<< Пред.           стр. 185 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 осн. приёмов борьбы буржуазии против рабочего движения. Соответственно в «М. и
 э.» вскрыт
 реакц. характер идеалистич. философии эпохи империализма. При этом ленинская
 критика
 идеалистич. филос. школ [эмпириокритицизма (махизма), эмпириомонизма,
 прагматизма,
 имманентов и др.] содержит разработку общих принципов научно-критич. анализа
 бурж. философии.
 Книга состоит из раздела «Вместо введения», шести глав, заключения и «Добавления
 к § 1-му главы
 IV», а также — из предисловий к 1-му и 2-му изданиям. В разделе «Вместо
 введения» Ленин в
 результате сопоставления взглядов Беркли и концепций махистов подчеркнул, что
 все доводы
 махистов против материалистов совпадают с доводами Беркли (см. ПСС, т. 18, с.
 31). Гл. I, II и III
 посвящены критич. анализу теории познания эмпириокритицизма и параллельной
 разработке
 гносеологич. проблем диалектич. материализма; гл. IV — рассмотрению связи
 эмпириокритицизма с
 иными школами филос. идеализма; гл. V — анализу причин возникновения, сущности и
 значения
 «физич.» идеализма; гл. VI — критике эмпириокритицизма в области обществ. наук и
 развитию
 проблем историч. материализма.
 352 МАТЕРИАЛИЗМ
 Отмечая существ. изменения обстановки филос. борьбы, происшедшие со времени
 деятельности К.
 Маркса и Ф. Энгельса, Ленин писал: «Маркс и Энгельс, вырастая из Фейербаха и
 мужая в борьбе с
 кропателями, естественно обращали наибольшее внимание на достраивание философии
 материализма доверху, т. е. не на материалистическую гносеологию, а на
 материалистическое
 понимание истории ... Наши махисты, желающие быть марксистами, подошли к
 марксизму в
 совершенно отличный от этого исторический период, подошли в такое время, когда
 буржуазная
 философия особенно специализировалась на гносеологии...» (там же, с. 350).
 Всесторонне развивая
 марксистскую теорию познания, обосновывая теорию отражения, Ленин раскрыл
 субъективно-
 идеалистич. сущность осн. посылок гносеологии Э. Маха и Р. Авенариуса. Софизм
 идеалистич.
 философии, как показал Ленин, состоял в том, что ощущение превращалось в некую
 перегородку,
 стену, отделяющую сознание от внеш. мира. «Ощущение, — писал Ленин, — есть
 действительно
 непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии
 внешнего
 раздражения в факт сознания» (там же, с. 39). Эти факты сознания не есть лишь
 нек-рые условные
 знаки, символы, иероглифы, но представляют собой копии, изображения действит.
 вещей и процес-
 сов, происходящих в природе, а само познание есть диалектич. процесс отражения
 сознанием
 объективного мира.
 В книге всесторонне рассмотрены такие важные вопросы теории отражения, как
 проблемы истины,
 её объективности и конкретности, диалектики абс. и относит.
 истины. Ленин обогатил марксистское учение о практике, подчеркнув, что «точка
 зрения жизни,
 практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания» (там же,
 с. 145), что
 критерий практики должен быть включён в основу теории познания.
 Отстаивая и развивая марксистскую теорию познания, Ленин показал также
 неразрывное внутр.
 единство диалектич. и историч. материализма, единство материалистич. объяснения
 и природы, и
 общества, и че-ловеч. мышления, составляющее характерную черту философии
 марксизма.
 Попытка рус. и зарубежных ревизионистов «совместить» историч. материализм с
 махизмом означала
 не только отрицание филос. основ экономич., историч, теории Маркса, но и
 непонимание действит.
 роли и значения историч. материализма в системе философии марксизма. Ленин
 показал, что
 философия марксизма — это цельная филос. система, последовательно и
 бескомпромиссно
 противостоящая реакц. идеалистич. мировоззрению. В «М. и э.» получили дальнейшую
 разработку
 мн. коренные вопросы историч. материализма: о соотношении обществ. сознания и
 обществ. бытия,
 об объективном характере законов обществ. развития и познаваемости этих законов,
 о снецифич.
 особенностях обществ. закономерностей и отличии их от законов природы, о
 соотношении
 объективной необходимости и свободы человека, о роли личности и идей в обществ.
 прогрессе.
 Большое идеологич. и методологич. значение имела дальнейшая разработка Лениным
 осн. вопроса
 философии и проблем понимания филос. категории «материя». Ленин ещё раз
 подчеркнул: «Взять ли
 за первичное природу, материю, физическое, внешний мир — и считать вторичным
 сознание, дух,
 ощущение (— опыт, по распространенной в наше время терминологии), психическое и
 т. п., вот тот
 коренной вопрос, который на деле продолжает разделять философов на два большие
 лагеря» (там же,
 с. 356). В то же время, вскрывая диалектику абсолютного и относительного при
 противопоставлении
 материи и сознания, Ленин указал, что «... противоположность материи и сознания
 имеет абсолютное
 значение только в пределах очень ограниченной области: в данном случае
 исключительно в пределах
 основного гносеоло-
 гического вопроса о том, что признать первичным и что вторичным. За этими
 пределами
 относительность дан-Чого-противоположения несомненна» (там же, с. 151).
 Бурное развитие естествознания в кон. 19 — нач. 20 вв., крупные открытия,
 сделанные в физике, выя-
 вили относительность конкретных физич. знаний, потребовали коренной ломки
 существовавших
 представлений о структуре материи, о взаимосвязи различных её форм. На этой
 почве возник т. н.
 физич. идеализм с его тезисом «материя исчезла». Ленин показал несостоятельность
 отождествления
 конкретных физич. представлений о структуре материи с филос. категорией материи
 (см. там же, с.
 131). Ленин выделил два источника возникшего в естествознании кризиса: революц.
 развитие науки
 и реакц. поползновения идеалистич. философии. Подвергнув резкой критике
 последние, Ленин дал
 диалектико-материалистич. истолкование процессов развития естествознания,
 выдвинул ряд
 фундаментальных филос. положений, блестяще подтверждённых в ходе развития
 научно-технич.
 революции.
 В «М. и э.» показана противоположность Марксистского и религ. мировоззрений,
 вскрыта теоретич.
 несостоятельность и реакционность т. н. богостроительства, пытавшегося
 «примирить» науч.
 социализм: и религию, разработаны осн. методологич. принципы критики фидеизма,
 к-рый «... вовсе
 не отвергает науки; он отвергает только "чрезмерные претензии" науки, именно,
 претензии на
 объективную истину» (там же, с. 127). Ленин убедительно показал, что объективная
 реакц. роль
 идеалистич. школ наиболее ярко выражается в служении фидеизму.
 В «М. и э.» всестороннее обоснование получил марксистский принцип партийности
 философии,
 было выявлено принципиальное значение ясного и чёткого различения исходных
 принципов
 определ. филос. школы для выявления её связи с осн. филос. направлениями и, в
 конечном счёте, с
 интересами тех или иных социальных групп и классов, её отношения к обществ.
 прогрессу. «... За
 гносеологической схоластикой эмпириокритицизма, — писал Ленин, — нельзя не
 видеть борьбы
 партий в философии, борьбы, которая в последнем счете выражает тенденции и
 идеологию враждеб-
 ных классов современного общества. Новейшая философия так же партийна, как и две
 тысячи лет
 тому назад» (там же, с. 380).
 Весь опыт развития филос. мысли после выхода «М. и э.» подтвердил верность
 ленинских выводов,
 правоту науч. диалектико-материалистич. принципов. Книга Ленина составила целую
 эпоху в
 развитии марксистской философии и продолжает служить примером творч. освоения
 проблем
 социального развития, достижений науки, является образцом разоблачения реакц.
 сущности бурж.
 идеологии и ревизионизма.
 * Великое произведение воинствующего материализма, М., 1859; Окупов А. Ф.,
 Мшвениерадзе В. В., Великое филос.
 произведение творч. марксизма, М., 1959; Кедр о в Б. М., Ленин и революция в
 естествознании 20 в., М., 1969; е г о ж е,
 Как изучать книгу В. И. Ленина «М. и э.», М., 1972; И л ь-е н к о в Э. В.,
 Ленинская диалектика и метафизика позитивиз-
 ма. Размышления над книгой В. И. Ленина «М. и э.», М., 1980; Работа В. И. Ленина
 «М. и о.» и современность, М.,
 1981); Г а-почка М. П., Материализм против фидеизма. Ленинские принципы критики
 фидеизма и современность, М.,
 1980; Работа В. И. Ленина «М. и а.» и современность, М., 1980; В о л оДИн А. И.,
 «Бой абсолютно неизбежен».
 Историко-филос. очерки о кн. В. И. Ленина «М. и э.», М., 1982.
  М. П.
 Гапочка.
 МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ,
 см. Исторический материализм.
 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ОБЩЕСТВА, исторически определ. совокупность
 средств труда, технологии произ-ва и его технич. организации, служащих в каждом
 конкретном
 обществе средством произ-ва жизненных благ. Определяющим элементом М.-т. б. о.
 являются
 средства труда — «костная и мускульная система производства», усиливающая
 естеств. ор-
 ганы человека и служащая проводником его, воздей-. ствия на предмет труда (см.
 К. Маркс, в
 кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. , 191).
 Материально-технич. база
 коммунизма, ставящая между человеком и предметом труда автоматизиров.
 комплексно-
 механизиров. произ-во, выступает уже не только «продолжением руки»,
 но и «продолжений ,
 ем мозга» человека, что качественно преобразует ма-териально-технич, базу
 предшествующих
 формаций. Подлинно науч. разработка философско-социолгич. содержания
 понятия «М.-т. б. о.»
 принадлежит К. Марк-су. Он подчёркивал, что технология вскрывает актив-ное
 отношение человека
 к дрироде, непосредств. про-цесс произ-ва его обществ. условий жизнии происте-
 кающих из них
 духовных представлений. Экономич. эпохи различаются не тем, что производится,
 а: тем как
 производится, какими средствами труда, (см.. там же). М.-т. б. о. занимает
 особое место в системе
 произ-водит. сил исторически определ. общества. М.-т. б. о. является понятием
 более узким, чем
 производят. силы, поскольку не включает в себя рабочую силу, но выступает их
 определяющим
 элементом. Она оказывается конечной детерминантой и тех производств. отноше-
 ний, к-рые
 устанавливаются в результате действия закона соответствия производств.
 отношений характе-ру
 и уровню развития производит. сил. М.-т. о. не только определяет в конечном
 счёте существование
 или необходимость смены данных производств. от-ношений, но и сама
 функционирует и
 развивается под их воздействием. Производств. отношения выступают формой
 развития М.-т. б. о.,
 если они соответствуют производит. силам, и оковами для её развития, если они
 противоречат
 последним. Социалистич. произ-водств. отношения, подчиняя развитие произ-ва
 инте-
 ресам самих трудящихся, создают качественно иные материальные и духовные
 стимулы для
 развития и наиболее производит. использования М.-т. б. о. Как материализация
 опыта, навыков и
 знаний людей М.т. б. о. выступает предметным воплощением xapaктера и уровня
 производит. cил, их
 количеств. и качеств. из-менений, служит показателем степени познания и гос-
 подства над природой,
 достигнутых обществом в каж-дую эпоху. Каждое новое поколение людей использует
 наличную М.-
 т. б. о. как основу существования и разви-тия способа произ-ва, поэтому она
 выступает основой связи
 и преемственности в истории.
 Во всех докапиталистич. формациях М. т. б. о. функ-ционировала и развивалась на
 основе эмпирич.
 зна-ний, повседневного опыта и традиц. приёмов. С воз-никновением машинного
 произ-ва,
 выступающего, по выражению Маркса, «овеществленной силой знания», наука начинает
 все шире
 использоваться в техноло-гич. процессах и организаций труда. По мере того как
 произ-во становится
 технологич. продолжение науки, последняя всё в большей степени превращается в
 не- " посредств.
 производит. силу. Соединение достижении совр. научно-технич. революции с
 преимуществами
 социалистич. способа произ-ва — осн. линия разви-тия материально-технич. базы
 развитого
 социализма.
 Рассмотренная с т. зр. её социально-экономич. а не технич. функций, М.-т. б. о.
 определяет в
 конечном счёте производительность обществ. труда, что является осн. условием
 экономич. победы
 одного обществ. строя над другим. Марксизм-ленинизм вместе с тем подчер-кивает,
 что воздействие
 М.т. б. о. на социальную, по-литич. и духовную жизнь общества осуществляется не
 прямо, а
 опосредованно, через производств. отношения. Марксизму-ленинизму чужд как отрыв
 M.- т. б. о. от
 социальной формы её функционирования и раз-вития, так и абсолютизация её роли в
 социалъно-ис-
 торич. развитии.
 МАТЕРИАЛЬНО 353
 Под влиянием работ бурж. учёных (Л. Нуаре, Э. Каппа) Бернштейн, а затем и
 Каутский извращали
 марксистское учение о М.-т. б. о. в духе вульгарного социологизма,
 фетишизировали технич.
 прогресс, утверждая, что он автоматически приведёт к «краху капитализма».
 Многочисл. филос. и
 социально-экономич. бурж. и ревизионистские теории опираются на «тех-нологич.
 детерминизм»,
 абсолютизирующий роль техники, М.-т. б. о. в обществ. развитии. Из него исходят
 как
 апологетические по отношению к капитализму теории, пытающиеся обосновать
 возможность его
 бескризисного развития и мирной трансформации в «новое общество» (различные
 технократич.
 концепции, теории «индустриального» и «постиндустриального» общества), так и
 пессимистич.
 «критич.» теории, рассматривающие науку и технику в качестве гл. причины
 противоречий и
 бедствий совр. общества.
 • M a p к с К., Нищета философии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4; е г о ж е,
 Капитал, там же, т. 23; его же, Письмо П.
 В. Анненкову от 28 дек. 1846 г., там же, т. 27; его же, Экономия, рукописи 1857—
 1859 годов, ч. 1—2, там же, т. 46, ч.
 1—2; Л е н и н В. И., Очередные задачи Сов. власти, ПСС, т. 36; его же, VIII
 Всеросс. съезд Советов 22—29 дек. 1920 г.,
 там же, т. 42; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Материалы
 XXV съезда КПСС, М., 1976;
 Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Марксизм-ленинизм о матерналь-но-технич.
 базе коммунизма, М., 1963.
 М. Я. Ковальзон.
 МАТЕРИЯ (от лат. materia — вещество), «... философская категория для обозначения
 объективной
 реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется,
 фотографируется,

<< Пред.           стр. 185 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу