<< Пред. стр. 232 (из 449) След. >>
в духе номиналистич. традиции: существуют («сами по себе», вне мышления и речи)только
чувственно воспринимаемые индивиды, и только они (их собственные имена или
дескрипции) могут
быть значениями предметных переменных логич. языка, образуя истинный «универсум
рассуждения» (пред-метную область) любой науч. теории. Поэтому единственной
приемлемой с т.
зр. Н. логикой является узкое исчисление предикатов (см. Логика предикатов).
Номиналистич.
программа в известной мере обосновы-
вается теоремой В. Крейга (США) об устранимости абстрактных терминов из яаыка
науч. теории,
однако полная практич. реализация этой программы представляется неосуществимой.
• P в а ч е в Л. А., Математика и семантика. Н. как интерпретация математики,
К., 196В; Яновская С. А., Проблемы
введения ? исключения абстракций более высоких (чем первый) порядков, в кн.:
Проблема знака и значения, М., 1969;
Лед-ников ?. ?., Критич. анализ номиналистич. и платонистских тенденций в совр.
логике, К., 1973; Курантов А. П., С т
я ж к и н Н. И., У. Оккам, М., 1978; Соколов В. В., Ср.-век. философия, М.,
1979; В et h E. W., L'existence en
mathematiques, P.— Louvain, 1956; С а г г e M. H., Realists und nominalists,
Oxf., 1981; Philosophy of mathematics, Oxf.,
[1964].
?. М.
Новосёлов.
НОМОС И ФЮСИС (греч. ????? и ?????, букв. — закон и природа), понятия др.-греч.
философии,
одно из осн. противопоставлений в учениях софистов наряду с родственным ему
противопоставлением «тесис и фюсис» (букв.— установление и природа), ставших в 5
в. до н. э. у
софистов и близких к ним мыслителей важнейшим орудием критики законов и обычаев,
представляв-
шихся несправедливыми. В условиях быстрого разрушения традиц. уклада и норм
жизни расширение
гео-графич. кругозора и знакомство с обычаями различных народов (сводка такого
материала была
сделана софистом Гиппием и получила широкую известность) привели к тому, что
порядки,
казавшиеся прежде единственно возможными по природе («фюсис»), теперь
сопоставлялись с совсем
иными установлениями др. народов, из чего делался вывод, что каждый народ живёт
по своему
собств. закону («номос»). Так, уже Геродот сопоставлял эллинский обычай сожжения
трупов
умерших с обычаем инд. племени каллатиев, согласно к-рому сын должен съесть тела
умерших -
родителей (Геродот III 38). Отсюда делались выводы о том, что законы и обычаи —
дело рук самих
людей и могут быть ими изменены. Гиппй, по словам Платона, указывал на то, что
законы в ряде
случаев понуждают человека к тому, что противно природе (Платон, Протагор 337С).
Архелай,
ученик Анаксагора, утверждал, что все этич. оценки основываются только на
«законе», а не на
«природе» (Диоген Лаэртий II 16). Софист Алкидамант утверждал, что никто не
является рабом по
природе («Схолии к Аристотелю», «Риторика» 1373 Ь). В 5 в. до н. э. начались
также споры о том,
возник ли человеч. язык «по природе», так что вещам естественно соответствуют их
названия, или
«по установлению», в результате произвольного соглашения людей.
• Heinimann Р., Nomos und Physis, Basel, 1945; P o Illenz M., Nomos und Physis,
«Hermes», 1953, Bd 81, H. 1—4, S. 418—
38.
НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (от греч. ???? ????? — законодат. искусство), в учении
Канта
способ законо-дат. деятельности разума в установлении им законов и правил
познания (см. И. Кант,
Соч., т. 3, М., 1964, с. 402). В неокантианстве баденской школы — метод ес-
теств. наук, смысл к-
рого состоит в обобщении и установлении законов. Введён Виндельбандом, подробно
описан
Риккертом, усматривавшим вслед за Кантом предмет естествознания в природе как
бытии вещей,
поскольку оно определено общими законами. Поскольку естествознание не открывает,
а «полагает»
законы природы, последние выступают как результат деятельности разума. Н. м.
(генерализирующий) метафизически противопоставляется индивидуализирующему
идиографическому методу наук о культуре. Упрощение посредством Н. м.
экстенсивного и
интенсивного многообразия явлений ведёт с этой т. зр. к содержательно
обеднённому представлению
реальности и отходу от реального многообразия. Н. м. абсолютизирует формаль-но-
логич. закон
обратного отношения объёма и содержания понятия, упрощённо изображая процедуры
науч.
мышления.
• ? и к к e p т Г., Границы естсств.-науч. образования понятий, СПБ, 1903, гл.
1—,4; его же, Науки о природе и науки о
культуре, СПБ, 1911; Виндельбанд В., Прелюдии, СПБ, 1904; Кассирер Э., Познание
и действительность, СПБ, 1912, г.
286—303; Кон И. С., Филос. идеализм и кризис бурж. истории, мысли, М., 1959, гл.
1, 4, 8; Асмус В. Ф.,
Маркс и бурж. историзм, в кн.: Избр. филос. труды т. 2 М 1971, гл. 13—15; R
o t h а с k e r E., Logik und Systematik
der Geisteswissenschaften, Bonn, 1948; H а у e k P. A., The counterrevolution
of science, Glencoe (III.), 1952.
НООСФЕРА (от греч. ???? — разум и ?????? — шар), сфера взаимодействия природы и
общества, в
пределах к-рой разумная человеч. деятельность становится гл. определяющим
фактором развития
(для обозначения этой сферы употребляют также сходные термины: тех-носфера,
антропосфера,
социосфера). Понятие Н. как облекающей земной шар идеальной, «мыслящей»
оболочки,
формирование к-рой связано с возникновением и развитием человеч. сознания, ввели
в нач. 20 в. П.
Тейяр де Шарден и Э. Леруа. Вернадский внёс в термин материалистич. содержание:
Н.— новая,
высшая стадия биосферы, связанная с возникновением и развитием в ней
человечества, к-рое,
познавая законы природы и совершенствуя технику, начинает оказывать определяющее
влияние на
ход процессов в охваченной его воздействием сфере Земли (впоследствии и в
околоземном
пространстве), глубоко изменяя её своей деятельностью. Становление и развитие
человечества как
новой преобразующей природу силы выразилось в возникновении новых форм обмена
веществом и
энергией между обществом и природой, во всё возрастающем биогеохимическом и ином
воздействии
человека на биосферу.
Зародившись на планете, Н. имеет тенденцию к постоянному расширению,
превращаясь, т. о., в
особый структурный элемент космоса, выделяемый по социальному охвату природы. В
понятии Н.
подчёркивается необходимость разумной (т. е. отвечающей потребностям
развивающегося
человечества) организации взаимодействия общества и природы в противоположность
стихийному,
хищнич. отношению к ней, приводящему к ухудшению окружающей среды. Поскольку
характер
отношения общества к природе определяется не только науч.-технич. уровнем, но и
социальным
строем, постольку сознат. формирование Н. органически связано со становлением
коммунистич.
обществ.-экономич. формации, создающей условия для превращения знаний,
накопленных
человечеством, в материальную силу, рационально преобразующую природную среду. •
Тейяр де
ШарденП., Феномен человека, пер. с франц., М., 1965; Вернадский В. И., Химич.
строение биосферы
Земли и её окружения, ?., 1965; его же, Размышления натуралиста, кн. 2, М.,
1977; Природа и
общество, М., 1968; Науч.-технич. революция, общество, М., 1973.
НОРМА (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец), 1) средняя
величина,
характеризующая к.-л. массовую совокупность случайных событий, явлений. В таком
смысле это
понятие употребляется в исследованиях, проводимых с применением методов теории
вероятностей и
математич. статистики. 2) Н. социальная, общепризнанное правило, образец
поведения пли действия.
С помощью социальных Н. обеспечивается упорядоченность, регулярность социального
вза-
имодействия индивидов и групп. Социальные Н. могут быть универсальными,
относящимися в
равной мере к каждому индивиду в данном обществе, и частными, относящимися,
напр., к определ.
сфере проф. деятельности или же регулирующими действия индивида, занимающего
данную
статусную позицию или выполняющего данную социальную роль. Масштаб действия
социальных Н.
определяется рамками признающей их группы или организации и способом
институциализа-ции.
Обычно социальные Н. выступают в качестве элементов нормативных систем; наиболее
важными
системами нормативной регуляции являются мораль и право. Марксизм-ленинизм
показал историч.
характер и классовость социальных Н., к-рые представлялись бурж. сознанию
естественными. В
развитых классовых обществах обычно взаимодействуют относительно
НОРМА 441
автономные системы социальных Н., присущих различным классам, слоям и обществ.
группам.
Социальные Н. различаются по способу фиксации (формальные и неформальные, устные
и
письменные, выраженные явно или латентные), по степени обобщённости (конкретные
образцы
определ. действия или общие принципы деятельности), универсальности действия
(специфич.
привилегии или общезначимые права и обязанности); в них могут выражаться как
позитивные
(предписания), так и негативные (запреты) характеристики действия.
Необходимое условие действенности социальных Н.— их обоснованность с т. зр.
соответствия их
принятым в данном обществе ценностям и идеалам, по отношению к к-рым Н.
выполняют
подчинённую, инструментальную функцию. Следование социальным Н. обеспечивается
двояко:
путём их интернализации (т.е. превращение внеш. требований во внутр.
потребность, привычку),
происходящей в процессе социализации индивида (при этом соблюдение Н. становится
для него
внутр. потребностью, привычкой), либо за счёт институциализации, включения в
структуру общества
и социального контроля, т. е. применения различных санкций к тем, чьё поведение
отклоняется от
принятых Н.
Нормативная регуляция может быть традиционной — в этом случае критич. отношение
к принятым
Н. недопустимо, или рациональной, когда выявление и обоснование реально
действующих в
обществе социальных Н. становится особой задачей. Последнее особенно отчётливо
проявляется в
науч. деятельности, в рамках к-рой эту задачу решает методологич. самосознание
науки.
В условиях социализма вырабатывается система обобщённых и дифференцированных
социальных
Н., круга обязанностей, прав и свобод личности, закрепляемых в конституционно-
правовых
установлениях, в принципах коммунистич. морали. Важной проблемой социалистич.
общества
является интернализация этой системы в структуре личности — воспитание нового
человека (см.
Коммунистическое воспитание).
• Пеньков Е. М., Социальные Н.— регуляторы поведения личности, М., 1972; Бобнева
М. И., Социальные Н. и
регуляция поведения, М., 1978; М е r t o n R. К., Social theory and social
structure, Glencoe, 1957.
НОУМЕН (греч. ?????????), понятие идеалистич. философии, обозначающее
умопостигаемую
сущность, предмет интеллектуального созерцания, в отличие от феномена как
объекта чувств.
созерцания. Понятие Н. характерно для учений объективного идеализма
средневековья и нового
времени, где Н. выступает аналогом платоновской «идеи». Совокупность ноуменов
образует
умопостигаемый, или «интеллигибельный», мир, учение о к-ром составляет важнейший
спекулятивный атрибут неоплатонич. традиции. В интерпретации Канта Н.—
возможная, но
недостижимая для человеческого опыта объективная реальность, синоним понятия
«вещь в себеъ.
Согласно Канту, Н. есть лишь «демаркационное понятие», указывающее на пределы
нашего
познания, ограниченного миром явлений.
• Кант И., Соч., т. 3, М., 1964, i:. 299—313; его же, там же, т. 4(1), М., 1965,
с. 134—37; Асмус В. Ф., Этика Канта, там
же, с. 24—36.
НОЭЗИС И НОЭМА (греч. ?????? — мышление, постижение, разумение и ????? —
мыслимое
содержание, мысль), термины платоновской и аристотелевской философии,
относящиеся к теории
познания. У Платона ноэзис понимается как мыслящее усмотрение сущности, идеи,
основанное на
созерцат. природе разума (идея в философии Платона имеет значение «вида»,
зримого «лика» —
эйдоса); ноэма (мысль) есть постижение многообразия вещей как нек-рого единства.
Продолжив пла-
442 НОУМЕН
тоновское учение об уме, Аристотель толковал мышление как определ. соединение и
соотнесение
ноэм. Истина, по Аристотелю, есть адекватное сочетание поэм; ложь —
несоответствие утверждений
и отрицаний дей-ствит. связям между вещали и смыслами.
Термины «ноэзис» и «поэма» в специфич. значении использованы Гуссерлем и
феноменологич.
школами. Здесь они связаны с центр. понятием феноменологии — интенционалъностъю
(т. е.
предметной направленностью сознания). Взаимодополнительные (коррелятивные)
аспекты этой
направленности (интенциональности) Гуссерль обозначает терминами «ноэзис» и
«поэма». Ноэтич.
момент интенциональности, ноэзис, или «ноэ-за» (die Noose), есть осмысливающая
направленность
сознания на объект, к-рый, в свою очередь, как носитель смысла (мыслимого
содержания) есть
ноэма. Подобное различение служит в феноменологич. анализе задаче раздельного
описания
объектов сознания и процессов их идеального построения.
•Ахманов А. С., Логич. учение Аристотеля, M., 1960, с. 12—13, 106—08, 126—27;
Лосев А. Ф., История антич, эстетики,
[т. 2], М., 1974, с. 451—58; Шпет Г. Г., Явление и смысл, М., 1914, с. 133—46;
Мотрошилова Н. В., Феноменология, в
кн.: Совр. бурж. философия, М., 1978, с. 248—50.
НРАВСТВЕННОСТЬ, см. Мораль.
НУМЕНИЙ (?????????) (2-я пол. 2 в.), антич. философ, представитель
неопифагореизма и среднего
платонизма, один из предшественников неоплатонизма. Родом из Апамеи в Сирии. Для
учения Н.
характерна иерархич. структура бытия и онтологич. дуализм. Высшее место в этой
иерархии
занимает первый бог (или первый ум-нус), к-рый неподвижен и есть самоблаго,
отец, монада. Наряду
с ним вечно сосуществует материя: неразумная, непознаваемая и хаотичная. Будучи
«текучей и нрава
страстного», она как бы раскалывает вторую ипостась, или второй ум, демиурга, к-
рый, с одной
стороны, созерцает первый ум и умопостигаемое, с другой — тяготеет к материи,
печётся о ней и
соприкасается с чувственным. В противоположность первому уму, второй ум
подвижен:
упорядочивая материю и связывая её узами гармонии, он творит космос, к-рый есть
третий бог.
Однако, но др. источникам, третьим богом является злая мировая душа, тесно
связанная с материей,
от неё произошла смертная часть че-ловеч. души, или неразумная душа. Высшая
часть че-ловеч.
души (разумная душа) сопричастна первому уму и познаёт его «один на один».