<< Пред. стр. 216 (из 449) След. >>
изводств. исследования. Науч.-технич. деятельность становится одной из самыхобширных сфер
приложения человеч. труда.
Третий этап Н.-т. п. связан о совр. науч.-технич. революцией. Под её
воздействием расширяется
фронт науч. дисциплин, ориентирующихся на развитие техники. В решении технич.
задач участвуют
биологи, физиологи, психологи, лингвисты, логики. На ускорение технич. прогресса
прямо или
косвенно влияют также мн. направления обществ. наук: экономика и организация
произ-ва, науч.
управление экономич. и социальными процессами, конкретные социальные
исследования,
производств. эстетика, психология и логика технич. творчества, прогнозирование.
Всё более явной
становится лидирующая роль науки по отношению к технике. Целые отрасли произ-ва
возникают
вслед за новыми науч. направлениями и открытиями: радиоэлектроника, атомная
энергетика, химия
синте-тич. материалов, произ-во ЭВМ и др. Наука становится силой, непрерывно
революционизирующей технику. В свою очередь техника также постоянно стимулирует
прогресс
науки, выдвигая перед ней новые требования и задачи и обеспечивая её всё более
точным и сложным
экспериментальным оборудованием. Характерной чертой совр. Н.-т. п. является то,
что он
захватывает не только пром-сть, но и мн. др. стороны жизнедеятельности общества:
с. х-во,
транспорт, связь, медицину, образование, сферу быта. Яркое воплощение единство
науч. и технич.
деятельности находит в прорыве человечества в космос.
Н.-т. п. служит основой социального прогресса. Однако в условиях капитализма
прогресс науки и
техники совершается в основном в интересах господствующего класса, используется
в
милитаристских, челове-коненавистнич. целях и сопровождается зачастую регрессом
духовных
ценностей, разрушением человеч. личности. При социализме Н.-т. п. осуществляется
в интересах
всего народа, успешное развитие науки и техники содействует решению комплекса
экономич. и
социальных задач коммунистич. строительства, созданию материальных и духовных
предпосылок
для всестороннего и гармоничного развития личности. КПСС выдвигает на первое
место задачу
всемерного ускорения Н.-т. п. в СССР. См. также статьи Наука, Научно-техническая
революция,
Прогресс, Техника и лит. к ним.
Г. Н. Волков.
НАУЧНЫЙ КОММУНИЗМ, одна из трёх составных частей марксизма-ленинизма; раскрывает
общие закономерности, пути и формы классовой борьбы пролетариата, социалистич.
революции,
построения социализма и коммунизма. Термин «Н. к.» (науч. социализм) употребляют
также в
широком смысле для обозначения марксизма-ленинизма в целом.
Н. к. органически связан с др. составными частями марксизма-ленинизма:
марксистской философией
и политэкономией. Превращение социализма из утопии в науку, как отмечал Ф.
Энгельс, было
обусловлено прежде' всего двумя великими открытиями: материалистич. пониманием
истории и
созданием теории прибавочной стоимости. Раскрытие объективных основ
существования и общих
тенденций развития человеч. общества, к-рое даёт историч. материализм, анализ
экономич. от-
ношений и в особенности экономич. основы противоречий капитализма и неизбежности
социалистич. революции, осуществляемый политэкономией, послужили теоретич. базой
возникновения Н. к. в 40-х гг. 19 в.
Н. к. был создан К. Марксом и Ф. Энгельсом u развит в новых историч. условиях В.
И. Лениным, его
учениками и последователями.
Общие контуры коммунизма были очерчены Марксом ещё в 1843—44. В «Нем. идеологии»
(1845—
46) Маркс и Энгельс выдвинули важное положение о том, что «коммунизм для нас не
состояни е,
которое должно быть установлено, не и д е а л, с которым должна сообразовываться
действительность. Мы называем комму-
низмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние» (Соч.,
т. 3, с. 34).
Первым программным произв. Н. к. явился «Манифест коммунистич. партии» (1848). В
нём Маркс и
Энгельс доказали, что капиталистич. строй таит в себе непримиримые противоречия,
к-рые могут
быть разрешены только социалистич. революцией, уничтожающей господство буржуазии
и
устанавливающей власть рабочего класса. Они показали, что силой, к-рая призвана
ликвидировать
капитализм и утвердить социалистич. строй, выступает рабочий класс, союзниками
к-рого являются
др. слои трудящихся. Маркс и Энгельс обосновали необходимость для пролетариата
создания
самостоят.
политич. партии, к-рая должна руководить борьбой трудящихся за социализм и
коммунизм.
Дальнейшее творч. развитие Н. к. получил в результате обобщения Марксом и
Энгельсом опыта
революций 1848—49, Парижской Коммуны 1871, в процессе борьбы со всякого рода
немарксистскими течениями («Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.»,
«Гражд. война во
Франции», «Капитал», «Критика Готской программы», «Анти-Дюринг», «Происхождение
семьи,
частной собственности и гос-ва» и др.). Маркс и Энгельс обосновали учение о
диктатуре
пролетариата, развили положение о неизбежности переходного периода от
капитализма к
социализму, конкретизировали понятие коммунистич. формации, к-рая в своём
развитии проходит
две фазы — социализм и коммунизм,— и дали их общую характеристику.
С именем Ленина связан новый этап в развитии теории Н. к. Ленин творчески
обогатил теорию
социалистич. революции и строительства социалистич. и коммунистич. общества,
вооружил росс. и
всё междунар. ре-волюц. движение научно обоснованной стратегией и тактикой,
возглавил борьбу за
претворение в жизнь идеалов Н. к. Ленин показал, что капитализм вступил в
империалистич. стадию
развития, к-рая есть канун социалистич. революции; сделал вывод о возможности
победы
социалистич. революции первоначально в немногих или даже в одной, отдельно
взятой, стране
(«Империализм, как высшая стадия капитализма», «О лозунге Соединенных Штатов
Европы»).
Ленин конкретизировал марксистскую теорию гегемонии пролетариата, показал
необходимость
руководства со стороны рабочего класса борьбой трудящихся масс в новую историч.
эпоху не только
в социалистич. революции, но и вообще во всякой нар. революции, а также в
условиях социалистич.
и коммунистич. строительства («Две тактики социал-демократии в демократической
революции»).
Развивая учение о диктатуре пролетариата, Ленин открыл новый тип пролет. гос-ва,
воплотившегося
в России в форме Советов, развил дальше марксистское учение о партии рабочего
класса, раскрыл
соотношение между борьбой за демократию и борьбой за социализм, показал связь
нац.-колон.
вопроса с социалистич. революцией («Гос-во и революция» и др.). Ленин обогатил
теорию
строительства нового общества учением о социалистич. индустриализации,
кооперировании крест. х-
ва, культурной революции, раскрыл общие закономерности строительства социализма
(«О
кооперации», «Лучше меньше, да лучше» и др.). Ленин выдвинул идею развитого
социалистич.
общества.
Ленинский этап в развитии Н. к. продолжается в теоретич. деятельности КПСС и др.
коммунистич. и
рабочих партий.
Важнейшим историч. событием на пути развития и воплощения теории Н. к. в жизнь
явилась победа
Великой Окт. социалистич. революции в России, а затем победа социалистич.
революций в ряде др.
стран и превращение социализма в мировую систему. С возникновением коммунистич.
формации
Н.к. стал проверенной на опыте наукой о построении социализма, получил
НАУЧНЫЙ 411
новый объект для теоретпч. исследования. КПСС вместе с др. коммунистич. партиями
разработала
важные новые теоретич. проблемы Н. к.: дана марксистско-ленинская характеристика
совр. эпохи;
конкретизировано ленинское положение о единстве закономерностей и разнообразии
форм перехода
различных стран от капитализма к социализму; раскрыта роль нар. демократии как
новой конкретно-
историч. формы диктатуры пролетариата; разработана проблема перерастания гос-ва
диктатуры
пролетариата в общенар. гос-во в условиях победившего и упрочившегося
социализма; дана
характеристика социалистич. образа жизни; получили дальнейшее обоснование
закономерности
перерастания социализма в коммунизм и, в частности, пути создания материально-
технич. базы
коммунизма, формирования коммунистич. обществ. отношений и воспитания нового
человека;
раскрыты особенности развития мировой социалистич. системы и его закономерности;
показаны
формы её влияния на мировой рево-люц. процесс; получил дальнейшее творч.
развитие ленинский
принцип мирного сосуществования гос-в с различным социальным строем; сделан
вывод о возмож-
ности предотвращения агрессивных империалистич. войн в совр. эпоху; разработана
концепция
развитого социалистич. общества (см. Программу КПСС; Документы Междунар.
совещаний
коммунистич. и рабочих партий; Материалы 24, 25 и 26-го съездов КПСС).
II p е д м е т Н. к. Хотя процесс возникновения, становления и развития
коммунистич. общества
изучается всеми составными частями марксистско-ленинского учения — марксистской
философией,
политэкономией и Н. к., каждая из них имеет собств. предмет исследования и
решает эту общую
задачу специфич. методами.
Н. к. призван дать цельную картину социалистич. и коммунистич. общества,
показать движение к
коммунизму как неизбежный результат борьбы рабочего класса, как взаимосвязанное
изменение
производит. сил, экономич. базиса, социальной структуры и идеологии общества,
указать пути
борьбы за новый обществ. строй. Н. к. даёт социально-политич. обоснование гибели
капитализма и
торжества коммунизма. Диалек-тич. материализм и марксистская политэкономия
находят своё
последоват. и логич. продолжение и завершение в Н. к. В свою очередь Н. к.
необходимы филос. и
экономич. основы.
В круг проблем Н. к. входят: обоснование историч. неизбежности гибели
капитализма и торжества
коммунизма, анализ историч. предпосылок и условий рево-люц. преобразования
капитализма в
социализм; выяснение всемирно-историч. роли рабочего класса и руководимых им
масс трудящихся
в борьбе за коммунизм; исследование классовой борьбы пролетариата в социалистич.
революции, а
также др. революц. и освободит. движений; анализ закономерностей и путей
построения социализма
и коммунизма; выяснение осн. закономерностей и черт переходного периода от
капитализма к
социализму, социалистич. и коммунистич. фаз развития общества; выяснение осн.
принципов
стратегии и тактики марксистско-ленинских партий на различных историч. этапах;
изучение науч.
организации общества на всех этапах строительства социализма и коммунизма. Н. к.
раскрывает
также пути использования объективных законов в борьбе за коммунизм, что
становится особенно
важным в условиях сознат. организации всей обществ. жизни, исследует конкретную
роль и значение
субъективного фактора в осуществлении революц. преобразований капиталистич.
общества, в
созидании нового обществ. строя.
Н. к. изучает развитие коммунистической формации в целом под углом зрения её
наиболее общих
специфических законов возникновения, становления и развития.
412 НАУЧНЫЙ
Проблематика Н. к. постоянно развивается и конкретизируется. В решениях съездов
КПСС и др.
братских партий определены наиболее важные направления в развитии теории Н. к. в
совр. условиях.
Так, в постановлении ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию обществ. наук и
повышению их
роли в коммунистич. строительстве» (1967) говорилось о задачах Н. к.: «...
разработка ленинской
теории социалистической революции применительно к современной эпохе; выявление
закономерностей развития мирового революционного процесса, анализ классовой
борьбы
международного пролетариата и проблем национально-освободительного движения,
борьбы против
империализма; разработка теоретических вопросов международного коммунистического
движения в
современную эпоху; изучение проблем войны и мира; глубокое раскрытие
антагонистических
противоречий между социализмом и капитализмом; комплексное изучение социально-
политических
проблем развития социализма и перерастания его в коммунизм; выявление социальных
результатов
научно-технической революции; исследование путей и форм сближения условий труда,
быта и
культурного развития города и деревни, органического соединения умственного и
физического труда
в производственной деятельности; разработка проблем развития национальных
отношений;
разработка методов научного управления социальными процессами; анализ содержания
и форм
работы по коммунистическому воспитанию, путей преодоления
частнособственнических,
религиозных и иных пережитков в сознании и быту трудящихся; исследование
процессов и проблем
совершенствования государственного строя и социалистической демократии,
воспитания
патриотизма и интернационализма; изучение опыта строительства социализма в
других странах»
(«КПСС в резолюциях...», 8 изд., т. 9, 1972, с. 349—50). 24, 25 и 26-м съездами
КПСС поставлена
задача всестороннего исследования закономерностей развитого социалистич.
общества.
Законы и категории Н. к. Особенность законов коммунистич. формации состоит в
том, что они носят
всеобщий характер, т. к. проявляются в той или иной форме во всех сферах
социальной жизни и во
всех странах, идущих по пути строительства социализма и коммунизма. Они могут
действовать как
на всём протяжении развития коммунистич. формации, так и на определ. её этапах,
выступая в
своеобразных формах.
В условиях социалистич. революции и строительства социализма действуют такие
закономерности,
как союз рабочего класса с широкими массами крестьянства, диктатура
пролетариата,
преобразование экономич. и социальных отношений на основах социализма,
культурная революция,
установление равноправия и братской дружбы между народами, пролетарский
интернационализм,
защита завоеваний социализма от внеш. и внутр. врагов.
В условиях победившего социализма и развитого социалистич. общества продолжает
действовать
ряд закономерностей предшествующего этапа развития, обогащаясь и видоизменяясь в
новых
историч. условиях (напр., планирование экономики и социального развития). Вместе
с тем
прекращается действие закономерностей, связанных с исчезновением породивших их