<< Пред.           стр. 230 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 «способу рассмотрения вещей», или «способу осознания себя», позволяющему якобы
 преодолеть
 противоположность объективного и субъективного. Обществ. развитие Н.
 представляет как результат
 взаимодействия общего — небытия и отдельного — человеч. индивидов, подлинность
 отношения к-
 рых выражается в коммуникации между «Я» и «Ты».
 * Дзэнсю (ПСС), т. 1—18, Токио, 1947—53. Козловский Ю. Б., Концепция вост.
 культуры Нисида Китаро, «Вестник
 истории мировой культуры», 1961, № 2; его же, Распространение экзистенциализма в
 Японии, в кн.: Совр.
 экзистенциализм, М., 1966; Тосака Дзюн, Сэнсю, Дайрокукан (Избр. произв.),
 Токио, 1948«; Кояма Ивао, Нисида
 тэцугаку (Философия Нисида), Токио, 1955; Нагао Мититака, Нисида тэцугаку но
 кайсяку (Комментарии к философии
 Нисида), Токио, 1960.
 НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих (15.10.1844, Рёккен, около Лютцеиа, Саксония,—
 25.8.1900, Веймар),
 нем. философ, представитель иррационализма и волюнтаризма, поэт. В 1869—79 проф.
 классич.
 филологии Ба-зельского ун-та. Творч. деятельность Н. оборвалась в 1889 в связи с
 душевной
 болезнью.
 От занятий классич. филологией Н. переходит к философии, испытав влияние
 Шопенгауэра и
 находясь под большим воздействием эстетич. идей и иск-ва Р. Вагнера. В своём
 первом соч.
 «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), в значит. мере посвящённом анализу
 антич. трагедии,
 Н. развивает идеи типологии культуры, намеченной Шиллером, Шеллингом и нем.
 романтизмом.
 Сопоставляя два начала бытия и культуры — «дионисийское» («жизненное»,
 оргиастически-буйное
 и трагическое) и «аполлоновское» (созерцательное, логически-членящее,
 односторонне-интеллек-
 туальное), Н. видит идеал в достижении равновесия этих полярных начал. Уже здесь
 содержатся
 зачатки учения Н. о бытии как стихийном становлении, развитого позднее в учение
 «о воле к власти»
 как присущей всему живому тяге к самоутверждению, и его утопич. философии
 истории,
 обращающейся в поисках идеала к досократовской Греции. Эти консервативно-
 романтич. взгляды Н.
 и его волюнтаризм («Несвоевременные размышления», 1873) предопределили развитие
 Н. в направ-
 лении иррационализма. Показательно обращение Н. к форме эссе в его ранних
 работах; произв.
 «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Утренняя заря» (1881), «Весёлая
 наука» (1882), «По
 ту сторону добра и зла» (1886) строятся как цепь фрагментов или афоризмов.
 Философия Н. обретает
 выражение в поэтич. творчестве, легенде, мифе («Так говорил Заратустра», т. 1—3,
 1883—84). Н.
 стремится преодолеть рациональность филос. метода; понятия не выстраиваются у Н.
 в систему, а
 предстают как многозначные символы. Таковы понятия «жизнь», «воля к власти», к-
 рая есть и само
 бытие в его динамичности, и страсть, и инстинкт самосохранения, и движущая
 обществом энергия и
 т. д.
 В философии Н. переплетаются в труднорасчленимом единстве разнообразные, часто
 противоборствующие мотивы; анархич. критика совр. бурж. действительности и
 культуры предстаёт
 в виде универс. отчаяния в жизни, к-рое самим Н. осознаётся как явление
 «нигилизма». В мифе о
 «сверхчеловеке» культ сильной личности, индивидуалистически преодолевающей бурж.
 мир вне
 всяких моральных норм и с крайней жестокостью, сочетается с романтич. идеей
 «человека буду-
 щего», оставившего позади современность с её пороками и ложью. Пытаясь
 утвердить, в противовес
 реально существующим обществ. отношениям, «естественный», ничем не сдерживаемый
 поток
 «жизни», Н. предпринимает ультрарадикальную критику всех «ценностей», в т. ч.
 христианства
 («Антихристианин», 1888), обрушивается на демократич. идеологию как закрепляющую
 «стадные
 инстинкты», выступает с проповедью эстетич. «имморализма».
 Противоречивая и не подчиняющаяся к.-л. единству системы философия Н. оказала
 влияние на
 различные направления бурж. мысли 20 в.— философию жизни, прагматизм,
 экзистенциализм
 (каждое из этих направлений по-своему толковало H.). H. оказал значит. влияние
 на писателей кон.
 19 — нач. 20 вв., на символизм. Творчество Н. явилось по существу одновременно
 разоблачением и
 утверждением тенденций бурж. культуры в эпоху империализма, ницшеанство
 использовали и
 идеологи нем. фашизма. Философы-марксисты, начиная с Ф. Меринга и Г. В.
 Плеханова, выступали с
 резкой и последоват. критикой идей Н. и ницшеанства.
 • Werke, Bd 1—19, Lpz., 1903—12, Bd 20 (Register), Lpz., 1926; Werke, hrsg. v,
 K. Schlechta, Bd 1—3, Munch., 1960*·
 Werke Kritische Gesamtausgabe in 30 Bd, Bd l — , B.— N. ?., 1967 — ; Gesammelte
 Briete, Bd 1—5, Lpz., 1902—092; в рус.
 пер.— Полн. собр. соч., т. 1—9, М., 1909—12.
 • Манн Т., Философия Н. в свете нашего опыта, Собр. соч., пер. с нем., т. 10,
 М., 1961; О д у е в С. Ф., Тропами
 Заратустры. (Влияние ницшеанства на нем. бурж. философию), М., 1971; Jaspers К.,
 Nietzsche, В., I9603; Heidegger М.,
 Nietzsche, Bd 1—2, Stuttg., 1961; Bertram E., Nietzsche. Versuch einer
 Mythologie, B., 1965"; Putz P., Fr. Nietzsche Stuttg.,
 .19752 (библ.).
 НИЧТО, категория идеалистич. онтологии, означающая отсутствие каких бы то ни
 было качеств.
 опреде-лённостей либо бытия вообще. Противоположна таким понятиям онтологии, как
 нечто,
 сущее, бытие. В истории философии Н. нередко отождествлялось с понятием небытия;
 иногда эти
 понятия разграничивались, причём небытие толковалось как более абстрактное, чем
 Н., отрицание
 бытия.
 Категория Н. появилась в древней философии вместе со становлением онтологии. В
 др.-греч.
 философии Н. впервые выступает как самостоят. категория в учении Демокрита о
 бытии (атомах) и
 пустоте (ничто) и рассматривается как необходимое условие для существования
 множества,
 движения и изменения. Софист Горгий трактует Н. как оборотную сторону элейского
 бытия. Как
 одно из обозначений начала, противоположного бытию (т. е. совокупности эйдосов),
 Н. играет важ-
 ную роль в онтологии Платона и Аристотеля. С т. зр. бытия и мышления Н.
 толкуется ими как
 небытие, с т. зр. единства эйдосов — как иное, применительно к вещам чувств.
 мира — как материя.
 Само по себе Н. есть чистая возможность, пассивность и зависимость, и эти
 качества оно привносит в
 каждую конкретную вещь. У Плотина сохраняется осн. содержание Н., раскрытое
 платонизмом, но
 особенно подчёркивается тождество Н. и зла: зло — недостаток бытия, вторжение Н.
 в бытие
 (позднее эта идея была использована христ. теодицеей).
 В ср.-век. философии антич. представления о Н. как материи
 использовались для истолкования
 процесса творения мира богом из ничего (ex nihilo) (Фи-лон, Августин и др.).
 Категория Н.
 характерна для
 НИЧТО 437
 ср.-век. традиции отрицат. богословия, в к-ром наиболее адекватным путём
 приближения мысли к
 богу считалось последоват. отбрасывание определённостей, в результате чего
 полнота божеств.
 бытия оказывалась для человек, познания тождественной Н. («Ареопаги-тики», Иоанн
 Скот
 Эриугена; в арабоязычной философии — Ибн Рушд). Прямое отождествление бога и Н.
 встречается в
 поздней ср.-век. философии (каббала; И. Экхарт и идущая от него традиция нем.
 мистики). В этом же
 русле находятся построения Я. Бёме и позднего Шеллинга, для к-рых всякое нечто
 есть самоогра-
 ничение раскрывающегося бога, а бог в себе — Н. и безосновность. Гегель,
 используя идеи мистич.
 традиции, включил понятие Н. в свою систему («Наука логики»), где оно
 становится, сливаясь со
 своей противоположностью — чистым бытием, исходным пунктом движения категорий.
 В идеалистич. философии 19 — нач. 20 вв. интерес к проблеме Н. угасает, что
 связано с упадком
 традиц. метафизики. Шопенгауэр, Ницше и Бергсон отвергают даже осмысленность
 понятия Н.
 Вместе с тем для ряда течений 20 в. характерно стремление реставрировать
 проблему Н.
 (протестантская неортодоксальная теология, правосл. религ. философия,
 экзистенциализм).
 Категория Н. отсутствует в системе категорий диа-лектич. материализма как
 несовместимая с его
 учением о неуничтожимости материи. Не признавая абс. пустоты, небытия и
 несуществования,
 диалектический материализм отвергает и все идеалистические толкования Н.
 «НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на „Философию нищеты" г-на Прудона», книга К. Маркса,
 одно
 из первых произведений зрелого марксизма. «Н. ф.» была написана на франц. яз., в
 основном к
 началу апреля, предисловие датировано 15 июня 1847, в начале июля она вышла из
 печати в изд-вах
 Франка в Париже и Фоглера в Брюсселе. Впоследствии Маркс отмечал: «...чтобы
 расчистить путь
 социализму критическому и материалистическому,., надо было резко порвать с той
 идеалистической
 политической экономией, последним воплощением которой был... Прудон» (Маркс К. и
 Э н г е л ь с
 Ф,, Соч., т. 19, с. 231—32). Разрыв Маркса и Энгельса с Прудоном произошёл летом
 — осенью 1846
 в ходе борьбы за науч.-коммунистич. мировоззрение. К концу этого года Маркс
 ознакомился с новой
 книгой Прудона «Система экономич. противоречий, или Философия нищеты», и у него
 сложился
 замысел «Н. ф.», осн. содержание к-рой было намечено в его письме П. В.
 Анненкову 28 дек. 1846.
 «Н. ф.» — первое печатное произв. Маркса, в к-ром он в форме критики Прудона
 изложил исходные
 положения своего экономич. учения и вместе с тем основы созданного им и
 Энгельсом
 материалистич. понимания истории (см. там же, т. 13, с. 8, т. 20, с. 9, см.
 также Ленин В. И., ПСС, т.
 33, с. 22—23). Книга состоит из двух глав. В 1-й («Науч. открытие») преобладает
 критика экономич.
 взглядов Прудона, а во 2-й («Метафизика политич. экономии») — критика их
 философских основ.
 Подвергая критике идеализм и метафизику Прудона, его неудавшуюся попытку
 применить
 идеалистич. гегелевскую диалектику к политэкономии, Маркс развивает
 последовательно диалектич.
 понимание законов единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания,
 принцип
 историзма, впервые затрагивает проблему соотношения исторического и логического.
 Маркс
 впервые прямо формулирует здесь соотношение производит. сил и производств.
 отношений; даёт
 материалистич. объяснение экономич. категорий как тео-ретич. выражения,
 абстракции обществ.
 отношений произ-ва. В «Н. ф.» Маркс осознаёт уже значение тру-
 438 НИЩЕТА
 довой теории стоимости и по существу начинает различать класснч. и вульгарную
 политэкономию,
 закладывает основы своей теории стоимости, через понимание историч. характера
 товара «труд»
 приближается к открытию того, что товаром является не труд, а рабочая сила, и
 таким путём — к
 открытию прибавочной стоимости. Углубляя теорию науч. коммунизма, Маркс выясняет
 историч.
 корни утопизма; исследует соотношение экономич. и политич. борьбы рабочего
 класса, затрагивает
 нек-рые проблемы теории комму-нистич. общества. В противоположность утопич.
 планам Прудона
 реформировать бурж. общество путём устранения его «дурных» сторон и сохранения
 «хороших»,
 Маркс обосновывает необходимость его революц. преобразования. Рабочий класс
 создаст
 бесклассовое общество, и только тогда «...социальные эволюции перестанут быть
 политическими
 революция ми» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 4, с. 185).
 Как отмечал Маркс, «...в этой книге содержится в зародыше то, что поело
 двадцатилетнего труда
 превратилось в теорию, развитую в "Капитале"» (там же, т. 19, с. 231).
 При жизни Маркса «Н. ф.» не переиздавалась. В 1885 в Штутгарте под ред., с
 предпсл. и прим.
 Энгельса вышло первое нем. издание «Н. ф.». В 1886 в Женеве группа «Освобождение
 труда»
 выпустила в пер. В. Засулич первое рус. издание книги.
 • Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 65 — 185, т. 16, с. 24—31 т. 19, с. 231—
 32, т. 21, с. 180—94, т. 27, с. 401—12, т. 36,
 с. 104; Ленин В. И., ПСС (см. Справочный том, ч. 2, с. 344); Карл Маркс.
 Биография, М., 19732, гл. 4; О и 3 е р-ман Т. И.,
 Формирование философии марксизма, М., 1974», ч. 2, гл. 2; Марксистская философия
 в XIX веке, кн. 1, М., 1979, гл. 6.
 НОВАЛИС (Novalis) [псевд.; наст. имя и фам.—Фридрих фон Харденберг (Hardenberg)]
 (2.5.1772,
 Видерштедт, ок. Мансфельда,—25.3.1801, Вайсенфельс), нем. поэт и философ,
 представитель
 раннего романтизма в Германии (круг т. н. йенских романтиков). Как Ф. Шлегель и
 Шеллинг,
 первоначально испытал влияние «Наукоучения» Фихте, однако фихтевскую
 субъективную
 диалектику сознания Н. трансформировал в объективно-идеалистич. диалектику
 природы. Её осн.
 тезис — утверждение дискретности мира и одновременно нерасчленённости его
 стихийной
 подосновы, вследствие чего мир следует понимать как единое целое. Специфическим
 для Н. является
 представление о противоположностях как о двух рядах явлений, из к-рых один
 выступает как
 обозначение другого, что ведёт к возможности всеобщего перехода, экстатич. игре
 сущностей и имён
 (ввиду этого Н. называл свою философию «магич. идеализмом»).
 Человек как микрокосм, преодолевая внутр. разобщение, должен стремиться к
 единству; ум,
 рассудок, фантазия суть отд. функции скрытого в глубине «Я», недоступного для
 языка слов
 (влияние нем. мистики, особенно Бёме). «Я» и мир тоже подлежат конечному
 соединению в процессе
 их взаимопроникновения, интуитивного «вчувствования» индивида в объект познания,
 что с
 наибольшей полнотой достигается поэтом в процессе творч. акта. Искусство как
 высшая сфера
 духовной деятельности осуществляет слияние науки, религии, философии; к этому Н.
 стремился в
 своём творчестве, в частности при разработке поэтически-филос. жанра фрагмента.
 В лирич. цикле
 «Гимны к ночи» («Hymnen an die Nacht», 1800) в аллегорич. форме утверждается
 превосходство
 бесконечного небытия над конечной жизнью.
 В поисках обществ. идеала Н. обращался к ср. векам, где видел единство духовной
 культуры,
 строгую иерархию социальных орг-ций, гегемонию духовной власти и «заботу» об
 индивиде; в ср.-
 век. Европе усматривал прообраз идеального гос-ва будущего по контрасту с
 современным ему бурж.
 обществом («Христианство и Европа», 1799, опубл. 1826).
 * Schriften, hrsg. v. P. .Kluckhohn und R. Samuel, Bd l — , Stuttg., 19773—; в
 рус. пор.— Фрагменты, М., 1914; Ученики в
 Синее, в сб.: Не:«, романтич. повесть, т. 1, М.— Л., 1935.
 • Б е p к о в с к и й Н. Я., Романтизм в Германии, Л., 1973; Haerlng Tli.,
 Novalis als Philosoph, stuttg., 1954; Ritter H., Der
 unbekannte Novalis, Gott., 1967.
 НОВИКОВ Пётр Сергеевич [15(28).8.1901, Москва,— 9.1.1975, там же], сов.
 математик и логик,
 акад. ?? СССР (1960; чл.-корр. 1953). Осн. труды по теории множеств, математич.
 логике, теории
 алгоритмов и теории групп. Создал метод доказательства непротиворечивости

<< Пред.           стр. 230 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу