<< Пред. стр. 176 (из 449) След. >>
представление о вездесущности божества; высоко ценил Сократа и Аристотеля, хотяотвергал учение
последнего о вечности материи; развивал идею «самовластия» человека, под к-рым
понимал
врождённую свободу выбора между добром и злом. В социальной области М. Г.
выступал с
проповедью нестяжательства, ратовал за отмену монастырской собственности.
Впервые в рус. лит-ре
он выдвинул идею просвещённого абсолютизма, предлагая двойное ограничение
централизов.
власти: внешнее, со стороны советников, и внутреннее, собств. нравств.
сдержанностью и мило-
сердием правителя. М. Г. выступил проводником идей итал. Ренессанса, возбудил в
России интерес к
самостоят.
философствованию. Он способствовал общему просвещению, оставил ряд соч. по отд.
вопросам рус.
грамматики и в общем но теории грамматики, к-рую считал частью философии,
заложив основы рус.
грам-матич. науки. Широко известны были его труды по исправлению переводов
богослужебных
книг, соч. словарного и энциклопедич. характера, а также полемич. произв. против
астрологии и
суеверий.
• Соч., ч. 1—3, Каз., 1894—972.
• И в а н о в А. И., Лит. наследие М. Г., Л., 1969; К л и-б а н о в А. И., К
изучению биографии и лит. наследия М. Г.,
«Визант. временник», 1958, т. 14; С и н и ц ы н а Н. В., М. Г. в России, М.,
1977.
МАКСИМ ИСПОВЕДНИК (греч. ??????? ??????????, лат. Maximus Confessor) (ок. 580,
Константинополь, — 13.8.662, Лазика), визант. мыслитель и богослов. В молодости
гос. деятель, с
613—14 монах. С 642 выступает как ведущий оппонент монофелитов, к-рым
покровительствовало
пр-во; в 645 победил на диспуте с моно-
фелитами в Карфагене, в 653 арестован, в 662 подвергнут отсечению языка и правой
руки; умер в
ссылке. Филос. взгляды М. И. окрашены сильным влиянием Аристотеля, неоплатонизма
и особенно
Псевдо-Дионисия Ареопагита, в распространении соч. к-рого М. И. сыграл решающую
роль. В
центре филос.-теологич. концепции М. И. — проблема человека. История мира
делится М. И. на
период подготовки вочеловечения бога, истекший с рождением Христа, и период
подготовки
обожествления человека. Если человек преодолеет обусловленное грехопадением
самоотчуждение,
рас-колотость на мужское и женское, духовное и животное, космос будет спасён и
творение
воссоединится с творцом. Осн. события жизни Христа суть поэтому одновременно
символы космич.
процессов. Этика М. И. основана на своеобразном учении о претворении энергии
злых эмоций в
благие и содержит тонкие психологич. наблюдения. Идеи М. И. оказали сильное
влияние на Иоанна
Скота Эриугену, а также средневековую мистику.
• Migne, PG, t. 90—91.
• ЕпифановичС. Л., Преподобный М. И. и визант. богословие, К., 1915; его же,
Материалы к изучению жизни и
творений преподобного М. И., К., 1917; В а l t h a s а г H. U. т.. Kosmische
Liturgie. Das Weltbild Maximus' des Bekenners,
Einsiedeln, 196l2; fhunberg L., Microcosm and mediator. The theological
anthropology of Maximus the Confessor., Cph., 1965.
МАКСИМОВ Александр Александрович [4 (16).8.1891, с. Нижнеувельский, ныне
Троицкий р-н
Челябинской обл., — 28.6.1976, Москва], сов. философ, чл.-корр. АН СССР (1943).
Чл. КПСС с 1918.
Окончил физико-математич. ф-т Казанского ун-та (1916). С 1922 вёл
преподавательскую работу по
философии. С 1929 проф. Ин-та красной профессуры, МГУ и Комакадемии; в 1944—49 —
филос. ф-
та МГУ. Работал гл. обр. над проблемами истории науки и филос. проблемами
естествознания.
• Ленин и естествознание, М., 1933; Про нiмецьку натурфi-лософiю, К., 1936;
Дiалектичний матерiaлiзм i
природознавст-но, К., 1941; Введение в совр. учение о материи и движении, М.,
1941; Очерки по истории борьбы за
материализм в рус. естествознании, М., 1947.
МАК-ТАГГАРТ (McTaggart) Джон Эллис (3.9.1866, Лондон, — 18.1.1925, там же),
англ. философ-
идеалист. Представитель т. н. радикального персонализма, в духе к-рого М.-Т.
интерпретировал
гегелевскую философию, сочетая её с учением Лейбница о монадах. Абс. идея, по
М.-Т., — не
субстанция-субъект, как считал Гегель, а «духовное сообщество» личностей;
сверхиндивидуального
сознания не существует, но индивидуальное сознание субстанционально, несотворимо
и
неразрушимо. Отсюда вывод М.-Т. о «бессмертии души» (независимо от того,
признаётся ли
существование бога). М.-Т. пытался обосновать нек-рые догмы религии, утверждая,
что истинная
философия должна быть мистической.
• Studies in Hegelian cosmology, Camb., 19182; Studies in Hegelian dialectic,
Camb., 19222; The nature of existence, v. 1—2,
Camb., 1968.
• К и с с е л ь ?. ?., Д. М.-Т. и его концепция диалектики, «Вестник ЛГУ. Серия
экономики, философии и права», 1963,
в. l, № 5; В г о a d С h. D., Examination of McTaggart's philosophy, v. 1—2,
Camb., 1933—38; AiraksinenT., The on-tological
criteria of reality. A study of Bradley and McTaggart, Turku, 1975.
МАЛАЯ ГРУППА, см. в ст. Социальная группа.
МАЛИНОВСКИЙ (Malinowski) Бронислав Каспер (7.4.1884, Краков, — 16.5.1942, Нью-
Хейвен, шт.
Коннектикут, США), англ. этнограф и социолог, один из основателей функциональной
школы в
этнографии. По происхождению поляк. На основе большого фак-тич. материала,
собранного в
1914—18 в ходе полевых этнографич. исследований на Новой Гвинее и в Меланезии,
сформулировал
осн. положения функционализма. Как метод исследования общества и культуры
функционализм, по
М., характеризуется стремлением описать различные формы культурной жизни в их
целост-
МАЛИНОВСКИЙ 335
ности и взаимосвязи между отд. элементами изучаемых культур, оставляя в стороне
происхождение
и динамику культуры в целом. Культура в теории М. предстаёт как сложная органич.
совокупность
взаимосвязанных институтов, к-рые служат для удовлетворения как первичных
(физиологич. и
психич.), так и вторичных (порождённых самой культурой) потребностей людей.
Приобретение,
закрепление и передача вторичных потребностей, в совокупности составляющих
социальный опыт,
является другим назначением культуры. Вещественный и духовный аппарат культуры
состоит из
институтов, каждый из к-рых будучи фиксированной частью социальной организации
этнич. группы,
является носителем определ. функции. Различия между культурами выводятся из
различий в
способах удовлетворения потребностей, сами же осн. потребности людей, по М.,
постоянны и
независимы от культуры. Осн. условием существования культуры М. считал
равновесие между
составляющими её институтами. Каждое общество, по М., является самодовлеющим и
обладает
собственным «культурным императивом». Изменения и заимствования в культурах
происходят на
уровне институтов и затрагивают лишь последние. М. одним из первых разрабатывал
понятие
института не только в социальной антропологии, но и в социологии, стремился
выявить реальную,
жизненную функцию социальных явлений. В то же время описательный характер его
функциональной теории, отказ от историч. рассмотрения культур, отрицание
социального прогресса,
исключение примитивных культур из всемирно-историч. процесса обусловили
антиисторизм и
культурный релятивизм концепции М.
• Myth in primitive psychology, L., 1926; The dynamics of culture change, New
Haven — L., [1946]; A scientific theory of cul-
ture and other essays, N. Y., I9602; Argonauts of the western Pacific, N. Y.,
19613.
• Веселкин ?. ?., Кризис брит. социальной антропологии, M., 1977; Токареве. ?.,
История зарубежной этнографии, М.,
1978, гл. 9.
МАЛИНОВСКИЙ Василий Фёдорович [1765, Москва, — 23.3 (4.4).1814, Петербург], рус.
дипломат
и обществ. деятель, просветитель-демократ, предшественник уто-пич. социализма в
России. Сын
малороссийского священника. После окончания Моск. ун-та (1781) служил в Коллегии
иностр. дел,
выполнял ряд дипломатич. поручений. С 1811 первый директор Царскосельского
лицея. Активно
участвовал в просветительской деятельности, начало к-рой положил Н. И. Новиков,
в различных
тайных (масонских) об-вах. В соч. и в издаваемом им журн. «Осенние вечера»
(1803) М. выступил с
программой антифеод. реформ, был автором одного из первых проектов ликвидации
крепостного
права («Записка об освобождении рабов», 1802, опубл. 1958), поборником введения
конституц.
«респ.» правления в России. В трактате «Рассуждение о войне и мире» (написан. ч.
1—2, 1790—98,
опубл. 1803) выступил в поддержку освободит, борьбы народов и их права на
самоопределение. М.
изложил проект установления «вечного мира» в Европе путём создания общеевроп.
союза
федеративных гос-в, образованных по нац. признаку и управляемых на основе
демократич. воле-
изъявления народов. В неопубл. 3-й части трактата демократич. и респ. принципы
гос. устройства
сочетались с утопич. эгалитаристскими идеями отмены частной собственности на
землю, наделения
ею всех нуждающихся, устранения имуще ств. контрастов между бедными и богатыми и
введения
всеобщего образования. Являясь убеждённым сторонником равноправия всех народов,
М. положил
начало демократич. и освободит. течению в панславистском движении 19 в., а также
оказал влияние
на обществ. мысль России 1-й пол. 19 в. Деятельность М. была важным связующим
звеном между
рус. просвещением 18 в. и декабристами.
336 МАЛИНОВСКИЙ
• Избр. обществ.-политич. соч., М., 1958; Рассуждение о мире и войне, ч. 3
(рукопись), ЦГАДА, ф. 1261, д. 2825 и АВПР,
ф. Канцелярия, д. 7869.
• СемевскийВ. И., Размышления В. Ф. М. о преобразовании гос. устройства России,
«Голос минувшего», 1915, кн. 10;
Араб-Оглы Э. А., Выдающийся рус. просветитель-демократ, «ВФ», 1954, .№ 2; Д о с
т я н И. С., «Европ. утопия» В. Ф.
М., «ВИ», 1979, № 6 (библ.); М е й л а х Б. С., Пушкин и его эпоха, М., 1958.
МАЛЬБРАНШ (Malebranche) Никола (6.8.1638, Париж, — 13.10.1715, там же), франц.
философ-
идеалист, гл. представитель окказионализма (наряду с А. Гейлинк-сом). В 1664
принял сан
священника. М. стремился сочетать картезианство с августиновской традицией
христ. философии.
Осн. соч. — «Разыскания истины» (1674—75, рус. пер., т. 1—2, 1903—06).
Исходя из абс. разграничения протяжённой материи и мыслящего духа, М. считал,
что эти две
субстанции не могут сами по себе воздействовать друг на друга в силу различия их
природы. Такое
воздействие осуществляется лишь при участии божеств. воли. М. различал четыре
пути познания
соответственно его объектам: через посредство самих вещей (познание бытия бога);
через идеи
вещей (познание материальных тел); через внутр. чувство (познание собств. души);
по аналогии
(познание душ др. людей и чистых духов). Ясное и отчётливое знание человек может
иметь только о
материальных телах. Знания человека о своей душе, душах других людей и о боге
смутны и
неопределённы — это область веры, а не разума. В понимании природы идей М.
близок к
платонизму. Созерцая идеи, человек видит их в боге. В противоположность Спинозе,
для М. не бог
существует в мире, а мир в боге.
Идеализм М. был подвергнут критике с позиций сенсуализма и материализма Локком и
франц.
просветителями 18 в.
• Oeuvres completes, v. 1—20, P., 1958—68; в рус. пер.— Беседа христ. философа с
философом китайским..., в сб.: Право-
славный собеседник, Каз., 1914.
• Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 2, ч. 1, с. 141; ? ?? о в М. Н., Проблема
богопознанин в философии М., Каз., 1914; О 1 1
ё - L a p г u n e L., La philosophic de Malebranche, t. 1—2, P., 1870; Gueroult
M., Malebranche, t. 1—3, P., 1055—59; R o d i s
- L e w i s G., N. Malebranche, P., 1963.
МАЛЬТУЗИАНСТВО, социологич. доктрина, основанная на антинауч. системе взглядов
на
закономерности воспроиз-ва народонаселения; названа по имени англ. экономиста и
священника Т.
Р. Мальтуса (Т. R. Mal-thus, 1766—1834; осн. работа — «Опыт о законе
народонаселения...», 1798,
рус. пер., т. 1—2, 1868), считающегося её родоначальником, одно из гл.
направлений в бурж.
демографии. Мальтус пытался объяснить противоречия обществ. развития не
социальными
условиями капиталистич. строя, а «вечными» законами природы. Приписывая
биологич. факторам
решающую роль в воспроиз-ве населения, Мальтус сформулировал некий «естеств.
закон», согласно
к-рому население имеет тенденцию расти в геометрнч. прогрессии, а средства
существования могут
увеличиваться лишь в арифме-тич. прогрессии. Последнее он обосновал т. н.
законом убывающей
производительности последоват. затрат, а для земледелия — «законом убывающего
плодородия
почвы». В силу этого, несмотря на «естеств.» регулирование численности населения
посредством
голода, эпидемий, войн и т. п., по Мальтусу, наступает «абс. перенаселение», с
к-рым необходимо
бороться путём регламентации браков и регулирования рождаемости. При этом М.
игнорирует
потребность в детях и призывает к ограничению рождаемости независимо от
объективных
обстоятельств, к-рыми определяется интенсивность данного процесса.
Концепция М. со временем претерпела онредел. эволюцию. Поэтому можно говорить о
«классич.»
М. и его позднейших модификациях, к-рые в свою очередь существуют в виде М.,
продолжающего
«классич.» линию, и неомальтузианства. Центральным политич. тезисом «классич.»
М. является
утверждение о «тщет-
ности» усилий по умножению средств существования, поскольку последнее только
увеличит число
потребителей.
В 20 в. ввиду несостоятельности «арифметич. прогрессии» Мальтуса (объём
производимого
продовольствия увеличивался намного быстрее, чем росло население) У. Томпсон
(США), Г. Ражо
(Франция), Э. Ист (США), К. Вит-Кнудсен (Дания) и др., отстаивая «классич.» М.,
пытались
показать, что теория Мальтуса не сводится к «прогрессиям», что гл. в М. —
«природный» характер
демографич. развития.
Представители «классич.» М. 2-й пол. 20 в. У. Фогт (США) в кн. «Люди! Призываю к
спасению»
(«People! Challenge to survival», 1960) и Г. Бутуль (Франция) в кн.
«Перенаселенность» («La sin-
population», 1964) и «Отсроченное детоубийство» («L'infanticide differe», 1970)
единств. возможность
выхода из мирового «кризиса населения» видят в сокращении рождаемости и
выступают против
индустриализации и обществ. преобразования с. х-ва развивающихся стран. Г.
Тейлор (США) при
рассмотрении «естеств.» препятствий к росту народонаселения упор делает уже не
на
«традиционные» средства — войны, голод, эпидемии, а на разрушение окружающей