<< Пред.           стр. 19 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 возрастной: в молодости
 граждане идеального полиса выполняют военную функцию, в старости — собственно
 политич.
 («совещательную»), физич. труд (земледелие, ремесло) и торговля — удел рабов,
 отличит, признак
 свободного гражданина — «схо-ле», досуг, необходимый для реализации эвдемонии в
 эстетич. или
 умозрит. деятельности. Рабство, по А., существует «от природы», отношение «раб —
 господин» —
 такой же необходимый элемент структуры полиса, как «жена — муж» в семье; рабами
 должны быть
 не-греки, «варвары». Исходя из учения о «середине» (???????), А. выдвигает в
 качестве условно-
 образцового гос. устройства, легче всего реализуемого для большинства полисов в
 реальных
 условиях, «политию» (смешение олигархии и демократии), в к-рой поляризация
 бедных и богатых
 снимается преобладанием зажиточных средних слоев.
 АРИСТОТЕЛЬ 37
 В целом свойственный А. систематизм и энциклопе-дич. охват действительности
 сочетаются в то же
 время с противоречивой неясностью в решении ряда кардинальных проблем его
 философии. Сюда
 относятся: ожесточённая полемика против реальности платоновских эйдосов — и
 признание
 нематериальных, вечных эйдо-сов (видов) природных существ; соотношение между
 вне-космич.
 перводвигателем и «естественными» движениями элементов и др. Созданный А.
 понятийный аппарат
 до сих пор пронизывает филос. лексикон, равно как самый стиль науч. мышления
 (история вопроса,
 «постановка проблемы», «аргументы за и против», «решение» и т. д.) несёт на себе
 печать А. См.
 Аристотелизм.
 * Т о к с т ы: лучшие изд. греч. текста отд. трактатов в сериях: Oxford
 Classical Texts и Collection G. Bude (Р.); рус. пер.—
 Соч. в 4 тт., т. 1—3, М., 1975—81; Этика, пер. Э. Л. Радлова, СПБ, 1908;
 Политика, пер. С. А. Жебелева, СПБ, 1911;
 Метафизика, пер. А. В. Кубицкого, М.— Л., 1934; Афин. полития, пер. С. И.
 Радцига, М.—Л., 1936; О частях животных,
 пер. В. П. Карпова, [М.], 1937; О возникновении животных, пер. В. П. Карпова,
 М.— Л., 1940; Риторика, кн. 1—3, пер.
 Н. Пла-тоновой, в кн.: Антич. риторики, М., 1978; Риторика, кн. 3, пер. С. С.
 Аверинцева, p кн.: Аристотель и антич. лит-
 pa, М., 1978; Поэтика, пер. М. Л. Гаспарова, там же.
 • Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., т. 1, 3, 13, 20, 23, 42 (см. именной указатель);
 Ленин В. И., ПСС, т. 29; Лукасевич Я.,
 Аристотелевская силлогистика с т. зр. совр. формальной логики, пер. с англ., М.,
 1959; АхмановА. С., Логич. учение ?.,
 ІМ., I960]; Зубов В. П., Аристотель, М., 1963 (библ.); Доватур А. И., Политика и
 политии А., М.— Л., 1965; Лосев А. Ф.,
 История антич. эстетики, {т. 4] — А. и поздняя классика, М., 1975; А с м у с В.
 Ф., Антич. философия, М., 19762, с.
 259—400; Рожанский И. Д., Развитие естествознания в эпоху античности, М., 1979,
 ч. 4; В и з г и н В. П., Генезис и
 структура квалитативизма А., М., 1982; Nuyens F., L'evolution de la psychologic
 d'Aristote, Louvain, 1948; Jaeger W.,
 Aristoteles. Grundlegung einer Geschichte seiner Entwicklung, B., 1955!;
 Symposium Aristotelicum, 1—7—, 1960— 1975 — ;
 Berti E., La filosofia del primo Aristotele, Padova, 1962; С h e r n i s s H.
 F., Aristotle's criticism of Plato and the Academy, ?.
 ?., 19642; Brocker W., Aristoteles, Fr./M., 19643; ROSS W. D., Aristotle, L.,
 1964; D u r i n g L, Aristoteles. Darstellung und
 Interpretation seines Denkens, Hdlb., 1966; его же, Aristoteles, в кн.: RE,
 Suppl. XI, 1968, col. 159—62 (лит.); Aristoteles in
 der neueren Forschung, hrsg. v. P. Moraux, Darmstadt, 1968; Naturphilosophie bei
 Aristoteles und Theophrast, hrsg. v. I.
 During, Hdlb., 1969; L e B l o n d J. M., Logique et mfthode chez Aristote, P.,
 19702; Ethik und Politik des Aristoteles, hrsg. v.
 F.-P. Hager, Darmstadt, 1972; Chroust A. H., Aristotle. Now light on his life
 and on some of his lost works, v. 1 — 2, L., 1973;
 Bien G., Die Grundlegung der politischen Philosophie bei Aristoteles, Freiburg —
 Munch., 1973; Fruhschritteu des Aristoteles,
 hrsg. v. P. Moraux, Darmstadt, 1975; L e s z l W., Aristotle's conception of
 ontology, Padova, 1975; Die Naturphilosophie des
 Aristoteles, hrsg. v. G. A. Seeck, Darmstadt, 1975; Preu s A., Science and
 philosophy in Aristotle's biological works, Hildesheim
 — N. ?., 1975; Granger G. G., La theогіе aristotelicienne de la science, P.,
 1976; Fiedler W., Analogiemodelle bei Aristoteles,
 Amst., 1978; Brinkmann Kl., Aristoteles' allgemeine und spezielle Metaphysik,
 B.— N. ?., 1979; Metaphysik und Theologie des
 Aristoteles, hrsg. v. F.-P. Hager, Dannstadt, 19792.
 Kappes M., Aristoteles-Lexikon, Paderborn, 1894; B o-nitz H.,
 Index Aristotelicus, B., 1955. А. В. Лебедев.
 АРКЕСИЛАЙ (??????????) (ок. 315 до н.э., Питана в Этолии,— ок. 240, Афины), др.-
 греч. философ.
 Глава платоновской Академии после Кратета (ум. 265), основатель т. н. Средней
 академии. Подобно
 Сократу, ничего не писал. Открыл период т. н. академич. скепсиса (от ???????? —
 «это ещё нужно
 исследовать!»), противопоставившего себя догматизму (от ????? — «принятое в
 качестве данного»).
 Цель философии — не обладание истиной, а отсутствие заблуждений, что приводит А.
 к принципу
 «воздержания от суждений» (эпохе). Осн. предмет полемич. нападок А.— теория
 познания
 стоицизма, в частности учение о возможности постичь предмет на основе чувств.
 восприятия.
 Признавая в теории невозможность доказать истинность того или иного суждения, А.
 на практике
 предлагал руководствоваться тем, что представляется наиболее убедительным
 (???????) — тезис,
 впоследствии развитый Карнеадом. Гносеологич. заострённость скептицизма А.
 принципиально
 отличает его от скептицизма Пиррона с его этич. направленностью.
 38 АРКЕСИЛАЙ
 • G 1 в o n O., Zur Geschichte der sogenannten Neuen Akademie «Museum
 Helveticum», 1944, Bd l, S. 47—64; Weische A. Cicero und
 die Neue Akademie, Munster, 1961; Kramer H. J., Platonismus und Hellenistische
 Philosophie, B,—N. Y. 1971, р. 5 —107.
 Ю. А. Шичалин.
 ???? (Aron) Раймон (р. 14.3.1905, Париж), франц. социолог и публицист, идеолог
 правого крыла
 либеральной буржуазии. В ранних работах по философии истории и социологии
 проповедовал
 крайний историч. релятивизм и презентизм, сочетавшийся позднее, в неск.
 смягчённом виде, со
 сравнительно-историч. анализом и технологич. детерминизмом. В работах по истории
 социологии и
 обществ. мысли старался обелить консервативные традиции бурж. обществоведения.
 Один из основателей концепций деидеологизации и т. н. «индустриального
 общества», А. считает,
 что единая технико-экономич. основа не исключает серьёзных различий в социальном
 и политич.
 строе между странами. В ряде работ стремился дать теоретич. оправдание
 антикоммунизма; пытается
 доказать, что в совр. условиях марксизм якобы устарел, приобрёл характер
 «светской религии» и
 распался на отд. течения. А. отрицает освободит. роль рабочего класса, сторонник
 политич.
 интеграции Зап. Европы и укрепления её союза с США.
 • Dimensions de la conscience histqrique, P., [1961]; Paix et guerre entre les
 nations, P., 1962; Dix-huit lecons sur la soclete
 industrielle, P., 1962; La lutte des classes, P., 1964; Trois essais sur 1'age
 industriel, P., 1966; Les etapes de la pensee
 sociologique, P., 1967; Introduction a la Philosophie de l'histoire, nouv. ed.,
 [P., 1967]; L'opium des intellectuels, [P.], 1968; Les
 desillusions du progres, P., 1969; R6publique imperiale, P., 1973; Penser la
 guerre, Clausewitz, v. 1—2, P., 1976; Plaidoyer pour
 l'Europe decadente, P., 1977; Le epectateur engage, P., 1981.
 ???? (????), начало, принцип (лат. princi-pium), термин др.-греч. философии. В
 дофилос. слово-
 употреблении (начиная с Гомера): 1) отправная точка, начало чего-либо в
 пространств. или
 временном смысле; 2) начало как зачин, причина чего-либо; 3) начало как
 начальство, власть,
 главенство. Процесс термино-логизации (А. как «первоначало, принцип», не
 initium, но principium)
 произошёл в 4 в. до н. э. в Академии, вероятно, под влиянием языка математиков,
 где А. во
 множественном числе — исходные пункты доказательства, аксиомы. Уже у Платона А.
 употребляется в значении 1) онтологич. принципа (ср. схоластич. principium
 reale) и 2) начала
 познания, гносеологич. принципа (ср. principium cognoscendi). Для 1-го особенно
 важен «Федр» (245
 b 10 слл., d1 слл.: «начало есть нечто невозникшее; в самом деле, все
 возникающее по необходимости
 должно возникать из некоего начала...»), для 2-го — 6-я кн. «Государства·» [510
 b 5 слл.— о «бес-
 предпосылочном начале», где, однако, А. имеет также онтологич. смысл (идеи
 Платона суть
 одновременно принципы бытия и познания)].
 Аристотель впервые даёт семантич. описание А. (Метафизика ? 1. 1012 b 34 слл.) и
 различает: 1)
 эписте-мологич. начала («начала, исходя из которых доказывают», «силлогистич.»,
 «аподиктич.»,
 «науч.» начала) и 2) онтологич. начала («начала сущности» — там же, В 1.995 b
 7), причём «начала
 познания» часто выступают как синонимы «исходных посылок», «постулатов»,
 «аксиом» («начала
 вывода — посылки»: Anal. рг. 1,27. 43а 21). «Наиболее надёжным, наиболее
 достоверным,
 безусловным» из «начал доказательств» Аристотель провозглашает закон
 противоречия (Метафизика
 Г 3—6; К 5—6), отрицавшийся Гераклитом. «Начала» должны обладать самоочевидной
 достоверностью, они «недоказуемы» (Magn. Мог., 1197 а 22), не могут быть
 получены силлогистич.
 путём (EN 1139 b 30; 1098 b 1; Top. 101 b 1); «начало» науч. знания («эпистеме»)
 — интуитивный ум
 (нус) (Anal. post. 23, 84 b 37; 23,88 b 35; EN 1140 b 33; 1143 b 10). «Начала
 сущности», или принципы
 бытия,— то же, что «причины» (??????), их столько же, сколько метафизич.
 «причин», т. е. четыре:
 материя, или «то, из чего», форма (эйдос), или «чтойность», начало движения и
 цель, или «то, ради
 чего» (телос). Они выступают факторами, конституирующими конкретную вещь, «вот-
 это-вот-неч-
 то» (???? ??), или первую сущность (????? ?????). «Движущую А.» Аристотель
 называет «началом в
 собств. смысле» (напр., Meteor. 346 b 20). В историч. очерке учения о «началах»
 (Метафизика ? 3—9,
 ср. Физика, 1, 2 слл.) Аристотель рассматривает всех своих предшественников с т.
 зр.
 предвосхищения ими одного или неси, из «четырёх начал» (причин) бытия.
 «Большинство первых
 философов», согласно Аристотелю (Метафизика 983 b 6 слл.), предвосхищали
 материальное
 «начало» (А.). Именно в этом смысле следует понимать утверждения Аристотеля,
 Теофраста и
 позднейшей доксографии (см. Доксографы), что Фалес, Анаксимен, Гераклит и др.
 «принимали за
 А.» собственно воду, воздух и огонь, и нет никаких оснований приписывать
 перипатетич. термин
 «А.» ионийским натурфилософам (употребление А. в значении, близком к онтологич.
 принципу,
 впервые засвидетельствовано для Филолая, DK фр. В 6).
 • Лебедев А. В., Об изначальной формулировке традиц. тезиса Фалеса ??? ?????
 ?????????, в кн.: Balcanica.
 Лингвистич. исследования, М., 1979, с. 167—76; Lumpe ?., Der Terminus «Prinzip»
 ('????) von den Vorsokratikern bis auf
 Aristoteles, в кн.: Archiv fur Begriffsgeschichte, Bd l, Bonn, 1955, S, 104—16.
 АРХЕТИП (греч. ?????????, от ???? — начало и ????? — образ), в позднеантич.
 философии (Филон
 Александрийский и др.) прообраз, идея. В «аналитич. психологии» Юнга
 изначальные, врождённые
 психич, структуры, первичные схемы образов фантазии, содержащиеся в т. н.
 коллективном
 бессознательном и априорно формирующие активность воображения; лежат в основе
 общечеловеч.
 символики, выявляются в мифах и верованиях, сновидениях, произведениях лит-ры и
 иск-ва и т. д.
 АСАНГА (ок. 310—390), инд. философ-буддист, один из основателей школы йогачара.
 Первоначально примыкал к хинаяне, потом стал одним из основателей ма-хаяны.
 Наиболее известное
 соч.— «Махаяна-сумуччая» (или «Абхидхарма-самуччая»). Филос. значение имеет
 «Махаяна-
 санграха». Для концепции А. характерно принятие ряда понятий хинаяны, особенно в
 области
 психологии. Считается также одним из предшественников развитого тантризма.
 • Tucci G., On some aspects of the doctrines ot Maitreya (Natha) and Asanga,
 Cale., 1930. См. также лит. к ст. Йогачара.
 АСИМОВ Мухамед Сайфитдинович (р. 1.9.1920), сов. философ, чл.-корр. АН СССР
 (1974), акад. АН
 Тадж. ССР (1965), президент АН Тадж. ССР (с 1965). Чл. КПСС с 1945. Окончил в
 1941 Узб. ун-т им.
 Алишера Навои. В 1946-62 на педагогам, работе, в 1962—65 — на парт. и гос.
 работе. Ведёт науч.
 работу по проблемам диалектич. материализма и истории философии. Деп. Верх.
 Совета СССР с
 1966.
 М Асари барчастаи философия и марксиста (Дар бораи асари В. И. Ленин
 «Материализм ва эмпириокритицизм»),
 [Душанбе], I960; Материя ва тасвири физикии олам, Душанбе, 1966; Пай-доиш ва
 инкишофи таффакури фалсафй,
 Душанбе, 1970.
 АСКЕТИЗМ (от греч. ??????? — упражняющийся в чём-либо, а также отшельник,
 монах),
 ограничение или подавление чувств. желаний, добровольное перенесение физич.
 боли, одиночества и
 т. п., присущие практике нек-рых филос. школ (напр., киников) и особенно
 различных религий
 (монашество и т. п.). Целью А. может быть достижение свободы от потребностей,
 сосредоточенности
 духа, подготовка к экстатич. состояниям, обретение «сверхъестеств. способностей»
 (йога), в
 христианстве — соучастие в «страданиях» Христа в т. д. Нередкий мотив А.— отказ
 от пользования
 привилегиями в условиях обществ. неравенства (толстовство и др.). А.
 представляет собой одну из
 характерных черт ранних крест. движений, грубоуравнитель-ного неразвитого
 коммунизма и
 «казарменного коммунизма».
 АСМУС Валентин Фердинандович [18(30). 12. 1894, Киев,- 5.6.1975, Москва], сов.
 философ, д-р
 филос. наук (1940). Окончил историко-филологич. ф-т Киевского ун-та (1919). С
 1919 на научно-
 исследоват. и пе-
 дагогич. работе. Проф. Моск. ун-та (с 1939) и старший науч. сотрудник Ин-та
 философии АН СССР
 (с 1968). Осн. работы по вопросам истории философии (в частности, истории нем.
 идеализма и рус.
 философии), теории и истории логики, эстетики и литературоведения. Гос. пр. СССР
 (1943) за
 участие в создании труда «История философии».
 • Диалектич. материализм и логика, К., 1924; Диалектика Канта, М., 19302;
 Логика, [М.], 1947; Учение логики о
 доказательстве и опровержении, [М.], 1954; Декарт, М., 1956; Демокрит, М., 1960;
 Нем. эстетика 18 в., М., [1963];
 Проблема интуиции в философии и математике, ?., 19652; Избр. филос. труды, т. 1—
 2, М., 1969—71; Иммануил Кант,
 М., 1973; Платон, ?., 19752; Античная философия, М., 19762.
 АССОЦИАНИЗМ, ассоциативная психология, направления в психологии, в к-рых понятие
 ассоциации выступало как гл. объяснит. принцип всей психич. жизни; А. стремился
 утвердить строго
 причинный подход к поведению и сознанию человека. В основу А. легло
 представление о том, что
 последовательность идей, возникающих в сознании, отражает порядок внеш.
 воздействий на
 организм. Предполагалось, что поскольку взаимодействие организма с физич. миром
 совершается по
 законам механики, то и связи идей возникают по этим же законам. Это положение,
 впервые
 выдвинутое Гоббсом, было развито Спинозой, сформулировавшим закон ассоциации:
 «Если
 человеческое тело подвергалось однажды воздействию одновременно со стороны двух
 или
 нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет
 вспоминать и о других»
 («Этика», в кн.: Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 423). В сер. 18 в. Гартли,
 опираясь на механику

<< Пред.           стр. 19 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу