<< Пред. стр. 226 (из 449) След. >>
философии науки» (Г. Башлар, Ф. Гонсет, Ж. Детуш, П. Феврие и др.; печатныйорган — журн.
«Dialeetica», изд. с 1947 в Цюрихе под ред. Гонсета). К Н. относят также Ж.
Пиаже, Н. Мулуда и ряд
др. философов и естествоиспытателей. Неорационалисты ставят задачу осмысления
практики совр.
естеств.-науч. познания и, в частности, роли дедуктивных наук в его развитии. В
противоположность
классич. рационализму, к-рый основывался на априорных схемах обоснования знания,
Н. исходит из
исторически изменяющихся предпосылок познания, приближаясь, т. о., к идеям
диалектики.
Отвергая неопозитивистские концепции науч. познания, Н. признаёт зависимость
эмпирич. данных
от структур теоретич. знания, в к-рых содержание эмпирич. знания получает
объяснение.
Главенствующее место в исследованиях представителей Н. занимает проблема
образования,
функционирования и развития теоретич. знания. Концепция «обновлённого»
рационализма пред-
полагает анализ культурно-историч. обусловленности науки, осмысление диалектич.
характера её
развития, однако этот анализ осуществляется в Н. противоречиво и неполно, что
связано с
ограниченным пониманием диалектики.
Иногда к Н. относят также «критич. рационализм» в совр. англо-амер. философии и
методологии
науки, франц. структурализм в его филос. аспектах, обще-науч. методологич.
построения типа общей
теории систем.
• Киссель ?. ?., Судьба старой дилеммы. (Рационализм и эмпиризм в бурж.
философии 20 в.), М., 1974; М и х а й Н. Г.,
Науч. познание мира и Н., Кишинев, 1976; см. также статьи Структурализм, Башлар
и лит. к ним.
НЕОРЕАЛИЗМ, филос. направление, возникшее в Великобритании и США в нач. 20 в.
под
влиянием шотландской школы и нем. философов Брентано и Мейнон-га. Начало Н.
связывается с
публикацией статьи Дж. Э. Мура «Опровержение идеализма» («The refutation of
idealism», 1930).
Идеи Н. были развиты в «Программе и первой платформе шести реалистов» (1910; Р.
Перри, У.
Марвин, Э. Холт, У. Монтегю, У. Питкин, Э. Сполдинг), их кн. «Новый реализм»
(«The new realism»,
1912) и др. работах. Н. явился реакцией на субъективный идеализм берклианства и
прагматизма и
абс. идеализм англ. неогегельянства. Подвергая критике тезис о тождестве
действительности и
«опыта», разделявшийся этими течениями, Н. подчёркивает существование «объекта»,
отличного от
опыта. В гносеологии Н. развивает концепцию «непосредств. познания», формулируя
теорию
«имманентности независимого», согласно к-рой объект может непосредственно
«входить» в
сознание, в то же время не будучи зависимым от него в отношении своего
существования и природы.
НЕОРЕАЛИЗМ 429
В онкологии H. придерживается «нейтрального монизма», восходящего к идее
«нейтральных
элементов» опыта Маха, дополненной признанием логич. отношений и сущностей
«реальными»
элементами мира. В результате Н. признаёт две формы объективного существования:
пространственно-временное физическое и лить временное существование психич.
явлений (existence)
и идеальное существование логич. объектов вне пространства и времени
(subsistence). Если в
гносеологии Н. тяготеет к субъективному идеализму и интуитивизму, то в онтологии
— к
объективному идеализму. Важное место в Н. занимает «теория внеш. отношений»,
направленная
против абсолютизации неогегельянством понятия о всеобщей связи и, в свою
очередь, абсолютизи-
рующая независимость вещей от их взаимных отношений. На формулировку этой теории
оказали
влияние ранние филос. и логич. работы Рассела.
В 20-х гг. в Н. на первый план выдвигается «спекулятивная космология»
(Александер, Уантхед),
обосновывающая независимость объекта от познания с помощью учения о «творческой
(эмерджентной) эволюции», в к-рой сознание понимается как поздний уровень
развития. Эта
тенденция приводит к более тесному смыканию Н. с платонизмом, а также к попыткам
соединения
науки и религии. В совр. философии Н. как самостоят.
течение не пользуется широким влиянием, но выступает как важный элемент
различных филос.
теорий.
• Богомолов А. С., Философия англо-амер. H., M., 1962; X и л л Т. И., Совр.
теории познания, пер. с англ., М., 1905, с.
97—131, 167—9У; Бурж. философия кануна и начала империализма, М., 1977, гл. 9, §
1; The new realism. Cooperative stu-
dies in philosophy, N. Y., 1912; E vans D. L., New realism and old reality,
Princeton, 1928: R ay В., Consciousness in neo-rea-
lism, L., 1935; B o m a n L., Criticism and construction in the philosophy of
the American new realism, Stockh., 1955.
НЕОСХОЛАСТИКА, понятие, объединяющее различные течения католич. философии,
стремящиеся к реставрации ср.-век. схоластики. Возникновение Н. можно отнести к
нач. 19 в.
(возрождение томизма в Италии — В. Буцетти и его ученик С. Сорди, Дж. Корнольди,
в Испании —
X. Бальмес, в Германии сер. 19 в.— И. Клойген). Со 2-й нол. 19 в. развитие Н.
принимает широкие
масштабы. Энциклика папы Льва XIII «Aeterni patris» (1879) провозгласила учение
Фомы
Аквинского единственно истинной философией католицизма. После этого развитие Н.
идёт в
основном в русле неото-мизма; опубликованные по распоряжению папы Пия X «24
томистских
тезиса» (1914) формулировали осп. положения католич. философии по всем её гл.
разделам:
онтологии, космологии, антропологии и теодицеи. В Испании (во 2-й пол. 20 в. и в
ФРГ) развивалась
также схоластич. традиция, исходящая из идей исп. философа Суареса. Т. о., Н.,
наряду со строгим
томиз-мом и суаресизмом, включает в себя различные филос. школы, сторонники к-
рых пытаются
синтезировать томизм с новейшими течениями идеалистич. мысли (лу-венская школа в
Бельгии,
пуллахская школа в ФРГ). К Н. примыкают также платоновско-августинианская школа
(И. Гессен —
ФРГ, ?. ?. Шакка — Италия) и школа, опирающаяся на францисканскую традицию (И.
Мёллер, Т.
Барт — ФРГ). Сохраняя методологию ср.-век. схоластики, II. стремится истолковать
филос., науч. и
социальные проблемы современности с ортодок-сально-католич. т. зр. в полемике
против
материализма, а также пантеистич., субъективистско-иррациона-листич. и
позитивистских
концепций. • Przywara E., Die Problematik der Neuscholastik, «Kant-Studien»,
1928, Bd .13; S b a r r a A.,
T problemi della neo-scolastica, Napoli, 1936; Kant und die Scholastik heute.
Hrsg. v. J. B. Lotz, Munch.,
1955; Hessen J., Thomas von Aquin und wir, Basel, 1955.
НЕОТОМИЗМ, филос. школа в католицизме, исходящая из учения Фомы Аквинского и
являющаяся
совр. этапом в развитии томизма. С 1879 Н. получил офиц.
430 НЕОСХОЛАСТИКА
признание Ватикана (энциклика папы Льва XIII «Aeterni patris»). Наиболее
известные представители
Н.— Жильсон, Маритен, А. Сертийанж (Франция), В. Вруггер, А. Демпф, И. Лоц, М.
Грабман, И. де
Фриз (ФРГ), Д. Мерсье, А. Дондейн, Л. де Реймекер, Ф. ван Стенберген (Бельгия),
У. Падовани, Ф.
Ольджати, К. Фабро (Италия). Крупнейшими центрами по разработке и пропаганде Н.
являются
Высший ин-т философии при Лувенском ун-те (Бельгия), Академия св. Фомы в
Ватикане, Парижский
католич. ин-т, Католич, ун-т в Милане, Ин-т в Пуллахе (близ Мюнхена) и др. Н.-
одно из наиболее
влият. течений в совр. бурж. философии, располагающее многочисл. ин-тами, изд-
ва-ми, журналами
в ряде стран Европы и Америки.
Н. резко противостоит как материализму, так и субъективному идеализму. Он
претендует на
универсализм, объединение в целостном синтезе веры и разума, умозрения и
эмпирии,
созерцательности и практицизма, индивидуализма и соборности. Это объединение
осуществляется в
Н. на жёстко фиксированной догматич. основе, определяемой непререкаемостью и
общеобя-
зательностью для философии божеств. откровения: неотомистская философия является
служанкой
богословия. Основная задача философии усматривается в рациональном раскрытии и
оправдании
истин теологии. В соответствии с этим мир предстаёт в Н. как сотворённый богом и
иерархически
расчленённый на ряд ступеней, соотношение между к-рыми описывается на основе
преобразованных
Фомой аристотелианских моделей .
В рамках томистской классификации форм знания выделяется метафизика — первая
философия.
Объектом её и осн. принципом неотомисты считают чистое бытие (esse), к-рое
отличается от сущего
(ens): метафизика имеет дело с бесконечным, трансцендентным, умопостигаемым
бытием. Сознавая,
что из понятия чистого бытия невозможно вывести содержат. представление о
реальном бытии и его
законах и что необходимо устранить разрыв между конечным и бесконечным,
имманентным и
трансцендентным бытием, в последнем счёте — между богом и сотворённым им миром,
неотомисты
пытаются найти выход из этого противоречия в постулировании т. н.
трансцендентальных понятий
(единство, истина, благо, прекрасное), к-рые полагаются вместе с бытием и, в
отличие от
категориальных определений, не связаны с опытом. Др. формой устранения этого
противоречия
выступает в Н. учение об аналогии сущего (или аналогии бытия), обосновывающее
возможность
познания бытия бога из бытия мира, несмотря на принципиальное различие их природ
(путём ана-
логии).
В основе онтологии Н.— учение об акте и потенции, согласно к-рому процессы
возникновения тех
или иных вещей или явлений трактуются как осуществление, актуализация потенций.
Поскольку
потенция рассматривается как чисто абстрактная возможность, бытие любой конечной
вещи с т. зр.
Н. может быть понято лишь как «участие» в бесконечном бытии бога, к-рый является
актуальным
началом всего сущего.
Основу натурфилософии Н. составляет гилемор-физм — восходящее к аристотелизму
учение о
форме и материи, согласно к-рому материя является чисто пассивным началом и
приобретает
определ. вид благодаря нематериальной форме. Формы, актуализируя косную материю,
создают всё
многообразие материальных способов и видов бытия — от неорганич. мира до высшей
ступени
природного бытия — человека, формой и сущностью к-рого является нематериальная и
потому
бессмертная душа. Высшая форма (форма форм), согласно Н., не связана с материей.
Она создаёт и
первичную материю, и всё конкретное многообразие форм. Этой высшей формой
является бог.
Расчленяя бытие на природное, или естественное, интенциональное и идеальное, или
логическое,
неотомисты утверждают, что субстанция, всеобщее бытие,
имеет разумную природу и может быть постигнута разумом. Смысл и назначение
человеч. сознания
— обнаружить трансцендентое в чувственно воспринимаемом. В отличие от сущности,
существование всегда индивидуально, а индивидуальное не может быть предметом
логич.,
рационального познания. Границей науч. познания Н. объявляет вопросы о сущности
бытия, к-рые
относит к сфере философии и теологии. Наука постигает вторичные причины и
раскрывает лишь
последовательность и внеш. связь событий, тогда как конечные лричины всего
существующего
относятся к свсрхъес-теств. порядку бытия, т. е. к богу. Человеч. интеллект,
чтобы быть истинным,
должен сообразовываться с божеств.
интеллектом.
Личность в Н. есть незыблемая и самодеят. духовная субстанция. Атрибуты личности
— свобода,
самосознание, способность проявления в духовном акте, творч. возможности —
получают, однако,
своё ценностное подтверждение лишь в соотнесении с богом.
Человеч. общество в социально-политич. философии Н. понимается как естеств.
общество; его осн.
формы — семья, община, профессия, родина, гос-во. Частная собственность
отождествляется в Н. с
собственностью вообще, т. е. с присвоением человеком предметов природы. Различие
между
классами выводится из разделения труда и представляется в основе своей различием
между
профессиями. Согласно Н., существуют три типа отношений личности к обществу,
связанных с
социальной организацией: индивидуализм, коллективизм и солидаризм. Отвергая
индивидуализм и
коллективизм как ложные крайности, Н. пропагандирует так называемый солидаризм,
обосновываемый христианским принципом любви к ближнему. На практике зто
выливается в
проповедь социального мира между классами.
Неотомисты активно выступают против диалектич. и историч. материализма, издают
огромное
количество «критич.» опусов, полемизирующих с философией марксизма.
Исследоват. центрами, ведущими борьбу против марксистской философии, являются
Рус. ин-т в
Ватикане и Ин-т Вост. Европы во Фрибуре (Швейцария), издающий спец. квартальный
журн.
«Studies in Soviet Thought».
После 2-го Ватиканского собора (1962—65), осуществившего перестройку католич.
церкви, её
«модернизацию», Н. испытывает всё большее влияние феноменологии,
экзистенциализма,
персонализма, эволюционно-спиритуалистического учения Тейяра до Шардена
и др.
* М и л л е p Р., Личность и общество. К критике неотомист-ского понимания
личности, пер. с нем., М., 1965; M и н к яВ
И ч ю с Я. В., Совр. католицизм и его философия, Вильнюс, 1905; Г а р а д ж а В.
И., Н.—разум — наука, М., I960;
Желнов М. В., Критика гносеологии совр. ?., ?., 1971; Быковский Б. Э., Эрозия
«вековечной» философии. (Критика Н.),
М., 1973; Dezza Р.. Alle origin! del neotomismo, Mil., 1940; Manser G., Das
Wesen des Thomismus, Freib. (Schw.), 1949s; W у
s е г Р., Dar Thomismus, Bern, 1951 (лит.); G r е n e t P., Le thomisme, P.,
19562; G e l i n a s J. P., La restoration du thomisme
sous Lion XIII et les philosophies nouvel-les. Wash., 1959; Actualite de St.
Thomas, P.— Tournai — Rome, 1972.
К. M. Долгов.
НЕОФРЕЙДИЗМ, направление в совр. философии и психологии, получившее
распространение гл.
обр. в США. Термин «Н.» возню; для обозначения течений, выделившихся в кон.
1930-х гг. из
ортодоксального фрейдизма (К. Хорни, Г. С. Салливан, Фромм и др.). Н.
сформировался в процессе
соединения психоанализа с амер. социологич. и этнологич. теориями (в частности,
школой
культурантропологии). Исходным положением Н. явился т. н. принцип социального
(Фромм) или
культурного (А. Кардинер) детерминизма, к-рый, в отличие от биологизма Фрейда,
исходит из
личности. Центр тяжести психоанализа переносится с внутри-психич. процессов на
межличностные
отношения; отклоняется учение о либидо и сублимации. Вместе с этим Н. вообще
отказывается от
монистич. концепции чело-
века, приходит к отрицанию диалектич. взаимоотношений между природой и
культурой, средой и
индивидом (по Фромму, собственно человеческое начинается там, где оканчивается