<< Пред.           стр. 176 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 представление о вездесущности божества; высоко ценил Сократа и Аристотеля, хотя
 отвергал учение
 последнего о вечности материи; развивал идею «самовластия» человека, под к-рым
 понимал
 врождённую свободу выбора между добром и злом. В социальной области М. Г.
 выступал с
 проповедью нестяжательства, ратовал за отмену монастырской собственности.
 Впервые в рус. лит-ре
 он выдвинул идею просвещённого абсолютизма, предлагая двойное ограничение
 централизов.
 власти: внешнее, со стороны советников, и внутреннее, собств. нравств.
 сдержанностью и мило-
 сердием правителя. М. Г. выступил проводником идей итал. Ренессанса, возбудил в
 России интерес к
 самостоят.
 философствованию. Он способствовал общему просвещению, оставил ряд соч. по отд.
 вопросам рус.
 грамматики и в общем но теории грамматики, к-рую считал частью философии,
 заложив основы рус.
 грам-матич. науки. Широко известны были его труды по исправлению переводов
 богослужебных
 книг, соч. словарного и энциклопедич. характера, а также полемич. произв. против
 астрологии и
 суеверий.
 • Соч., ч. 1—3, Каз., 1894—972.
 • И в а н о в А. И., Лит. наследие М. Г., Л., 1969; К л и-б а н о в А. И., К
 изучению биографии и лит. наследия М. Г.,
 «Визант. временник», 1958, т. 14; С и н и ц ы н а Н. В., М. Г. в России, М.,
 1977.
 МАКСИМ ИСПОВЕДНИК (греч. ??????? ??????????, лат. Maximus Confessor) (ок. 580,
 Константинополь, — 13.8.662, Лазика), визант. мыслитель и богослов. В молодости
 гос. деятель, с
 613—14 монах. С 642 выступает как ведущий оппонент монофелитов, к-рым
 покровительствовало
 пр-во; в 645 победил на диспуте с моно-
 фелитами в Карфагене, в 653 арестован, в 662 подвергнут отсечению языка и правой
 руки; умер в
 ссылке. Филос. взгляды М. И. окрашены сильным влиянием Аристотеля, неоплатонизма
 и особенно
 Псевдо-Дионисия Ареопагита, в распространении соч. к-рого М. И. сыграл решающую
 роль. В
 центре филос.-теологич. концепции М. И. — проблема человека. История мира
 делится М. И. на
 период подготовки вочеловечения бога, истекший с рождением Христа, и период
 подготовки
 обожествления человека. Если человек преодолеет обусловленное грехопадением
 самоотчуждение,
 рас-колотость на мужское и женское, духовное и животное, космос будет спасён и
 творение
 воссоединится с творцом. Осн. события жизни Христа суть поэтому одновременно
 символы космич.
 процессов. Этика М. И. основана на своеобразном учении о претворении энергии
 злых эмоций в
 благие и содержит тонкие психологич. наблюдения. Идеи М. И. оказали сильное
 влияние на Иоанна
 Скота Эриугену, а также средневековую мистику.
 • Migne, PG, t. 90—91.
 • ЕпифановичС. Л., Преподобный М. И. и визант. богословие, К., 1915; его же,
 Материалы к изучению жизни и
 творений преподобного М. И., К., 1917; В а l t h a s а г H. U. т.. Kosmische
 Liturgie. Das Weltbild Maximus' des Bekenners,
 Einsiedeln, 196l2; fhunberg L., Microcosm and mediator. The theological
 anthropology of Maximus the Confessor., Cph., 1965.
 МАКСИМОВ Александр Александрович [4 (16).8.1891, с. Нижнеувельский, ныне
 Троицкий р-н
 Челябинской обл., — 28.6.1976, Москва], сов. философ, чл.-корр. АН СССР (1943).
 Чл. КПСС с 1918.
 Окончил физико-математич. ф-т Казанского ун-та (1916). С 1922 вёл
 преподавательскую работу по
 философии. С 1929 проф. Ин-та красной профессуры, МГУ и Комакадемии; в 1944—49 —
 филос. ф-
 та МГУ. Работал гл. обр. над проблемами истории науки и филос. проблемами
 естествознания.
 • Ленин и естествознание, М., 1933; Про нiмецьку натурфi-лософiю, К., 1936;
 Дiалектичний матерiaлiзм i
 природознавст-но, К., 1941; Введение в совр. учение о материи и движении, М.,
 1941; Очерки по истории борьбы за
 материализм в рус. естествознании, М., 1947.
 МАК-ТАГГАРТ (McTaggart) Джон Эллис (3.9.1866, Лондон, — 18.1.1925, там же),
 англ. философ-
 идеалист. Представитель т. н. радикального персонализма, в духе к-рого М.-Т.
 интерпретировал
 гегелевскую философию, сочетая её с учением Лейбница о монадах. Абс. идея, по
 М.-Т., — не
 субстанция-субъект, как считал Гегель, а «духовное сообщество» личностей;
 сверхиндивидуального
 сознания не существует, но индивидуальное сознание субстанционально, несотворимо
 и
 неразрушимо. Отсюда вывод М.-Т. о «бессмертии души» (независимо от того,
 признаётся ли
 существование бога). М.-Т. пытался обосновать нек-рые догмы религии, утверждая,
 что истинная
 философия должна быть мистической.
 • Studies in Hegelian cosmology, Camb., 19182; Studies in Hegelian dialectic,
 Camb., 19222; The nature of existence, v. 1—2,
 Camb., 1968.
 • К и с с е л ь ?. ?., Д. М.-Т. и его концепция диалектики, «Вестник ЛГУ. Серия
 экономики, философии и права», 1963,
 в. l, № 5; В г о a d С h. D., Examination of McTaggart's philosophy, v. 1—2,
 Camb., 1933—38; AiraksinenT., The on-tological
 criteria of reality. A study of Bradley and McTaggart, Turku, 1975.
 МАЛАЯ ГРУППА, см. в ст. Социальная группа.
 МАЛИНОВСКИЙ (Malinowski) Бронислав Каспер (7.4.1884, Краков, — 16.5.1942, Нью-
 Хейвен, шт.
 Коннектикут, США), англ. этнограф и социолог, один из основателей функциональной
 школы в
 этнографии. По происхождению поляк. На основе большого фак-тич. материала,
 собранного в
 1914—18 в ходе полевых этнографич. исследований на Новой Гвинее и в Меланезии,
 сформулировал
 осн. положения функционализма. Как метод исследования общества и культуры
 функционализм, по
 М., характеризуется стремлением описать различные формы культурной жизни в их
 целост-
 МАЛИНОВСКИЙ 335
 ности и взаимосвязи между отд. элементами изучаемых культур, оставляя в стороне
 происхождение
 и динамику культуры в целом. Культура в теории М. предстаёт как сложная органич.
 совокупность
 взаимосвязанных институтов, к-рые служат для удовлетворения как первичных
 (физиологич. и
 психич.), так и вторичных (порождённых самой культурой) потребностей людей.
 Приобретение,
 закрепление и передача вторичных потребностей, в совокупности составляющих
 социальный опыт,
 является другим назначением культуры. Вещественный и духовный аппарат культуры
 состоит из
 институтов, каждый из к-рых будучи фиксированной частью социальной организации
 этнич. группы,
 является носителем определ. функции. Различия между культурами выводятся из
 различий в
 способах удовлетворения потребностей, сами же осн. потребности людей, по М.,
 постоянны и
 независимы от культуры. Осн. условием существования культуры М. считал
 равновесие между
 составляющими её институтами. Каждое общество, по М., является самодовлеющим и
 обладает
 собственным «культурным императивом». Изменения и заимствования в культурах
 происходят на
 уровне институтов и затрагивают лишь последние. М. одним из первых разрабатывал
 понятие
 института не только в социальной антропологии, но и в социологии, стремился
 выявить реальную,
 жизненную функцию социальных явлений. В то же время описательный характер его
 функциональной теории, отказ от историч. рассмотрения культур, отрицание
 социального прогресса,
 исключение примитивных культур из всемирно-историч. процесса обусловили
 антиисторизм и
 культурный релятивизм концепции М.
 • Myth in primitive psychology, L., 1926; The dynamics of culture change, New
 Haven — L., [1946]; A scientific theory of cul-
 ture and other essays, N. Y., I9602; Argonauts of the western Pacific, N. Y.,
 19613.
 • Веселкин ?. ?., Кризис брит. социальной антропологии, M., 1977; Токареве. ?.,
 История зарубежной этнографии, М.,
 1978, гл. 9.
 МАЛИНОВСКИЙ Василий Фёдорович [1765, Москва, — 23.3 (4.4).1814, Петербург], рус.
 дипломат
 и обществ. деятель, просветитель-демократ, предшественник уто-пич. социализма в
 России. Сын
 малороссийского священника. После окончания Моск. ун-та (1781) служил в Коллегии
 иностр. дел,
 выполнял ряд дипломатич. поручений. С 1811 первый директор Царскосельского
 лицея. Активно
 участвовал в просветительской деятельности, начало к-рой положил Н. И. Новиков,
 в различных
 тайных (масонских) об-вах. В соч. и в издаваемом им журн. «Осенние вечера»
 (1803) М. выступил с
 программой антифеод. реформ, был автором одного из первых проектов ликвидации
 крепостного
 права («Записка об освобождении рабов», 1802, опубл. 1958), поборником введения
 конституц.
 «респ.» правления в России. В трактате «Рассуждение о войне и мире» (написан. ч.
 1—2, 1790—98,
 опубл. 1803) выступил в поддержку освободит, борьбы народов и их права на
 самоопределение. М.
 изложил проект установления «вечного мира» в Европе путём создания общеевроп.
 союза
 федеративных гос-в, образованных по нац. признаку и управляемых на основе
 демократич. воле-
 изъявления народов. В неопубл. 3-й части трактата демократич. и респ. принципы
 гос. устройства
 сочетались с утопич. эгалитаристскими идеями отмены частной собственности на
 землю, наделения
 ею всех нуждающихся, устранения имуще ств. контрастов между бедными и богатыми и
 введения
 всеобщего образования. Являясь убеждённым сторонником равноправия всех народов,
 М. положил
 начало демократич. и освободит. течению в панславистском движении 19 в., а также
 оказал влияние
 на обществ. мысль России 1-й пол. 19 в. Деятельность М. была важным связующим
 звеном между
 рус. просвещением 18 в. и декабристами.
 336 МАЛИНОВСКИЙ
 • Избр. обществ.-политич. соч., М., 1958; Рассуждение о мире и войне, ч. 3
 (рукопись), ЦГАДА, ф. 1261, д. 2825 и АВПР,
 ф. Канцелярия, д. 7869.
 • СемевскийВ. И., Размышления В. Ф. М. о преобразовании гос. устройства России,
 «Голос минувшего», 1915, кн. 10;
 Араб-Оглы Э. А., Выдающийся рус. просветитель-демократ, «ВФ», 1954, .№ 2; Д о с
 т я н И. С., «Европ. утопия» В. Ф.
 М., «ВИ», 1979, № 6 (библ.); М е й л а х Б. С., Пушкин и его эпоха, М., 1958.
 МАЛЬБРАНШ (Malebranche) Никола (6.8.1638, Париж, — 13.10.1715, там же), франц.
 философ-
 идеалист, гл. представитель окказионализма (наряду с А. Гейлинк-сом). В 1664
 принял сан
 священника. М. стремился сочетать картезианство с августиновской традицией
 христ. философии.
 Осн. соч. — «Разыскания истины» (1674—75, рус. пер., т. 1—2, 1903—06).
 Исходя из абс. разграничения протяжённой материи и мыслящего духа, М. считал,
 что эти две
 субстанции не могут сами по себе воздействовать друг на друга в силу различия их
 природы. Такое
 воздействие осуществляется лишь при участии божеств. воли. М. различал четыре
 пути познания
 соответственно его объектам: через посредство самих вещей (познание бытия бога);
 через идеи
 вещей (познание материальных тел); через внутр. чувство (познание собств. души);
 по аналогии
 (познание душ др. людей и чистых духов). Ясное и отчётливое знание человек может
 иметь только о
 материальных телах. Знания человека о своей душе, душах других людей и о боге
 смутны и
 неопределённы — это область веры, а не разума. В понимании природы идей М.
 близок к
 платонизму. Созерцая идеи, человек видит их в боге. В противоположность Спинозе,
 для М. не бог
 существует в мире, а мир в боге.
 Идеализм М. был подвергнут критике с позиций сенсуализма и материализма Локком и
 франц.
 просветителями 18 в.
 • Oeuvres completes, v. 1—20, P., 1958—68; в рус. пер.— Беседа христ. философа с
 философом китайским..., в сб.: Право-
 славный собеседник, Каз., 1914.
 • Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 2, ч. 1, с. 141; ? ?? о в М. Н., Проблема
 богопознанин в философии М., Каз., 1914; О 1 1
 ё - L a p г u n e L., La philosophic de Malebranche, t. 1—2, P., 1870; Gueroult
 M., Malebranche, t. 1—3, P., 1055—59; R o d i s
 - L e w i s G., N. Malebranche, P., 1963.
 МАЛЬТУЗИАНСТВО, социологич. доктрина, основанная на антинауч. системе взглядов
 на
 закономерности воспроиз-ва народонаселения; названа по имени англ. экономиста и
 священника Т.
 Р. Мальтуса (Т. R. Mal-thus, 1766—1834; осн. работа — «Опыт о законе
 народонаселения...», 1798,
 рус. пер., т. 1—2, 1868), считающегося её родоначальником, одно из гл.
 направлений в бурж.
 демографии. Мальтус пытался объяснить противоречия обществ. развития не
 социальными
 условиями капиталистич. строя, а «вечными» законами природы. Приписывая
 биологич. факторам
 решающую роль в воспроиз-ве населения, Мальтус сформулировал некий «естеств.
 закон», согласно
 к-рому население имеет тенденцию расти в геометрнч. прогрессии, а средства
 существования могут
 увеличиваться лишь в арифме-тич. прогрессии. Последнее он обосновал т. н.
 законом убывающей
 производительности последоват. затрат, а для земледелия — «законом убывающего
 плодородия
 почвы». В силу этого, несмотря на «естеств.» регулирование численности населения
 посредством
 голода, эпидемий, войн и т. п., по Мальтусу, наступает «абс. перенаселение», с
 к-рым необходимо
 бороться путём регламентации браков и регулирования рождаемости. При этом М.
 игнорирует
 потребность в детях и призывает к ограничению рождаемости независимо от
 объективных
 обстоятельств, к-рыми определяется интенсивность данного процесса.
 Концепция М. со временем претерпела онредел. эволюцию. Поэтому можно говорить о
 «классич.»
 М. и его позднейших модификациях, к-рые в свою очередь существуют в виде М.,
 продолжающего
 «классич.» линию, и неомальтузианства. Центральным политич. тезисом «классич.»
 М. является
 утверждение о «тщет-
 ности» усилий по умножению средств существования, поскольку последнее только
 увеличит число
 потребителей.
 В 20 в. ввиду несостоятельности «арифметич. прогрессии» Мальтуса (объём
 производимого
 продовольствия увеличивался намного быстрее, чем росло население) У. Томпсон
 (США), Г. Ражо
 (Франция), Э. Ист (США), К. Вит-Кнудсен (Дания) и др., отстаивая «классич.» М.,
 пытались
 показать, что теория Мальтуса не сводится к «прогрессиям», что гл. в М. —
 «природный» характер
 демографич. развития.
 Представители «классич.» М. 2-й пол. 20 в. У. Фогт (США) в кн. «Люди! Призываю к
 спасению»
 («People! Challenge to survival», 1960) и Г. Бутуль (Франция) в кн.
 «Перенаселенность» («La sin-
 population», 1964) и «Отсроченное детоубийство» («L'infanticide differe», 1970)
 единств. возможность
 выхода из мирового «кризиса населения» видят в сокращении рождаемости и
 выступают против
 индустриализации и обществ. преобразования с. х-ва развивающихся стран. Г.
 Тейлор (США) при
 рассмотрении «естеств.» препятствий к росту народонаселения упор делает уже не
 на
 «традиционные» средства — войны, голод, эпидемии, а на разрушение окружающей

<< Пред.           стр. 176 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу