<< Пред. стр. 23 (из 449) След. >>
бежал черезЯпонию и США в Лондон. В 60—70-х гг. жил в Зап. Европе, сотрудничал с Герценом и
Огарёвым;
активно участвовал в организации анархистского движения, выступал против Маркса
в 1-м
Интернационале, из к-рого был исключён в 1872. Теория Б. окончательно сложилась
к кон. 60-х гг.
(«Государственность и анархия», 1873, и др.).
История, по Б.,— эволюционный процесс, шествие человечества из «царства
животности» в «царство
свободы». Атрибутами низшей ступени являются религия и гос-во. Человек
отличается от животного
только мышлением, к-рое вызывает к жизни религию. Гос-во, олицетворяющее
тиранию,
эксплуатацию, опирается на фикцию бога. Будущее общество — строй ничем не
ограниченной
свободы, независимости человека от всякой власти, полного развития всех его
способностей.
Пронизанная индивидуализмом, анархистская теория Б. во многом соприкасается с
учением
Штирнера. Б. считал гос-во осн. источником угнетения масс, всех социальных зол и
высказывался
против всякой государственности; он резко выступал и против к.-л. использования
гос-ва рабочим
классом, против марксистского учения о диктатуре пролетариата. Отстаивая лозунг
«свободной
федерации» земледельч. и фабрично-ремесл. ассоциаций, Б. и его последователи
отвергали
использование в политич. борьбе избират. агитации, парламентов и т. д. Б. мечтал
о социальной
революции и возлагал гл. надежды на крестьянство и на ремесл. полупролет. слои
города, на
люмпен-пролетариат. Причисляя себя в 60—70-х гг. к материалистам и атеистам, Б.,
однако, в
понимании роли и задач философии был близок к позитивизму Конта (см.
«Федерализм, социализм и
антитеологизм», в кн.: Избр. соч., т. 1, Лондон, 1915, с. 125—27). Называя себя
сторонником материа-
листич. понимания истории, Б. трактовал марксизм в духе «экономич.
материализма».
С рус. революц. движением связи Б. снова стали активными в 1868—70. Книга Б.
«Государственность и анархия» оказала значит. идейное влияние на народ-нич.
революц. движение.
Б. доказывал существование «рус. нар. идеала», гл. черты к-рого он видел в
обществ. землевладении,
в самой идее «права на землю», присущей рус. крестьянину. Взгляды Б. оказали
влияние на
программу и тактику «Земли и воли» 70-х гг. Всестороннее и последоват.
преодоление бакунизма
связано с появлением рус. социал-демократии.
Против анархистских взглядов Б. и его дезорганизаторской деятельности в европ.
рабочем движении
настойчиво боролись Маркс и Энгельс. В. И. Ленин и Г. В. Плеханов дали
развёрнутую критику
теорий Б.
• Избр. соч., т. 1 — 5, П.—М., 1919—21; Собр. соч. и писем, т. 1—4, М., 1934 —
35.
* M a p к с К. и Энгельс Ф., Мнимые расколы в Интернационале, Соч., т. 18; и ? ж
е, Альянс социалистич. демократии и
Междунар. Товарищество Рабочих, там же; Энгельс Ф., Бакунисты за работой, там
же; его же, Эмигрантская лит-ра, там
же; Маркс К., Конспект книги Б.«Государственность и анархия», там же; Л е н и н
В. И., Что такое «друзья народа» и
как они воюют против социал-демократов?, ПСС, т. 1;его же, Анархизм и социализм,
там же, т. 5; е г о ж е, Гос-во и
революция, там же, т. 33; Плеханов Г. В., Анархизм и социализм, Соч., т. 4, М.,
[1925]; Итенберг Б. С., Движение
революц. народничества, М., 1965; Первый Интернационал, ч. 1—2, М., 1964—65;
Пирумова Н., Бакунин, {М., 1970].
Ш.M. Левин.
БАРТ (Barth) Карл (10.5.1886, Базель,— 10.12.1968, там же), швейц.
протестантский теолог, один из
осно-
БАРТ 45
вателей диалектической теологии. Первый крупный труд Б. «Послание апостола Павла
к римлянам»
(«Der Homerbriof», 1918) связан с идеями Кьеркегора и настойчиво подчёркивает
несоизмеримость
божеского и человеческого: предмет откровения и человеч. знаний различен, а
потому вера есть
колеблющееся между «да» и «пет» дерзание, отважный прыжок в неведомое. Во имя
такого
понимания веры Б. полемизирует с либеральным протестантизмом и католич. религ.
рационализмом.
Наряду с этим Б. энергично требует от церкви социальной ответственности,
усматривая в этом кри-
терий для различения «истинной» и «ложной» церкви. В молодости Б. участвовал в
движении христ.
социализма, а в 1933 выступил как вдохновитель христ. сопротивления
гитлеровскому режиму; после
Мюнхенского соглашения 1938 одобрял вооруж. борьбу с фашизмом как священную.
После 2-й
мировой войны резко критиковал политику «холодной войны» с утопич. позиций
«третьего пути».
• Gesammelte Vortruge, Bd 1—3, Munch., 1928—57; Die kirchliche Dogmatik, Bd 1—9,
Zollikon — Z., 1932—55.
• B a l t h a s a r H. V. v., K. Barth. Darstellung und Deutung seiner
Theologie, Olten, 1951; Hammer J., K. Barth, Westminster,
1962.
БАУМГАРТЕН (Baumgarten) Александр Готлиб (17.6. 1714, Берлин,— 26.5.1762,
Франкфурт-на-
Одере), нем. философ школы Вольфа, родоначальник эстетики как особой филос.
дисциплины. Проф.
ун-та во Франк-фурте-на-Одере. В гносеологии вслед за Лейбницем и Вольфом
различал высшее
(рассудочное) познание — предмет логики, и низшее (чувственное) познание, теорию
к-рого Б.
впервые назвал «эстетикой». Последняя стала одновременно у С. и теорией
прекрасного, поскольку
чувств. восприятие совершенства связывалось им с наслаждением прекрасным.
Совершенство или
красоту явления Б. усматривал в согласии трёх осн. элементов: содержания,
порядка и выражения. Б.
внёс большой вклад в развитие филос. терминологии; он широко употреблял термины
«субъективный» и «объективный», «в себе» и «для себя», введение к-рых зачастую
ошибочно
приписывается Канту.
• Aesthetica, Bd 1—2, Traiecti as Vlailrum, 1750—58; Metaphy-sica, Halae
Magdeburgicae, 1739; в кн.: История истетшш, т.
2, М., 1964, с. 449 — 65.
• Асмус В. Ф., Нем. эстетика XVIII в., М., 1963, с. Л—56.
БАУЭР (Bauer) Бруно (0.9.1809, Айзенберг,— 13.4. 1882, Риксдорф), нем. философ,
младогегельянец. Отвергая гегелевскую абс. идею, объявил абсолютным
самосознание; считал
движущей силой истории умств. деятельность «критич. личностей». В ряде памфлетов
представил
Гегеля атеистом и революционером; дал более радикальную, чем Штраус, критику
Евангелия. От-
рицал историч. реальность Иисуса Христа. К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли критике
субъективный
идеализм и национализм Б. в соч. «Святое семейство» и «Немецкая идеология».
После 1848 Б.
эволюционировал вправо и к концу жизни стал оторонником герм, рейхсканцлера О.
Бисмарка.
Я Geschichte der Politik, Kultur und Aufklarung des 18 Jahr-mderts, Bd 1—
4, Charlottenburg—Lp/., 1843—45; Kritik
der Evangelien. Geschichte ihres Ursprungs, Bd 1—4, B., 1850 — 52; в рус.
пер.— Трубный глас страшного суда лад
Гегелем, М., 1933.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 85—178; т. 3, с. 82—102; т. 19, с. 306—
19; Runze G., B. Bauer, В., 1931.
БАХМАНЯР Абуль Гасан Марзубан оглы (г. рожд. неизв.— ум. 1065), азерб. философ.
Ученик Ибн
Сины, стремился использовать систему Аристотеля и неоплатонизм для обоснования
исламской
догматики. В трактатах «Метафизика» и «Иерархия существ» (Каир, 1911, на араб,
яз.; Лейпциг,
1851, на нем. яз.) Б. рассматривает вопросы бытия н познания; «Приобретение
знаний» и
«Украшение» посвящены вопросам логики, «Красота и счастье» — этич. проблемам.
46 БАУМГАРТЕН
• История философии в СССР, т. l, M., 19GS, с. 129—39; За-к у е в Э. К., Бэh
мэнярын фвлсвфи кэрушлври, Бакы, 1958.
БАШЛАР, Б а ш л я p (Bachelard) Гастон (27.6.1884, Бар-сюр-Об,— 16.10.1962,
Париж), франц.
философ, основоположник неорационализма. Б. стремился философски осмыслить
современное ему
естеств.-науч. знание. Отвергая метафизнч. противопоставление рационального
(«чистого разума») и
эмпирического («чистого опыта», «чистой материи»), теории и практики, Б. исходил
из признания их
постоянного взаимодействия (концепция «рационалистич. материализма»), в
результате к-рого
происходит практич., веществ. воплощение рационально-теоретич. построений науки
(концепция
«технич. материализма», или «прикладного рационализма»). Взаимодействие теории и
эмпирии, по
Б.,— один из важнейших аспектов науки как диалектически, скачкообразно
развивающегося
организма. Согласно Б., первый этап развития знания — «донауч-ный» (господство
чистого
эмпиризма); второй — научный (возникновение рационального абстрактного
мышления); третий —
этап «нового науч. духа», или не-классич. науки, для к-рой характерны отказ от
к.-л. окончат, истин
(«отрицающая философия»), «открытость», т. е. готовность к экспериментальным
опровержениям
(концепция истины как «исправления ошибок») и вместе с тем — синтезирующая
способность к
понятийному обобщению новых эмпирич. данных, обнаружение новых связей между
различными
формами, структурами и областями знания. Синтезирующая творч. способность
человека коренится,
согласно Б., в спонтанности обыденного сознания — общего истока науки, поэзии и
др. мыслит.
форм. Концепции Б. присущи элементы диалектики и материализма, однако они не
получили у него
последоват. развития.
• Le nouvel esprit scientifique, P.. 1934; Le ratlonalisme applique, P., 1949;
La formation de 1'esprit scientifique, P., I9604; La
Philosophie du non, P., 1962s; Le materlnlisme rationnel, P., 19632.
• Кузнецов B. H., Франц. бурж. философия 20 в., М., 1970; Кисее ль ?. ?., Судьба
старой дилеммы. (Рационализм и
эмпиризм в бурж. философии 20 в.), М., 1974; Quillet Р., Bachelard.
Presentation, choix de textes, hibliographie P., [1967]; M
a r gu l i n J. G., Bachelard, [P.], 1974; L e-court D., Bachelard, ou Le Jour
et la nuit, P., 1974 (лит.); Bachelard. [Colloque de
Cerisy], P., 1974; V a d ё е M., Gaston Bachelard, ou Le nouvel idealisme
epistemologique, P., 1975.
БЕБЕЛЬ (Bebel) Август (22.2.1840, Кёльн-Дойц,— 13.8.1913, Пассуг, Швейцария),
один из
основателей и вождей герм, социал-демократии и 2-го Интернационала, деятель нем.
и междунар.
рабочего движения. Токарь по профессии.
В нач. 60-х гг. Б. активно включился в рабочее движение. В 1865 сблизился с В.
Либкнехтом, под
влиянием к-рого стал марксистом. В 1869 под руководством Б. и В. Либкнехта на
съезде в Эйзенахе
была создана самостоят. с.-д. рабочая партия Германии (эйзенахцы), программа к-
рой исходила из
принципов 1-го Интернационала. В своей практич. политич. деятельности Б.
стремился к
объединению нем. рабочего движения; в период действия исключит. закона против
социалистов
(1878—90) боролся за восстановление разгромленных полицией парт, орг-ций,
успешно руководил
как нелегальной, так и парламентской деятельностью партии, выступал как против
левого анархизма,
так и против правого оппортунизма. Б. решительно боролся против ревизионизма,
проявившегося в
нем. с.-д-тии с наступлением эпохи империализма, против национализма и
шовинизма.
Неоднократно подвергался тюремному заключению, проведя в общей сложности в
заключении ок. 6
лет.
По своим филос. убеждениям Б,— материалист, умевший, по словам Г. В. Плеханова,
хорошо
«применять к политике то основное положение материализма, что не сознание
определяет собой
бытие, а бытие определяет собою сознание» (Соч., т. 16, М.— Л., 1928, с. 250).
Занимаясь филос.
проблемами естествознания, Б. выступал как сторонник материалистич. учения Дар.
вина, подвергал критике идеализм, подчёркивал связь последнего о религией.
Анализ обществ.
явлений Б. проводил с позиций историч. материализма. Он рассматривал историю
общества как
закономерный процесс, в основе к-рого лежат материальные, экономич. отношения:
Критикуя бурж.
идеологов, он отмечал, что капитализм — закономерный этап в развитии общества,
но также
закономерна, неизбежна замена капитализма социализмом. Б. вёл борьбу с социал-
дарвинистами, до-
казывая, что общество развивается по присущим ему специфич. законам. В своей
наиболее ценной в
теоре-тич. отношении работе «Женщина и социализм» (1879, рус. пер. 1904, 1959)
Б. показал, что
положение женщины зависит от обществ. отношений и её раскрепощение возможно лишь
при
социализме; в этой же работе он подверг критике мальтузианство.
После смерти Ф. Энгельса Б. допускал центристские, оппортунистич. ошибки по ряду
программных
и тактич. вопросов, в частности по агр. вопросу, в оценке гос-ва (выдвигая
ошибочный тезис о «нар.
гос-ве»), в определении роли профсоюзов (отстаивая теорию их «нейтральности»).
Но, по словам В.
И. Ленина, Б. «...в девяноста девяти случаях из ста вылезал сам из болота, когда
ему случалось
оступиться, и вытаскивал тех, кто хотел идти за ним» (ПСС, т. 16, с. 434).
К. Маркс писал о Б.: «Он представлял собой исключительное явление в немецком
(можно сказать в
„европейском") рабочем классе» (Маркс К. и Э н-ге л ь с Ф., Соч., т. 35, с. 78).
Ленин указывал, что
Б.— крупный авторитет в междунар. движении пролетариата, опытный практич. вождь,
социалист,
чуткий к запросам революц. борьбы (см. ПСС, т. 16, с. 434).
* В рус. пер.: О Бернштейне, О., 1905; Фердинанд Лассаль, М., 1917; Шарль Фурье,
его жизнь и учение, М., 1923;
Проф. движение и политич. партии, М., 1925; Крест. войны в Германии, М.— Л.,
1928; Христианство и
социализм, М., 1959; Из моей жизни, М., 1963.
* ? а р к с К. и Энгельс Ф., [Письма к А. Б.1, Соч., т. 3.1—39 (Указатель имен);
Л е н и н В. И., А. Б., ПСС, т. 23; его же,
Гос-во и революция, там же, т. 33; е г о ж е, [Письмо к А. Б.], там же, т. 47; е
г о ж е, Герм. с.-д. партии по поводу смерти
А. Б., там же, т. 48; ? л е х а н о в Г. В., Август Б., Сеч., т. 16, М.— Л.,
1928; Г л у з б е ? г М. С., Август Б., М., 1959; О в
ч а р е н к о Н. Е., Август Б. Краткий очерк жизни и деятельности, М., 1963.
БЕЗОБРАЗНОЕ, эстетич. категория, выступающая обычно как антитеза прекрасному,
средоточие
негативных характеристик бытия (бесформенное, «безобразное» и т. д.).
Если в др.-греч. метафизике Б. обычно сближалось с понятиями небытия и зла (хотя
Аристотель и
признавал, что Б. доставляет определ. эстетич. удовольствие, связанное с
разрядкой отрицат.
эмоций), то в ср.-век. христ. культуре установилось двойств. отношение к Б.— с
одной стороны, оно
понималось как наглядное свидетельство греховности мира, его материальной
косности, с другой —
как признак рационально непознаваемой сущности божеств. добра, проявляющегося в
«безвидном»
облике с большей отчётливостью (впоследствии Гегель указал на художеств.
освоение характерного
и Б. как специфич. черту христ. иск-ва). Пантеистич. тенденции Возрождения, ярко
проявившиеся в
стихии лит. и изобразит. гротеска, утверждали значение Б. как одного из
свидетельств могучей энер-
гии и бесконечного многообразия природы.
Эстетика Просвещения (Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер) фактически отрицала за Б.
право быть
воплощённым в иск-ве. Однако романтизм (Ф. Шлегель, В. Гюго и др.) выступил с