<< Пред.           стр. 206 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 используются для осн. операций М.— абстрагирования, обобщения, опосредствования
 ) и др.
 Будучи сложным социально-историч. феноменом, М. изучается мн. науками: теорией
 познания (в
 плане анализа соотношения субъективного и объективного в М., чувственного и
 рационального,
 эмпирического и теоретического и др.); логикой (наукой о формах, правилах и
 операциях М.);
 кибернетикой (в связи с задачами технич. моделирования мыслит. операций в форме
 «искусств.
 интеллекта»); психологией (изучающей М. как актуальную деятельность субъекта,
 мотивированную
 потребностями и направленную на цели, к-рые имеют личностную значимость);
 языкознанием (в
 плане соотношения М. и языка); эстетикой (анализирующей М. в процессе созидания
 и восприятия
 художеств.
 ценностей); науковедением (изучающим историю, теорию и практику науч. познания);
 нейрофизио-
 логией (имеющей дело с мозговым субстратом и физио-логич. механизмами М.);
 психопатологией
 (вскрывающей различные виды нарушений нормальных функций М.); этологией
 (рассматривающей
 предпосылки и особенности развития М. в животном мире).
 Значение проблемы М. для философии определяется вопросом об отношении М. к бытию
 —
 основным вопросом философии.
 Знание о М. как особой форме познават. активности человека зародилось в рамках
 философии и
 привело J к вычленению М. из общей совокупности психич. процессов. В др.-греч.
 философии
 происходит отделение М. от чувств. познания, причём др.-греч. мыслители
 МЫШЛЕНИЕ 391
 (Парменид, Гераклит) различали в результатах М. «мнение» (как выражение
 обыденного сознания) и
 «истину» (как независимое от субъективности человека постижение всеобщих законов
 мироздания).
 Демокрит утверждал, что подлинное атомарное устройство вещей можно постичь
 только
 посредством М. Софисты перенесли акцент на анализ речевых и логич. средств М.,
 толкуя их как
 производные от особенностей человека (Протагор, Горгий). Рассматривая эти
 средства вне связи с
 объективным содержанием М., они пришли к релятивизму. Сократ выдвинул девиз
 «познай самого
 себя», предполагающий «очищение» М. от смутных и неопредел. представлений с
 целью достижения
 прочного, надёжного знания. Считая, что истина приобретается в диалоге между
 людьми, Сократ
 установил не-посредств. связь М. с общением. Платон вычленил в качестве гл.
 признака М.
 идеальность (мир «идей») как особую форму реальности, к-рая составляет
 содержание М.
 Аристотель создал учение о формах и структурах М., положившее начало формальной
 логике, и ра-
 скрыл диалектику перехода от ощущения к мысли (учение о «фантазиях» — образах
 представлений).
 Уже в эпоху античности в противовес идеализму возникли материалистич. учения, к-
 рые
 рассматривали идеальное содержание М. (идеи, понятия) как обусловленное
 материей, как
 запечатление внеш. воздействий (Эпикур, Лукреций).
 В философии нового времени проблема М. разрабатывалась как с позиций эмпиризма
 (Ф. Бэкон,
 Локк), так и рационализма (Декарт, Спиноза). Нем, классич. философия,
 развивавшая идеалистич.
 понимание М., выдвинула плодотворную идею активности субъекта в М., оказавшую
 влияние на
 формирование марксистской концепции М. Возникший в 19 в. позитивизм (Спенсер,
 Конт), отрицая
 всеобщие законы развития природы, общества и М., сводил функцию теоретич. М. к
 установлению
 фактов и эмпирически наблюдаемых связей между ними.
 В бурж. философии 20 в. доминирует позитивистский подход к проблеме М.
 Неопозитивизм и др.
 течения аналитич. философии выдвигают на первый план анализ формально-логич.
 аспектов М.,
 игнорируя исследование содержат. моментов теоретич. деятельности человека. Этим
 течениям
 противостоят различные инту-итивистские, феноменологические и
 экзистенциалистские концепции
 М., которые либо толкуют М. как созерцание идеальных сущностей (феноменология),
 либо отрицают
 способность человека к рациональному постижению объективного мира (интуитивизм,
 экзистен-
 циализм).
 Филос., диалектико-материалистич. истолкование природы и сущности М. принадлежит
 классикам
 марксизма-ленинизма. Рассматривая М. как форму духовной, теоретич. деятельности
 человека, они
 раскрыли изначальную связь М. с материальным производством, практич.
 деятельностью людей.
 «Производство идей, представлений сознания первоначально непосредственно
 вплетено в
 материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни.
 Образование
 представлений, мышление, духовное общение людей являются здесь еще
 непосредственным
 порождением материального отношения людей» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч.,
 т. 3, с. 24).
 М.— это историч. явление, предполагающее преемственность приобретаемых от
 поколения к
 поколению знаний и, следовательно, возможность их фиксации средствами языка, с
 к-рым М.
 находится в неразрывной связи. М. отд. человека всесторонне опосредствовано
 развитием М. всего
 человечества. Т. о., М. совр. человека есть продукт обществ.-историч. процесса.
 В процессе развития человеч. общества произошло отделение духовного производства
 от
 материального,
 392 МЭЙО
 в результате чего теоретич. деятельность, М. приобрело относит.
 самостоятельность и независимость
 от практич. деятельности человека. С одной стороны, относит. самостоятельность
 М. служит
 источником отрыва М. от объективной действительности, что, в свою очередь,
 порождает
 иллюзорные или умозрит. представления о мире. Отсюда проистекает проблема
 критерия истинности
 М., в решении к-рой диалектич. материализм исходит из признания таким критерием
 общественно-
 историч. практики. С др. стороны, относит.
 независимость М. обусловливает его творч. активность, способствующую достижению
 новых
 знаний. М. носит категориальный характер, поскольку знание, приобретённое в
 процессе истории
 познания, закрепляется в категориях. Постижение объективной действительности
 осуществляется
 посредством форм М. - понятий, суждений, умозаключений. По мере развития
 познания
 совершенствуется категориальная структура М., оно обогащается новыми категориями
 и понятиями,
 отражающими процесс достижения объективной истины. См. также Сознание,
 Идеальное, Теория
 познания.
 • Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 3, т. 20; Ленин В. И., ПСС, т. 18, т. 29; М а м
 а р д а ш в и л и М. К., Формы и
 содержание М., М., 1968; К о п н и н П. В., Диалектика как логика и теория
 познания, ?., 19734; Материалистич.
 диалектика. Краткий очерк теории, М., 1980; Основы марксистско-ленинской
 философии, ?., 19806; Леонтьев А. Н.,
 Проблемы развития психики, М., 19814; Хрестоматия по общей психологии.
 Психология М., М., 1981. А. Г. Спиркин.
 МЭЙО, M e й о (Мауо) Элтон (26.12.1880, Аделаида, Австралия,— 7.9.1949, Полсден-
 Лейси, Суррей,
 Великобритания), амер. социолог, один из основателей амер. индустриальной
 социологии и
 доктрины «чело-веч. отношений» (см. «Человеческих отношений» теория). В
 концепции М. об
 «отношениях в индустрии» объективно складывающиеся социально-экономич. отношения
 подменяются эмоционально-личными отношениями индивидов друг к другу. М. отрицает
 противоречие классовых интересов предпринимателей и наёмного труда и фиксирует
 внимание на
 «процессе коммуникации», взаимопонимания между представителями различных групп в
 рамках
 предприятия; путь к ликвидации столкновений между трудом и капиталом он видит в
 улучшении
 личных отношений руководства и наёмных работников. Начиная с 20-х гг. М. с
 коллективом
 сотрудников по заказу корпораций выработал комплекс мероприятий, рассчитанных на
 улучшение
 «социальной атмосферы» на предприятиях, снижение остроты конфликтов между
 начальством и
 подчинёнными, представителями различных уровней служебной иерархии и т. д. М.—
 один из
 создателей концепции, согласно к-рой рабочий может быть более эффективно
 стимулирован
 «неэкономич. факторами» (уважение со стороны начальства, высокий престиж в
 коллективе и т. д.),
 нежели величиной и возможностями повышения зарплаты. Но этой основе М. предложил
 ряд
 конкретных методов повышения производительности труда. Социология, согласно М.,
 должна
 практически содействовать установлению «мира в пром-сти».
 • The social problems of an industrial civilization, Boston, 1945; The political
 problem of industrial civilization, [Boston,
 1947]; The human problems of an industrial civilization, new ed., Boston,
 [1949],
 * Г в и ш и а н и Д. М., Организация и управление. Социоло-гич. анализ бурж.
 теорий, M., 19722.
 МЭМФОРД (Mumford) Льюис (р. 19.10.1895, Флашинг, Нью-Йорк), амер. философ и
 социолог.
 Теоретич. и по-литич. взгляды М. претерпели значит. эволюцию — от либерально-
 реформистских
 иллюзий 20—30-х гг., когда М. активно поддерживал «новый курс» президента Ф.
 Рузвельта, к
 социально-пессимистич., консервативным убеждениям. Многочисл. работы М.
 посвящены
 социальным проблемам техники, истории городов и процессам урбанизации, утопич.
 традиции в
 обществ. мысли. Книги М. по теории градостроительства и архитектуры оказали
 большое влияние на
 урбанистику в США. В работах «Техника и цивилизация» («Technics
 and civilization», 1934), «Иск-во и техника» («Art and technics», 1952) и
 особенно в «Мифе о машине»
 («The myth of the machine», v. l—2, 1967—70) M. выступает как один из крайних
 представителей
 негативного технология, детерминизма. Осн. причину всех социальных зол и
 потрясений совр. эпохи
 М. видит в возрастающем разрыве между уровнями технологии и нравственности, к-
 рый, по его
 мнению, уже в недалёком будущем угрожает человечеству порабощением со стороны
 безличной
 Мегамашины, т. е. предельно рационализированной, технократич. организации
 общества. Научно-
 технич. прогресс со времён Ф. Бэкона и Г. Галилея М. называет «интеллектуальным
 империализмом», жертвой к-рого пали гуманизм и социальная справедливость. Наука
 трактуется М.
 как суррогат религии, а учёные — как сословие новых жрецов. Поэтому М. призывает
 остановить
 науч.-технич. прогресс и возродить социальные ценности средневековья, к-рое он
 ныне изображает
 «золотым веком» человечества. Такая ретроградная позиция привела М. и к
 переоценке роли утопий.
 Если в «Истории утопий» (1922) он усматривал в них программу преобразования
 общества на спра-
 ведливых началах, то в послевоен. годы М. считает утопию «реализуемым кошмаром».
 В этом же
 русле идёт и резкая критика им бурж. футурологии.
 Политич. взгляды М. крайне противоречивы и непоследовательны. Выступления против
 «холодной
 войны», в поддержку сосуществования двух систем, отстаивание бурж.-демократия,
 традиций от
 посягательств мак-картизма и ультрареакционных кругов США, резкая критика с
 позиций
 либерализма засилья монополий, бюрократизации общества, подавления личности
 сочетаются у М. с
 откровенным антикоммунизмом.
 • The culture of cities, L., [1946]; In the name of sanity, ?. ?., 1954; The
 transformations of man, ?. ?., 1956; The city in histo-
 ry, Harmondsworth, 1966; Interpretations and forecasts, N. Y., 1973; Findings
 and keepings. Analects for an autobiography, N.
 Y., 1975; My works and days, N. Y., 1979; в рус. пер.— От бревенчатого дома до
 небоскреба, М., 1936.
 • Осипов Г. В., Техника и обществ. прогресс, М., 1959; Историч. материализм и
 социальная философия совр. буржуа-
 пни. Сб. ст., М., 1960; Епископосов Г. Л., Техника и социология, М., 1967.
 МЭН-ЦЗЫ, Мэн Кэ (ок. 372—289 до н. э.), др.-кит. философ, представитель
 конфуцианства. Род. в
 царстве Цзоу (ныне юго-вост. часть у. Цзоусянь в юж. части пров. Шаньдун). Как и
 Конфуций, много
 путешествовал по др.-кит. гос-вам Ця, Сун, Тэн, Лян, ок. 40 лет проповедуя своё
 учение (в основе его
 — превознесение моральных устоев мифич. правителей глубокой древности Яо и Шуня,
 2356—2206
 до н. э.) и предлагая свои услуги правителям. Остаток жизни провёл в беседах со
 своими учениками,
 результатом к-рых явился трактат «М.-ц.», составленный, по-видимому,
 последователями М.-ц. уже
 после его смерти на основе его высказываний, а также фактов из его жизни и
 политич. деятельности.
 Он состоит из семи глав, каждая из к-рых разделена на две части.
 Этико-политич. учение М.-ц. базировалось на тезисе об изначальной доброте
 человеч. натуры (ср.
 Сюнъ-цзы), согласно к-рому человек обладает врождённым знанием добра и
 способностью творить
 его. Зло — результат ошибок людей и для его искоренения следует восстановить
 первонач. природу
 человека. М.-ц. первым ввёл понятие «гуманного управления» (жэнь чжэн) страной,
 к-рое он
 противопоставлял «деспотия, правлению», или «правлению с использованием силы», а
 также по-
 нятиям «выгода», «богатство», «польза» и т. п. Он выступал за уважит. отношение
 к народу, за право
 народа (по др. интерпретации — сановников) на свержение плохого правителя. Идеи
 М.-ц. оказали
 сильное влияние на представителей неоконфуцианства, на Ван Янмина и др.
 философов.
 • «М.-ц.», в кн.: Др.-кит. философия, т. 1, М., 1972, с. 225—47, 327—36; Ssu
 shu. The four books, English transl. and notes
 by J. Legge, Shanghai, [s. a.], p. 429—1014; P o r k e ?., Geschichte der alten
 chinesischen Philosophie, Hamb., 1927, S. 190—
 215.
 H
 НАБЛЮДЕНИЕ, преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей
 деятельности. Н. как специфически человеч. акт принципиально отличается от
 различных форм
 прослеживания у животных. Исторически Н. развивается как составная часть
 трудовой операции,
 включающей в себя установление соответствия продукта труда его запланированному
 идеальному
 образу. С усложнением социальной действительности и трудовых операций Н.
 выделяется в относи-
 тельно самостоят. аспект деятельности (науч. Н., восприятие информации на
 приборах, Н. как часть
 процесса художеств. творчества и т. д.). С развитием науки Н. становится всё
 более сложным и
 опосредованным. Осн. требования к науч. Н.— однозначность замысла, система
 методов Н.,
 объективность, т. е. возможность контроля путём либо повторного Н., либо
 применения иных
 методов исследования, напр. эксперимента (в то же время Н. обычно включено в
 качестве составной
 части в процедуру эксперимента). На первый план всё больше выступает
 интерпретация результатов
 Н., т. к. в современной науке обобщения редко делаются на уровне наблюдаемых
 фактов, в качестве
 к-рых могут выступать лишь знаки изучаемых явлений (например, кривая на
 осциллографе,
 электроэнцефалограмма и т. д.).

<< Пред.           стр. 206 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу