<< Пред.           стр. 164 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 • Kleine politische Schriften, Lpz., 1976; Erinnerung eines Soldaten der
 Revolution, B., 1976; в рус. пер.— Социализм и
 культура, М., 1926; Из воспоминаний о К. Марксе, М., 1968.
 • Ленин В. И., Предисловие к рус. переводу брошюры В. Л. «Никаких компромиссов,
 никаких избират. соглашений!»,
 ПСС, т. 14; Ч у б и н с к и и В. В., В. Л.— солдат революции, М., 1968.
 В. Г. Тартаковский.
 ЛИБКНЕХТ (Liebknecht) Карл (13.8.1871, Лейпциг,— 15.1.1919, Берлин), нем.
 марксист, деятель
 герм. и междунар. рабочего движения. Сын В. Либкнехта. По профессии адвокат. В
 1900 вступил в
 ряды С.-д. партии, вместе с Р. Люксембург и др. возглавил левое течение в нем.
 социал-демократии.
 С 1912 депутат герм. рейхстага. В своих многочисл. выступлениях и в печати Л.
 активно боролся
 против милитаризма (за что дважды приговаривался к тюремному заключению), считал
 милитаризм
 гл. оплотом капитализма. В 1914— 1918 отстаивал пролет. интернационализм,
 поддерживал лозунг
 большевиков о превращении войны империалистической в войну гражданскую. Вместе с
 Люк-
 сембург принял деятельное участие в создании группы «Спартак» (оформилась в янв.
 1916; в нояб.
 1918 преобразована в «Союз Спартака»). После исключения из с.-д. фракции
 рейхстага (янв. 1916) и
 тюремного заключения (под давлением революц. масс досрочно освобождён в окт.
 1918) стал одним
 из основателей Комму-нистич. партии Германии (Учредит. съезд состоялся в Берлине
 30.12.1918—
 1.1.1919). Через две недели после съезда Л. и Люксембург были арестованы и
 убиты.
 Л. стремился к марксистскому синтезу теории и практики. Выступая против
 реформистского тезиса о
 врастании капитализма в социализм, Л. доказывал, что «органич.» развитие
 общества не исключает
 скачков и насилия, что «органический» не всегда означает «постепенный» и
 «мирный», что вера
 реформистов в бурж. демократию — всего лишь «суеверие» и что условием победы
 социализма
 является «боевая сила» пролетариата.
 Рассматривая вопрос о роли личности и масс в исто-рич. процессе, Л. выступал
 против вытекающего
 из теории стихийности тезиса «революции не делаются» и настаивал на том, что
 революции можно
 «сделать», что они являются итогом роста знаний и воли общества. Критикуя
 концепции
 ревизионистов, придававших детерминизму К. Маркса фаталистич. характер, Л.
 отмечал, что
 причинность, необходимость, закономерность обществ. развития включают в себя
 индивидуальное
 деяние как фактор первостепенной важности, если оно способствует активности
 масс.
 Идея социальной активности — центральная в фи-лос. концепции Л. Он подчёркивал,
 что
 детерминированный в своём естеств. и обществ. развитии человек сам является
 важнейшей
 детерминирующей силой, способен творчески разрешать социальные противоречия. Для
 развития
 общества важен поэтому примат активности. В иерархии обществ. сил она выше
 остальных.
 Основываясь на воле и вырастая из неё, действие увеличивает волю, к-рая для него
 лишь средство.
 Действие — цель всех духовно-психич. и физич. сил; оно — исходный пункт всякого
 развития. Идея
 творч.
 преобразования действительности ведёт у Л. к идеалу свободного, гуманистич.,
 «космически-
 универсального» будущего.
 Гуманистич. пафосом убеждений Л. продиктовано его особое внимание к иск-ву.
 Выступая против
 Канта, философию к-рого он считал опорой ревизионистской критики марксизма, Л.
 связывал
 эстетич. совершенство с этическим, рассматривал форму как неотделимое свойство
 содержания.
 Трактовка проблемы трагического заострена у Л. против идеи социального
 примирения, лежащей в
 основе теорий, традиционных для нем. классич. эстетики.
 Характеризуя мировоззрение и деятельность Л., В. И. Ленин писал: «Карл Либкнехт
 — это имя изве-
 стно рабочим всех стран... Это имя есть символ преданности вождя интересам
 пролетариата,
 верности социалистической революции. Это имя есть символ действительно
 искренней,
 действительно готовой на жертвы, беспощадной борьбы с капитализмом» (ПСС, т. 37,
 с. 458).
 * в рус. пер.: Милитаризм и антимилитаризм в связи с рассмотрением интернац.
 движения рабочей молодежи, М., 1960;
 Избр. речи, письма и статьи, М., 1961; Мысли об иск-ве. Трактат, статьи, речи,
 письма, М., 1971.
 • История философии, т. 5, М., 1961; Гинцберг Л. И., К. Л., М., 1959; его же, К.
 Л. —глашатай пролет. интерна-
 ционализма, М., 1971.
 ЛИБМАН (Liebmann) OTTO (25.2.1840, Лёвенберг, Си-лезия,— 14.1.1912, Йена), нем.
 философ,
 представитель раннего неокантианства. В соч. «Кант и эпигоны» («Kant und die
 Epigonen», 1865) Л.
 призывал вернуться «назад к Канту». Отвергая понятие «вещи в себе», Л. строил
 свою философию на
 априоризме и феноменализме. Внеш. мир, согласно Л., есть лишь феномен (явление)
 внутри
 воспринимающего интеллекта, а потому подчинён законам последнего; всякая
 метафизич. система
 может претендовать только лишь на гипотетич. объяснение сущности мира.
 Центральной в
 идеалистич. системе Л. является идея имманентных закономерностей сознания,
 определяющих
 собою всю сферу человеч. познания. Кантианская гносеология перерастает у Л. в
 онтологию.
 • Zur Analysis der Wirklichkeit, В., 1876; Gedanken und Thatsachen, Bd 1—2,
 Stras., 1882—1904.
 • Zum 70. Geburtstag O. Liebmanns, «Kant-Studien», 1910, Bd 15.
 ЛИДЕРСТВО (от англ. leader — ведущий, руководитель), один из механизмов
 интеграции
 групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль
 лидера, т. е.
 объединяет, направляет действия всей группы, к-рая ожидает, принимает и
 поддерживает его
 действия. Частично перекрываясь понятиями «управление», «руководство», Л.
 характеризует вместе
 с тем и специфич. форму отношений в группе или орг-ции. Тип Л. всегда связан с
 природой обществ.
 строя,
 специфич. характером и структурой группы и конкретно-историч. ситуацией.
 Проблема Л. привлекала к себе внимание на протяжении веков. Геродот, Плутарх и
 др. антич.
 историки ставили в центр историч. повествований действия выдающихся лидеров —
 монархов,
 полководцев. Макиавелли рисовал образ лидера-государя, к-рый любыми средствами
 достигает
 политич. целей. Волюнтаристское понимание Л. в бурж. обществоведении развивали
 Карлейль и
 Эмерсон. Для Ницше стремление к Л.— проявление «творч. инстинкта» человека;
 лидер вправе
 игнорировать мораль — оружие слабых. Для Тарда подражание последователей лидеру
 — основной
 закон социальной жизни. По Фрейду, подавленное либидо может переходить в
 стремление к Л.
 Массы нуждаются в авторитете, аналогичном авторитету отца семейства. Мн.
 исследования Л.
 опираются на типологию авторитета, разработанную М. Вебером. В совр. бурж.
 социологии
 проблема Л. переводится в план эм-пирич. исследований в малых группах,
 выявляющих психологич.
 и социально-психологич. аспекты Л. При этом из социологич. анализа исключаются
 классовые
 отношения. Изучение Л. направлено на разработку методов эффективного Л. и отбора
 лидеров.
 Созданы пси-хометрич. и социометрич. тесты и методики (К.Левин, Дж. Морено, X.
 Дженнингс, К.
 Фидлер — США, и др.), применение к-рых в малых группах приносит известные
 результаты.
 Методологич. основа науч. изучения Л.— диалек-тич. и историч. материализм. Л.
 выступает как
 процесс сложного взаимодействия людей в социальных группах на основе
 господствующих обществ.
 отношений. В ан-тагонистич. обществе за отношениями Л. стоят отношения
 эксплуатации и
 угнетения; помимо функции согласования и координации усилий членов группы оно
 выполняет
 задачи навязывания воли господств. класса. Для социализма характерен
 демократич., коллекти-
 вистский тип Л. Оно призвано способствовать проявлению инициативы масс, созданию
 необходимых
 условий для оптим. развития коллектива. На взаимоотношения в коллективе влияют
 характер
 группы, сфера её жизнедеятельности, специфич. признаки ситуации, психологич.
 особенности
 участников, цель деятельности и личность лидера. В системе совместной
 деятельности Л. возникает
 как объективная потребность определ. группы, преломившаяся в сознании участников
 и принявшая
 форму ожиданий и требований, обращаемых к лидеру.
 По стилю различают авторитарное Л., предполагающее единоличное направляющее
 воздействие,
 основанное на угрозе применения силы, и демократич. Л., позволяющее членам
 группы участвовать в
 установлении целей и управлении её деятельностью.
 В орг-циях различают «формальное» и «неформальное» Л.: первое связано с
 установленными
 правилами назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения.
 «Неформальное»
 Л. возникает на основе личных взаимоотношений участников. Эти типы Л. либо
 дополняют друг
 друга и сочетаются в лице авторитетного руководителя, либо вступают в конфликт,
 и тогда
 эффективность организации падает.
 Проблемы Л. изучаются различными науками. Психология и психиатрия исследуют
 особенности
 личности лидера. Социология рассматривает Л. с т. зр. социальной системы.
 Социальная психология
 изучает Л. как процесс взаимодействия социальных и психологич. факторов,
 исследует его
 механизмы, разрабатывает методы отбора, обучения и выдвижения руководителей в
 зависимости от
 характера группы и орг-ции.
 Особое значение имеет проблема политич. Л. В бурж. социологии получило
 распространение
 эмпирич. исследование отд. случаев и ситуаций политич. Л., однако отсутствует
 его науч. теория.
 Нередко результаты исследований Л. в малых группах распространяются на всё
 общество.
 Исследователи-марксисты опираются на сформулированную В. И. Лениным теорию
 отношений нар.
 масс — классов — партий — политич. руководителей (см. ПСС, т. 41, с. 24).
 Политич. Л. возникает в
 процессе классовой борьбы. Каждому этапу обществ. развития и каждому классу
 присущи свои
 методы формирования, воспитания и выдвижения лидеров, организации Л.
 Коммунистич. движение
 в ходе своего развития выработало принципы демократического централизма,
 служащие основой
 воспитания, отбора и выдвижения руководителей. В социалистич. обществе
 возрастает роль науч.
 управления и организованности во всех сферах общества и соответственно значение
 изучения
 социологич. и социально-психологич. проблем Л.
 * Гвишиани Д.М., Организация и управление, М., 19722; Селюков Ф. Т.,
 Руководитель и подчиненный в системе
 управления, М., 1971; Щ е п е л ь В. М., Руководитель и подчиненный, М.,
 1972;Руководство и Л., Л., 1973; А ш и н Г.К.,
 Критика совр. бурж. концепций Л., М., 1978; Bass B.M., Leadership, psychology
 and organizational behavior, N. Y.,
 ЛИДЕРСТВО 313
 1960; Jen n ings E.E,, An anatomy of leadership, N. ?., 1960; Leadership and
 interpersonal behavior, ed. L. Pctrullo and B. M.
 Bass, ?. ?., 19?1; Leadership, ed. C. A. Gibb, Middlesex, 1970; Stogdill R. M.,
 Handbook of leadership, N. Y.— L., 1974;
 Political leadership in industrialized societies; studies in comparative
 analysis, ed. by L. J. Edinger, N. Y., 1976.
 ?. H. Aшuн, В. В. Ольшанский.
 ЛИКЕЙ, лицей (греч. ???????), пригород в Афинах с гимнасией, посвящённой
 Аполлону, где
 преподавал Аристотель в последние годы своей жизни; название всей
 аристотелевской, или
 перипатетической школы.
 ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, л и н г в и-стич. анализа философия, философия
 обыденного языка, течение аналитической философии. Возникло в 1930-х гг. и
 получило развитие в
 Великобритании (Г. Райл, Дж. Уисдом, П. Стросон, Дж. Остин и др.). Известное
 влияние имеет также
 в США (М. Блэк, Н. Малкольм и др.), в Австралии и в сканд. странах. Идейными
 источниками Л. ф.
 являются философия «здравого смысла» Мура и взгляды позднего Витгенштейна.
 Будучи одной из школ неопозитивизма, Л. ф. отрицает мировоззренч. характер
 философии и считает
 традиц. филос. проблемы псевдопроблемами, возникающими в силу дезориентирующего
 влияния
 языка на мышление. В отличие от сторонников др. разновидности аналитич.
 философии —
 логического анализа философии, представители Л. ф. усматривают задачу «философа-
 аналитика» не в
 том, чтобы реформировать язык в соответствии с нек-рой логич. нормой, а в
 детальном анализе
 фактич. употребления естеств. разговорного языка с тем, чтобы устранять
 недоразумения, возникаю-
 щие вследствие его неправильного употребления. В частности, согласно Л. ф.,
 такой анализ приводит
 к выявлению причин постановки филос. проблем, к-рые будто бы возникают в
 результате
 неправомерного расширения обыденного словоупотребления. Возражая против любых
 проявлений
 техницизма в философии, связанного с использованием спец. понятийного аппарата,
 и отстаивая
 «чистоту» употребления естеств. языка, Л. ф. выступает в качестве решит.
 противника сциентизма в
 философии, в частности сциентизма логич. позитивистов.
 Впервые идеи Л. ф. получили своё выражение в 1930-х гг. в т. И. кембриджской
 школе
 последователей позднего Витгенштейна, усматривавших задачу философии в
 терапевтич. «анализе»
 языка с целью извлечения постоянно возникающих при употреблении языка «недугов»,
 к-рые будто
 бы и являются подлинным источником «метафизич.» (т. е. филос.) проблем. С кон.
 1940-х гг.
 большое влияние приобретают представители т. н. оксфордской школы (Райл, Остин,
 Стросон и др.).
 Соглашаясь с Витгенштейном и кембриджскими аналитиками в том, что анализ призван
 выполнять
 негативную функцию элиминации метафизики, оксфордские аналитики в то же время
 полагают, что
 анализ может дать и позитивные результаты, связанные с выяснением деталей и
 оттенков
 употребления выражений языка. Они подчёркивают разнообразие языковых явлений,
 способов
 употребления языковых выражений, выступая против всяких тенденций к унификации
 языка.
 Несмотря на несостоятельность Л. ф. как филос. течения в целом, исследования
 представителей Л. ф.
 содержат нек-рые позитивные результаты по анализу логич. структуры обыденного
 языка и
 изучению его семантич. возможностей.
 * Геллнер 9., Слова и вещи, пер. с англ., М., 1962; Б е-гиашвили А. Ф., Совр.
 англ. Л. Ф., Тб. 1965; К о з л о-в а М. С.,
 Философия и язык, М., 1972; Богомолов А. С., Англ. бурж. философия 20 в., М.,
 1973, гл. 7; Совр. бурж. философия, М.,
 1978, гл. 2, § 11; Б ? у т я н Г. А., Очерки по анализу филос. знания, Ер.,
 1979; Black M., Problems of analysis, Ithaca, 1954;
 The revolution in philosophy, ed. by G. Ryle, L., 1956; Charlesworth M. J.,
 Philosophy and linguistic analysis, Pittsburgh, 1959;
 Tugendhat E., Vorlesungen zur Einfuhrung in die sprachanalytische Philosophie,

<< Пред.           стр. 164 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу