<< Пред. стр. 230 (из 449) След. >>
«способу рассмотрения вещей», или «способу осознания себя», позволяющему якобыпреодолеть
противоположность объективного и субъективного. Обществ. развитие Н.
представляет как результат
взаимодействия общего — небытия и отдельного — человеч. индивидов, подлинность
отношения к-
рых выражается в коммуникации между «Я» и «Ты».
* Дзэнсю (ПСС), т. 1—18, Токио, 1947—53. Козловский Ю. Б., Концепция вост.
культуры Нисида Китаро, «Вестник
истории мировой культуры», 1961, № 2; его же, Распространение экзистенциализма в
Японии, в кн.: Совр.
экзистенциализм, М., 1966; Тосака Дзюн, Сэнсю, Дайрокукан (Избр. произв.),
Токио, 1948«; Кояма Ивао, Нисида
тэцугаку (Философия Нисида), Токио, 1955; Нагао Мититака, Нисида тэцугаку но
кайсяку (Комментарии к философии
Нисида), Токио, 1960.
НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих (15.10.1844, Рёккен, около Лютцеиа, Саксония,—
25.8.1900, Веймар),
нем. философ, представитель иррационализма и волюнтаризма, поэт. В 1869—79 проф.
классич.
филологии Ба-зельского ун-та. Творч. деятельность Н. оборвалась в 1889 в связи с
душевной
болезнью.
От занятий классич. филологией Н. переходит к философии, испытав влияние
Шопенгауэра и
находясь под большим воздействием эстетич. идей и иск-ва Р. Вагнера. В своём
первом соч.
«Рождение трагедии из духа музыки» (1872), в значит. мере посвящённом анализу
антич. трагедии,
Н. развивает идеи типологии культуры, намеченной Шиллером, Шеллингом и нем.
романтизмом.
Сопоставляя два начала бытия и культуры — «дионисийское» («жизненное»,
оргиастически-буйное
и трагическое) и «аполлоновское» (созерцательное, логически-членящее,
односторонне-интеллек-
туальное), Н. видит идеал в достижении равновесия этих полярных начал. Уже здесь
содержатся
зачатки учения Н. о бытии как стихийном становлении, развитого позднее в учение
«о воле к власти»
как присущей всему живому тяге к самоутверждению, и его утопич. философии
истории,
обращающейся в поисках идеала к досократовской Греции. Эти консервативно-
романтич. взгляды Н.
и его волюнтаризм («Несвоевременные размышления», 1873) предопределили развитие
Н. в направ-
лении иррационализма. Показательно обращение Н. к форме эссе в его ранних
работах; произв.
«Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Утренняя заря» (1881), «Весёлая
наука» (1882), «По
ту сторону добра и зла» (1886) строятся как цепь фрагментов или афоризмов.
Философия Н. обретает
выражение в поэтич. творчестве, легенде, мифе («Так говорил Заратустра», т. 1—3,
1883—84). Н.
стремится преодолеть рациональность филос. метода; понятия не выстраиваются у Н.
в систему, а
предстают как многозначные символы. Таковы понятия «жизнь», «воля к власти», к-
рая есть и само
бытие в его динамичности, и страсть, и инстинкт самосохранения, и движущая
обществом энергия и
т. д.
В философии Н. переплетаются в труднорасчленимом единстве разнообразные, часто
противоборствующие мотивы; анархич. критика совр. бурж. действительности и
культуры предстаёт
в виде универс. отчаяния в жизни, к-рое самим Н. осознаётся как явление
«нигилизма». В мифе о
«сверхчеловеке» культ сильной личности, индивидуалистически преодолевающей бурж.
мир вне
всяких моральных норм и с крайней жестокостью, сочетается с романтич. идеей
«человека буду-
щего», оставившего позади современность с её пороками и ложью. Пытаясь
утвердить, в противовес
реально существующим обществ. отношениям, «естественный», ничем не сдерживаемый
поток
«жизни», Н. предпринимает ультрарадикальную критику всех «ценностей», в т. ч.
христианства
(«Антихристианин», 1888), обрушивается на демократич. идеологию как закрепляющую
«стадные
инстинкты», выступает с проповедью эстетич. «имморализма».
Противоречивая и не подчиняющаяся к.-л. единству системы философия Н. оказала
влияние на
различные направления бурж. мысли 20 в.— философию жизни, прагматизм,
экзистенциализм
(каждое из этих направлений по-своему толковало H.). H. оказал значит. влияние
на писателей кон.
19 — нач. 20 вв., на символизм. Творчество Н. явилось по существу одновременно
разоблачением и
утверждением тенденций бурж. культуры в эпоху империализма, ницшеанство
использовали и
идеологи нем. фашизма. Философы-марксисты, начиная с Ф. Меринга и Г. В.
Плеханова, выступали с
резкой и последоват. критикой идей Н. и ницшеанства.
• Werke, Bd 1—19, Lpz., 1903—12, Bd 20 (Register), Lpz., 1926; Werke, hrsg. v,
K. Schlechta, Bd 1—3, Munch., 1960*·
Werke Kritische Gesamtausgabe in 30 Bd, Bd l — , B.— N. ?., 1967 — ; Gesammelte
Briete, Bd 1—5, Lpz., 1902—092; в рус.
пер.— Полн. собр. соч., т. 1—9, М., 1909—12.
• Манн Т., Философия Н. в свете нашего опыта, Собр. соч., пер. с нем., т. 10,
М., 1961; О д у е в С. Ф., Тропами
Заратустры. (Влияние ницшеанства на нем. бурж. философию), М., 1971; Jaspers К.,
Nietzsche, В., I9603; Heidegger М.,
Nietzsche, Bd 1—2, Stuttg., 1961; Bertram E., Nietzsche. Versuch einer
Mythologie, B., 1965"; Putz P., Fr. Nietzsche Stuttg.,
.19752 (библ.).
НИЧТО, категория идеалистич. онтологии, означающая отсутствие каких бы то ни
было качеств.
опреде-лённостей либо бытия вообще. Противоположна таким понятиям онтологии, как
нечто,
сущее, бытие. В истории философии Н. нередко отождествлялось с понятием небытия;
иногда эти
понятия разграничивались, причём небытие толковалось как более абстрактное, чем
Н., отрицание
бытия.
Категория Н. появилась в древней философии вместе со становлением онтологии. В
др.-греч.
философии Н. впервые выступает как самостоят. категория в учении Демокрита о
бытии (атомах) и
пустоте (ничто) и рассматривается как необходимое условие для существования
множества,
движения и изменения. Софист Горгий трактует Н. как оборотную сторону элейского
бытия. Как
одно из обозначений начала, противоположного бытию (т. е. совокупности эйдосов),
Н. играет важ-
ную роль в онтологии Платона и Аристотеля. С т. зр. бытия и мышления Н.
толкуется ими как
небытие, с т. зр. единства эйдосов — как иное, применительно к вещам чувств.
мира — как материя.
Само по себе Н. есть чистая возможность, пассивность и зависимость, и эти
качества оно привносит в
каждую конкретную вещь. У Плотина сохраняется осн. содержание Н., раскрытое
платонизмом, но
особенно подчёркивается тождество Н. и зла: зло — недостаток бытия, вторжение Н.
в бытие
(позднее эта идея была использована христ. теодицеей).
В ср.-век. философии антич. представления о Н. как материи
использовались для истолкования
процесса творения мира богом из ничего (ex nihilo) (Фи-лон, Августин и др.).
Категория Н.
характерна для
НИЧТО 437
ср.-век. традиции отрицат. богословия, в к-ром наиболее адекватным путём
приближения мысли к
богу считалось последоват. отбрасывание определённостей, в результате чего
полнота божеств.
бытия оказывалась для человек, познания тождественной Н. («Ареопаги-тики», Иоанн
Скот
Эриугена; в арабоязычной философии — Ибн Рушд). Прямое отождествление бога и Н.
встречается в
поздней ср.-век. философии (каббала; И. Экхарт и идущая от него традиция нем.
мистики). В этом же
русле находятся построения Я. Бёме и позднего Шеллинга, для к-рых всякое нечто
есть самоогра-
ничение раскрывающегося бога, а бог в себе — Н. и безосновность. Гегель,
используя идеи мистич.
традиции, включил понятие Н. в свою систему («Наука логики»), где оно
становится, сливаясь со
своей противоположностью — чистым бытием, исходным пунктом движения категорий.
В идеалистич. философии 19 — нач. 20 вв. интерес к проблеме Н. угасает, что
связано с упадком
традиц. метафизики. Шопенгауэр, Ницше и Бергсон отвергают даже осмысленность
понятия Н.
Вместе с тем для ряда течений 20 в. характерно стремление реставрировать
проблему Н.
(протестантская неортодоксальная теология, правосл. религ. философия,
экзистенциализм).
Категория Н. отсутствует в системе категорий диа-лектич. материализма как
несовместимая с его
учением о неуничтожимости материи. Не признавая абс. пустоты, небытия и
несуществования,
диалектический материализм отвергает и все идеалистические толкования Н.
«НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на „Философию нищеты" г-на Прудона», книга К. Маркса,
одно
из первых произведений зрелого марксизма. «Н. ф.» была написана на франц. яз., в
основном к
началу апреля, предисловие датировано 15 июня 1847, в начале июля она вышла из
печати в изд-вах
Франка в Париже и Фоглера в Брюсселе. Впоследствии Маркс отмечал: «...чтобы
расчистить путь
социализму критическому и материалистическому,., надо было резко порвать с той
идеалистической
политической экономией, последним воплощением которой был... Прудон» (Маркс К. и
Э н г е л ь с
Ф,, Соч., т. 19, с. 231—32). Разрыв Маркса и Энгельса с Прудоном произошёл летом
— осенью 1846
в ходе борьбы за науч.-коммунистич. мировоззрение. К концу этого года Маркс
ознакомился с новой
книгой Прудона «Система экономич. противоречий, или Философия нищеты», и у него
сложился
замысел «Н. ф.», осн. содержание к-рой было намечено в его письме П. В.
Анненкову 28 дек. 1846.
«Н. ф.» — первое печатное произв. Маркса, в к-ром он в форме критики Прудона
изложил исходные
положения своего экономич. учения и вместе с тем основы созданного им и
Энгельсом
материалистич. понимания истории (см. там же, т. 13, с. 8, т. 20, с. 9, см.
также Ленин В. И., ПСС, т.
33, с. 22—23). Книга состоит из двух глав. В 1-й («Науч. открытие») преобладает
критика экономич.
взглядов Прудона, а во 2-й («Метафизика политич. экономии») — критика их
философских основ.
Подвергая критике идеализм и метафизику Прудона, его неудавшуюся попытку
применить
идеалистич. гегелевскую диалектику к политэкономии, Маркс развивает
последовательно диалектич.
понимание законов единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания,
принцип
историзма, впервые затрагивает проблему соотношения исторического и логического.
Маркс
впервые прямо формулирует здесь соотношение производит. сил и производств.
отношений; даёт
материалистич. объяснение экономич. категорий как тео-ретич. выражения,
абстракции обществ.
отношений произ-ва. В «Н. ф.» Маркс осознаёт уже значение тру-
438 НИЩЕТА
довой теории стоимости и по существу начинает различать класснч. и вульгарную
политэкономию,
закладывает основы своей теории стоимости, через понимание историч. характера
товара «труд»
приближается к открытию того, что товаром является не труд, а рабочая сила, и
таким путём — к
открытию прибавочной стоимости. Углубляя теорию науч. коммунизма, Маркс выясняет
историч.
корни утопизма; исследует соотношение экономич. и политич. борьбы рабочего
класса, затрагивает
нек-рые проблемы теории комму-нистич. общества. В противоположность утопич.
планам Прудона
реформировать бурж. общество путём устранения его «дурных» сторон и сохранения
«хороших»,
Маркс обосновывает необходимость его революц. преобразования. Рабочий класс
создаст
бесклассовое общество, и только тогда «...социальные эволюции перестанут быть
политическими
революция ми» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 4, с. 185).
Как отмечал Маркс, «...в этой книге содержится в зародыше то, что поело
двадцатилетнего труда
превратилось в теорию, развитую в "Капитале"» (там же, т. 19, с. 231).
При жизни Маркса «Н. ф.» не переиздавалась. В 1885 в Штутгарте под ред., с
предпсл. и прим.
Энгельса вышло первое нем. издание «Н. ф.». В 1886 в Женеве группа «Освобождение
труда»
выпустила в пер. В. Засулич первое рус. издание книги.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 65 — 185, т. 16, с. 24—31 т. 19, с. 231—
32, т. 21, с. 180—94, т. 27, с. 401—12, т. 36,
с. 104; Ленин В. И., ПСС (см. Справочный том, ч. 2, с. 344); Карл Маркс.
Биография, М., 19732, гл. 4; О и 3 е р-ман Т. И.,
Формирование философии марксизма, М., 1974», ч. 2, гл. 2; Марксистская философия
в XIX веке, кн. 1, М., 1979, гл. 6.
НОВАЛИС (Novalis) [псевд.; наст. имя и фам.—Фридрих фон Харденберг (Hardenberg)]
(2.5.1772,
Видерштедт, ок. Мансфельда,—25.3.1801, Вайсенфельс), нем. поэт и философ,
представитель
раннего романтизма в Германии (круг т. н. йенских романтиков). Как Ф. Шлегель и
Шеллинг,
первоначально испытал влияние «Наукоучения» Фихте, однако фихтевскую
субъективную
диалектику сознания Н. трансформировал в объективно-идеалистич. диалектику
природы. Её осн.
тезис — утверждение дискретности мира и одновременно нерасчленённости его
стихийной
подосновы, вследствие чего мир следует понимать как единое целое. Специфическим
для Н. является
представление о противоположностях как о двух рядах явлений, из к-рых один
выступает как
обозначение другого, что ведёт к возможности всеобщего перехода, экстатич. игре
сущностей и имён
(ввиду этого Н. называл свою философию «магич. идеализмом»).
Человек как микрокосм, преодолевая внутр. разобщение, должен стремиться к
единству; ум,
рассудок, фантазия суть отд. функции скрытого в глубине «Я», недоступного для
языка слов
(влияние нем. мистики, особенно Бёме). «Я» и мир тоже подлежат конечному
соединению в процессе
их взаимопроникновения, интуитивного «вчувствования» индивида в объект познания,
что с
наибольшей полнотой достигается поэтом в процессе творч. акта. Искусство как
высшая сфера
духовной деятельности осуществляет слияние науки, религии, философии; к этому Н.
стремился в
своём творчестве, в частности при разработке поэтически-филос. жанра фрагмента.
В лирич. цикле
«Гимны к ночи» («Hymnen an die Nacht», 1800) в аллегорич. форме утверждается
превосходство
бесконечного небытия над конечной жизнью.
В поисках обществ. идеала Н. обращался к ср. векам, где видел единство духовной
культуры,
строгую иерархию социальных орг-ций, гегемонию духовной власти и «заботу» об
индивиде; в ср.-
век. Европе усматривал прообраз идеального гос-ва будущего по контрасту с
современным ему бурж.
обществом («Христианство и Европа», 1799, опубл. 1826).
* Schriften, hrsg. v. P. .Kluckhohn und R. Samuel, Bd l — , Stuttg., 19773—; в
рус. пор.— Фрагменты, М., 1914; Ученики в
Синее, в сб.: Не:«, романтич. повесть, т. 1, М.— Л., 1935.
• Б е p к о в с к и й Н. Я., Романтизм в Германии, Л., 1973; Haerlng Tli.,
Novalis als Philosoph, stuttg., 1954; Ritter H., Der
unbekannte Novalis, Gott., 1967.
НОВИКОВ Пётр Сергеевич [15(28).8.1901, Москва,— 9.1.1975, там же], сов.
математик и логик,
акад. ?? СССР (1960; чл.-корр. 1953). Осн. труды по теории множеств, математич.
логике, теории
алгоритмов и теории групп. Создал метод доказательства непротиворечивости