<< Пред.           стр. 22 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 Ashari et de ses premiers grands disciples, Bey-
 routh, 1965.
 АЭТИЙ (??????), согласно концепции Г. Дильса — автор единственного
 сохранившегося полностью
 доксо-графич. (см. Доксографы) компендия «Свод мнений», составленного ок. 100 и
 реферирующего
 «Физич. воззрения» греч. философов от Фалеса до Ксенарха Перипатетика
 (современник Августа).
 Текст А. реконструирован Дильсом в 1879 из двух редакций: 1-й кн. «Физич. эклог»
 (выборок)
 Иоанна Стобея (нач. 5 в.) и дошедшего под именем Плутарха «Компендия физич.
 мнений
 философов» в 5 кн. (лат. сокращ. «De Placitis Philosophorum», или просто
 «Placita» — «Мнения»; со-
 ставлен ок. 150), а также цитат гл. обр. у патристич. авторов. После Дильса до
 недавнего времени
 было принято цитировать уже не Стобея и Псевдо-Плутарха, а А. по сводному
 тексту. Однако имя А.
 засвидетельствовано очень плохо (только у церк. писателя 5 в. Фео-дорита,
 нередко путающего
 имена), атрибуция и датировка Дильса ненадёжна; на сводный текст следует поэтому
 ссылаться как
 на «Мнения философов». Возможно, автором их был филос. учитель Августа Арий
 Дидим. В любом
 случае их следует датировать 2-й пол. 1 в. до н. э. Согласно Дильсу, для периода
 от Фалеса до
 Платона «Мнения философов» используют материал «Физич. мнений» Теофраста и в
 своей
 композиции отражают их структуру: первоначала (кн. 1), космология (кн. 2),
 метеорология (кн. 3),
 психология (кн. 4), эмбриология и физиология (кн. 5).
 Издания. Сводный текст: D i е I s H., Doxographi Graeci, Berolini, 1879, p. 267—
 444; Редакция Стобея: S t o b a e-us I.,
 Anthologium, re. C. Wachsmuth et 0. Hense, v. 1, Berolini, 1884 (Printed in
 Germany, 1958); Редакция Псевдо-Плутарха:
 Plutarch! Moralia, ed. J. Mau, v. 5, fasc. 2 p. 1, Lpz., 19712.
 Б
 БААДЕР (Baader) Франц Ксавер фон (27.3.1765, Мюнхен,—23.5.1841, там же), нем.
 учёный, религ.
 философ. Автор работ по физике, медицине, горному делу и т. д. Мировоззрение Б.
 с его
 универсализмом выросло на основе теософских учений (Бёме, Л. К. де Сен-Мартен);
 его соч. в целом
 не дают филос. синтеза, оставаясь фрагментарными по содержанию и стилю
 («Fermenta cognitionis»,
 v. 1—6, 1822—25; «Vorlesungeu uber speculative Dogmatik», Bd 1—5, 1828—38). Б.
 оказал сильнейшее
 влияние на становление нем. романтизма, прежде всего на его натурфилософию
 (Новалис, Шеллинг);
 уже в сер. 80-х гг. Б. формулирует романтич. понимание знака, символа,
 иероглифа. В то же время
 сам Б.
 БААДЕР 43
 испытал влияние Шеллинга и романтиков и в конце жизни создал один из вариантов
 позднего религ.-
 фи-лос. романтизма. Одним из первых среди нем. философов обратился к социальной
 проблематике
 бурж. общества (в частности, ввёл в нем. литературу термин «пролетариат»),
 развивал идеи
 христианского социализма.
 • Samtliche Werke, Bd 1 — 16, Lpz., 1851—60 (neue Ausg., Aalen, 1963); Schriften
 zur Gesellschaftsphilosophie, Jena, 1925;
 Lettres inedites, ed. E. Susini, t. 1—4, P., 1942—67; Wien, 1951.
 • Baumgardt D., Franz von Baader und die philosophische Romantik, Halle, 1927.
 БАДАРАЯНА, др.-инд. мыслитель, один из основателей и первый систематизатор
 веданты. Годы
 жизни Б. обычно относят к 2—3 вв. н. э. (хотя инд. учёные отодвигают эту дату к
 6—3 вв. до н. э.).
 Гл. труд Б.— трактат «Брахма-сутра», или «Веданта-сутра» (известен и под др.
 названиями —
 «Шарирака-сутра», «Шарирака-ми-манса», «Уттара-миманса»); в инд. традиции это
 соч. иногда
 приписывают Вьясе, с к-рым нередко отождествляют Б. Комментарии к «Брахма-
 сутре»,
 составленные Шанкарой, Рамануджей и др., образуют осн. корпус веданты. В
 «Брахма-сутре» Б.
 систематизирует и защищает идеи, содержащиеся в упапишадах, прежде всего —
 высшую
 реальность брахмана и монистич. понимание мира. Трактат содержит ценные сведения
 о нек-рых др.
 школах инд. мысли (санкхья, вайшетика, буддизм, джайнизм).
 • G h a t e V. S., Le Vedanta; Etude sur les Brahma-sutras et leur cinq
 commentaires, P., 1918.
 * Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 2 М., 1957, с. 382—94; см.
 также лит. к ст. Веданта.
 БАДЕНСКАЯ ШКОЛА, фрейбургская ш к о-л а, направление в неокантианстве, исходящее
 из
 «трансцендентально-психологич.» истолкования учения Канта. Согласно Б. ш.,
 познание есть
 психич. процесс, исходящий из «экстенсивного и интенсивного многообразия» опыта
 и имеющий
 результатом трансцендентальное, т. е. всеобщее и необходимое знание. Последнее
 возможно, если
 признать его предметом общеобязательные ценности, с к-рыми оно должно
 согласовываться для
 достижения своей цели (истины). Философия в этой связи оказывается наукой о
 ценностях. Значит.
 место в Б. ш. занимала проблема метода. Основатели Б. ш. Винделъбанд и Риккерт
 делили науки на
 науки о природе(естествознание) и науки о культуре (историч. науки). Естеств.-
 науч. образование по-
 нятий руководствуется (генерализирующим) номоте-тическим методом, вырабатывающим
 общие
 законы, а историческое — (индивидуализирующим) идиогра-фическим методом, дающим
 описания
 индивидуального историч. явления.
 Б. ш. испытала влияние Гуссерля. Идеи Б. ш. в социологии проводил М. Вебер, в
 психологии — Г.
 Мюн-стерберг. В 20-х гг. ряд представителей Б. ш. перешёл к неогегельянству (И.
 Кон, Р. Кронер и
 др.).
 • Бурж. философия кануна и начала империализма, М., 1977, гл. 2, § 3; RickertH.,
 Die Heidelberger Tradition in der
 deutschen Philosophie, Tub., 1931; см. также лит. к статьям Неокантианство,
 Виндельбанд, Риккерт.
 БАЗИС И НАДСТРОЙКА, категории исторического материализма, характеризующие
 структуру
 обществ.-экономич. формации и качеств. своеобразие составляющих её обществ.
 отношений,
 процесса их диалектич. взаимодействия. По определению К. Маркса,
 «совокупность...
 производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный
 базис, на
 котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому
 соответствуют
 определенные формы общественного сознания» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 13,
 с. 6—7). В. И.
 Ленин подчёркивал, что осн. идея материалистич. понимания истории «состояла в
 том, что
 общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Последние
 представляют
 собой лишь надстройку над первыми, склады-
 44 БАДАРАЯНА
 вающимися помимо воли и сознания человека, как (результат) форма деятельности
 человека,
 направленной на поддержание его существования» (ПСС, т. 1, с. 149). В отличие от
 материальных,
 идеологич. обществ, отношения зависят от сознания людей, их формирование
 опосредствовано
 обществ. сознанием. И те и другие отношения имеют сложную структуру.
 Материальными
 отношениями, составляющими обществ. форму развития производит. сил, являются
 производств.
 отношения, возникающие в процессе произ-ва, обмена и распределения материальных
 благ.
 Надстройка (Н.) как целое включает в себя идеологич. (политич., правовые и др.)
 отношения,
 связанные с ними взгляды, теории, представления, иллюзии — т. е. идеологию и
 психологию
 различных социальных групп или общества в целом, а также соответств. орг-ции и
 учреждения —
 гос-во, политич. партии, обществ. орг-ции и т. д.
 Категории Б. и н. в самом общем виде раскрывают механизм детерминации обществ.
 явлений и
 отношений. Базис (Б.) определяет Н., её особенности, структуру, т. е. II.
 строится не произвольно, а в
 соответствии со своим Б. Н. выражает субъективную сторону обществ. жизни, хотя
 по отношению к
 отд. индивиду или социальной группе структуры Н. объективны. В совокупности Б. и
 н.
 характеризуют конкретный облик опре-дел. обществ.-экономич. формации. Б.,
 являясь экономич,
 формой произ-ва, одновременно выступает как содержание надстроечных форм и
 отношений. Он со-
 ставляет как бы «экономич. скелет» обществ. формации, к-рый с помощью Н.
 облекается «плотью и
 кровью». При этом под Б. следует понимать лишь совокупность господствующих
 производств.
 отношений, поскольку для характеристики обществ.-экономич. формации, её отличия
 от других
 формаций важна качеств. определённость господствующего типа производств.
 отношений, его
 доминирование в рамках данной формации.
 Классики марксизма-ленинизма неоднократно подчёркивали, что в истории конкретных
 обществ
 практически не встречается чистый Б. без большей или меньшей «примеси»
 отношений, доставшихся
 от прошлых эпох или возникающих новых отношений, характерных для следующей,
 более высокой
 обществ.-экономич. формации.
 Поэтому, выделяя господствующий тип производств. отношений, наука как бы
 отвлекается от
 особенностей той или иной страны, её конкретной ступени развития, особых
 историч. и культурных
 традиций, от конкретного многообразия производств. отношений, существующих
 наряду и
 одновременно с господствующим типом. Однако при конкретном анализе определ.
 общества для
 получения более полной и точной картины уровня его развития и зрелости
 необходимо
 рассматривать не только господствующий тип производств. отношений и
 соответствующие ему
 явления Н., но и всю совокупность различных типов производств. отношений,
 составляющих
 экономич. структуру данного общества.
 Вне конкретно-историч. подхода, без учёта всех типов производств. отношений был
 бы невозможен,
 напр., детальный анализ многоукладной экономики России в переходный период, к-
 рый позволил В.
 И. Ленину выработать научно обоснованную программу строительства социализма,
 создания его Б. и
 н. В совр. эпоху анализ многоукладной экономики весьма актуален для
 развивающихся стран с их
 сложным переплетением совр. и архаич. экономич. и социальных структур.
 Отражая общие причинно-следств. связи, существующие в обществ, отношениях,
 категории Б. и н.
 служат вместе с тем методологич. основой для более конкретного анализа
 закономерностей и
 механизма функционирования всей совокупности обществ. отношений.
 Н. выполняет в обществе важнейшие социальные функции. Господствующая Н. выражает
 и
 закрепляет экономич. отношения собственности данного общества. Но в каждом
 классово
 антагонистич. обществе существуют элементы Н., выполняющие по отношению к поро-
 дившему их Б. разрушит. функции, способствующие рождению нового Б. Выполняя свои
 социальные
 функции, Н. всегда является активной силой, обратно воздействующей на Б. Поэтому
 было бы
 упрощением и вульгаризацией историч. материализма рассматривать связь Б. и н.
 как
 однонаправленную. На самом деле между ними существует диалектич. взаимосвязь и
 взаи-
 мозависимость. Н., раз возникнув, начинает оказывать обратное воздействие на Б.,
 а следовательно, и
 на всё общество, включаясь в процесс развития общества как относительно
 самостоят. фактор,
 имеющий свои спе-цифич. законы генезиса, функционирования и развития.
 Так, прогрессивная идеология как важнейший элемент Н., овладевая массами,
 становится могучей
 материальной силой, способствуя прогрессу общества, и напротив, реакц. идеология
 ведёт к
 задержке развития, а то и к величайшим человеч. трагедиям (человеконена-вистнич.
 идеология
 фашизма, империалистич. идеология, защищающая интересы монополистич. капитала,
 агрессию и
 милитаризм, расистская, националистическая и шовинистическая идеология).
 Социалистич. Б. и н. качественно отличаются от Б. и н. всех предшествующих
 формаций как по
 содержанию, так и по характеру возникновения. Социалистич. производств.
 отношения,
 выражающие обществ. собственность на средства произ-ва, не могут, в силу
 антагонизма труда и
 капитала, возникнуть в рамках капитализма, в к-рых создаются только отд.
 элементы Н. будущего
 общества — коммунистич. партии, науч. идеология марксизма-ленинизма и
 социалистич. формы
 сознания. В то же время капитализм развивает совр. производит. силы, к-рые
 вступают в конфликт с
 частно-капиталистич. формой присвоения, характерной для бурж. Б. Данный конфликт
 разрешается
 социалистич. революцией, к-рая разрушает бурж. гос. машину и создаёт гос-во
 нового типа —
 диктатуру пролетариата, к-рая служит рычагом экономич. преобразования общества
 на социалистич.
 началах. По мере становления и развития нового Б. происходят качеств. изменения
 и в социалистич.
 Н., возрастает роль её важнейших элементов — коммунистич. партии и гос-ва — в
 разработке научно
 обоснованных планов социально-экономич., политич. и культурного прогресса
 общества, в управле-
 нии процессом развития социалистич. обществ. отношений.
 Утверждение Б. и н. развитого социалистич. общества получило выражение и
 закрепление в
 Конституции СССР, в к-рой чётко охарактеризованы экономич., социальная и
 политич. системы
 развитого социализма, раскрыты их взаимосвязь и взаимообусловленность.
 • Маркс К. иЭнгельсФ., Соч., т. 13, с. 6—7; т. 20, с. 26; т. 37, с. 111; т. 39,
 с. 356; Ленин В. И.,ПСС,т. 1,с. 149; Консти-
 туция (Основной Закон) Союза Сов. Социалистич. Республик, М., 1977. Л. Ф.
 Ильичев.
 БАКУНИН Михаил Александрович [18(30).5.1814, Но-воторжский у. Тверской губ.,—
 19.6(1.7).1876, Берн, Швейцария], рус. революционер, один из основателей и
 теоретиков анархизма.
 Во 2-й пол. 30-х гг. жил в Москве, играл видную роль в кружке Н. В. Станкевича
 (см. Станкевича
 кружок), был близок с Белинским, потом также с Герценом и Огарёвым. В эти годы
 Б. изучает
 классич. нем. философию, в особенности — труды Гегеля, пропагандирует (толкуя
 по-своему)
 идеалистич. диалектику. В 1840 уехал за границу (Германия, Швейцария, Бельгия,
 Франция).
 Примкнув к левым гегельянцам, выразил свои радикальные воззрения в ст. «Реакция
 в Германии»
 («Reaktion in Deutschland», 1842). Испытав нек-рое влияние идей Фейербаха, Б.
 эволюционировал
 позднее к своеобразному антропологич. материализму и «антитеологизму». Его
 филос. концепция,
 включавшая и позитивистские мотивы, в целом была непоследовательной и
 эклектичной.
 В Цюрихе Б. познакомился с В. Вейтлингом, заинтересовался коммунистич.
 движением. В Париже
 (1844)
 сблизился с П. Прудоном. Тогда же познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом.
 Б. участник революций 1848—49 в Праге и Дрездене. В апр. 1850 саксонским судом и
 в мае 1851
 австр. воен. судом дважды приговорён к смертной казни, к-рая в обоих случаях
 была заменена
 пожизненным заключением. Выдан австр. властями Николаю I и заключён в Алек-
 сеевский равелин
 Петропавловской крепости. В 1857 Б. был отправлен на поселение в Сибирь. В 1861

<< Пред.           стр. 22 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу