывает его
концепцию А. и Д.
с мотивами позднейшей ирра-ционалистич. философии культуры (напр., в
экзистенциализме — тема
ложного «выбора» пути европ. культуры у Хайдеггера и др.).
• Vogel M., Apollinisch und Dionysisch. Geschichte eines genialen Irrtums,
Regensburg, 1966.
АПОРИЯ (греч. ?????? — затруднение, недоумение, от ? — отрицат. частица и ?????
— выход),
трудноразрешимая проблема, связанная обычно с противоречием между данными
наблюдения и
опыта и их мысленным анализом. Наиболее известны А., восходящие к др.-греч.
философу Зенону
Элейскому. В А. «О множественности вещей» говорится о возможности мысленного
представления
вещей в виде множеств, причём Зенону приписывается мнение о противоречивости
такого представ-
ления: поскольку для разделения двух вещей нужна третья вещь и т. д., то каждая
вещь может
мыслиться в виде бесконечного множества вещей, но тогда она — вопреки
очевидности — либо
должна иметь бесконечные размеры (если составляющие вещи имеют размеры), либо
вовсе не иметь
размера (если таковы составляющие). А. «Дихотомия» (разделение на два): прежде
чем пройти весь
путь, движущееся тело должно пройти половину этого пути, а ещё до этого —
четверть и т.д.;
поскольку процесс такого деления бесконечен, то тело вообще не может начать
двигаться (или
движение не может окончиться). А. «Ахилл»: в противоречии с чувств. опытом
быстроногий Ахилл
не может догнать черепаху, т. к. пока он пробежит разделяющее их расстояние, она
всё же успеет
проползти нек-рый отрезок, пока он будет пробегать этот отрезок, она ещё немного
АПОРИЯ 31
отползёт и т. д. А. «Стрела»: если считать, что пространство, время и процесс
движения состоят из
нек-рых «неделимых» элементов, то в течение одного такого «неделимого» тело
(напр., стрела)
двигаться не может (ибо в противном случае «неделимое» разделилось бы), а
поскольку «сумма
покоев не может дать движения», то движение вообще невозможно, хотя мы его на
каждом шагу
наблюдаем.
Эти и др. зеноновские А. подчёркивают относит. и противоречивый характер
математич. описаний
реальных процессов движения, необоснованность претензий на полную адекватность
(изоморфизм;
см. Изоморфизм и гомоморфизм) таких описаний и спорность привычных мнений об
однозначной
определённости фигурирующих в них понятий. Ни один из формализов. способов
анализа и
разрешения выявленных в А. противоречий, возникающих при отображении движения,
не может
претендовать на общепринятость. Проблематика, связанная с А., исследуется в
тесной связи с др.
проблемами логики и теории познания.
АПОСТЕРИОРИ И АПРИОРИ (от лат. a posteriori — из последующего и a priori — из
предшествующего), филос. понятия; апостериори — знание, получаемое из опыта,
априори —
знание, предшествующее опыту и независимое от него. Противопоставление А. и а.
получило
развёрнутое выражение в классич. рационализме нового времени (Декарт, Лейбниц),
к-рый исходил
из признания всеобщих и необходимых истин, принципиально отличающихся от
случайных истин,
полученных апостериорным (опытным) путём. Основу безусловной всеобщности и
необходимости
теоретич. истин (т. е. положений математики и математич. естествознания)
рациона-листский
априоризм усматривал в их несомненности и самоочевидности. Вслед за
рационалистами Кант также
признаёт существование всеобщих и необходимых истин, усматривая источник их
безусловности
(аподик-тичности) в априорности. Но если рационалисты считали заранее заложенным
в интеллекте,
врождённым (хотя бы в форме задатков) само содержание истины и знания, то,
согласно Канту,
априорным является только форма, способ организации знания. Эта априорная форма
наполняется,
по Канту, апостериорным содержанием, придавая науч. знанию характер всеобщности