<< Пред. стр. 163 (из 449) След. >>
desMenschengeschlechts», 1780, анонимно), в к-рых вплотную подходит к идее органич.
развития и
поступат. движения человечества к совершенству.
• Gesammelte Werke, hrsg. v. P. Rilla, Bd 1—10, В.— Weimar, 19682; в рус. пер.—
Собр. соч., т. 1—10, СПБ, 19042; Избр.
произв., М., 1953.
• Меринг Ф., Легенда о Л., в его кн.: Лит.-критич. статьи, т. 1, М.— Л., 1934; ?
? и д л е н д е p Г., Л., М., 1957; Л. и
современность. Сб. ст., ?., 1981; Guthke K. S., Gotthold Ephraim Lessing,
Stuttg., 19732 (библ.); S e i f e r t S., Lessing-
Bibliographie, B.—Weimar, 1973; Hildebrandt D., Lessing, Munch.—W., 1979.
ЛИ-з а к о н (кит., букв.— принцип, закон, высший закон, закон природы, идеал,
истина), термин кит.
философии, одно из осн. понятий неоконфуцианства (записывается иным иероглифом,
чем ли-
этикет). В самом общем плане — определ. порядок, правила или система вещей, их
мерило или
стандарт. Впервые встречается у конфуцианца Мэн-Цзы в качестве принципа человеч.
природы и у
легиста Ханъ Фэя в значении особого закона вещей, в отличие от дао — обычного
закона вещей.
Сунские неоконфуцианцы (Чжан Цзай, Чжоу Дунъи, Чжу Си, бр. Чэн) видели в Л.
высшее
идеальное начало, в отличие от ци — материальной силы. Различия в интерпретации
значения Л. и ци
и их места в процессе образования Вселенной во многом определяют последующие
направления кит.
философии.
• Др.-кит. философия, т. 2, М., 1973, с. 235—57.
ЛИ-э т и к е т (кит., букв.— приличие, сдержанность, культурность, этикет,
церемония, обряд,
ритуал), термин кит. философии, осн. понятие этики конфуцианства (пишется иным
иероглифом,
чем ли-закон). Не имеет однозначного эквивалента в европ. языках. Первоначально
означал обувь,
надеваемую при совершении религ. обрядов, отсюда два исходных значения:
установленные
предписания поведения (приличие) и ритуал (этикет). В понимании Конфуция Л.—
руководящий
принцип, призванный устанавливать гармонич. отношения между людьми. Л. тесно
связано с жэнь
— человечностью, гуманностью; человек, лишённый жэнь,
не может обладать Л. и действовать в согласии с ним. Человек должен сдерживать
себя с помощью
Л., ибо только тогда не будет совершать неправильных поступков. Конфуций считал,
что путь к
совершенству начинается с поэзии, определяется Л. и завершается музыкой. Л. это
также норма
поведения в семье и гос-ве (отношения государя и подданных). Понятие Л. стало
одним из
определяющих принципов и норм поведения в Китае, вошло в нар. быт, культуру и
массовое
сознание вплоть до сер. 20 в.
• Др.-кит. философия, т. 1, М., 1972, с. 139—47, 153, 155; Алексеев В. М., Др.-
кит. лит-pa. Избр. труды, М., 1978; Fung ?
u - l a n, A short history of Chinese philosophy, N. Y., 1958, 146—56, 178—79;
Wing-tsit Chan, A source book in Chinese
philosophy, Princcton, 1963; P o l i t e l l a J., Taoism and Confucianism, Iowa
City, 1067, p. 106—09.
ЛИБЕРАЛИЗМ (от лат.liberaus — свободный), идей-но-политич. движение,
объединяющее
сторонников буржуазно-парламентского строя и бурж. «свобод» в экономич.,
политич. и др. сферах.
Термин «Л.» вошёл в широкое употребление в 1-й пол. 19 в., когда в ряде зап.-
европ. гос-в
(Великобритания, Франция и др.) появились политич. партии «либералов», однако
истоки Л.
восходят к эпохе бурж. революций 17—18 вв. Идеология раннего Л. играла
прогрессивную роль, т. к.
в ней были сформулированы осн. принципы бурж. обществ. устройства, пришедшего на
смену феод.
обществу.
Идеи экономич. Л. высказывались ещё физиократами, однако последовательно и
всесторонне
политико-экономич. концепция классич. Л. была разработана представителями англ.
классич.
политэкономии. Выступив с критикой феод. регламентации экономич. жизни,
физиократы, а вслед за
ними А. Смит, активно поддержали выдвинутый торг.-пром. кругами лозунг «laissez
faire» (дословно
«не мешайте действовать»), требовавший ликвидации цеховой регламентации,
ограничений внеш.
торговли и т. д. «Система естеств. свободы» Смита предполагала предоставление
полного простора
частной инициативе, освобождение экономич. деятельности из-под опеки гос-ва,
обеспечение
условий для свободного предпринимательства и торговли.
Идеологи Англ. бурж. революции 17 в. (Локк и др.) внесли существ. вклад в
разработку и пропаганду
идей бурж.-парламентского строя. Впоследствии многие из этих идей, выдержанных в
духе
концепции «правового гос-ва» — конституционного правления, основанного на
разделении власти
между исполнит. и за-конодат. органами, обеспечения осн. политич. прав граждан,
включая свободу
слова, печати, вероисповедания, проведения собраний и т. д.— вошли в идейно-
политич. арсенал Л.
В 19 в. с утверждением бурж. обществ. строя в Л. постепенно стали нарастать
апологетич. тенденции,
из идейного наследия выбирались лишь те положения, к-рые отвечали повседневным
нуждам
буржуазии как господствующего класса. Вера просветителей в прогресс, в торжество
разума
уступила место апологии бурж. здравого смысла; идеи нар. суверенитета и
равенства были
истолкованы применительно к производств.
отношениям капиталистич. общества как «равенство возможностей» агентов товарно-
капиталистич.
произ-ва. Л. выполнял функцию идеологич. обоснования и закрепления в массовом
сознании
ценностных установок предпринимательского сознания. На протяжении 19 в. Л.
отстаивал идею
обществ. устройства, при к-ром регулирование социально-экономич. отношений
осуществлялось бы
спонтанно, через безличный механизм «свободного рынка». Единств. функцию гос-ва
Л. усматривал
в том, чтобы охранять собственность граждан и устанавливать общие рамки
свободной конкуренции
между отд. производителями. Наибольшего расцвета Л. достиг в классич. стране
пром. капитализма
— Великобритании. Наряду с программой бурж. реформ, рассчитанных на создание
благоприят-
ных условий для свободного предпринимательства, было дано этич. «обоснование»
нсогранич.
погони за прибылью в философии утилитаризма Бентама, в позитивизме Дж. С. Милля,
Спенсера.
С вступлением капитализма в монополистич. стадию и особенно с переходом к гос.-
монополистич.
капитализму идеология классич. Л. подверглась существ. перестройке, прежде всего
в вопросе о
социально-экономич. роли гос-ва. Возникли концепции «нового Л.», или
«неолиберализма».
Несмотря на определ. различия, обусловленные нац. спецификой, неолибералы едины
в
утверждении, будто механизм свободного рынка создаёт наиболее благоприятные
предпосылки для
эффективной экономич. деятельности, регулирова-
ния экономич. и социальных процессов, рационального распределения экономич.
ресурсов и
удовлетворения запросов потребителей. Однако неолибералы считают, что действие
механизма
свободной конкуренции не может быть обеспечено автоматически. Они признают, что
господство
монополий, диспропорции в экономике, кризисы, инфляция деформируют механизм
рыночного
регулирования и могут привести к глубоким потрясениям всей системы капитализма.
Поэтому
необходимо постоянное гос. вмешательство в экономику с целью поддержания
благоприятных
условий для капиталистич. конкуренции.
В совр. условиях происходит постепенное ослабление идейных и политич. позиций Л.
В странах Зап.
Европы Л. потеснён социал-демократией и консервативными силами. В США Л.,
совершив определ.
эволюцию и сблизившись с социал-реформизмом, остаётся одним из влиятельных
идейно-политич.
течений.
• Маркс К., Теории прибавочной стоимости, M a p к с К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 26;
Смит А., Исследование о природе и
причинах богатства народов, пер. с англ., М., 1962; Голбрейт Дж. К., Экономич.
теории и цели общества, пер. с англ.,
М., 1979; Аникин А. В., Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до
Маркса, M., 19793; Совр. политич.
сознание в США, ?., 1?80; H a r t z L., Liberal tradition in America, N. Y.,
1955; Manning D., Liberalism, L., 1976;
Brzezinski Z., The relevance of liberalism, N. ?., 1977; Burdeau G., Le
liberalism, P., 1979.
Б. В. Михайлов.
ЛИБЕРТ (Liebert) Артур (10.11.1878, Берлин,—5.11. 1946, там же), нем. философ-
неокантианец.
Будучи представителем марбургской школы неокантианства, Л. в дальнейшем пытался
сочетать
кантовский критицизм с неогегельянской диалектикой и развитой им концепцией
«критич.»
метафизики, противопоставляемой Л. «догматич.» метафизике («Дух и мир
диалектики» — «Geist
und Welt der Dialektik», 1929). Выступал с критикой совр. ему культуры,
усматривая истоки
«духовного кризиса современности» в переходе от нормативного мышления Канта и
Гегеля к
релятивизму и историзму, как они сказались, по Л., у Фейербаха, Ницше и Дильтея.
В ряде работ
1930—40-х гг. защищал принципы бурж. либерализма.
• Das Problem der Geltung, Lpz., 19202; Wie ist kritische Philosophie uberhaupt
moglich?, Lpz., 1923'; Die geistige Krisis der
Gegenwart, В., 19253; Erkenntnistheorie, Bd 1—2, B., 1932; Die Krise des
Idealismus, Z.— Lpz., 1936; Der universale
Humanismus, Z., 1946.
ЛИБИДО (лат. libido — влечение, желание, страсть, стремление), одно из основных
понятий
психоанализа, разработанного Фрейдом. Л. означает у Фрейда влечения сексуального
характера,
преим. бессознательные. В отличие от стремления к самосохранению, Л. способно к
вытеснению и
сложной трансформации. В процессе индивидуального развития Л., по Фрейду,
локализуется в
различных телесных зонах, определяя фазы психосексуального развития, в ходе к-
рого меняется и
объект влечения (от аутоэротизма к внеш. объекту). Столкнувшись с внеш.
препятствием, Л. может
возвращаться на пройденные этапы развития, приобретая форму патологич.
регрессии; наряду с этим
оно способ-
ЛИБИДО 311
но отклоняться от первонач. целей, выражаясь, напр., в процессах творчества
(см. Сублимация).
Юнг в полемике с Фрейдом осуществил пересмотр этого понятия, лишив Л.
исключительно
сексуального характера и рассматривая его как психич. энергию вообще. Понятое
таким образом, Л.
выступает у Юнга как метафизич. принцип психики.
ЛИБКНЕХТ (Liebknecht) Вильгельм (29.3.1826, Ги-сен,—7.8.1900, Берлин), деятель
герм. и
междунар. рабочего движения, пропагандист марксизма. Изучал теологию, философию
и филологию
в ун-тах Гисена, Берлина и Марбурга; активно участвовал в Революции 1848—49 в
Германии. В
1850—62 в эмиграции в Лондоне, где сблизился с К. Марксом и Ф. Энгельсом и стал
членом Союза
коммунистов.
После возвращения в Германию Л. вместе с А. Бебелем начал социалистич.
пропаганду среди
рабочих, стал одним из основателей С.-д. рабочей партии (Эйзе-нах, 1869),
примкнувшей к
Междунар. товариществу рабочих; был редактором её органа «Volksstaat» (1869—
1876), в к-ром
сотрудничали Маркс и Энгельс. Л. стал также одним из организаторов объединения
эйзенахцев и
лассальянцев в Социалистич. рабочую партию; при выработке программы этой партии
допустил ряд
принципиальных уступок лассальянству, за что был подвергнут критике со стороны
Маркса и
Энгельса. Л. участвовал в создании 2-го Интернационала и был делегатом его
первых конгрессов;
активно выступал против оппортунистич. тенденций в герм. социал-демократии. За
революц.
деятельность Л. неоднократно подвергался тюремному заключению.
Теоретич. работы Л. посвящены гл. обр. пропаганде историч. материализма, науч.
социализма, а
также проблемам тактики революц. социал-демократии. В брошюре «От обороны к
нападению»
(1871, рус. пер. 1903) он изложил осн. черты материалистич. понимания истории,
показал сущность
капиталистич. эксплуатации, непримиримость интересов пролетариата и буржуазии,
неизбежность
победы социализма, решающую роль нар. масс в историч. процессе, коренное отличие
науч.
социализма от утопич. социалистич. учений, а также дал характеристику важнейших
черт социа-
листич. общества. В брошюре «Знание — сила, сила — знание» (1872, рус. пер.
1919) Л. развил
марксистские положения о роли культуры в совр. обществе, показал классовый
характер бурж.
культуры и перспективы расцвета культуры и науки в социалистич. обществе. В
брошюре «К агр.
вопросу» он дал марксистское освещение сущности и решения агр. вопроса,
обосновывал
необходимость отмены частной собственности на землю и перехода крестьян к
обществ. обработке
земли, доказывал, что только социализм может освободить крестьянина от нищеты и
разорения,
призывал к союзу рабочего класса и трудового крестьянства.
Л. одним из первых увидел опасность распространения идеалистич. воззрений Е.
Дюринга среди нем.
социал-демократов и выступил инициатором критики этих взглядов, всемерно
способствовал
изданию и распространению труда Энгельса «Анти-Дюринг».
В популярных историч. работах — «История франц. революции» («Geschichte der
franzosischen
Revolution», 1887—90) и др.— Л. с позиций историч. материализма рассматривал
нек-рые узловые
моменты истории нового времени.
Л. принадлежит заслуга в разработке тактики социалистич. партий в условиях
относительно мирного
развития капитализма. В работах «О политич. позиции социал-демократии, в
частности, по
отношению к рейхстагу» (1869, рус. пер. 1906), «Кто такие социал-демократы и
чего они хотят»
(1874, рус. пер. 1905), «Никаких компромиссов, никаких избирательных
соглашений!» (1899, рус.
пер. 1907 с предисл. В. И. Ленина;
312 ЛИБКНЕХТ
1958) и др. он показал, что в условиях капитализма гос-во служит целям и
интересам
господствующих классов. Л. выработал ряд принципиальных марксистских положений
тактики
пролет. партий: о необходимости участия социалистов в избират. борьбе и
использовании ими
парламентской деятельности как в агитационных целях, так и в интересах борьбы за
улучшение
положения рабочего класса и всех трудящихся; о возможности временных соглашений
с др.
оппозиционными партиями при условии сохранения полной политич. самостоятельности
и др. В
конце жизни Л. выступил с решит. осуждением ревизионистских взглядов Бернштейна.
В. И. Ленин высоко оценивал революц. и теоретич. деятельность Л., видя в нём
подлинного вождя
нем. рабочих.