<< Пред.           стр. 215 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 подхода к любой
 крупной проблеме, междисциплинарных исследований. В связи с зтим стало особенно
 необходимо
 тесное взаимодействие естеств., технич. и обществ.
 наук, развивающееся в социалистических странах как одно из конкретных выражений
 органического
 соединения преимуществ социализма с достижениями Н.-т. р.
 Возникли спец. дисциплины, изучающие закономерности развития, условия и факторы
 повышения
 эффективности самой научной деятельности (см. Наукове-дение).
 Научно-технич. переворот революционизирует с.-х. произ-во, превращая с.-х. труд
 в разновидность
 индустриального труда. Одновременно деревенский уклад жизни всё более уступает
 место
 городскому. Рост науки, техники и пром-сти способствует интенсивной урбанизации,
 а развитие
 средств массовой коммуникации и совр. транспорта способствует
 интернационализации культурной
 жизни.
 В процессе Н.-т. р. в новую фазу вступают отношения общества и природы. Перед
 человечеством во
 весь рост встала задача сохранения и науч. регулирования среды своего обитания.
 В ходе Н.-т. р. существенно изменяется содержание труда гл. производит. силы —
 трудящихся. Н.-т.
 р. предъявляет возрастающие требования к проф. знаниям, организац. способностям,
 а также к
 общему культурному и интеллектуальному уровню работников, повышает роль
 моральных стимулов
 и личной ответственности в труде. Наряду с увеличением объёма обязат. общего
 образования
 возникает проблема повышения и изменения квалификации работников, возможности их
 периодич.
 переподготовки, особенно в наиболее интенсивно развивающихся сферах труда.
 Масштабы и темпы изменений в произ-ве и обществ. жизни, к-рые несёт с собой Н.-
 т. р., с небывалой
 до сих пор остротой вызывают необходимость своевременного и как можно более
 полного
 предвидения совокупности их последствий как в сфере экономики, так и в
 социальной сфере, их
 влияния на общество, человека и природу.
 Подлинным носителем Н.-т. р. выступает рабочий класс, ибо он является не только
 гл. производит.
 силой общества, но и единств. классом, заинтересованным в последовательном,
 полном развитии Н.-
 т. р. При капитализме, борясь за своё социальное освобождение, за ликвидацию
 капиталистич.
 отношений, рабочий класс одновременно добивается развития Н.-т. р. в интересах
 всех трудящихся.
 Необходимым условием полного развития Н.-т. р. является социальное освобождение
 трудящихся,
 создание неограниченного простора для всестороннего развития человека, к-рое
 может быть
 обеспечено только в процессе построения коммунизма.
 Успехи науки и техники в 1-й пол. 20 в. могли перерасти в Н.-т. р. лишь при о
 предел, уровне
 социально-экономич. развития общества. Н.-т. р. стала возможной благодаря
 высокой степени
 развития производит. сил и обобществления произ-ва.
 Ленин подчёркивал, что за каждым коренным технич. переворотом «... неизбежно
 идет самая крутая
 ломка общественных отношений производства...» (ПСС, т. 3, с. 455). Н.-т. р.
 преобразует производит.
 силы, но их коренное изменение невозможно без соответствующего качеств.
 преобразования
 обществ. отношений. Как пром. революция кон. 18 — нач. 19 вв., заложившая ос-
 новы материально-технич. базы капитализма, нуждалась для своего осуществления не
 только в
 коренном технич. преобразовании произ-ва, но и в глубоком преобразовании
 социальной структуры
 общества, так и совр. Н.-т. р. требует для собств. полного развития не только
 преобразования
 технологии произ-ва, но и революц. преобразования общества. Глубоко обнажив
 несовместимость
 свободного развития совр. производит. сил с капиталистич. способом произ-ва, Н.-
 т. р. усилила
 объективную необходимость перехода от капитализма к социализму и тем самым стала
 важным
 фактором мирового революц. процесса. Н.-т. р. «... стала одним из главных
 участков исторического
 соревнования между капитализмом и социализмом...» (Международное совещание
 коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 303).
 Всемирный характер Н.-т. р. настоятельно требует развития междунар. науч.-
 технич. сотрудничества,
 в т. ч. и между гос-вами с различным социальным строем. Это диктуется гл. обр.
 тем
 обстоятельством, что целый ряд последствий Н.-т. р. выходит далеко за
 национальные и даже
 континентальные рамки и требует объединения усилий мн. стран и междунар.
 регулирования, напр.
 борьба с загрязнением окружающей среды, использование космич. спутников связи,
 разработка ре-
 сурсов Мирового океана и т. д. С этим связана взаимная заинтересованность всех
 стран в обмене
 научно-техническими достижениями (см. Глобальные проблемы).
 Совр. наука и техника могут эффективно развиваться лишь при условии
 скоординированной
 экономики, планового распределения ресурсов в масштабе гос-ва, требуют
 управления всей сложной
 системой соцналь-но-экономич. процессов в интересах всего общества. Однако
 капиталистич. способ
 произ-ва не может создать таких условий. Отд. крупные капиталистич. фирмы
 достигают успешной
 постановки научно-исследоват. и опытно-конструкторской работ, эффективного
 внедрения новой
 техники и технологии, продиктованного необходимостью конкурентной борьбы.
 Известное рас-
 ширение функций капиталистич. гос-ва в результате его срастания с монополиями,
 попытки гос.
 программирования и регулирования позволяют временно ослаблять наиболее острые
 противоречия,
 к-рые лишь накапливаются и углубляются. Поддержка гос-вом тех или иных
 направлений науки и
 техники способствует их успехам, но, поскольку такое вмешательство преследует
 интересы
 монополий, воен.-пром. комплекса, науч.-технич. прогресс приобретает в
 капиталистич. странах
 одностороннее направление, а его результаты часто противоположны интересам
 общества и
 провозглашённым целям, приводят к огромному расточительству научно-технического
 потенциала.
 Капитализм не может преодолеть стихийный характер обществ. произ-ва и
 использовать огромную
 силу кооперации, планирования и управления в масштабах всего общества, устранить
 осн.
 противоречие — между производит. силами и производств.
 отношениями, обществ. характером произ-ва и частным характером присвоения.
 Капиталистич. общество ограничивает возможности, открываемые Н.-т. р. для
 развития самого
 человека, а зачастую обусловливает их реализацию в уродливой форме
 (стандартизация образа
 жизни, «массовая культура», отчуждение личности).
 Для социалистич. системы Н.-т. р. является естеств. продолжением коренных
 социальных
 преобразований. Мировая система социализма сознательно ставит Н.-т. р. на службу
 социальному
 прогрессу. В условиях социализма Н.-т. р. способствует дальнейшему
 совершенствованию
 социальной структуры общества и обществ. отношений, создаёт условия для
 повышения общекуль-
 турного и науч.-технич. уровня трудящихся и тем са-
 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ 409
 мым является важнейшим средством всестороннего развития личности.
 Истолкование сущности и социальных последствий Н.-т. р. является полем острой
 борьбы
 марксистско-ленинской и бурж. идеологий.
 Первоначально буржуазно-реформистские теоретики пытались истолковать Н.-т. р.
 как простое
 продолжение пром. революции или же как её «второе издание» (концепция «второй
 пром.
 революции»). По мере того как своеобразие Н.-т. р. становилось очевидным, а её
 социальные
 последствия необратимыми, большинство буржуазно-либеральных и реформистских
 социологов и
 экономистов встали на позиции технологич. радикализма и социального
 консерватизма,
 противопоставляя в своих концепциях «постиндустриального общества»,
 «технотронного общества»
 технологич. революцию социальной, освободит. движению трудящихся. В качестве
 ответной
 реакции мн. «новые левые» на Западе заняли противоположную позицию — технологич.
 пессимизма
 в сочетании с социальным радикализмом (Г. Маркузе, П. Гудмен, Т. Роззак — США, и
 др.). Обвиняя
 своих противников в бездушном сциентизме, в стремлении поработить человека
 посредством науки
 и техники, эти мелкобурж. радикалы называют себя единственными гуманистами,
 призывают к
 отказу от рационального знания в пользу мистики, религ. обновления человечества.
 Марксисты
 отвергают обе эти позиции как теоретически несостоятельные. Н.-т. р. не в
 состоянии разрешить
 экономич. и социальные противоречия ан-тагонистич. общества без радикальных
 социальных
 преобразований общества на социалистич. началах. Наивными и утопичными являются
 также
 левацкие представления, согласно к-рым можно якобы построить справедливое
 общество
 посредством одних лишь по-литич. средств, без Н.-т. р.
 Обострение противоречий капитализма в связи с Н.-т. р. вызвало на Западе широкое
 распространение
 т. н. «технофобии», т. е. враждебности к науке и технике как среди консервативно
 настроенной части
 населения, так и среди либерально-демократич. интеллигенции. Несовместимость
 капитализма с
 дальнейшим развитием Н.-т. р. получила превратное идеологич. отражение в
 социально-
 пессимистич. концепциях «пределов роста», «нулевого роста». Многочисл.
 социальные прогнозы та-
 кого рода свидетельствуют, однако, не о наличии каких-то объективных «пределов
 роста», а о
 пределах капитализма как обществ. формации и о пределах экстраполяции как метода
 предвидения
 будущего.
 Основоположники марксизма-ленинизма неоднократно указывали, что коммунизм и
 наука
 неотделимы, что коммунистич. общество будет обществом, обеспечивающим полное
 раскрытие
 способностей всех своих членов и полное удовлетворение их высокоразвитых
 материальных и
 духовных потребностей на основе высших достижений науки, техники и организации.
 Как для по-
 беды коммунизма необходимо макс. использование возможностей Н.-т. р., так и Н.-
 т. р. нуждается
 для своего развития в дальнейшем совершенствовании социалистич. обществ.
 отношений и их
 постепенном перерастании в коммунистические.
 • Н.-т. р. и обществ. прогресс, М., 1969; Совр. Н.-т. р. Историч. исследование,
 М., 19702; Совр. Н.-т. р. в развитых
 капитали-стич. странах: экономич. проблемы, М., 1971; Г в и ш и а-н и Д. ?., ? и
 к у л и н с к и й С. Р., Н.-т. р. и
 социальный прогресс, «Коммунист», 1971, № 17; А ф а н а с ь е в В. Г., Н.-т. р.,
 управление, образование, М., 1972; Н.-т.
 р. и социализм, М., 1973; Человек — наука — техника, [M., 1973]; Борьба идей и
 Н.-т. р. Сб. ст., Л., 1973; Социализм и
 наука, М., 1981; Н.-т. р. и противоречия капитализма, М., 1981.
  Д. М. Гвишиани, С. Р.
 Микулинский.
 «НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ», «т е х-пологи ч. о п т и м и з м», течение совр.
 бурж.
 философии, политэкономии, социологии и футурологии, представители к-рого
 возлагают надежды на
 решение
 410 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ
 противоречий капитализма и глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с
 помощью науч.-
 технич. прогресса. Сложилось во 2-й пол. 1960-х — 1-й пол. 1970-х гг. в ходе
 кризиса бурж.
 идеологии на базе господствовавших в 60-х гг. технологич. теории. Противостоит
 «экологическому
 пессимизму». Ведущие представители — Д. Белл, Г. Кан, А. Тофлер (США), Б. де
 Жувенель, Ж.
 Фурастье (Франция), (5. Флехтхейм (ФРГ), К. Фримен, Д. Габор (Великобритания),
 Г. Лин-неман
 (Нидерланды), И. Кайя (Япония), А. Эррера (Аргентина) и др.
 К этому течению в совр. зап. лит-ре причисляются обычно представители различных
 бурж. обществ.
 наук, выступающие против концепций социального пессимизма в основном с позиций
 модернизированных тех-нологич. теорий. Науч. несостоятельность «Н.-т. о.»
 заключается в
 переоценке значения науч.-технич. прогресса при определении историч. судеб
 человечества и
 недооценке социально-экономич. факторов развития человеч. общества.
 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС, единое, вза-имообусловленное, поступат.
 развитие
 науки и техники.
 Истоки Н.-т. п. коренятся R мануфактурном произ-ве 16—18 вв., когда науч.-
 теоретич. и технич.
 деятельность начинают сближаться. До этого материальное произ-во медленно
 эволюционировало
 преим. за счёт накопления эмпирич. опыта, тайн ремесла, собирания рецептов.
 Наряду с этим шёл
 столь же медленный прогресс в науч.-теоретич. знаниях о природе, к-рые
 находились под влиянием
 теологии и схоластики и не оказывали постоянного и сколько-нибудь существ.
 влияния на произ-во.
 Науч. и технич. прогресс были двумя, хотя и опосредованными, но относительно
 самостоят. по-
 токами человеч. деятельности.
 В 16 в. нужды торговли, мореплавания, крупных мануфактур потребовали теоретич. и
 экспериментального решения целого ряда вполне определ. задач. Наука в это время
 под влиянием
 идей Возрождения постепенно порывает со схоластич. традицией и обращается к
 практике. Компас,
 порох и книгопечатание (особенно последнее) были тремя великими открытиями,
 положившими
 начало прочному союзу науч. и технич. деятельности. Попытки использовать водяные
 мельницы для
 нужд расширяющегося мануфактурного про-из-ва побуждали теоретически исследовать
 нек-рые
 механич. процессы. Создаются теории махового колеса и маховых движений, теория
 жёлоба, учения
 о напоре воды, о сопротивлении и трении. «... Мануфактурный период развивал
 первые научные и
 технические элементы крупной промышленности» (Марк с К., см. Маркс К. и Энгельс
 Ф., Соч., т. 23,
 с. 388). Г. Галилей, И. Ньютон, Э. Торричелли, а затем Д. Бернулли, Э. Мариотт,
 Ж. Л. Д' Аламбер, Р.
 А. Реомюр, Г. Дэви, Л. Эйлер и мн. другие создали науке репутацию «служанки
 произ-ва».
 Возникновение машинного произ-ва в кон. 18 в. было подготовлено результатами
 предшествующего
 науч.-технич. творчества большой армии математиков, механиков, физиков,
 изобретателей,
 умельцев. Паровая машина Дж. Уатта явилась «плодом науки», а не только
 конструкторско-технич.
 деятельности. Машинное произ-во в свою очередь открыло новые, практически
 неограниченные
 возможности для технологич. применения науки. Его прогресс во всё большей
 степени определяется
 прогрессом науки, и само оно, по выражению К. Маркса, впервые выступает как
 «предметно
 воплощающаяся наука» (там же, т. 46, ч. 2, с. 221). Всё это означает переход к
 новому, второму этапу
 Н.-т. п., к-рый характеризуется тем, что наука и техника взаимно стимулируют
 развитие друг друга
 во всё ускоряющихся темпах. Возникают спец. звенья науч.-исследоват.
 деятельности, призванные
 доводить теоретич. решении до технич. воплощения: прикладные исследования,
 опытно-
 конструкторские разработки, про-

<< Пред.           стр. 215 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу