<< Пред. стр. 151 (из 449) След. >>
Рус. пер. «К. п. р.» Н. Смирнова (1879) и H. M. Соколова (1897, 19082); см.также в кн.: Кант И., Соч.,
т. 4, ч. 1, 1965.
• С к p и п н и к А. П., Категорич. пмператип И. Канта, М., 1078; Con en H.,
Kants Begrundung der Ethik, B., 19102;
Materialien zu Kants «Kritik der praktischen Vernunft», hrsg. v. R. Bittuer, K.
Cramer, Fr./M., 1975.
«КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ» («Kritik der Urteilskraft», B.— Libau, 1790),
работа
Канта, за-вершающая его систему критич. идеализма. В ней дано обоснование
единства форм
познавательной (чувственной) и целеполагающей (нравственной) деятельности. Связь
их Кант
обнаруживает в способности рассматривать явления согласно принципу
целесообразности. Различая
понятия целесообразности в иск-ве и живой природе, он делит свою работу на
«Критику эстетич.
способности суждения» и «Критику телеоло-гич. способности суждения».
Первая часть соч. посвящена анализу суждений вкуса. Суждения этого типа говорят
о форме
предмета исходя из состояний субъекта. Прекрасное, по мнению Канта, есть образ
идеальной
природы субъекта, а возвышенное — образ свободы субъекта. В суждениях вкуса он
усматривает
особую априорную структуру, выражением к-рой служит т. н. чувство удовольствия и
не-
удовольствия. Специфика его состоит в отсутствии прагматич. интереса к предмету,
оно возникает из
непреднамеренной игры воображения и имеет субъективный, но вместе с тем
общезначимый и
автономный характер. Вкус определяется как способность придавать эстетич.
переживанию
«всеобщую сообщаемость». Эстетич. деятельность трактуется как сфера символич.
воплощения
нравств. идеала.
Во второй части работы говорится о том, что телеоло-гич. рассмотрение организмов
предполагает
функциональное объяснение их частей относительно условий существования целого.
Оно диктуется
не столько свойствами объектов, утверждает Кант, сколько способом нашего
представления и служит
эвристическим принципом описания в тех случаях, где механич. объяснение
оказывается
недостаточным.
Рус. пер. Н. М. Соколова (1898); см. также в кн.: К а н т И., Соч., т. 5, 1966.
• Baumler A., Kants Kritik der Urteilskraft; ihre Geschichte und Systematik, Bd
l, Halle, 1923; M e n z e г Р., Kants Asthetik in
ihrer Entwicklung, B., 1952; K u l e u k a m p f f J., Materialien zu Kants
«Kritik der Urteilskraft», Fr./M., 1974.
«КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА« («Kritik der reinen Vernunft», Riga, 1781), осн. труд
Канта. Во 2-
м изд. «К. ч. p.» (Riga, 1787) существенно переработан ряд разделов и введён
фрагмент
«Опровержение идеализма». Посвящён определению и оценке источников, принципов и
границ науч.
знания, состоит из предисловий, введения, трансцендентальной эстетики, аналитики
и диалектики
чистого разума, а также учения о его методе. Кант преодолевает односторонности
рационализма и
эмпиризма в трактовке источников знания, утверждая взаимосвязанность чувств.
опыта и
рациональных структур в науч. познании. В «Трансцендентальной эстетике»
говорится о
необходимом эмпирич. основании познания — ощущениях, возникающих в результате
воздействия
объектов на нашу способность восприятия, но в дальнейшем изложении преимуществ.
внимание
уделяется анализу способов «упорядочения», «связывания» эмпирич. данных с
помощью априорных
и субъективных форм чувств. познания — пространства и
288 КРИТИКА
времени. Соответственно ощущения, представления и вообще все «феномены»,
подчинённые
субъективным условиям восприятия (пространству и времени), по Канту, не дают
подлинного знания
об объектах, или «еещах в себе». Последние он объявляет непознаваемыми.
Априорный характер
Кант приписывает всем формам познания. В «Трансцендентальной аналитике»
рассматривается
рассудок как способность мыслить, синтезировать, обобщать содержание чувств.
представлений
посредством априорных понятий — категорий. В основе способности объединять
представления
лежит «первоначально-синтетич. единство апперцепции». «Подведение» эмпирич.
созерцаний под
категории осуществляется с помощью способности суждения, или продуктивной
способности
воображения. В «Аналитике основоположений» рассмотрены общие методологич.
принципы и
требования науч. познания (принцип каузальности, идея субстанции и др.), к-рые
определяют
условия и границы «возможного опыта». В «Трансцендентальной диалектике»
исследуется разум,
требующий абс. завершённости опыта, и даётся критика его иллюзий и ошибочных
заключений
(паралогизм, антиномии, идеал), в к-рые он впадает, отрываясь от чувств.
основания познания и
стремясь к познанию сверхчувственного — души, мира как целого и бога. Кант далёк
от однозначно
отрицат. оценки заблуждений разума и его антиномичности — он видит в этом
проявление
стремления к неогранич. расширению знания. Идеи разума имеют для естествознания
регулятивное,
направляющее значение. Учение об априорных, рацион. структурах и диалектике
разума составляет,
по Канту, подлинный предмет философии. В «Трансцендентальном учении о методе»
определяются
методы критич. филос. исследования (дисциплина), его цели, идеал и способы их
достижения,
рассматривается система предметов чистого разума (сущее и должное) и знаний о
них (метафизика
природы и нравственности), а также его архитектоника. Краткое изложение «К. ч.
р.» содержится в
«Пролегоменах» (1783). Рус. пер. М. Владиславлева (1867), И. М. Соколова (в. 1—
2, 1896—97,
19022), Н. Лосского (1907, 19152); см. также в кн.: Кант И., Соч., т. 3, 1964.
• Шульц И., Разъясняющее изложение «К. ч. р.», пер. с нем., М., 11)10; Vaihinger
H., Commentar zu Kants Kritik der reinen
Vernunft, Bd 1—2, Stuttg., 1881—82; Smith N. K.; A commentary to Kant's
«Critique of pure reason». L., 19302; Heimsoeth H.,
Transzendentale Dialektik. Ein Kommentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft, Tl
1—4, B., 1966—71; Martin G., Sachindex zu
Kants Kritik der reinen Vernunft, B., 1967; Materialien zu Kants «Kritik der
reinen Vernunft», hrsg. v. J. Kopper, R. Malter,
Fr./M., 1975.
КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, идеалистич. направление в нем., англ. и амер. философии
кон. 19 —
нач. 20 вв. Понятие К. р. ведёт происхождение от «критицизма» Канта. Взгляды
нем. К. р.
представляют собою «реалистич.» переработку кантианства и часто причисляются к
неокантианству в широком смысле. Осн. представители — А. Риль, О. Кюльпе, Э.
Бехер и др.
исходят из того, что «нашему сознанию не дано ничего, что не было бы уже
образовано и
преобразовано им самим» (R i e h l ?., Der philosophische Kritizismus.
Geschichte und System, Bd 2,
Lpz., 19253, S. 226). Совр. нем. К. р. представлен в учении А. Венцля,
попытавшегося осуществить
«синтез» материалистич. установок совр. физики и идеалистич. философии на основе
волюнтаризма:
«Мир есть воля и представление, природа — проявление идей» (W e n z l ?.,
Philosophie der Freiheit,
Bd l, Munch., 1947, S. 216). Другая его тенденция — сближение с религией в целях
защиты свободы
воли.
В Великобритании К. р. (А. Сет, Д. Хикс) был близок к персонализму, сочетая его
с воззрениями
шотландской школы. В США К. р. как самостоят. школа возник в нач. 20-х гг. 20
в., когда Д. Дрейк,
А. Лавджой, Дж. Пратт, А. Роджерс, Сантаяна и Селлерc издали сб. «Очерки критич.
реализма»
(«Essays in critical realism», 1920). В отличие от неореализма, К. р. утверждает
возможность лишь
опосредованного познания (репрезентативней), к-рое трактуется двояк«: или объект
познаётся при
помощи «данного» как логич. сущности, отличной от объекта и субъекта, но
выражающей нек-рые
черты первого; или ояосредование осуществляется с помощью психич. представлений,
отражающих
и (или) символизирующих материальные предметы. В соответствии с этим
представители К. р.
разделились на объективных идеалистов (Сантаяна, Дрейк, Ч. О. Стронг) и
натуралистов,
сближающихся с материализмом (Селлерс, Лавджой). При этом Пратт тяготеет к
персонализму,
Сантаяна развивает объек-тивно-идеалистич. филос. и социологич. систему, Лавд-
жой «примиряет»
К. р. с неореализмом, Селлерс приходит к взглядам, близким диалектич.
материализму. Термин «К.
р.» в широком смысле используется в совр. бурж. философии для противопоставления
т. н. наивному
реализму и связывается с признанием различия между предметом познания и знанием
субъекта о
нём.
• X и л л Т. И., Еовр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, гл. 5; Богомолов
А. С.. Бурж. философия США 20 в., М.,
1974, гл. 6; Бурж. философия кануна и начала империализма, М., 1977, гл. 9, § 3;
R е с k ?., Becent American philosophy,
N. ?., 1964, p. 208—75; W e s s e l K. F., Kritischer Realismus und
dialektischer Materialismus, B., 1971; см. также лит. к ста-
тьям Реализм, Сантаяна, Селлерс.
КРИШНАМУРТИ Джидду (псевд.— А л с и о н) (р. 25.5.1895 или 1897, Маданаиалли,
шт. Мадрас),
инд. мыслитель и поэт. В 1909 мальчиком поразил членов Теософского общества (в
к-ром служил его
отец) способностью непроизвольно впадать в экстаз. Выл воспитан под наблюдением
руководительницы этого об-ва А. Безант и признан теософами мессией. Однако в
1929 отказался от
всякого участия в организованной религ. деятельности, поставив осн. целью
«воспитание свободы в
поисках истины». Беседы К. частично записаны и изданы; К. также автор двух книг
стихотворений и
неск. сб-ков эссе. Его мышление — принципиальная импровизация, сознательно
избегающая
стабильности своих терминов. Отвергая все законченные представления о бытии, все
системы, К.
требует от своих слушателей не запоминания, а соучастия; подлинное понимание
истины, по К.,
прекращает деятельность ума, спасающегося от страха смерти за религ. и филос.
символами, и
всякую вообще обусловленную «деятельность», уступая место причинно не
обусловленному
«действию», идущему из свободной глубины личности. Перекликаясь в ряде проблем
своей
философии с европ. экзистенциализмом, К. решает их, однако, в духе традиций
вост. религ. мысли,
восходящих к отрицательным определениям абсолюта в ранних упанишадах и буддизме.
• The first and last freedom Ь., 135?; Education and the significance of life,
L., 19562; Commentaries on living, tv.] 1—3, N. Y.,
1956—61; Talks in Paris, P., 1962; This matter of culture, L., 1964; Freedom
from the known, L., 1969; The only revolution, L.,
1970; в рус. пер.— У ног учителя, СПБ, 1911; Воспитание как вид служения, СПБ,
1913.
• Померанц Г. С., К. и проблема религ. нигилизма, в сб.: Идеологич. течения
совр. Индии, М., 1965; S u а г ё s С., Krisli-
namurti and the study of man, Bombay, 19552; N i e 1 A., Krish-namurti, the man
in revolt, Bombay, 1957; FouereR.,
Krishnamurti ou la revolution du reel, P., 1969.
КРОЗЬЕ (Crozier) Мишель (р. 6.11.1922, Сент-Менеу), франц. социолог. Проф. ун-та
в Нантере,
руководитель Центра социологии организаций, президент Франц. социологич. об-ва
(1970—72). Гл.
сфера интересов К.— теоретич. и эмпирич. исследование социальных организаций,
господство к-рых
он считает фундаментальным явлением совр. обществ. развития. В работе «Феномен
бюрократии»
(«Le phenomene bureaucra-tique», 1963) К. разрабатывает теорию бюрократии, к-рая
включается в
общую теорию функционирования организаций и теорию культурных систем. В основе
проблематики организаций, согласно К., должно стоять исследование власти и видов
её
распределения, анализ стратегии деятельности индивидов в групп.
Растущая зависимость эффективности организаций от деятельности людей, «человеч.
ресурсов»
диктует необходимость создания условий для активного социального участия, от
отсутствия к-рого,
по К., страдают как организации, так и их члены. Эти же темы К. развивает в кн.
«Блокированное
общество» («La societe hloquee», 1970), в центре к-рой — проблемы социального
изменения и
усиления участия индивидов и групп в нововведениях. Под «блокированным» он
понимает общество,
подавляющее реальное изменение институтов и творч. инициативу. В теоретико-
методологич. плане
он тяготеет к структурно-функциональному анализу, выступая в то же время против
его
превращения «в функционалисте кую философию, в снисходительное одобрение
обнаруженных
взаимозависимостей» («Le phenomene bureaucratique», P., 1963, p. 22). Средство
избежать этого, по
К.,— выдвижение на первый план проблемы социального изменения, благодаря чему
функциональ-
ный подход не элиминирует историко-генетический, но служит ему. В целом критика
франц.
общества, содержащаяся в работах К., осуществляется с позиций ака-демич.
социологии, не
выходящей за рамки традиционного бурж. либерализма.
• Usines et syndicats d'Amerique, P., 1951; Petits fonctionnaires an travail,
P., 1956; On no change pas la sociite par decret, P.,
1979; La mal arnericain, P., 1980.
• Социология и современность, т. 2, M., 1977, с. 277—80.
KPОHEP (Kroner) Рихард (8.3.1884, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша,— 2.11.1974,
Маммерн,
Швейцария), нем. философ-идеалист, один из крупных представителей
неогегельянства. Первый этап
филос. развития К. протекал в русле баденской школы неокантианства; поиски
конкретного,
«живого» содержания философии приводят К. к сближению с философией жизни и
обусловливают
его переход к неогегельянству («От Канта к Гегелю», «Von Kant bis Hegel», Bd 1—
2, 1921—24).
Разрабатывая в этот период (1920-е гг.) проблемы философии культуры, К.
модернизирует
гегелевскую философию духа с помощью понятия «души», заимствованного из
философии жизни.
После эмиграции К. из Германии (с 1938 — в Великобритании, с 1940 — в США) в его
мировоззрении усиливаются религ.-мис-тич. тенденции: он всецело отдаёт
предпочтение религ. пере
перед разумом, откровению перед «умозрением», противопоставляя Гегелю религиозно
ориентированных философов Паскаля и Кьеркегора.
• Die Selbstverwirklichung des Geistes, Tub.,1928; The primacy of faith, N. Y.,
1943; Culture and faith, N. Y., 1951;
Speculation and revelation in the history of philosophy, v. 1—3, Phil., 1956—
1961; Between faith and thought, N. Y.— Oxf.,
1966.
• Давыдов Ю. ?., Критика иррационалистич. основ гносеологии неогегельянства, в
сб.; Совр. объективный идеализм,
М., 1963; Skinner J. E., Self and world. The religious philosophy of R. Kroner,
Phil., 1962.
КРОПОТКИН Пётр Алексеевич [27.11(9.12).1842, Москва,— 8.2.1921, Дмитров],
идеолог рус. и
между-нар. анархизма, учёный-географ, путешественник. Исследовал малоизученные
р-ны Вост.
Сибири, Амурской обл. и Сев. Маньчжурии, значительно исправил представление об
орографии
Сибири и обосновал теорию оледенения Евразии. В 1872 после поездки в Швейцарию и
Бельгию и
сближения с бакунистским крылом 1-го Интернационала вступил в кружок
«чайковцев», вёл
революц. пропаганду среди питерских рабочих. В 1874 арестован, после двух лет