<< Пред.           стр. 151 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 Рус. пер. «К. п. р.» Н. Смирнова (1879) и H. M. Соколова (1897, 19082); см.
 также в кн.: Кант И., Соч.,
 т. 4, ч. 1, 1965.
 • С к p и п н и к А. П., Категорич. пмператип И. Канта, М., 1078; Con en H.,
 Kants Begrundung der Ethik, B., 19102;
 Materialien zu Kants «Kritik der praktischen Vernunft», hrsg. v. R. Bittuer, K.
 Cramer, Fr./M., 1975.
 «КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ» («Kritik der Urteilskraft», B.— Libau, 1790),
 работа
 Канта, за-вершающая его систему критич. идеализма. В ней дано обоснование
 единства форм
 познавательной (чувственной) и целеполагающей (нравственной) деятельности. Связь
 их Кант
 обнаруживает в способности рассматривать явления согласно принципу
 целесообразности. Различая
 понятия целесообразности в иск-ве и живой природе, он делит свою работу на
 «Критику эстетич.
 способности суждения» и «Критику телеоло-гич. способности суждения».
 Первая часть соч. посвящена анализу суждений вкуса. Суждения этого типа говорят
 о форме
 предмета исходя из состояний субъекта. Прекрасное, по мнению Канта, есть образ
 идеальной
 природы субъекта, а возвышенное — образ свободы субъекта. В суждениях вкуса он
 усматривает
 особую априорную структуру, выражением к-рой служит т. н. чувство удовольствия и
 не-
 удовольствия. Специфика его состоит в отсутствии прагматич. интереса к предмету,
 оно возникает из
 непреднамеренной игры воображения и имеет субъективный, но вместе с тем
 общезначимый и
 автономный характер. Вкус определяется как способность придавать эстетич.
 переживанию
 «всеобщую сообщаемость». Эстетич. деятельность трактуется как сфера символич.
 воплощения
 нравств. идеала.
 Во второй части работы говорится о том, что телеоло-гич. рассмотрение организмов
 предполагает
 функциональное объяснение их частей относительно условий существования целого.
 Оно диктуется
 не столько свойствами объектов, утверждает Кант, сколько способом нашего
 представления и служит
 эвристическим принципом описания в тех случаях, где механич. объяснение
 оказывается
 недостаточным.
 Рус. пер. Н. М. Соколова (1898); см. также в кн.: К а н т И., Соч., т. 5, 1966.
 • Baumler A., Kants Kritik der Urteilskraft; ihre Geschichte und Systematik, Bd
 l, Halle, 1923; M e n z e г Р., Kants Asthetik in
 ihrer Entwicklung, B., 1952; K u l e u k a m p f f J., Materialien zu Kants
 «Kritik der Urteilskraft», Fr./M., 1974.
 «КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА« («Kritik der reinen Vernunft», Riga, 1781), осн. труд
 Канта. Во 2-
 м изд. «К. ч. p.» (Riga, 1787) существенно переработан ряд разделов и введён
 фрагмент
 «Опровержение идеализма». Посвящён определению и оценке источников, принципов и
 границ науч.
 знания, состоит из предисловий, введения, трансцендентальной эстетики, аналитики
 и диалектики
 чистого разума, а также учения о его методе. Кант преодолевает односторонности
 рационализма и
 эмпиризма в трактовке источников знания, утверждая взаимосвязанность чувств.
 опыта и
 рациональных структур в науч. познании. В «Трансцендентальной эстетике»
 говорится о
 необходимом эмпирич. основании познания — ощущениях, возникающих в результате
 воздействия
 объектов на нашу способность восприятия, но в дальнейшем изложении преимуществ.
 внимание
 уделяется анализу способов «упорядочения», «связывания» эмпирич. данных с
 помощью априорных
 и субъективных форм чувств. познания — пространства и
 288 КРИТИКА
 времени. Соответственно ощущения, представления и вообще все «феномены»,
 подчинённые
 субъективным условиям восприятия (пространству и времени), по Канту, не дают
 подлинного знания
 об объектах, или «еещах в себе». Последние он объявляет непознаваемыми.
 Априорный характер
 Кант приписывает всем формам познания. В «Трансцендентальной аналитике»
 рассматривается
 рассудок как способность мыслить, синтезировать, обобщать содержание чувств.
 представлений
 посредством априорных понятий — категорий. В основе способности объединять
 представления
 лежит «первоначально-синтетич. единство апперцепции». «Подведение» эмпирич.
 созерцаний под
 категории осуществляется с помощью способности суждения, или продуктивной
 способности
 воображения. В «Аналитике основоположений» рассмотрены общие методологич.
 принципы и
 требования науч. познания (принцип каузальности, идея субстанции и др.), к-рые
 определяют
 условия и границы «возможного опыта». В «Трансцендентальной диалектике»
 исследуется разум,
 требующий абс. завершённости опыта, и даётся критика его иллюзий и ошибочных
 заключений
 (паралогизм, антиномии, идеал), в к-рые он впадает, отрываясь от чувств.
 основания познания и
 стремясь к познанию сверхчувственного — души, мира как целого и бога. Кант далёк
 от однозначно
 отрицат. оценки заблуждений разума и его антиномичности — он видит в этом
 проявление
 стремления к неогранич. расширению знания. Идеи разума имеют для естествознания
 регулятивное,
 направляющее значение. Учение об априорных, рацион. структурах и диалектике
 разума составляет,
 по Канту, подлинный предмет философии. В «Трансцендентальном учении о методе»
 определяются
 методы критич. филос. исследования (дисциплина), его цели, идеал и способы их
 достижения,
 рассматривается система предметов чистого разума (сущее и должное) и знаний о
 них (метафизика
 природы и нравственности), а также его архитектоника. Краткое изложение «К. ч.
 р.» содержится в
 «Пролегоменах» (1783). Рус. пер. М. Владиславлева (1867), И. М. Соколова (в. 1—
 2, 1896—97,
 19022), Н. Лосского (1907, 19152); см. также в кн.: Кант И., Соч., т. 3, 1964.
 • Шульц И., Разъясняющее изложение «К. ч. р.», пер. с нем., М., 11)10; Vaihinger
 H., Commentar zu Kants Kritik der reinen
 Vernunft, Bd 1—2, Stuttg., 1881—82; Smith N. K.; A commentary to Kant's
 «Critique of pure reason». L., 19302; Heimsoeth H.,
 Transzendentale Dialektik. Ein Kommentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft, Tl
 1—4, B., 1966—71; Martin G., Sachindex zu
 Kants Kritik der reinen Vernunft, B., 1967; Materialien zu Kants «Kritik der
 reinen Vernunft», hrsg. v. J. Kopper, R. Malter,
 Fr./M., 1975.
 КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, идеалистич. направление в нем., англ. и амер. философии
 кон. 19 —
 нач. 20 вв. Понятие К. р. ведёт происхождение от «критицизма» Канта. Взгляды
 нем. К. р.
 представляют собою «реалистич.» переработку кантианства и часто причисляются к
 неокантианству в широком смысле. Осн. представители — А. Риль, О. Кюльпе, Э.
 Бехер и др.
 исходят из того, что «нашему сознанию не дано ничего, что не было бы уже
 образовано и
 преобразовано им самим» (R i e h l ?., Der philosophische Kritizismus.
 Geschichte und System, Bd 2,
 Lpz., 19253, S. 226). Совр. нем. К. р. представлен в учении А. Венцля,
 попытавшегося осуществить
 «синтез» материалистич. установок совр. физики и идеалистич. философии на основе
 волюнтаризма:
 «Мир есть воля и представление, природа — проявление идей» (W e n z l ?.,
 Philosophie der Freiheit,
 Bd l, Munch., 1947, S. 216). Другая его тенденция — сближение с религией в целях
 защиты свободы
 воли.
 В Великобритании К. р. (А. Сет, Д. Хикс) был близок к персонализму, сочетая его
 с воззрениями
 шотландской школы. В США К. р. как самостоят. школа возник в нач. 20-х гг. 20
 в., когда Д. Дрейк,
 А. Лавджой, Дж. Пратт, А. Роджерс, Сантаяна и Селлерc издали сб. «Очерки критич.
 реализма»
 («Essays in critical realism», 1920). В отличие от неореализма, К. р. утверждает
 возможность лишь
 опосредованного познания (репрезентативней), к-рое трактуется двояк«: или объект
 познаётся при
 помощи «данного» как логич. сущности, отличной от объекта и субъекта, но
 выражающей нек-рые
 черты первого; или ояосредование осуществляется с помощью психич. представлений,
 отражающих
 и (или) символизирующих материальные предметы. В соответствии с этим
 представители К. р.
 разделились на объективных идеалистов (Сантаяна, Дрейк, Ч. О. Стронг) и
 натуралистов,
 сближающихся с материализмом (Селлерс, Лавджой). При этом Пратт тяготеет к
 персонализму,
 Сантаяна развивает объек-тивно-идеалистич. филос. и социологич. систему, Лавд-
 жой «примиряет»
 К. р. с неореализмом, Селлерс приходит к взглядам, близким диалектич.
 материализму. Термин «К.
 р.» в широком смысле используется в совр. бурж. философии для противопоставления
 т. н. наивному
 реализму и связывается с признанием различия между предметом познания и знанием
 субъекта о
 нём.
 • X и л л Т. И., Еовр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, гл. 5; Богомолов
 А. С.. Бурж. философия США 20 в., М.,
 1974, гл. 6; Бурж. философия кануна и начала империализма, М., 1977, гл. 9, § 3;
 R е с k ?., Becent American philosophy,
 N. ?., 1964, p. 208—75; W e s s e l K. F., Kritischer Realismus und
 dialektischer Materialismus, B., 1971; см. также лит. к ста-
 тьям Реализм, Сантаяна, Селлерс.
 КРИШНАМУРТИ Джидду (псевд.— А л с и о н) (р. 25.5.1895 или 1897, Маданаиалли,
 шт. Мадрас),
 инд. мыслитель и поэт. В 1909 мальчиком поразил членов Теософского общества (в
 к-ром служил его
 отец) способностью непроизвольно впадать в экстаз. Выл воспитан под наблюдением
 руководительницы этого об-ва А. Безант и признан теософами мессией. Однако в
 1929 отказался от
 всякого участия в организованной религ. деятельности, поставив осн. целью
 «воспитание свободы в
 поисках истины». Беседы К. частично записаны и изданы; К. также автор двух книг
 стихотворений и
 неск. сб-ков эссе. Его мышление — принципиальная импровизация, сознательно
 избегающая
 стабильности своих терминов. Отвергая все законченные представления о бытии, все
 системы, К.
 требует от своих слушателей не запоминания, а соучастия; подлинное понимание
 истины, по К.,
 прекращает деятельность ума, спасающегося от страха смерти за религ. и филос.
 символами, и
 всякую вообще обусловленную «деятельность», уступая место причинно не
 обусловленному
 «действию», идущему из свободной глубины личности. Перекликаясь в ряде проблем
 своей
 философии с европ. экзистенциализмом, К. решает их, однако, в духе традиций
 вост. религ. мысли,
 восходящих к отрицательным определениям абсолюта в ранних упанишадах и буддизме.
 • The first and last freedom Ь., 135?; Education and the significance of life,
 L., 19562; Commentaries on living, tv.] 1—3, N. Y.,
 1956—61; Talks in Paris, P., 1962; This matter of culture, L., 1964; Freedom
 from the known, L., 1969; The only revolution, L.,
 1970; в рус. пер.— У ног учителя, СПБ, 1911; Воспитание как вид служения, СПБ,
 1913.
 • Померанц Г. С., К. и проблема религ. нигилизма, в сб.: Идеологич. течения
 совр. Индии, М., 1965; S u а г ё s С., Krisli-
 namurti and the study of man, Bombay, 19552; N i e 1 A., Krish-namurti, the man
 in revolt, Bombay, 1957; FouereR.,
 Krishnamurti ou la revolution du reel, P., 1969.
 КРОЗЬЕ (Crozier) Мишель (р. 6.11.1922, Сент-Менеу), франц. социолог. Проф. ун-та
 в Нантере,
 руководитель Центра социологии организаций, президент Франц. социологич. об-ва
 (1970—72). Гл.
 сфера интересов К.— теоретич. и эмпирич. исследование социальных организаций,
 господство к-рых
 он считает фундаментальным явлением совр. обществ. развития. В работе «Феномен
 бюрократии»
 («Le phenomene bureaucra-tique», 1963) К. разрабатывает теорию бюрократии, к-рая
 включается в
 общую теорию функционирования организаций и теорию культурных систем. В основе
 проблематики организаций, согласно К., должно стоять исследование власти и видов
 её
 распределения, анализ стратегии деятельности индивидов в групп.
 Растущая зависимость эффективности организаций от деятельности людей, «человеч.
 ресурсов»
 диктует необходимость создания условий для активного социального участия, от
 отсутствия к-рого,
 по К., страдают как организации, так и их члены. Эти же темы К. развивает в кн.
 «Блокированное
 общество» («La societe hloquee», 1970), в центре к-рой — проблемы социального
 изменения и
 усиления участия индивидов и групп в нововведениях. Под «блокированным» он
 понимает общество,
 подавляющее реальное изменение институтов и творч. инициативу. В теоретико-
 методологич. плане
 он тяготеет к структурно-функциональному анализу, выступая в то же время против
 его
 превращения «в функционалисте кую философию, в снисходительное одобрение
 обнаруженных
 взаимозависимостей» («Le phenomene bureaucratique», P., 1963, p. 22). Средство
 избежать этого, по
 К.,— выдвижение на первый план проблемы социального изменения, благодаря чему
 функциональ-
 ный подход не элиминирует историко-генетический, но служит ему. В целом критика
 франц.
 общества, содержащаяся в работах К., осуществляется с позиций ака-демич.
 социологии, не
 выходящей за рамки традиционного бурж. либерализма.
 • Usines et syndicats d'Amerique, P., 1951; Petits fonctionnaires an travail,
 P., 1956; On no change pas la sociite par decret, P.,
 1979; La mal arnericain, P., 1980.
 • Социология и современность, т. 2, M., 1977, с. 277—80.
 KPОHEP (Kroner) Рихард (8.3.1884, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша,— 2.11.1974,
 Маммерн,
 Швейцария), нем. философ-идеалист, один из крупных представителей
 неогегельянства. Первый этап
 филос. развития К. протекал в русле баденской школы неокантианства; поиски
 конкретного,
 «живого» содержания философии приводят К. к сближению с философией жизни и
 обусловливают
 его переход к неогегельянству («От Канта к Гегелю», «Von Kant bis Hegel», Bd 1—
 2, 1921—24).
 Разрабатывая в этот период (1920-е гг.) проблемы философии культуры, К.
 модернизирует
 гегелевскую философию духа с помощью понятия «души», заимствованного из
 философии жизни.
 После эмиграции К. из Германии (с 1938 — в Великобритании, с 1940 — в США) в его
 мировоззрении усиливаются религ.-мис-тич. тенденции: он всецело отдаёт
 предпочтение религ. пере
 перед разумом, откровению перед «умозрением», противопоставляя Гегелю религиозно
 ориентированных философов Паскаля и Кьеркегора.
 • Die Selbstverwirklichung des Geistes, Tub.,1928; The primacy of faith, N. Y.,
 1943; Culture and faith, N. Y., 1951;
 Speculation and revelation in the history of philosophy, v. 1—3, Phil., 1956—
 1961; Between faith and thought, N. Y.— Oxf.,
 1966.
 • Давыдов Ю. ?., Критика иррационалистич. основ гносеологии неогегельянства, в
 сб.; Совр. объективный идеализм,
 М., 1963; Skinner J. E., Self and world. The religious philosophy of R. Kroner,
 Phil., 1962.
 КРОПОТКИН Пётр Алексеевич [27.11(9.12).1842, Москва,— 8.2.1921, Дмитров],
 идеолог рус. и
 между-нар. анархизма, учёный-географ, путешественник. Исследовал малоизученные
 р-ны Вост.
 Сибири, Амурской обл. и Сев. Маньчжурии, значительно исправил представление об
 орографии
 Сибири и обосновал теорию оледенения Евразии. В 1872 после поездки в Швейцарию и
 Бельгию и
 сближения с бакунистским крылом 1-го Интернационала вступил в кружок
 «чайковцев», вёл
 революц. пропаганду среди питерских рабочих. В 1874 арестован, после двух лет

<< Пред.           стр. 151 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу