<< Пред.           стр. 175 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 Аристотеля, М. в своём
 рационализме и «очищении» веры от элемента чуда перешёл пределы ортодоксии, чем
 навлёк на
 себя вражду ревнителей религ. традиции иудаизма, обвинявших его в «продаже
 Священного писания
 грекам» и апеллировавших в борьбе с его учением к помощи католич. инквизиции.
 Согласно М., если
 к.-л. место Библии безусловно противоречит твёрдым доказательствам от разума,
 оно должно быть
 понято иносказательно; в то же время тезис о несотворённости и вечности мира
 отвергался М. с по-
 зиций библейского креационизма. Взгляды М. оказали влияние на развитие
 схоластики 13—15 вв.
 (прежде
 всего на ср.-век. аристотелизм в лице Альберта Великого и Фомы Аквинского).
 • История философии, т.1, [М.], 1940, с. 454—57; Moses ben Mai-mon, sein Leben,
 seine Werke und sein Einfluss, Bd l—2,
 Lpz., 1908—14; B a m b e r g e r F., Das System des Maimonides, B., 1935;
 Sarachek J., Faith and reason. The conflict over the
 rationalism of Maimonides, Williamsport, 1935; Baeck L., Maimonides...,
 Dusseldorf, 1954; S i l v e r D. J., Maimonidean
 criticism and Maimonidean controversy. 1180—1240 Leiden, 1965· Z а с S.,
 Mai'monide, P., 1965.
 МАЙЯ (санскр.), в др.-инд. мысли магич. сила сотворения, иллюзия, видимость.
 Слово и понятие М.
 имеют длит. историю развития. В «Ригведе» М. обычно означает обман, хитрость,
 колдовство, чары,
 враждебную магич. силу (если речь идёт о демонах), божеств. магич. силу (если
 речь идёт о богах);
 иногда передаёт идею изменения, превращения, чуда, связанного с подобными
 трансформациями
 (вероятно, значение «изменение» было исходным). Концепция М. была развита в
 веданте — прежде
 всего в монистич. адвайта-веданте. Для Шанкары М. как магич. сила сотворения
 феноменального
 мира неотделима и неотличима от бога (подобно тому, как сжигающая сила огня
 неотделима от
 самого огня). С помощью М. бог вызывает к жизни (правда, мнимой, иллюзорной,
 воспринимаемой
 лишь эмпирич., «средним» сознанием) весь мир объектов, к-рому человек, не
 обладающий
 подлинным знанием, склонен придавать статус реальности. Человек, не преодолевший
 незнания —
 авидъи, поддаётся божеств. иллюзии М., благодаря чему подлинная и единая
 реальность оказывается
 скрытой или же искажённой через неверное соотнесение с чем-то похожим. Бог,
 порождающий с
 помощью М. тварный мир, сам не определяется M.; M. вообще не является его внутр.
 свойством, это
 лишь некий способ действия, творч. энергия ишвары (или сагуны-брахмана), с
 помощью к-рой
 создаётся видимость; бог как чистое бытие (ниргуна-брахман) лишён М. Подобно
 неразрывному
 единству брахмана и атмана, М. связана с авидьей как объективный аспект незнания
 с
 субъективным; М. вечна, как вечен ишвара, тогда как авидья может преодолеваться
 через познание.
 Критика учения Шанкары о М. была дана Рамануд-жей, отрицавшим иллюзорность мира.
 Оригинальное учение о М. было развито в «Бхагаватгите» [М. как сила, создающая
 изменчивую
 природу ишвары, к-рый вместе с тем обладает и неизменностью брахмана; М. как
 шакти (энергия)
 ишвары и как способность к самостановлению; взаимозависимость М. и ишвары;
 пракрита и пуруша
 как низшая и высшая М. бога и т. п.]. В истории инд. мысли понятие М, входило в
 состав различных
 комплексов: М.-пракрити в упа-нишадах, М.-атман у Гаудапады, М.-шунья (пустота)
 у Нагарджуны
 и т. п. Понятие М.-иллюзии имело отклик и в европ. культуре и философии.
 • Чаттерджи С.,Датта Д., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954;
 Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с
 англ., т. 1—2, М., 1956—57; Елизаренкова Т. Я., О значении ведийского mayа, в
 сб.: Краткие сообщения Ин-та народов
 Азии, [в.] 57, М., 1961, с. 31—34; Shastrf P. D., The doctrine of Maya in
 Vedanta, L., 1911; K e i t h А. В., The religion and
 philosophy of the Veda and TJpanishads, [v.] 2, Camb. (Mass.), 1925; Chakravarti
 S. Ch., The philosophy of the Upanishads,
 Calc., 1935.
 МАК-ДУГАЛЛ (McDougall) Уильям (22.6.1871, Ланкашир, — 28.11.1938, Дарем,США),
 англо-амер.
 психолог. Основой психич. жизни считал стремление — «горме» (греч. ???? —
 стремление, порыв),
 отчего психология М.-Д. часто наз. «гормической». «Горме» трактуется как
 стремление к
 биологически значимой цели, обусловленное, по М.-Д., особого рода
 предрасположениями — либо
 врождёнными инстинктами и склонностями, либо приобретёнными чувствами. Сфера
 чувств в
 процессе своего развития у человека получает иерар-хич. строение. Ведущими
 становятся сначала
 неск. осн. чувств. а затем при сложившемся уже характере
 МАК-ДУГАЛЛ 333
 одно центральное, называемое М.-Д. эготическим (от «эго», греч. «Я»), Понятие
 личности
 объединяет в себе характер как интегрированную совокупность волевых
 предрасположений
 (врождённых и приобретённых) и интеллект как совокупность познават. способностей
 индивида
 (врождённых и приобретённых). Размышления над клинич. феноменом «множественной»
 личности
 натолкнули М.-Д. на разработку идеалистич. мета-психологич. концепции личности,
 исходящей из
 идей монадологии Лейбница. Согласно этому, каждая личность представляет систему
 «потенциально
 мыслящих и стремящихся монад» («Я»), сходящихся на нек-рой «высшей» монаде —
 «самости», к-
 рая через иерархию монад управляет всей психофизической жизнью человека.
 • Character and the conduct of life, L., 19272; Body and mind, L., 1928'; The
 energies of man, N. Y., 1933; An outline of psycho-
 logy, L., [1969]; в рус. пер.— Осн. проблемы социальной психологии, М., 1916.
 • W. McDougall. A bibliography, Camb., 1943.
 МАКИАВЕЛЛИ (Machiavelli) Никколо (3.5.1469, Флоренция, — 22.6.1527, там же),
 итал. обществ.
 деятель, политич. мыслитель, историк, воен. теоретик. Происходил из древней, но
 обедневшей
 патрицианской семьи. В период республики М. активно занимался политич.
 деятельностью, в
 течение 14 лет бессменно занимая место секретаря Совета десяти (1498—1512),
 выполнял важные
 дипломатич. поручения. После политич. переворота, к-рый вернул власть семье
 Медичи, М. был за-
 подозрен в участии в антиправительств. заговоре, отстранён от дел и затем выслан
 в своё поместье
 близ Флоренции, где написал большую часть своих произведений.
 В политич. трактатах М. дано теоретич. описание гос-ва с позиций бурж.
 идеологии, выдвинут «...
 постулат самостоятельной трактовки политики», «...теоретическое рассмотрение
 политики
 освобождено от морали...» и религии (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 314).
 Гос-во признаётся М.
 высшим проявлением человеч. духа, а служение гос-ву — целью, смыслом и счастьем
 человеч.
 жизни. Разделяя традиц. христ. представление об изначальном зле человеч.
 природы, М. отводит
 воспитат. функции не церкви (что было нормой ср.-век. миросозерцания), а гос-ву.
 Почти на полтора
 века раньше Гоббса М. обосновывал необходимость гос-ва эгоистич. природой
 человека и пот-
 ребностью её насильств. обуздания.
 Политич. идеал М. — Рим. республика, в к-рой он видел воплощение идеи сильного
 гос-ва,
 умеющего сохранять внутр. порядок и распространять влияние на др. народы. М.
 описывал строй др.-
 рим. гос-ва с т. зр. искреннего республиканца, приверженца демократии. Он
 считал, что республика
 — лучшая форма правления, т. к. каждого делает ответственным за судьбу гос-ва.
 Но респ. форма
 правления не всегда возможна; нельзя сохранить свободные политич. учреждения,
 если в народе не
 развиты гражд. добродетели. Рим. республика достигла могущества потому, что
 сумела воспитать
 респ. дух в pим. народе. В трактате «Рассуждения на I декаду Тита Ливия» М. на
 историч. примерах
 разъясняет отношение римлян к гос-ву и пытается внушить его своим современникам.
 М. противопоставляет величие Др. Рима упадку совр. ему Италии, к-рый он
 связывает с влиянием ка-
 толич. церкви. Пытаясь соединить в своих руках духовную и светскую власть,
 церковь расшатала
 устои светской государственности и ослабила в людях стремление к служению гос-
 ву. В самом
 известном трактате М. «Государь» («II Principe», 1532) описываются способы
 создания сильного гос-
 ва в условиях, когда в народе не развиты гражд. добродетели. М. считает, что все
 средства дозволены
 для достижения политич. целей. Выступая как частное лицо, государь должен
 руковод-
 334 МАКИАВЕЛЛИ
 ствоваться общепринятыми нормами поведения, но он может не считаться с
 требованиями морали,
 если его действия направляются заботой о процветании и могуществе гос-ва.
 Впоследствии
 макиавеллизмом стали называть действия, пренебрегающие нормами морали при
 достижении
 политич. целей.
 • Opere, Mil.— Napoli, 1954; Legazioni. Commissarie. Scritti di govern о, v. 1—
 2, Roma—Bari, 1973; в рус. пер.— Соч., т. l,
 М.—Л., 1934; О воен. иск-ве, М., 1939; История Флоренции, Л., 1973; Избр. соч.,
 М., 1982.
 * Алексеев А. С., М. как политич. мыслитель, М., 1880; опор-Рабчинский В. В., М.
 и эпоха Возрождения. Введение в
 изучение М., Варшава, 1908; В и л л а р и П., H. M. и его время, пер. с итал.,
 т. 1, М., 1914; Бурлацкий Ф. М., Загадка и
 урок Н. М., М., 1977; Д о л г о в К., Ренессанс и политич. философия, М., «Новый
 мир», 1981, № 7—8; F i d o F.,
 Machiavelli, Palermo, 1965; S a s s o G. N., Studi su Machiavelli, [Napoli,
 1967]; Machiavelli and the nature of political thought,
 ed. by M. Fleisher, ?. ?., 1972; Studies on Machiavelli, ed. by M. P. Gilmore,
 [Firenze, 1972]; Gramsci A., Note sul
 Machiavelli, sulla politica e sullo stato moderno. Roma, 1973'; L e f o r t С.,
 Le travail de l'oeuvre Machiavel, [Lille], 1973;
 Duvernoy J. P., La pensde de Machiavel, P., 1974; Dotti U., Niccolo Machiavelli:
 La fenomenologia del potere, Mil., 1979; K r o
 e-ber-Keneth L., Machiavelli und wir: Der Florentiner in neuer Sicht, Stuttg.,
 1980.
 МАК-ЛЮЭН (McLuhan) Херберт Маршалл (21.7.1911, Эдмонтон, Канада, — 31.12.1980,
 Торонто),
 канадский философ и социолог, публицист. Выступал с работами по философии
 истории, теории
 социальной коммуникации, культурологии, педагогике, психофизиологии, литературе.
 М. популярен на Западе своей философией истории, вариацией технологич.
 детерминизма. Для М.
 характерен своеобразный «поп»-стиль, суть к-рого в принципиальном отсутствии
 доказательств, в
 незавершённости утверждений («проб»), рассчитанных на образно-метафорич.
 восприятие
 читателей. В центре внимания М. — развитие коммуникативных функций предметов
 культуры
 («средств» общения), к к-рым он относил такие разнородные явления как язык,
 деньги, дороги,
 печать, науку, компьютеры, телевидение и др. Смена историч. эпох, по М.,
 определяется развитием
 средств связи и общения. Новые средства информации и связи, будучи «технологич.
 продолжением»
 человеч. органов чувств. радикально меняют жизненный стиль, ценности, восприятие
 мира
 («сенсорный баланс») и обществ. организацию людей. Так, эпоха «племенного
 человека»
 характеризуется, по М., преобладающим влиянием устной речи, восприятие
 осуществляется
 посредством слуха и тактильности, и это обеспечивает нерасчленённое единство
 человека и
 общества, мифологич. цельность мышления. Наступление господства печатного станка
 (изобретённого в 15 в. И. Гутенбергом) выразилось в торжестве визуального
 восприятия, нац. языков
 и государств, пром. революций, крайних форм рационализма и индивидуализма (эпоха
 «типографского и индустриального человека»). В совр., «электронную» (или
 «электрич.»), эпоху
 электричество продолжило, по М., центр. нервную систему человека до образования
 глобального
 «объятия», упразднившего пространство и время на нашей планете. Оно вовлекает
 человека во всё
 происходящее целостно, ликвидирует господство визуально-одностороннего
 восприятия, возвращает
 сознанию мифологич. образность как средство обеспечения цельности в бурно
 обновляющейся «гло-
 бальной деревне».
 М. сводит объективное содержание обществ. развития к воплощению католич.
 концепции мистич.
 тела Христа «электрич.» средствами общения и пытается противопоставить свои
 реакционно-утопич.
 построения марксизму.
 • The Gutenberg galaxy, Toronto, 1962; Understanding media, N. Y., 1964; From
 clicha to archetype, N. Y., 1970 (совм. с W.
 Watson); Take today, N. Y., 1972 (совм. с В. Nevitt).
 • Григорян Г. П., О средствах коммуникации и судьбах человечества в поп-
 философии М. М., «ВФ», 1972, № 10; К а г-
 раманов Ю., Возвращенный рай М. М., «Иностр. лит-ра», 1972, № 1; McLuhan: hot
 and cool, ed. by G. E. Stearn, N. Y.,
 1967; McLuhan: pro and con, ed. by R. Rosenthal, N. Y., 1968.
 МАКОВЕЛЬСКИЙ Александр Осипович [10 (22).7.1884, Гродно, — 16.12.1969, Баку],
 сов.
 философ, чл.-корр. АН СССР (1946). Окончил Казанский ун-т (1907). С 1912 доцент,
 с 1918 проф.
 Казанского ун-та, в 1920—60 проф. ун-та и др. уч. заведений в Баку. В 1945—50
 директор, с 1950
 старший науч. сотрудник Ин-та философии и права АН Азерб. ССР. Осн. труды по
 истории антич.
 философии, а также по истории философии народов Бл. Востока, диалектич.
 материализму, логике и
 психологии. В переводе М. и с его комментариями изданы многочисл. труды др.-
 греч. философов.
 • Введение в философию, ч. [1]—2, Каз., 1912—16; Мораль Эпик-тета, Каз., 1912;
 Понятие о душе в Др. Греции,
 Варшава, 1913; Психологиявюрцбургскойшколы, Варшава, 1913; Досократики, ч. 1—3,
 Каз., 1914—19; Досократовская
 философия, ч. 1—Обзор источников, Каз., 1918; Софисты, в. 1—2, Баку, 1940—41;
 Др.-греч. атомисты, Баку, 1948;
 Авеста, Баку, 1960; Категория причинности и законы природы и общества, М., 1961.
 МАКРОКОСМОС, см. Микрокосмос и макрокосмос.
 МАКСИМ ГРЕК (наст. имя и фам. — Михаил Т p и-волне) (ок. 1475, Арта, Греция, —
 1556, Троице-
 Сергиев монастырь, ныне Загорск Моск. обл.), писатель, переводчик, просветитель.
 Начальное
 классич. образование получил на родине в Греции, в 1492—1505 учился в итал. ун-
 тах, переводил
 греч. авторов для Пико делла Мирандолы, продолжил изучение классич. греч. лит-ры
 в монастыре на
 Афоне. В Россию был призван в 1518 Василием III для перевода греч. книг. Из-за
 расхождений с
 офиц. церковью после осуждения на соборах 1525 и 1531 26 лет провёл в заточении.
 В духе раннего Ренессанса М. Г. стремился соединить классич. наследие и светскую
 образованность
 с принципами христ. учения. Соглашаясь с тезисом Иоанна Дамаскина о подчинённом
 положении
 философии по отношению к богословию, М. Г., однако, признавал ценность философии
 для
 личности и общества, в первую очередь для укрепления добродетели. Вредными он
 считал лишь те
 «внешние» (т. е. светские) науки и филос. теории, к-рые вредят правильным нравам
 и религии (напр.,
 философия Эпикура, якобы призывающая искать в жизни наслаждений:). Филос.
 взгляды М. Г. фор-
 мировались под влиянием неоплатонизма: во Флоренции он слушал лекции Фичино о
 Платоне, к-
 рого и считал высшим среди философов. М. Г. признавал дуализм души, имеющей
 «ангельское»
 происхождение, и тела, в к-ром она насильственно заточена. Созерцание высшего
 начала возможно
 вследствие очищения ума и души (катарсис). У Псевдо-Дионисия Ареопагита
 заимствовал

<< Пред.           стр. 175 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу