<< Пред.           стр. 216 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 изводств. исследования. Науч.-технич. деятельность становится одной из самых
 обширных сфер
 приложения человеч. труда.
 Третий этап Н.-т. п. связан о совр. науч.-технич. революцией. Под её
 воздействием расширяется
 фронт науч. дисциплин, ориентирующихся на развитие техники. В решении технич.
 задач участвуют
 биологи, физиологи, психологи, лингвисты, логики. На ускорение технич. прогресса
 прямо или
 косвенно влияют также мн. направления обществ. наук: экономика и организация
 произ-ва, науч.
 управление экономич. и социальными процессами, конкретные социальные
 исследования,
 производств. эстетика, психология и логика технич. творчества, прогнозирование.
 Всё более явной
 становится лидирующая роль науки по отношению к технике. Целые отрасли произ-ва
 возникают
 вслед за новыми науч. направлениями и открытиями: радиоэлектроника, атомная
 энергетика, химия
 синте-тич. материалов, произ-во ЭВМ и др. Наука становится силой, непрерывно
 революционизирующей технику. В свою очередь техника также постоянно стимулирует
 прогресс
 науки, выдвигая перед ней новые требования и задачи и обеспечивая её всё более
 точным и сложным
 экспериментальным оборудованием. Характерной чертой совр. Н.-т. п. является то,
 что он
 захватывает не только пром-сть, но и мн. др. стороны жизнедеятельности общества:
 с. х-во,
 транспорт, связь, медицину, образование, сферу быта. Яркое воплощение единство
 науч. и технич.
 деятельности находит в прорыве человечества в космос.
 Н.-т. п. служит основой социального прогресса. Однако в условиях капитализма
 прогресс науки и
 техники совершается в основном в интересах господствующего класса, используется
 в
 милитаристских, челове-коненавистнич. целях и сопровождается зачастую регрессом
 духовных
 ценностей, разрушением человеч. личности. При социализме Н.-т. п. осуществляется
 в интересах
 всего народа, успешное развитие науки и техники содействует решению комплекса
 экономич. и
 социальных задач коммунистич. строительства, созданию материальных и духовных
 предпосылок
 для всестороннего и гармоничного развития личности. КПСС выдвигает на первое
 место задачу
 всемерного ускорения Н.-т. п. в СССР. См. также статьи Наука, Научно-техническая
 революция,
 Прогресс, Техника и лит. к ним.
 Г. Н. Волков.
 НАУЧНЫЙ КОММУНИЗМ, одна из трёх составных частей марксизма-ленинизма; раскрывает
 общие закономерности, пути и формы классовой борьбы пролетариата, социалистич.
 революции,
 построения социализма и коммунизма. Термин «Н. к.» (науч. социализм) употребляют
 также в
 широком смысле для обозначения марксизма-ленинизма в целом.
 Н. к. органически связан с др. составными частями марксизма-ленинизма:
 марксистской философией
 и политэкономией. Превращение социализма из утопии в науку, как отмечал Ф.
 Энгельс, было
 обусловлено прежде' всего двумя великими открытиями: материалистич. пониманием
 истории и
 созданием теории прибавочной стоимости. Раскрытие объективных основ
 существования и общих
 тенденций развития человеч. общества, к-рое даёт историч. материализм, анализ
 экономич. от-
 ношений и в особенности экономич. основы противоречий капитализма и неизбежности
 социалистич. революции, осуществляемый политэкономией, послужили теоретич. базой
 возникновения Н. к. в 40-х гг. 19 в.
 Н. к. был создан К. Марксом и Ф. Энгельсом u развит в новых историч. условиях В.
 И. Лениным, его
 учениками и последователями.
 Общие контуры коммунизма были очерчены Марксом ещё в 1843—44. В «Нем. идеологии»
 (1845—
 46) Маркс и Энгельс выдвинули важное положение о том, что «коммунизм для нас не
 состояни е,
 которое должно быть установлено, не и д е а л, с которым должна сообразовываться
 действительность. Мы называем комму-
 низмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние» (Соч.,
 т. 3, с. 34).
 Первым программным произв. Н. к. явился «Манифест коммунистич. партии» (1848). В
 нём Маркс и
 Энгельс доказали, что капиталистич. строй таит в себе непримиримые противоречия,
 к-рые могут
 быть разрешены только социалистич. революцией, уничтожающей господство буржуазии
 и
 устанавливающей власть рабочего класса. Они показали, что силой, к-рая призвана
 ликвидировать
 капитализм и утвердить социалистич. строй, выступает рабочий класс, союзниками
 к-рого являются
 др. слои трудящихся. Маркс и Энгельс обосновали необходимость для пролетариата
 создания
 самостоят.
 политич. партии, к-рая должна руководить борьбой трудящихся за социализм и
 коммунизм.
 Дальнейшее творч. развитие Н. к. получил в результате обобщения Марксом и
 Энгельсом опыта
 революций 1848—49, Парижской Коммуны 1871, в процессе борьбы со всякого рода
 немарксистскими течениями («Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.»,
 «Гражд. война во
 Франции», «Капитал», «Критика Готской программы», «Анти-Дюринг», «Происхождение
 семьи,
 частной собственности и гос-ва» и др.). Маркс и Энгельс обосновали учение о
 диктатуре
 пролетариата, развили положение о неизбежности переходного периода от
 капитализма к
 социализму, конкретизировали понятие коммунистич. формации, к-рая в своём
 развитии проходит
 две фазы — социализм и коммунизм,— и дали их общую характеристику.
 С именем Ленина связан новый этап в развитии теории Н. к. Ленин творчески
 обогатил теорию
 социалистич. революции и строительства социалистич. и коммунистич. общества,
 вооружил росс. и
 всё междунар. ре-волюц. движение научно обоснованной стратегией и тактикой,
 возглавил борьбу за
 претворение в жизнь идеалов Н. к. Ленин показал, что капитализм вступил в
 империалистич. стадию
 развития, к-рая есть канун социалистич. революции; сделал вывод о возможности
 победы
 социалистич. революции первоначально в немногих или даже в одной, отдельно
 взятой, стране
 («Империализм, как высшая стадия капитализма», «О лозунге Соединенных Штатов
 Европы»).
 Ленин конкретизировал марксистскую теорию гегемонии пролетариата, показал
 необходимость
 руководства со стороны рабочего класса борьбой трудящихся масс в новую историч.
 эпоху не только
 в социалистич. революции, но и вообще во всякой нар. революции, а также в
 условиях социалистич.
 и коммунистич. строительства («Две тактики социал-демократии в демократической
 революции»).
 Развивая учение о диктатуре пролетариата, Ленин открыл новый тип пролет. гос-ва,
 воплотившегося
 в России в форме Советов, развил дальше марксистское учение о партии рабочего
 класса, раскрыл
 соотношение между борьбой за демократию и борьбой за социализм, показал связь
 нац.-колон.
 вопроса с социалистич. революцией («Гос-во и революция» и др.). Ленин обогатил
 теорию
 строительства нового общества учением о социалистич. индустриализации,
 кооперировании крест. х-
 ва, культурной революции, раскрыл общие закономерности строительства социализма
 («О
 кооперации», «Лучше меньше, да лучше» и др.). Ленин выдвинул идею развитого
 социалистич.
 общества.
 Ленинский этап в развитии Н. к. продолжается в теоретич. деятельности КПСС и др.
 коммунистич. и
 рабочих партий.
 Важнейшим историч. событием на пути развития и воплощения теории Н. к. в жизнь
 явилась победа
 Великой Окт. социалистич. революции в России, а затем победа социалистич.
 революций в ряде др.
 стран и превращение социализма в мировую систему. С возникновением коммунистич.
 формации
 Н.к. стал проверенной на опыте наукой о построении социализма, получил
 НАУЧНЫЙ 411
 новый объект для теоретпч. исследования. КПСС вместе с др. коммунистич. партиями
 разработала
 важные новые теоретич. проблемы Н. к.: дана марксистско-ленинская характеристика
 совр. эпохи;
 конкретизировано ленинское положение о единстве закономерностей и разнообразии
 форм перехода
 различных стран от капитализма к социализму; раскрыта роль нар. демократии как
 новой конкретно-
 историч. формы диктатуры пролетариата; разработана проблема перерастания гос-ва
 диктатуры
 пролетариата в общенар. гос-во в условиях победившего и упрочившегося
 социализма; дана
 характеристика социалистич. образа жизни; получили дальнейшее обоснование
 закономерности
 перерастания социализма в коммунизм и, в частности, пути создания материально-
 технич. базы
 коммунизма, формирования коммунистич. обществ. отношений и воспитания нового
 человека;
 раскрыты особенности развития мировой социалистич. системы и его закономерности;
 показаны
 формы её влияния на мировой рево-люц. процесс; получил дальнейшее творч.
 развитие ленинский
 принцип мирного сосуществования гос-в с различным социальным строем; сделан
 вывод о возмож-
 ности предотвращения агрессивных империалистич. войн в совр. эпоху; разработана
 концепция
 развитого социалистич. общества (см. Программу КПСС; Документы Междунар.
 совещаний
 коммунистич. и рабочих партий; Материалы 24, 25 и 26-го съездов КПСС).
 II p е д м е т Н. к. Хотя процесс возникновения, становления и развития
 коммунистич. общества
 изучается всеми составными частями марксистско-ленинского учения — марксистской
 философией,
 политэкономией и Н. к., каждая из них имеет собств. предмет исследования и
 решает эту общую
 задачу специфич. методами.
 Н. к. призван дать цельную картину социалистич. и коммунистич. общества,
 показать движение к
 коммунизму как неизбежный результат борьбы рабочего класса, как взаимосвязанное
 изменение
 производит. сил, экономич. базиса, социальной структуры и идеологии общества,
 указать пути
 борьбы за новый обществ. строй. Н. к. даёт социально-политич. обоснование гибели
 капитализма и
 торжества коммунизма. Диалек-тич. материализм и марксистская политэкономия
 находят своё
 последоват. и логич. продолжение и завершение в Н. к. В свою очередь Н. к.
 необходимы филос. и
 экономич. основы.
 В круг проблем Н. к. входят: обоснование историч. неизбежности гибели
 капитализма и торжества
 коммунизма, анализ историч. предпосылок и условий рево-люц. преобразования
 капитализма в
 социализм; выяснение всемирно-историч. роли рабочего класса и руководимых им
 масс трудящихся
 в борьбе за коммунизм; исследование классовой борьбы пролетариата в социалистич.
 революции, а
 также др. революц. и освободит. движений; анализ закономерностей и путей
 построения социализма
 и коммунизма; выяснение осн. закономерностей и черт переходного периода от
 капитализма к
 социализму, социалистич. и коммунистич. фаз развития общества; выяснение осн.
 принципов
 стратегии и тактики марксистско-ленинских партий на различных историч. этапах;
 изучение науч.
 организации общества на всех этапах строительства социализма и коммунизма. Н. к.
 раскрывает
 также пути использования объективных законов в борьбе за коммунизм, что
 становится особенно
 важным в условиях сознат. организации всей обществ. жизни, исследует конкретную
 роль и значение
 субъективного фактора в осуществлении революц. преобразований капиталистич.
 общества, в
 созидании нового обществ. строя.
 Н. к. изучает развитие коммунистической формации в целом под углом зрения её
 наиболее общих
 специфических законов возникновения, становления и развития.
 412 НАУЧНЫЙ
 Проблематика Н. к. постоянно развивается и конкретизируется. В решениях съездов
 КПСС и др.
 братских партий определены наиболее важные направления в развитии теории Н. к. в
 совр. условиях.
 Так, в постановлении ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию обществ. наук и
 повышению их
 роли в коммунистич. строительстве» (1967) говорилось о задачах Н. к.: «...
 разработка ленинской
 теории социалистической революции применительно к современной эпохе; выявление
 закономерностей развития мирового революционного процесса, анализ классовой
 борьбы
 международного пролетариата и проблем национально-освободительного движения,
 борьбы против
 империализма; разработка теоретических вопросов международного коммунистического
 движения в
 современную эпоху; изучение проблем войны и мира; глубокое раскрытие
 антагонистических
 противоречий между социализмом и капитализмом; комплексное изучение социально-
 политических
 проблем развития социализма и перерастания его в коммунизм; выявление социальных
 результатов
 научно-технической революции; исследование путей и форм сближения условий труда,
 быта и
 культурного развития города и деревни, органического соединения умственного и
 физического труда
 в производственной деятельности; разработка проблем развития национальных
 отношений;
 разработка методов научного управления социальными процессами; анализ содержания
 и форм
 работы по коммунистическому воспитанию, путей преодоления
 частнособственнических,
 религиозных и иных пережитков в сознании и быту трудящихся; исследование
 процессов и проблем
 совершенствования государственного строя и социалистической демократии,
 воспитания
 патриотизма и интернационализма; изучение опыта строительства социализма в
 других странах»
 («КПСС в резолюциях...», 8 изд., т. 9, 1972, с. 349—50). 24, 25 и 26-м съездами
 КПСС поставлена
 задача всестороннего исследования закономерностей развитого социалистич.
 общества.
 Законы и категории Н. к. Особенность законов коммунистич. формации состоит в
 том, что они носят
 всеобщий характер, т. к. проявляются в той или иной форме во всех сферах
 социальной жизни и во
 всех странах, идущих по пути строительства социализма и коммунизма. Они могут
 действовать как
 на всём протяжении развития коммунистич. формации, так и на определ. её этапах,
 выступая в
 своеобразных формах.
 В условиях социалистич. революции и строительства социализма действуют такие
 закономерности,
 как союз рабочего класса с широкими массами крестьянства, диктатура
 пролетариата,
 преобразование экономич. и социальных отношений на основах социализма,
 культурная революция,
 установление равноправия и братской дружбы между народами, пролетарский
 интернационализм,
 защита завоеваний социализма от внеш. и внутр. врагов.
 В условиях победившего социализма и развитого социалистич. общества продолжает
 действовать
 ряд закономерностей предшествующего этапа развития, обогащаясь и видоизменяясь в
 новых
 историч. условиях (напр., планирование экономики и социального развития). Вместе
 с тем
 прекращается действие закономерностей, связанных с исчезновением породивших их

<< Пред.           стр. 216 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу