<< Пред.           стр. 209 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 неустойчивость.
 В трудах В. И. Ленина и др. революц. марксистов дана всесторонняя критика Н.,
 его мелкобурж.
 непоследовательности, утопичности и т. п. Вместе с тем Ленин различал утопич.
 оболочку
 мелкобурж. социализма Н. и его демократич., антифеод.«ядро» (см. «Две утопии»,
 ПСС, т. 22, с.
 117—21).
 Как тип идеологии Н. было характерно не только для России, но и для др. стран
 позднего бурж.
 развития: Китая, Индии, Мексики, нек-рых совр. развивающихся гос-в Азии, Африки
 и Лат. Америки
 (см. Популизм).
 • Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-
 демократов?, ПСС, т. 1; е г о ж е, Экономич.
 содержание Н. и критика его в книге г. Струве, там же; его же, По поводу юбилея,
 там же, т. 20; Галактионов А. А.,
 Никандров П. Ф., Идеологи рус. Н., Л., 1966; Твардовская В. А., Социалистич.
 мысль в России на рубеже 1870—1880 гг.,
 М., 1969; ? ? ? о с В. Г., Народнич. идеология и марксизм (кон. XIX в.), М.,
 1972; М а л и н и н В. А., Философия
 революц. Н., М., 1972; Социология, мысль в России, Л., 1978.
 В. Г. Хорос.
 НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, антиимпериалистич., антифеод.,
 демократич. революция, развернувшаяся в обстановке 2-й мировой войны и после неё
 в ряде стран
 Европы и Азии и явившаяся прологом социалистич. преобразований в этих странах.
 Для обозначения
 Н.-д. р. применяются и др. термины (напр., нац.-демократич. революция — в
 Чехословакии,
 демократич. революция — в Венгрии, но-водемократич. революция — в Китае и т.
 п.). В Болгарии
 термин «Н.-д. р.» употребляется в ином смысле: «...народно-демократическая по
 форме революция в
 нашей стране... с самого начала... носит социалистический характер» (Живков Т.,
 Избр. статьи и
 речи, т. 1, 1965, с. 420).
 Н.-д. р. как антиимпериалистич., антифеод., демократич. революция имела место в
 условиях общего
 кризиса капитализма в странах с весьма различным уровнем обществ.-экономич.
 развития
 (Чехословакия и Венгрия, Румыния и Китай и т. д.). Аналогичное, хотя и далеко не
 тождественное
 социально-экономич. содержание революций 40-х гг. 20 в. было обусловленно тем,
 что страны, в к-
 рых они произошли, оказались в полуколон. зависимости от иностр. империализма
 (германского,
 итальянского, японского). Это поставило перед народами этих стран в качестве
 ближайших общие
 задачи революц. борьбы против фашизма, за нац. независимость и демократию,
 обусловило существ.
 сходство путей их первонач. революц. развития. В условиях разгрома при решающем
 участии СССР
 герм. и итал. фашизма и япон. милитаризма, в результате активной борьбы
 внутренних
 революционно-демократических сил, возглавляемых коммунистами, возник новый,
 нар.-
 демократический строй.
 Н.-д. р. не является революцией социалистич. типа и вместе с тем существенно
 отличается от бурж.-
 демок-
 НАРОДНО 397
 ратич. революций. Если экономич. основой бурж.-демократич. революции старого
 типа является
 противоречие между развитием производит. сил и феод.(полуфеод.) производств.
 отношениями, а
 основой социа-листич. революции — противоречие между развитием производит. сил и
 отжившими
 капиталистич. производств.
 отношениями, то в основе Н.-д. р. в рассматриваемых странах Европы и Азии, как
 правило, лежали
 два разнородных противоречия: с одной стороны, между развитием производит. сил и
 отжившими
 феод.(полуфеод.) производств. отношениями (это противоречие не имело существ.
 значения, напр.,
 для Чехословакии), с другой — между интересами нац. экономич. развития и
 засильем иностр.
 капитала и связанного с ним местного капитала. Уничтожение пережитков феод.-кре-
 постнич.
 порядков стало невозможным без революц. борьбы с империализмом, без разгрома
 фашизма. Именно
 поэтому Н.-д. р. представляет собой уже не просто антифеод. (бурж.) революцию и
 ещё не антика-
 питалистич. (социалистич.) революцию, а новую анти-империалистич., антифеод.,
 антифаш., нац.-
 освободит., демократич. революцию.
 Отличит. чертой Н.-д. р. является также состав её движущих сил. Если движущими
 силами бурж.-де-
 мократич. революции старого типа были возглавляемые буржуазией классы, а
 движущую силу
 социалистич. революции составляет возглавляемый пролетариатом союз пролетариата
 и всех
 трудящихся, всех эксплуатируемых, то Н.-д. р. имеет в этом отношении свою
 специфику. Движущей
 силой Н.-д. р. является широкий нар. фронт пролетариата, крестьянства, мелкой
 буржуазии и
 различных слоев др. классов (напр., средней или нац. буржуазии), основанный на
 союзе пролетариата
 и крестьянства и руководимый пролетариатом во главе с марксистско-ленинской
 партией. Вместе с
 тем Н.-д. р. решительно сближается с социалистич. революцией. Гегемония
 пролетариата,
 возглавляющего союз революц. сил, обеспечивает радикальный характер Н.-д. р.,
 позволяет ей
 развиваться в сторону социализма.
 Важнейшим отличием Н.-д. р. является характер устанавливаемой ею гос. власти —
 революц.-
 демократич. диктатуры революц. классов, руководимых пролетариатом. В отличие от
 бурж.
 демократии как власти меньшинства, она является властью подавляющего
 большинства, проводящей
 глубокие социально-экономич. преобразования в интересах большинства населения.
 Повсюду в этих
 странах были созданы пр-ва и органы гос. власти широкого нар. фронта (Нац.
 фронта в Чехосло-
 вакии, Демократич. блока в Польше, Нац.-демократич. фронта в Румынии и т. п.),
 куда входили
 пролетариат, крестьянство, мелкая буржуазия и представители буржуазии (напр., С.
 Миколайчик в
 Польше, Ф. Надь и др. в Венгрии, Г. Татареску в Румынии, Э. Бенеш и др. в
 Чехословакии и т. д.).
 Власть народа, установившаяся непосредственно в результате Н.-д. р., отличалась
 от диктатуры
 пролетариата по своему классовому характеру. Вместе с тем гегемония пролетариата
 и его
 марксистско-ленинской партии в рамках этой демократич. власти представляла собой
 зародыш
 диктатуры пролетариата. Для её утверждения необходимо было очистить гос. власть
 от
 эксплуататорских элементов, сопротивлявшихся дальнейшим демократич. и
 социалистич.
 преобразованиям, а также перестроить её в целях решения социалистич. задач.
 Антифеод.и антиимпериалистич. характер Н.-д. р. предопределяет двойственный,
 противоречивый
 характер её экономич. результатов, ибо, с одной стороны, в результате
 антифеод.преобразований в
 деревне создаётся не социалистич., а мелкобурж. строй, а с другой — в результате
 антиимпериалистич. преобразований и национализации в пром-сти (и торговле)
 возни-
 398 НАРОДНОСТЬ
 кает гос. собственность, на основе к-рой складываются производств. отношения по
 своей тенденции
 социалистич. типа.
 Н.-д. р. представляет собой ближайший этап, подступ для перехода к социалистич.
 преобразованиям.
 Она видоизменяет задачи и формы развития непосредственно следующей за ней
 социалистич.
 революции, открывает мирный путь для перехода к социализму.
 • Ленин В. И., Две тактики социал-демократии в демокра-. тич. революции, ПСС, т.
 11; Программа КПСС (Принята XXII
 съездом КПСС), М., 1976; Программные документы борьбы за мир, демократию и
 социализм, М., 1961; ? и к В., Избр.
 произв., М., 1956; Георгиу-Деж Г., Статьи и речи, т. 1—2, М., 1956; Димитров Г.,
 Избр. произв., т. 1—2, М., 1957;
 Живков Т., Избр. статьи и речи, т.1—2, М., 1964—65; Кадар Я., Избр. статьи и
 речи, М., 1964; Гусак Г., Избр. статьи и
 речи. 1973—1980 ,М., 1981; Основы марксизма-ленинизма, M., 19784; Б у т е н к о
 А. П., Социализм как обществ. строй,
 М., 1974. А. П. Бутенко.
 НАРОДНОСТЬ, исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономич. и
 культурная
 общность людей, предшествующая нации. Начало формирования Н. относится к периоду
 консолидации племенных союзов; оно выражалось в постепенном смешении племён,
 замене прежних
 кровнородств. связей территориальными. Первыми сложились Н. рабовладельч. эпохи
 (древнеегипетская, древнеэллинская и др.). В Европе процесс образования Н.
 завершился в основном
 в период феодализма (древнерус., польск., франц. и др. Н.). В остальных частях
 света этот процесс
 продолжался и в последующие эпохи. Н. обычно складывались из неск. племён,
 близких по своему
 происхождению и языку (польская — из слав. племён: полян, вис-лян, мазовшан и
 др.), или из
 разноязычных племён, смешавшихся в результате завоевания одних племён другими
 (французская —
 из галльских племён, рим. колонистов и герм. племён: франков, вестготов,
 бургундов и др.). В
 процессе складывания Н., по мере усиления связей между отд. её частями, язык
 одного из этнич.
 компонентов (более многочисленного или более развитого) превращается в общий
 язык Н., а
 остальные племенные языки низводятся до роли диалектов, а иногда совсем
 исчезают; формируется
 территориальная, культурная и хоз. общность с общим самоназванием. Становление
 гос-ва
 способствовало упрочению Н., но в процессе историч. развития Н. могли не
 совпадать с гос-вом ни
 территориально, ни по языку.
 С развитием капиталистич. отношений и усилением экономич. и культурных связей Н.
 превращаются
 в нации. Н., оказавшиеся разделёнными на части гос. границами, могут дать начало
 неск. нац.
 образованиям (португальцы и галисийцы, немцы и люксембуржцы и др.), Древнерус.
 Н. явилась
 общим корнем рус., укр. и белорус. Н., сложившихся впоследствии в нации. Не
 менее часты случаи,
 когда в формировании одной нации участвовали или участвуют неск. Н. В СССР нек-
 рые Н.
 (туркменская, киргизская и др.) превратились в нации, минуя капиталистич. стадию
 развития.
 Многие Н. (особенно мелкие), отставшие по ряду причин в своём развитии, могут и
 не превратиться
 в нации; с течением времени они вступают в тесные связи с другими, более
 развитыми Н. и нациями,
 усваивают их культуру и язык и постепенно сливаются с ними.
 Распад колон. системы империализма и завоевание мн. странами Азии и Африки гос.
 независимости
 ускорили процессы этнич. консолидации и рост нац. самосознания. Из племенных
 территориальных
 этнич. групп формируются новые Н. и нации.
 • Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, Маркс К. и
 Энгельс Ф., Соч., т. 21; Ленин В. И.,
 Что такое «Друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, ПСС, т. 1;
 А л е к с е е в В., Род, племя, П.,
 нация, М., 1962; Численность и расселение народов мира, М., 1962; Козлов В. И.,
 Динамика численности народов, М.,
 1969.
 НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА, одно из осн. понятий марксистско-ленинской эстетики,
 означающее
 связь иск-ва с народом, обусловленность художеств. явлений жизнью, борьбой,
 идеями, чувствами и
 стремле-
 ниями трудящихся, выражение в иск-ве идеалов, интересов и психологии нар. масс.
 В процессе историч. развития Н. и. приобретала различные формы. Художеств,
 творчество в
 первобытнообщинном строе ещё не обособилось в самостоят. сферу деятельности и,
 будучи
 непосредственно «вплетено» в социальную практику коллектива, обслуживало всю
 массу общества.
 Эта первоначальная примитивная форма Н. и. выступает как исходный пункт развития
 т. н. нар.
 творчества — иск-ва, непосредственно создаваемого трудящимися в условиях
 классовых обществ. С
 развитием разделения труда и постепенным обособлением проф. иск-ва как особой
 формы духовной
 культуры — процессом, к-рый окончательно завершается только в эпоху капитализма,
 формируются
 новые формы Н. и. На исходе эпохи Возрождения нар. творчество впервые отчётливо
 расходится с
 «учёным» иск-вом, ориентирующимся на «образованную» верхушку общества, но
 концентрирующим в себе осн. потенции эстетического прогресса. Осмысление этого
 процесса
 привело к возникновению теории Н. и. в эпоху Просвещения.
 Просветители указали на связь «учёного» иск-ва с нар. мышлением, с образным и
 метафорич.
 характером нар. языка, с нар. эпосом и мифологией (Вико, Гердер, Гумбольдт и
 др.). Центр. место
 занимает идея Н. и. в эстетике романтизма, где она органически связывается с
 проблемой
 национальности в художеств. творчестве. Однако большинство представителей
 романтич. школы
 подчёркивало преим. патриархальный характер нар. иск-ва, противопоставляло его
 как нечто
 бессознательное и естественное проф. иск-ву как искусственному и
 индивидуалистическому.
 Наиболее глубоко в домарксистской эстетике теория Н. и. была разработана рус.
 революц.
 демократами, особенно Белинским и Добролюбовым. Подвергнув критике романтически-
 патриархальное понимание Н. и. славянофилами, они сумели связать идею Н. и. не
 только с жизнью и
 интересами масс, но и с освободит. борьбой трудящихся. В просвещении и
 раскрепощении народа
 они видели условие освоения художественных достижений широкими массами,
 преодоления той
 ограниченности распространения профессионального иск-ва только в среде
 «образованных классов»,
 к-рая заставила Толстого подвергнуть острой критике отрыв иск-ва от народа.
 Анализ и критика противоречий капиталистич. цивилизации стали исходным пунктом
 марксистского
 понимания Н. и. К. Маркс и Ф. Энгельс не только глубоко охарактеризовали нар.
 основы ряда
 художеств. явлений (антич. художеств. мифологии, ср.-век. нар. поэзии,
 Шекспира), но и раскрыли
 причины обездоленнос-ти нар. масс в сфере иск-ва в бурж. обществе, показали, что
 путём к
 преодолению этих антагонизмов является социалистич. революция.
 Теория Н. и. была поднята на высшую ступень В. И. Лениным. На основе опыта
 социалистич.
 революции и начального этапа строительства социалистич. культуры в СССР Ленин
 раскрыл
 диалектику превращения иск-ва в общенар. достояние как один из центр. моментов
 культурной
 революции. Он подчеркнул, что лишь в условиях социализма, ликвидирующего
 антагонистический
 разрыв между художественной культурой и миллионами трудящихся, совершается
 процесс
 возвращения художественных ценностей народу. Н. и. для Ленина — решающий
 критерий оценки во
 всех вопросах как эстетической теории, так и художеств. политики.
 Бурж. эстетика оказалась неспособной указать пути преодоления противоречий
 эстетич. сознания,
 порождённых антагонизмами классового общества. Эти противоречия практически
 разрешаются в
 ходе строительства социалистич. культуры, руководствующегося, в частности,
 мыслью Ленина о
 том, что «искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубо-
 чайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно
 этим массам
 и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать
 их. Оно должно

<< Пред.           стр. 209 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу