<< Пред.           стр. 157 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 Fr./M., 1973; «L'Arc», 1974, JA 58; Mannoni M., La theoriecomme fiction: Freud,
 Groddeek.Winnicott,Lacan, P.,1979; Clement С., Vies et legendes de Jacques
 Lacan, P., 1981. ЛАКАТОС,
 Л а к а т о ш (Lakatos) Имре (9.11.1922, Будапешт,— 2.2.1974, Лондон), англ.
 историк науки,
 представитель т. н. методологич. фальсификациониз-ма — направления в англо-амер.
 философии
 науки, ориентирующегося на изучение закономерностей развития науч. знания. С
 1958 в
 Великобритании. Испытал влияние идей К. Поппера и Д. Пойи. Цель своих
 исследований видел в
 логико-нормативной реконструкции процессов изменения знания и построении логики
 развития
 науч. теорий на основе тщательного изучения реальной эмпирич. истории науки.
 Первоначально
 предложил свой вариант логики дедуктивного мысленного эксперимента, применив её
 в качестве
 рациональной реконструкции развития финитной математики 17—19 вв. Пересмотрев
 позднее
 исходные методологич. установки, Л. разработал универс. логико-нормативную
 реконструкцию
 развития науки — методологию науч.-исследоват. программ. Методология Л.
 рассматривает рост
 «зрелой» (развитой) науки как смену ряда непрерывно связанных теорий. Эта
 непрерыв-
 ность обусловлена нормативными правилами исследо-ват. программ, предписывающих,
 какие пути
 наиболее перспективны для дальнейшего исследования («положительная эвристика»),
 а каких путей
 следует избегать («негативная эвристика»). Другие структурные элементы
 исслсдоват. программ —
 «жёсткое ядро» (в него включаются условно неопровергаемые фундаментальные
 допущения
 программы) и «защитный пояс», состоящий из вспомогат. гипотез (он обеспечивает
 сохранность
 «жёсткого ядра» от опровержений и может быть модифицирован, частично или
 полностью заменён
 при столкновении с контрпримерами). Согласно Л., в развитии исследоват.
 программы можно
 выделить две осн. стадии — прогрессивную и вырожденную. На прогрессивной стадии
 «положит.
 эвристика» активно стимулирует выдвижение гипотез, расширяющих эмпирич. и
 теоретич.
 содержание. Однако в дальнейшем развитие исследоват. программы резко
 замедляется, её «положит.
 эвристика» теряет эвристич. мощь, в результате чего возрастает число ad hoc
 гипотез (т.е. отно-
 сящихся лишь к данному случаю).
 Преодолев ряд недостатков, присущих концепциям развития знания Поппера и Куна,
 Л. вместе с тем
 не смог согласовать логико-нормативный характер своей концепции с реальной
 сложностью и
 многообразием процессов изменения и развития науч. знания. Его методология не
 может
 претендовать на универсальность: как продуктивное средство историко-науч.
 исследования она
 применима лишь к строго определ. периодам развития науки.
 • Falsification and the methodology ot scientific research programmes, в кн.:
 Criticism and the growth oi knowledge, Camb.,
 1970; в рус. пер.— Доказательства и опровержения, М., 1967; История науки и ее
 рациональные, реконструкции, в сб.:
 Структура и развитие науки, ?., 1978.
 * III в ы ? е в В. С., Анализ науч. познания ? совр. «философии науки», «ВФ»,
 1971, № 2; М а м ч у ? ?. ?., Проблема
 выбора теории, М., 1975; Грязное Б. С., Садовский В. Н., Проблемы структуры и
 развития науки в «Бостонских
 исследованиях по философии науки», в сб.: Структура и развитие науки, М., 1978,
 с. 5—39.
 ЛAKPУА (Lacroix) Жан (р. 23.12.1900, Лион), франц. философ-идеалист,
 представитель
 персонализма. Утверждая, что марксизм рассматривает человека лишь в плане его
 социальной
 сущности, а экзистенциализм ограничивается анализом внутр. жизни человека, Л.
 проповедует
 «преодоление» их в персонализме путём ассимиляции и переработки. Согласно Л.,
 «разум» должен
 быть поглощён «духом», к-рому предстоит впитать в себя все открытия и завоевания
 совр.
 цивилизации. Познание, по Л., есть выражение «онтологич. тоски по бытию»,
 «жизненного порыва»,
 к-рый, будучи осознанным, становится религ. верой. Автор работ по истории
 философии (о Канте,
 Конте, Блонделе).
 • Personne et amour, P., 1961; Marxisme, existentialisme, personnalisme, P.,
 1966«; Les sentiments et la vie morale, P., 19687;
 Le personnalisme cornme anti-ideologie, P., 1972; Le desir et les dasirs, P.,
 1975.
 • Вдовина И. С., Франц. персонализм. Критич. очерк филос. учений, М., 1977.
 ЛАМАРК (Lamarck) Жан Батист (1.8.1744, Базантен, Пикардия,— 18.12.1829, Париж),
 франц.
 естествоиспытатель, один из первых представителей естеств.-науч. материализма в
 биологии,
 создатель первого целостного учения об эволюции органич. мира. Эволюц. идеи Л.,
 в полной мере
 оценённые только во 2-й пол. 19 в., когда он был признан одним из гл.
 предшественников Дарвина,
 изложены в «Философии зоологии» («Philosophie zoologique...», 1809), «Естеств.
 истории
 беспозвоночных» («Histoire naturelle des animaux sans vertebre», v. 1—7, 1815—
 22) и др. трудах. Л.
 предвосхитил ряд положений, послуживших основой доказательств эволюции у
 Дарвина: положение
 о невозможности абс. разграничения видов (друг от друга и от разновидностей); о
 наличии в природе
 градаций, т. е. серий постепенно усложняющихся групп организ-
 ЛАМАРК 299
 МОВ; o всеобщей распространённости явлений приспособленности организма к среде.
 Согласно Л., часто упражняемые органы усиливаются и развиваются, а неупражняемые
 ослабевают и
 атрофируются; возникшие изменения передаются по наследству. Эти положения были
 возведены Л.
 в ранг уни-верс. законов эволюции (их несостоятельность была экспериментально
 доказана в кон. 19
 —нач. 20 вв. благодаря открытиям генетики).
 Убеждение Л. в объективном характере непрерывного процесса совершенствования
 организмов
 (трансформизм) и признание им родства организмов внутри любого естеств. вида и в
 рамках органич.
 мира в целом сближает Л. с современной ему натурфилософией.
 Отвергая телеологию, панпсихизм и теорию врождённых идей, Л. стремился дать
 биологич,
 явлениям историч. объяснение на основе представления о взаимодействии организма
 и среды.
 Однако попытка конкретизировать это представление оказалась неудачной, т. к. Л.
 не были ясны
 причины органич. целесообразности и подлинный механизм приспособления. Хотя у Л.
 имеются
 высказывания о выживании наиболее приспособленных, он не приписывал этому
 принципу универс.
 формообразующей роли. В кон. 19 — нач. 20 вв. Г. Осборн (США), А. Паули, А.
 Вагнер (Германия) и
 др. биологи попытались возродить ламаркизм, противопоставив его дарвинизму, они
 опирались на
 уже дискредитированные в фактич. отношении стороны воззрений Л. (наследование
 приобретённых
 признаков, имманентность стимулов к эволюции, допущение пси-хич. способностей у
 протоплазмы
 — «психоламаркизм»).
 Л. интересовался также вопросами классификации наук («Аналитич. система положит.
 знаний
 человека» — «Systeme analytique des connaissauces positives de l'homme», 1820).
 • Избр. произв., т. 1 — 2, M., 1955—59.
 • К о м a p о в В. Л., Л. и его науч. значение, в кн.: Л а-марк Ж.-Б., Философия
 зоологии, т. 1, М.— Л., 1935; Тимирязев
 К. А., Л., Соч., т. 6, М., 1939; ? у з а н о в И. И.,
 Ж.-Б. Л., М., 1959.
 ЛАМЕННЕ (Lamennais) Фелисите Робер де (19.6. 1782, Сен-Мало,— 27.2.1854, Париж),
 франц.
 публицист и философ, аббат, один из родоначальников христианского социализма.
 Преодолев
 первоначальное увлечение идеями Руссо, Л. стал убеждённым монархистом и
 правоверным
 католиком. В ранних трудах (1810—20-е гг.) выступил с критикой идей Великой
 франц. революции и
 материалистич. философии 18 в. Политич. идеалом Л. была в это время христ.
 монархия. Однако к
 кон. 20-х гг. Л. переходит на позиции либерализма. В 1834 Л. напечатал соч.
 «Слова верующего»
 (рус. пер. 1906), в к-ром бичевал капитализм с позиций феод. социализма. Эти
 выступления Л. были
 осуждены в папских энцикликах. Утопич. идеи Л. о возможности предотвращения
 социальных
 революций и улучшения обществ. строя путём христ. любви и нравств.
 самоусовершенствования
 оказали большое влияние на социальное учение католич. модернизма. К концу жизни
 Л. выступил с
 собств. филос. системой («Эскиз философии»— «Esquisse d'une philosophies, v. l—
 4, 1840—46), вк-
 рой, отходя по ряду вопросов от ортодоксально-католич. учения, пытался
 совместить религию и
 философию, опираясь на идеи неоплатонизма и Лейбница.
 • Oeuvres completes, v. l —10, nouv. ed., P., 1844; Oeuvres posthumes, v. 1—6,
 P., 1855—59; Oeuvres inedites, v. 1—2, P.,
 1866; в рус. пер.— Совр. рабство, Н. Новгород, 1905.
 • Котляревский С. ?., Л. и новейший католицизм, М., 1904; Сперанский В. Н., Л.
 как политич. мыслитель, П., 1922; В о u
 t a r d С., Lamennais, sa vie et ses doctrines, v. 1—3, P., 1905 — 13; R o u s s
 e l J., F. de Lamennais, P., 1957.
 ЛАМЕТРИ (Lamettrie, La Mettrie) Жюльен Офре де (12.12.1709, Сен-Мало,—
 11.11.1751, Берлин),
 франц. философ-материалист. Изучал богословие, физику и медицину. Выл полковым
 врачом;
 заболев горячкой и
 300 ЛАМЕННЕ
 наблюдая за её течением, пришёл к убеждению, что духовная деятельность человека
 определяется
 его телесной организацией. Эта идея легла в основу его первого филос. соч.
 «Естеств. история души»
 («Histoire naturelle de l'ame», 1745, или «Трактат о душе» — «Traite de Гате»),
 в к-ром открыто
 обосновывался атеизм. Книгу сожгли, и Л. был вынужден эмигрировать в Голландию.
 Здесь он
 анонимно опубликовал соч. «Человек-машина» (1747, рус. пер. 1911), к-рое также
 было публично
 сожжено. В 1748 по приглашению прусского короля Фридриха 11 переехал в Берлин,
 где состоял
 членом АН и издал свои работы «Человек-растение» («L'homme plante», 1748) и
 «Система Эпикура»
 («Systeme d'Epicure», 1751). Умер по время испытания на себе нового метода
 лечения.
 Л. первым во Франции дал последоват. изложение системы механистич. материализма.
 Л. признавал
 своей целью возрождение системы Эпикура. Согласно Л., существует лишь единая
 материальная
 субстанция; присущие ей способности ощущать и мыслить обнаруживаются в
 «организованных
 телах»; эти способности проявляются при воздействии внеш. тел на мозг. Человека
 отличает от
 животных лишь большее количество потребностей и, следовательно, большее
 количество ума, ибо Л.
 признавал потребности тела «мерилом ума». Человеч. организм Л. рассматривал как
 самостоятельно
 заводящуюся машину, подобную часовому механизму. В своих последних работах Л.
 подошёл к идеи
 эволюции, высказывал мысли о единстве происхождения растит. и животного мира, о
 постепенном
 совершенствовании материи. Как сенсуалист Л. считал, что внеш. мир отражается на
 «мозговом
 экране». В этике исходил из позиций гедонизма, отводя вместе с тем значит. роль
 обществ. интересу.
 Развитие общества определяется, по Л., деятельностью выдающихся людей и успехами
 просвещения.
 Л. был сторонником просвещённого абсолютизма. Филос. идеи Л. оказали значит.
 влияние на Дидро,
 Гольбаха, Гельвеция и др. материалистов.
 • Oeuvres philosophiques, v. l—3, P., 1796; в рус. пер — Избр. соч., М.—Л.,
 1925; Соч., М., 1976.
 • Вороницын И. П., Ла Меттри, [Xap.], 1925; Сереж-ников В. К., Л., M., [1925];
 Богуславский В. М., Л., М., 1977; D u
 Bois-Reymond E., La Mettrie, В., 1875; Poritzky J. P., J. O. de Lamettrie. Sein
 Leben und seine Werke, B., 1900; L e m ? e J. i1.,
 Julien Offray de La Mnttrie, [Mortain], 1955; Mendel L., La Mattrie..., Lpz.,
 1965.
 ЛАНГЕ Николай Николаевич [12 (24). 3.1858, Петербург,— 15.2.1921], рус.
 психолог. Проф.
 философии Одесского ун-та (1888—1921), где организовал одну из первых в России
 экспериментальных психологич. лабораторий. Сформулировал закон перцепции —
 стадиальный
 (фазовый) характер процесса восприятия (от обобщённого чувств. образа предмета
 ко всё более
 дифференцированному). Разработал моторную теорию внимания как двигат. реакции
 организма,
 улучшающей условия восприятия (влияние рефлекторной теории И. М. Сеченова).
 Перевёл на рус.
 яз. «Первую аналитику» Аристотеля (1894).
 * История нравств. идей 19 в., ч. 1, СПБ, 1888; Душа ребенка в первые годы
 жизни, СПБ, 1891; Психологич. исследования,
 Одесса, 1893; Психология, М., 1914 (библ.).
 ЛАНДБЕРГ (Lundberg) Джордж Эндру (3.10.1895, Фэрдейл, Сев. Дакота,— 14.4.1966,
 Сиэтл,
 Вашингтон), амер. социолог-неопозитивист. Л. интерпретировал понятия социологии
 с т. зр.
 операционализма. Следуя бихевиоризму, Л. отождествлял задачу исследования
 стимулов и мотивов
 поведения с описанием самого поведения — его фактич. эмпирич. стороны. Выдвинув
 перед
 социологией программу определения признаков и характеристик поведения индивидов
 и групп, Л.
 выступил в качестве одного из создателей т. н. социального бихевиоризма. Л. —
 сторонник
 количеств. методов в социологии, перенесения методов и моделей естеств. наук (в
 особенности
 физики) в социологию.
 • Trends in American sociology, N. ?.— L., 1929 (совм. с R. Bain, N. Anderson);
 Leisure, N. ?., 1934 (совм. c M. Komarov-
 sky, ?. ?. Mclnerny); Foundations of sociology, N. Y., 1939; Social research, N.
 Y.— L., 19422: Can science save us?, N. Y.—
 L., 1947; Sociology, N. Y., [1954] (совм. с С. С. Schrag, O. N. Larsen).
 • История бурж. социологии 1-й пол. XX в., М., 1979, гл. 1.
 ЛАО-ЦЗЫ (кит., букв.— старый учитель), собств. имя Ли Эр (Ли Боян, Лао Дань),
 др.-кит. леген-
 дарный основатель даосизма. По преданию, род. в 604 до н. э., однако
 историчность его личности
 вызывает сомнения. В его краткой биографии, помещённой в «Историч. записках»
 (гл. 63), сказано,
 что он был историографом-архивариусом при Чжоуском дворе; будучи уже стариком,
 встретился с
 Конфуцием; жил якобы 160 или 200 лет. Ему приписывается составление «Дао дэ
 цзина». В своих
 филос. построениях разрабатывал три осн. концепции: дао, дэ и у-вэй. Дао —
 естеств. путь
 возникновения, развития и исчезновения всех вещей и одновременно материальная
 праоснова их
 существования. Дэ, к-рое в конфуцианстве означает этич. норму, мораль, нравств.
 качество, у Л.-ц.
 выступает лишь как постоянное свойство, качество, атрибут вещей, то, через что
 обнаруживается
 незримое и неслышимое дао, благодаря чему оно проявляется в мире вещей (нек-рыми
 учёными
 переводится как «энергия»). Оригинальная концепция у-вэй (букв.— недеяние,
 бездействие) означает
 подчинение естеств. процессу, гармонию с дао, отсутствие всякого действия,
 идущего вразрез с ним.
 Учение, приписываемое Л.-ц., оказало сильное влияние на др. школы кит.
 философии.
 * Ян Хин-шун, Др.-кит. философ Л.-ц. и его учение, М., 1950; Др.-кит. философия,
 т. 1, М., 1972, с. 114—38; см. также
 лит. к ст. Даосизм.
 ЛАСКИ (Laski) Гарольд Джозеф (30.6.1893, Манчестер,— 24.3.1950, Лондон), англ.
 социолог;

<< Пред.           стр. 157 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу