<< Пред. стр. 164 (из 449) След. >>
• Kleine politische Schriften, Lpz., 1976; Erinnerung eines Soldaten derRevolution, B., 1976; в рус. пер.— Социализм и
культура, М., 1926; Из воспоминаний о К. Марксе, М., 1968.
• Ленин В. И., Предисловие к рус. переводу брошюры В. Л. «Никаких компромиссов,
никаких избират. соглашений!»,
ПСС, т. 14; Ч у б и н с к и и В. В., В. Л.— солдат революции, М., 1968.
В. Г. Тартаковский.
ЛИБКНЕХТ (Liebknecht) Карл (13.8.1871, Лейпциг,— 15.1.1919, Берлин), нем.
марксист, деятель
герм. и междунар. рабочего движения. Сын В. Либкнехта. По профессии адвокат. В
1900 вступил в
ряды С.-д. партии, вместе с Р. Люксембург и др. возглавил левое течение в нем.
социал-демократии.
С 1912 депутат герм. рейхстага. В своих многочисл. выступлениях и в печати Л.
активно боролся
против милитаризма (за что дважды приговаривался к тюремному заключению), считал
милитаризм
гл. оплотом капитализма. В 1914— 1918 отстаивал пролет. интернационализм,
поддерживал лозунг
большевиков о превращении войны империалистической в войну гражданскую. Вместе с
Люк-
сембург принял деятельное участие в создании группы «Спартак» (оформилась в янв.
1916; в нояб.
1918 преобразована в «Союз Спартака»). После исключения из с.-д. фракции
рейхстага (янв. 1916) и
тюремного заключения (под давлением революц. масс досрочно освобождён в окт.
1918) стал одним
из основателей Комму-нистич. партии Германии (Учредит. съезд состоялся в Берлине
30.12.1918—
1.1.1919). Через две недели после съезда Л. и Люксембург были арестованы и
убиты.
Л. стремился к марксистскому синтезу теории и практики. Выступая против
реформистского тезиса о
врастании капитализма в социализм, Л. доказывал, что «органич.» развитие
общества не исключает
скачков и насилия, что «органический» не всегда означает «постепенный» и
«мирный», что вера
реформистов в бурж. демократию — всего лишь «суеверие» и что условием победы
социализма
является «боевая сила» пролетариата.
Рассматривая вопрос о роли личности и масс в исто-рич. процессе, Л. выступал
против вытекающего
из теории стихийности тезиса «революции не делаются» и настаивал на том, что
революции можно
«сделать», что они являются итогом роста знаний и воли общества. Критикуя
концепции
ревизионистов, придававших детерминизму К. Маркса фаталистич. характер, Л.
отмечал, что
причинность, необходимость, закономерность обществ. развития включают в себя
индивидуальное
деяние как фактор первостепенной важности, если оно способствует активности
масс.
Идея социальной активности — центральная в фи-лос. концепции Л. Он подчёркивал,
что
детерминированный в своём естеств. и обществ. развитии человек сам является
важнейшей
детерминирующей силой, способен творчески разрешать социальные противоречия. Для
развития
общества важен поэтому примат активности. В иерархии обществ. сил она выше
остальных.
Основываясь на воле и вырастая из неё, действие увеличивает волю, к-рая для него
лишь средство.
Действие — цель всех духовно-психич. и физич. сил; оно — исходный пункт всякого
развития. Идея
творч.
преобразования действительности ведёт у Л. к идеалу свободного, гуманистич.,
«космически-
универсального» будущего.
Гуманистич. пафосом убеждений Л. продиктовано его особое внимание к иск-ву.
Выступая против
Канта, философию к-рого он считал опорой ревизионистской критики марксизма, Л.
связывал
эстетич. совершенство с этическим, рассматривал форму как неотделимое свойство
содержания.
Трактовка проблемы трагического заострена у Л. против идеи социального
примирения, лежащей в
основе теорий, традиционных для нем. классич. эстетики.
Характеризуя мировоззрение и деятельность Л., В. И. Ленин писал: «Карл Либкнехт
— это имя изве-
стно рабочим всех стран... Это имя есть символ преданности вождя интересам
пролетариата,
верности социалистической революции. Это имя есть символ действительно
искренней,
действительно готовой на жертвы, беспощадной борьбы с капитализмом» (ПСС, т. 37,
с. 458).
* в рус. пер.: Милитаризм и антимилитаризм в связи с рассмотрением интернац.
движения рабочей молодежи, М., 1960;
Избр. речи, письма и статьи, М., 1961; Мысли об иск-ве. Трактат, статьи, речи,
письма, М., 1971.
• История философии, т. 5, М., 1961; Гинцберг Л. И., К. Л., М., 1959; его же, К.
Л. —глашатай пролет. интерна-
ционализма, М., 1971.
ЛИБМАН (Liebmann) OTTO (25.2.1840, Лёвенберг, Си-лезия,— 14.1.1912, Йена), нем.
философ,
представитель раннего неокантианства. В соч. «Кант и эпигоны» («Kant und die
Epigonen», 1865) Л.
призывал вернуться «назад к Канту». Отвергая понятие «вещи в себе», Л. строил
свою философию на
априоризме и феноменализме. Внеш. мир, согласно Л., есть лишь феномен (явление)
внутри
воспринимающего интеллекта, а потому подчинён законам последнего; всякая
метафизич. система
может претендовать только лишь на гипотетич. объяснение сущности мира.
Центральной в
идеалистич. системе Л. является идея имманентных закономерностей сознания,
определяющих
собою всю сферу человеч. познания. Кантианская гносеология перерастает у Л. в
онтологию.
• Zur Analysis der Wirklichkeit, В., 1876; Gedanken und Thatsachen, Bd 1—2,
Stras., 1882—1904.
• Zum 70. Geburtstag O. Liebmanns, «Kant-Studien», 1910, Bd 15.
ЛИДЕРСТВО (от англ. leader — ведущий, руководитель), один из механизмов
интеграции
групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль
лидера, т. е.
объединяет, направляет действия всей группы, к-рая ожидает, принимает и
поддерживает его
действия. Частично перекрываясь понятиями «управление», «руководство», Л.
характеризует вместе
с тем и специфич. форму отношений в группе или орг-ции. Тип Л. всегда связан с
природой обществ.
строя,
специфич. характером и структурой группы и конкретно-историч. ситуацией.
Проблема Л. привлекала к себе внимание на протяжении веков. Геродот, Плутарх и
др. антич.
историки ставили в центр историч. повествований действия выдающихся лидеров —
монархов,
полководцев. Макиавелли рисовал образ лидера-государя, к-рый любыми средствами
достигает
политич. целей. Волюнтаристское понимание Л. в бурж. обществоведении развивали
Карлейль и
Эмерсон. Для Ницше стремление к Л.— проявление «творч. инстинкта» человека;
лидер вправе
игнорировать мораль — оружие слабых. Для Тарда подражание последователей лидеру
— основной
закон социальной жизни. По Фрейду, подавленное либидо может переходить в
стремление к Л.
Массы нуждаются в авторитете, аналогичном авторитету отца семейства. Мн.
исследования Л.
опираются на типологию авторитета, разработанную М. Вебером. В совр. бурж.
социологии
проблема Л. переводится в план эм-пирич. исследований в малых группах,
выявляющих психологич.
и социально-психологич. аспекты Л. При этом из социологич. анализа исключаются
классовые
отношения. Изучение Л. направлено на разработку методов эффективного Л. и отбора
лидеров.
Созданы пси-хометрич. и социометрич. тесты и методики (К.Левин, Дж. Морено, X.
Дженнингс, К.
Фидлер — США, и др.), применение к-рых в малых группах приносит известные
результаты.
Методологич. основа науч. изучения Л.— диалек-тич. и историч. материализм. Л.
выступает как
процесс сложного взаимодействия людей в социальных группах на основе
господствующих обществ.
отношений. В ан-тагонистич. обществе за отношениями Л. стоят отношения
эксплуатации и
угнетения; помимо функции согласования и координации усилий членов группы оно
выполняет
задачи навязывания воли господств. класса. Для социализма характерен
демократич., коллекти-
вистский тип Л. Оно призвано способствовать проявлению инициативы масс, созданию
необходимых
условий для оптим. развития коллектива. На взаимоотношения в коллективе влияют
характер
группы, сфера её жизнедеятельности, специфич. признаки ситуации, психологич.
особенности
участников, цель деятельности и личность лидера. В системе совместной
деятельности Л. возникает
как объективная потребность определ. группы, преломившаяся в сознании участников
и принявшая
форму ожиданий и требований, обращаемых к лидеру.
По стилю различают авторитарное Л., предполагающее единоличное направляющее
воздействие,
основанное на угрозе применения силы, и демократич. Л., позволяющее членам
группы участвовать в
установлении целей и управлении её деятельностью.
В орг-циях различают «формальное» и «неформальное» Л.: первое связано с
установленными
правилами назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения.
«Неформальное»
Л. возникает на основе личных взаимоотношений участников. Эти типы Л. либо
дополняют друг
друга и сочетаются в лице авторитетного руководителя, либо вступают в конфликт,
и тогда
эффективность организации падает.
Проблемы Л. изучаются различными науками. Психология и психиатрия исследуют
особенности
личности лидера. Социология рассматривает Л. с т. зр. социальной системы.
Социальная психология
изучает Л. как процесс взаимодействия социальных и психологич. факторов,
исследует его
механизмы, разрабатывает методы отбора, обучения и выдвижения руководителей в
зависимости от
характера группы и орг-ции.
Особое значение имеет проблема политич. Л. В бурж. социологии получило
распространение
эмпирич. исследование отд. случаев и ситуаций политич. Л., однако отсутствует
его науч. теория.
Нередко результаты исследований Л. в малых группах распространяются на всё
общество.
Исследователи-марксисты опираются на сформулированную В. И. Лениным теорию
отношений нар.
масс — классов — партий — политич. руководителей (см. ПСС, т. 41, с. 24).
Политич. Л. возникает в
процессе классовой борьбы. Каждому этапу обществ. развития и каждому классу
присущи свои
методы формирования, воспитания и выдвижения лидеров, организации Л.
Коммунистич. движение
в ходе своего развития выработало принципы демократического централизма,
служащие основой
воспитания, отбора и выдвижения руководителей. В социалистич. обществе
возрастает роль науч.
управления и организованности во всех сферах общества и соответственно значение
изучения
социологич. и социально-психологич. проблем Л.
* Гвишиани Д.М., Организация и управление, М., 19722; Селюков Ф. Т.,
Руководитель и подчиненный в системе
управления, М., 1971; Щ е п е л ь В. М., Руководитель и подчиненный, М.,
1972;Руководство и Л., Л., 1973; А ш и н Г.К.,
Критика совр. бурж. концепций Л., М., 1978; Bass B.M., Leadership, psychology
and organizational behavior, N. Y.,
ЛИДЕРСТВО 313
1960; Jen n ings E.E,, An anatomy of leadership, N. ?., 1960; Leadership and
interpersonal behavior, ed. L. Pctrullo and B. M.
Bass, ?. ?., 19?1; Leadership, ed. C. A. Gibb, Middlesex, 1970; Stogdill R. M.,
Handbook of leadership, N. Y.— L., 1974;
Political leadership in industrialized societies; studies in comparative
analysis, ed. by L. J. Edinger, N. Y., 1976.
?. H. Aшuн, В. В. Ольшанский.
ЛИКЕЙ, лицей (греч. ???????), пригород в Афинах с гимнасией, посвящённой
Аполлону, где
преподавал Аристотель в последние годы своей жизни; название всей
аристотелевской, или
перипатетической школы.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, л и н г в и-стич. анализа философия, философия
обыденного языка, течение аналитической философии. Возникло в 1930-х гг. и
получило развитие в
Великобритании (Г. Райл, Дж. Уисдом, П. Стросон, Дж. Остин и др.). Известное
влияние имеет также
в США (М. Блэк, Н. Малкольм и др.), в Австралии и в сканд. странах. Идейными
источниками Л. ф.
являются философия «здравого смысла» Мура и взгляды позднего Витгенштейна.
Будучи одной из школ неопозитивизма, Л. ф. отрицает мировоззренч. характер
философии и считает
традиц. филос. проблемы псевдопроблемами, возникающими в силу дезориентирующего
влияния
языка на мышление. В отличие от сторонников др. разновидности аналитич.
философии —
логического анализа философии, представители Л. ф. усматривают задачу «философа-
аналитика» не в
том, чтобы реформировать язык в соответствии с нек-рой логич. нормой, а в
детальном анализе
фактич. употребления естеств. разговорного языка с тем, чтобы устранять
недоразумения, возникаю-
щие вследствие его неправильного употребления. В частности, согласно Л. ф.,
такой анализ приводит
к выявлению причин постановки филос. проблем, к-рые будто бы возникают в
результате
неправомерного расширения обыденного словоупотребления. Возражая против любых
проявлений
техницизма в философии, связанного с использованием спец. понятийного аппарата,
и отстаивая
«чистоту» употребления естеств. языка, Л. ф. выступает в качестве решит.
противника сциентизма в
философии, в частности сциентизма логич. позитивистов.
Впервые идеи Л. ф. получили своё выражение в 1930-х гг. в т. И. кембриджской
школе
последователей позднего Витгенштейна, усматривавших задачу философии в
терапевтич. «анализе»
языка с целью извлечения постоянно возникающих при употреблении языка «недугов»,
к-рые будто
бы и являются подлинным источником «метафизич.» (т. е. филос.) проблем. С кон.
1940-х гг.
большое влияние приобретают представители т. н. оксфордской школы (Райл, Остин,
Стросон и др.).
Соглашаясь с Витгенштейном и кембриджскими аналитиками в том, что анализ призван
выполнять
негативную функцию элиминации метафизики, оксфордские аналитики в то же время
полагают, что
анализ может дать и позитивные результаты, связанные с выяснением деталей и
оттенков
употребления выражений языка. Они подчёркивают разнообразие языковых явлений,
способов
употребления языковых выражений, выступая против всяких тенденций к унификации
языка.
Несмотря на несостоятельность Л. ф. как филос. течения в целом, исследования
представителей Л. ф.
содержат нек-рые позитивные результаты по анализу логич. структуры обыденного
языка и
изучению его семантич. возможностей.
* Геллнер 9., Слова и вещи, пер. с англ., М., 1962; Б е-гиашвили А. Ф., Совр.
англ. Л. Ф., Тб. 1965; К о з л о-в а М. С.,
Философия и язык, М., 1972; Богомолов А. С., Англ. бурж. философия 20 в., М.,
1973, гл. 7; Совр. бурж. философия, М.,
1978, гл. 2, § 11; Б ? у т я н Г. А., Очерки по анализу филос. знания, Ер.,
1979; Black M., Problems of analysis, Ithaca, 1954;
The revolution in philosophy, ed. by G. Ryle, L., 1956; Charlesworth M. J.,
Philosophy and linguistic analysis, Pittsburgh, 1959;
Tugendhat E., Vorlesungen zur Einfuhrung in die sprachanalytische Philosophie,