<< Пред. стр. 209 (из 449) След. >>
неустойчивость.В трудах В. И. Ленина и др. революц. марксистов дана всесторонняя критика Н.,
его мелкобурж.
непоследовательности, утопичности и т. п. Вместе с тем Ленин различал утопич.
оболочку
мелкобурж. социализма Н. и его демократич., антифеод.«ядро» (см. «Две утопии»,
ПСС, т. 22, с.
117—21).
Как тип идеологии Н. было характерно не только для России, но и для др. стран
позднего бурж.
развития: Китая, Индии, Мексики, нек-рых совр. развивающихся гос-в Азии, Африки
и Лат. Америки
(см. Популизм).
• Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-
демократов?, ПСС, т. 1; е г о ж е, Экономич.
содержание Н. и критика его в книге г. Струве, там же; его же, По поводу юбилея,
там же, т. 20; Галактионов А. А.,
Никандров П. Ф., Идеологи рус. Н., Л., 1966; Твардовская В. А., Социалистич.
мысль в России на рубеже 1870—1880 гг.,
М., 1969; ? ? ? о с В. Г., Народнич. идеология и марксизм (кон. XIX в.), М.,
1972; М а л и н и н В. А., Философия
революц. Н., М., 1972; Социология, мысль в России, Л., 1978.
В. Г. Хорос.
НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, антиимпериалистич., антифеод.,
демократич. революция, развернувшаяся в обстановке 2-й мировой войны и после неё
в ряде стран
Европы и Азии и явившаяся прологом социалистич. преобразований в этих странах.
Для обозначения
Н.-д. р. применяются и др. термины (напр., нац.-демократич. революция — в
Чехословакии,
демократич. революция — в Венгрии, но-водемократич. революция — в Китае и т.
п.). В Болгарии
термин «Н.-д. р.» употребляется в ином смысле: «...народно-демократическая по
форме революция в
нашей стране... с самого начала... носит социалистический характер» (Живков Т.,
Избр. статьи и
речи, т. 1, 1965, с. 420).
Н.-д. р. как антиимпериалистич., антифеод., демократич. революция имела место в
условиях общего
кризиса капитализма в странах с весьма различным уровнем обществ.-экономич.
развития
(Чехословакия и Венгрия, Румыния и Китай и т. д.). Аналогичное, хотя и далеко не
тождественное
социально-экономич. содержание революций 40-х гг. 20 в. было обусловленно тем,
что страны, в к-
рых они произошли, оказались в полуколон. зависимости от иностр. империализма
(германского,
итальянского, японского). Это поставило перед народами этих стран в качестве
ближайших общие
задачи революц. борьбы против фашизма, за нац. независимость и демократию,
обусловило существ.
сходство путей их первонач. революц. развития. В условиях разгрома при решающем
участии СССР
герм. и итал. фашизма и япон. милитаризма, в результате активной борьбы
внутренних
революционно-демократических сил, возглавляемых коммунистами, возник новый,
нар.-
демократический строй.
Н.-д. р. не является революцией социалистич. типа и вместе с тем существенно
отличается от бурж.-
демок-
НАРОДНО 397
ратич. революций. Если экономич. основой бурж.-демократич. революции старого
типа является
противоречие между развитием производит. сил и феод.(полуфеод.) производств.
отношениями, а
основой социа-листич. революции — противоречие между развитием производит. сил и
отжившими
капиталистич. производств.
отношениями, то в основе Н.-д. р. в рассматриваемых странах Европы и Азии, как
правило, лежали
два разнородных противоречия: с одной стороны, между развитием производит. сил и
отжившими
феод.(полуфеод.) производств. отношениями (это противоречие не имело существ.
значения, напр.,
для Чехословакии), с другой — между интересами нац. экономич. развития и
засильем иностр.
капитала и связанного с ним местного капитала. Уничтожение пережитков феод.-кре-
постнич.
порядков стало невозможным без революц. борьбы с империализмом, без разгрома
фашизма. Именно
поэтому Н.-д. р. представляет собой уже не просто антифеод. (бурж.) революцию и
ещё не антика-
питалистич. (социалистич.) революцию, а новую анти-империалистич., антифеод.,
антифаш., нац.-
освободит., демократич. революцию.
Отличит. чертой Н.-д. р. является также состав её движущих сил. Если движущими
силами бурж.-де-
мократич. революции старого типа были возглавляемые буржуазией классы, а
движущую силу
социалистич. революции составляет возглавляемый пролетариатом союз пролетариата
и всех
трудящихся, всех эксплуатируемых, то Н.-д. р. имеет в этом отношении свою
специфику. Движущей
силой Н.-д. р. является широкий нар. фронт пролетариата, крестьянства, мелкой
буржуазии и
различных слоев др. классов (напр., средней или нац. буржуазии), основанный на
союзе пролетариата
и крестьянства и руководимый пролетариатом во главе с марксистско-ленинской
партией. Вместе с
тем Н.-д. р. решительно сближается с социалистич. революцией. Гегемония
пролетариата,
возглавляющего союз революц. сил, обеспечивает радикальный характер Н.-д. р.,
позволяет ей
развиваться в сторону социализма.
Важнейшим отличием Н.-д. р. является характер устанавливаемой ею гос. власти —
революц.-
демократич. диктатуры революц. классов, руководимых пролетариатом. В отличие от
бурж.
демократии как власти меньшинства, она является властью подавляющего
большинства, проводящей
глубокие социально-экономич. преобразования в интересах большинства населения.
Повсюду в этих
странах были созданы пр-ва и органы гос. власти широкого нар. фронта (Нац.
фронта в Чехосло-
вакии, Демократич. блока в Польше, Нац.-демократич. фронта в Румынии и т. п.),
куда входили
пролетариат, крестьянство, мелкая буржуазия и представители буржуазии (напр., С.
Миколайчик в
Польше, Ф. Надь и др. в Венгрии, Г. Татареску в Румынии, Э. Бенеш и др. в
Чехословакии и т. д.).
Власть народа, установившаяся непосредственно в результате Н.-д. р., отличалась
от диктатуры
пролетариата по своему классовому характеру. Вместе с тем гегемония пролетариата
и его
марксистско-ленинской партии в рамках этой демократич. власти представляла собой
зародыш
диктатуры пролетариата. Для её утверждения необходимо было очистить гос. власть
от
эксплуататорских элементов, сопротивлявшихся дальнейшим демократич. и
социалистич.
преобразованиям, а также перестроить её в целях решения социалистич. задач.
Антифеод.и антиимпериалистич. характер Н.-д. р. предопределяет двойственный,
противоречивый
характер её экономич. результатов, ибо, с одной стороны, в результате
антифеод.преобразований в
деревне создаётся не социалистич., а мелкобурж. строй, а с другой — в результате
антиимпериалистич. преобразований и национализации в пром-сти (и торговле)
возни-
398 НАРОДНОСТЬ
кает гос. собственность, на основе к-рой складываются производств. отношения по
своей тенденции
социалистич. типа.
Н.-д. р. представляет собой ближайший этап, подступ для перехода к социалистич.
преобразованиям.
Она видоизменяет задачи и формы развития непосредственно следующей за ней
социалистич.
революции, открывает мирный путь для перехода к социализму.
• Ленин В. И., Две тактики социал-демократии в демокра-. тич. революции, ПСС, т.
11; Программа КПСС (Принята XXII
съездом КПСС), М., 1976; Программные документы борьбы за мир, демократию и
социализм, М., 1961; ? и к В., Избр.
произв., М., 1956; Георгиу-Деж Г., Статьи и речи, т. 1—2, М., 1956; Димитров Г.,
Избр. произв., т. 1—2, М., 1957;
Живков Т., Избр. статьи и речи, т.1—2, М., 1964—65; Кадар Я., Избр. статьи и
речи, М., 1964; Гусак Г., Избр. статьи и
речи. 1973—1980 ,М., 1981; Основы марксизма-ленинизма, M., 19784; Б у т е н к о
А. П., Социализм как обществ. строй,
М., 1974. А. П. Бутенко.
НАРОДНОСТЬ, исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономич. и
культурная
общность людей, предшествующая нации. Начало формирования Н. относится к периоду
консолидации племенных союзов; оно выражалось в постепенном смешении племён,
замене прежних
кровнородств. связей территориальными. Первыми сложились Н. рабовладельч. эпохи
(древнеегипетская, древнеэллинская и др.). В Европе процесс образования Н.
завершился в основном
в период феодализма (древнерус., польск., франц. и др. Н.). В остальных частях
света этот процесс
продолжался и в последующие эпохи. Н. обычно складывались из неск. племён,
близких по своему
происхождению и языку (польская — из слав. племён: полян, вис-лян, мазовшан и
др.), или из
разноязычных племён, смешавшихся в результате завоевания одних племён другими
(французская —
из галльских племён, рим. колонистов и герм. племён: франков, вестготов,
бургундов и др.). В
процессе складывания Н., по мере усиления связей между отд. её частями, язык
одного из этнич.
компонентов (более многочисленного или более развитого) превращается в общий
язык Н., а
остальные племенные языки низводятся до роли диалектов, а иногда совсем
исчезают; формируется
территориальная, культурная и хоз. общность с общим самоназванием. Становление
гос-ва
способствовало упрочению Н., но в процессе историч. развития Н. могли не
совпадать с гос-вом ни
территориально, ни по языку.
С развитием капиталистич. отношений и усилением экономич. и культурных связей Н.
превращаются
в нации. Н., оказавшиеся разделёнными на части гос. границами, могут дать начало
неск. нац.
образованиям (португальцы и галисийцы, немцы и люксембуржцы и др.), Древнерус.
Н. явилась
общим корнем рус., укр. и белорус. Н., сложившихся впоследствии в нации. Не
менее часты случаи,
когда в формировании одной нации участвовали или участвуют неск. Н. В СССР нек-
рые Н.
(туркменская, киргизская и др.) превратились в нации, минуя капиталистич. стадию
развития.
Многие Н. (особенно мелкие), отставшие по ряду причин в своём развитии, могут и
не превратиться
в нации; с течением времени они вступают в тесные связи с другими, более
развитыми Н. и нациями,
усваивают их культуру и язык и постепенно сливаются с ними.
Распад колон. системы империализма и завоевание мн. странами Азии и Африки гос.
независимости
ускорили процессы этнич. консолидации и рост нац. самосознания. Из племенных
территориальных
этнич. групп формируются новые Н. и нации.
• Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., т. 21; Ленин В. И.,
Что такое «Друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, ПСС, т. 1;
А л е к с е е в В., Род, племя, П.,
нация, М., 1962; Численность и расселение народов мира, М., 1962; Козлов В. И.,
Динамика численности народов, М.,
1969.
НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА, одно из осн. понятий марксистско-ленинской эстетики,
означающее
связь иск-ва с народом, обусловленность художеств. явлений жизнью, борьбой,
идеями, чувствами и
стремле-
ниями трудящихся, выражение в иск-ве идеалов, интересов и психологии нар. масс.
В процессе историч. развития Н. и. приобретала различные формы. Художеств,
творчество в
первобытнообщинном строе ещё не обособилось в самостоят. сферу деятельности и,
будучи
непосредственно «вплетено» в социальную практику коллектива, обслуживало всю
массу общества.
Эта первоначальная примитивная форма Н. и. выступает как исходный пункт развития
т. н. нар.
творчества — иск-ва, непосредственно создаваемого трудящимися в условиях
классовых обществ. С
развитием разделения труда и постепенным обособлением проф. иск-ва как особой
формы духовной
культуры — процессом, к-рый окончательно завершается только в эпоху капитализма,
формируются
новые формы Н. и. На исходе эпохи Возрождения нар. творчество впервые отчётливо
расходится с
«учёным» иск-вом, ориентирующимся на «образованную» верхушку общества, но
концентрирующим в себе осн. потенции эстетического прогресса. Осмысление этого
процесса
привело к возникновению теории Н. и. в эпоху Просвещения.
Просветители указали на связь «учёного» иск-ва с нар. мышлением, с образным и
метафорич.
характером нар. языка, с нар. эпосом и мифологией (Вико, Гердер, Гумбольдт и
др.). Центр. место
занимает идея Н. и. в эстетике романтизма, где она органически связывается с
проблемой
национальности в художеств. творчестве. Однако большинство представителей
романтич. школы
подчёркивало преим. патриархальный характер нар. иск-ва, противопоставляло его
как нечто
бессознательное и естественное проф. иск-ву как искусственному и
индивидуалистическому.
Наиболее глубоко в домарксистской эстетике теория Н. и. была разработана рус.
революц.
демократами, особенно Белинским и Добролюбовым. Подвергнув критике романтически-
патриархальное понимание Н. и. славянофилами, они сумели связать идею Н. и. не
только с жизнью и
интересами масс, но и с освободит. борьбой трудящихся. В просвещении и
раскрепощении народа
они видели условие освоения художественных достижений широкими массами,
преодоления той
ограниченности распространения профессионального иск-ва только в среде
«образованных классов»,
к-рая заставила Толстого подвергнуть острой критике отрыв иск-ва от народа.
Анализ и критика противоречий капиталистич. цивилизации стали исходным пунктом
марксистского
понимания Н. и. К. Маркс и Ф. Энгельс не только глубоко охарактеризовали нар.
основы ряда
художеств. явлений (антич. художеств. мифологии, ср.-век. нар. поэзии,
Шекспира), но и раскрыли
причины обездоленнос-ти нар. масс в сфере иск-ва в бурж. обществе, показали, что
путём к
преодолению этих антагонизмов является социалистич. революция.
Теория Н. и. была поднята на высшую ступень В. И. Лениным. На основе опыта
социалистич.
революции и начального этапа строительства социалистич. культуры в СССР Ленин
раскрыл
диалектику превращения иск-ва в общенар. достояние как один из центр. моментов
культурной
революции. Он подчеркнул, что лишь в условиях социализма, ликвидирующего
антагонистический
разрыв между художественной культурой и миллионами трудящихся, совершается
процесс
возвращения художественных ценностей народу. Н. и. для Ленина — решающий
критерий оценки во
всех вопросах как эстетической теории, так и художеств. политики.
Бурж. эстетика оказалась неспособной указать пути преодоления противоречий
эстетич. сознания,
порождённых антагонизмами классового общества. Эти противоречия практически
разрешаются в
ходе строительства социалистич. культуры, руководствующегося, в частности,
мыслью Ленина о
том, что «искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубо-
чайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно
этим массам
и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать
их. Оно должно