<< Пред.           стр. 170 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 термин «Л.»
 утрачивает фундаментальное онтологич. содержание. Лишь стоицизм возвращается к
 гераклитовскому понятию суб-
 ЛОГОС 323
 станциального мирового Л., описывая его как тонкоматериальную (эфирно-огненную)
 душу космоса
 и как совокупность формообразующих потенций (т. н. семенных Л.), от к-рых в
 инертной низшей
 материи «зачинаются» вещи. Неоплатонизм наследует эту концепцию, но лишает её
 натуралистико-
 материалистич. аспектов: Л. оказываются уже не истечениями тончайшей материи, но
 эманациями
 умопостигаемого мира, регулирующими и формирующими чувств. мир. На этом
 завершается
 история классич. антич. интерпретации Л. как «слова», к-рое субстанциально, но
 не личностно, и
 выявляет в себе форму, но не волю. Однако к этому времени понятие «Л.» уже вошло
 в сферу
 иудейских и христ. учений, где было переосмыслено как слово личного и «живого»
 бога,
 окликавшего этим словом вещи и вызывавшего их из небытия. Так, для Филона
 Александрийского Л.
 есть «образ бога» и как бы «второй бог», посредник между потусторонностью бога и
 посюсторон-
 ностью мира. Для христианства значение термина «Л.» определено уже начальными
 словами
 Евангелия от Иоанна — «В начале был логос, и логос был у бога, и логос был бог»;
 вся история
 земной жизни Иисуса Христа интерпретируется как воплощение и «вочеловечение» Л.,
 к-рый принёс
 людям откровение и сам был этим откровением («словом жизни»), самораскрытием
 «бога
 незримого». Христ. догма утверждает субстанциальное тождество Л. богу-Отцу, чьё
 «слово» он
 представляет собой, и рассматривает его как второе лицо Троицы.
 Некоторые рус. философы-идеалисты (В. Ф. Эрн, П. А. Флоренский)
 употребляли термин «Л.» как обоз-
 начение «цельного» и «органич.» знания, характеризующегося равновесием ума и
 сердца, анализа и интуиции. *
 Трубецкой С. Н., Учение о Л. в его истории, M., 19062; осев А. Ф.,
 История антич. эстетики, [т. 1], М.,
 1963; К е 1 Ь е r W., Die Logoslehre von Heraklit bis Origenes, Stuttg., 1958.
 ЛОКАЯТА [от санскр. лока — (этот) мир, идущее из этого мира], учение др.-инд.
 философии,
 тяготеющее к материализму. Возникло приблизительно в сер. 1-го тыс. до н. э.,
 хотя предпосылки его
 существовали раньше. Основателем считается полулегендарный мудрец Брихаспати;
 соч. Л. не
 сохранилось. Источником для изучения Л. являются отрывки доктрин Л. и
 высказывания о ней,
 встречающиеся в соч. инд. философов.
 В основе Л. лежит скептич. отношение к догматике брахманизма, к догматич.
 религии вообще;
 согласно Л., существующим можно считать только воспринимаемое органами чувств.
 Отсюда
 отрицание Л. бога и души (в частности, брахмана и атмана), рая и ада, вообще
 любого другого мира,
 признание существующим только этого, чувств. материального мира и его законов.
 Особенностью Л.
 является утверждение принципа свабхавы — наличия индивидуальной природы каждой
 вещи,
 определяющей её строение и судьбу; все воздействия, приходящие к вещи извне и
 чуждые её
 природе, бессильны изменить непреложный ход её существования. Учение о свабхаве
 сыграло
 значит. роль в истории инд. философии, оказав влияние на буддизм, джайнизм и др.
 Целью бытия,
 согласно Л., является забота о благополучии настоящего существования;
 впоследствии это привело к
 развитому гедонизму чарваки.
 ЛОКК (Locke) Джон (29.8.1632, Рингтон,— 28.10. 1704, Отс), англ. философ-
 просветитель и
 политич. мыслитель. Разработал эмпирич. теорию познания и идейно-политич.
 доктрину
 либерализма. Род. в пуританской семье мелкого землевладельца. Окончил
 Вестминстерскую школу и
 колледж в Оксфорде, где затем преподавал; занимался экспериментальной химией,
 метеорологией и
 медициной. В 1668 избран в Лондонское королев. об-во. Став в 1667 домашним
 врачом, а затем
 секретарём лорда Эшли (графа Шефтсбери) — видного обществ. деятеля времён
 Реставрации, Л.
 при-
 324 ЛОКАЯТА
 общается к активной политич. жизни. Вслед за Шефт-сбери, спасаясь от
 преследования англ. пр-ва, в
 1683 эмигрировал в Голландию, где сблизился с кругом Вильгельма Оранского и
 после
 провозглашения его королём Англии возвратился в 1689 на родину.
 В центре философии Л. — теория познания, развитая в традиции англ. эмпиризма и
 материализма Ф.
 Бэкона и противостоящая картезианству, кембриджским платоникам и университетской
 схоластич.
 философии. На взгляды Л. оказали также влияние идеи П. Гассенди, Р. Бойля, Т.
 Сиденхема и И.
 Ньютона. Гл. соч. — «Опыт о человеч. разуме» (1690, рус. пер. 1898), над к-рым
 Л. работал около 20
 лет. Согласно Л., не существует врождённых идей и принципов — ни теоретических,
 ни
 практических (нравственных), включая идею бога, а всё человеч. знание
 проистекает из опыта —
 внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии). В основе знания лежат простые
 идеи, напр.
 возбуждаемые в уме различными качествами тел — первичными, с к-рыми эти идеи
 сходны
 (протяжённость, фигура, плотность, движение), или вторичными, с к-рыми идеи не
 сходны (цвет,
 звук, запах, вкус). Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования
 разум из простых идей
 образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Л. различает
 идеи ясные и
 смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные.
 Познание
 истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью. Л.
 определяет истину как
 соединение и разъединение идей или их знаков сообразно соответствию или
 несоответствию
 обозначенных ими вещей. В вопросе о значении общих терминов Л. склоняется к
 концептуализму,
 отмечая, что реальная сущность вещей остаётся неизвестной и что ум имеет дело с
 номинальными
 сущностями. Познание Л. делит на интуитивное (самоочевидных истин, нашего
 собств.
 существования), демонстративное (положений математики, этики, бытия бога) и сен-
 ситивное
 (существования единичных вещей). Последнее оценивается им как наименее ясное и
 достоверное,
 что вносит в концепцию Л. явный рационалистический элемент. К «Опыту...»
 примыкают соч. Л. «О
 пользовании разумом» («Of the conduct of the understanding», 1706),
 «Исследование мнения отца
 Мальб-ранша о видении всех вещей в боге» («An examination of P. Malebranchc's
 opinion of seeing all
 things in God», 1694) и др.
 Выступая против религ. фанатизма различных сект, Л. настойчиво призывал к
 веротерпимости.
 Защите религ. свободы он посвятил четыре письма о веротерпимости. В соч.
 «Разумность
 христианства» («The reasonableness of Christianity», 1695) Л. в духе
 протестантизма старался отделить
 «подлинное» учение Христа от последующих видоизменений. Позиция Л. близка
 деизму, однако он
 считает, что, поскольку человеч. разум ограничен, христианство, даже разумное,
 нуждается в
 откровении и приобщении к божеств. опыту «через его дух».
 Хотя Л. полагал, что этика может быть наукой наподобие математики, он не создал
 последоват. этич.
 теории. Свои утилитарные максимы о том, что добро есть то, что причиняет или
 увеличивает
 удовольствие и уменьшает страдание, в достижении чего и заключается счастье,
 стремление к к-рому
 есть основание всякой свободы, Л. корректировал определением морального добра
 как подчинения
 человеч. воли закону, коренящемуся в божественной воле,— «истинной основе
 морали». В
 благоразумном и благочестивом сознании в конечном счёте достигается гармония
 между личными и
 обществ. интересами.
 Социально-политич. концепция Л. содержится в «Двух трактатах о государственном
 правлении»
 («Two treatises of government», 1690). Первый трактат посвящён опровержению
 феодально-
 патриархальных взглядов Р. Филмера на божеств. право абс. королев.
 власти, второй — содержит теорию конституц. парламентарной монархии, по существу
 являясь
 оправданием и обоснованием социально-политич. строя, утвердившегося в Англии
 после переворота
 1688—89. Неизбежность гос. власти Л. рисует с позиций теорий естеств. права и
 «обществ.
 договора». В отличие от абсолютистской теории гос-ва Гоббса, пр-ву, согласно Л.,
 передаётся только
 нек-рая часть «естеств. прав» (отправление правосудия, внеш. сношений и т. п.)
 ради эффективной
 защиты всех остальных — свободы слова, веры и прежде всего собственности.
 Законодат. власть в
 гос-ве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную) и
 «федеративной» (внеш.
 сношений), причём само пр-во должно подчиняться закону. Народ остаётся
 безусловным сувереном
 и имеет право не поддерживать и даже ниспровергнуть безответств. пр-во.
 Идеи Л. сыграли огромную роль в истории филос. и обществ.-политич. мысли европ.
 Просвещения.
 Они оказали большое влияние в Великобритании на Толан-да, Пристли, Беркли и Юма,
 во Франции
 — на Вольтера, Кондильяка и в особенности на материалистов 18 в. — Ламетри,
 Гельвеция и Дидро.
 Идеи Л. положили начало ассоцианизму в психологии. Политич. философия Л.,
 явившегося
 «...классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в
 противоположность
 феодальному» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 26, ч. 1, с. 371),
 развивалась Монтескье
 и нашла отражение в политич. теориях франц. и амер. бурж. революций.
 • Works, v. 1—10, L., 180110; An essay concerning human understanding, ed. by A.
 C. Fraser, v. 1—2, Oxf., 1894; Essays on the
 law of nature, ed. by W. v. Leyden, Oxf., 1954; в рус. пер.— Избр. филос.
 произв., т. 1—2, М., 1960.
 * M a p к с К. и Э и p е л ь с Ф., Соч., т. 2, с. 139—47; т. 23; Серебренников
 В., Учение Л. о прирожденных началах
 знания и деятельности, СПБ, 1802; P a x м а н Д., Дж. Л., [Харьков], 1924;
 Субботин А. Д., Принципы гносеологии Л.,
 «ВФ», 1955, № 2; H a p с к и и И. С., Философия Дж. Л., М., I960; 3 а и ч е н к
 о Г. А., Дж. Л., М., 1973; ? ? ? Bourne H.H.,
 The life of John Locke, v. 1—2, L., 1876; Gib-son J., Locke's theory of
 knowledge and its historical relations, Camb.—N. Y.,
 1917; Aaron R., John Locke, L., 19552; ? o 11 o n J. W., John Locke and the way
 oi ideas, Oxf., 1956; Cough J. W., John
 Locke's political philosophy, Oxf., 19732.
 А. Л. Субботин.
 ЛОМБРОЗО (Lombroso) Чезаре (6.11.1835, Верона,— 9.10.1909, Турин), итал. врач-
 психиатр и
 антрополог. В области криминологии обратился к изучению личности преступника,
 исходя из
 предположения о наличии у него специфич. анатомо-физиологич. признаков,
 предопределяющих
 совершение преступления. На основе антропологич. измерения осуждённых пришёл к
 выводу о
 существовании «прирождённого преступника», обладающего особыми физич. чертами
 (сплющенный
 нос, редкая борода, низкий лоб, большие челюсти, высокие скулы и т. д.).
 Предложенная Л. таблица
 признаков прирождённого преступника, по его мнению, характеризует «атавистич.»
 черты личности,
 к-рая от рождения наделена преступными наклонностями. Концепция Л. игнорирует
 социальную
 обусловленность преступности, историч. изменчивость и относительность самого
 понятия
 преступления. Первые же проверки таблиц Л. опровергли его данные и показали, что
 идея о
 существовании прирождённого преступника ошибочна. Однако влияние идей Л.
 прослеживается в
 совр. бурж. криминологии.
 • L'uomo delinquente, v. l—3, Torino, 1896—975; в рус. пер.— Любовь у
 помешанных, О., 1889; Новейшие успехи науки о
 преступнике, СПБ, 1892; Гениальность и помешательство, СПБ, 18953.
 * Решетников Ф. М., Совр. амер. криминология, ?., 1965; его же, Уголовное право
 бурж. стран, в. 1, М., 1965;
 Кузнецова Н. Ф., Совр. бурж. криминология, М., 1974; Мельникова Э. Б.,
 Решетников Ф. М., Совр. франц.
 криминология, М., 1972.
 ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич [8(19).И.1711, дер. Денисовна Архангельской губ.,—
 4(15).4.1765, Петербург], рус. учёный-энциклопедист и мыслитель, поэт. Филос.
 значение трудов Л.
 изучено в основном сов. исследователями. Он признан основоположником мате-
 риалистич. традиции
 рус. философии. В целом филос.
 позиция Л. тяготела к механистич. материализму и деизму. «Материя, — писал он,—
 есть то, из чего
 состоит тело и от чего зависит его сущность» (ПСС, т. 1, 1950, с. 173),
 доказывая, что материя лежите
 основе единства тел. У Л. возникала мысль об отсутствии первотолчка, но она
 осталась неразвитой, и
 богу у Л. всё же приписывалась роль «архитектора мира» и перводви-гателя.
 Теоретико-познават.
 представлениям Л. свойствен синтез эмпирико-сенсуалистич. и рационалистич.
 принципов,
 уберегающий от крайностей априоризма и феноменализма. Осн. элементами науч.
 познания он
 считал эксперимент, математику и теорию: «Мысленные рассуждения произведены
 бывают из
 надежных и много раз повторенных опытов» (там же, с. 424). Л. признавал значит.
 роль также и
 гипотез в поиске «важных истин».
 Л. развивал идеи науки нового времени о едином универсуме с естеств.
 закономерностями,
 доступными познанию, разрабатывал «корпускулярную философию» в качестве исходной
 концепции
 для объяснения физич. и химич. явлений. В основе природных явлений, по Л., лежит
 закономерное
 движение протяжённых, непроницаемых, обладающих формой частиц материи (элементов
 и
 корпускул), подчинённое всеобщему естеств. закону сохранения вещества и движения
 (см. там же, т.
 3, 1952, с. 383). Руководствуясь этим законом, Л. провёл эксперименты, к-рые
 способствовали
 доказательству сохранения массы при химич. превращениях. Л. не разделял
 ньютоновской трактовки
 пространства, был сторонником принципа близкодействия. В трудах кон. 50-х — нач.
 60-х гг. «Слово
 о рождении металлов от трясения Земли», «О слоях земных» большое значение
 приобрели идеи
 изменения поверхности Земли, неживой и живой природы и высказано убеждение, что
 мн. явления
 природы следует рассматривать в их историч. эволюции и причинной
 обусловленности, не ограничи-
 ваясь традиц. и ненауч. представлением о том, что «бог так сотворил» (см. там
 же, т. 5, 1954, с. 574—
 75).
 В понимании обществ. явлений Л. оставался на иде-алистич. позициях, связывая
 прогресс
 исключительно с развитием образования, просвещения и ремёсел. Ему принадлежат
 проекты
 экономич. развития страны и обществ. преобразований, разработанные в духе
 идеологии
 Просвещения, а историч. концепция посвящена возникновению независимого и влият.
 др.-рус. гос-ва.
 Основная тема филос. поэзии Л. — Вселенная, природа и человек. По инициативе Л.
 (1755) был
 создан Моск. ун-т, ставший новым центром рус. науки и культуры. Л. был
 академиком Петерб. АН,

<< Пред.           стр. 170 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу