<< Пред.           стр. 192 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 растущее распространение М. моделирования, к-рый вообще может служить ярким
 примером
 подлинно эвристич. роли М. познания.
 * см. к ст. Методология. · А. Г. Спиркин.
 МЕТОДОЛОГИЯ (от метод и греч. ????? — слово, понятие, учение), система принципов
 и
 способов организации и построения теоретич. и практич. деятельности, а также
 учение об этой
 системе. Первоначально М. была неявно представлена в практич. формах
 взаимоотношений людей с
 объективным миром. В дальнейшем
 она вычленяется в спец. предмет рационального познания и фиксируется как система
 социально
 апробированных правил и нормативов познания и действия, к-рые соотносятся со
 свойствами и
 законами действительности. Задача накопления и передачи социального опыта
 потребовала
 специальной формализации содержащихся в самой деятельности принципов и
 предписаний, приёмов
 и операций. Начатки методологич. знаний обнаруживаются уже на ранних ступенях
 развития
 культуры. Так, в Др. Египте геометрия выступала в форме нормативных предписаний,
 к-рые опреде-
 ляли последовательность измерит. процедур при разделе зем. площадей. Важную роль
 при этом
 сыграла такая форма социальной деятельности, как обучение трудовым операциям, их
 последовательности, выбору наиболее эффективного способа действия. С развитием
 произ-ва,
 техники, иск-ва, элементов науки и культуры в целом М. становится предметом
 спец. теоретич.
 рефлексии, формой к-рой выступает прежде всего филос. осмысление принципов
 организации и
 регуляции познават. деятельности, выделения в ней условий, структуры и
 содержания знания, а
 также путей, ведущих к истине. Так, напр., в учении Гераклита «многознание»
 противопоставляется
 уму как способу познания диалектики мироздания — всеобщего логоса, отличного от
 многообразия
 получаемых ненадёжным путём «мнений», преданий и др. Правила рассуждения,
 эффективного
 доказательства, роль языка как средства познания стали предметом спец.
 исследования в философии
 софистов.
 Особое место в разработке проблем М. принадлежит Сократу, Платону и Аристотелю.
 Сократ
 выдвинул на первый план диалектич. природу мышления как совместного добывания
 истины в
 процессе сопоставления различных представлений, понятий, их сравнения,
 расчленения, определения
 и т. д. Учение о переходе от смутных представлений к расчленённым и отчётливым
 общим понятиям
 рассматривалось им как метод совершенствования иск-ва жить. Т. о., логич.
 операции подчинялись у
 Сократа этич. целям: предметом истинного знания должно быть только то, что
 доступно
 целесообразной деятельности, цель же определяется посредством соот-ветств.
 образом
 организованной работы мысли. Платон усматривал смысл своей диалектики понятий и
 категорий в
 поиске принципа каждой вещи; для достижения этого мысль должна двигаться
 соответственно
 объективной логике познаваемого предмета. Аристотель подверг анализу принципы
 построения
 суждения, правила умозаключения и доказательства, вопросы определения терминов,
 роль индукции
 и дедукции в достижении истины. Ему принадлежит важная для М. разработка учения
 о категориях
 как организующих формах познания, их диалектике (соотношение Потенциального и
 актуального,
 формы и материи и др.). Аристотель рассматривал созданную им логич. систему как
 «органон» —
 универс. орудие истинного познания.
 До нового времени проблемы М. не занимали особого места в системе знания и
 включались в
 контекст натурфилос. и логич. построений. Развитие производит.
 сил в условиях нарождающейся капиталистич. формации вызвало бурный расцвет
 естествознания,
 что потребовало коренных изменений в М. Эту потребность отразило направленное
 против
 схоластики учение Ф. Бэкона об индуктивном эмпирич. подходе к явлениям природы.
 В качестве
 образца науч. М. признавались принципы механики, ставшие руководящими для
 Галилея и Декарта.
 По Галилею, науч. познание должно базироваться на планомерном и точном
 эксперименте — как
 мысленном, так и реальном. Для реального эксперимента характерно непосредств.
 изменение
 условий возникновения явлений и установление между ними закономерных причинных
 связей,
 обобщаемых по-
 МЕТОДОЛОГИЯ 365
 средством математич. аппарата. У Декарта проблема М. выступает в связи с
 обсуждением вопроса о
 том, на каких основаниях и с помощью каких методов достижимо новое знание.
 Декарт разработал
 правила рационалистич. метода, среди к-рых первым является требование допускать
 в качестве
 истины только такие положения, к-рые осознаются ясно и отчётливо. За исходные
 принимаются
 аксиомы как самоочевидные истины, усматриваемые разумом интуитивно, без всякого
 доказательства; из непосредственно узреваемых положений выводится путём
 дедуктивного
 доказательства новое знание.
 Другая линия в М. нового времени была представлена англ. эмпиризмом. Так, напр.,
 Локк стремился
 разработать такие способы мышления, к-рые способствовали бы построению строго
 эмпирич. науки,
 основанной на чувств. опыте.
 Ограниченность как рационалистич., так и эмпири-стского направлений в М. была
 выявлена нем.
 классич. философией, к-рая подвергла критич. анализу условия познания, его формы
 и
 организующие принципы. В противовес механистич. М., метафизически трактовавшей
 пути и
 способы познания, была развита диалек-тич. М., выступившая в классич. нем.
 философии в идеа-
 листич. форме (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).
 Кант критически проанализировал структуру и типы познават. способностей
 человека, разграничил
 конститутивные и регулятивные принципы познания, соотношение между его формой и
 содержанием. У Канта критич. отношение к наличному знанию служит ме-тодологич.
 основанием
 для преодоления догматич. и метафизич. воззрений на мир. Учение Канта утверж-
 дало принцип
 достоверности знания, к-рый, однако, не был последовательно реализован из-за
 кантовского ап-
 риоризма.
 Элементы диалектики, содержавшиеся в кантовском анализе процесса познания,
 получили развитие
 в диалектич. философии Гегеля. Его диалектика имела характер всеобщего метода
 познания и
 духовной деятельности. Разработанные Гегелем категории и законы диалектики
 образовали тот
 мыслит. аппарат, к-рый позволил под принципиально новым углом зрения исследовать
 взаимосвязи,
 противоречия и развитие бытия и мышления. Важнейшую роль в М. Гегеля играет
 принцип
 восхождения от абстрактного к конкретному— от общих и бедных содержанием форм к
 расчленённым и наиболее богатым содержанием, к системе понятий, позволяющей
 постичь предмет
 в его сущностных характеристиках.
 Рациональные принципы М. предшествующих эпох были обобщены и переработаны на
 последовательно ма-териалистич. основе в марксистской философии, обогащённой
 новыми
 достижениями науки и социальной практики. Диалектич. метод претерпел в марксизме
 коренные
 преобразования: из метода анализа форм знания самих! по себе — безотносительно к
 реальности и
 объективным закономерностям её развития — он стал методом наиболее полного и
 содержат.
 исследования Этого развития, орудием не только теоретич. познания, но и революц.
 преобразования
 действительности на началах науч. коммунизма. Стихийно-диалектич. методы
 мышления,
 способствовавшие прогрессу естеств. и обществ. наук, были теоретически
 переосмыслены в М.
 марксизма. Диалектико-материалистич. М. позволяет адекватно понять характер
 отношений между
 теорией и методом, а также роль практики в познании. Если теория представляет
 собой результат
 процесса познания, то М. является способом достижения и построения этого знания.
 Так, напр.,
 методологич. принцип детерминистского объяснения мира является организующим
 началом
 соответств. физич., биологич., социальных теорий. В свою очередь, будучи
 проверены
 366 МЕТОДОЛОГИЯ
 обществ. практикой, эти теории могут выполнять методологич. функцию, т. е.
 служить
 направляющим началом в исследрват. деятельности.
 Диалектико-материалистич. М., носящая всеобщий характер, конкретизируется
 применительно к
 различным сферам црактич. и теоретич. деятельности соответственно их условиям и
 задачам. Если в
 домарксистской философии понятие М. охватывает преим. познават. деятельность (в
 силу чего
 наиболее разработанной оказалась М. науки), то новый подход к М., утверждённый
 марксизмом,
 позволил существенно расширить сферу М. и дать филос. обоснование способов и
 приёмов
 организации всего многообразия видов че-ловеч. деятельности. Специфика этих сфер
 предполагает
 разработку методов, адекватных изучаемым и преобразуемым объектам. При
 многообразии методов
 неизбежно возникает проблема выбора наиболее адекватного метода и его оценки с
 т. зр. перспектив
 решения конкретных теоретич. и практич. задач. Это придаёт М. аксиологич.
 аспект, побуждая
 оценивать методы как с т. зр. их истинности, так и их эффективности.
 Основой различных методов является единая диалек-тико-материалистич. М., к-рая
 соотносится со
 сложной иерархией конкретных способов и приёмов деятельности на различных
 уровнях
 организации материального и духовного произ-ва. Филос. уровень М. реально
 функционирует не в
 виде жёсткой и однозначной системы норм, «рецептов» и формальных приёмов, а в
 качестве общей
 системы принципов и регулятивов чело-веч, деятельности. Такой общей системой
 является
 диалектич. и историч. материализм. Эвристич. роль диалектич. материализма
 обеспечивается тем,
 что он ориентирует исследования на раскрытие объективной диалектики, выражая её
 в законах и
 категориях. Мировоззрение выступает как предпосылка и основание М., поскольку
 материалистической диалектике присуще единство мировоззренч. и методологич.
 функций. Вся
 система методологич. знания непременно включает в себя мировоззренч.
 интерпретацию оснований
 исследования и его результатов.
 В 20 в. происходит быстрый рост методологич. исследований, что обусловлено
 революц.
 изменениями в социальной практике, науке, технике и др. сферах жизни. Особое
 влияние на развитие
 М. оказывают процессы дифференциации и интеграции науч. знания, коренные
 преобразования
 классич. и появление множества новых дисциплин, превращение науки в непосредств.
 производит.
 силу общества. Перед обществом возникают глобальные проблемы экологии,
 демографии,
 урбанизации, освоения космоса и др., для решения к-рых требуются
 крупномасштабные программы,
 реализуемые благодаря взаимодействию мн. наук. Возникает необходимость не только
 связать
 воедино усилия специалистов разного профиля, но и объединить различные
 представления и
 решения в условиях принципиальной неполноты и неопределённости информации о
 комплексном
 объекте. Эти задачи обусловили разработку таких методов и средств, к-рые могли
 бы обеспечить
 эффективное взаимодействие и синтез методов различных наук (теоретич.
 кибернетика, системный
 подход, концепция ноосферы В. И. Вернадского и др.).
 Если раньше понятие М. охватывало преимущественно совокупность представлений о
 филос.
 основах науч.-познават. деятельности, то теперь ему соответствует внутренне
 дифференцированная и
 специализированная область знания. От теории познания, исследующей процесс
 познават.
 деятельности в целом и прежде всего — его содержат. основания, М. отличает
 акцент на методах,
 путях достижения истинного и практически эффективного знания. От социологии
 науки и науковеде-
 ния М. отлична своей направленностью на внутр. механизмы, логику движения и
 организации
 знания.
 Существует неск. классификаций методологич. знания. Одним из распространённых
 является
 деление М. на содержательную и формальную. Первая включает
 в себя след. проблемы: структура науч. знания вообще и науч. теории в
 особенности; законы
 порождения, функционирования и изменения науч. теорий; понятийный каркас науки и
 её отд.
 дисциплин; характеристика схем объяснения, принятых в науке; структура и
 операциональный
 состав методов науки; условия и критерии научности. Формальные аспекты М.
 связаны с анализом
 языка науки, формальной структурой науч. объяснения, описанием и анализом
 формальных и
 формализованных методов исследования, в частности методов построения науч.
 теорий и условий их
 логич. истинности, типологии систем знания и т. д. В связи с разработкой этого
 круга проблем
 возник вопрос о логич. структуре науч. знания и началось развитие М. науки как
 самостоят. области
 знания, охватывающей всё многообразие методологич. и методич. принципов и
 приёмов, операций и
 форм построения науч. знания. Её высшим и определяющим уровнем является филос.
 М.,
 направляющие принципы к-рой организуют методологич. работу на конкретно-науч.
 уровне.
 Нек-рым конкретно-науч. направлениям (структурализм, ряд интерпретаций
 системного подхода и
 др.) присуща неоправданная тенденция к универсализации, стремление обрести
 статус филос.
 концепций. Истоки такой универсализации — неправомерное отождествление филос. и
 конкретно-
 науч. уровней М. Конструктивная роль материалистич. диалектики как М. состоит в
 том, что она
 показывает несостоятельность подобных устремлений, позволяет определить реальные
 возможности
 и границы каждой формы конкретно-науч. М.
 См. также Диалектический материализм, Исторический материализм, Диалектика,
 Философия. • Маркс К. и Энгельс
 Ф., Святое семейство, Соч., т. 2; M a p к с К., Нищета философии, там же, т. 4;
 е г о же, Экономим, рукописи 1857—1859
 гг., там же, т. 46, ч. 1; Эн ге лье Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Л е н
 и н В. И., Материализм и
 эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; его же, Филос. тетради, там же, т. 29; Философия и
 наука, М., 1972; Философия, М.,
 наука, М., 1972; К о ? н и н П. В., Диалектика, логика, наука. Сб. ст., М.,
 1973; его же, Гносеологич. и логич. основы
 науки, М., 1974; Проблемы истории и М. науч. познания, М., 1974; ? у з а в и н
 Г. И., Методы науч. исследования, М.,
 1974; Ракитов А. И., Филос. проблемы науки, М., 1977; И л ь и-ч е в Л. Ф.,
 Философия и науч. прогресс, М., 1977; Ш т о
 ф ф Б. ?., Проблемы М. науч. познания, М., 1978; Ю д и н Э. Г., Системный подход
 и принцип деятельности.
 Методологич. проблемы совр. науки, М., 1978; Материалистич. диалектика. Краткий
 очерк теории, М., 1980.
  А. Г. Спиркин, Э. Г. Юдин, М. Г. Ярошевский.

<< Пред.           стр. 192 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу