<< Пред.           стр. 191 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 — единств. место, где первая философия названа «теологической»; обычно у
 Аристотеля «теология»
 — синоним мифологии). Ценностный примат теоретич. наук над практическими и
 «пойетиче-скими»
 (творческими), первой философии — над всеми теоретическими. ?—? (VII—VIII):
 учение о
 сущности. ? (IX): учение об акте и потенции. I (X): единое и многое,
 противоположность. Решение
 11-й апории кн. В: являются ли сущее и единое самобытными сущностями или
 имманентны нек-рому
 субстрату? К (XI): компиляция пассажей из кн. В, Г, Е, гл. 9—12 — из 3-й и 5-й
 кн. «Физики». По И.
 Дюрингу — составленный в Ликее после смерти Аристотеля компендий или учебник
 первой
 философии. А (XII): самостоят. трактат о сущности-усии. Три вида сущности
 (реальности);
 чувственно-преходящая (подлунный мир), чувственно-непреходящая (надлунный мир);
 вечная и
 неподвижная. Учение об уме («усе) — перводвигателе и адаптация теории сфер
 Евдокса — Каллиппа
 (гл. 7—8). ?—? (XIII—XIV): критика платоновского учения об идеях и различных
 академич. учений
 о принципах, особенно — платоновской концепции одного и «боль-шого-и-малого» как
 высших
 принципов бытия и теории идей-чисел.
 Об относит. хронологии отд. книг «М.» существует множество т. зр. О влиятельной
 в своё время
 концепции «Праметафизики» В. Йегера см., напр., введение к изд. Росса и
 послесловие Кубицкого к
 его пер. 1934. В фундаментальном труде Дюринга (1966) обоснована след.
 датировка: самая ранняя
 книга — А; к 1-му афинскому периоду и эпохе полемики в Академии но вопросу об
 идеях (до 347 до
 н. э.) принадлежат книги М 9 (начиная с 1086 а 21) — ?, А, I, М 1—9, В; ко 2-му
 афинскому периоду
 — Г, Е, комплекс ? —? —?.
 • Издания: W. Jaeger, 19735; with introd. and comm. W. D. ROSS, v. 1—2, 1924; H.
 Bonitz, Bd 1—2, 1848—49; рус. пер А.
 Кубицкого, 1934.
 • J a e g e r W., Studien zur Entstehungsgeschichte der Metaphysik des
 Aristoteles, B., 1912; Reale G., II concetto di filosofia
 prima e l'unita della metafisica di Aristotele, Mil., 19652; G r a y-e f f F.,
 Aristotle and his school. An inquiry into the history of
 the Peripatos with a commentary on Metaphysics Z, Н, Л and Q, L., [1974]; Owens
 J., The doctrine of being in the Aristotelian
 «Metaphysics», Toronto, 19785; Etudes sur la «Metaphysique» d'Aristote, ed. P.
 Aubenque, P., 1979; см. также лит. к ст. Арис-
 тотель. А. В. Лебедев.
 «МЕТАФИЗИКА СВЕТА», характерный для поздне-антич. и ср.-век. философии комплекс
 представлений о свете: в онтологич. плане — как о субстанции всего сущего; в
 гносеологич. плане —
 как о принципе позна-ния; в эстетич. плане — как о сущности прекрасного. Имеет
 как библейские,
 так и платонич. и особенно неоплатонич. истоки. В Ветхом завете сотворение света
 (Быт. 1, 3)
 предшествует всем другим творч. актам бога; в Новом завете говорится не только о
 «непристуц-ном
 свете» как месте «обитания» бога (1 Тим. 6, 16), но и о том, что сам бог «есть
 свет» (1 Ио. 1, 5).
 Библейская линия продолжена в традиции христ. мистики, особенно православной,
 учившей о
 «невещественном», но совершенно конкретном свете, в явлении к-рого снимается
 различие
 чувственного и не-чувственного (Симеон Новый Богослов, исихазм), а также в
 исламе (24-я сура
 Корана); наличный в нек-рых новозаветных текстах дуализм света и мрака
 абсолютизирован в
 гностицизме, манихействе и нек-рых ересях христианства и ислама как
 противоположность двух
 первосубстанций. С др. стороны, Платон учил, что солнце есть аналог идеи блага
 («Государство» VI
 508 b—е), к-рое есть духовный свет (VII 540 а). Учение неоплатоников об эманации
 МЕТАФИЗИКА 363
 поставило сверхчувств. свет единого и чувств. свет как его проявление во тьме
 материи в отношении
 иерархии, разработанные в христ. теологии Псевдо-Дионисием Ареопагитом. Др.
 важнейшим
 представителем «М. с.» в патристике был Августин. Под его влиянием складывается
 доктрина англ.
 схоласта 13 в. Роберта Гроссетес-та, согласно к-рой свет есть тончайшая, но
 материальная
 субстанция, лежащая в основе всех вещей, ибо она одна из всего материального
 обладает
 способностью к самопроизвольному возрастанию, неограниченно расширяясь в
 пространстве. Под
 влиянием Гроссетеста развивали «М. с.» Р. Бэкон и другие схоласты, в т. ч.
 Альберт Великий и
 Бонавентура, настаивавшие, однако, на нематериальном характере света. Отражение
 «М., с.»
 ощутимо во всей культуре средневековья (трактовка света в визант. мозаиках, рус.
 иконах и зап.-
 европ. витражах, поэзия света в «Рае» Данте и т. п.). Ее отголоски встречаются в
 пантеистич. мотивах
 Бёме и в натурфилософии Шеллинга.
 МЕТАЯЗЫК, язык, средствами к-рого описываются и исследуются свойства нек-рого
 др. языка — т.
 н. предметного (объектного) языка, или языка-объекта. Напр., в учебнике англ.
 языка для рус.
 школьников предметный (изучаемый) язык — английский, а М.— русский. В учебнике
 же рус. языка
 (для рус. школ) рус. язык выступает в обеих этих ролях. Смешение предметного
 языка и М. приводит
 к т. н. семантич. антиномиям (см: Парадокс). Средствами М. в рамках различных
 метатеорий (см.,
 напр., Металогика) произво-дится исследование свойств соответств. предметных
 теорий (напр., в
 метаматематике — теории формальных доказательств).
 МЕТЕМПСИХОЗА (греч. ????????????, от ????- — пере- и ????????? — одушевление,
 оживление,
 собств.— переодушевление), один из поздних греческих терминов для обозначения
 переселения душ.
 Впервые встречается у. Диодора Сицилийского (1 в. до н. э.; 10, 6); затем у
 Галена (4, 763 Kuhn), у
 Александра Аф-родйсийского (De an. 27, 18); особенно характерен для неоплатонич.
 традиции:
 Порфирий (Abst. 4, 16); Гер-мий у Стобея (I 49, 69) и др., конкурировал с
 терминами
 «метенсоматоза» [лат. калька reincarnatio — «реинкарнация», «перевоплощение» —
 начиная с Иппо-
 лита Римского (Ref. 1,3, 2) и Плотина (II 9, 6; IV 3, 9)], у неоплатоников также
 палингенесия. В
 ранних греч. свидетельствах о М. обычно говорится об «облачении» (одевании) души
 в тело
 (Аристотель, О душе, 407 b 20; Геродот 2, 123).
 Религ.-мифологич. учение о переселении душ умерших в тела др. людей
 (новорождённого ребёнка),
 животных, растений и минералов или — в порядке повышения — демонов, божеств —
 засвидетельствовано для многих независимых фольклорных традиций Старого и Нового
 Света (см.
 богатый этнографич. материал у Э.Тайлора — в кн.: «Первобытная культура», М.,
 1939, с. 301, cлл.,
 Дж. Дж. Фрейзера — «Золотая ветвь», т. 8, гл. 16; т. 13, гл. 59). При этом
 следует различать учения,
 согласно к-рым М. происходит в «первое попавшееся» тело, и этизйрованные религ.-
 филос. вариан-
 ты, в к-рых восхождение или нисхождение души но иерархич. лестнице живых существ
 определено
 нравств. достоинствами личности умершего, т. е. осмысляется как посмертное
 воздаяние. Классич.
 страна разработанной религ.-филос. М.— Индия (см. Сансара, Карма). В Др. Греции
 учения о М.
 получили определ. рас-пространение с 6 в. до н. э. благодаря орфизму и
 пифагореизму (см. Пиндар,
 2-я Олимпийская ода, ст. 56 слл.; Эмпедокл, Очищения; Геродот 2, 123). Судя по
 свидетельству
 Аристотеля («О душе» 407 b 21: «...согласно пифагорейским мифам, любая душа
 может облекаться в
 любое тело»), пифагорейцам была свойственна именно первая форма М., вызвавшая
 протест
 364 МЕТАЯЗЫК
 Гераклита (ф?. ? 25: «чем доблестней смерть, тем лучше доля»; ср. фр. 119: «этос
 — судьба
 человека»). Платон воспринял учение о М. из пифагорейской традиции, переосмыслив
 его в духе
 нравств. воздаяния (наиболее разработанное изложение — в «мифе об Эре» 10-й кн.
 «Государства»
 614Ь—621d). Из пифагорейской идеи «памяти предков» (Пифагор «помнил» четыре
 своих прежних
 воплощения — Диоген Лаэр-тий VIII, 4—5) развилось платонич. учение об анам-
 несисе. Практич.
 следствием учения о М. было вегетарианство и воздержание от кровопролития, в
 культовой сфере —
 отказ от кровавых жертвоприношений.
 * Hopf С., Antike Seelenwanderungsvorstellungen, Lpz., 1934 (Diss.); Stettner
 W., Die Seelenwanderung bei Griechen und
 Romern, Stuttg., 1934; L o n g H. S., Study of the doctrine of Metempsychosis in
 Greece from Pythagoras to Plato, Princeton,
 1948; BurkertW., Lore and science in ancient Pythagoreanism, Camn. (Mass.),
 1972, p. 120 sq.; см. также лит. к статьям
 Орфи-ки, Пифагореизм, Псюхе.
 МЕТОД (от греч. ??????? — путь исследования или познания, теория, учение),
 способ построения и
 обоснования системы филос. знания; совокупность приёмов и операций практич. и
 теоретич.
 освоения действительности. Для марксистско-ленинской философии в качестве филос.
 М. выступает
 материалистич. диалектика.
 Своими генетич. корнями М. восходит к практич. деятельности. Приёмы практич.
 действий человека
 с самого начала должны были сообразовываться со свойствами и законами
 действительности, с
 объективной логикой тех вещей, с к-рыми он имел дело. Развитие и дифференциация
 М. мышления в
 ходе развития познаиия привели к учению о М.— методологии.
 Осн. содержание М. науки образуют прежде всего науч. теории, проверенные
 практикой: любая
 такая теория по существу выступает в функции М. при построении др. теорий в
 данной или даже в
 иных областях знания или в функции М., определяющего содержание и
 последовательность
 экспериментальной деятельности. Поэтому различие между М. и теорией носит
 функциональный
 характер: формируясь в качестве теоретич. результата прошлого исследования, М.
 выступает как
 исходный пункт и условие последующих исследований.
 Хотя проблема М. обсуждалась уже в антич. философии (к-рая впервые обратила
 внимание на
 взаимозависимость результата и М. познания), систематич. развитие М. познания и
 их изучение
 начинаются лишь в новое время, с возникновением экспериментальной науки: именно
 эксперимент
 потребовал строгих М., дающих однозначный результат. С этого времени развитие,
 совершенствование М. выступает как важнейшая составная часть всего прогресса
 науки.
 Совр. система М. науки столь же разнообразна, как и сама наука. Существует
 множество различных
 классификаций М. Говорят, напр., о М. эксперимента, М. обработки эмпирич.
 данных, М. построения
 науч. теорий и их проверки, М. изложения науч. результатов (членение М.,
 основанное на членении
 стадий исследовательской деятельности). По др. классификации М. делятся на
 философские и
 специально-научные. Иная классификация опирается на различные М. качеств. и
 количеств.
 изучения реальности. Для совр. науки важное значение имеет различие М. в
 зависимости от форм
 причинности — однозначно-детерминистские и вероятностные М. Углубление
 взаимосвязи наук
 приводит к тому, что результаты, модели и М. одних наук всё более широко
 используются в других,
 относительно менее развитых науках (напр., применение физич. и химич. М. в
 биологии и
 медицине); это порождает проблему М. междисциплинарного исследования. Повышение
 уровня
 абстрактности совр. науки выдвинуло важную проблему интерпретации результатов
 исследования
 (особенно исследования, выполненного с широким применением средств
 формализации); в этой
 связи специально разрабатываются М. интерпретации науч. данных.
 Столь значит. многообразие М. науки и гама творч. природа науч. мышления делают
 крайне
 проблематичной возможность построения единой теории науч. М. в строгом смысле
 слова — теории,
 к-рая давала бы полное и систематич. описание всех существующих и возможных М.
 Поэтому
 реальным предметом методоло-гйч. анализа является не создание подобной теории, а
 исследование
 общей структуры и типологии существующих М., выявление тенденций и направлений
 их развития,
 а также проблема взаимосвязи различных М. в науч. исследовании. Один из аспектов
 этой последней
 проблемы образует вопрос о роли филос. М. в науч. познании. Опыт развития науки
 свидетельствует,
 что эти М., не всегда в явном виде учитываемые исследователем, имеют решающее
 значение в
 определении судьбы исследования, т. к. именно они задают общее найравление
 исследования,
 принципы подхода к объекту изучения, а также являются отправной точкой при
 мировоззренч.
 оценке полученных результатов. Как показывает история познания (особенно
 современного)
 адекватными филос. М. являются лишь диалектика и материализм. Методологич. роль
 материализма
 заключается в том, что он срывает завесу сверхъестественности со сложных явлений
 природы,
 общества и человеч. сознания и ориентирует науку на раскрытие естеств.,
 объективных связей,
 обязывает учёного оставаться на почве надёжно установленных фактов. Диалектика
 же является
 науч. М. материалистич. философии и всей науки в целом, т. к. она формулирует
 наиболее общие
 законы познания. Диалектика как М. есть реальная логика содержательного творч.
 мышления,
 отражающая объективную диалектику самой действительности. Будучи сознательно
 положенной в
 основу теоретич. мышления, материалистич. диалектика освобождает учёного от
 субъективного
 произвола в подборе и объяснении фактов, от односторонности; в диалектике все
 проблемы
 приобретают историч. характер, а исследование развития становится стратегич;
 принципом совр.
 науки. Наконец, диалектика ориентируется на раскрытие и способы разрешения
 противоречий как в
 познании, так и в самой действительности.
 Филос. М. «работают» в науке обычно не непосредственно, а опосредуясь другими,
 более
 конкретными М. Напр., принцип историзма как универсальный М., разрабатываемый
 философией,
 преломился в биологии в виде эволюц. учения — методологич. основы совр. био-
 логич. дисциплин; в
 астрономии этот же принцип породил совокупность космогонич. гипотез. В
 социальном познании
 историч. материализм выполняет функции М. для всех обществ. наук. М., имеющие
 общенауч.
 характер: сравнение, анализ и синтез, идеализация, обобщение, восхождение от
 абстрактного к
 конкретному, индукция и дедукция и т. д.,— также конкретизируются в каждой отд.
 науке. Важная
 особенность совр. этапа развития науки заключается в существ. возрастании роли
 конструктивных
 моментов в науч. познании: характер задач совр. науки таков, что она всё чаще не
 просто отражает те
 или иные аспекты реальности, но и проектирует реальность в соответствии с опре-
 дел. целями. Это
 ведёт к необходимости осуществлять широкое конструирование М. познания, особенно
 формальных,
 в частности математич. М. Соответственно расширяется и спец. изучение логич.
 структуры фор-
 мальных М. Одним из конкретных выражений усиления конструктивности познания
 является быстро

<< Пред.           стр. 191 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу