<< Пред.           стр. 232 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 в духе номиналистич. традиции: существуют («сами по себе», вне мышления и речи)
 только
 чувственно воспринимаемые индивиды, и только они (их собственные имена или
 дескрипции) могут
 быть значениями предметных переменных логич. языка, образуя истинный «универсум
 рассуждения» (пред-метную область) любой науч. теории. Поэтому единственной
 приемлемой с т.
 зр. Н. логикой является узкое исчисление предикатов (см. Логика предикатов).
 Номиналистич.
 программа в известной мере обосновы-
 вается теоремой В. Крейга (США) об устранимости абстрактных терминов из яаыка
 науч. теории,
 однако полная практич. реализация этой программы представляется неосуществимой.
 • P в а ч е в Л. А., Математика и семантика. Н. как интерпретация математики,
 К., 196В; Яновская С. А., Проблемы
 введения ? исключения абстракций более высоких (чем первый) порядков, в кн.:
 Проблема знака и значения, М., 1969;
 Лед-ников ?. ?., Критич. анализ номиналистич. и платонистских тенденций в совр.
 логике, К., 1973; Курантов А. П., С т
 я ж к и н Н. И., У. Оккам, М., 1978; Соколов В. В., Ср.-век. философия, М.,
 1979; В et h E. W., L'existence en
 mathematiques, P.— Louvain, 1956; С а г г e M. H., Realists und nominalists,
 Oxf., 1981; Philosophy of mathematics, Oxf.,
 [1964].
  ?. М.
 Новосёлов.
 НОМОС И ФЮСИС (греч. ????? и ?????, букв. — закон и природа), понятия др.-греч.
 философии,
 одно из осн. противопоставлений в учениях софистов наряду с родственным ему
 противопоставлением «тесис и фюсис» (букв.— установление и природа), ставших в 5
 в. до н. э. у
 софистов и близких к ним мыслителей важнейшим орудием критики законов и обычаев,
 представляв-
 шихся несправедливыми. В условиях быстрого разрушения традиц. уклада и норм
 жизни расширение
 гео-графич. кругозора и знакомство с обычаями различных народов (сводка такого
 материала была
 сделана софистом Гиппием и получила широкую известность) привели к тому, что
 порядки,
 казавшиеся прежде единственно возможными по природе («фюсис»), теперь
 сопоставлялись с совсем
 иными установлениями др. народов, из чего делался вывод, что каждый народ живёт
 по своему
 собств. закону («номос»). Так, уже Геродот сопоставлял эллинский обычай сожжения
 трупов
 умерших с обычаем инд. племени каллатиев, согласно к-рому сын должен съесть тела
 умерших -
 родителей (Геродот III 38). Отсюда делались выводы о том, что законы и обычаи —
 дело рук самих
 людей и могут быть ими изменены. Гиппй, по словам Платона, указывал на то, что
 законы в ряде
 случаев понуждают человека к тому, что противно природе (Платон, Протагор 337С).
 Архелай,
 ученик Анаксагора, утверждал, что все этич. оценки основываются только на
 «законе», а не на
 «природе» (Диоген Лаэртий II 16). Софист Алкидамант утверждал, что никто не
 является рабом по
 природе («Схолии к Аристотелю», «Риторика» 1373 Ь). В 5 в. до н. э. начались
 также споры о том,
 возник ли человеч. язык «по природе», так что вещам естественно соответствуют их
 названия, или
 «по установлению», в результате произвольного соглашения людей.
 • Heinimann Р., Nomos und Physis, Basel, 1945; P o Illenz M., Nomos und Physis,
 «Hermes», 1953, Bd 81, H. 1—4, S. 418—
 38.
 НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (от греч. ???? ????? — законодат. искусство), в учении
 Канта
 способ законо-дат. деятельности разума в установлении им законов и правил
 познания (см. И. Кант,
 Соч., т. 3, М., 1964, с. 402). В неокантианстве баденской школы — метод ес-
 теств. наук, смысл к-
 рого состоит в обобщении и установлении законов. Введён Виндельбандом, подробно
 описан
 Риккертом, усматривавшим вслед за Кантом предмет естествознания в природе как
 бытии вещей,
 поскольку оно определено общими законами. Поскольку естествознание не открывает,
 а «полагает»
 законы природы, последние выступают как результат деятельности разума. Н. м.
 (генерализирующий) метафизически противопоставляется индивидуализирующему
 идиографическому методу наук о культуре. Упрощение посредством Н. м.
 экстенсивного и
 интенсивного многообразия явлений ведёт с этой т. зр. к содержательно
 обеднённому представлению
 реальности и отходу от реального многообразия. Н. м. абсолютизирует формаль-но-
 логич. закон
 обратного отношения объёма и содержания понятия, упрощённо изображая процедуры
 науч.
 мышления.
 • ? и к к e p т Г., Границы естсств.-науч. образования понятий, СПБ, 1903, гл.
 1—,4; его же, Науки о природе и науки о
 культуре, СПБ, 1911; Виндельбанд В., Прелюдии, СПБ, 1904; Кассирер Э., Познание
 и действительность, СПБ, 1912, г.
 286—303; Кон И. С., Филос. идеализм и кризис бурж. истории, мысли, М., 1959, гл.
 1, 4, 8; Асмус В. Ф.,
 Маркс и бурж. историзм, в кн.: Избр. филос. труды т. 2 М 1971, гл. 13—15; R
 o t h а с k e r E., Logik und Systematik
 der Geisteswissenschaften, Bonn, 1948; H а у e k P. A., The counterrevolution
 of science, Glencoe (III.), 1952.
 НООСФЕРА (от греч. ???? — разум и ?????? — шар), сфера взаимодействия природы и
 общества, в
 пределах к-рой разумная человеч. деятельность становится гл. определяющим
 фактором развития
 (для обозначения этой сферы употребляют также сходные термины: тех-носфера,
 антропосфера,
 социосфера). Понятие Н. как облекающей земной шар идеальной, «мыслящей»
 оболочки,
 формирование к-рой связано с возникновением и развитием человеч. сознания, ввели
 в нач. 20 в. П.
 Тейяр де Шарден и Э. Леруа. Вернадский внёс в термин материалистич. содержание:
 Н.— новая,
 высшая стадия биосферы, связанная с возникновением и развитием в ней
 человечества, к-рое,
 познавая законы природы и совершенствуя технику, начинает оказывать определяющее
 влияние на
 ход процессов в охваченной его воздействием сфере Земли (впоследствии и в
 околоземном
 пространстве), глубоко изменяя её своей деятельностью. Становление и развитие
 человечества как
 новой преобразующей природу силы выразилось в возникновении новых форм обмена
 веществом и
 энергией между обществом и природой, во всё возрастающем биогеохимическом и ином
 воздействии
 человека на биосферу.
 Зародившись на планете, Н. имеет тенденцию к постоянному расширению,
 превращаясь, т. о., в
 особый структурный элемент космоса, выделяемый по социальному охвату природы. В
 понятии Н.
 подчёркивается необходимость разумной (т. е. отвечающей потребностям
 развивающегося
 человечества) организации взаимодействия общества и природы в противоположность
 стихийному,
 хищнич. отношению к ней, приводящему к ухудшению окружающей среды. Поскольку
 характер
 отношения общества к природе определяется не только науч.-технич. уровнем, но и
 социальным
 строем, постольку сознат. формирование Н. органически связано со становлением
 коммунистич.
 обществ.-экономич. формации, создающей условия для превращения знаний,
 накопленных
 человечеством, в материальную силу, рационально преобразующую природную среду. •
 Тейяр де
 ШарденП., Феномен человека, пер. с франц., М., 1965; Вернадский В. И., Химич.
 строение биосферы
 Земли и её окружения, ?., 1965; его же, Размышления натуралиста, кн. 2, М.,
 1977; Природа и
 общество, М., 1968; Науч.-технич. революция, общество, М., 1973.
 НОРМА (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец), 1) средняя
 величина,
 характеризующая к.-л. массовую совокупность случайных событий, явлений. В таком
 смысле это
 понятие употребляется в исследованиях, проводимых с применением методов теории
 вероятностей и
 математич. статистики. 2) Н. социальная, общепризнанное правило, образец
 поведения пли действия.
 С помощью социальных Н. обеспечивается упорядоченность, регулярность социального
 вза-
 имодействия индивидов и групп. Социальные Н. могут быть универсальными,
 относящимися в
 равной мере к каждому индивиду в данном обществе, и частными, относящимися,
 напр., к определ.
 сфере проф. деятельности или же регулирующими действия индивида, занимающего
 данную
 статусную позицию или выполняющего данную социальную роль. Масштаб действия
 социальных Н.
 определяется рамками признающей их группы или организации и способом
 институциализа-ции.
 Обычно социальные Н. выступают в качестве элементов нормативных систем; наиболее
 важными
 системами нормативной регуляции являются мораль и право. Марксизм-ленинизм
 показал историч.
 характер и классовость социальных Н., к-рые представлялись бурж. сознанию
 естественными. В
 развитых классовых обществах обычно взаимодействуют относительно
 НОРМА 441
 автономные системы социальных Н., присущих различным классам, слоям и обществ.
 группам.
 Социальные Н. различаются по способу фиксации (формальные и неформальные, устные
 и
 письменные, выраженные явно или латентные), по степени обобщённости (конкретные
 образцы
 определ. действия или общие принципы деятельности), универсальности действия
 (специфич.
 привилегии или общезначимые права и обязанности); в них могут выражаться как
 позитивные
 (предписания), так и негативные (запреты) характеристики действия.
 Необходимое условие действенности социальных Н.— их обоснованность с т. зр.
 соответствия их
 принятым в данном обществе ценностям и идеалам, по отношению к к-рым Н.
 выполняют
 подчинённую, инструментальную функцию. Следование социальным Н. обеспечивается
 двояко:
 путём их интернализации (т.е. превращение внеш. требований во внутр.
 потребность, привычку),
 происходящей в процессе социализации индивида (при этом соблюдение Н. становится
 для него
 внутр. потребностью, привычкой), либо за счёт институциализации, включения в
 структуру общества
 и социального контроля, т. е. применения различных санкций к тем, чьё поведение
 отклоняется от
 принятых Н.
 Нормативная регуляция может быть традиционной — в этом случае критич. отношение
 к принятым
 Н. недопустимо, или рациональной, когда выявление и обоснование реально
 действующих в
 обществе социальных Н. становится особой задачей. Последнее особенно отчётливо
 проявляется в
 науч. деятельности, в рамках к-рой эту задачу решает методологич. самосознание
 науки.
 В условиях социализма вырабатывается система обобщённых и дифференцированных
 социальных
 Н., круга обязанностей, прав и свобод личности, закрепляемых в конституционно-
 правовых
 установлениях, в принципах коммунистич. морали. Важной проблемой социалистич.
 общества
 является интернализация этой системы в структуре личности — воспитание нового
 человека (см.
 Коммунистическое воспитание).
 • Пеньков Е. М., Социальные Н.— регуляторы поведения личности, М., 1972; Бобнева
 М. И., Социальные Н. и
 регуляция поведения, М., 1978; М е r t o n R. К., Social theory and social
 structure, Glencoe, 1957.
 НОУМЕН (греч. ?????????), понятие идеалистич. философии, обозначающее
 умопостигаемую
 сущность, предмет интеллектуального созерцания, в отличие от феномена как
 объекта чувств.
 созерцания. Понятие Н. характерно для учений объективного идеализма
 средневековья и нового
 времени, где Н. выступает аналогом платоновской «идеи». Совокупность ноуменов
 образует
 умопостигаемый, или «интеллигибельный», мир, учение о к-ром составляет важнейший
 спекулятивный атрибут неоплатонич. традиции. В интерпретации Канта Н.—
 возможная, но
 недостижимая для человеческого опыта объективная реальность, синоним понятия
 «вещь в себеъ.
 Согласно Канту, Н. есть лишь «демаркационное понятие», указывающее на пределы
 нашего
 познания, ограниченного миром явлений.
 • Кант И., Соч., т. 3, М., 1964, i:. 299—313; его же, там же, т. 4(1), М., 1965,
 с. 134—37; Асмус В. Ф., Этика Канта, там
 же, с. 24—36.
 НОЭЗИС И НОЭМА (греч. ?????? — мышление, постижение, разумение и ????? —
 мыслимое
 содержание, мысль), термины платоновской и аристотелевской философии,
 относящиеся к теории
 познания. У Платона ноэзис понимается как мыслящее усмотрение сущности, идеи,
 основанное на
 созерцат. природе разума (идея в философии Платона имеет значение «вида»,
 зримого «лика» —
 эйдоса); ноэма (мысль) есть постижение многообразия вещей как нек-рого единства.
 Продолжив пла-
 442 НОУМЕН
 тоновское учение об уме, Аристотель толковал мышление как определ. соединение и
 соотнесение
 ноэм. Истина, по Аристотелю, есть адекватное сочетание поэм; ложь —
 несоответствие утверждений
 и отрицаний дей-ствит. связям между вещали и смыслами.
 Термины «ноэзис» и «поэма» в специфич. значении использованы Гуссерлем и
 феноменологич.
 школами. Здесь они связаны с центр. понятием феноменологии — интенционалъностъю
 (т. е.
 предметной направленностью сознания). Взаимодополнительные (коррелятивные)
 аспекты этой
 направленности (интенциональности) Гуссерль обозначает терминами «ноэзис» и
 «поэма». Ноэтич.
 момент интенциональности, ноэзис, или «ноэ-за» (die Noose), есть осмысливающая
 направленность
 сознания на объект, к-рый, в свою очередь, как носитель смысла (мыслимого
 содержания) есть
 ноэма. Подобное различение служит в феноменологич. анализе задаче раздельного
 описания
 объектов сознания и процессов их идеального построения.
 •Ахманов А. С., Логич. учение Аристотеля, M., 1960, с. 12—13, 106—08, 126—27;
 Лосев А. Ф., История антич, эстетики,
 [т. 2], М., 1974, с. 451—58; Шпет Г. Г., Явление и смысл, М., 1914, с. 133—46;
 Мотрошилова Н. В., Феноменология, в
 кн.: Совр. бурж. философия, М., 1978, с. 248—50.
 НРАВСТВЕННОСТЬ, см. Мораль.
 НУМЕНИЙ (?????????) (2-я пол. 2 в.), антич. философ, представитель
 неопифагореизма и среднего
 платонизма, один из предшественников неоплатонизма. Родом из Апамеи в Сирии. Для
 учения Н.
 характерна иерархич. структура бытия и онтологич. дуализм. Высшее место в этой
 иерархии
 занимает первый бог (или первый ум-нус), к-рый неподвижен и есть самоблаго,
 отец, монада. Наряду
 с ним вечно сосуществует материя: неразумная, непознаваемая и хаотичная. Будучи
 «текучей и нрава
 страстного», она как бы раскалывает вторую ипостась, или второй ум, демиурга, к-
 рый, с одной
 стороны, созерцает первый ум и умопостигаемое, с другой — тяготеет к материи,
 печётся о ней и
 соприкасается с чувственным. В противоположность первому уму, второй ум
 подвижен:
 упорядочивая материю и связывая её узами гармонии, он творит космос, к-рый есть
 третий бог.
 Однако, но др. источникам, третьим богом является злая мировая душа, тесно
 связанная с материей,
 от неё произошла смертная часть че-ловеч. души, или неразумная душа. Высшая
 часть че-ловеч.
 души (разумная душа) сопричастна первому уму и познаёт его «один на один».

<< Пред.           стр. 232 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу