<< Пред.           стр. 174 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 испытал влияние кружка гуманистов и неосхоластич. учения Оккама, после окончания
 курса принял
 монашеский постриг и вступил в августинский монастырь. На личном опыте Л. понял
 недостаточность предписываемого католицизмом пути спасения через «добрые дела»
 (молитвы,
 пост, паломничества к святым местам, пожертвования церквям и монастырям и пр.).
 Выход из
 глубокого душевного кризиса он нашёл в самостоят. прочтении Писания. Л. были
 близки идеи нем.
 мистиков 14в.; их учение о возрождении души, проникающейся божеств. началом, о
 единстве «внутр.
 человека» с богом Л. превратил в
 учение об «оправдании верой»: вера — единственное условие спасения души; добрые
 дела — лишь
 плоды и проявления веры, а не самодостаточный путь к спасению.
 К публичной защите своего учения Л. побудила продажа в Германии папских
 индульгенций. 31 окт.
 1517 он вывесил на дверях замковой церкви в Виттенберге 95 тезисов против
 торговли
 индульгенциями и др. злоупотреблений католич. духовенства. По словам Ф.
 Энгельса, тезисы Л.
 оказали действие, «...подобное удару молнии в бочку пороха» (Маркс К. и Энгельс
 Ф., Соч., т. 7, с.
 392); они были восприняты как сигнал к выступлению всех оппозиционных сил против
 римско-
 католич. церкви, за нац. и религ. независимость Германии. Тезисы, положившие
 начало Реформации,
 содержали основы нового понимания христианства, позже развитого Л. в работах «К
 христ.
 дворянству нем. нации», «О вавилонском пленении церкви», «О свободе
 христианина», «Сермон о
 добрых делах» и др. Л. был обвинён в ереси, отказался явиться в Рим на церк. суд
 и в 1520 публично
 сжёг папскую буллу об отлучении его от церкви; выступил на имперском рейхстаге в
 Вормсе (1521),
 где публично отстаивал автономию совести.
 Учение Л. выросло из его понимания спасения. Т. к. человек достигает спасения
 только посредством
 веры, к-рая даруется ему непосредственно богом, то нет принципиальной разницы
 между мирянами и
 духовенством. Каждый христианин обладает всей полнотой божеств. благодати и
 через таинство
 крещения обретает священство, поэтому церковь не является необходимым
 посредующим звеном
 между человеком и богом. Каждый сам должен без внеш. предписаний и ограничений
 свободно
 упражняться в благочестии. Сан священника даётся по воле общины верующих и ею же
 может быть
 отнят; духовная власть ничем не отличается от светской и так же, как она, должна
 быть подчинена
 гос-ву.
 Л. отвергал монашество как идеальный образ религ. служения. Развивая учение о
 всеобщем
 священстве, он возвращал мирской жизни и гос-ву их «божеств. достоинство»,
 объявлял всю
 мирскую деятельность человека его священнослужением.
 Л. стремился заменить авторитет церкви авторитетом Библии. Он отвергал исключит.
 право папы на
 толкование Священного писания. Всякий христианин в силу своего священства
 обладает правом
 самостоятельно толковать Писание и защищать веру. Чтобы гарантировать свободу
 совести, сделав
 Библию доступной для каждого, Л. посвятил 15 лет её переводу на нем. язык.
 Оценивая деятельность
 Л., К. Маркс писал: «Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры. Он
 превратил попов в
 мирян, превратив мирян в попов. Он освободил человека от внешней религиозности,
 сделав
 религиозность внутренним миром человека» (там же, т. 1, с. 422—23). Л. был
 противником нар.
 понимания Реформации как борьбы за социальную справедливость и евангельское
 равенство;
 социальной опорой Реформации он считал князей. К концу Крест. войны 1524—26,
 потерпев неудачу
 в роли посредника между крестьянами и князьями, Л. стал требовать жестокой
 расправы над
 восставшими крестьянами, называя их кровожадными разбойниками, к-рые, прикрывая
 свои дела
 Евангелием, на самом деле выступают в качестве орудия дьявола.
 Тезис о внутренней свободе верующего (свободе убеждения) парадоксальным образом
 сочетается у
 Л. с отрицанием свободы воли, что категорически выражено в его осн. теологич.
 произв. «О рабстве
 воли» (1525). Л. разрушил церк. единство Зап. Европы, но основать новую церковь
 на
 провозглашенных им принципах всеобщего священства, свободы совести и церк.
 самоуправления
 ему не удалось. Увидев, что отмена
 ЛЮТЕР 331
 традиц. форм церк. регламентации поведения привела к падению уровня религ.
 воспитания народа,
 он до конца жизни мучился сомнениями в правомерности своей реформаторской
 деятельности,
 стремился к ограничению свободы в истолковании Библии и восстановлению элементов
 внеш.
 культа (что нашло отражение в первых документах протестантской догматики и в
 составленных
 самим Л. катехизисах).
 В последние годы жизни Л. уделял большое внимание идее мирского призвания
 христианина,
 нравст-венно-религ. возвышению труда. Он готовился к надвигающейся религ. войне
 с католиками и
 вёл борьбу
 с «ересями» (учениями цвинглианцев, анабаптистов и др. протестантских сект,
 возникших в ходе
 Реформации).
 • Werke. Kritische Gesamtausgabe, Bd 1—60, Weimar, 1883— 1980; в рус. пер.— К
 христ. дворянству нем. нации об
 улучшении христианского состояния, Харьков, 1912; Взгляд Л . на светскую власть,
 в кн.: Источники по истории
 Реформации, в.1, М., 1906, с. 1—56.
 • DenifleH., Luther und Luthertum in der Ersten Entwicklung, Bd 1—2, Mainz,
 1904—09; E r i k s o n E., Young man Luther,
 N. Y., 1958; A l t h a u s P., Die Theologie Martin Luthers, Giitersloh, 1962; D
 i с k e n s A. G., The German nation and Martin
 Luther, Glasgow, 1976; B e n z i n g J., Lutherbibliographie, Lfg. 1—2, Baden-
 Baden, 1965—66. T. H. Панченко.
 
 M
 МАБЛИ (Маblу) Габриель Б о н н о де (14.3.1709, Гренобль, — 23.4.1785, Париж),
 франц. политич.
 мыслитель, утопич. коммунист, историк. Брат Э. Кондиль-яка. В основе взглядов М.
 на общество
 лежали теории обществ. договора и естеств. права. Первоначально, согласно М.,
 обществ. жизнь
 была основана на коллективном владении землёй. Этот строй был разрушен в
 результате появления
 частной собственности, ставшей осн. источником всех несчастий человечества. М.
 считал, что хотя
 «система общности» имуществ отвечает принципам разума, восстановить её
 невозможно.
 Единственный практически возможный путь, по мнению М., — уменьшение имуществ.
 неравенства,
 достижимое посредством ограничения потребностей и пресечения роскоши. Скромная
 жизнь при
 общности имуществ создаёт добродетельных и счастливых людей. Коммунизм М. —
 аскетич.
 коммунизм. М. признавал народ носителем верх. власти и право его изменять
 существующее
 правление, оправдывал революции и гражд. войны, когда они направлены против
 насилия и
 деспотизма. Идеи М. способствовали идеологич. подготовке Великой франц.
 революции.
 • Collection complete des oeuvres, t. 1—15, P., 1794—95; в рус. пер.— Избр.
 произв., М.— Л., 1950; Начальные основания
 нравоучения, ч. 1—3, М., 1803; О изучении истории, ч. 1—3, [СПБ], 1812.
 * Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 4, с. 315; С a ф ? ?-н о в С. С., Политич. и
 социальные идеи М., в сб.: Из истории
 социально-политич. идей, М., 1955; Волгин В. П., Франц. утопич. коммунизм, М.,
 1960; Lecercle J. L., Utopie et ??-alisme
 politique chez Маblу, в сб.: Studies on Voltaire and the XVIII century, v. 26,
 Geneva, 1963.
 МАГИЯ (лат. magia, от греч. ??????), колдовство, чародейство, волшебство,
 обряды, призванные
 сверхъ-естеств. путём воздействовать на мир (явления природы, людей, духов).
 Разновидности
 магич. действий связаны с разными сторонами жизнедеятельности коллектива,
 «дополняют»
 практич. деятельность: хоз. М. (обряды вызывания дождя, обеспечения удачи на
 охоте), лечебная М.
 («белая» М.), вредоносная М. (насыла-ние «порчи», «чёрная М.») и др.
 (продуктивная, предо-
 хранительная и деструктивная, по классификации Б. К. Малиновского). По Дж.
 Фрейзеру, магич.
 обряды основаны на ложном причинно-следственном увязывании сходных или следующих
 одно за
 другим (смежных) явлений; отсюда два типа М. — гомеопатическая (подражательная,
 по сходству;
 уничтожение изображения — гибель врага, и т. п.) и контагиозная (заразительная,
 по смежности;
 использование волос и одежды врага для порчи и т. п.). Вера в возможность не-
 посредств. магич.
 воздействия на природу исходила, по Леви-Брюлю, из чувства партиципации
 (сопричас-тия) с ней
 человека, присущего первобытному сознанию
 332 МАБЛИ
 (ср. традиционный для магич. заговоров мотив сопоставления частей тела человека
 и природных
 объектов). Элементы М. присущи обрядам всех религий.
 Связанные с М. представления о мире, в частности о взаимодействии всех вещей,
 легли в основу
 древнейших натурфилос. учений и разнообразных «тайных наук», получивших
 распространение в
 позднеантич. и ср.-век. эпоху (напр., алхимия и др.). Зачатки опытного
 естествознания в это время
 развивались ещё в значит. мере в тесной связи с М., что находит отражение во мн.
 работах учёных
 Возрождения (Дж. Делла Порта, Дж. Кардано, Парацелъс и др.). В дальнейшем
 развитии науки
 происходит преодоление элементов М. (см. также Оккультизм).
 МАДХВА (1199—1278), др.-инд. мыслитель, представитель дуалистич. веданты (т. н.
 двайта-
 веданта) и вишнуитского теизма. Автор комм. к «Брахмасутро» (продолженных в
 трактате
 «Анувьякхьяна»), к упа-нишадам, «Бхагаватгите», к ряду гимнов «Ригведы» и др.
 Остриё учения М.
 направлено против монистич. линии веданты Шанкары (см. Адвайта-веданта).
 Различая
 независимую (сватантра) и зависимую (пара-тантра) реальность, М. считает, что
 сватантра является
 брахманом, творцом Вселенной. Душа и мир подчинены брахману и зависят от него,
 основаны на
 нём и тем не менее они не могут быть сведены к божеств. брахману (т. е.
 рассматриваться как его
 эманация) или объясняться как иллюзия, майя. М. настаивает на существовании пяти
 осн. различий:
 бога и индивидуальной души, бога и материи, души и материи, одной души и другой,
 разных частей
 материи. Создатель оригинальной логики. Идеи М. вызвали сильную реакцию со
 стороны
 последователей адвайта-веданты.
 • Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957, с. 665—77;
 Dasgupta S., A history of Indian philosophy, v.
 4, Delhi, 1975.
 МАДХЬЯМИКА (санскр., от мадхья — средняя, срединная), шуньявада (санскр., от
 шунья — пус-
 тая, пустота), основная школа махаяны, наиболее значит.
 филос. школа буддизма вообще. Основы доктрины М. встречаются в «Праджнапарамита-
 сутрах»
 («Сутрах о высшей мудрости»), систематизирование учения было осуществлено во 2
 в. н. э.
 Нагарджуной и закреплено его учеником Арьядевой (3 в.). В дальнейшем М.
 разделилась на М.-
 прасангика (5—8 вв.), основанную Буддхапалитой и Дантапури и развитой особенно
 Чанд-ракирти (7
 в.) и Шантидевой (8 в.) в Наланде (центре ср.-век. буддийской образованности и
 культуры), и М.-
 сватантрика, основанную Бхававивекой (6 в.), к-рая в свою очередь разделилась на
 две школы (пер-
 вая соединилась с вайбхашикой, вторая — с йогачарой). Гл. источники — «М.-
 карика» Нагарджуны и
 комм. к ней «Прасаннапада» Чандракирти — пролегомены не только к М., но и ко
 всей махаяне.
 В основе М. лежит отрицание реальности бытия дхарм и, т. о., наиболее
 радикальное в буддизме
 отрицание реальности внеш. мира и одновременно, в отличие от др. школы махаяны,
 йогачары, —
 реальности внутр. мира. М. утверждает, что признание существования всего — одна
 крайность,
 непризнание — другая, истина — в середине, что и есть шунья, т. е. пустота. М.
 определяет эту
 позицию как утверждение срединной т. зр. истинного буддизма (мадхья). Поскольку
 нирвана в
 системе М. предстаёт как истинное понимание мира, состояние шуньи, то для М.
 характерно под-
 чёркивание тождественности абсолюта и мира (нирваны и сансары).
 Особенностью школ махаяны, в частности М., является развитие собственно
 гносеологич.
 проблематики. Отрицая концептуальное, понятийное мышление, М. противопоставляет
 ему
 интуитивное прозрение (прадж-ня), определяющее состояние шуньи, в к-ром нет
 дуализма субъекта
 и объекта и, в отличие от йогачары, принципа субъективности вообще. Для
 доказательства
 непригодности понятийного мышления М. выработала своеобразный «диалектич.»
 метод,
 приводящий категории разума к противоречиям и утверждающий неразличимость
 мышления и
 бытия.
 М. оказала влияние на веданту (философию Шанка-ры) — в формулировании учения о
 майе,
 иллюзии эмпирич. бытия.
 • Радхакришпая С., Инд. философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; Schmidt K.,
 Leer ist die Welt, Konstanz, 1953; M u r t i T.
 R. V., The central philosophy of Buddhism. A study of the Madhyamika system, L.,
 I9602; см. также лит. к ст. Маха-яна.
 МАЙЕВТИКА, или мэевтика (греч. ?????????), букв. — повивальное иск-во, с к-рым
 герой платонов-
 ских диалогов Сократ любил сравнивать свой метод философствования (Платон,
 Теэтет 150 а — 151
 d, Пир 206 b — 208 е). Исходя из убеждения, что, за неимением собств. мудрости,
 он не может учить
 чему-либо, Сократ видел свою задачу в том, чтобы, беседуя и ставя всё новые и
 новые вопросы,
 побуждать других самим находить истину. Обычно подобные беседы протекали в
 поисках ответа на
 вопрос: «что такое х?» (где под «х» понималось добро, справедливость или к.-л.
 иное, в большинстве
 случаев нравственное общее понятие), причём в ходе обсуждения один за другим
 отвергались
 ответы, признававшиеся неверными. Далеко не всегда собеседники приходили к
 удовлетворявшему
 их результату. Сократ полагал, что помогая рождению истины в др. людях, он
 продолжает в нравств.
 области дело своей матери, повитухи Фенареты. МАЙМОНИД (Maimonides, наст. имя —
 Моше бен
 М а й м о н) (30.3.1135, Кордова, — 13.12.1204, Фус-тат, близ Каира), евр. ср.-
 век. философ. В 1148
 покинул Испанию из-за преследования евреев династией Аль-мохадов, жил в Марокко,
 Палестине и
 с 1165 в Египте. В 1187 стал лейб-медиком каирского султана Салах-ад-дина. В
 1190 в Египте на
 араб. яз. был опубликован гл. филос. труд М. «Путеводитель колеблющихся», к-рый
 позднее был
 переведён на евр. и лат. языки (рус. пер. в кн.: Григорян С. Н., Из истории
 философии Ср. Азии и
 Ирана 7—12 вв., I960).
 В основе филос. системы М. лежит традиция аристо-телизма в интерпретации араб,
 мыслителей
 (Фараби, Ибн Сины). Осуществляя синтез откровения и умозрения, Библии и

<< Пред.           стр. 174 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу