<< Пред.           стр. 203 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 признающий два независимых начала, и плюрализм, исходящий из множественности
 начал.
 М. первоначально имел форму наивного представления о «первовеществе», из
 которого возникли все
 вещи, например вода (у Фалеса), огонь (у Гераклита). Главную проблему филос. М.
 составляет
 понимание взаимоотношения материального и идеального, предполагающее решение
 основного
 вопроса философии в духе материализма или идеализма. Материалистич. М. выводит
 идеальное из
 материального и противостоит как объективно-идеалистическому, так и субъективно-
 идеалит стич.
 М. Разновидностью последнего является т. н. нейтральный М. (махизм,
 эмпириомонизм и др.), пы-
 тающийся вывести и физическое и психическое из «нейтрального» начала (напр., у
 Маха — из
 «элементов»). Идеалистич. М. сталкивается с принципиально неразрешимой задачей
 рационального
 обоснования «сотворения» мира сознанием и противоречит данным естествознания и
 логике.
 Дуализм, исходящий из идеи независимости материальной и духовной субстанции, не
 может
 объяснить взаимосвязь физич. и психич. процессов в поведении человека (Декарт).
 В
 противоположность идеалистич. М. и дуализму материалистич. М. рассматривает
 идеальное как
 свойство и функцию материи. Однако метафизич. материализм, пытаясь связать
 идеальное
 непосредственно с природой, не может объяснить как возникновение идеального из
 материального,
 так и превращение идеального в материальную силу, довести принцип материалистич.
 М. до
 понимания обществ. жизни.
 Высшей и единственно последоват. формой М. является диалектич. материализм,
 соединивший
 принцип материального единства мира с принципом развития и доказавший, что всё
 разнообразие
 явлений природы, общества и человеч. сознания представляет собой продукт
 развивающейся
 материи. Введение в философию категории практики позволило объединить в единое
 воззрение
 учение о бытии и о познании, довести здание материализма «доверху», придать ему
 действенный
 характер, создать единую методологию революц. мышления и действия. Целостность
 учения
 марксизма-ленинизма — образец монистич. развития теории. Диа-лектико-
 материалистич. М.— не
 только мировоззренческий, но и логико-методологич. принцип, требующий от теории
 раскрытия
 внутр. единства и связи явлений, последоват. проведения определ. точки зрения на
 факты,
 систематич. восхождения от абстрактного к конкретному, от общего закона к его
 конкретным
 проявлениям.
 • Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; Ленин В. И.,
 Филос. тетради, ПС'С, т. 29;
 Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистич. взгляда на историю, М., 1949; Н а
 у м е н к о Л. К., М. как
 принцип диалектич. логики, А.-А., 1968; Материалистич. диалектика. Краткий очерк
 теории, М., 1980.
 МОНТЕНЬ (Montaigne) Мишель Эйкем де (28.2.1533, замок Монтень, близ Перигора,—
 13.9.1592, там же),
 386 МОНИЗМ
 франц. философ эпохи Возрождения. М. вошёл в историю философии как сторонник
 скептицизма;
 однако его мировоззрению чужд агностицизм. М. выступал с резкой критикой
 господствовавшего
 схоластич. догматизма, авторитаризма и фидеизма. Ядром его осн. филос. произв.,
 написанного по-
 французски («Опыты», v. 1—2, 1580; рус. пер., кн. 1—3, 1954—60; 19792), является
 вопрос: «что я
 знаю?». Выступая против закоренелых предрассудков и предубеждений, М. доказывал
 ограниченность и несовершенство человеч. познания, его историч. изменчивость и
 необходимость
 постоянного совершенствования на основе объективного познания естеств.
 закономерностей
 природы. Согласно М., нельзя довольствоваться достигнутым: «философствовать —
 значит
 сомневаться». В воззрениях М. звучат материалистич. мотивы: жизнь и деятельность
 людей
 подчинены законам природы; душа зависима от тела. Не отрицая бытия бога, М.
 считал теологию
 ложной наукой, закабаляющей разум. Он отрицал бессмертие души и посмертное
 воздаяние. Произв.
 М. было включено Ватиканом в 1676 в индекс запрещённых книг.
 Этика М. близка к эпикурейскому гедонизму. Веротерпимость, лояльность,
 доброжелательность —
 непременные устои нравственности. Воззрения М. оказали большое влияние на
 философию франц.
 Возрождения и Просвещения.
 * Oeuvres completes, v. 1—12, P., 1924—41. * История философии, т. 2, М., 1941,
 с. 38—41; История философии,
 т. 1, М., 1957, с. 312—15; Б о г у с л а в с к и й В. М., «Опыты» М. М., «ВФ»,
 1956, № 5; Рыкова H., M. M., в кн.:
 Писатели Франции, М., 1964; Peursen С. A. v a n, M. de Montaigne, Amst., 1954;
 Moreau P., Montaigne, P., 19584;
 Joukovsky F., Montaigne et la probleme du temps, P., 1972.
 МОНТЕСКЬЕ (Montesquieu) Шарль Луи (18.1.1689, Лабред, близ Бордо,—10.2.1755,
 Париж), франц.
 философ, писатель и историк, представитель философии Просвещения 18 в. Филос.
 позиция М.,
 изложенная в его' осн. соч. «О духе законов», была выражением де-истич.
 онтологии,
 рассматривающей бога в качестве создателя, действовавшего, однако, по
 объективным законам
 материального мира. Отвергая теологич. мировоззрение Фомы Аквинского, М. считал
 задачей
 философии познание причинных связей материальной действительности, движущейся по
 законам
 механики. В области гносеологии он отстаивал материалистич. идею отражения внеш.
 мира в
 сознании человека на основе деятельности разума, обрабатывающего результаты
 опыта, однако
 непоследовательно принимал лок-ковскую трактовку рефлексии в качестве одного из
 самостоят.
 источников познания. Теологич. интерпретации историч. процесса М.
 противопоставил идеи
 географической школы в социологии, основоположником к-рой он считается. Согласно
 М., климат,
 почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер обществ.
 развития.
 Всеобщие законы истории определяются также комплексом социальных факторов:
 произ-вом,
 собственностью, принципами правления, обычаями и религией. Критикуя феод.-
 деспотич. форму
 правления, М. принимал локковскую идеализацию англ. монархически-конституц.
 политич. режима,
 осуществившего разделение законодат., исполнит, и суд. власти. Отвергая догматы
 христианства,
 религ. фанатизм и инквизицию, стремление католич. церкви к светской власти, М.
 развивал
 концепцию функциональной роли религии, необходимой для поддержания обществ.
 порядка и
 сохранения нравственности.
 • Oeuvres completes, v. 1—3, P., 1950—55; Polit.ique de Montesquieu, P., 1965; в
 рус. пер.—Избр. произв., М., 1955;
 Персидские письма, М., 1956.
 • [Баскин М. П.], М., М., 1965; А l t husser L., Montesquieu, P., 1959;
 Benrekassa G., Montesquieu, P., 1968;
 Waddicor M. H., Montesquieu and the philosophy of natural law, The Hague,
 1970; Quoniam Th., Montesquieu P.,
 1977.
 MOP (More) Томас (7.2.1478, Лондон,—6.7.1535, там же), англ. гуманист, гос.
 деятель и писатель.
 Сын судейского чиновника. В 1492—94 занимался в Оксфорд-
 ском ун-те, примыкал к кружку т. н. оксфордских реформаторов (Дж. Колет, Т.
 Линакр, У. Гросин).
 Друг Эразма Роттердамского (в доме М. Эразм написал и ему посвятил «Похвалу
 глупости»). В
 1525—29 канцлер герцогства Ланкастерского, в 1529—32 канцлер Англии. К
 лютеранской
 реформации относился отрицательно, считая её угрозой общехрист. единству. Будучи
 католиком и
 соответственно сторонником верховной власти папы, М. отказался дать присягу
 королю как
 «верховному главе» англ. церкви, после чего был заключён в Тауэр (1534), обвинён
 в гос. измене и
 казнён. В 1886 причислен католич. церковью к лику блаженных, в 1935
 канонизирован.
 Всемирную известность принёс М. его трактат «Утопия» (1516), содержащий описание
 идеального
 строя фантастич. острова Утопия (греч., букв.— «Нигде-ния», место, к-рого нет;
 это придуманное М.
 слово стало впоследствии нарицательным — см. Утопия). Здесь М. впервые изобразил
 общество, где
 ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только
 равенство потребления
 (как в раннехриет. общинах), но обобществлены произ-во и быт. Труд в Утопии
 составляет
 обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день
 сокращён до 6
 часов; наиболее тяжёлые работы выполняют преступники. Политич. строй Утопии
 основан на
 принципах выборности и старшинства. Семья представлена ячейкой коммунистич.
 быта, она
 организована не столько на родственных, сколько на производств.
 началах. М. не мыслил себе революц. пути осуществления этого идеала — он был
 противником нар.
 движений, видя в них лишь разрушит. начало и анархию. '
 Описание обществ. строя Утопии составляет 2-ю часть трактата. Первая, написанная
 позже и
 представляющая собой диалог, даёт сатирич. картину социального уклада Англии,
 контрастирующую с изображением Утопии, и своеобразный скептич. комментарий ко 2-
 й части.
 Написанная по-латыни в расчёте на учёных-гуманистов и просвещённых монархов,
 «Утопия» в сер.
 16 в. .была переведена на др. европ. языки. На рус. яз.— впервые в 1789 (с
 франц.), в 1901 Е. В. Тарле
 (в приложении к его кн. «Обществ, воззрения Т. М. в связи с экономич. состоянием
 Англии его
 времени»), в 1903 А. Г. Генкелем, в 1935 А. И. Малеи-ным, в 1978 — Ю. М. Каган.
 «Утопия» оказала
 большое влияние на последующих реформаторов, в частности Морелли, Бабёфа, Сен-
 Симона, Фурье,
 Кабе и др. представителей утопич. социализма.
 • Complete works, v. 1—[14], Los Ang., 1957—; The correspondence, ed. E. F.
 Rogers, Princeton, 1947; в рус. пер.—
 Эпиграммы. История Ричарда III, М., 1973; Утопия, М., 1978.
 • Каутский К., Т. М. и его утопия, пер. с нем., М., 1924; Алексеев М. П., Слав.
 источники «Утопии» Т. М., М., 1955;
 Осиновский И. Н., Т. М., М., 1974; Т. М. 1478—1978. Коммунистич. идеалы и
 история культуры, М., 1981; Campbell W.
 E., More's Utopia and his social teaching, L., 1930; Sullivan F. and Sullivan M.
 P., Moreana, 1478— 1945, Kansas City, 1946;
 Bridgett T. E., Lite and writings ol sir Th. More, Ann Arbor —L., 1962; Johnson
 R. S., More's Utopia: ideal and illusion, New
 Haven — L., 1969; St. Thomas More, aetion and contemplation. Proceedings of the
 symposium..., New Haven — L., 1972; F l e
 i s h e r M., Radical reform and political persuasion in the life and writings
 of Thomas More, Geneva, 1973.
 МОРАЛЬ (лат. moralis — нравственный, от mos, мн. ч. mores — обычаи, нравы,
 поведение),
 нравственность, один из осн. способов нормативной регуляции действий человека в
 обществе; особая
 форма обществ. сознания и вид обществ. отношений (моральные отношения); предмет
 спец.
 изучения этики.
 М. регулирует поведение и сознание человека во всех сферах обществ. жизни — в
 труде, в быту, в
 политике, в науке, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и междунар.
 отношениях.
 В отличие от особых требований, предъявляемых человеку в каждой из этих
 областей, принципы М.
 имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя в
 себе то общее и
 основное, что составляет куль-
 туру межчеловеческих взаимоотношений и откладывается в многовековом опыте
 развития общества.
 Они поддерживают и санкционируют определ. обществ. устои, строй жизни и формы
 общения (или,
 напротив, требуют их изменения) в самой общей форме, в отличие от более
 детализированных,
 традиционно-обычных, ритуально-этикетных, оргаиизац.-адм. и технич. норм. В силу
 обобщённости
 моральных принципов нравственность отражает более глубинные слои социально-
 историч. условий
 бытия человека, выражает его сущ-ностные потребности.
 М. принадлежит к числу осн. типов нормативной регуляции действий человека,
 таких, как право,
 обычаи, традиции и др., пересекается с ними и в то же время существенно
 отличается от них. Если в
 праве и органи-зац. регуляциях предписания формулируются, утверждаются и
 проводятся в жизнь
 спец. учреждениями, то требования нравственности (как и обычаи) формируются в
 самой практике
 массового поведения, в процессе взаимного общения людей и являются отображением
 жизненно-
 практич. и историч. опыта непосредственно в коллективных и индивидуальных
 представлениях,
 чувствах и воле. Моральные нормы воспроизводятся повседневно силой массовых
 привычек, веле-
 ний и оценок обществ. мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений.
 Выполнение
 требований М. может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в
 отдельности.
 Авторитет того или иного лица в М. не связан с к.-л. офиц. полномочиями,
 реальной властью и
 обществ. положением, но является авторитетом духовным, т. е. обусловленным его
 моральными же
 качествами (сила примера) и способностью адекватно выразить смысл нравств.
 требования в том или
 ином случае. Вообще в М. нет характерного для институциональных норм разделения
 субъекта и
 объекта регулирования.
 В отличие же от простых обычаев, нормы М. не только поддерживаются силой
 устоявшегося и
 общепринятого порядка, властью привычки и совокупного давления окружающих и их
 мнения на
 индивида, но полу- ' чают идейное выражение в общих фиксированных представлениях
 (заповедях,
 принципах) о том, как должно поступать. Последние, отражаясь в обществ. мнении,
 вместе с тем
 являют собой нечто более устойчивое, исторически стабильное и систематическое.
 М. отражает
 целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное
 понимание
 сущности («назначения», «смысла», «цели») общества, истории, человека и его
 бытия. Поэтому
 господствующие в данный момент нравы и обычаи могут быть оценены М. с точки
 зрения её общих
 принципов, идеалов, критериев добра и зла, и моральное воззрение может
 находиться в критич.
 отношении к фактически принятому образу жизни (что и находит выражение в
 воззрениях
 прогрессивного класса или, напротив, консервативных социальных групп). Вообще
 же, в М. в
 отличие от обычая должное и фактически принятое совпадает далеко не всегда и не
 полностью. В
 классово антагонистич. обществе нормы общечеловеч. нравственности никогда не
 исполнялись
 целиком, безоговорочно, во всех случаях без исключения.
 Роль сознания в сфере моральной регуляции выражается также в том, что нравств.
 санкция
 (одобрение или осуждение поступков) имеет идеально-духовный характер; она
 выступает в форме не
 действенно-материальных мер обществ. воздаяния (наград или наказаний), а оценки,
 к-рую человек
 должен сам осознать, принять внутренне и соответствующим образом направлять свои
 действия в
 дальнейшем. При этом имеет значение не просто факт чьей-либо эмоционально-

<< Пред.           стр. 203 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу